Прожиточный минимум: это что?

Прожиточный минимум: это что?

Что такое прожиточный минимум?

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины – ключевых продовольственных продуктов (хлеб, овощи и фрукты, сахар, соль, чай, мясо, рыба, молоко, масло), непродовольственных товаров, а также услуг, в том числе платежей за ЖКХ.

Существует три вида прожиточного минимума – для взрослых трудоспособного возраста, детей и пенсионеров.

Именно исходя из динамики этих цен Правительство РФ своим Постановлением ежеквартально утверждает сумму прожиточного минимума. На величину прожиточного минимума, кроме, скажем, сезонного колебания цен на продукты, влияет целый ряд других факторов – экономических, демографических, социальных и т. д.

Сколько составляет прожиточный минимум?

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ «величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2019 года на душу населения 11 012 рублей, для трудоспособного населения – 11 942 рубля, пенсионеров – 9 090 рублей, детей – 10 838 рублей.

При этом прожиточный минимум также устанавливается на региональном уровне и может отличаться от федерального. Например, в Москве, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы, прожиточный минимум в III квартале 2019 года составляет для трудоспособного населения — 19 797 рублей, для пенсионеров — 12 253 рубля, для детей — 14 889 рублей.

Прожиточный минимум может снижаться?

Да, незначительные колебания, зависящие в том числе от сезонного снижения цен на отдельные продукты потребительской корзины, — это нормально. Традиционной в IV квартале прожиточный минимум ниже, чем в III. Для примера, в 2018 году разница составляла 3,3%, а в 2017 – 5,2%.

Координатор кызылского городского местного отделения ЛДПР, Юлия Арланмай рассказала, как формируется МРОТ и почему его необходимо повышать

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — это законодательно установленный минимум оплаты труда в месяц.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (статья 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

«Одна из главных целей МРОТ – обеспечить защиту трудящихся от неправомерно низкой оплаты труда. Он помогает добиться равного и справедливого распределения и обеспечить всех трудящихся и тех, кто нуждается в такой защите, соответствующим минимумом, покрывающим расходы на жизнь»- говорит Юлия Арланмай.

С 1 января 2020 года МРОТ в РФ — 12130 руб. (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Минимальная заработная плата — наименьшая величина оплаты труда работника, допустимая в определенном субъекте РФ.

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. «Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.

В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П)»- пояснила Юлия Арланмай.

По состоянию на 01.06.2020: В Республике Тыва – 12130 рублей, без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Документ: Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва с 1 января 2020 года.

А в соседней Республике Хакасии по состоянию на 01.06.2020: в размере МРОТ (12130) с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике.

Интересно, что в Татарстане: для государственных и муниципальных учреждений Республики – 12130, а для работников Республики, кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики и местных бюджетов – 14000.

МРОТ по законам экономики должен превышать прожиточный минимум, в крайнем случае, показатели должно быть равными. С помощью прожиточного минимума оценивают уровень жизни по разным городам и районам России через потребительскую корзину. То есть, сколько можно купить продуктов в определенной местности за одинаковую сумму. Либо сколько будет стоить одинаковый набор продуктов в каждом регионе.

Согласно постановлению правительства Республики Тыва от 21 мая 2020 г. № 222 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Республике Тыва за 1 квартал 2020 г.» установлен прожиточный минимум в Республике Тыва за I квартал 2020 г.

За I квартал 2020 г. прожиточный минимум в Республике Тыва увеличен по сравнению с величиной за IV квартал 2019 г. и установлен в размере:

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Он также включает в себя обязательные платежи и сборы.

Минимум предназначен для оценки уровня жизни населения Республики Тыва при реализации республиканской социальной политики, формировании республиканского бюджета. Величина прожиточного минимума учитывается при оказании социальной поддержки гражданам в Республике Тыва. В ЛДПР считают, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум в России явно занижены. Их нужно повышать!Сегодня Росстат рассчитывает корзину и прожиточный минимум по собственной, не всегда объяснимой методике. И при ощутимой инфляции, при заметном росте цен на продукты и непродовольственные товары происходит так, что периодически прожиточный минимум в очередной квартал может уменьшаться по сравнению с предыдущим. Как такое возможно? А ведь прожиточный минимум, потребительская корзина и МРОТ – это те базовые параметры, которые напрямую влияют на всю социальную сферу в стране!Поэтому необходим пересмотр существующих параметров в сторону увеличения, что позволит не на бумаге, а на самом деле повысить доходы граждан, их платежеспособность и благосостояние в целом! МРОТ и прожиточный минимум в России должны быть существенно повышены!

Кроме того, чтобы избежать манипуляций работодателей с «неполным рабочим днем» надо вводить минимальную нижнюю планку стоимости часа. Это станет определенной гарантирующей нормой для работника и одновременно мотивирующим фактором для работодателя привлекать сотрудников на полный рабочий день – просто выгоднее экономически.

Законопроект, устанавливающий минимальную стоимость рабочего часа на уровне 150 рублей, фракция ЛДПР уже внесла в Государственную Думу.

В соответствии с федеральным законом № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года, прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум предназначается для:

— оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

— обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

— формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум устанавливается на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Его величина в целом и по субъектам РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины; данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги; расходов по обязательным платежам и сборам.

Граждане, чей среднедушевой доход составляет ниже величины прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в РФ в 2011 году составила 18,1 млн человек, или 12,8% от общей численности населения России.

В России за II квартал 2012 года величина прожиточного минимума составила:

— на душу населения – 6 385 рублей;

— для трудоспособного населения – 6 913 рублей;

— для пенсионеров – 5 020 рублей;

— для детей – 6 146 рублей.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2015 года установлена в размере:

— на душу населения — 9673 рублей;

— для трудового населения — 10 436 рублей;

— для пенсионеров — 7 951 рублей;

— для детей — 9 396 рублей.

По сравнению с данными за III квартал 2015 года прожиточный минимум за IV квартал 2015-го уменьшился на 221 рубль и составил 9 452 рублей. При этом величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена на уровне 10 187 рублей, для пенсионеров — 7 781 рубль, для детей — 9 197 рублей.

Во II квартале 2017 года величина прожиточного минимума составила:

— в расчете на душу населения — 1 6426 рублей;

— для трудоспособного населения — 18 742 рубля;

— для пенсионеров — 11 603 рубля;

— для детей — 14 252 рубля.

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, согласно которому прожиточный минимум будут рассчитывать в зависимости от так называемого медианного дохода. Показатель планируется устанавливать ежегодно, говорится в документе.

В 2020 году прожиточный минимум равен 11 468 рублям. В 2021 году он увеличится на 185 рублей (3,7%) и составит 11 653 рубля. Кабмин с будущего года предлагает отказаться от привязки этого показателя к потребительской корзине и рассчитывать его по новой методике – в зависимости от медианного дохода. Это величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины — ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны, пишет «Российская газета» со ссылкой на слова представителей правительства. Устанавливать прожиточный минимум в кабмине предлагают ежегодно, а не раз в квартал, как сейчас.

Согласно документу, минимальный размер оплаты труда не должен быть установлен ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от уровня этого показателя на душу населения в целом по стране, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%, говорится в документе.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
10 октября 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
15 октября 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
  • семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;
  • основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети;
  • среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2000 N 75-ФЗ)

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5.

Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

(п. 3 введен Федеральным законом от 27.05.2000 N 75-ФЗ)

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
24 октября 1997 года
N 134-ФЗ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *