Пути изучения Русского языка с помощью интернет
Транскрипт
1 Научно-исследовательская работа Пути изучения английского языка с помощью компьютера и Интернета Выполнил: Дидаров Даниил Денисович, учащийся 7 «А» класса МАОУ «Гимназия» г.старая Русса Новгородской обл. Руководитель: Дидарова Татьяна Александровна, учитель английского языка МАОУ «Гимназия» г.старая Русса Новгородской обл.
2 Оглавление. 1. Введение 2 2. Теоретическая часть 2.1. Роль компьютеров в нашей жизни Преимущества владения английским языком и использование компьютеров на уроках иностранного языка Возможности Интернета в изучении английского языка Преимущества изучения английского языка через ресурсы Интернета Практическая часть Результаты анкетирования Анализ развивающих сайтов Интернет Описание собственного опыта использования Интернет при изучении английского языка Заключение Библиография
3 1. Введение Актуальность — тема данного исследования: «Пути изучения английского языка с помощью компьютера и Интернета» обусловлена необходимостью применения новых информационных технологий и недостаточной изученностью таких языковых программ. В современном обществе мы всё чаще убеждаемся в необходимости овладения иностранным языком в связи с растущей потребностью в нём для получения перспективной профессии, для путешествий, просто для общения, так как границы между странами стираются, и мы получаем возможность контактов с иностранцами. Каждый, кто когда либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер это наиболее подходящий помощник в обучении языку, целью которого является общение. Особенно успешно система обучения с помощью компьютера стала развиваться в последнее время в связи с появлением CD ROM (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Цель исследования: выявить и провести апробацию существующих сегодня путей компьютерного изучения языка. Задачи: 1) раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в овладении английским языком; 2) составить перечень образовательных сайтов по английскому языку в Интернете; 3) провести анкетирование, чтобы выявить мнения учащихся школы об использовании компьютера на уроках и дома; 4) проверить на личном опыте эффективность некоторых обучающих программ. Предметом исследования стали различные обучающие программы и сайты для изучения английского языка в Интернете, а объектом анализ их эффективности.
4 Гипотеза: «Если использовать компьютер и Интернет в процессе изучения иностранного языка, то можно добиться положительных результатов». В работе были использованы методы: 1. поиск информации, подбор программ и сайтов по изучению английского языка; 2. анкетирование для выяснения эффективных форм самостоятельной работы учащихся с компьютером; 3. самостоятельная апробация некоторых сайтов и программ и анализ их эффективности. 2. Теоретическая часть. 1. Роль компьютеров в нашей жизни. Жизнь современного человека, идущего в ногу со временем, немыслима без компьютеров и цифровых технологий. В наше время, практически все сферы человеческой деятельности, так или иначе, связанны с компьютерами. Несомненно, с течением времени вычислительные устройства будут совершенствоваться и уже никогда не уйдут из нашей жизни. Компьютер представляет собой одно из самых удивительных и значительных достижений человеческого труда и мысли. Для большинства из нас компьютер не роскошь, а неотъемлемое средство домашней или рабочей обстановки. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Компьютер помогает вам, учит, развлекает. Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом в компьютерные сети. Самой большой популярностью пользуется сеть Интернет. С ее помощью передается большое количество технических документов, журнальных статей, деловых писем, стихотворений и прозы, мнений и взглядов, игр и шуток, словом все, что можно преобразовать в компьютерную
5 информацию и переслать по каналам связи. При этом Вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка. 2.2 Преимущества владения английским языком и использование компьютеров на уроках иностранного языка. Английский язык — самый изучаемый в мире. На английском языке говорит большая часть населения земного шара, что дает возможность людям из разных стран общаться. В современном мире уже не задается вопрос: нужно ли говорить на английском языке: на английском языке общаются все. Владение английским языком очень важно с современном мире, ведь это необходимо для успешного карьерного роста. Специалист, владеющий английским языком, имеет возможность получать информацию из иноязычных источников, он может получить международное образование, ему обеспечен успешный карьерный рост, свободное общение в любой стране мира. Использование компьютера на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Самый распространённый способ использования компьютера презентации PowerPoint. Они очень информативны, красочны и интересны. Неоценимую помощь в изучении различных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий позволяют ученику окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре. Все это пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывает учебная программа «Профессор Хиггинс»
6 «Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. Тексты для аудирования на страноведческие темы в средних и старших классах можно подобрать из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором около 60 текстов на различные темы по истории, культуре и быту Великобритании и США. Тексты эти довольно интересные и содержательные. Очень прост в применении и легко усваивается мультимедийный учебник «English Course». В нём имеется большой выбор диалогов на самые разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке», «Покупка» и т. д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий для желающих быстрее научиться основным разговорного английского языка. Очень содержательны, богаты яркими ролевыми играми, фильмами, и текстами и нравятся как детям, так и взрослым мультимедийные программы «OxfordPlatinum» и «Английский. Путь к совершенству». Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр на процесс обучения. Наряду с устными играми, можно использовать также мультимедийный курс «Учим английский язык». Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношения. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя он рекомендуется детям от 3-х до 8-и лет, но интересны и учащимся старших возрастов. Программа «Bridge to English» имеет также ряд вспомогательных справочников: англо-русский словарь, грамматические и фонетические справочники. Упражнения в данной программе подобраны так, что они
7 «захватывают» ученика, вызывают у него желание узнать «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберёт за выполнение того или иного упражнения и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: «excellent» или «very good», «not bad», «bad» 2.3. Возможности Интернета в изучении английского языка. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Несомненно, необходимо использовать современные возможности электронного обучения при обучении и совершенствовании английского языка. В сети Интернет есть множество обучающих сайтов, посещая которые можно получать лекции и уроки по языку; общаться онлайн с языковым учителем, с носителями языка; участвовать в групповых дискуссиях; пользоваться словарем и грамматикой; определять свой уровень знаний с помощью различных языковых тестов; просматривать видео; получить доступ ко многим электронным изданиям на английском языке; читать комментарии после статей на английском языке; пополнить и расширить словарный запас; иметь доступ к актуальной информации, которая обновляется каждый день; экономить время и деньги. С развитием Интернета возможности для изучения английского языка значительно увеличились. В связи с тем, что английский язык распространен во многих частях мира, Интернет пространство наполнено информацией на английском языке, что также выполняет обучающую роль. Именно Интернет считают техническим прорывом последних десятилетий, который оказал очень сильное влияние на развитие образовательных технологий. Кроме того, что в сети Интернет выложено множество рекомендаций и образовательных материалов, технические возможности всемирной паутины предоставляют возможность проводить образовательные занятия непосредственно в сети. В сети можно найти почти все методические материалы для изучения английского
8 языка, онлайн тесты и мультипликационные материалы. Все это повсеместно используется в изучении английского языка. Интернет пространство позволяет сразу же в сети применять на практике свои знания английского языка. При помощи сети Интернет человек может общаться с жителями различных стран и представителями различных этнокультурных общин, таким образом, не только улучшая свое знание языка, но и совершенствуя навыки восприятия английской речи у представителей различных народов. При помощи общения в сети человеку нет необходимости моделировать ситуацию или ролевую игру, поскольку он уже находится в живом общении. Также многие преподаватели английского языка рекомендуют использовать сеть Интернет для манипулирования формулами речевого этикета, поскольку при живом общении речевой этикет усваиваться быстрее, поскольку Вы оказываетесь в настоящей языковой среде. Мы можем использовать Интернет: -для самостоятельного поиска информации в рамках работы над темой урока; — для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробела в знаниях, умениях, навыках; — для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя. Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, — дополнительная, очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид обучения языку недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед идет не только обмен информации по той или иной проблеме, но и знакомство с какими-то
9 элементами другой культуры. На обучающих сайтах можно найти задания, с помощью которых выучить или повторить различные разделы грамматики английского языка, выполнить лексические упражнения. На сайтах подробно описываются все грамматические правила, приводятся практические примеры, представлены аудиоуроки, которые очень полезны для изучения разговорного английского языка, есть возможность изучение английских слов с помощью ассоциативных картинок. Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно достичь следующих результатов: а) научиться правильно читать; б) совершенствовать произносительные навыки; в) совершенствовать грамматические навыки; г) услышать и поработать с аутентичными звуковыми текстами сети Интернет; д) пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества; е) ознакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка Преимущества изучения английского языка через ресурсы Интернета. Для многих людей изучение английского языка сегодня является не простой роскошью, а самой настоящей необходимостью. Без владения английским достаточно сложно найти работу, подняться по карьерной лестнице или отправиться в туристическую поездку по Европе. Выбор метода для изучения языка во многом зависит от наличия у вас свободного времени, а также желания выучить английский язык в максимально короткие сроки. Большую популярность сегодня приобрело изучение языка посредством Интернета. Изучение английского языка при помощи системы онлайн имеет ряд
10 преимуществ. Попытаемся выделить эти преимущества. 1. Нет необходимости тратить время на дорогу. Большинство центров по изучению английского в реальности имеют условия обязательного посещения курсов, которые они предоставляют своим студентам. Более того, центры эти обычно располагаются на приличном расстоянии, в результате чего вам приходится тратить много времени на дорогу. В том случае, если вы выберете обучение онлайн, вам не придется даже покидать свое жилище, чтобы получить определенный запас знаний. 2. Занятия могут проходить в любую минуту, когда у вас появилось время. Занятие английским языком при помощи Интернета может проходить в любое время, удобное для вас, независимо от того, утро это или вечер. Достаточно лишь подать, к примеру, заявку на курсы английского языка на сайте и заниматься изучением языка. Стоит учесть, что языковые курсы онлайн обязательно прикрепляют к каждому своему студенту преподавателя, который будет строго контролировать процесс обучения. Во-первых, преподаватель регулярно проверяет выполнение вами заданий, указывает на ваши ошибки и недочеты. Помимо этого, преподаватель обязательно разъяснит вам материал, причем делать он это будет столько раз, сколько потребуется. Не стоит думать, что понимать преподавателя посредством Интернета будет в некоторых случаях невозможно. Благодаря наличию различных систем виртуального общения вроде скайпа, вы запросто сможете проводить с вашим преподавателем личное общение, в результате чего занятия будут проходить еще более эффективно. 3. Необходимо отметить также удивительную доступность изучения английского языка онлайн. За изучение английского языка можно
11 браться даже в том случае, если вы не знаете ни одной буквы английского алфавита. Для определения вашего уровня знаний пригодятся различные тесты, прохождение которых, как правило, является бесплатной процедурой. 4. Занятия в Интернете всегда интересны, красочны, часто построены в игровой форме, что несомненно привлекает внимание и время проходит незаметно, а польза при этом приобретается неоценимая. 3. Практическая часть Результаты анкетирования. Для изучения общественного мнения по вопросу важности и методов изучения иностранного языка проведён социологический опрос учеников МАОУ «Гимназия». Было опрошено 109 респондентов 5-11 классов. Учащимся было предложено ответить на 8 вопросов об их опыте использования компьютеров и Интернета при изучении английского языка. Первый вопрос «Пользуетесь ли Вы электронными переводчиками, если да, то какими?» показал нам, что большинство обучающихся используют переводчики и самым популярным оказался Google- переводчик. Его используют около 60 % опрошенных. На вопрос о программах, используемых учениками для изучения иностранного языка было предложено несколько вариантов ответов. 22 % назвали Полиглот. Английский за 16 часов, далее следуют Puzzle-English (11%) и Lingualeo (9%). Однако, 50 % опрошенных не знают ни одну обучающую программу. Стоит отметить, что это в основном учащиеся 5-6 классов. Возможно, они ещё не осознали всей важности изучения иностранного языка. Далее процент учеников, занимающихся английским языком при помощи сети Интернет и компьютерных программ растёт. Далее наш опрос выявил, что самым популярным видом деятельности в сети Интернет является поиск незнакомых слов (49 %), то есть пользование
12 онлайн словарём. 22% опрошенных используют сеть при подготовки домашнего задания и лишь 18% для поиска дополнительной информации. При этом примерно половина опрошенных собирается связывать своё дальнейшее обучение в университете с иностранным языком и считает английский языком планеты. 49% учащихся согласны, что компьютеры и интернет делают изучение иностранного языка более интересным и 79% утверждают, что компьютеры и интернет помогают обогащению словарного запаса иностранного языка. 55% считают, что компьютерные программы способствуют усвоению грамматики иностранного языка. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что многим ученикам Интернет помогает не только выполнять домашнее задание, но пополнять словарный запас, усваивать грамматику, улучшая уровень владения языком, то есть он помогает ускорить процесс овладения языком. Это подтверждает нашу гипотезу Анализ развивающих сайтов Интернета. Я исследовал несколько десятков сайтов, которые могут помочь в изучении и совершенствовании английского языка. На исследованных нами обучающих сайтах есть разделы на отработку произношения, идиомы, сленг, американский английский, диктанты, разбор произношения. Предлагаемые различные грамматические и лексические тесты различного уровня сложности помогают улучшить уровень английского языка. Нами выделены три теста по грамматике и лексике различного уровня сложности: начального (elementary), низшего среднего уровня (pre-intermediate), среднего уровня (intermediate). Самые популярные сайты для изучения языка: 1.BBC Russian- Learning English. Сайт предлагает английский на разные случаи, тесты, английское видео (радио репортажи корреспондентов ВВС). ВВС world Service — представляет возможность не только прочитать, но и послушать новости, на многих языках и превратить классную комнату в «агентство
13 новостей». 2.Lingualeo.ru. Сайт lingualeo.ru предназначен, прежде всего, для тех, кто хочет повысить навыки восприятия английской речи на слух, чтения и правильного произношения. А также очень полезен для тех, кто хочет быстро расширить свой словарный запас. 3. City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране — от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. 4. America s homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев. 5. В школьной программе есть тема «Друг по переписке», и я узнал, что найти партнеров по переписке можно по следующему алгоритму: обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning subbranch TESLK- 6. Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте можно выбрать один из семи языков английский. Но кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка. Например, видео уроки английского языка для малышей «Английский с Хрюшей и Степашкой» пользуется большой популярностью у учащихся начальных классов Описание собственного опыта использования Интернет при изучении английского языка. Чтобы узнать, помогают ли различные способы изучения языка,
14 доступные каждому в интернете, я решил опробовать несколько и выбрать тот, который будет наиболее удобен и прост в использовании. Я решил проверить онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов.» Сначала я не поверил и меня очень удивило то, что эти уроки могут помочь выучить язык на разговорном уровне в течение недолгого времени, но уже после первого урока я понял, что это возможно, так как мужчина, обучающий людей, дает все опорные таблицы употребления немалого количества времен английского языка, а также тут присутствует понятное объяснение всего записанного материала. Достаточно быстро у меня появились успехи. Я сделал вывод, что тем, кому нужно в короткие сроки научиться понимать неродной язык и научиться формулировать обиходные фразы, эти уроки, не отнимающие много времени, могут помочь. Однако, для тех, кто собирается связывать свою жизнь с изучение языков, этого недостаточно. Далее я скачал на свой телефон приложение для изучения английского языка «Duolingo», ведь это доступно всем, так как эту программу можно скачать из Play Маркет на любой телефон, снабженный выходом в интернет. Эта программа не дала ощутимых результатов даже после довольно долгого использования. В этом приложении нет объяснений, как, например, правильно изменять слова в сравнительной и превосходной степенях, а это важно, также нет ничего на усвоение правильного употребления времен. Я думаю, что «Duolingo» может помочь Вам выучить новые слова и их правописание без объяснения, а методом заучивания, но радует то, что Вы сможете узнать правильное произношение слов, которые раньше не слышали. Таким образом эту программу можно посоветовать использовать для увеличения словарного запаса, если при этом вы уже обладаете знаниями по грамматике. Следующей программой, которую я решил опробовать на себе, стала «Lingualeo». Наверное, многие читали об этой программе в интернете или
15 слышали от своих знакомых, ведь сейчас это наиболее распространенный метод изучения иностранного языка среди молодежи. Эта программа меня не огорчила, а даже порадовала своей простотой, но в то же время эффективностью, ведь в этом приложении есть все объяснения и очень много практики. Она явно поможет тем людям, кто хочет улучшить свои знания, но для обучения с нуля наиболее подходит не она, а онлайн-уроки, о которых я говорил ранее. Вывод: Изученные мною программы могут помочь как выучить язык, начиная с нулевого уровня, так и ради дополнительного развития, пополнения словарного запаса для тех, кто уже обладает определёнными навыками общения. Наиболее значимыми оказались онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов», а почти бесполезной программой, на мой взгляд, стало приложение «Duolingo». 4. Заключение. На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: 1. Нам удалось узнать из итогов анкетирования и изучения информации в интернете, что иностранный язык очень востребован в современном мире как для общего развития, так и для овладения разнообразными профессиями, общения с людьми. Поэтому множество программ, связанных с изучением языка, а также усвоением грамматики, становятся наиболее популярными среди людей в современном мире. 2. Наше исследование подтверждает многообразие особенностей компьютерного изучения языка: мультимедийные учебники, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д., просмотр фильмов, использование обучающих программ в сети Интернет и так далее.
16 3. Исследование показало, что использование компьютерных технологий — это не только источник удовольствия, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ ребята отдают предпочтение не игровым компьютерным программам, а предпочитают учебнообучающие компьютерные программы. Это значит, что ребята заинтересованы в знании иностранного языка, имеют навыки работы в различных компьютерных программах, создают компьютерные презентации, общаются в сети Интернет. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования: «Если использовать компьютер и Интернет в процессе изучения иностранного языка, то можно добиться положительных результатов» подтвердилась, о чём свидетельствуют данные анкетирования и собственный опыт использования обучающих программ. Но Интернет — технологии ни в коем случае не заменят живого общения учителя и ученика. Таким образом, в наш век высоких технологий компьютеры играют огромную роль в изучении английского языка, так как существует интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. 5. Библиография.
17 1. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ с Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании.// Информатика и образование с Лоскутова Г.В. О компьютере по — английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В. Лоскутова, Ю.В. Масленникова СПб: КАРО, с. 4. Полилова Т.А. Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // ИЯШ с Мультимедийные учебники, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д.. Источники из сети Интернет. ru.wikipedia.org/wiki/дистанционное_обучение ru.wikipedia.org/wiki/интернет ru.wikipedia.org/wiki/электронное_обучение Lingualeo.ru Abc-english-grammar.com
@Язык — это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ@
Иван Мележ, писатель.
Содержание
Приветствуем вас на страницах сайта о русском языке
Язык — это первоэлемент культуры каждого человека и всего общества в целом. В современной жизни чем бы ни занимался человек, в какой области ни работал или учился, ему необходимо не только свободно ориентироваться в стремительном и огромном потоке информации, но и владеть нормами литературного русского языка, иметь богатый словарный запас, уметь четко и ясно излагать свои мысли.
Наш сайт для тех любознательных, кто стремится овладеть всеми богатствами русского литературного языка, его беспредельными выразительными возможностями в письменной и речевой коммуникации.
По нашему мнению, именно речь всегда являлась показателем интеллигентности, образованности, ясности мышления и, в конечном итоге, общей культуры человека. Речь в определенном смысле формирует личность человека, начиная со школьной скамьи.
Кроме правильного написания слов, проверки безударных гласных, на страницах сайта мы уделяем много внимания культуре речи, а именно акцентологическим нормам современного русского языка, так как речь, по нашему глубокому убеждению, визитная карточка каждого человека. Говорить красивым литературным языком — это своеобразная характеристика профессиональной подготовки учащихся и взрослых, особенно тех специальностей, которые связаны с людьми, с организацией их трудовой деятельности.
Мы хотим помочь учащимся образовательных учреждений, их родителям и всем, кто любит русский язык и интересуется словом, овладеть орфографическими, акцентологическими (ударение в словах), морфологическими, лексическими, синтаксическими нормами русского литературного языка, который считается эталоном, вершиной речевой культуры народа.
Язык
Сергей Скачко
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик.
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометий вздох и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Словарь: учимся говорить и употреблять слова по разным темам.
Диалоги: учимся разговаривать на различные темы, задавать вопросы, понимать ответы.
Тексты: читаем, слушаем, повторяем, закрепляем.
Упражнения: проверяем себя и закрепляем знания.
Сайт «Учим русский» — это экспериментальная площадка для студентов, которые учатся создавать электронные образовательные ресурсы по русскому языку. Здесь мы апробируем различные технологии обучения русскому языку как иностранному с использованием компьютера. Особенность проекта заключается в том, что основными его разработчиками являются молодые специалисты, которые не являются профессионалами в области информационных технологий, но владеют русским языком и некоторыми иностранными языками.
Не судите строго 😉 Так как в проекте участвуют студенты, которые сами учатся, на сайте могут встречаться ошибки. Но мудрый учитель умеет работать и с таким «не вполне качественным» материалом. Как показали наши эксперименты, работать над чужими ошибками и исправлять чьи-то недочёты гораздо приятнее и интереснее, чем огорчаться своим неудачам.
Представленные на сайте учебные материалы не претендуют на полноту и учебно-методическую законченность. Это долговременный проект, который постепенно развивается и совершенствуется усилиями разных участников. Подробнее — в разделе О проекте.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
М.Н.ГОЛОВА, «Школа сотрудничества», г. Москва
Функции русского языка в современном мире
Вступительное слово учителя.
На земном шаре существует множество языков. Количество их определяется по-разному, называют от 2800 до 3000 языков. Выделяют славянскую группу языков, куда входит наш русский язык. Эта группа – самая молодая среди индоевропейских языков. До середины I тысячелетия н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Постепенно накапливались различия в языках восточных, западных и южных славян.
Восточнославянский язык иначе называют древнерусским. Этот язык сформировался к VII–VIII вв. и существовал примерно до XIV–XV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.
Русский язык (раньше его называли великорусским) – государственный язык России, один из мировых языков, на нем говорят более 250 миллионов человек.
На доске записан текст:
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.
(К.Д. Ушинский)
Вопросы и задания
-
Какова основная мысль текста?
-
Определите тип речи и стиль речи.
-
Назовите ключевые слова.
-
Каковы средства связи предложений в тексте?
-
Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
-
Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
-
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
-
Пользуясь словарями, приведите примеры общеупотребительных слов, диалектных, профессиональных.
-
В чем отличие устаревших слов от архаизмов?
Выборочный диктант
Выпишите в две колонки архаизмы и историзмы.
В тот колокол, что звал народ на вече, вися на башне у кривых зеркал, попал заряд, летевший издалече. Оторваны от прялки и орала, палимы солнцем, брошены во тьму, – рабы царя. (Д.Кедрин) И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А.Пушкин) Звенит заветная полтина, женой зашитая в треух. (Д.Кедрин) И кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь. (А.Блок) Он держит в беспощадной длани весы таинственных судеб. (В.Брюсов) Нам, смердам, двери заперты повсюду, кроме паперти. (Д.Кедрин) И торчит, указуя во тьму, на нелепой дуэли простреленный палец длани, коей писалась комедия «Горе уму». (Д.Кедрин)
-
Какие слова называются исконно русскими, а какие заимствованными?
-
Можно ли сказать, что язык – застывшее явление?
Задание. Выпишите неологизмы, произведите их словообразовательный разбор.
Запись на доске:
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его», – писал Н.В. Гоголь.
Задание
Напишите мини-сочинение в доказательство, что русский язык – громада. Какое наслаждение получает человек, изучая русский язык? О каких чудесных законах с вашей точки зрения писал Н.В. Гоголь?
Задание (для сильных учеников)
Представьте, что вы присутствуете на научной конференции, где решается вопрос: какой язык признать единым для всего мира? Люди разных национальностей приводят доказательства, почему именно их язык может быть и должен быть мировым. Вы представляете Россию. Как бы вы смогли доказать, что русский язык самый лучший, что есть все основания сделать именно его мировым языком?
Изложение-миниатюра
(диктант, работа с текстом)
Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям… Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…».
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
(В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке)
Беседа по тексту
-
Объясните все знаки препинания.
-
Какова тема отрывка?
-
Какими эпитетами награждается словосочетание дар слова в данном тексте? Что бы вы еще могли добавить?
-
Объясните написание частиц не и ни.
Домашнее задание. Напишите мини-сочинение «Мой родной язык».
Орфография, фонетика, графика
Запись на доске:
Когда-то, в незапамятные времена, звуки речи, сложившись в определенном порядке, стали словами. Каждое слово имеет значение, смысл; каждый звук в слове занимает свое место.
-
На какие два разряда делятся все звуки языка?
-
В чем различие между этими звуками?
-
Назовите гласные звуки.
-
Какие бывают согласные звуки?
-
Назовите согласные мягкие непарные, согласные твердые непарные.
-
Выпишите из данного текста слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.
-
Найдите слова, не имеющие окончания.
-
Как обозначается мягкость согласных?
-
Когда пишутся буквы ъ и ь?
Распределительный диктант
Запишите следующие слова в три колонки:
1) с разделительным ъ;
2) с разделительным ь;
3) без ъ и ь.
Поработаем учителями в 5-м классе
Задание. Ученик 5-го класса написал сказку «Алфавития». Исправьте все орфографические, пунктуационные ошибки, речевые недочеты, неправильную запись звуков и т.д.
(Каждому ученику на парту дается текст сказки, ошибки не исправлены учителем.)
Давным-давно, когда еще и людей не существовало, была на Земле маленькая страна. Находилась она на острове по середине океана. Называлась эта страна – Алфавития. Жили там очень забавные маленькие существа – Буквы. Они умели произносить только свои имена. Буква «я» все время кричала; «Я! Я! Я!» Из нее вылетала два звука и . А буква «ш» шипела как змея звуком . Когда им нужно было что-то купить, они вместе шли в «Маго бук» (магазин). Там все выстраивались в нужное слово и получали то, что хотели. Скажу вам по секрету – ели Буквы только чернила. Вот и все, что дошло до наших дней об этой удивительной стране. Ой! Чуть не забыл самого главного! Когда на земле появились люди и начали развиваться, Буквы решили им помочь и стали их лучшеми друзьями. С начала они произносили звуки. Позже стали складывать слова. И, наконец, появилась грамота.
Объясните написание ь после шипящих.
Работа с текстом
Гроза надвигалась. Все чаще слышались раскаты грома. Нависли над степью тяжелые тучи, опустились низко и обняли ее. Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который еще вился в небе и напевал что-то веселое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание.
И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги.
-
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте.
-
Укажите слова с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные.
-
Сгруппируйте все орфограммы, встречающиеся в данном отрывке. Приведите примеры на каждое правило.
Устные тесты
1. Укажите правильную форму р.п. мн. ч.
А. Пять килограммов.
Б. Три пары чулков.
В. Взвесьте пять мандарин.
Г. Пара носок.
2. Найдите примеры предложений с ошибками при передаче чужой речи.
А. Городничий сообщает чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
Б. Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
В. Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.
Домашнее задание по вариантам
Вариант 1. Найдите стихотворение, в котором встречаются слова с разделительными ь и ъ.
Вариант 2. Напишите словарный диктант с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
Вариант 3. Подберите слова с безударными гласными в корне слова.
Словообразование, морфология, орфография
Проверка домашнего задания.
Три ученика у доски в роли учителя. Сами ведут урок, сами ставят оценки.
Комментированный диктант
Расположите слова в порядке их словообразования.
Восстановите опущенные звенья словообразовательной цепи.
Чары – очаровательно;
свет – светать;
ставить – выставочный.
В каждой группе укажите четвертое лишнее.
1. Жемчужинка, изюминка, дождинка, смородинка.
2. Бревенчатый, кольчатый, узорчатый, матерчатый.
Вспомните и напишите как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками пре- и при-.
Словарный диктант
Бездна премудрости; камень преткновения; превозносить до небес; преклонный возраст; преклонить колени; приклонить голову; принимать за чистую монету; принять резолюцию; привести к общему знаменателю; пришел, увидел, победил; присутствие духа.
Беседа с учащимися
-
Зачем нужно изучать орфографию?
-
Зачем необходимо грамотно писать?
-
Можно ли писать грамотно, но неаккуратно?
После беседы записать слова известного ученого-лингвиста Л.В. Щербы.
«Многие из орфографических ошибок школьников являются результатом распущенности. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости. Безграмотное письмо читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение к времени своего соседа».
Произведите морфологический разбор одного глагола и одного имени существительного.
Устное задание
Прочитайте предложения. Исправьте, где необходимо, стилистические неточности, определив, какое требование к построению предложений с деепричастным оборотом не выполнено.
1. Войдя в трамвай, неожиданно начался дождь.
2. Выполнив работу, я пошел гулять.
3. Дочитав до конца интересную книгу, солнце уже скрылось.
4. Обидевшись на что-то, сестра перестала со мной разговаривать.
5. Поработав полгода, отца перевели на другую работу.
Осложненное списывание. (Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.)
(А.Грин)
Домашнее задание
Повторите правописание н и нн в разных частях речи. Найдите прозаический или поэтический текст, в котором встречаются слова на эту орфограмму.
Пунктуация и орфография
Проверка домашнего задания.
Диктант с продолжением
Вариант 1
Эскимосы реки Коппер приветствуют чужеземцев ударом кулака по голове или по плечам, а жители северо-западных районов Амазонки хлопают друг друга по спине в знак приветствия. Полинезийцы, обнимаясь, потирают друг другу спину. Южноамериканские испанцы приветствуют друг друга стереотипным объятием: голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине, голова над левым плечом партнера, еще три хлопка… Двое курдов при встрече хватают друг друга за правую руку, поднимают руки и, не разжимая их, попеременно целуют друг другу руки. Адаманцы садятся друг другу на колени, обнимаются за шею, при этом плача. Прощальное приветствие состоит у адаманцев в том, что подносят руку партнера ко рту и тихонько дуют на нее…
Комплексный анализ текста
-
Выделите в тексте слова с чередующимися гласными в корне.
-
Объясните написание букв о–е в окончаниях и в суффиксах существительных и прилагательных.
-
Какие буквы, о или е, пишутся в следующих случаях и почему?
Ож_г руки, подж_г листву, береж_т, сгущ_нка, увлеч_нный наукой.
Продолжите текст диктанта. Как будут, по-вашему, здороваться в будущем или как здороваются инопланетяне? Используйте причастные и деепричастные обороты.
Вариант 2
Книга вошла в каждый дом, в любую квартиру. И по справедливости любителя книги мы именуем Большим Читателем. Большой Читатель не расстается с книгой в метро и электричке; он гоняется, не жалея сил, за новинками; он покупает стихи и прозу, о которых спорят критики.
Библиофил же не просто ценит книгу и пользуется ею, а бесконечно влюблен в нее, для него важно все, что связано с прелестью старокнижия, с чудом, вышедшим из типографии или из-под руки древнего писца.
В старом, забытом издании, появившемся на свет в начале XX века, метафорически рисуется образ старого библиофила: «На тихой, лежащей в стороне от «торговых дорог литературы” лужайке библиографии все вырастают новые цветы… Вот выходит на лужайку одинокий дед. Склоняется, срывает цветок, долго втягивая носом его аромат. Это библиофил».
(Е.Осетров)
-
Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова. Вспомните остальные орфограммы на чередующиеся гласные в корне слова, приведите свои примеры.
-
Произведите разбор слова и словообразовательный разбор слова расстается.
-
Сгруппируйте орфограммы, встретившиеся в данном тексте.
Задание. Продолжите текст диктанта, описав, каким вы себе представляете библиофила. Используйте причастные и деепричастные обороты.
Найдите ошибки в образовании причастий и деепричастий.
1. Они увидели покошенный на один бок дом.
2. Это была сцена, запоминаемая на всю жизнь.
3. Ее бровей почти не видно из-за низко спадавшей пряди волос.
4. Ей очень идут постриженные волосы.
5. Ветки стоят в красиво сплетенной корзине.
6. Сестра, не ожидав такой встречи, очень удивилась.
7. Лось, расширяя ноздри, почуял в воздухе какой-то незнакомый и странный запах.
Повторение правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Распределите слова в две колонки.
Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания.
Предлагается два текста (на выбор учителя).
2. Это был гр_мадный лес т_нувш_ийся на десятки верст (в)верх и (в)низ по реке. Это была глух_ сторона мало посещаем_ людьми и здесь(то) и было настоящее раздолье для всякого зверя и птицы. Жизнь к_пела в лесу (не)омраче(н,нн)ая пр_шествием человека.
(Редко)редко разд_вался в лесах этот выстрел а когда разд_вался то звонко ра_кат_вался по холмам и возвр_щался уже послабевш_м и протяжн_м.
Белки р_няли иногда шишки и взл_тали на в_рхушку дерева; зайцы на лежаках вст_вали столбиками; лоси наставив уши минуту слуш_ли и бе_звучно передв_гались на другое место; рыси дремл_щие в чащ_бах пр_обтесывали др_мучие ж_лтые глаза; и только волки лучше всех знающие бр_сали всё взб_гали на ближний бугор и долго нюхали ст_раясь и б_ясь одн_време(н,нн)о поймать с ветерком н_навис_ный зап_х человека.
(По Ю.П. Казакову)
Выпишите сначала простые предложения, расставив предварительно знаки препинания, а потом сложные.
1. Благовещенье самый большой у Бога праздник.
2. Покров не лето Благовещенье не зима.
3. Ранняя весна признак того что летом будет много непогожих дней.
4. Новый год к весне поворот. Месяц январь зимы государь. Январь весне дедушка.
Домашнее задание. Придумайте юмористический рассказ о споре причастных и деепричастных оборотов по поводу того, кто важнее в русском языке. Используйте в рассказе причастные и деепричастные обороты.
Орфография
Устное задание. Исправьте стилистические неточности.
1. По обоим сторонам дороги росли белоствольные березки.
2. Трое подруг ехали на дачу.
3. Обоими ногами малыш стоял в луже.
4. Летом в нашем спортивном лагере работали тренерами пятеро студенток.
Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте рассказ. Придумайте его продолжение, используя в нем производные предлоги.
Что же случилось ночью? Придумайте небольшое продолжение рассказа.
Спишите, обозначая условия выбора написания не и ни.
Замените слова синонимами, являющимися устойчивыми сочетаниями, имеющими в своем составе ни.
Слова для справок: ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, ни конному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни стать ни сесть, ни рыба ни мясо, ни больше ни меньше, ни пава ни ворона, ни с того ни с сего, ни за что ни про что, ни тот ни другой, ни два ни полтора, ни взад ни вперед, ни много ни мало.
Домашнее задание (или классное, если останется время)
А. Напишите письмо другу (подруге) о своем впечатлении от книги, прочитанной летом, используя не и ни.
Б. Мини-изложение с продолжением.
Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг – это означало обладать целым состоянием. «Повесть временных лет» называет книги реками неизмеримой глубины, поящими вселенную мудрости. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, – замечает летописец, – то найдешь великую пользу душе своей».
(Е.Осетров)
С чем бы вы могли сравнить книги? Продолжите текст.
Домашнее задание. Приготовьтесь к диктанту.