Почему все хотят детей?
28.09.2010 Общество
«Дети — цветы жизни». «Все лучшее детям». «Дети — это наше будущее». Оказывается, далеко не все готовы подписаться под этими словами. Сейчас люди, принципиально не желающие иметь детей, есть почти в каждом городе мира.
Чайлдфри — это люди, которые принципиально не желают иметь детей, сознательно отвергая такую возможность.
Изначально термин «childfree» (от англ. «свободный от детей») возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое обозначает человека по каким-либо причинам бездетного, но желающего детей. Чайлдфри (или просто ЧФ) существовали в обществе всегда, но довольно в малом количестве. Никто и не подумал бы относить их к отдельной социальной группе, если бы они сами не стали таковой в конце прошлого века, когда в мире начали активно множиться разнообразные организации, движения и социальные сети.
Как пишут практически все ЧФ-ресурсы, в 1992 году школьная учительница Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN), начав тем самым эру самоопределения людей как «сознательно бездетных». Сеть стала дико популярной и уже через недолгое время насчитывала 33 отделения с 5.000 участниками по всей стране.
Впрочем, есть информация, что история явления более древняя, и летопись нужно вести с 1970-х годов, когда в США существовала Национальная Организация для Не-Родителей. Много позже, в 2004 сообщество чайлдфри появляется в России, создав во всемирном «Живом Журнале» страницу своего сетевого сообщества. Так и началось «брожение умов» в Рунете.
Последние называют чайлдфри закоренелыми эгоистами и глупцами, которые отказываются от радости деторождения. Для того, чтобы не распыляться каждый раз на однотипные претензии, практически на любом ЧФ-ресурсе есть раздел часто задаваемых вопросов, в которых четко и иронично расписана вся идеология свободных от детей. Вот наиболее яркие ответы:
1. Вы просто безответственны, и потому не хотите иметь детей!
Согласно толковому словарю Ушакова, ответственность — это «положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств».
Следовательно, безответственным может быть только человек, который уже взялся за выполнение чего-либо, но не справился с порученным. Например, безответственна мать, родившая ребёнка и бросившая его в роддоме; безответственен отец, взваливающий всю тяжесть заботы о ребёнке на жену; безответственны родители, не уделяющие своим детям достаточного внимания. Но чайлдфри никак не могут быть безответственными по отношению к детям — ввиду отсутствия у них детей.
2. Вы эгоисты. Вы зациклены только на себе и на получении удовольствий от жизни.
Абсолютно все действия человек совершает из эгоистических соображений чтобы избежать неприятного и получить приятное. Рожают детей ТОЛЬКО из чистого эгоизма чтобы было кому стакан воды в старости подать, чтобы кто-то развлекал тебя и создавал своим присутствием эффект наполненности жизни, чтобы удержать мужа, чтобы смотреть на «свое продолжение»+ Не будьте эгоистом, усыновите африканского ребенка. А когда «ой, глазки мои, носик мой, весь в меня умный» — так это и есть эгоизм, желание себя любимого повторить. А лучше — пустите к себе домой пару бомжей, проявите истинный альтруизм. Не хотите? И кто после этого эгоист?
3. Во многих статьях о чайлдфри написано, что нежелание иметь детей — признак инфантилизма.
Спасибо, мы читали. А ещё мы читали статьи, где написано, что инфантильны люди, читающие фантастику и слушающие Владимира Высоцкого. А ещё пишут, что склонность к инфантилизму — признак всего современного общества. Так ли это в действительности, мы не знаем, но даже если мы, чайлдфри, действительно инфантильны — нам в жизни это не мешает
4. Чайлдфри — это не свобода выбора, а отказ от свободы выбора.
Заявляя, что никогда не будет иметь детей, чайлдфри лишает себя возможности в будущем пересмотреть свои взгляды и сам себя запирает в клетку.
Объявить себя чайлдфри совсем не значит продать душу дьяволу. Если назвавшая себя чайлдфри женщина когда-нибудь изменит свое мнение и захочет иметь ребенка, то вряд ли то обстоятельство, что энное количество лет назад она торжественно заявила, что никогда не захочет детей, ее остановит.
В то же время необдуманно рожденный ребенок это уже действительно необратимый шаг и как ни старайся, «обратно не родишь» (с). В том крайне маловероятном случае, когда ты ошибочно осознал себя как чайлдфри, а в старости раскаялся — платить за эту ошибку будешь только ты. В противном же случае и ты, и твои дети.
5. Вы, чайлдфри, все ненормальные!
Скан диплома психиатра, а также методику, по которой вы поставили диагноз, отправьте, пожалуйста, на е-мейл администрации форума.
Хотя назвать ЧФ идеологией или общественным движением — не совсем корректно. По крайней мере, в России. Да, зарубежные сознательно бездетные обсуждают в Сети несправедливость единого для всех налогообложения, вынуждающего их финансировать общественные школы, предлагают создать свою политическую партию. З
Западные чайлдфри выдвигают свои права не только в политической сфере, но и на потребительском рынке. На специальных сайтах можно найти сотни адресов чайлдфри-заведений ресторанов, гостиниц, кинотеатров и спортклубов, куда вход разрешён только без детей.
Российские же чайлдфри не причисляют себя к движению и не приписывают наличие идеологии. Это скорее сообщество по интересам, в котором можно найти поддержку со стороны единомышленников и обсудить волнующие вопросы.
Самыми знаменитыми чайлдфри, по словам самих чайлдфри, являются Джордж Клуни, Квентин Тарантино, Коко Шанель, Мерлин Монро и Милен Фармер. Возможно, сами себя как ЧФ они и не определяли, но вот отсутствие детей, да и вообще их образ жизни вполне соответствуют всем критериям.
За что не любят детей чайлдфри?За что не любят детей чайлдфри?За что не любят детей чайлдфри?
Чайлдфри есть и в Казани. И хотя они не захотели раскрывать свои личности, они с удовольствием объяснили свою позицию и поделились проблемами, с которыми столкнулись после отказа от детей.
Не могу сказать, что я не люблю детей. Нет, у меня есть племяшки, с которыми у меня прекрасные отношения. Просто я в своей жизни хочу большего: хорошее образование, успешную карьеру, много путешествий по разным уголкам мира и безбедную старость в вилле на Карибах. И ребенок с его криками по ночам, пеленками-распашонками, множеством затрат и проблем явно не поспособствуют исполнению моих желаний. Я с грустью смотрю на когда-то перспективных одногруппниц, которые потеряли все, «залетев» на третьем курсе. Максимум для них теперь — это прогулки до детсада и плохая работа».
Алия, 22 года.
«Жизнь без детей — это прекрасно. Ты посвящен сам себе, есть желание и возможность заниматься саморазвитием, никто не мешает и не отягощает своим присутствием. Единственное, не складываются отношения с противоположным полом: девушки рано или поздно хотят семью и детей, а я, как вы уже поняли, явно против последних. Поэтому сейчас я нахожусь в активном поиске девушки, которая бы разделяла мои взгляды».
Руслан, 27 лет.
«Быть чайлдфри тяжело. Приходится ежедневно отстаивать свои взгляды и право на самоопределение. Ну не хочу я детей! Какое всем дело почему? Нет, каждый считает своим долгом «наставить меня на путь истинный», то есть навязать свою точку зрения. Самая большая проблема — это родители. Их можно понять, но, честно, меня уже достали все их претензии и надежда на внуков. Это всеобщее давление вызывает лишь отторжение. Не хочу иметь ничего общего с детьми. Теперь точно».
Гульназ, 25 лет.
«Все, что связано с детьми, вызывает у меня дрожь по телу. Вы только вдумайтесь: болезненные роды и длительный восстановительный процесс после них — и ради чего? Ради ребенка, который убьет вашу карьеру, израсходует все ваши деньги, доведет до нервного срыва и, в итоге, пошлет тебя на три буквы, едва став подростком. Спасибо, но нет. И я совсем не понимаю, когда люди смотрят на ЧФ как на прокаженных. Господи, расслабьтесь! Мы — как вегетарианцы. Самостоятельно сделали свой выбор и никому ничего не хотим доказывать».
Альбина, 18 лет.
kazan24.ru
№ | 22.09.2010
Низкая рождаемость. Старение населения. Замещение «свободных» мест выходцами Азии, Латинской Америки и Африки. Это проблема европейского общества, и наша проблема тоже. Интеллектуальная элита России — средний класс — сегодня живет исключительно в долг. Как звери в неволе. А звери в неволе размножаются крайне неохотно.
Отрицательный баланс рождаемости существует, прежде всего, среди наиболее интеллектуального слоя общества, то есть среди тех, кто создает культурные, духовные и высокоинтеллектуальные ценности. Это так называемый «средний класс». Именно у них особенно плохо с рождением детей. Весь ужас положения заключается и в том, что интеллект, как и безумие, передается по наследству. Это давно доказано учеными.
Однако, те, кто живет по религиозно регламентированным нормам, воспроизводятся гораздо более успешно. Также успешно размножаются народы, в основе жизни которых лежит намного более низкий материальный достаток. Это тоже факт. Увы. Думаете, попахивает фашизмом? Нисколько. Блаженны нищие духом, ибо они утешатся?
Что такое «средний класс» в России?
С началом рыночных реформ в нашей стране начала формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998 года. Это событие практически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшего класса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса. Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса. Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения, считают многочисленные ученые.
В частности Ю.Левада вообще отрицает существование в России среднего класса. Он упирает на то, что понятие «средний класс» соединяет слишком разнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом. Другие же сомневаются в возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.
Мое же мнение (легко оспариваемое), что сейчас средний класс можно в большей или меньшей степени квалифицировать по образовательному цензу. По уровню же доходов, потреблению и стилю жизни этот класс все-таки ближе к низшему классу, чем к высшему. Особенно это касается «интеллектуалов»: учителей, рядовых врачей и молодых ученых. Вторая часть среднего класса — это собственники, предприниматели и высокооплачиваемые менеджеры. Эта часть не имеет ничего общего с первой и преследует абсолютно другую логику и приоритеты.
Почему интеллектуальная элита России не хочет рожать детей?
Ученые, медики и чиновники называют множество причин. Политики же, как обычно, валят все на политическую обстановку в стране. И все по-своему правы. Ученые утверждают, что средний класс хрупок и уязвим и нуждается в помощи и поддержке, прежде всего, государства. Спорно? Нет. Бездетный средний класс живет «в шоколаде» ровно до рождения первого ребенка, обычно относительно позднего. Дальше начинаются проблемы, прежде всего связанные с тем, что «интеллектуальную элиту» необходимо растить с раннего детства. Цены на ясли, детские сады, школы и лицеи все, надеюсь, себе хорошо представляют?
Мало того, в этот момент на семью сваливается другая беда. Родители как правило достигают пенсионного возраста и «садятся на шею» и без того обремененной расходами семьи. Обычно, к этому моменту они уже обременены многочисленными заболеваниями, которые требуют дополнительных трат со стороны детей, так как с современным уровнем пенсионного обеспечения к выживанию старшее поколение не особенно способно. А если у семьи «среднего класса» еще и ипотека в банке? Видимо продолжать дальше не стоит. Перспективы в тумане. Стабильности нет.
В то же время в многодетных семьях иных религиозных этносов эта нагрузка распределено ложится на многочисленных детей, причем «по очереди», в зависимости от возраста. Чудовищные расходы на образование также не висят на этих семьях, что делает «себестоимость» воспитания одного ребенка достаточно низкой. С другой стороны, любая низкаястоимость в условиях нищеты также достаточно велика. Что же получается? У кого жемчуг мелок, а у кого дети от голода плачут? Похоже, в России это именно так.
Что еще у среднего класса «не слава богу»? Как шутил один мой приятель, «да здравствует эмансипация эмансипированных эмансипанток и феминизация мужчин». Да, да, уважаемые читатели. Двадцативосьмилетняя сотрудница банка получает хорошую зарплату, которой ей хватает на посещение дорогих косметических салонов, тренажерных залов и автомобиль плюс ежегодные загранпутешествия. Ну и зачем ей муж и ребенок? Чтобы на социальном лифте из начальника отдела или старшего менеджера превратится в затюканную домохозяйку? И зачем ей мужчина рядом, когда по всем признакам она сама уже стала мужчиной, главой семьи из себя одной? А родить ребенка «для себя» — это уже невозможно в принципе. Экономически. Семья из одного человека нестабильна, и, как правило, обречена на неуспех. Рядом нужен «настоящий мужчина», а он в среднем классе, как правило, инфантилен, и состоятелен лишь в сугубо профессиональной деятельности, а не в быту, о котором он не имеет ни малейшего представления.
Короче говоря, средний класс в России не только «узок» и нестабилен, так еще ко всему вдобавок не хочет создавать семьи и рожать детей. А это уже государственная проблема. Ведь, по мнению ученых, средний класс в обществе выступает и в роли «эксплуатируемого», и в роли «эксплуататора», что создает для представителей этого слоя постоянные стрессовые ситуации в непрерывном стремлении повысить или хотя бы сохранить существующий образ жизни, на фоне чего деторождение становится проблемой номер три и четыре.
Как бороться с низкой рождаемостью?
Идея укрепления и оказания помощи среднему класса абсолютно не нова. Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество.
Универсального и синергического решения проблемы на настоящий момент не существует. Есть только положительный опыт некоторых стран, в том числе США. В частности, еще недавно в Америке большинство населения ограничивалось всего одним ребенком. Государство сделало ставку на выживание и развитие среднего класса и не прогадало. Сейчас демографическая ситуация в Америке достаточно стабильна, несмотря на кризис.
«И что? — спросите вы. — Где позитив»? Где пути выхода из этого кризиса? Я не знаю. Но задумался, к чему призываю и вас, и родных правителей, с их смешной и мифической помощью типа смехотворных «детских пособий» и непонятного «материнского капитала», на который ничего нельзя купить в силу ничтожности суммы и ограничений на использование. На фоне этого, нищие государственные субсидии бывшего СССР и бесплатное высшее и среднее образование начинают казаться мне образцом государственной заботы и вызывают легкую ностальгию. А быть может дело в нас? В том, что наш мозг перестроился в сторону дешевого суррогатного потребления и материальных ценностей, а духовная часть воспитания безнадежно пропущена? Не знаю. Тема на несколько томов диссертации. А что думаете вы? Для тех, кто интересуется этой темой, рекоменбую статью Анатолия Вишневского «5лет — и Россия вновь начнет вымирать», опубликованную в «Свободной прессе».
Может, попробуем выжить и не допустить механического замещения россиян выходцами из Средней Азии, Китая и пр.? Да, Римская империя исчезла – и ничего, мир не перестал существовать. Но она не исчезла как культурная единица, а это, как говорят в Одессе, две очень большие разницы. Может пора заводить детей? Невзирая ни на что. А то, если бы наши родители рассуждали, как мы сейчас, то и нас бы на свете не было. Не так ли?
Несмотря на то, что речь вроде как идет именно об отрицании материнской функции, я бы хотела обратиться к теоретикам детского психоанализа. Начиная с Мелани Кляйн и далее, если попытаться грубо собрать воедино разнообразие мнений, практически все независимо от школы и направления в один голос заявляют о существовании некого замкнутого круга, в котором способность к адекватному взаимодействию с ребенком и удовлетворению его потребностей зависит от собственного младенческого опыта матери, насколько в ее детстве эти потребности хорошо удовлетворялись.
В то же время как не существует «ребенка отдельно от матери», так же нет «матери вне отношений с отцом» — все эти взаимодействия младенца с родителями или родителем во многом определяют, каким родителем впоследствии станет сам ребенок или вообще захочет ли им быть. Согласно исследованиям детско-родительских отношений и их последующему влиянию на родительский опыт, дети чутких и отзывчивых матерей имеют впоследствии наилучшие адаптивные способности, устойчивую психику и, если говорить о девочках, впоследствии становятся такими же интуитивно благополучными матерями.
У противоречивых, непоследовательных матерей впоследствии вырастают дети с таким же амбивалентным, противоречивым типом привязанности, вариант хуже — это отвергающее отношение матери, формирующее такую же избегающую привязанность у детей. И самый последний вариант — это депривация, то есть полное отсутствие контакта ребенка с матерью в силу тех или иных причин. Впрочем, касаясь последнего пункта, по мнению Винникотта, хоть папа и немного хуже мамы, но достаточно хороший отец (или другой преданный член семьи) мог бы эту утрату восполнить.
Возможно, все это звучит несколько запутанно, но по сути мысль, которую я пытаюсь донести, достаточно проста: если вы опасаетесь, что в вашем нежелании быть матерью есть какая-то патология, то прежде всего посмотрите на свою мать и ваши отношения с ней. На самом деле это не такая уж и простая задача, потому что речь идет главным образом о ваших совсем ранних взаимоотношениях, и даже если сейчас между вами все прекрасно, вам предстоит сыграть в Шерлока Холмса и собрать картинку из обрывков и фраз.
Может быть, она когда-то упоминала про свое нежелание иметь детей, свои трудности в понимании, что делать с младенцем, свое отрицание материнства, или что кто-то из вас заболел, и пришлось на какое-то время расстаться — возможно, вы что-то уже знаете или когда-то слышали об этом, а быть может, вам удастся почерпнуть информацию у бабушки, папы или прочих родственников. Если в ваших отношениях действительно существуют проблемы или вам удалось выяснить проблему с принятием вашего существования мамой в младенчестве (это все же должна быть достаточно серьезная проблема), то тогда, пожалуй, вам стоит обратиться к специалисту и попытаться разобраться, что же происходит в вашем сознании с принятием потенциального ребенка.
Почти каждый десятый россиянин не хочет иметь детей. Таковы итоги опроса «Левада-центра». Надо признать, что в последнее время желающих прожить свою жизнь, не осложняя её детскими проблемами, становится всё больше и больше.
Почему люди не хотят иметь детей? А впрочем, обязаны ли они это делать в обязательном порядке?
Причины для мужчины
Если верить психологам, то отцовский инстинкт у мужчин и в самом деле развит слабее, чем материнский. И порой он просыпается только с появлением ребёнка на свет. Или даже спустя некоторое время, когда с ребёнком уже можно общаться.
Однако упорное нежелание некоторых представителей сильного пола обзаводиться потомством чаще объясняется всё же иными причинами – от неприятного жизненного опыта до его сомнений в своих чувствах.
1. Боязнь ответственности
При этом мужчина – не обязательно эгоист, не привыкший заботиться о ком-то другом. Страх перед возможным отцовством бывает у мужчин, которые сами выросли без отца. Такой мужчина очень хотел бы стать хорошим папой, но, не имея образца в детстве, просто не знает, как этого достичь. Он не уверен в своих силах и плохо представляет, что потом делать с этим ребенком.
2. Неуверенность в чувствах
Мужчина либо еще не уверен в собственных чувствах по отношению к своей спутнице, либо уже не уверен. То есть он может стремиться проверить крепость семейных уз, перед тем как обзаводиться потомством, дабы потом не оставлять его без отца. Хотя не исключено, что в его жизни появилась другая, и он готовит пути к отступлению.
Поэтому если семейный стаж исчисляется всего годом, лучше всё-таки проверить свои чувства временем и только потом заводить детей. Ну, а если муж, который поначалу был не против ребёнка, вдруг наотрез отказывается стать отцом, скорее всего, он действительно приготовился к смене семейного судна. Однако рожать ребёнка для того, чтобы его удержать, не стоит ни в коем случае.
3. Нужно встать на ноги
Некоторые мужчины откладывают рождение ребёнка, мотивируя это тем, что сначала нужно «встать на ноги». Они привыкли брать ответственность за состояние семьи на себя и искренне боятся, что не потянут её увеличившийся бюджет.
Кстати, порой причиной таких сомнений могут быть повышенные материальные запросы жены.
4. Хватит и одного
Часто мужчины, у которых уже есть ребёнок от предыдущего брака, больше не стремятся примерить на себя роль папы. Если прошлый брак выдался не слишком удачным, то ребенок у мужчины может ассоциироваться, в первую очередь, с многочисленными трудностями и обязанностями. Поэтому он может и не гореть желанием вновь всё это пройти. А некоторые в таких случаях и просто не видят в этом необходимости – ребёнок-то у них уже есть.
5. Не уступлю
Некоторые мужчины заранее воспринимают будущего ребёнка как соперника. Они боятся, что после рождения малыша всё внимание, которое до этого доставалось только им, будет уделяться исключительно этому крохотному существу.
С одной стороны, у многих женщин действительно существует установка, что с рождением ребёнка всё её внимание принадлежит только ему. Что происходит с мужем, что он чувствует, о чём переживает, женщину теперь не интересует.
Однако по большей части отношение к ребёнку как к сопернику говорит о глубинном инфантилизме мужчины. Он сам ещё не повзрослел и не готов взять ответственность не только за жизнь другого, но и за собственную.
Материнский инстинкт отдыхает
Как правило, от возможности почувствовать себя мамой женщины отказываются по нескольким причинам.
1. Не хочу жертв
Нежелание лишать себя комфорта – сегодня одна из главных причин, по которой современные женщины отказываются от материнства.
Многие женщины честно признаются, что просто не готовы к жертвам и трудностям, которых требует рождение ребёнка. Тем более что это неминуемо повлечёт некоторое ухудшение материального положения, вызовет необходимость экономить и т.д. Причём чаще всего так рассуждают представительницы слабого пола, которые крайне далеки от черты бедности. Их средств вполне хватает на безбедное житьё, и отказываться от него ради ребёнка им не хочется.
Как правило, подобное отношение к материнству встречается у избалованных в детстве девочек. Всеобщую любовь и заботу она с младых лет воспринимает как должное. И, вырастая, не желает поступаться собственным комфортом, взваливать на свои плечи ответственность за кого-либо. Да она просто и не умеет эту ответственность ощущать.
2. Карьера важнее
Сегодня многие представительницы слабого пола без сожаления приносят материнство на алтарь карьеры. Одни всё-таки рожают детей, а потом оставляют их на попечение бабушек с дедушками или нянь, целиком погружаясь в освоение карьерных просторов. Наличие ребёнка избавляет их от упрёков в нежелании становиться мамами. Но на самом деле этот ребёнок им абсолютно не нужен.
Многие же и вовсе отказываются рожать детей, считая, что современная женщина прежде всего должна состояться как личность.
3. Я тебе не верю
Нередко представительницы слабого пола тянут с материнством, не будучи уверенными в собственном спутнике жизни – в его верности, способности содержать семью, заботиться о ребёнке и т.д.
Если мужчине со временем всё-таки удаётся развеять сомнения женщины, то она с готовностью решается стать мамой. Хотя не исключено, что, осознав полную несостоятельность избранника, она предпочтёт с ним расстаться.
4. Мне и так хорошо
Часто не торопятся с материнством девочки, которые росли в эмоционально холодной среде и недополучили от родителей внимания и ласки. Такие девочки обычно ещё в детстве игнорируют «девчоночьи игры» – в куклы, дочки-матери и так далее. Для родителей это должно стать явным сигналом, что у их дочери серьёзные проблемы с эмоциональной сферой.
В любом случае, если они рассчитывают в будущем понянчить внуков, им нужно с раннего детства не скупиться на проявление тепла и нежности по отношению к дочке.
Однако нередко люди, даже не испытывая желания становиться родителями, всё же решаются на этот шаг, чтобы избежать упрёков со стороны общественности. В результате прилёт аиста не приносит ничего, кроме несчастья.
На Кавказе с каждым годом становится все больше сторонников чайлдфри — людей, которые осознанно выбирают жизнь без детей. Физиологически они способны к деторождению, однако не хотят рожать, объясняя свой выбор разными причинами.
Первые чайлдфри появились на волне эмансипации в США, а в 1990-е это неорганизованное движение, точнее, даже идеология приобрела популярность. Постепенно чайлдфри появились и в России, а сейчас их все больше и на Кавказе.
«Мне кажется, что рожать ребенка в современном мире очень жестоко. Это все равно, что тебя, не спрашивая, сажают в машину, привозят в какое-то незнакомое место — и выпускают. Ты не просил этого делать, но, прости, чувак, теперь живи с этим», — рассказал Кавказ.Реалиям житель Владикавказа Георгий Цой. Ему уже за 30, и решение не иметь детей он принял еще будучи студентом.
Большинство из опрошенных Кавказ.Реалиями людей не отрицают, что когда-нибудь, возможно, изменят свою точку зрения.
«Меня пока не тянет и не хочется, — рассказывает жительница Владикавказа Лидия. – Может, и никогда не захочется. Откуда мне знать, что меня ждет завтра? Вдруг я влюблюсь и захочу от этого человека пятеро детей? А вдруг останусь одна и умру в одиночестве. Оба варианта я одинаково спокойно расцениваю, не пугает ни то, ни другое».
Житель Моздока Николай Чекулаев рассказывает, что он еще в 14 лет решил, что не будет иметь детей.
«На данный момент я категоричен в своем мнении, надеюсь на то, что в будущем я не изменю своих взглядов, — говорит Николай. — Но я человек, развиваюсь и могу в любой момент поменять свое мнение. Но не хотелось бы».
Объясняя причины, по которым он пришел к своему нынешнему мировоззрению, Николай прежде всего называет желание делать карьеру – сейчас ему 24.
Он добавляет, что многие родственники и знакомые не одобряют его выбор.
Зато получается просто с девушками: по словам Николая, он изначально общается лишь с теми, кто придерживается схожих взглядов.
Семейная пара – проживающие во Владикавказе Станислав и Тамара – поженились три года назад. Среди прочего их связывает и нежелание иметь детей.
«Я вообще не понимаю смысл заводить детей на планете, которая станет непригодна для существования лет через 20, если не раньше, — говорит Станислав. – И этого уже не избежать, но и не ускорить. Главное – рост экономических показателей, а для этого нужен рост потребления, то есть увеличение числа потребителей. А большинство и рады быть инкубаторами. Но чем больше детей, тем хуже уровень жизни. И получается замкнутый круг».
По мнению некоторых психологов, многие как раз смотрят на рождение детей через социально-экономическую призму, задумываясь об их будущем. В результате рождение детей откладывается на момент, когда будет решен квартирный вопрос, а финансовая подушка будет крепче, чем в момент брака. Кроме того, по мнению психологов, потенциальные родители заранее беспокоятся о будущем детей при возможном разводе.
«Отчасти некоторые не хотят заводить детей, потому что наблюдают картину частых разводов и потом деление детей, — объясняет Кавказ.Реалиям психолог Ламара Исмаилова. — Другими словами, у них нет ощущения безопасности и стабильности, чтобы брать на себя ответственность за рождение детей».
Психолог Залина Текоева указывает, что на Кавказе традиционная семья – многодетная.
«Это не европейская модель, а больше восточная, в которой семьи всегда славились большим количеством детей, — говорит Текоева Кавказ.Реалиям. — У нас в Осетии особенно, потому что осетинки, по сравнению с женщинами всего Кавказа и Закавказья, рожали намного больше. Некоторые грузины, например, считали, что нужно жениться на осетинке, потому что она тебе родит много детей. Но в последнее время я очень часто сталкиваюсь с тем, что очень много людей, даже среди кандидатов в приемные родители, говорят: «Я не хочу рожать», «Я не хочу портить тело» и так далее».
Текоева оправдывает таких людей, объясняя это тем, что сейчас идет быстрое развитие общества: «Наверное, это выбор каждого человека, и раз мы большими шагами идем в эпоху нового времени, мы, наверное, стремимся к европейской модели жизни. И там, конечно, все живут для себя, жизнь «для детей» там актуальна в меньшей степени. Поэтому европейцы рожают ближе к 40 годам и одного ребенка максимум. И мы, наверное, тоже к этому идем».
По словам психолога, причин для такого выбора может быть достаточно много, и некоторые из них оправданы.
«Возможно, они на сегодняшний момент своей жизни еще к этому не пришли, — объясняет специалист. — Есть стереотип, что тебе для полноценности нужны дети, и чтобы отойти от стереотипов и реально идти за своим внутренним желанием, конечно, человек должен сам решить, нужно это ему или нет, есть у него потенциал быть родителем или нет. Ведь у многих нет такого потенциала. Иногда попадаются 50-летние инфантилы, и думаешь, ну что он может дать своему ребенку? Или дети, в работе с которыми ты понимаешь, что родитель им ничего не дает. Если человек здраво оценивает свои знания, возможности, ресурсы, силы, он понимает, что ему нечего дать, что ему еще самому надо побыть в детстве, я считаю, что это честно по отношению к детородству».
Тем не менее, Текоева не поддерживает эту идеологию.
«С другой стороны, рассуждая о том, нормально это или нет – конечно, нет, — рассуждает психолог. — Было бы здорово, чтобы любой человек, пройдя все этапы жизни, понял, что он часть этого жизненного потока и что мы в этот мир приходим на очень короткий период, чтобы оставить свое продолжение, частичку себя. Все, что ты можешь сделать хорошего в этом мире – это оставить в нем продолжение этого хорошего. С этой точки зрения, более божественной, более глубокой, было бы здорово, чтобы каждый человек к этому осознанно пришел».
Председатель общественной организации «Иудзинад» Батраз Кучиев считает, что мода быть свободным от детей обязательно пройдет.
«Чисто по-человечески – ну как можно не иметь детей? – вопрошает Кучиев. — Это продолжение рода, традиций, фамилии, культуры. Даже если это поветрие охватит лишь небольшую часть общества, это все равно может привести к катастрофе. Самое первое, что подвергнется дискредитации – это традиции, это мораль. Эта идеология вражеская, внедренная какими-то технологиями. И есть люди, которые подхватывают всякие модные стили. Им не хватает самодостаточности яркой, они пытаются следовать новомодным течениям. С такой идеологией общество превращается в стадо, у которого нет будущего».
Отсутствие материальной базы для рождения детей Кучиев не считает достаточной причиной для отказа от них.
«Возьмем трудные довоенные, послевоенные времена, времена после революции – тогда было по 8-9 детей, — объясняет он. — Их трудно было выкормить, но их вырастили чистыми, честными, с совестью. А сейчас посмотрите вокруг? Люди живут нормально, разве что с золотых тарелок не едят. Чайлдфри просто прикрывают свой антиобщественный выпад подобными причинами. Но это пройдет. Грустно от того, что такое явление вообще есть. Неужели из всего разнообразия того, что предоставляет жизнь, они выбрали именно это. Может быть, некоторым не помешало бы даже пройти курс лечения».
С религиозной точки зрения не иметь детей в браке, если оба супруга здоровы, неприемлемо, следует из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». В разделе, посвященном вопросам биоэтики, говорится, что отказ от деторождения из эгоистических мотивов является грехом.
Имам Хамди Назимов говорит, что и в исламе с рождением детей все очень строго.
«В семье должны быть дети, — сказал Кавказ.Реалиям Назимов. – Я не знаю, кто может отказаться – это Божий дар. Мы должны что-то после себя оставить. Я не понимаю, я даже не могу думать о том, чтобы мусульманин не хотел иметь детей. Иногда даже врач запрещает рожать, требует аборт, говорит, что ребенок родится больным, а люди все равно рожают. Объясняют: если Бог дал, то мы принимаем. И если кто-то ссылается на материальные причины — это старшие должны решать, а не молодежь. Мы постоянно говорим молодежи: если Бог дал ребенка, то все остальное он тоже даст! Если птичка из гнезда вылетает, она возвращается сытая».
Назимов рассказывает, что гораздо чаще его просят о содействии в рождении ребенка: помолиться, посоветовать какие-нибудь травы. «И, слава Богу, очень часто помогает», — добавляет он.
На сегодняшний день чайлдфри на Кавказе – это, скорее, исключение из правил. Зачастую во многих семьях воспитывается сразу по несколько детей. Тем не менее, в тематических группах в социальных сетях объединяются люди, придерживающиеся противоположных взглядов. Среди них есть и жители Кавказа.