Ребенок играет в компьютерные игры
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- дети в семье
- семейные отношения
Современные дети не представляют, как можно жить без компьютера. С его помощью ребенок может легко и быстро скачать нужную книгу, посмотреть кино, послушать музыку, поиграть, поболтать с другом, даже если тот находится в другом городе или стране. Неудивительно, что для детей в школьном возрасте компьютер становится одновременно учителем, другом и любимой игрушкой, причем игрушкой – гораздо чаще, чем хотелось бы родителям. Увлечение компьютерными играми нередко имеет негативные последствия, к которым родители относят ухудшение зрения, искривление позвоночника, и даже «компьютерный артрит». Кроме того, это приводит к нарушению режима дня, снижению качества учёбы, ухудшению навыков общения и устной речи, бессоннице, а также к агрессивности, конфликтности и раздражительности.
Однако представлять, что компьютер и в частности компьютерные игры ‒ абсолютное зло, конечно же, в корне неверно. Многочисленные исследования выявили и положительные моменты от компьютерных игр. Это тренировка внимания, памяти, повышение скорости реакции, улучшение глазомера и мелкой моторики, развитие воображения, интуиции, внимательности, логического мышления, умения прогнозировать ситуацию и принимать решения.
Будут ли компьютерные игры вредны или пойдут на пользу вашему ребенку, зависит от частоты и продолжительности его игры на компьютере, а также от того, в какие именно игры он играет.
Как помочь школьнику оптимально распределить время, чтобы его хватило и на уроки, и на виртуальные игры, и на активный отдых? Какие игры допустимы, а от каких ребенка стоит оградить? Давайте поговорим об этом подробнее.
Содержание
- Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?
- «Разгрузочный день»
- «Кончил дело – играй смело», или компьютер в качестве поощрения
- Какие компьютерные игры предпочесть?
- Не ругать. Не запрещать. Не скандалить
- Составить чёткий договор о времени для игр
- Предложить полезные компьютерные увлечения
- Следить за собой
- Узнайте 📱❌
- Сменить окружение ребёнка
- Придумать семейное хобби
- Пробуйте 🎨
- Научить справляться со скукой без помощи игр
Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?
Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста:
-
подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;
-
детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;
-
в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;
-
ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;
-
для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.
Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету.
График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа».
«Разгрузочный день»
Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.
«Кончил дело – играй смело», или компьютер в качестве поощрения
Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга.
Какие компьютерные игры предпочесть?
Нередко взрослые понятия не имеют, во что играет на компьютере их ребенок. Одни не понимают сюжетов и специфики компьютерных игр, а другие попросту этим не интересуются. И напрасно, потому что среди сотен тысяч игр есть немало таких, которые откровенно вредны для детской психики. Не поленитесь вникнуть в суть любимых игр вашего ребенка. И если вы обнаружите в них сцены жестокости, насилия, темы смерти или признаки агрессии – постарайтесь спокойно, но твердо исключить их из игрового «репертуара». В противном случае вы рискуете вырастить из своего любимого чада невротика с расшатанной, а то и больной психикой.
Не стоит поощрять и увлечение ребенка сетевыми или сложными многоуровневыми играми. Дело в том, что они практически никогда не заканчиваются, а дети – народ азартный и эмоциональный. И вместо того, чтобы поставить логическую точку и переключить внимание на какое-то другое занятие, ребенок будет постоянно думать о том, как бы скорее добраться до компьютера и продолжить увлекательную игру. В результате у него рассеивается внимание, нарастает эмоциональное напряжение, появляется раздражительность.
Электронные игрушки (игровые приставки, тама- гочи, «говорящие» и «живые» куклы, радиоуправляемые игрушки, мини-роботы и т. п.) по данным мировых рейтингов продаж занимают первые позиции среди самых продаваемых игрушек для детей. Компьютер, став неотъемлемым атрибутом жизни каждой семьи, используется не только взрослыми и не только для работы, но и детьми. Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в компьютерные игры.
Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило, употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с электронными и компьютерными игрушками, когда такого рода игрушки, несомненно, поражают детей своими возможностями и функциональностью. Но именно «запрограммированность» компьютерных «игрушек», ориентация ребенка на их технические функции практически лишают их развивающих возможностей. Во время игры в электронные игрушки ребенка начинает интересовать вопрос: не во что можно играть, а то, что они «умеют делать», их возможности, заложенные разработчиками и программистами. Ребенок сам превращается в «робота», нажимающего на разные кнопки с целью получить внешне наблюдаемый результат. В этом и есть ключевое отличие таких игрушек от традиционных игр. Играя с ними, ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. Он только исследует и реализует технические функции таких игрушек.
Что же такое компьютерная игра? Что происходит с ребенком, когда он играет за компьютером?
Какое влияние оказывают на него компьютерные игры? О чем важно помнить, подбирая для ребенка компьютерные программы, как правильно организовать деятельность ребенка за компьютером?
Знакомство ребенка с компьютером, чаще всего, начинается со специально купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. И настоящее время рынок предлагает обилие компьютерных программ для дошкольников — аркад, квестов, стратегий, симуляторов. Такие программы называются развлекательными. Многие из них разработаны с коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они могут нанести вред ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют желание соревноваться и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. Эти программы ориентированы на стимуляцию эмоций ребенка, вызванных ощущением азарта и состоянием эйфории, достигаемой за счет ярких анимационных эффектов, специфических звуков, высококачественной графики, системы поощрений. С помощью таких программ ребенок попадает в мир, где все можно, все дозволено, не существует запретов и табу, где играющие имеют «несколько жизней», им предоставляется возможность, при нежелательном результате начать все сначала и прийти к верному ходу можно методом проб и ошибок. Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.
Для дошкольников затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные сюжеты вредны еще и тем, что часто не позволяют прекратить работу на компьютере через короткое время. Согласно санитарным требованиям, взаимодействие дошкольников с компьютером не должно превышать 10-15 минут. Более длительное пребывание перед компьютером может вредить здоровью ребенка: при статичной позе и длительном всматривании в экран монитора зрительная, костно- мышечная и нервная системы ребенка получают недопустимые сверхнагрузки. А это те самые физиологические системы, которые как раз и формируются в период дошкольного детства.
Но компьютерная «игра» затягивает детей, сулит им бонусы, предлагает повторить неудавшиеся попытки. И если взрослый пробует принудительно положить конец игре, ребенок может отреагировать на его действия резким негативным аффектом.
В ходе игры на компьютере ребенок взаимодействует не с реальными объектами, а с символами, рисунками, изображениями на экране. Они не обязательно связаны с реальностью. Это фантазийные виртуальные миры, несуществующие персонажи, предметы с нереальными свойствами и функциями и т. п. Все действия ребенка осуществляются в результате нажима на клавиатуру или кнопку компьютерной мыши, основная активность происходит в умственном плане. Смысл деятельности ребенка определяется теми задачами, которые перед ним ставит компьютерная игра. Ребенок начинает оперировать понятиями, установками, правилами, которые диктует ему компьютерный мир. Он всегда в той или иной степени ведом компьютерной программой. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам «выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от реальности.
Допускать ребенка к работе на компьютере можно не ранее 5-6 лет. За компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и символы.
Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.
Перечисленные выше предпосылки для овладения первоначальной компьютерной грамотностью формируются к 5 – 6 годам в многообразной предметно-практической и игровой деятельности ребенка! В играх — подвижных, сюжетно – ролевых, режиссерских, настольно – печатных, дидактических и в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками.
Освоение ребенком разных видов традиционной игры создает базу для овладения компьютером. Слишком раннее введение компьютера в жизнь ребенка может затормозить и обеднить нормальное развитие традиционных форм игры, обеспечивающих полноценное личностное и психическое развитие дошкольника.
По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.
Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:
- 1. Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.
- 2. Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по интересам. На современном рынке компьютерных программ есть вполне хорошие по своему развивающему потенциалу, но присутствие какого-нибудь «мультяшного» героя, который периодически «кривляется» и издает неэтичные звуки, перечеркивает всю пользу от игровой программы. При этом разработчики, создавая такой проект, несомненно, стремились сделать программу «прикольной», забавной и привлекательной для ребенка. Наблюдение за детьми, играющими в такую программу, показало, что основное их внимание переключается на «забавного» персонажа, основной целью становится не верное выполнение учебной задачи, а эмоциональный эффект от реакций героя, которые к тому же еще становятся все более оригинальными и эффектными, если ребенок выполнил ошибочное действие.
- 3. На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания. Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого десятка.
Еще пример. Необходимо завершить последовательность из карточек, выявив закономерность: сначала ребенок получает карточки с картинками (звездочка, сердечко, кружок и т.п.), далее появляются карточки с цифрами в пределах десяти, и их предлагается расположить в порядке возрастания (то есть 1,2,3…), затем — в порядке убывания, с переходом через два (то есть 10, 8,6…). Т. е. многие задания дошкольнику просто недоступны.
Несоответствие возрасту в построении компьютерной программы может проявляться и в расхождении между формой подачи материала и содержанием задания. Например, внешне игры ориентированы на детей 3-4-летнего возраста (сказочность, кукольность, детские голоса, крупные рисунки), а по содержанию задача рассчитана на возраст 6-7 лет: прочитай слова на карточках, помести вправо все слова с буквой «А», а влево — с буквой «У», или наоборот.
Нарушение возрастной адресации может вызывать у ребенка ситуации непонимания, неопределенности при работе на компьютере. А это, в свою очередь, может привести ребенка к переживанию негативных эмоций, к снижению его работоспособности.
Итак, прежде чем предлагать малышу компьютерную программу, взрослый должен обязательно ее просмотреть.
Какие же типы развивающих и обучающих программ предлагаются сегодня производителями для детей?
Каковы их особенности и развивающая ценность?
Подавляющее большинство компьютерных программ можно разделить на программы:
- · закрытого типа
- · открытого типа.
Компьютерные программы закрытого типа характеризуются наличием полного внешнего контроля со стороны компьютера. Инструкция определяет и направляет конкретные действия ребенка: выбрать правильный вариант ответа на вопрос, соединить подходящие фигуры, выбрать только требуемые картинки, сосчитать и выбрать правильный ответ, отметить только изучаемую букву и т. п. Чаще всего это задания на отработку навыка, тренировку познавательных процессов (отработка навыка счета, знания алфавита и звуков речи; различение фигур; клавиатурный тренажер и т. п.; тренировка зрительной и слуховой памяти, т д.
В программах закрытого типа часто встречаются задания на скорость, связанные с напряженным темпом развития событий, например: в течение 15 секунд выполнить определенное задание, при этом ошибки фиксируются. Не рекомендуется использовать такие компьютерные программы для детей дошкольного возраста. Результаты наблюдения за детьми, выполняющими задания с привязкой ко времени и связанных с быстротой скорости реагирования, показали: у детей, уже с первых минут выполнения заданий, появлялась напряженность в позе. По истечении 5-7 минут работы у большинства из них наблюдались внешние признаки утомления: смена позы на стуле, раскачивание, вставание со стула и стремление работать стоя, громкое комментирование вслух своих действий и переживаний. В некоторых случаях дети отказывались от работы. Компьютерные задания, связанные с быстротой реагирования или стимулирующие к быстрому выполнению (по типу «быстрее сделаешь — выше оценка», «не уложишься в указанное время — проиграешь»), вызывают сильное возбуждение и способствуют нервному напряжению, повышению тревожности. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности ребенка.
В заданиях открытого типа (или творческих), наоборот, отсутствует внешний контроль со стороны компьютера. Решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия — индивидуализированными и вариативными. Такие задания позволяют ребенку максимально проявлять инициативу. От него требуется самоконтроль и самоанализ своих действий. Выполнение таких заданий активно задействует воображение — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Примеры заданий открытого типа:
- • конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
- • рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
- • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (виртуальные опыты);
- • проектирование сюжетов, мультфильмов.
Компьютерные задания открытого типа более соответствуют потребностям возраста и несут в себе больший развивающий потенциал. Но выполнение таких заданий не ограничено временем, и компьютер не может оценить работу ребенка, поэтому для регулирования продолжительности занятий необходимо вмешательство взрослого.
Нельзя утверждать, что электронным играм нет места в жизни дошкольника, но они должны занимать минимум игрового времени.
Использование компьютера связано с большим количеством рисков для здоровья ребенка. Длительная статичная поза, напряженное всматривание в экран могут негативно сказаться на физическом здоровье, привести к общему нервному напряжению. Поэтому применять компьютер можно только как дополнительное средство развития и обучения. Компьютер никогда не заменит развивающую значимость таких традиционных видов деятельности дошкольника, как игра и экспериментирование.
Санитарные нормы жестко регламентируют режим работы дошкольников за компьютером. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а также поздно вечером или перед сном.
Существуют компьютерные программы со встроенным таймером, фиксирующим время работы конкретного ребенка и, по истечении установленного лимита, сообщающим: пора заканчивать игру. Такие программы могут помочь вовремя завершить работу с компьютером.
Очень важно правильно организовать работу ребенка за компьютером, чтобы не допустить перегрузки и не навредить здоровому физическому и физиологическому развитию. Ребенок при работе за компьютером должен сидеть правильно:
- • стул должен быть со спинкой;
- • клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;
- • глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
- • расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть менее 60-70 см;
- • источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране.
После игры за компьютером полезно провести зрительную гимнастику и сделать физические упражнения.
Нежелательно оставлять ребенка одного за компьютером, особенно если он впервые знакомится с конкретной компьютерной программой. Обсуждение с родителем хода игры, возможных действий, способов выполнения заданий поможет снять напряжение у ребенка в ситуации непонимания, чувствовать себя более спокойно, если ребенок еще плохо владеет навыками работы с компьютером
Содержание компьютерной программы не должно дублировать уже имеющиеся традиционные достаточно эффективные дидактические средства и игры (настольные, карточные и т.п.). Компьютер должен привносить в деятельность ребенка что-то новое, давать ему новые возможности. Например, вариативность задач, подсказки, настройка под успехи ребенка или такие задачи, которые в реальности сложно реализовать (моделирование собственного мультфильма и т.п.). Только в таком случае использование компьютера в дошкольном возрасте может быть оправданным.
Рекомендации родителям:
- 1. Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть — семь лет. К семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
- 2. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.
- 3. Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей и друзьями
- 4. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое он проводит у экрана.
Помните, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем детстве, проявляются в юности и остаются на всю жизнь. В подростковом возрасте, когда влияние электронных игр усиливается, дети становятся более независимыми в поведении. Вы не сможете запретить ребенку играть в электронные игры у друзей или в школе, да и не нужно: в современном мире многие из нас должны разбираться в технике в той или иной степени. Но если вы заложили фундамент беспроводной игры в раннем детстве, можно гарантировать, что ребенок ни на что ее не променяет, поскольку ему известно из первых рук, какое удовольствие можно получить, создавая что-то самостоятельно, занимаясь или играя без проводов.
Психологи говорят о том, что проблемы компьютерной зависимости не существует!
Это всегда проблема взаимоотношений.
Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, не удовлетворяют его потребности в любви и приятии, утверждении себя среди окружающих, в уважение со стороны взрослых и сверстников, взаимопонимании и сопереживании, то ребенок уходит в виртуальный мир, где находит подмену настоящей жизни.
Компьютерная проблема решается просто. Тут всего-то и надо, что поставить ребёнка впереди — впереди своих дел, проблем и страданий. И настроиться на одну волну — такую, когда хорошо вместе. И из каждого промаха делать полезные выводы, и координировать свои шаги, и сверять их с детьми, и исправлять ошибки, и зарабатывать очки. И выходить на новый уровень. Как в игре.
Кстати, основатель корпорации Стив Джобс ограничивал своим детям пользование продукцией своей компании, как и любыми другими цифровыми устройствами. А ряд сотрудников Силиконовой долины (одного из ведущих в мире центров разработки компьютеров и их составляющих) отдают своих детей в школы, где в образовательном процессе компьютеры не используются совсем.
3инаида Гиппиус в замечательных стихотворении «Игра» очень точно выразила великое значение игрового опыта ребенка, который проносится через всю его дальнейшую жизнь:
«Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры
Ее и мудрость не заменит.
Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.
Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство,
И всякий видел — за рулем —
Игру бездумную с пространством.
Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала,
А здесь, на спуске, разве след —
След от игры остался малый.
Пускай! Когда придет пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.
И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю»
Литература:
- 2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007
- 3. Кочетков Н. «Патологическое пристрастие или новая реальность», «Школьный психолог», № 4, 2015
Материал подготовила педагог – психолог Центра «Диалог» Антонова Вера Григорьевна
Материал взят с сайта http://dialog-eduekb.ru
Антон Несютин
Руководитель компьютерной онлайн-школы и отец троих детей.
Я веду онлайн-группы детей 7–10 лет по программированию и видеоблогингу. В этом возрасте много ребят залипают в играх, так как к началу школьной жизни контроль родителей ослабевает, а влияние сверстников, наоборот, увеличивается. Если ваш ребёнок младше семи лет, статья поможет подготовиться к этому периоду. Если старше — оглянуться назад и оценить, какие советы ещё не поздно применить.
У меня отучились около 1 000 детей, и примерно половина учеников, которые приходят, — это уже подсевшие на игры ребята. Все рекомендации из этой статьи проверены как на личном опыте воспитания, так и в общении с этими детьми и их родителями.
Для начала выясним, есть ли у ребёнка такая зависимость:
- Он засиживается за играми допоздна, не высыпается, сбивает нормальный режим дня.
- Время, отведённое на игры, ограничено, но ребёнок постоянно просит «добавки».
- Из-за игр страдает учёба. Школьник делает уроки впопыхах, чтобы побыстрее начать играть, и это сказывается на оценках, например, у отличника появляются неожиданные тройки.
- Сокращаются интересы в других областях. Ребёнок бросает все прежние хобби, перестаёт гулять.
Итак, у нас есть ребёнок, который готов играть, пока не отберут мышку. Что может сделать родитель?
Не ругать. Не запрещать. Не скандалить
Играющий ребёнок наверняка будет вас раздражать. Даже если вы разрешили ему поиграть, вас будет подмывать сделать замечание в стиле «Зачем ты только на это время убиваешь!» Это заведомо проигрышная тактика: интереса к игре она не убавит, а отношения между взрослым и ребёнком испортит.
На уроке по программированию на Scratch у меня был ученик Лев, буквально помешанный на игре Shadow Fight. Он настолько в неё погрузился, что даже на занятии пытался достать телефон и поиграть. Первые несколько уроков я боролся: просил выключить и даже выйти из класса на 5 минут. Но ничего не помогало: игра поглотила мальчика.
Поэтому я решил пойти другим путём и предложил сделать всей группой игру-файтинг на Scratch. Несколько уроков дети рисовали своих героев, делали озвучку, искали картинки в интернете — процесс захватил ребят полностью. Через месяц самодельный Shadow Fight был готов. И, к моему удивлению, Лев легко переключился на создание другой игры. Так мы преодолели его «зависание» на этой теме.
Это моё учительское наблюдение, но тот же приём вы можете взять на вооружение как родитель. Заход через давление и запрет не сработает. Это лишь создаст стену между вами и ребёнком, и чем он старше, тем быстрее вырастет эта стена.
Если ребёнок уже играет, последнее, что вам нужно делать, — это капать ему на мозги нравоучениями, отбирать компьютер и менять пароли.
Составить чёткий договор о времени для игр
Хорошо, ругаться и спорить нельзя. А что тогда делать? Ваша задача как родителя — установить для ребёнка правила, когда и как можно играть. Проще всего договориться о длительности игры: к примеру, 1 час в день за домашним компьютером.
Чтобы не было ситуаций в стиле «Я не знал, что час уже прошёл, поэтому продолжал играть», научите ребёнка ставить будильник на телефоне или заводить онлайн-таймер. Я в детстве пользовался кухонным таймером, который звенел на всю квартиру, оповещая, что пора освободить компьютер. Мои дети пользуются сайтом OnlineTimer. Они не играют, но любая работа на компьютере у нас в семье лимитирована: 8-летнему ребёнку полагается 25 минут, 11-летнему — 40 минут. Когда таймер зазвенел, нужно сделать перерыв.
Договор советую дополнить условием:
- «…если сделаны уроки на завтра»;
- «…если мама или папа разрешили»;
- «…если в комнате порядок»;
- «…если вымыта посуда» и подобными.
Однако не заносите все дела по дому в ваш договор, иначе это будет похоже на сказку про Золушку, которой разрешили поехать на бал после невыполнимого объёма работы. Что вам важнее? Уроки на завтра в сочетании с вашим разрешением могут подойти для детей, которые ходят в школу. Порядок в доме — тем, кто учится дома.
И обязательно согласуйте «магическую фразу» с другими взрослыми — супругом, бабушкой. Правила должны быть поняты всеми одинаково, чтобы не было такого, когда добрый папа приходит усталый с работы и всё разрешает, лишь бы дети отстали.
Иногда всё идёт не по плану:
- К ребёнку пришли гости, и они вместе засели играть на 3 часа.
- Ребёнок играет у друзей, потом приходит домой и играет свой разрешённый час.
- Играет на смартфоне в школе.
- Забыл завести таймер и играл 2 часа не вставая.
В таком случае первое, что нужно помнить, — это совет номер один: не ругайте, не запрещайте, не скандальте. Разберитесь, это разовый сбой или ваш договор с ребёнком составлен неудачно? Пересмотреть правила и утвердить заново — это нормальная практика.
Предложить полезные компьютерные увлечения
Часто дети, которые «подвисают» на играх, имеют выраженный технический склад ума. Предложите ребёнку современные компьютерные хобби.
Программирование компьютерных игр
По моему опыту этот вариант лучше всего подходит крепко «зависшим». Scratсh — хороший вариант для новичков. Это визуальная среда, где дети учатся программировать, перетаскивая блоки. Первую игру на Scratch можно создать за 20 минут. Что-то посложнее — собрать через 2–3 недели занятий. За пару месяцев можно овладеть хорошим набором инструментов, чтобы сделать любую игру на свой вкус.
Для детей старше 10 лет и с опытом создания игр на Scratch подойдёт среда PyGame для составления игр на языке Python. Следующей ступенью может стать формирование трёхмерных игр в среде Unity.
Как видите, это долгосрочное увлечение: начав с простого, можно постепенно охватывать более сложные инструменты.
Видеоблогинг
Ведение собственного видеоблога на YouTube — это полезное компьютерное хобби для ребят постарше. С девяти лет ребёнок вполне сможет освоить базовые приёмы видеомонтажа.
Выпуск ролика — сложная задача, которая прокачивает технические (съёмка, монтаж), креативные (идеи для видео, постановка кадра) и организационные навыки. Даже если ребёнок не будет вести видеоблог регулярно, это по крайней мере станет прививкой от «зависания» в играх и на YouTube.
По правилам YouTube, заводить свой канал можно только с 13 лет. Дети младшего возраста могут публиковать видео только под вашим контролем. Однако вне зависимости от того, исполнилось ребёнку 13 лет или нет, расскажите ему про базовые правила безопасности в онлайне: не сообщать никому свой адрес, телефон и информацию о родителях. Если появляются сомнения, как ответить на комментарий, можно ли снимать свою комнату и что показывать в кадре, пусть ребёнок сначала обсудит это с вами.
Обработка фото
Эта деятельность может заинтересовать ребёнка тем, что в соцсетях он будет выкладывать не однообразные селфи, а красивые отретушированные фотографии. Хороший шанс выделиться из массы одинаковых страничек и начать собирать подписчиков вне круга друзей.
Просто купить книжку «Основы монтажа» и подарить ребёнку — не вариант. Скорее всего, это он забросит сразу. Поэтому подбирайте интересный формат обучения.
По опыту скажу, что детям важны такие вещи:
- Модная тема. Программирование на Scratch лучше, чем на Pascal. Видеоблогинг интереснее основ режиссуры.
- Преподаватель, который может увлечь и не забрасывает скучной теорией.
- Группа ребят — чем больше, тем лучше. В офлайн-кружке будет 5–10 человек, в онлайн-группе может быть 40–50 учеников.
- Регулярные уроки. 2 часа занятий в неделю — оптимальный вариант, чтобы поддерживать интерес и видеть свой прогресс.
Следить за собой
Критически оцените своё поведение: как вы обращаетесь с гаджетами? Бывает, что мы требуем от детей избавиться от привычек, которые сами же и демонстрируем. Тревожный сигнал, если вы найдёте себя в одной из ситуаций:
- Не отрываетесь от телефона за едой.
- Не ложитесь спать без четырёх серий любимого сериала или пары успешных рейдов в онлайн-игре.
- Играете на смартфоне в очереди или на обеде в офисе.
В этом случае вам нужно сначала разобраться со своей тягой к гаджетам.
Узнайте 📱❌
- Как перестать залипать в телефоне по утрам
Сменить окружение ребёнка
Если все одноклассники не выпускают из рук смартфоны, ничего удивительного в зависимости от игр нет. А теперь представьте, что ваш ребёнок общается с детьми, которые не залипают в видеоигры, а, например, что-то мастерят. Или собирают головоломки на скорость. Или снимают фильм. В такой среде ребёнок вряд ли станет играть: влияние окружения слишком велико, чтобы выделяться.
Поищите компанию детей, которые собираются хотя бы раз в неделю, общаются и делают что-то совместно. Это может быть:
- Клуб под руководством взрослого. Не кружок, где жёсткое расписание занятий, а именно клуб, куда дети могут прийти на 2–3 часа, чтобы пообщаться с друзьями и поработать над совместным проектом. Например, авиамоделирование ближе по духу к клубу, чем кружок по программированию.
- Компания детей по «некомпьютерным интересам»: настольным играм, головоломкам, занятиям спортом.
- Спортивная секция. В отличие от первых двух вариантов, здесь ребёнок сможет участвовать в турнирах и соревнованиях. Командные виды вроде хоккея или футбола отлично подойдут.
Большой плюс правильной компании — то, что она будет сама регулировать ребёнка. Вам не нужно уговаривать и следить за посещаемостью — он сам будет ходить в клуб или секцию с удовольствием.
Придумать семейное хобби
Необязательно отправлять ребёнка подальше от дома, чтобы он забыл про компьютерные игры. Вы можете подобрать такое хобби, в котором тоже будете активно участвовать.
Первый вариант — домашние увлечения. Что-то связанное с рукоделием или моделированием: вязать, валять из шерсти, плести из резинок или бисера, складывать оригами, клеить модели, паять схемы — интересных занятий очень много.
Пробуйте 🎨
- 25 идей для нового хобби и 50 ресурсов-помощников
Второй вариант — совместные поездки и посещения музеев, парков развлечений, экскурсий. Поручите ребёнку поискать в интернете интересные места, а на себя возьмите организацию семейного мероприятия. Новые впечатления обеспечены.
Научить справляться со скукой без помощи игр
Иногда дети садятся за видеоигры, чтобы убить время. Стало скучно — включил компьютер и развлёкся. Хорошо бы научить ребёнка находить себе занятие без гаджетов. Ему самому сложно это сделать, поэтому помогайте на первых порах: «Найди интересную книгу на этой полке, и почитаем вместе», «Выбери настольную игру, и мы в неё поиграем».
Это поможет сделать первый шаг в преодолении скуки. Возможно, в следующий раз скучающий ребёнок начнёт читать, не дожидаясь вас.
Чтобы он каждый раз не мучился с выбором занятия, запишите возможные идеи досуга. Выберите время и составьте с ребёнком список, чем можно заняться, когда стало скучно. Например:
- посмотреть старый фотоальбом;
- сделать упражнения на ловкость с мячом;
- выйти погулять;
- выбрать, куда сходить на выходных;
- придумать, что подарить маме, папе или дедушке на ближайший день рождения;
- написать письмо или позвонить бабушке.
Можно оформить список в виде карты мыслей:
Это были советы родителям детей, подсевших на игры. Если коротко, план такой: не конфликтуйте, введите временные ограничения для игр и помогите с выбором альтернативы. Удачи и понимания вам в семье.