Подростки с какого возраста

Подростки с какого возраста

Гигиена мальчика, подростка, юноши включает гигиену кожи и волос, гигиену одежды и обуви, вопросы режима дня (включая гигиену сна), профилактику травматизма.
Правильный уход за кожей необходим для предотвращения её воспалительных заболеваний, преждевременного старения.

Необходимо постоянно удалять с кожи продукты деятельности сальных и потовых желез, предотвращать их загрязнение. Для этого необходимо кожу открытых частей тела мыть водой с мылом ежедневно, закрытых – не реже двух раз в неделю.

Необходимо следить за тем, как умываются мальчики. Нередко многие из них моют только переднюю часть лица, оставляя на других его частях грязные подтеки. Многие после мытья рук и умывания не умеют как следует вытереться. Необходимо вытереться как следует, так как иначе на плохо вытираемых местах может произойти обветривание кожи, появляются так называемые «цыпки», трещины, огрубления . Процедура умывания не должна быть мучительной или неприятной для мальчика. Если умывание неприятно, то вырабатывается стойкое отрицательное отношение к нему, вплоть до отвращения.
При умывании следует пользоваться водой комнатной температуры, так как горячая вода делает кожу дряблой, снижая её эластичность, а холодная нарушает нормальное ее питание, вследствие сужения сосудов и задерживает отхождение выделений сальных желез, что в конечном итоге способствует образованию угрей. Руки следует мыть после каждого загрязнения, после посещения туалета, перед едой, после игры с домашними животными. Душ по возможности следует принимать ежедневно.
В подростковом возрасте усиление потоотделения и пот при этом приобретает характерный запах. Поэтому необходимо ежедневно мыть под мышками. У многих подростков, юношей, мужчин интенсивно потеют ноги. Способствует потению ног плоскостопие, тесная неудобная обувь, особенно на резиновой подошве, ношение синтетических чулок и носков. Естественно, потение значительно усиливается при неопрятном содержании ног, редко смены носок. Помимо того, что это ведет к неприятному, порой весьма интенсивному запаху, это самым непосредственным образом способствует и ухудшению здоровья: преют ноги (между пальцами появляются трещины, в них попадает грязь, появляются гнойнички).
Для предотвращения всего этого, необходимо ежедневно мыть ноги прохладной водой и ежедневно менять носки, следить, чтобы обувь была всегда сухой. Лишь отсутствием гигиенических навыков можно объяснять тот факт, что некоторые подростки, юноши, мужчины крайне запускают свои ноги, так что разуться где-то в гостях им даже неприлично – такой запах исходит от носок.
Заметим, что никогда человек не может стать привлекательнее для окружающих за счет пассивного отношения к каким – либо элементам своей наружности. За своими волосами мальчик должен следить всегда – мыть по мере загрязнения волос, стричься ежемесячно. Очень вредно для волос, если их обладатель ходит зимой с непокрытой головой, это приводит к выпадению волос.
Не следует пренебрегать и уходом за ногтями. Прежде всего их следует регулярно стричь, мыть каждый раз по приходу с улицы, с работы, перед едой.
Одежда у мальчиков домашняя, школьная и для улицы. Важно чтобы юноша был приучен к переодеванию, а не ходил в одной одежде везде – и в школе, и на прогулке, и на концерте и спортом заниматься в этой одежде.

Что понимается под гигиеной?

Гигиена – совокупность практических мер, действий, мероприятий, обеспечивающих сохранения здоровья. Гигиенические навыки сами не рождаются. Им надо учить ребенка с самого раннего возраста. В особенности важно научить девочку. Ее личная гигиена заключается, прежде всего, в чистоте тела, белья, одежды, обуви, жилища. Сюда также относится: правильное чередование умственного и физического труда, отдыха, занятия физической культурой, регулярное питание, полноценный сон и т.п.
Соблюдение чистоты тела — является первоочередным в личной гигиене. На поверхности кожных покровов открываются выводные протоки потовых и сальных желез, скапливаются отторгнутые чешуйки поверхностного слоя кожи, пыль, сажа, микроорганизмы. Кожный жир, компоненты пота, чешуйки закупоривают поры и сальные железы, нарушают функции кожи, что является благоприятной питательной средой для микробов. Накопившаяся на коже грязь, разлагаясь, образует неприятно пахнущие и раздражающие кожу вещества, которые могут способствовать развитию кожных заболеваний (гнойничковых, грибковых). Одновременно могут отмечаться снижение объема кожного дыхания и расстройство терморегуляции.
Не реже 1-2 раз в неделю надо мыться теплой водой с мылом и мочалкой. Лучше всего мыться под душем, в проточной воде. Мытье в ванной, с точки зрения гигиены, менее предпочтительно, т. к. человек находится в непроточной воде, загрязненной поступающими в нее с тела микробами, жиром, солями пота, пылью. Поэтому после мытья в ванной необходимо обязательно ополоснуться чистой водой или под душем.
Важно знать ведение здорового образа жизни, исключение ранних и тем более беспорядочных половых связей помогут подросткам достичь физиологической, психологической и социальной зрелости, а в будущем иметь здоровых детей и на долгие годы сохранить здоровье.

«Переходный возраст: особенности контакта с подростками»

В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка контакта с семьями детей, имеющими ограниченными возможностями здоровья, т.к- считаем, что лишь при наличии единого стиля требований семьи и школы можно рассчитывать на успех. Каким будет наш человечек — во многом зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. Нарушения общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Особенно это бывает в подростковом возрасте. Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей , юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков.

Особенности подросткового возраста
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?
· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.
· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.
· Попытаться превратить свои требования в его желания.
· Культивировать значимость образования.
· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты. — Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?».
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
· Живите во имя своего ребенка.
· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).

8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.
9. Станьте ему добрым другом и советником.

< Предыдущая

Обществознание, 6 класс

Урок 4. Отрочество – особая пора

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Основные возрастные периоды жизни человека.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Психологический и биологический возраст.

Тезаурус

Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Основных возрастных ступеней шесть:

  • Детство (до 11 – 12 лет):

Новорожденные – до 4х недель;

Грудной период – от 4 недель до 1 года;

Раннее детство – 1–3 года;

Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;

Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.

Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).

В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.

Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.

Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:

1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;

2 Место принадлежит Китаю.

Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.

К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.

В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.

Люди разных возрастов различаются между собой, им характерны разные привычки и вкусы. Чаще всего люди объясняют это фразой «мы из разных поколений».

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.

Психологические особенности: невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учебе, эмоциональность, чувство «Взрослости».

Условно возраст принято делить на биологический и психологический.

Если биологический возраст указывает на степень молодости или старости тела, которая зависит напрямую от генов и образа жизни человека, то психологический возраст – это показатель степени развития человека. Отсюда часто слышимое выражение – «развит не по годам».

Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.

Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.

Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Например, для подросткового периода характерны невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учёбе, эмоциональность, чувство «Взрослости».

Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.

Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.

Например:

В 7 лет – дети идут школу;

14 лет – получают паспорт;

18 лет – призывают в армию.

Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Как только ты появился на свет, ты имеешь право:

  • На жизнь;
  • На гражданство;
  • На Имя, Фамилию, Отчество;
  • Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
  • А также ещё ряд прав, установленных Конституцией и Конвенцией о правах ребёнка.

К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!

Подросток имеет право:

  • На получение бесплатного среднего образования;
  • Давать согласие на изменение своего имени, фамилии;
  • Давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  • Выражать своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • Осуществлять авторские права (т.е. права на результаты своей интеллектуальной деятельности, будь то литература, живопись, музыкальные произведения и т.д.);
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • Работать, но поступление на работу допускается только в свободное от учебы время и для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью с согласия родителей!

С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:

  • Убийство;
  • Умышленное причинение вреда здоровью;
  • Похищение человека;
  • Кражу;
  • Грабёж;
  • Разбой;
  • Вымогательство;
  • Неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения;
  • Террористический акт и т.д.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.

Варианты ответа:

Детство

(80 лет и старше)

Подростковый возраст

(15 – 30 лет)

Юность

(60 – 80 лет)

Зрелость

(11 – 15 лет)

Пожилой возраст

(30 – 60 лет

Старость

(80 лет и старше)

Ответ:

Задание 2. Рассортируйте возрастные особенности для возрастных периодов.

Подростковый период

Зрелость

Варианты ответа:

Невнимательность, отсутствие максимализма, чувство «Взрослости», весь спектр прав и обязанностей, рассеянность, снижение интереса к учёбе, приоритет: профессиональная деятельность и семейные отношения, эмоциональность.

Ответ:

Подростковый период

Зрелость

Невнимательность

Рассеянность

Снижение интереса к учёбе

Эмоциональность

Чувство «Взрослости»

Приоритет: профессиональная деятельность и семейные отношения

Весь спектр прав и обязанностей

Отсутствие максимализма

Что это такое?

Переход к юности Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию. Начинается подростковый возраст с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10-летнем возрасте, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 летнему возрасту, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения и наступления кризисного возраста?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек переходный возраст начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. В этом возрасте появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10-летнему возрасту становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию, иногда присущему этому возрасту – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным?

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом возрасте рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки, сопровождающие переходный возраст.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму кризисного возраста необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей того же возраста, с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании людей его возраста. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь в этом возрасте все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового возраста. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом возрасте.

Возникают проблемы переходного, такого трудного взрослеющего возраста, также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. В этом возрасте юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии подросткового возраста относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому возрасту, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для юного человека подросткового возраста (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия этого возраста может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком подросткового возраста, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку этого возраста имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание требований человеку подросткового возраста на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко поколение взрослеющего возраста совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики этого возраста, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду проблемного возраста с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному возрасту – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку этого возраста поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис?

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в переходный возраст.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Видео: Подростковый возраст – советы психолога

Чтобы такой трудный и сложный переходный возраст у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *