Разобрать по членам предложения

Разобрать по членам предложения

Части речи

В русском языке выделяют десять частей речи (в скобках приведены общепринятые сокращения), которые объединены в 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия.

Самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку в предложении и отвечают на соответствующие вопросы. К ним относятся:

  1. имя существительное (сущ., кто?, что?) — называет предметы;
  2. имя прилагательное (прил., какой?) — описывает предмет, давая понятие о его характеристиках;
  3. имя числительное (числ., какой по счету?, сколько?) — называет порядковый номер или количество;
  4. глагол (гл., что делать?) — выражает действие предмета. Дополнительно выделяют две глагольные формы — это причастие (прич., какой?) и деепричастие (дееприч., что делая?, что сделав?), которые выражают признак предмета по действию и дополнительное действие соответственно;
  5. местоимение (мест., кто?, что?) — указывает на предмет, но не называет его;
  6. наречие (нар., как? когда?, где? куда?, почему? и т.д.) — называет признаки действия, признаки предмета, указывают на время, место, цель и т.п.

Служебные части речи предназначены для связки самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения, для создания сложных предложений и придания им различных оттенков. Это:

  • предлог (пр.) — выражает зависимость между словами, указывают на положение в пространстве, времени;
  • союз (с.) — служит для связки однородных членов предложения между собой и простых предложений в сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные;
  • частица (част.) — придаёт словам и предложениям различные оттенки значения.

Междометие (межд.) — часть речи, которую нельзя отнести ни к самостоятельны,ни к служебным, придает тексту эмоциональную окраску и выражает различные чувства и побуждения.

Разбор предложения на примере

Это лето выдалось жарким, поэтому дети дома не сидели; они много купались в речке, часто загорали на солнышке, лежа в траве, а по вечерам развлекались разными играми.

Теперь рассмотрим по порядку, какие части речи встречаются в этом предложении.

  • это — указательное местоимение
  • лето — существительное
  • выдалось — глагол
  • жарким — прилагательное
  • поэтому — союз
  • дети — существительное
  • дома — существительное
  • не — отрицательная частица
  • сидели — глагол
  • они — местоимение
  • много — наречие
  • купались — глагол
  • в — предлог
  • речке — существительное
  • часто — наречие
  • загорали — глагол
  • на — предлог
  • солнышке — существительное
  • лежа — деепричастие
  • в — предлог
  • траве — существительное
  • а — союз
  • по — предлог
  • вечерам — существительное
  • развлекались — глагол
  • разными — прилагательное
  • играми — существительное

Мы разобрали части речи в данном предложении. Аналогично и следует делать в любом другом предложении, но не выписывать слова в столбик и писать напротив них части речи, а используя сокращения (см. в статье выше), аккуратно надписывать над каждым словом его часть речи.

Пусть изучение русского языка дается Вам легко!

Как разобрать предложение по составу

1. Грамматическая основа.

Подлежащее, которое называет предмет или объект речи. Оно отвечает на вопросы именительного падежа: «Кто? Что?» Подчеркивается одной чертой.

Сказуемое, рассказывающее о том, что произошло с подлежащим. Чаще всего к нему задают вопрос: «Что делает?», хотя возможны и другие варианты (Что он? Какой он?) Подчеркивается двумя чертами.

2. Второстепенные члены.

Определение описывает предмет, называя его признаки. К нему задают вопросы: «Какой/ая/ое/ие?» или «Чей?». Чаще всего эту роль выполняют прилагательные или причастия. При разборе определение принято обозначать волнистой чертой.

Дополнение конкретизирует информацию о предмете и отвечает на вопросы любых падежей, кроме именительного (чем? о ком? чему?). Часто им оказываются существительные. Подчеркивают дополнение пунктиром.

Обстоятельство рассказывает об особенностях действия: его цели, месте, причине, времени и пр. Этот член предложения отвечает на вопросы: «Как? Откуда? Где? Зачем? Когда? Куда? Почему?». Часто выражается существительными, наречием, деепричастием. Выделяется пунктирной чертой с точками.

Члены предложения

Это интересно: Как сделать правильно проект «Моя семья» для первого класса + ОБРАЗЦЫ, пошаговая ИНСТРУКЦИЯ и 75 ФОТО

вернуться к меню

Главные

Подлежащее

Отвечает на вопросы: кто? Что?

Примеры: Аня, Мама, Алексей Иванович, погода и т.п.

Подлежащим может быть любое существительное, местоимение, совершающее действие в предложение:

«Я помыл руки»; «Погода нас порадовала»; «Мама попросила сходить в магазин»; «Алексей Иванович не любит гостей»; «Аня посмотрела на письмо и заплакала».

Подлежащее может стоять в начале предложения, в середине, в конце. Его выделяют прямой чертой.

Сказуемое

Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

Примеры: пишет, читает, разговаривает, любит.

Сказуемое – это глагол. Сказуемое всегда совершает действие и связано с подлежащим:

«Мы выписали важную информацию в тетрадь»; «Зачем ты испытываешь мое терпение?»; «Я вдруг почувствовала на себе взгляд соседского мальчишки и мне стало не по себе.»

Выделяют двумя чертами.

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим

Подлежащее и сказуемое согласованы между собой в числе, роде и лице. Нельзя выделить основу: «Собака жили»; Можно выделить основу «собака жила». Если подлежащее и сказуемое не согласуются между собой, то либо вы нашли существительное неправильно, либо в предложении несколько грамматических основ.

вернуться к меню

Второстепенные

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Указывает на результат совершенного действия, либо на предмет, с которым совершается действие. Выделяется пунктиром.

«Я устала от одиночества» — процитировала Аню сестра» — фраза принадлежит Ане, сестра ее процитировала, значит, дополнением служит «Аню» (кого?).

«Миша ненавидел среды из-за уроков французского» — Из-за чего Миша ненавидел среды? – из-за уроков французского, значит, это дополнение.

Чтобы не перепутать дополнение с обстоятельством и определением, важно перечитывать предложение и задавать правильные вопросы. Важен контекст, поэтому вслепую выделять дополнение нельзя.

Определение

Показывает качества, свойства и признак предмета. В предложении выделяют волнистой линией.

«Кот Тимофей лег на коврик и показал свой пушистый бочок.» — бочок какой? – пушистый.

«Сотри свои красные губы, они тебе совершенно не идут!» — губы какие? – красные.

«Интересно, как может такой красивый, интересный и интеллигентный человек, согласится на такое отвратительное предложение?» — «красивый, интересный и интеллигентный» — качества, определяющие описываемого человека.

«Отвратительное» — признак, описывающий предложение, поступившее человеку, о котором ведется повествование. Следовательно, в предложении 4 определения.

Обстоятельство

Зависит от сказуемого и выражает признак действия или предмета. Выделяют пунктиром с точкой.

«Встреча была назначена вечером, в холле нашего отеля» — когда была назначена встреча? – вечером; где назначена встреча? – в холле отеля.

«Я путешествую только поездами, так как самолеты кажутся мне небезопасными» — как ты путешествуешь? – только поездами. В предложении одно обстоятельство.

«Он поехал в Европу, ему нужно срочно увидеть что-то красивое» — куда он поехал? – в Европу; увидеть как? – срочно. В предложении два обстоятельства.

Существует несколько видов обстоятельств:

  • Времени
  • Места
  • Цели
  • Сравнения
  • Условия
  • Уступки
  • Меры и степени
  • Причины

Виды обстоятельств по значению

Каждый вид выделяется одинаково – пунктиром с точкой.

вернуться к меню вернуться к меню

Топ-5 примеров

Главные и второстепенные члены предложения

1″Когда я вышла ночью в поле, я впервые ощутила настоящую тишину!»

Я (что сделала?) вышла – первая грамматическая основа; (вышла когда?) ночью (куда?) в поле – обстоятельства;

Я (когда?) впервые (что сделала?) ощутила (какую?) настоящую (что?) тишину – перед нами вторая грамматическая основа, обстоятельство, определение и дополнение.

2″Я пробуждаюсь несколько раз за ночь и тревожусь в течение всего дня, мне срочно нужно отдохнуть».

Я пробуждаюсь и тревожусь – подлежащее и 2 сказуемых; несколько раз за ночь – обстоятельство; в течение всего дня – обстоятельство времени; мне нужно отдохнуть – 2 грамматическая основа; срочно – обстоятельство.

3″Когда я перешел порог новой школы, я испытал приступ сильнейшего волнения, все закружилось перед глазами, и я отчаянно пытался успокоиться».

Я перешел – грамматическая основа; порог школы – дополнение; новой – определение;

Я испытал – вторая грамматическая основа; приступ – дополнение; сильнейшего – определение; волнения – дополнение;

Все закружилось – третья грамматическая основа; перед глазами – обстоятельство;

Я пытался успокоиться – четвертая грамматическая основа; отчаянно – обстоятельство.

4″Лиза чувствовала себя особенной, ведь она единственная в классе умела играть на скрипке и читать 220 слов в минуту».

Лиза чувствовала – первая грамматическая основа; себя – дополнение; особенной – определение;

Она умела играть и читать – вторая грамматическая основа; на скрипке – дополнение; 220 слов в минуту – обстоятельство.

5″Леша с удовольствием читал книгу»

Леша читал – грамматическая основа; книгу – дополнение; с удовольствием – обстоятельство.

вернуться к меню вернуться к меню

Типичные ошибки

Разбор предложения по членам

1Несколько подлежащих

В сложном предложении действительно может быть несколько подлежащих. Если мысленно поделить предложение на несколько частей, то можно разбить его на короткие предложения:

«Мы уговаривали родителей остаться, но они упрямо нам отказывали, ссылаясь на необходимость уехать».

В данном примере, всего 2 подлежащих – «мы» и «они». Если мысленно разделить предложение на 2 части, то получится: Мы уговаривали родителей остаться. Они упрямо нам отказывали, ссылаясь на необходимость уехать».

Некоторые выделяют в качестве подлежащего все местоимения и существительные:

«Мы не понимали, что могло испортить им вечер, поэтому попросили пришедших гостей удалиться на серьезный разговор».

Подлежащее совершает действие, остальное – второстепенные части речи: обстоятельства, дополнения, определения.

2Грамматическая основа может быть только одна

В сложных предложениях, может быть более 2 грамматических основ.

3Если рядом в предложении стоит несколько одинаковых членов предложения, то их нельзя выделять вместе

Например, если стоит несколько определений через запятую: красивый, умный и добрый (человек). В таком случае, выделить все определения одной волнистой линией – не ошибка.

Если между одинаковыми членами предложения стоят запятые, либо они отсутствуют, их можно выделить одной чертой. Оформление в данном случае ни на что не влияет. Однако, будет ошибкой, если между членами предложения есть и другие, но их игнорируют. Пример:

«День был весенний, солнечный, я люблю теплые дни». – В данном случае между определениями есть грамматическая основа, ее игнорировать нельзя.

4Глагол – всегда сказуемое

«Семья уехала отдыхать на море» — распространенной ошибкой считается выделение сказуемого «уехала отдыхать». Однако, «отдыхать на море» — обстоятельство цели. Семья уехала (куда? с какой целью?) отдыхать на море.

5Разбор без дополняющих вопросов

Чтобы правильно разбирать предложение, важно задавать вопросы и понимать контекст, а не расставлять грамматические основы по логике «существительное – подлежащее, а глагол – сказуемое».

Перечитывая предложение несколько раз и задавая правильные вопросы, вы сможете безошибочно делать разбор по составу. Обращайте внимание на согласованность каждого члена друг с другом.

вернуться к меню

ВИДЕО: Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения: как найти подлежащее и сказуемое, зачем определять главные члены предложения, что такое грамматическая основа, что такое второстепенные члены предложения. На все эти вопросы я попыталась ответить в этом видео, привести наглядные примеры и дать советы тем, кто занимается синтаксическим разбором предложений.

вернуться к меню

Как понять – это обстоятельство (места, времени и т.д.) или дополнение

Смотрите контекст – обстоятельство всегда объясняет совершаемое событие, добавляет ясности, объясняет причины. Дополнение же дополняет уже имеющуюся информацию, уточняет.

Обстоятельством может стать любая часть речи, даже фразеологизм. В классическом виде это наречия, поэтому лучше начинать разбор предложения с поиска обстоятельства, а не дополнения.

Дополнениями зачастую становятся числительные, местоимения, наречия и фразеологизмы. Если перед вами спорное слово, похожее на обстоятельство, но обстоятельные вопросы задать невозможно, то перед вами на 100% дополнение.

вернуться к меню

Существуют ли ограничения на члены предложения в количестве

Не смущайтесь, если в предложении более 5 одинаковых членов. Все зависит от автора, например, у Л.Н. Толстого есть предложения с огромным количеством грамматических основ (более 6), не говоря уже о второстепенных членах.

Если вы самостоятельно составляете текст и хотите сделать его складным и удобочитаемым, то стремитесь писать предложения с умеренным количеством второстепенных членов. Для удобства чтения, лучше разбить одно большое предложение на несколько маленьких – так, вы с меньшей вероятностью ошибетесь.

Ресурс для разбора предложения онлайн:

вернуться к меню

ВИДЕО: Синтаксический разбор предложения часть

Синтаксический разбор предложения часть

Как разбирать предложения по составу онлайн бесплатно + ТОП-5 примеров

8 Общий Балл Разобрать предложение по составу

Чтобы разбирать предложения по составу, нужно хорошо чувствовать язык и знать правила русского языка. Выучив один раз вопросы каждого члена предложения, вы сможете правильно и быстро разбирать предложение по составу. Если вы не согласны с рейтингом статьи, то просто поставьте свои оценки и аргументируйте их в комментариях. Ваше мнение очень важно для наших читателей. Спасибо!

Достоверность информации 8 Актуальность информации 8.5 Раскрытие темы 7.5 Доступность применения 9 Плюсы

  • Разбирать предложения по составу довольно легко

Минусы

  • Сначала школьнику может понадобиться помощь учителя

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Контрольное изложение. 3 класс. Солнечная капля.

Солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Солнечная капля.

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Изложение.

Солнечная капля.

План.

  1. Сосулька плачет.
  2. Воробьи радуются весне.
  3. Всё вокруг изменилось.
  4. Весь мир осветила крохотная капля.

Опорные слова: вспыхнули, засветились огоньками, зажурчали, солнечный

ручеёк, заголосили, сквозь, замер, засияло, засверкало, заискрились, радужные.

Орфографическая подготовка.

сосулька заплакала

капельки – капель засветились – свет

жёлтые ручейки – ручей

заголосили – голос, подголосок

радостно – радость замер – мёртвый

изменилось – измена засияло

засверкало крохотная

Изложение.

Солнечная капля.

План.

  1. Сосулька плачет.
  2. Воробьи радуются весне.
  3. Всё вокруг изменилось.
  4. Весь мир осветила крохотная капля.

Опорные слова: вспыхнули, засветились огоньками, зажурчали, солнечный

ручеёк, заголосили, сквозь, замер, засияло, засверкало, заискрились, радужные.

Орфографическая подготовка.

сосулька заплакала

капельки – капель засветились – свет

жёлтые ручейки – ручей


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *