Принципы управления файоля

Принципы управления файоля

Место концепции А. Файоля в системе учений об управлении

Менеджмент – это рациональное управление современным предприятием, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства и бизнеса.

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роли пассивного следования за практикой менеджмента. Именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых, происходили широкие преобразования в практике управления.

Учения об управлении условно можно разделить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер. «Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».

Согласно другой классификации в истории менеджмента выделяют три школы теории управления: классическая школа, школа человеческих отношений и школа науки управления. Эти школы возникли в разные исторические периоды, однако, несмотря на это, все три школы нашли свое воплощение в текущей управленческой практике.

Классическая школа представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Примечательно, что ее усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим. Согласно точке зрения, изложенной А. Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики.

Классическая школа может быть подразделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход (Ф. Тейлор и Л. Гилберт) и административный управленческий подход (А. Файоль и М. Вебер).

Цель административной школы – создание универсальных принципов управления

Административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Итак, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и административной школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители административной школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Своей целью основоположники административной школы считали создание универсальных принципов управления. При этом они придерживались того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

В своих исследованиях А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности французского опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление»(1923). В основе его концепции лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследования Файоля, т. е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

Понятие администрирования в теории А. Файоля

Управлять, утверждал А. Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  • технические и технологические (производство, изготовление, переработка);
  • коммерческие (закупка, продажа, обмен);
  • финансовые (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  • охранные (охрана собственности и физических лиц);
  • учетные (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  • административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль) операции.

Руководство перечисленными операциями А. Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести выше перечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделили все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия, уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть — … означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

  • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырьё, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);
  • ведущих направлений развития предприятия;
  • возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

  • искусства управлять людьми;
  • известного нравственного мужества;
  • большой активности;
  • достаточной устойчивости;
  • известной компетенции в производственной области;
  • наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

  • установление программы действий; определение задач, целей, потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
  • наблюдение за выполнением программы;
  • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
  • правильный подбор административного аппарата;
  • точное определение функций;
  • согласование усилий для выполнения намеченной работы;
  • ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  • поощрение ответственности и инициативы;
  • справедливое вознаграждение за труд;
  • предупреждение ошибок и недоразумений;
  • обязательное соблюдение дисциплины;
  • подчинение личных интересов интересам предприятия;
  • единство распорядительства;
  • всеобщий контроль;
  • борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т. д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
  • увольнять неспособных работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример;
  • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением – с другой.

Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

А. Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:

  • С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.
  • Тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».

Управлять – означает предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – заставлять персонал надлежащим образом работать; координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

А. Файоль выделял еще шестую – административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правление». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Принципы управления А. Файоля

А. Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

  • Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работ, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.
  • Полномочия и ответственность. Полномочия – это право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнения порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.
  • Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.
  • Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что работники могут подчиняться разным функциональным руководителям.
  • Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «один руководитель и единый клан для совокупности операций, имеющих общую цель».
  • Подчиненность личных (индивидуальных) интересов – общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах – задачей руководителя является их примирение.
  • Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.
  • Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которой зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные – меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.
  • Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь – это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать. Рациональная структура управления организацией требует наличия на ряду и иерархией горизонтальных связей.
  • Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего и все на своем месте».
  • Справедливость. Справедливость – это сочетания доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность фирме и старается трудиться с полной отдачей.
  • Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.
  • Инициатива – проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».
  • Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная А. Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства, и считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулировано. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководством, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Роль менеджера в теории А. Файоля

Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли:

  • здоровье и физические качества;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т. д.);
  • хорошее общее образование;
  • способность управлять людьми (предвидение, умение разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
  • знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
  • подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия.

Особого внимания заслуживают советы А. Файоля молодым управляющим (менеджерам):

  • дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;
  • получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителями;
  • при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;
  • при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
  • при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики;
  • постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

Обращаясь к молодым менеджерам, А. Файоль писал: «Вы принадлежите к… интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях».

Принципы административной школы в современном менеджменте

Последователями А. Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Д. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, А. Слоун, Г. Черч.

Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Следует отметить, что указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.

Д. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, сделав главный упор на работе с кадрами.

М. Вебер основное внимание в своих работах уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации.

На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функционирование разделение труда;
  • передача команд и распоряжений по «склярной цепи» сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Литература

  • Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
  • Ермакова Л. И. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. – М.: Мир, 1994.
  • Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
  • Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/ Науч. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 432 с.: ил.
  • Семенова И. И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  • Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – 351 с.
  • Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: Дело, 1991.

4. Содержание обязанностей и прав осужденных

  1. Понятие, предмет, цели и задачи УИП.

УИП — система юр. норм, регулирующих общественные отношения между осужденным и государством, которые возникают в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.

Цели УИЗ РФ (ст. 1 УИК РФ) :

  • Исправление осужденного (о/с)

  • Предупреждение совершения новых преступлений как о/с, так и иными лицами.

Задачи УИЗ РФ (ст. 1 УИК РФ):

  • Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний.

  • Определение средств исправления о/с.

  • Охрана прав, свобод, и интересов о/с,

  • Оказание помощи о/с в их социальной адаптации

2. Принципы уголовно-исполнительного права это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

Принципы УИЗ РФ (ст. 8 УИК РФ):

  • Законности (верховенство закона),

  • Гуманизма (исправление о/с, формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к личности, труду , правилам общественного поведения)

  • Демократизм (участие общественности в процессе исполнения наказания, признание о/с субъектом правоотношений, соблюдение прав человека и гражданина)

  • Равенства о/с перед законом (конституционное равенство гр. РФ независимо от языка, расы, пола, нац-ти, происхождения, имущественного положения)

Отраслевые принципы УИП (ст. 8 УИК РФ):

  • П. дифференциации исполнения наказания (в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений; пол, возраст, состояние здоровья о/с ),

  • П. индивидуализации исполнения наказания основывается на учете групповых, индивидуальных, личностных особенностей о/с,

  • П. рационального применения мер принуждения, средств исправления о/с и стимулирования их правопослушного поведения (метод кнута и пряника),

  • П. соединения наказания с исправительным воздействием (карательное и воспитательное воздействие на о/с).

3. Источники уголовно-исполнительного права. Действие уголовно-исполнительного закона в пространстве и во времени.

1. Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 года) – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве.

2. Акты палат Федерального собрания и Указы Президента Российской Федерации.

Нормы права, имеющие отношение к уголовно-исполнительному праву имеются в законах и постановлениях Федерального собрания Российской Федерации и Указах Президента Российской Федерации, например, Постановление Государственной думы РФ об амнистии .

Важное значение, для процесса исполнения уголовных наказаний имеют Указы Президента о помиловании в отношении индивидуально определенных лиц.

Следует отметить, что Указы Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов Российской Федерации. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливается:

общие положения и принципы исполнения наказания и других мер уголовно-исполнительного воздействия на осужденных, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ;

порядок и условия исполнения и отбывания наказания и применение средств исправления осужденных;

порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;

участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;

порядок освобождения от наказания и оказание помощи освобожденным.

К этой группе источников уголовно-исполнительного права относится Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории РФ. Тем самым ни для одного субъекта РФ не предусматривается никаких исключений, в том числе и для тех субъектов, на территории которых исповедуется ислам и культивируются законы шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК, не имеют юридической силы и подлежат отмене, так как согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия уголовно-исполнительного законодательства принадлежит Российской Федерации. 2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 мая 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Согласно ст. 6 данного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. УИК был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г., за исключением положений о наказаниях в виде обязательных работ (вводятся в действие не позднее 2004 г.), ограничения свободы (вводятся в действие не позднее 2005 г.), ареста (вводятся в действие не позднее 2006 г.). 3. В отличие от уголовного законодательства УИК исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Это правило относится и к оказанию освобождаемым лицам помощи, в том числе и материальной.

Основные обязанности осужденных установлены ст. 11 УИК РФ. К ним относятся: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены; соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным; прибытие по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и дача объяснений по вопросам исполнения требований приговора (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, независимо от того, в каких нормативных актах они предусмотрены, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Основные права осужденных закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе, как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. К числу основных прав относятся право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ), а также свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 14 УИК РФ). Для осужденных – иностранных граждан и лиц без гражданства в УИК РФ помимо основных прав и свобод, гарантированных осужденным – гражданам России, предусмотрены дополнительные права, в частности право на пользование родным языком. Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Кроме того, осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы – иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

Отцом научного менеджмента признается Анри Файоль. Его деятельность была направлена на изучение организации в целом, а не на отдельные ее элементы. Помимо этого, он изучал понятие управления, в чем стал первооткрывателем, ведь до него этим никто не занимался. Особенностью учений Файоля был тот факт, что он доказывал существование административных функций на любом уровне организации, и в какой-то мере их выполняют не только руководители, но и обычные рабочие. Только серьезный опыт в сфере управления дал возможность разработать Анри Файолю 14 принципов с примерами из собственной практики.

Суждения Файоля не были основаны на пустых словах, он руководил масштабной горнодобывающей компанией «Коломбо». К управляющей должности Анри пришел, когда компания находилась в плачевном положении, ушел же он уже из процветающей организации, которая занимала ведущие позиции на мировой арене. Именно поэтому для обоснования административного направления Файоль использовал личный опыт управленца. Свой опыт и взгляды на управление он изложил в книге «Общая промышленная администрация в 1916 году». После отставки в компании «Коломбо» Анри возглавил центр административных исследований. Принципы Файоля в менеджменте актуальны и по сей день. Множество руководителей по всему миру обращаются к его учениям с целью найти ответы на вопросы.

Деятельность любой организации и 14 принципов управления Файоля сводятся к следующим видам:

  • Техническая – осуществление производственного процесса.
  • Коммерческая – приобретение всего, что нужно для производства товаров, услуг и сбыта готовой продукции.
  • Финансовая – основывается на привлечении, удержании и грамотном использовании финансовых средств.
  • Бухгалтерская – учет, ведение и проведение статистических наблюдений.
  • Административная – воздействие на работу сотрудников.
  • Защита жизни, личности и собственности.

И каждый из перечисленных видов деятельности имеет необходимость в управлении, которое осуществляется посредством выполнения функций планирования, организации, контроля, мотивации и координации работы.

Общие принципы управления



Основатель школы административного управления Анри Файоль создал доктрину административного управления, основные положения которой изложил в своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):

  • разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
  • власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
  • дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
  • единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
  • единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
  • подчинение индивидуальных интересов общим;
  • вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
  • централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
  • скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
  • порядок (каждый должен знать свое место в организации);
  • справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
  • стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
  • инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
  • корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

К основным из них относятся следующие:

  • принцип единства политики и экономики;
  • научность;
  • системность и комплексность;
  • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
  • принцип централизации и децентрализации;
  • принцип пропорциональности в управлении;
  • принцип единства распорядительства в управлении;
  • принцип экономии времени;
  • принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
  • принцип делегирования полномочий;
  • принцип обратной связи;
  • принцип экономичности;
  • принцип эффективности;
  • принцип мотивации.

Принцип единства политики и экономики.

Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность.

Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность.

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

Принцип централизации и децентрализации.

Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, — с потерей автономности она свою структурность.

Принцип пропорциональности в управлении.

Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

Принцип единства распорядительства в управлении.

Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

Принцип экономии времени.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

Принцип делегирования полномочий.

Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

Принцип обратной связи.

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

Принцип экономичности.

Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

Принцип эффективности.

Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

Принцип мотивации.

Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

Принципы менеджмента.

Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.К некоторым современным принципам менеджмента относят:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
  • обостренное чувство ответственности за дела организации;
  • ориентация на конечные результаты деятельности;
  • стремление к нововведениям;
  • ориентация на лидеров;
  • энтузиазм персонала;
  • развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
  • опора на общечеловеческие ценности;
  • высокие стандарты деятельности;
  • опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
  • решение новых проблем новыми методами;
  • возрастание роли неформальной организации.
  • свобода и жесткость одновременно;
  • постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
  • поступки должны быть решительными, но взвешенными;
  • концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

Читать также:

Принципы управления в системе управления – Принципы управления в системе управления, становление принцыпов

Принципы организации деятельности – Для качественной организации существует несколько принципов.

Принципы мотивации – Для использования функции мотивации на практике выделяются несколько принципов.

Принципы рациональной организации деятельности – В процессе развития сложились определенные требования для организации деятельности.

Принципы рациональной организации процессов – Для рациональной организации процессов существует ряд принципов.

Управленческая концепция

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

Управлять по Файолю означает:

  1. Планировать (prévoir)
  2. Организовывать (organiser)
  3. Отдавать распоряжения (commander)
  4. Координировать (coordonner)
  5. Контролировать (contróler)

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Власть и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок — определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
  11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности и правосудия.
  12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

> Сочинения

  • Fayol, Henri Administration industrielle et générale. — Paris. — Dunod et Pinat. — 1917. — 174 p. («Общее и промышленное управление»)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *