Ребенок не хочет заниматься музыкой

Ребенок не хочет заниматься музыкой

Почему ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу? Редко кому-то из родителей удаётся избежать подобных проблем. Юное дарование, на первых порах так доверчиво посвятившее себя музыке, превращается в упрямца, который находит любую причину, чтобы пропустить занятие, или, о, ужас, совсем прекратить.

Решить проблему поможет следующий алгоритм действий:

I. Выслушайте ребёнка

Важно сохранить доверительные отношения. Спокойный разговор в дружеской атмосфере (а не в крайний момент, когда ваше чадо в истерике или плачет), позволит вам лучше понять друг друга. Помните, что перед вами – личность, со своими особенностями и предпочтениями, и с ними тоже надо считаться. Иногда маленькому человеку всего лишь важно знать, что его услышат и посочувствуют.

II. Посоветуйтесь с преподавателем

Только после личной беседы с виновником конфликта поговорите с учителем. Главное – наедине. Обозначьте проблему, опытный педагог поделится своим видением ситуации, предложит варианты решения. За годы обучения преподаватели успевают узнать множество причин, почему ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу.

К сожалению, иногда ребёнок бросает учёбу по вине тех же преподавателей, которые, почувствовав незаинтересованность и равнодушие родителей, просто начинают халтурить на уроках. Отсюда правило: чаще приходите в школу, чаще общайтесь с преподавателями по всем предметам (их немного, всего два основных – специальность и сольфеджио), поздравляйте их с праздниками, а заодно и расспрашивайте о делах в классе.

III. Найдите компромисс

Есть ситуации, когда слово родителей должно быть непререкаемо. Но в большинстве случаев при вынесении окончательного решения важно соблюсти грань между интересами пострадавшей стороны и родительским авторитетом. От школьника требуют блестящих отметок в обычной школе и в музыкальной, а помимо этого есть ещё кружки? Снизьте нагрузку – не требуйте невозможного.

Следует помнить, что готовых рецептов нет, все ситуации индивидуальны. Если проблема всё равно осталась, скорее всего, её причина глубже. Истоки могут быть в отношениях с близкими, подростковом кризисе или дурных наклонностях, которые тоже имеют место быть.

В чём же всё-таки причина???

Отношения в семье?

Родителям иногда тяжело признать, что желая вырастить из чада маленького гения, они мало считаются с его интересами и даже способностями. Если авторитет старших высок, возможно, ребёнка временно удастся переубедить в том, что пианино лучше, чем футбольный мяч.

Есть печальные примеры, когда молодые люди успевали настолько возненавидеть эту деятельность, что уже полученный диплом так и оставался валяться на полке, а инструмент – покрываться пылью.

Негативные свойства характера…

Речь идет в первую очередь о лени и неумении доводить начатое дело до конца. И если родители наблюдают подобную склонность, то это именно тот случай, когда следует проявить твердость. Трудолюбие и ответственность – черты, позволяющие добиться успеха не только в музыке, но и в жизни.

Как побороть домашнюю лень? В каждой семье – свои методы. Вспоминается книга одного известного пианиста, в ней он рассказывает о своём сыне, который страдал патологической ленью, наотрез отказывался заниматься на инструменте.

Отец, не в стремлении подавить волю ребёнка, не в стремлении слепить из него пианиста во что бы то ни стало, но в простой заботе об умениях своего ребёнка, придумал выход. Он просто заключил с ним договор и стал оплачивать часы (суммы маленькие, но для ребёнка – и они значительны), проведённые за инструментом в домашних занятиях.

В результате такой мотивации (а она может быть и другой – не обязательно именно денежной) через год сын выиграл крупный международный конкурс, а вслед за ним и ещё несколько других музыкальных конкурсов. А теперь этот мальчик, некогда отказывавшийся от музыки совсем, стал известным профессором и концертирующим (!) пианистом с мировой известностью.

Может быть возрастные особенности?

В период после 12 лет отсутствие кризиса – скорее отклонение от нормы. Подросток расширяет свое пространство, проверяет отношения, требует большей самостоятельности. С одной стороны, сам того не осознавая, он хочет доказать вам, что имеет право на собственные решения, а с другой – просто нуждается в поддержке и взаимопонимании.

Разговор следует вести дружелюбно. Вместе посмотреть фотографии первых отчётных концертов, вспомнить радостные моменты, удачи, мечты… Пробудив эти воспоминания, дайте почувствовать подростку, что вы всё так же верите в него. Нужные слова помогут вдохновить упрямца. Пойдите на уступку там, где это возможно, но будьте тверды в том, что начатое дело надо довести до конца.

Неправильный режим: если ребёнок просто устаёт…

Причиной ссор может быть усталость. Правильный режим дня, умеренные физические нагрузки, ранний отход ко сну – всё это учит организованности, позволяя сэкономить силы и время. Ответственность за создание и поддержание режимных моментов в первую очередь лежит на взрослых.

И всё же, какой секрет надо знать родителям, чтобы не искать ответ на мучительный вопрос, почему сын или дочь не хочет ходить в музыкальную школу? Главное – научить ребенка получать истинную радость от своего труда! А поддержка и любовь близких поможет преодолеть любые кризисы.

Автор – Вера Литвина

Родители, приводя своего ребенка в музыкальную школу, задаются вопросом — зачем учить ребенка музыке, если нет цели сделать из него музыканта? И каждый, наверное, отвечает на него по-своему. Но в одном все согласятся — занятия музыкой способствуют общему развитию ребенка. В данном случае особенно интересно мнение людей, связавших свою жизнь с искусством. Михаил Казиник — музыкант, искусствовед, педагог, академик Славянской Академии, член Международной комиссии искусств, автор и ведущий популярных программ о классической музыке:
«Всякая подлинная человеческая деятельность, будь то искусство или мышление, в том числе мышление предпринимателя, имеет одни корни и принципы. Оказывается, в строении таких музыкальных форм, как фуга, соната или симфония, заключены универсальные коды, проявляющиеся в мышлении математика и бизнесмена, художника и поэта. Отсюда конгениальность Баха и Эйнштейна…Кстати, у подавляющего большинства нобелевских лауреатов в области физики, химии так или иначе в детстве присутствовала музыка».

Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Что даст ребёнку музыкальная школа? (316Кб)

Почему музыкальная школа помогает учиться в общеобразовательной школе? (219Кб)

Большая проблема возникает в семье, когда ребенок не хочет заниматься музыкой. Все может начинаться так: «Моя мечта – занятия музыкой, это должно быть весело и легко.» Но уже через полгода посещения музыкальной школы ребенок понимает, что занятия музыкой в детской музыкальной школе (ДМШ) – это не плюшки с пряниками. А через 2-3 года родители понимают, что ребенок не хочет ходить в музыкальную школу. Он или прямо отказывается, плача и закатывая скандалы, или ходит неохотно, что тоже не радует хорошего родителя.

Бывают случаи, что дети даже сбегают с уроков, обманывая и учителей, и родителей. Нередки случаи, когда у ребенка начинает болеть голова или живот, когда надо идти в музыкальную школу, настолько организм «не хочет» заниматься музыкой, что срабатывает психосоматика.

Сначала ответим на вопрос: необходимо ли ребенку заниматься музыкой. По нашему мнению, заниматься музыкой нужно обязательно каждому и ребенку, и взрослому. Пять веских причин вы найдете в нашей статье о том, зачем учиться музыке.

Но надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой? Если да, то как убедить ребенка заниматься музыкой? Конечно, каждая семья и каждый ребенок очень индивидуальны, поэтому однозначный ответ найти трудно, но общие рекомендации и советы по выходу из этой нередкой ситуации мы подсказать можем.

Проведя анкетирование педагогов и родителей по животрепещущей проблеме отказа детей посещать музыкалку, мы собрали наши рекомендации.

Решаем проблему отказа ребенка ходить в ДМШ

Безусловно, прежде чем отдать ребенка в ДМШ, первый вопрос, который родителям следует задать себе – это почему вы отдаете ребенка в музыкальную школу. Если вы уже отдали, но еще не поняли, с какой целью вы это сделали, то самое время подумать 🙂

Вот некоторые из популярных причины из ответов родителей на вопрос «Ваши цели учебы в ДМШ?»:

  • Занять ребенка хоть чем-то, найти ему хобби (чтобы не болтался на улице/не сидел за компьютером).
  • В семье, среди родственников и друзей принято отдавать ребенка в ДМШ.
  • Ребенок ходит в ДМШ «за компанию» с друзьями.
  • Воплощение мечты родителей когда-то самим заниматься музыкой.
  • Чтобы использовать простаивающий дома музыкальный инструмент.
  • Желание сделать ребенка знаменитым.
  • ДМШ считается лучшей в городе (ради эксперимента «а вдруг что-то получится»).
  • Начало учебы в ДМШ – сиюминутное желание ребенка, далее посещение по инерции.
  • Назло соседям, нечего было 3 года ремонт делать 🙂

И только небольшая часть родителей ответила верно: они убеждены, что музыка РАЗВИВАЕТ и ВОСПИТЫВАЕТ ребенка, а в музыкальной школе это делают системно и грамотно опытные специалисты. Это, конечно, то, что должно быть в идеале. Ведь регулярные музыкальные занятия полезны для развития каждого ребенка. Вспомним хотя бы слова В. А. Сухомлинского: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

Если такая высокая цель поставлена, то немаловажно подумать, кому доверить дело такой важности, потому что от того, кто и как будет развивать ребенка, зависит достижение этой цели. Еще немаловажно подумать, готов ли ребенок к обучению музыке именно в этот период его жизни? Ведь, если ваш ребенок не готов, то даже самой благоприятной среде и самому расталантливому, мудрому и квалифицированному педагогу будет очень сложно его совершенствовать.

Возникает вечный вопрос: «Кто виноват?». Что и кто мешают воплощению наших чаяний и желанию наших детей учиться музыке? Порой, не сами ли мы? 😉

Вернемся к вопросу, что делать. Как заставить ребенка посещать музыкальную школу? Думаем, что вы успели заметить, что заставлять кого-то что-то сделать в жизни – дело неблагодарное, а вот вызвать интерес и создать условия, чтобы «сам захотел» более благоразумно. Для вашего удобства, милые читатели, мы постарались объединить эти вопросы в одной таблице.

Почему дети отказываются ходить в музыкальную школу

Мы подобрали 20 возможных причин, почему дети отказываются ходить в музыкальную школу или заниматься музыкой и привели наши рекомендации в каждом случае.

Причина 1: Ребенок не готов к системному обучению (личностные качества и уровень развития).

Рекомендации: Ребенка следует постепенно готовить к любому обучению, в том числе музыкальному, с раннего возраста. Можно ознакомиться с нашим материалом о готовности ребенка к обучению музыке.

Причина 2: Ребенок не готов к выполнению программных требований ДМШ или конкретного преподавателя (например, профессиональное направление обучения или просто завышенные требования).

Рекомендации: Стандартная программа ДМШ – это начальная ступень профессионального образования. Начав заниматься по ней, вам следует следить, справляется ли с ней ваш ребенок. Для продвижения по этой программе нужны определенные личностные качества и определенный уровень развития музыкальных способностей. Следует вовремя переходить на другой уровень требований.

Причина 3: Ребенок просто перегружен. Школьными предметами, внешкольными занятиями (спортшкола, танцы, художка и т.д.), даже самими музыкальными упражнениями и заданиями.

Рекомендации: Проанализируйте, сколько времени ваш ребенок занят уроками и учебой. Успевает ли он гулять, отдыхать, заниматься другим хобби. Смена деятельности и отдых обязательны, иначе любое занятие будет вызывать отторжение и неприязнь!

Причина 4: Ребенок часто болеет, пропускает занятия и в итоге отстает.

Рекомендации: Если ребенок часто бывает нездоров или имеет хронические заболевания, можно попробовать облегченный режим обучения, чтобы не утомлять ослабленный организм. Здоровье – это главное!

Причина 5: Ребенок сиюминутно захотел учиться музыке, а потом расхотел.

Рекомендации: Если вы идете по пути потакания и уже забрали его из ДМШ, то желаем вам, чтобы ребенок не расхотел учиться в обычной школе и не выходить из дома, тогда, наверное, проблема так легко не решиться 🙂 Постарайтесь объяснить ребенку, что «хочу» и «не хочу» имеют последствия. Приучайте к ответственности, к завершению начатого, помогите ему принимать взвешенные решения. В любом случае, выясните причину, почему у ребенка пропал интерес к музыкалке, и подберите ответ из других пунктов таблицы.

Причина 6: Ребенок ленится заниматься музыкой в школе и дома.

Рекомендации: А вы замечали, что, если любому закоренелому лентяю дать заняться его любимым делом, то он может превратиться в отчаянного трудоголика? И еще, дорогие родители, не путайте усталость и лень, симптомы часто похожи!

Причина 7: Ребенок уверен, что он «бездарный» и никогда не сможет освоить музыкальные программы.

Рекомендации: Никогда и ни на ком нельзя ставить крест бездарности. Как легко можно ошибиться! Заниматься музыкой может и должен каждый. Совершенно немузыкальных людей не существует. Ваши пути: есть другие инструменты, другой уровень обучения, другие педагоги и т.д.

Причина 8: Ребенок уверен, что он должен быть «звездой с музыкального олимпа», а в этой музыкальной школе не смогут его оценить и поднять до этих высот.

Рекомендации: Останавливать не будем, возможно, что это так. Попробуйте других преподавателей в этой или другой ДМШ, может быть, частные уроки. Если все в порядке, то вы были правы. Если опять не развиваетесь, то эта болезнь называется звездной 🙂

Причина 9: Ребенок «медлительный», не успевает делать домашние задания, записывать и запоминать что-то на уроках. Отсюда разочарование и пробелы в знаниях.

Рекомендации: Нужно развивать реакцию и память в раннем возрасте. Кстати, игра на музыкальном инструменте прекрасно с этим справляется. Нужно учить ребенка (и самих себя тоже, чтобы подавать пример) уменьшать время выполнения дел, оптимизировать распределение времени и максимально планировать дни и часы, освобождаясь от лишнего. Еще можно прочитать наш материал о том, как правильно делать домашнее задание по музыке.

Причина 10: Ребенок отказывается делать домашние задания, из-за этого получает двойки и порицание со стороны преподавателей.

Рекомендации: Последите, ребенок не любит делать все предметы или только некоторые? В первом случае это может быть неумение самостоятельно работать, а также некомфортная обстановка дома для домашней работы, что очень сильно влияет. Во втором — см. Причину 12.

Причина 11: У ребенка конфликты с преподавателем.

А) Преподаватель его ругает/унижает из-за учебы (например, только из-за того, что у ребенка не получается выполнить какое-то задание).

Б) Преподаватель его ругает из-за плохого поведения на занятиях (просто не может контролировать ситуацию и срывается). Такое чаще бывает на групповых занятиях.

Рекомендации: Некомпетентность преподавателя – серьезная проблема. Нужно поговорить с педагогом, рассказать о проблеме, дать шанс на изменение ситуации. Если ничего не меняется:

А) Сообщить администрации школы. В крайнем случае, подать заявление на смену преподавателя/группы (временно или навсегда), уйти в другую школу. Можно заниматься с частным репетитором, ну или приходите к нам учиться онлайн 🙂

Б) Кроме вышесказанного, нужно выяснить причины плохого поведения ребенка. Например, если он таким образом «поддерживает статус» среди сверстников, то выходом будет смена группы. Объясните ему, почему такое поведение на уроках неуместно.

Причина 12: Ребенку категорически не нравится какой-то из предметов.

Рекомендации: Нужно изучить вопрос, почему не любит предмет. Это может быть обстановка с ребятами в группе, недопонимание или пробелы в знаниях, сложность программы обучения и большие домашние задания, педагог скучно преподносит предмет, педагог неадекватно требователен или строг и т.д.

Причина 13: Ребенок отстал от программы и не понимает какую-то дисциплину, поэтому ему неинтересно/трудно/стыдно посещать урок.

Рекомендации: Нужно обязательно закрывать пробелы на дополнительных уроках у репетитора или в нашей школе онлайн, иначе они имеют свойство накапливаться.

Причина 14: Родители или педагог ребенка заставляют, понукают, приказывают его учиться музыке, но… не поощряют и не хвалят за успехи, обращая внимание только на ошибки.

Рекомендации: Следует следить за прогрессом в обучении, проявлять интерес к учебе ребенка, радоваться каждому, даже малому, усилию и результату и на этом строить фундамент для дальнейшего продвижения. Родителям и родственникам также можно присоединиться к урокам музыки.

Причина 15: Ребенка сравнивают (либо он сам себя сравнивает) с кем-либо не в пользу ребенка, тем самым убеждая, что ему не добиться таких же успехов.

Рекомендации: Следите за собой. Если вы будете убеждать в этом ребенка, то, не сомневайтесь, так и будет. А если поставите другие установки — удивитесь успехам! Даже те, кто говорят, что теряли время в ДМШ, чаще всего не осознают, что развили там внимание, память, реакцию, речь, мышление, обогатились знаниями, а это не менее важный результат, чем добиться эфемерных успехов на музыкальном поприще, не так ли? Поговорите с ребенком о том, что любой успех предвосхищает очень большая работа и готов ли он идти на такой шаг ради первого места, жертвуя временем на другие интересы и дела.

Причина 16: Конфликты со сверстниками вне ДМШ из-за занятий музыкой.

Рекомендации: Поговорить совместно с теми, кто конфликтует, их родителями. Если конфликт происходит в школе, то также с классным руководителем или даже с администрацией. Если они готовы идти навстречу, можно поискать решения, как повысить толерантность детей к их сверстникам-музыкантам (пригласить их на экскурсию, открытый урок, концерт в ДМШ). В ином случае, перевестись в класс, где больше детей занимаются музыкой.

Причина 17: Конфликты со сверстниками в музыкальной школе.

Рекомендации: Поговорить с теми, кто конфликтует и их родителями, обязательно подключить преподавателей и администрацию школы, чтобы изменить обстановку. При возможности сменить группу или, в крайнем случае, ДМШ.

Причина 18: «Хватит ребенка мучить.» Внутри семьи у ребенка не все родственники поддерживают учебу в музыкальной школе.

Рекомендации: Очень важно всем членам семьи иметь одинаковое мнение по этому вопросу, что музыкальные занятия важны и нужны ребенку. Старайтесь аргументировать из авторитетных источников! А, может быть, кто-то просто завидует? 😉 Можно тоже отправить учиться музыке! Здоровая конкуренция в обучении не помешает.

Причина 19: Ребенку не нравится репертуар, предоставляемый программой ДМШ (обычно происходит ближе к подростковому возрасту).

Рекомендации: Стандартная музыкальная школа старается максимально прививать ребенку понимание и любовь к классической и народной музыке. Ей сложно в обстановке засилья низкопробных попсы, блатняка и рэпчика. Задача родителей помочь школе. Обсудите вместе с ребенком и педагогом возможность включения в репертуар музыкальных произведений или их аранжировок, которые удовлетворят обе стороны, ведь кроме упомянутых жанров есть и другая качественная музыка 🙂

Причина 20: Ребенок или родители хотят выбрать другой путь развития: ИЗО, спорт, танцы, да, вышивание крестиком, наконец! 🙂

Рекомендации: Почему нет? 🙂 Но, стоит помнить, что музыка – это другой вид искусства, несравнимый с другими. Вам не кажется, что ваш ребенок может упустить что-то полезное? Не лучше ли комбинировать различные виды дополнительного обучения, развиваясь в нескольких направлениях? В статье о том, почему нужно заниматься музыкой мы привели достаточно причин, чтобы убедить вас. Если вы все же хотите ограничиться другими областями, мы не будем вас останавливать, ведь начинать обучение музыке можно в любом возрасте. А пока мы будем ждать вас и ваших детей с нетерпением здесь, в мире музыки!

Рекомендации, если ребенок не хочет заниматься музыкой

Резюмируем:

  1. Проанализируйте именно вашу ситуацию. Если вопрос о том, что делать, если ребенок не хочет заниматься музыкой, действительно важен и серьезен для вас, то спокойно, без эмоций, конструктивно сначала определите точные причины. Попытайте понять, почему именно ваш ребенок, именно в этой музыкальной школе, именно по этим музыкальным предметам не хочет учиться, еще раз проанализировав 1 столбик таблицы.
  2. Убедитесь, что у вашего ребенка не сиюминутная смена настроения на какую-то сложную задачу или негативную ситуацию, а решение, высказанное обдуманно, через несколько месяцев или даже лет послушания и некомфортного состояния.
  3. Поищите ошибки в подходе к обучению, в собственном поведении или реакции ребенка.
  4. Подумайте, что вы могли бы предпринять, чтобы изменить отношение ребенка к музыке и к музыкальным занятиям, как повысить интерес к занятиям, как разумно организовать обучение, еще раз почитав 2 столбик таблицы. Естественно, это должны быть только доброжелательные и продуманные меры! Никакого принуждения из-под палки!
  5. После того, как вы предприняли ВСЕ возможные попытки, спросите себя, готовы ли вы согласиться с решением ребенка бросить музыкалку? Не будете ли потом жалеть о скоропалительном решении, которое быстро решит проблему? Есть множество случаев, когда ребенок, став старше, обвиняет родителей, что они не переубедили его продолжать заниматься музыкой.

Конечно, лучше предупредить, чем исправлять сложившуюся проблему отказа ребенка посещать музыкальную школу. Родители должны серьезнее подойти к вопросу обучения ребенка в дополнительном учебном заведении. Определить цели этого обучения, изучить возможности ребенка и семьи по организации обучения, далее организовать это обучение, рассказать ребенку о том, что его ожидает (узнать об этом из компетентных источников, если вы сами не учились в ДМШ), и, главное, сначала спросить ребенка, хочет ли он учиться музыке?

Надеемся, что наша работа по изучению музыкальных «не хочу и не буду» и рекомендации будут полезными для вас! Помните, что из безвыходной ситуации всегда есть… несколько выходов!

«Найдите время и послушайте музыку Моцарта всей семьей. Сделайте такие семейные концерты ритуалом: зажгите свечи, включите музыку, сядьте рядом с ребенком, обнимите его… Поверьте, даже если через пять-десять минут он вернется к своим игрушкам, чудо произошло, он будет слушать музыку, он в ней будет купаться. И вечера эти он будет помнить всю свою жизнь.» – М. Казиник

Музыкальные школы по непонятной причине популярны среди родителей, как и танцевальные кружки или художественные школы. Пользу танцев ещё можно обнаружить (всё-таки физическая нагрузка), а вот с рисованием и музыкой беда.

Когда-то давно умение играть на инструменте и делать наброски в альбомах было пропуском в «приличное общество». Видимо, с тех пор люди уверены, что научить ребёнка играть на виолончели или тромбоне — отличный способ воспитания.

Пора пересмотреть этот подход.

Главный вопрос — зачем

Родители думают, что музыкальная школа поможет развить слух и голос, поэтому надо записать ребёнка на занятия. Стоп.

Первый вопрос: вы уверены, что надо развивать то, чего нет?

Музыкальный слух, чувство ритма — это всё приобретается со временем, но если у ребёнка не было задатков, великий музыкант из него не вырастет. Моцарта, может, и учили играть чуть ли не с младенчества. Но с тех пор так издевались много над кем, а Моцарт как был один, так и остался.

Приведите ребёнка на прослушивание, пусть педагоги расскажут, есть ли смысл в учёбе. Только учтите, что некоторые преподаватели готовы заливаться соловьём и рассказывать, какой у вас гениальный малыш, лишь бы вы отдали деньги за занятия. Так что выбирайте консультанта, который не заинтересован финансово в вашем ребёнке.

Второй вопрос: зачем вашему ребёнку слух и голос?

Подумайте, где будет петь ребёнок кроме отчётного концерта в музыкальной школе. Ладно, допустим, будет участвовать в шоу и станет победителем «Евровидения» (хотя это сомнительное достижение). А где он будет играть на валторне?

Сколько человек закончили музыкальную школу, но не стали даже звёздами караоке. Их потолок — сыграть «Собачий вальс» и три блатных аккорда, если увидят инструмент.

И вот ради этого нужно было несколько лет каждый день портить осанку и зрение? Серьёзно?

Востребованных музыкантов не так уж много, жизнь у них не самая простая. Тянет ребёнка в музыку — выбирайте инструменты, которые хоть как-то пригодятся в музыкальных коллективах (говорят, с хорошими ударниками напряжёнка).

4 неубедительные причины, почему ребёнка нужно отвести в музыкальную школу

Иногда родители отправляют ребёнка в музыкальную школу не разбирая, зачем это делают. И даже находят для этого удивительные объяснения.

Ребёнку нужно развивать музыкальный вкус

Нужно, но для этого необязательно на чём-то играть. Именно для эстетического образования хватит прослушивания музыки.

Музыкальная школа — это для тех, кто не может не музицировать. Призвание, если хотите. Вкус тут ни при чём.

У вас есть какой-то инструмент

Не ведите ребёнка в музыкалку только потому, что у вас от былых времён осталось фортепиано или аккордеон. У кого-то годами стоят «Ласточки» и «Чайки», с которых раз в неделю заботливо стирают пыль. Продать их невозможно, потому что они никому вообще не нужны, это не работы великих мастеров. А выбросить жалко: вот Юля и Петя подрастут, будут заниматься. Юлю и Петю, конечно, не спрашивают.

Не надо издеваться над детьми, потому что у вас не хватает духу выбросить хлам.

Надо быть правильным родителем

Музыкальная школа по-прежнему считается признаком «правильного» всестороннего развития.

Этот тренд уже порядком достал: если вы не водите ребёнка в музыкалку, на танцы, потом ещё на английский и порисовать, то вы плохой родитель, вы ленитесь.

Тот факт, что настоящий родитель сам может рассказать о многом, а не станет спихивать ребёнка на преподавателей, старательно игнорируется. Так же старательно, как и факт, что хороший родитель прислушивается к желаниям ребёнка, а не к массовой истерии по поводу раннего развития.

Вы мечтали ходить в музыкальную школу

Это уже банально, и все об этом знают, поэтому коротко: если вы о чём-то мечтали, но у вас не срослось, не заставляйте ребёнка жить вашей выдуманной жизнью. Иначе ваше чадо тоже будет мечтать, но напрасно: некогда будет заниматься мечтой, музыка ждёт.

Есть только один повод привести ребёнка в музыкалку — он сам так захотел.

Что будет, если настаивать на продолжении занятий

Бывает и так: ребёнок интересовался музыкой, но потом решил бросить учёбу. Неудивительно: музыкальные школы измываются над детьми классической музыкой, которая мало кому интересна (давайте только без снобизма). Это необходимо, чтобы наработать технику, но педагоги не адаптируют главную тему из «Игры престолов» для четвёртого класса музыкальной школы. У гитаристов есть хотя бы табы, которыми забит интернет. У остальных и этого нет.

Не спорю, что иногда нужно проявить твёрдость, если ребёнок собрался бросить музыкалку из-за каприза, но при этом у него есть талант. Иногда нужно разобраться, почему занятия надоели, и помочь продвинуться дальше: сменить учителя, поменять репертуар.

Но когда проблема именно в нежелании играть, то не надо давить. Вы-то можете заставить ребёнка учиться и поставить галочку в графе «обеспечил всестороннее развитие». Только вашему ребёнку потом с этим жить.

Если ребёнок хочет заниматься, его не приходится заставлять. А если приходится силой гнать его к инструменту, вас ждут самые пренеприятные последствия.

  • Ребёнок возненавидит музыку. Нельзя любить из-под палки. И если заставлять ребёнка заниматься музыкой, скорее всего после выпускного он с радостью забудет всё, чему его учили.
  • Ребёнок затаит обиду на вас. Родительская тирания — шаткая база для строительства доверительных отношений.
  • Ребёнок обрастёт комплексами. Он будет бояться инструмента и выступлений, уничтожит самооценку, приобретёт невроз и вообще весь букет психологических проблем, которые появляются у слишком ответственных и чувствительных людей при занятиях не своим делом. Это тяжёлый случай, но и так бывает.
  • Ребёнок зря потратит время. Это щадящий вариант, если у него устойчивая психика и он умеет с философским спокойствием относиться к таким мелочам, как музыкальная школа.

Примерно то же самое можно сказать и про художественную школу. Кому-то навыки рисования пригодятся, если ребёнок станет дизайнером или архитектором. Как правило, детей, которые хотят рисовать, не остановить. А вот если ребёнок с трудом тащится на занятие, чтобы уныло копировать очередной натюрморт, то весь результат этих стараний будет пылиться в папочке «Петины работы». Хотя это время можно было потратить на что-то более полезное.

Если ребёнок ничем не интересуется, пусть занимается спортом. Современному школьнику движение нужнее, чем эстетическое воспитание.

Музыка и художественное образование — дорога не для всех и каждого. Лучше вовремя бросить неинтересное дело и найти тот кружок, который будет приносить хоть какую-то пользу, чем заканчивать школу и мечтать дотянуть до выпускного.

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • мотивация

Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребенка продолжать обучение в музыкальной школе. Казалось бы, и талант есть, и энтузиазм неподдельный был, а потом все вдруг прекращается на третьем-четвертом году обучения, и ребенок на полном серьезе заявляет: «Все, с меня хватит, больше не хочу!». Как быть с этим? Я – Родитель ищет ответ вместе с педагогами Школы искусств МакSим.

Лия Матиссэн, преподаватель по вокалу, не видит смысла заставлять ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа.

«Если ребенок хочет бросить школу, у него на это могут быть самые неожиданные причины, — поясняет педагог. – Может быть, кто-то сказал ему, что «в музыкалке только маменькины сынки учатся» или «ботаники», или «соседка Наташа тоже бросила», или просто сверстники гуляют, а ты занимаешься…»

Что делать в этом случае?

Узнайте истинную причину

Если речь зашла о том, что ребенок всерьез собирается бросить «музыкалку», нужно для начала выяснить, какая причина в действительности стоит за этим решением. И если окажется, что ребенку больше нравится заниматься рисованием, или что он влюбился в гимнастику, то резоннее отдать его в художественную или спортивную школу. А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.

Устраивайте домашние прослушивания

Чем больше и успешнее ребенок выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия».

Он чувствует признание, которого ему не хватает в обычной жизни, и отсюда появляется иногда даже чисто спортивный интерес к занятиям. Чем больше увеличивается сложность занятий, тем больше ребенок входит во вкус.

Приучайте ребенка к сцене

Одной из причин отказа ребенка от занятий может быть стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене.

Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит.

Затем можно постепенно учить его двигаться и взаимодействовать на сцене с другими детьми.

Если ваш ребенок занимается фортепиано, но боится выступать, то вы можете отдать его на дополнительные занятия по вокалу или актерскому мастерству:

«Я позволяю детям делать все, что угодно, оставляю большие проигрыши, чтобы они попробовали похлопать в такт музыке, потанцевать. Это сложная задача. Она решается в течение длительного времени, вплоть до года. Но нет ничего невозможного, если ребенок получает удовольствие от процесса», – рассказывает Дмитрий Попов.

Сходите на урок и понаблюдайте за преподавателем

Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься. Вот она – мотивация к творчеству. Мотивировать нужно своей любовью, считают педагоги школы МакSим.

Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Преподаватель должен сначала похвалить, а потом – указать на недочеты: «Мне нравится, все супер, но вот здесь то-то, то-то и то-то нужно доработать». В большинстве случаев мотивацию заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.

Оцените мотивацию педагога

Сидеть на одном месте по два-три часа в день у инструмента довольно трудно даже спокойному ребенку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией.

«Ощущение любимого дела всегда должно присутствовать, – убежден Дмитрий Нестеров. – Тогда о терпении как таковом речи идти не будет. Важно, чтобы педагогу самому нравилось то, чем он занимается. И ребенку также. При таком раскладе очень легко превратить учебу в игру – дети начинают получать удовольствие от обучения. Конечно, важно делать перерывы».

Найдите ребенку «шефа» из старшей группы

Педагог по вокалу Дмитрий Попов делится с родителями маленькой хитростью: дети гораздо охотнее воспринимают руководство старшего ребенка, чем руководство взрослого: «Занятия лучше начинать в группе, где уже есть другие поющие дети. Я часто присоединяю начинающих малышей к более старшим под «шефство». Дело в том, что маленькие дети воспринимают себе подобных значительно лучше, чем преподавателей. В итоге выходит, что преподавание через старшего ученика бывает эффективнее, чем напрямую от педагога».

Елена Баталина

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить. Пройти тест


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *