Развить эмоциональный интеллект

Развить эмоциональный интеллект


Сергей Капличный

Эмоции способны помочь или помешать вам, однако вы не сможете этого узнать до тех пор, пока не поймете их суть. Книга «Эмоциональный интеллект 2.0» поможет вам разобраться со своими эмоциональными состояниями и научиться с ними совладать.

Выбрали для вас пять советов, которые помогут правильно воспринимать собственные эмоции.

Перестаньте воспринимать чувства как хорошие и плохие

Человеку свойственно делить свои эмоции на две простые группы: хорошие и плохие. Например, большинство людей автоматически относят чувство вины к плохим эмоциям. Вы не хотите испытывать это чувство и готовы изо всех сил бороться с собой, желая от него избавиться. В иных ситуациях вы выпускаете на волю свое возбуждение. Иногда вы накачиваете себя энергией, а иногда разбрызгиваете ее во все стороны.

Отрицательная сторона наделения эмоций ярлыками состоит в том, что при такой оценке вы не можете по-настоящему понять, что именно чувствуете.

Когда же вы даете себе возможность спокойно разобраться с эмоцией и понять, в чем она состоит, то получаете шанс узнать, что служит причиной ее возникновения. Отказ от суждения относительно эмоций позволит им сделать свое дело и бесследно исчезнуть. А постоянное размышление о том, должны ли вы чувствовать то, что чувствуете, пробуждает к жизни все новые эмоции и не дает возможности реализоваться изначальному чувству.

Поэтому сразу же обращайте внимание на ситуации, когда у вас начинают развиваться те или иные эмоции. Воздержитесь от того, чтобы повесить на свою эмоцию ярлык «хорошая» или «плохая», и тогда вы сможете понять кое-что важное.

Записывайте свои эмоции

Основная проблема при развитии самовосприятия — это объективность. Довольно сложно овладеть перспективным видением своих эмоций и склонностей, когда вы каждый день пытаетесь начать лезть на гору с самого подножия. Записывая свои мысли, вы сможете фиксировать, какие события послужили триггером для эмоций и каким образом вы отреагировали на них.

Вы можете писать о том, что происходило с вами дома или на работе, — в этом нет никаких ограничений. Всего через месяц вы заметите устойчивую модель своего поведения и возникновения эмоций, и это позволит лучше понять свои склонности. Вы начнете лучше понимать, какие эмоции погружают вас в депрессию, что позволяет почувствовать приподнятость духа, а с какими из эмоций вам труднее всего справиться.

Тщательно наблюдайте за людьми и ситуациями, нажимающими на ваши кнопки и выпускающими на волю ваши самые сильные эмоции.

Опишите эмоции, которые вы испытываете каждый день. Не забывайте также описывать физические проявления, сопровождающие их. Вы приобретаете способность к более ясному видению, потому что фиксация ваших эмоций на бумаге позволяет легче определить, в чем состоят ваши склонности. Ваш дневник может послужить отличным источником, к которому вы прибегаете, оценивая свое самовосприятие.

Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыке

Если вам с трудом удается посмотреть внутрь себя для того, чтобы понять, в чем состоят ваши эмоциональные закономерности и склонности, вы можете открыть для себя ту же самую информацию с помощью кино, музыки и книг, с которыми вы чувствуете внутреннюю связь. Если текст песни или ее настроение вступают в резонанс с вашими ощущениями, то это способно многое сказать о вашем внутреннем ощущении, а если вы постоянно вспоминаете определенного персонажа из книги или фильма, то это может свидетельствовать о том, что его мысли и чувства параллельны вашим. Внимательное изучение этих моментов способно научить вас многому относительно себя самого. Кроме того, с помощью этого инструмента вы можете многое рассказать о своих чувствах другим людям.

Поиск отражения ваших эмоций в игре артистов позволяет вам узнать много о себе и открыть в себе чувства, которые трудно высказать словами.

Иногда вы попросту не в состоянии найти нужные слова для того, чтобы выразить нужные эмоции… и вдруг слышите, как именно их произносит герой фильма. Слушание музыки, чтение книг, просмотр фильмов и даже взгляд на картину художника могут открыть дорогу к вашим самым глубоким эмоциям. В следующий раз, когда ваше внимание привлечет фильм или книга, попробуйте копнуть глубже — вы никогда не знаете, что найдете в результате своих поисков.

Не давайте плохому настроению себя одурачить

Мы постоянно поддаемся плохому настроению, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас. Это состояние покрывает густым и темным туманом наши мысли, чувства и все происходящее с нами. В работе вашего мозга есть один фокус. Как только вы попадаете под власть плохого настроения, то теряете в дение всего хорошего в вашей жизни. Внезапно вы начинаете ненавидеть свою работу, вас раздражают друзья и близкие, вы недовольны своими достижениями, и ваш оптимизм относительно будущего улетучивается, как дым. Где-то в глубине души вы знаете, что все не так плохо, как кажется сейчас, однако ваш мозг остается к этому глух.

Частично наше самовосприятие состоит в осознании того, через что мы проходим, пусть даже мы не можем от этого избавиться. Признайтесь себе в том, что ваше плохое настроение представляет собой своего рода облако, накрывающее все, что вы видите. Напомните себе, что ваше настроение преходяще. Эмоции изменяются постоянно, и плохое настроение пройдет — нужно лишь немного подождать.

Плохое настроение — не лучшее время для принятия важных решений.

Вы должны постоянно сознавать, в каком настроении находитесь. Если вы считаете, что сможете принимать безошибочные решения, невзирая на свое настроение, то в итоге столкнетесь с еще более серьезными проблемами. Важно не только размышлять над тем, какие события привели вас к нынешнему настроению. Иногда сами эти размышления (если не сильно зацикливаться на них) могут оказаться достаточным основанием для того, чтобы плохое настроение прошло само собой.

Поймите, как вы ведете себя в условиях стресса

Если вы научитесь узнавать первые признаки стресса, то окажете тем самым себе огромную услугу. Человеческое мышление и тело говорят с вами на своем собственном языке (по крайней мере, когда имеет место стресс). С помощью эмоциональных и психологических реакций они дают вам понять, когда приходит время притормозить и сделать перерыв. К примеру, расстройство желудка может свидетельствовать о переполняющих вас нервозности и беспокойстве. Несварение желудка и усталость являются способом, с помощью которого ваше тело просит время для отдыха. Расстройство желудка может свидетельствовать о напряжении и беспокойстве, а такие симптомы, как головная боль, стоматит или боль в спине, могут являться выражением других внутренних проблем.

Ваше самовосприятие во времена стресса и напряжения должно служить третьим ухом, внимательно слушающим голос вашего тела или его крики о помощи.

Когда вы «нажимаете» слишком сильно, ваше тело готово сказать вам о многом. Потратьте время на то, чтобы услышать эти сигналы и перезарядить свои эмоциональные батареи раньше, чем эмоциональный стресс приведет к постоянному повреждению вашей внутренней системы.

По материалам книги «Эмоциональный интеллект 2.0».

Фильм «Самозванцы»

Чтобы ваши эмоции хорошо понимали, нужно получать обратную связь и тренироваться.

​​​​​​​​​​​​​​Эмоциональность, а точнее правую эмоциональность, можно развивать, если делать специальные практики и упражнения. Развитие эмоциональности — развитие элементов, из которых состоит эмоциональность. Соответственно, смотрим элементы эмоциональности по спискуи решаем, чего достаточно, а что развивать необходимо:

  1. Впечатлительность, восприятие непосредственное и живое. Стоп! Нужно ли вам развивать впечатлительность? Может быть, стоит скорее научиться свою впечатлительность притормаживать? Это очень не простой вопрос, см.→
  2. Темперамент, включение высокоэнергичных эмоций. Это хорошее дело, с темпераментом поработать полезно. Смотри Развитие темперамента
  3. Эмоциональная выразительность, яркость эмоциональных проявлений. Смотри Развитие эмоциональной выразительности
  4. Импульсивное реагирование, привычка жить и реагировать на основании эмоций, а не на доводах разума. Если вы в жизни хотитет чего-то добиться и с головой у вас в порядке, то импульсивность вам не полезна, а вредна. Что с этим делать, смотри Развитие импульсивности

Если хотите коротко, то ваши главные упражнения:

  • Самое главное — лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы — блокировка эмоциональной выразительности. Смотри Лицевая гимнастика
  • Развитию эмоциональности способствует заранее подготовленное, отработанное выразительное чтение. Умеете ярко, выразительно, эмоционально читать тексты и стихи — будете эмоциональны и в других ситуация. Тренируйте выразительное чтение на специальных текстах: смотри пародии «У попа была собака» и «Сорок второй — ухмыльнулся старик».
  • Повышайте общую энергетику и темпоритм. Представьте, что у вас внутри зажжужал маленький моторчик, и вы начинаете делать все быстрее, живее, энергичнее.
  • На фоне повышенной энергетики тренируйте ударные выбросы энергии. Вначале потренируйте реальный удары, например в упражнении Рубка дров. Затем — ударные выдохи: упражнение ХА!. После этого потренируйтесь делать удары в речи: слова — удары. Акценты в речи. Акценты, как удары!
  • После этого у вас уже пойдет и эмоциональная гимнастика: тренировка смены эмоционального состояния. Делайте это чаще, настроение будет становиться бодрее, а эмоций — больше! Смотри Эмоциональная гимнастика

Дополнительные каналы развития эмоциональности

Развитие эмпатии. Эмпатия​ связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом, развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия дает больше поводов для чувств и эмоций — отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания «эмоциональный», хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный.

Марк Мэнсон Писатель, блогер, предприниматель, автор книги «Тонкое искусство пофигизма».

Быть астронавтом, наверное, самая трудная работа на свете. Из огромного количества кандидатов NASA отбирает только самых лучших. Чтобы отправиться в космос, вы должны обладать огромной квалификацией и глубокими знаниями в области науки и техники. А ещё — быть опытным пилотом, налетавшим как минимум тысячу часов, и находиться в безупречной физической форме. И главное, вы должны быть умны.

Лиза Новак отвечала всем этим требованиям. Она имела степень магистра в области авиационной техники и изучала астрофизику в Военно-морской академии США. Больше пяти лет женщина выполняла воздушные миссии в Тихом океане для ВМС США. А в 1996 году стала одним из немногих счастливчиков, которых выбрали в отряд астронавтов.

Очевидно, Лиза Новак была незаурядной и к тому же очень умной женщиной. Но когда в 2007 году она узнала, что её парень (Билл Офелейн, тоже астронавт, кстати) закрутил интрижку с другой… Лиза села в автомобиль и поехала из своего дома в Хьюстоне в Орладно, за полторы тысячи километров, чтобы разобраться с соперницей.

Этот путь Лиза преодолела за 15 часов, и, чтобы не тратить время на лишние остановки, она надела подгузник. С собой Новак прихватила перцовый баллончик, ремни и мешки для мусора. Она собиралась похитить ненавистную разлучницу, но во время нападения на женщину Лизу арестовали полицейские.

Что такое эмоциональный интеллект

Концепцию эмоционального интеллекта психологи разработали ещё в 80-х, пытаясь объяснить, почему умные люди (такие, как Лиза Новак) иногда делают очень, очень глупые вещи. Считается, что общий интеллект (IQ) влияет на способность обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, а эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание эмоций и управление ими — как собственными, так и чужими.

У некоторых людей может быть невероятно высокий IQ, но низкий EQ.

Пример — талантливый учёный, который может создать новую Теорию Всего, но не способен подобрать носки в тон одежде или вовремя помыться. Но бывает и обратная ситуация: наличие высокого EQ при низком уровне общего интеллекта. К примеру, уличный торговец, который не умеет писать без ошибок, запросто сможет убедить вас, что вы просто обязаны купить эту совершенно ненужную футболку.

Некоторые психологи, например Дэниел Гоулман, утверждают, что EQ даже важнее общего интеллекта. И к счастью, его можно прокачивать — так же, как и повышать IQ.

Как развивать эмоциональный интеллект

Практикуйте самосознание

Вы не сможете стать лучше до тех пор, пока не будете чётко понимать, что из себя представляют ваши эмоции. Если вам не хватает самосознания, пытаться контролировать их — всё равно что плавать на лодке без парусов. Чтобы поднять свою осознанность, нужно сконцентрироваться на следующих вещах.

Осознайте, что вы делаете. Вы можете сказать: «Что за глупости, я и так знаю, чем я занят в тот или иной момент». Но на самом деле чаще всего мы совершенно не задумываемся, на что уходит наше время. Мы как будто на автопилоте проверяем электронную почту, переписываемся в мессенджерах, скроллим Instagram, смотрим YouTube, снова проверяем электронную почту и так по кругу. А ещё нас отвлекают видеоигры, телевизор с его дурацкими сериалами, споры с незнакомыми людьми в интернете…

Устранение отвлекающих факторов из своей жизни — это первый шаг к повышению самосознания.

Для начала попробуйте выключить свой смартфон и пообщаться с окружающими в реальном мире. Выделяйте ежедневно специальное время, чтобы избавиться от всего лишнего. Попробуйте утром обойтись без музыки и подкастов — просто поразмышляйте о своей жизни и о том, что вы чувствуете. Потратьте 10 минут и помедитируйте. Удалите с телефона социальные сети на недельку. И будете приятно удивлены тем, насколько вы изменитесь.

Осознайте, что вы чувствуете. Все отвлекающие факторы помогают вам избегать множества неприятных эмоций. Поэтому, когда вы откажетесь от них и начнёте принимать свои эмоции такими, какие они есть, настоящие чувства могут вас поначалу испугать. Вы можете внезапно осознать, что за маской нормальности вы на самом деле довольно депрессивны или, к примеру, ведёте себя чересчур злобно. И поймёте, что зависимость от гаджетов просто способ отвлечься от тревожных чувств.

На этом этапе важно не осуждать себя за возникающие эмоции. Вы будете постоянно испытывать желание сказать: «Да что за фигня со мной происходит!» Но это только усугубит ситуацию. Какие бы эмоции у вас ни появлялись, у них есть причины, даже если вы не помните, с чего всё началось. Так что не будьте слишком строги к себе.

Осознайте свои слабости. Как только вы примете все неприятные и неудобные эмоции, которые испытываете, вы начнёте понимать свои слабости.

Например, я очень обижаюсь, когда меня перебивают в разговоре. Я воспринимаю это как личное оскорбление и становлюсь оттого очень грубым. Это моя слабость. И, только осознав её, я смогу правильно на неё реагировать.

Однако просто быть осознанным недостаточно — нужно уметь ещё и управлять своими эмоциями.

Направляйте эмоции в нужное русло

Люди, которые считают, что эмоции — главное в жизни, часто ищут способы контролировать их. Но знаете что? Контролировать эмоции невозможно. Вы можете только реагировать на них.

Не бывает «хороших» или «плохих» эмоций. Есть только «хорошая» и «плохая» реакция на них. К примеру, гнев может быть разрушительной эмоцией, если вы направите его на то, чтобы причинить боль себе или другим. Но он же способен и приносить пользу, если вы примените его, чтобы исправить несправедливость или защитить себя или других.

Радость — это прекрасная эмоция, когда с вами произошло что-то хорошее и вы делитесь этим с любимыми людьми. Но она бывает и разрушительной, если проистекает от причинения кому-то вреда.

Научитесь распознавать, что вы чувствуете, решать, подходит ли эта эмоция ситуации, и действуйте соответствующим образом. Именно это психологи и называют «целенаправленным поведением».

Учитесь себя мотивировать

Большинство людей пытаются сначала найти вдохновение или мотивацию, чтобы затем предпринять какие-нибудь важные действия, которые изменят их жизнь. Они считают, что, как только выберут правильный метод, их озарит и они возьмутся за работу, тренировки или творчество. Однако на следующей неделе запал кончается и всё возвращается к исходной точке.

Поэтому следует воспользоваться другим способом. Когда вам нужно мотивировать себя, просто начните делать хоть что-то.

Действие — это не столько последствие мотивации, сколько причина.

Нет сил приступить к работе? Набросайте список дел, составьте план, выполните самый мелкий пункт — не успеете оглянуться, как сделаете половину намеченного. Нет стимула идти в спортзал? Купите пробный абонемент на месяц, чтобы «только посмотреть», — и сами не заметите, как вас затянет.

Не нужно ждать, пока возникнет стойкая мотивация. Сначала сделайте что-нибудь, а желание продолжать появится потом. Следите за тем, что вы чувствуете до, во время и после действия, и используйте эти эмоции.

Учтите, что не всегда вас будут мотивировать «хорошие» чувства. Вы можете начать расстраиваться, раздражаться или беспокоиться, если не сразу достигните результата. Обратите эти эмоции в стимул и просто продолжайте действовать. В конце концов, самая сладкая победа — та, которой вы достигли вопреки всему.

Признавайте эмоции других

Предыдущие шаги касались исключительно ваших собственных эмоций. Но главная цель в развитии эмоционального интеллекта заключается в том, что он должен способствовать построению здоровых отношений с окружающими.

Любые здоровые отношения — романтические, семейные, дружеские — начинаются с признания и уважения эмоциональных потребностей друг друга. Достичь этого можно, только слушая окружающих и сопереживая им.

Сочувствовать кому-либо не обязательно означает полностью понимать его. Учитесь принимать и ценить близких людей такими, какие они есть, даже если вы их не понимаете.

Наполните ваши эмоции правильными ценностями

Когда в конце 90-х вышла книга Дэниела Колмана «Эмоциональный интеллект: почему это важнее, чем IQ», понятие EQ стало невероятно популярным. Руководители и менеджеры читали умные книжки и ходили на тренинги по его развитию, чтобы учиться мотивировать подчинённых. Психологи пытались привить своим пациентам высокий EQ, чтобы помочь им справиться с проблемами. Родителям рекомендовали с детства развивать эмоциональный интеллект у своих отпрысков, чтобы подготовить их ко взрослой жизни.

Однако множество авторов книг по EQ упускают одну важную деталь: эмоциональный интеллект не имеет смысла без ориентации на правильные ценности.

Какой-нибудь магнат может обладать высоким эмоциональным интеллектом — это необходимо, чтобы управлять корпорацией и сотрудниками. Но если при этом делец эксплуатирует бедных людей или разрушает экологию планеты, разве можно назвать его EQ добродетелью?

Родители способны развить в своих детях эмоциональный интеллект. Но если не прививать им честности и уважения, они могут превратиться в безжалостных и лживых мелких засранцев — но эмоционально интеллектуальных!

У мошенников хорошо развит EQ, и они хорошо понимают поведение окружающих. Но в итоге они используют свои способности, чтобы манипулировать людьми и обогащаться за чужой счёт.

Гитлер обладал очень высоким EQ, был прекрасным оратором и управленцем. И посмотрите, каких дров он наломал, потому что ориентировался на чудовищные ложные ценности.

Поэтому, чтобы жить полноценной жизнью, вы должны сначала понять, что для вас действительно важно. Выбирайте правильные ориентиры — честность, милосердие, уважение к себе и окружающим — и направляйте свою эмоциональную энергию на эти ценности. В конце концов, умение определять верные личные приоритеты — самая главная черта эмоционально интеллектуальных людей.

Эмоциональный интеллект входит в топ-10 компетенций, которые стоит освоить до 2020 года, согласно отчету Всемирного экономического форума в Давосе. Как его развивать, рассказывает HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик.

Анна Хитрик,
HR-консультант и бизнес-тренер

К концу XX века исследователи обратили внимание, что для успешной карьеры недостаточно обладать высоким интеллектом и быть экспертом в своей области. Необходимо что-то большее, связанное с чувствами и эмоциями человека. Это качество получило название «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence).

По мнению научного журналиста Дэниэла Гоулмана, понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5 компонентов.

  1. Самосознание — способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к цели ради самого факта ее достижения.
  4. Эмпатия — способность понимать эмоции, которые испытывают окружающие, учитывать чувства других людей при принятии решений, а также сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми и направлять их поведение в желаемом направлении.

Высокий уровень развития всех составляющих EI помогает нам эффективнее строить карьеру и чувствовать удовлетворение от своей работы. Давайте выделим 30 минут для себя и организуем мини-тренинг.

Учимся отслеживать свое состояние

Человек достигает цели только тогда, когда ясно видит, куда нужно идти, и понимает, что происходит вокруг. Тот, кто не знает собственного эмоционального мира, идет по жизни с закрытыми глазами.

По версии Пола Экмана, американского психолога и специалиста в области изучения эмоций, мы имеем 7 базовых эмоций: гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх, удивление, радость. Они смешиваются в коктейли и образуют базу автоматических реакций на происходящее. При этом несколько эмоций (обычно две) являются в нашей жизни ведущими. И важно отследить, какие именно.

Упражнение 1. Чтобы узнать, насколько вы понимаете свои чувства, ответьте на 3 вопроса.

  1. Какую эмоцию я сейчас испытываю?
  2. Именно сейчас эта эмоция полезна для меня?
  3. Как часто на протяжении дня я испытываю эту эмоцию?

Описывайте только те эмоции, которые вы отметили у себя при чтении этих вопросов. Упражнение поможет запустить процесс самоанализа. Делайте его регулярно в разных ситуациях, и со временем вы привыкните обращать внимание на свои чувства.

Упражнение 2. «Дневник эмоций». На протяжении дня записывайте все свои эмоции и события, которые их вызывали. Цель — лучше понять себя. Для визуализации можно использовать фломастеры для обозначения цвета эмоций или смайлики. А затем поставьте себе задачу — увеличить количество веселых смайликов. И помните, что большая часть событий – сами по себе нейтральны. А эмоции – это лишь наша реакция на них.

Эмоция Вызвавшее ее событие

Управляем эмоциями

Порой наши эмоции подобны убежавшему из цирка тигру: он неуправляемый, поэтому может испугать и поранить окружающих (да и сам пострадать в итоге). Как научиться управлять своими реакциями?

Есть множество техник, например — управление эмоциями «через тело». Это интересный, а главное, применимый в любых условиях подход. Тело и разум человека — части одной системы, поэтому физическое и эмоциональное состояние тесно взаимосвязаны.

Упражнение 3.

1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: «Я успешный человек, у меня все получается…»

2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается…»

Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.

Теперь, когда вы почувствовали разницу, на протяжении двух недель принимайте «позу лидера» хотя бы на пару минут в день. На третью неделю вы увидите, как изменился мир вокруг!

Конечно, для глобальных изменений этого недостаточно. Если хотите управлять своим внутренним миром, вам нужны:

— здоровое питание;
— физическая активность (хотя бы 30 минут в день);
— дыхательные или другие практики для концентрации и снятия напряжения.

В качестве «скорой самопомощи» на каждый день можно использовать небольшое упражнение — его уместно делать в офисе или любом другом месте.

Упражнение 4. Сядьте поудобнее, отдышитесь и сосредоточьте внимание на дыхании. Сделайте спокойный вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, выдохните на 4 счета. Таким образом увеличивайте счет до 8 раз. Дышите так, пока не почувствуете, что восстановили свое эмоциональное состояние.

Понимаем свои внутренние мотивы

«Сердце» эмоционального интеллекта — наша собственная мотивация. Правило простое: если ты не знаешь, чего хочешь сам, ты не можешь мотивировать другого (сотрудника, ребенка, близкого человека).

Мотивация — это внутренние моторы, которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других — сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной. А все, что находится извне, — это стимул, пресловутая «морковка», которая никакого отношения к мотивации не имеет.

Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых внутренние моторы заработают.

Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь.

Упражнение 5. Как же можно определить свои мотивы? Задайте сами себе вопрос «Почему?» Причем последовательно, 5 раз. И сами на него отвечайте. Например: «Почему я хожу на работу?» Потому что это мое развитие. «Почему для меня важно развитие?» Чтобы доказать себе… «Почему мне нужно доказать себе…?» Мне важно быть достойным… «Почему мне важно быть достойным…?» Я смогу позволить себе… «Почему мне важно позволить себе…?» Чтобы чувствовать себя свободным и делать то, что я люблю.

Эти простые 5 вопросов и ответов дают видение своих глубинных мотивов к действию. Кстати, есть еще один вопрос, который многое объясняет: «Что бы я делал даже без денег?»

Развиваем эмпатию

Эмпатия — это умение замечать и правильно оценивать эмоции окружающих. С эмпатией (и с ее недостатком) сталкивался каждый.

Наверное, многие попадали в такие ситуации:

  • вам кажется, что вы говорите с другим человеком на разных языках;
  • кто-то намеренно (или неосознанно) демотивирует коллектив;
  • вы испытываете «одиночество в толпе», когда всем вокруг весело;
  • вы не можете понять близкого человека и не находите слов, чтобы донести до него свою мысль.

Выделяют 3 уровня эмпатии:

1) понимание точки зрения другого человека;
2) определение эмоции, которую испытывает собеседник;
3) подбор уместной в данном контексте реакции.

Упражнение 6. Как можно развить у себя эмпатию? Для этого упражнения вам потребуется напарник. Это может быть родственник, друг, коллега или просто человек, который готов вам помочь и выделить 20 минут своего времени. Выберите удобное место и спокойную обстановку. Продумайте тему вашей беседы (не обсуждайте ничего болезненного) и последовательность обсуждения.

Через 5 минут после начала разговора поставьте себя мысленно на место собеседника. Прочувствуйте все, что может сейчас его волновать, какие эмоциональные импульсы он ощущает. Держите свое внимание в фокусе, запоминайте каждое чувство.

Через 10 минут мысленно переместите себя в позицию наблюдателя. Сделать это будет проще, если вы представите, что смотрите на беседу как будто из верхнего угла комнаты. Обратите внимание, как изменились ваши реакции на слова, насколько внимательно вы слушаете собеседника. Многие говорят, что при этом обостряется восприятие: если до этого им как будто демонстрировали кино плохого качества, то теперь появляются яркие краски, фокус и резкость.

Повторяйте это упражнение по крайней мере раз в неделю. Навык эмпатии нарабатывается!

Вот вам яркий пример эмпатии. В программе параолимпиады был забег на 100-метровую дистанцию. На старте беговой дорожки стояли 9 участников с инвалидностью. Прозвучал выстрел, начался забег. Но когда участники пробежали около трети дистанции, один из них — почти мальчик — споткнулся и упал, сделав несколько кувырков. От боли и досады он начал плакать. Услышав его плач, остальные 8 участников остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом все они дружно пошли к финишу плечом к плечу. А зрители на стадионе аплодировали им стоя…

Социальные навыки: ищем нужные слова

Любая коммуникация — это не то, что ты хочешь сказать, а то, какую реакцию ты хочешь вызвать.

Основные правила успешной коммуникации просты:

  • вызывайте интерес и доверие на первом этапе контакта;
  • подтверждайте свои тезисы (статистическими данными, необходимой собеседнику достоверной информацией);
  • выявляйте потребности собеседника и предлагайте выгодные для него решения;
  • черпайте энергию в новизне: знакомьтесь с новыми людьми, бывайте в новых местах.

Упражнение 7. Предположим, что завтра вам нужно представить себя на очень важном форуме. На выступление у вас есть ровно 31 секунда. Чтобы подготовиться к презентации, сделайте следующее:

  • вообразите помещение, где будете выступать, и людей, которые в нем находятся;
  • прочувствуйте их эмоции, поймите, чего они хотят;
  • ощутите уверенность в себе;
  • в одном предложении изложите суть своего выступления.

Фото: Timothy Fadek / Bloomberg Каждая эмоция может стать ресурсом для достижения цели, поэтому развитие эмоционального интеллекта — важная составляющая успеха, уверена психолог Виктория Шиманская

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как это сделать?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *