Произведения хемингуэй

Произведения хемингуэй

Эрнест Миллер Хемингуэй — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года и Пулитцеровской премии 1953 года.
Родился 21 июля 1899 в привилегированном пригороде Чикаго — городке Оук-Парк, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мать, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию детей.

Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займётся медициной и естествознанием. Когда Эрни было 3 года, Кларенс Хемингуэй подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть названия всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе. Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке, особенно ему нравились работы Дарвина и историческая литература.

Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына. Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели. Много лет спустя уже будучи пожилым человеком Эрнест скажет:

Моя мать целый год не пускала меня в школу, чтобы я учился музыке. Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта.

Тем не менее, сопротивление этому было подавлено матерью — Хемингуэй должен был ежедневно заниматься музыкой.

У семьи кроме зимнего дома в Оук-Парке был ещё коттедж «Уиндмир» на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сёстрами отправлялся в эти тихие места. Для мальчика поездки в «Уиндмир» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружьё 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.

Охота стала для Эрнеста главной страстью. Кларенс научил сына обращаться с оружием и выслеживать зверя. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego, Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец — Кларенс покончит жизнь самоубийством — будут всегда волновать писателя.

Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом. Он позже говорил:

Бокс научил меня никогда не оставаться лежать, всегда быть готовым вновь атаковать… быстро и жёстко, подобно быку.

В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Сначала был напечатан «Суд Маниту» — сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором. А в следующем номере новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Летом 1916, после школьных занятий, Эрнест, стремясь завоевать независимость от родителей, отправляется с приятелем в самостоятельное путешествие в Северный Мичиган. Там он переживает массу впечатлений, которые позднее войдут во многие произведения писателя. После этого лета появится рассказ «Сепи Жинган» — об охотнике из племени оджибуэев, рассказывающем о кровной мести. Все эти первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда, и он решил еженедельно писать репортажи для школьной газеты «Трапеция». В основном это репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.

После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Стар». Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок. Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с проститутками, наёмными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах. Эрнест наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами его будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронты Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Смерть после полудня». На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Шио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салунов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго вытерпеть такой жизни и добился перевода на реку Пьяве, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.

8 июля 1918 Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него вынули 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.
21 января 1919 Эрнест вернулся в США героем — о нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненом на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом». Сам же писатель позднее скажет:

Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы — другая команда, участвующая в состязании.

Почти целый год Хемингуэй провёл в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем. 20 февраля 1920 он переезжает в Торонто, чтобы снова вернуться к журналистике. Его новый работодатель, газета «Торонто Стар» позволила молодому репортёру писать на любые темы, однако оплачивались лишь опубликованные материалы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» — высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.

В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи из Оук-Парка и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с «Торонто Стао», параллельно занимаясь редакторской работой в журнале «Кооперейтив Коммонвелс». 3 сентября 1921 Эрнест женится на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправляется в Париж, в город, о котором он уже давно мечтает./div>

В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана около площади Контрэскарп. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест напишет:

Здесь не было горячей воды и канализации. Зато из окна открывался хороший вид. На полу лежал хороший пружинный матрац, служивший нам удобной постелью. На стене висели картины, которые нам нравились. Квартира казалась светлой и уютной.

Хемингуэю предстояло много работать, чтобы иметь средства к существованию и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начинает еженедельно отправлять в «Торонто Стар» свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодёжь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешёвыми развлечениями («Вот он какой — Париж», «Американская богема в Париже» и т. п.).
В 1922 Эрнест знакомится с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязываются тёплые дружеские отношения. Хемингуэй часто проводит время в заведении Сильвии, берёт напрокат книги, знакомится с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являются завсегдатаями лавки. Одним из самых интересных и значительных для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался о том, что писал, часто беседовал о литературе. Гертруда пренебрежительно относилась к работе в газете и постоянно убеждала, что главное предназначение Эрнеста — быть писателем. С большим интересом Хемингуэй присматривался к Джеймсу Джойсу, частому гостю лавки Сильвии Бич. А когда роман Джойса «Улисс» был запрещён цензурой в США и Англии, он через своих друзей в Чикаго смог наладить нелегальную перевозку и распространение книг.
Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 после выхода в свет «И восходит солнце» — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х.
В 1927 у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 — «Победитель ничего не получает». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них особенно известны «Убийцы», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».
И всё же большинству Хемингуэй памятен романом «Прощай, оружие!» — историей несчастной любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис.
В начале 1930 Хемингуэй вернулся в США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он увлекается рыболовством, путешествует на своей яхте к Багамским островам, Кубе и пишет новые рассказы. По мнению биографов писателя, именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами. В доме, где он провёл несколько лучших лет жизни, создан музей писателя. Паломничество к нему поклонников таланта Хемингуэя не прекращается ни на один день.
Осенью 1930 Эрнест попал в серьёзную автокатастрофу, результатом которой стали переломы, травма головы и почти полугодичный период восстановления от травм. Писатель на время отказывается от карандашей, которыми обычно работает, и начинает печатать на машинке. В 1932 он взялся за роман «Смерть после полудня», где с большой точностью описал корриду, представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».
В 1933 Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты — длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась и уже в конце того года писатель отправился в путешествие.
Хемингуэй прибыл в район озера Танганьика, где нанял обслугу и проводников из числа представителей местных племён, разбил лагерь и начал выезжать на охоту. В январе 1934 Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией. С каждым днём состояние писателя ухудшалось, он бредил, а организм был сильно обезвожен. Из Дар-эс-Салама за писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь в английском госпитале он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку.
Тем не менее, этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он трижды подстрелил льва, двадцать семь антилоп, крупного буйвола и других африканских животных. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Зелёные холмы Африки». Произведение, по сути, являлось дневником Эрнеста как охотника и путешественника.
В начале 1937 писатель заканчивает очередную книгу — «Иметь и не иметь». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США. Хемингуэй взглянул на проблему глазами человека, жителя Флориды, который, спасаясь от нужды, становится контрабандистом. Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании. Там началась гражданская война, которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Он принял сторону республиканцев, боровшихся с генералом Франко, и организовал сбор пожертвований в их пользу. Собрав деньги, Эрнест обращается в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй.
В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом фашистами Мадриде, в отеле «Флорида», который на время стал штабом интернационалистов и клубом корреспондентов. Во время бомбёжек и артобстрела была написана единственная пьеса — «Пятая колонна» — о работе контрразведки. Здесь же он знакомится с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой станет его третьей супругой. Из Мадрида писатель на некоторое время выезжал в Каталонию, так как бои под Барселоной отличались особой жестокостью. Здесь в одном из окопов Эрнест познакомился с французским писателем и лётчиком Антуаном де Сент-Экзюпери и командиром интернациональной бригады Гансом Кале.
Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — «По ком звонит колокол». В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.
В 1941 Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер, дав ему название «Пилар». Перегнал судно на Кубу, где увлёкся морской рыбалкой. Однако 7 декабря Япония напала на США, атаковав базу Пёрл-Харбор. В ответ американцы вступили в войну, и Тихий океан превратился в зону ведения активных боевых действий.
Военная тема была одной из самых любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента. А перед этим в 1941-1943 Эрнест организовывает контрразведку против фашистских шпионов на Кубе и охотится на своём катере «Пилар» за немецкими подводными лодками в Карибском море.
В 1944 Хемингуэй участвует в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. А во время высадки союзников в Нормандии добивается разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встаёт во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвует в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида», часто оказывается на передовой впереди основных войск.
В 1949 писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Там была написана повесть «Старик и море». Книга говорит о героическом и обречённом противостоянии силам природы, о человеке, который одинок в мире, где ему остаётся рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупой психологический рисунок.
В 1953 Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954. В 1956 Хемингуэй начинает работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х — «Праздник, который всегда с тобой», которая выйдет только после смерти писателя.
Он продолжал путешествовать и в 1953 в Африке попал в серьёзную авиакатастрофу.
В 1960 Хемингуэй покинул Кубу и возвратился в США.
Хемингуэй страдал от ряда серьёзных физических заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» был помещён в психиатрическую клинику Майо, где психиатр игнорировал эти очевидные факторы и занимался только «психическими расстройствами», которыми Хемингуэя «наградили» его коллеги. Он погрузился в глубокую депрессию и паранойю по поводу слежки. Ему казалось, что за ним всюду следуют агенты ФБР и что повсюду расставлены жучки, телефоны прослушиваются, почта прочитывается, банковский счёт постоянно проверяется. Он мог принять случайных прохожих за агентов.
Хемингуэя пытались лечить по законам психиатрии того времени. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 20 сеансов ЭСТ Хемингуэй утратил память и способность формулировать мысли письменно: когда потребовалось, он не смог написать даже нескольких слов официального приветствия. Вот что сказал сам Хемингуэй:

Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?

Во время лечения он звонил своему другу с телефона в коридоре клиники, чтобы сообщить, что жучки расставлены и в клинике. Попытки лечить его аналогичным образом были повторены и позже. Однако это не давало никаких результатов. Он не мог работать, пребывал в депрессии и паранойе, всё чаще поговаривал о самоубийстве. Были и попытки (например, неожиданный рывок в сторону пропеллера самолёта и т. п.), от которых удавалось его уберечь.
2 июля 1961 в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.

Ко дню рождения Эрнеста Хемингуэя в нашу библиотеку поступили его книги. 21 июля 2018 года со дня рождения писателя исполняется 119 лет. Мы отобрали для вас лучшие рассказы и романы, с которыми должен познакомиться каждый. Ниже несколько рекомендаций.
Одним из лучших романов Хемингуэя считают «По ком звонит колокол» (1940). Книга о жестокости Гражданской войны в Испании, солдатском мужестве, любви и самоотверженности.
Пулитцеровскую и Нобелевскую премии принесла Хемингуэю повесть «Старик и море» (1952). Гимн стойкости, силе духа. Рассказ о битве с природой, которая всегда сильнее. Одно из самых известных произведений автора, с которого и стоит начать знакомство. Работа основала на реальных событиях. Для ее написания Хемингуэй изучил все тонкости рыбной ловли, а его именем назвали океанскую рыбу.
Роман «Прощай, оружие!» (1929) входит в тройку главных книг «потерянного поколения» наряду с трудами Ричарда Олдингтона «Смерть героя» и Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».
«Праздник, который всегда с тобой» – воспоминания Хемингуэя о молодости, когда он писал рассказы в парижских кафе, перебивался заработком за статьи в газеты, пил вино, познакомился с Фицджеральдом и катался на лыжах в горах. Книга – способ понять и полюбить молодого автора, который затем превратился в знаменитость.
Эрнест Хемингуэй – американский журналист и писатель, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Один и самых значимых прозаиков ХХ века. Тема искалеченных войной судеб в его произведениях играет ведущую роль. Герои Хемингуэя склонны к пессимизму и не могут найти место в жизни, отчего их образы так понятны и правдоподобны. Рассказы и романы писателя отличает узнаваемая краткость изложения, насыщенность и драматичность сюжетных линий. Без работ Хемингуэя не обходится ни один список лучших книг.
Хемингуэй часто путешествовал, сменил множество профессий. Он всегда много читал. Смотритесписок его любимых произведений в подборке. До Первой мировой войны он работал репортером и уже писал рассказы. Во время войны водил машину скорой помощи на итальянском фронте. Тогда он встретил свою первую любовь. Ужас военных лет навсегда оставил след в жизни писателя, пройдя через творчество и поразив тонкую психику. Писатель страдал расстройствами, которые к концу жизни довели его до самоубийства. Он умер в 62 года – застрелился из ружья.

Эрнест Хемингуэй – самый правдивый американский писатель 20 века. Увидев однажды горе, боль и ужас войны, писатель поклялся до конца жизни быть «правдивее самой правды”. В «Старике и море” анализ обусловлен внутренним философским смыслом произведения. Поэтому при изучении повести Хемингуэя «Старик и море” в 9 классе на уроках литературы необходимо познакомиться с биографией автора, его жизненной и творческой позицией. Наша статья включает всю необходимую информацию по анализу произведения, тематику, проблематику и историю создания повести.

Краткий анализ

История создания – создан на основе истории, которую автор узнал у рыбаков на Кубе и описал в очерке в 30-х годах.

Год написания – произведение было закончено в феврале 1951 года.

Тема – мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, схватка с самой природой.

Композиция – трёхчастная композиция с кольцевым обрамлением.

Жанр – повесть-притча.

Направление – реализм.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале «Эсквайр” вышел его очерк «На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды «сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести «Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать «настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Тема

Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также затронута автором.

Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.

Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он – доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, проблемы – приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе «коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.

Композиция

Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.

На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.

Жанр

В литературоведении принято обозначать жанр «Старика и море” как повесть-притчу. Именно глубокий духовный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционной повести. Сам автор признавался, что мог бы написать огромный роман со множеством сюжетных линий, но предпочёл более скромный объём, чтобы создать нечто уникальное.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Хемингуэй написал повесть «Старик и море»?

    • 1938 г.
    • 1945 г.
    • 1951 г.
    • 1955 г.

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг анализа

Она была заботливой подругой и веселым приятелем, благодарным слушателем и читателем. А он – ее самой главной книгой. Однажды…

Знакомьтесь, Папа Хем!

В редакции «Чикаго дейли ньюс» миниатюрная блондинка, помощник редактора, обратилась к одному из репортеров: «Как это здорово иметь знаменитого брата! Расскажи мне о нем!». Девушка сидела на столе, болтая ногами, ее улыбка разливалась по всей редакции, освещая серые будни корреспондентов и полосы светской хроники.

Блондику звали Мэри Уэлш. Ей нравилось читать модного Хемингуэя. И отправляться в плавание на маленькой парусной лодке с Листером, стараясь выудить, что из себя на самом деле представляет его знаменитый брат.

— Наши отношения были совершенно невинными и зиждились в основном на ее интересе к Эрнесту, — пишет Листер Хемингуэй в воспоминаниях.

Очарованная книгами, Мэри мечтала познакомиться с их автором. Несколько лет спустя…

Она в компании Ирвина Шоу пришла в ресторан «Белая башня» — любимое заведение военных корреспондентов.

— Тот крупный мужчина, который обедает в одиночку на другом конце зала, — Хемингуэй, — прошептал Шоу своей vis-à-vis.

Крупный мужчина был одет в суконную форму Британских ВВС. Через несколько минут Хемингуэй подошел к их столику. Первое, что заметила Мэри – его живые, проницательные глаза. А еще — голос Эрнеста, который был взволнованнее и моложе, чем могла бы позволить ему внешность.

В конце короткой беседы Хемингуэй, или для друзей — Папа, пригласил Мэри на обед…

Я тебя не знаю, но хочу жениться!

В Лондоне продолжалась весна. Несколько столиков из «Белой башни» были выставлены на тротуар. Кругом стоял рев машин, галантные официанты лишь изредка вспоминали о посетителях, перекрикивающих моторы. Среди перекрикивающих были и Эрнест с Мэри. У них проходило первое свидание. И, по законам жанра, оно было неудачным. Мэри вспоминала что больше всего ее удивило в Хемингуэе — опытный писатель и корреспондент «Колльерса», который освещал ход военных действий…с трудом разбирался в организации Британских ВВС и имел крайне туманное представление об их роли в обороне Англии. Миссис Уэлш «на скорую руку» ликвидировала его пробелы и посоветовала, что можно почитать по этой теме.

— Он записывал ссылки, а я смотрела, какие у него красивые руки,…и пальцы длинные, с квадратными кончиками, — отметила Мэри Уэлш в воспоминаниях, — …обед прошел в трезвой, деловой обстановке, и я убежала по своим делам, не чая и не гадая еще когда-нибудь увидеться с мистером Х. — заключила она.

Однако, очень скоро им пришлось увидеться снова. Писательница Лейла Вертенбейкер (автор романа о Мате Хари) пригласила Мэри на дружеские посиделки. В числе гостей

был и Хемингуэй. Он занял единственное кресло в комнате и принялся рассказывать трагическую историю о том, как, будучи на Кубе, потерял свой «счастливый камешек».

— Я ощутила, как во мне поднимается против него враждебное чувство. Может быть, это была досада, что он оказался в жизни не так интересен, как его книги, — вспоминала Мэри Уэлш.

«Неинтересный» человек в тот же вечер решил исправить свое положение. Эрнест постучался в номер к Мэри и… через пару минут он уже начал свой рассказ. О своих родных из Оук-Парка и сестре Марселине, которую никто не приглашал танцевать, и как он сам был в роли ее кавалера — так постановила мать, а еще — о «подкаблучнике-отце» и луче света в семейном царстве — сестре Урсуле, которая была не просто хорошенькой девушкой, но и талантливым скульптором. Его речь неспешно плыла по комнате, а герои оживали перед глазами. И вдруг он произнес:

— Я тебя не знаю, Мэри, но хочу на тебе жениться когда-нибудь. Когда-нибудь и ты, может быть, захочешь, чтобы мы поженились.

— Если ты не шутишь, то все это глупости, — ответила Мэри, — Мы оба состоим в браке и притом совершенно не знаем друг друга.

Когда пришло время прощаться, Эрнест произнес:

-Ты только, пожалуйста, помни, что я хочу, чтобы мы с тобой поженились. И сейчас этого хочу, и завтра, и через месяц, и через год буду хотеть…

А потом в его жизни произошло событие, которое расставило все по местам…

Веселый вечер 25 мая1944 г. у Боба Копа, где военные корреспонденты делились боевыми рассказами и соревновались в количестве выпитого. На обратном пути машина Хемингуэя столкнулась с цистерной воды. Во время аварии писатель ударился головой и повредил колени. Пострадавшего тут же доставили в госпиталь. Когда Марта Гельхорн, его супруга, увидела перебинтованного мужа, то она… расхохоталась.

Такую бестактность Хемингуэй не мог простить никому. Смех Марты навсегда закрыл для него дверь в этот брак. И приоткрыл другую…

С того момента писатель и военный корреспондент начал активное наступление. Эрнест пригласил Мэри на обед и скромно сообщил:

— Я посвящу тебе книгу.

Собеседница настороженно отнеслась к возложенной на нее роли музы и поинтересовалась: «Это так ты меня соблазняешь?». Мастер смутился. Он еще никому не посвящал книг.

Огурчик, выходи за меня!

Началось освобождение Франции, и Хемингуэй после прощального обеда с Мэри вылетел в Нормандию.

— Освобождение Франции и особенно Парижа радовало меня, как никогда и ничто в прошлом, — написал он К. Симонову.

Еще одна радость, только не такая большая свалилась на Хемингуэя в образе персонального автомобиля. На нем капитан Хемингуэй опережал наступающие войска, добывал информацию о противнике и сотрудничал с французскими партизанами.

Выглядел тогда он, как герой книги: крупная фигура, роскошная борода, отчетливый шрам на лбу. А еще этот герой, когда находилась свободная минутка, писал нежные и наставительные письма Мэри:

— Я так скучаю по тебе, что чувствую внутри какую-то пустоту и пытаюсь заполнить ее войной – днем и ночью… Я очень счастлив на фронте, но все же это не то, что любить… Мэри, в этом мире, который мы получили в наследство… Трудно быть осторожным… Но, пожалуйста, будь умницей – бесстрашной, но осторожной…Твой старший друг. Э. Хемингуэй, военный корреспондент, 6 августа1944 г.Мэри Уэлш, Франция

В конце августа1944 г. Мэри отправилась в Париж на торжественный парад в честь освобождение города. И с тайной надеждой увидеть своего «старшего друга». Гостья вошла в фешенебельный номер отеля «Ритц», где остановился Хемингуэй, и ее взгляду предстала картина: французские партизаны, сидя на полу, пили шампанское и вычищали винтовки. Один из них решил отдохнуть, уютно расположившись в грязных сапогах на роскошной кровати…

29 августа Мэри направилась в центр Парижа, чтобы увидеть марш дивизии Ле’клерка собственными глазами. Радостные крики, поцелуи, толпы людей, растекающиеся по всему городу, – репортер Уэлш еле успевала записывать имена участников парада, их родные города и мирные профессии.

Отправив длинную телеграмму, Мэри нашла немного времени, чтобы побыть с Эрнестом. При свете луны они бродили по улочкам, вдыхали чистый воздух – без примеси войны. Неторопливо лился рассказ Хемингуэя о Париже его юности. Тогда же, в этом нежном, теплом вечере он и придумал для Мэри прозвище – Огурчик.

Потом они гуляли по городу, показывали друг другу любимые места, обменивались воспоминаниями и смеялись.

— Мы прожили эти несколько дней, будто в нашем распоряжении – вечность, без войн и посторонних забот. И чувства наши были много богаче и острее, чем в обычной жизни, — вспоминала Мэри Уэлш.

Однако, до «обычной» жизни было еще далеко. Вскоре Эрнест вновь присоединился к дивизии, которая направлялась из Парижа в сторону бельгийской границы. Крупным, ясным почерком Хемингуэй написал:

— Правда-правда, Огурчик! Прошедший месяц был счастливейшим в моей жизни.

А потом Эрнест вернулся в Париж. К тому моменту отношения Мэри с мужем давно исчерпали себя. И, засыпая, он спросил ее:

— Ты не согласишься выйти за меня замуж, Огурчик?

Хемингуэй начал рассказывать о том, что между ними всегда будет понимание, и они крепко будут любить друг друга – от всего сердца, как только возможно.

— Ладно, — ответила «Огурчик», — Опять я стала старой, замужней женщиной. Конец всяким приятным комплиментам и жениховским нежностям, — проворчала она и заснула.

Счастливый жених получил развод от Марты Гельхорн – его третьей неудачной попытки. И в марте1946 г. Эрнест Хемингуэй вступил в свой четвертый брак.

Маленькая хозяйка

Вскоре Мэри и Эрнест обосновались в Финке – Вихии, кубинском имении писателя. Новоиспеченный муж был в восторге от супруги. Еще бы! Она полюбила всех его кошек (а их, по разным данным, было не меньше сорока!), океан, отлично плавала, ловила рыбу и даже с легкостью управляла любимой лодкой Хемингуэя «Пилар». Ко всему прочему, супруга была доброй, храброй и умела «красиво загорать».

Приехав в Финку – Вихию, Новая хозяйка примерила на себя новую обстановку, и она пришлась ей впору. Однако семейное спокойствие ненадолго омрачила авария, закончившаяся переломами ребер, другими увечьями для Хемингуэя и рассечением щеки — для Мэри.

Через пару месяцев жизнь в Финке – Вихии вновь забурлила. Дом наполнялся гостями, среди которых были Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Гарри Купер. Хемингуэй вместе с друзьями-мужчинами охотился на морскую рыбу, устраивал боксерские поединки,а также организовывал для всех зажигательные вечеринки в баре «Флоридита».

Но веселье пришлось затушить: Мэри Уэлш забеременела. Писатель собирался увести ее в Сан-Вэлли — там, ему казалось, лучшие условия для супруги и маленького Хемингуэя. Беременность Уэлш оказалась внематочной. В срочном порядке ее доставили в больницу. У женщины не было сил, чтобы бороться. Она таяла. Пульс пропадал. Молодой врач, осматривающий Мэри, посоветовал Хемингуэю проститься с женой. Борец по натуре, Эрнест не последовал совету. Он ворвался в палату и заставил врача сделать переливание крови. А потом долго сидел рядом с супругой, держал ее за руку и ждал, когда, наконец, появится пульс…

А с появлением Мэри в Финке — Вихии, пульс вновь появился у дома. Женщина оживила его своей энергией и неиссякаемым энтузиазмом. Сразу после возвращения она затеяла строительство башни. Ей хотелось, чтобы у супруга была возможность работать в тишине…

Buon giorno, Италия!

Но жизнь набирала обороты, за окном только и успевали мелькать: Генуя и Комо, Бергамо и Кортина д’Ампеццо, наконец, Венеция и остров Торчелло. Сочная зелень, старинные церкви, бескрайние небеса, с которых, подглядывает Боттичелли. И прекрасная итальянка Адриана, статная, с кожей цвета бледной розы – как одна из героинь мастера Возрождения. На несколько лет она стала музой американского мастера — литературы. Адриана Иванчич была частым гостем в доме Хемингуэя, чем порождала множество слухов. Газетные заголовки пестрили язвительными сообщениями о стареющем писателе

и его молодой подруге. Но в их отношениях были только долгие разговоры у камина и … океан. Как-то раз на Кубе Хемингуэй попросил Адриану съездить вместе с ним к океану. Приехав, они просто сидели на берегу и смотрели, как волны дотягиваются до песка. Прислушивались к шелесту воды, искали черту, где она сливается с небом. А потом лицо Папы просветлело, как пишет Адриана, и он сказал:

— Спасибо тебе!

Домой они возвращались, молча, словно боялись спугнуть что-то невидимое и легкое, возникшее между ними и океаном.

Вскоре после этой встречи на свет появился «Старик и море». Знатоки в мире искусства прочили повести грандиозный успех. И… не ошиблись.

А что же Мэри? По — началу она ревновала супруга к Адриане. Но очень скоро мудрая женщина поняла: эта дружба пошла Хемингуэю на пользу. В Финке – Вихии Уэлш радушно принимала итальянскую гостью, устраивала экскурсии для ее матери и продолжала создавать уют, чтобы супругу хотелось работать в доме, а друзьям – чаще в него приезжать. Ей нравилось проводить время в саду — выращивать овощи и цветы. Вечером, когда дом засыпал, его хозяйка читала рукопись Папы «За рекой, в тени деревьев». Каждый день в ней появлялись новые страницы, но Мэри всегда читала с самой первой. И наслаждалась:

— Не кривя душой, могла каждый вечер повторять, что, по-моему, это – замечательная работа. Я была счастлива через край, — писала Уэлш в воспоминаниях.

Стоп. Снято.

Через край выплескивались и события в жизни Хемингуэев, точно кадры приключенческого фильма. Вот супруги смотрят корриду в Мадриде. Следующий кадр Мэри и Эрнест с винтовками на фоне африканских прерий. Картинка меняется. Пара садится в маленький самолет и машет камере. На экране появляется черный фон, и далее перед глазами зрителей – кукурузник в самой гуще кустарника. Хемингуэй вместе с пилотом вытаскивает Мэри из самолета…Они разбивают лагерь. Следующий кадр. К лагерю приближаются огромные слоны…И вот они уже в госпитале, где хирург осматривает женщину. Маленькая африканская деревушка. Трое пострадавших садятся в самолет. Общий план – самолет перепрыгивает с кочки на кочку, разгоняется, …взлетает и…падает.

После аварий врачи беспокоились за здоровье мэтра и просили его «быть хорошим мальчиком» — соблюдать все рекомендации. И Хемингуэй был «хорошим»: он не забывал о диете, боролся с лишним весом, сократил употребление спиртного и увлекся плаванием. А Уэлш по-прежнему была рядом с ним, заботливая, нежная — постоянная героиня его жизни. В1956 г. Мэри стала и героиней его рассказа «Нужна собака – поводырь». В нем речь идет об ослепшем писателе и его жене.

— Она так дорога мне, и я так люблю ее, и причинил ей так много зла, и мне надо научиться заботиться о ней как можно лучше. Если я буду думать о ней и только о ней, все будет хорошо, — думает герой Хемингуэя.

Сам Хемингуэй в одном из интервью рассказал, что Мэри «чудесная жена, она сделана из крепкого, надежного материала. Кроме того…, она еще и очаровательная женщина, на нее приятно смотреть». Писателя восхищали и многочисленные умения его супруги: она прекрасно плавала, рыбачила, стреляла, готовила, разбиралась в винах и астрономии, а также говорила на суахили, французском и итальянском языках.

Супруга поддерживала писателя во всех его начинаниях. Когда Хемингуэй приступил к работе над книгой «Париж – это праздник, который всегда с тобой», она неизменно была рядом. Но писатель не успел ее закончить. После его смерти Мэри собрала черновики и записи, которые он начал делать в Париже 1920-х г.г. и в1964 г. книга увидела свет.

Хемингуэй постепенно угасал. Будто кто-то каждый день убавлял громкость внутри него. Когда писателю прислали письмо о вручении ему Нобелевской премии, он отказался ехать в Стокгольм – жалко было тратить драгоценное время на что-нибудь, кроме работы:

— Я должен вернуться к работе. Я не надеюсь, что проживу более пяти лет, и я должен торопиться, — сказал мэтр журналистам…

И он, как прежде, работал, увлеченно, страстно – как мужчина может любить женщину. В его кубинском доме часто звучала музыка Баха и Бетховена, Дебюсси и американский джаз. Потом был Кетчум – городок на северо– западе США. По утрам он по-прежнему писал, а днем отправлялся на охоту. Творчеством занималась и Мэри: она не уставала сочинять новые блюда из куропаток, оленины и уток. Вечером дом наполнялся гостями. Вместе с ними хозяева смотрели спортивные соревнования по телевизору и уплетали очередной кулинарный шедевр…

И вот чета Хемингуэев в Испании. В этой солнечной стране вновь ожили воспоминания писателя. Вновь он почувствовал себя молодым, и, казалось, столько еще впереди! Здесь он и отпраздновал свое шестидесятилетие, легенду о котором люди долго передавали из уст в уста. Шампанское, заказанное Мэри из Парижа, лилось водопадом, фейерверк был не хуже венецианского, танцоры соревновались между собой во фламенко. И все вокруг пело, подпевало и веселилось! Во время всеобщего ликования загорелась пальма. Пожарники, приехавшие на вызов, потушили дерево, а потом… присоединились к толпе чествователей. Тем временем один из друзей Хемингуэя принялся ездить на пожарной машине, пугая жителей ее ревом.

Спокойной ночи, Котенок!

Но кто-то продолжал убавлять громкость внутри Хемингуэя. Его мелодия звучало все более приглушенно. Жизнелюбивый Папа, заводила и душа компании, он все реже приглашал друзей. Все меньше писал. Хемингуэй больше не смотрел матчи. Не вел азартных разговоров. Тишина поглощала его. Как-то раз Эрнест решил застрелить эту тишину, но Мэри помешала осуществить задуманное…

Когда врачи убедились в здоровье Хемингуэя и отпустили его домой, только она понимала, как на самом деле обстоят дела…

Вечер 1 июля1961 г.. Женщина легла в просторную кровать с «дырчатым одеялом» и по обыкновению сказала:

— Спокойной ночи, милый!

— Спокойной ночи, Котенок!

Мэри проснулась ранним утром. В гостиной она увидела его, лежащим на полу. Хемингуэй осуществил задуманное: он убил свою тишину. И зазвучала его мелодия. Какая она была? Знает только Мэри. Она многое знала и понимала…

Сложно быть женой писателя. Особенно Хемингуэя.

120 лет назад — 23 июля 1899 года — родился величайший писатель современности, Нобелевский и Пулитцеровский лауреат Эрнест Хемингуэй, который прославился не только своими литературными произведениями, но и жизнью, полной интересных событий и приключений. В честь юбилея выдающегося американского автора «Новости литературы» вспомнят 7 лучших его произведений:

«По ком звонит колокол»

Роман, который сразу после публикации в 1940 году вошел в 10-ку лучших мировых произведений и до сих пор удерживает эти позиции, является несомненным бестселлером и рекомендован к обязательному прочтению. Кстати, в СССР книгу издавали с сокращениями и цензурой, и сейчас можно прочесть ее в полном объеме.

«Старик и море»

С этим великим произведением, за которое в1954 году Хэм был удостоен Нобелевской премии и которое стало последним творением прозаика, изданным при его жизни, знаком почти каждый читатель, оно входит в школьную программу, рассказывая историю о старом кубинском рыбаке.

«Праздник, который всегда с тобой»

Автобиографическая книга очерков о жизни автора в Париже полна точных наблюдений, лирического настроения и искреннего интереса к людям. Кстати, именно в Париже Хэм впервые познакомился с творчеством русских классиков — Достоевским, Чеховым, Тургеневым, Толстым, увидев их в книжной лавке.

«Прощай, оружие»

Именно эта книга, изданная в 1929 году и описывающая события Первой Мировой войны, сделала своего автора знаменитым, сразу же завоевав любовь читательской аудитории и одобрение критиков.

«Фиеста»

Этот роман, опубликованный в 1926 году, стал своеобразным манифестом «потерянного поколения» 20-х годов XX-го века, которое пережило все ужасы войны, преодолев все испытания и трудности того периода, но так и не смогло найти себя в мирной жизни.

«Острова и море»

Эта книга, описывающая жизнь на острове художника-мариниста, к которому каждое лето на каникулы приезжают сыновья, была издана уже после смерти писателя в 1970 году.

«Иметь и не иметь»

Выпущенный в 1937 году роман, описывает трудные года Великой депрессии в Америке и поднимает остросоциальные вопросы, когда одни влачили полуголодное существование, борясь за каждый цент, а другие бездумно прожигали жизнь, купаясь в роскоши.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *