Репортажная фотография

Репортажная фотография

Сегодня к нам любезно согласился зайти на огонек фотограф Алексей Витвицкий. В его объективе побывали известные политики от Трампа до Путина и звезды мирового уровня от Металлики до Анджелины Джоли. С камерой наперевес Алексей летает по свету на самые разные мероприятия: от олимпийских игр до чемпионатов мира по футболу.

Путешествовать, фотографировать и зарабатывать — выглядит заманчиво, правда? Давайте разберемся, что за этим стоит и что вообще нужно, чтобы стать востребованным репортажным фотографом?

— Алексей, привет! Большое тебе спасибо, что согласился ответить на мои вопросы! Уверена, что этим ты принесешь пользу многим людям. И в первую очередь прошу погасить пылающий пожар моего любопытства: как так получилось, что ты снимаешь ведущих политиков и других известных медийных персон?

— Добрый день, Анна. В фотографию я перешёл из смежной профессии журналиста. Скажем так, на какие темы начинал писать статьи более 10 лет назад, примерно теже темы теперь и фотографирую.

— А где вообще репортажный фотограф может найти заказ?

— С заказами у репортажных фотографов с каждым годом всё труднее, но в целом всё как и везде решают связи, личные контакты и понимание, что ты хочешь фотографировать. Так что ответ как всегда в гугле и в мировых трендах новостей. Миллионы событий происходят каждый день 🙂

— Можешь немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, как выглядит расписание репортажного фотографа, например, на месяц?

— В газете, глянцевом журнале или агентстве — у всех абсолютно по-разному. 8 лет я работал в крупнейшем еженедельнике. Напряжённые дни обычно выпадали на выходные — в эти дни большинство событий, концертов, демонстраций, выставок. Работники же агентств заняты каждый день и чаще всего по несколько месяцев почти вообще без выходных. Например, утром — на скучнейшей пресс-конференции, днём — на акции протеста, а вечером — на кинопремьере.

— Из мелочей меня особенно впечатлило, например, то, что фото при сдаче заказчику нельзя обрабатывать – это же сколько времени экономится! А есть еще что-то интересное, о чем не знает обычный обыватель?

— Ну на то это и репортажная фотография — всё должно выглядеть как было на самом деле. Фоторепортёр тоже журналист, а главное для журналиста этика и объективность (о чём многие увы забывают). Из интересного пожалуй проблемы современного права (фанат или вандал, бьющий полицейского, может подать на вас в суд, если ваша фотография ему навредит — вы снимали его без разрешения), а вместо обработки время занимает отбор, подробное описание каждой фотографий, вбивание ключевых слов, дальнейшая архивация. Ты сам должен знать кто это выступает на пресс-конференции и чья это любовница на красной ковровой дорожке, за тебя это уже никто подписывать не будет.

— Что тебе больше всего нравится в этой работе?

— Пожалуй главный плюс это разнообразие, сегодня это может быть свадьба или светский раут в костюме, а завтра война, беженцы, и грязь по колено.

— Скажи, а на твой взгляд, какие сложности есть в твоей работе? К чему нужно быть готовым? Кто точно не сможет быть репортажным фотографом?

— Сложностей очень много. Основные — это острая конкуренция и сжимающийся рынок печатной прессы. В современном мире люди перестали ценить фотографию как раньше. Если ещё 20 лет назад главный на полосе снимок в газете мог стоить месячной зарплаты (особенно это касалось военных конфликтов, катастроф и сенсаций папарацци), то на сегодня ситуация просто ужасная. Развитие интернета и информационного пространства обрушили рынок фотографии. Большинство даже классных снимков живут, как бабочки — дни и считанные часы в интернете.

Если ранее газеты и журналы были вынуждены держать фотографов — неоткуда было взять актуальные снимки, то сейчас к их услугам миллиарды обладателей телефонов и фотокамер, бесплатно выкладывающих снимки в фэйсбук, твиттер, инстаграмм, десятки циничных агентств и фотобанков, фотоальянсов со всего мира продающих фотографии за считанные евроценты, или по подписке предоставляющие свои базы за зарплату работника макдональдса. На сегодня средняя цена снимка в сети всего 2-3 евро. И это реальность.

— Кстати, да! Любой из нас может вспомнить мемы с темой «Ожидание – реальность». Скажи, вот ты едешь в командировку. А сколько времени на самом деле в стандартной рабочей поездке в качестве репортажного фотографа удается выделить на осмотр достопримечательностей и отдых в новом городе? Корректно ли вообще называть это путешествием?

— Командировки бывают разные, если платит заказчик, что случается теперь крайне редко (дешевле и проще найти фотографа на месте, или по бартеру) это обычно несколько часов до или после работы. Если же ты оплачиваешь поездку сам, то и сам считаешь своё время и деньги. Так в последней командировке из 48 часов, 6 часов у меня заняла сама съёмка, остальное время ушло на дорогу в поездах, автобусах и самолёта

— Можно ли прожить, занимаясь репортажной фотографией, и на каком примерно уровне?

— С каждым годом это всё проблематичнее. Большинство моих коллег давно задумались о смене профиля. Теперь нельзя рассчитывать даже на кормивший годами архив — то что раньше могло принести месячную зарплату, тепрь хватает на пару пива и кофе. И это устойчивая тенденция.

Единственное, что стабильно продолжает кормить репортажных фотографов это свадьбы — их в фотобанке не купишь, в отличии от пресс-конференций или мировых новостей.

— Скажи, реально ли новичку с современным фотоаппаратом на сегодняшний день получить заказ от новостного агентства? Или с чего вообще следует начать?

— Скорее наоборот 🙂 В этой профессии давно нет золотых гор, а работать за еду или проходку на концерт своей техникой быстро надоест. Новички нужны именно для такого бесплатного рабства (а выделенный на оплату бюджет и менеджеру-пиарщику пригодится), они же — одна из причин падения рынка.

Найти человека, готового работать дешевле или бесплатно стало очень легко (а благодаря инстаграммам и сайтам портфолио тебе даже ненужно его проверять), а разницу на выходе видят единицы. Места в агентствах давно заняты, рынок переполнен, и вся надежда оказаться в том самом месте в то самое время, где никого нет…

— Хм, звучит немного грустно… Ну а все же, для самых активных, которые спят и видят себя в репортажной фотографии: какую технику порекомендуешь?

— Ту, с которой вам удобно работать. Марки абсолютно не важны. Вошедшие в историю фотографии снимки были сняты на довольно заурядную и слабую по современным меркам технику. О качестве снимков с айфона Каппа и Брессон могли только мечтать.

— Будет здорово, если дашь напутственное слово нашим читателям. Что можно им пожелать?

— Больше читать, интересоваться историей, и понимать что ничто не вечно под луной. Почти исчезли такие востребованные некогда профессии как ремонтник часов и сапогов, наборщик в типографии, телефонистка, машинистка. Ждёт это увы и репортажную фотографию.

— Спасибо тебе огромное за ответы и рассеивание ореола таинственности репортажных фотографий. Легких тебе съемок и больших гонораров, не смотря ни на что!

Все фотографии — Алексея Витвицкого (witwicki.org).

Фотография (от греч. phos, photos – свет, света; grapho – пишу) + корреспондент (от лат. correspondare – осведомлять) Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, мировая художественная культура и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Фотокорреспондент – это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание. Тематика работ репортера зависит от тематики газеты или журнала, в котором он работает.
Иногда фотокорреспонденты работают сразу на несколько изданий. Понятно, что фотокорреспондент должен уметь и любить фотографировать. Сегодня ему приходится работать не только с фотоаппаратом, но и с компьютером, со сканером, использовать графические редакторы (Photoshop и т.п.). Кроме того, фотокорреспондент должен быть эрудированным человеком, разбираться в освещаемой теме.
Обучение можно пройти на курсах. Профессиональных фотожурналистов готовят на некоторых факультетах журналистики.

Культура

Здесь, в одной из крупнейших бруклинских библиотек, выставка блистательных рисунков Михаила Беломлинского (иллюстраций – как определил сам художник) проходит не в первый раз. И, как всегда, – аншлаг! Что и неудивительно. Потому что рисунки не просто мастерски исполнены, они одушевлены, и душу им подарил мастер неординарный, свыше – небесами – одарённый, к тому же невероятно наблюдательный, а искусству всепреданнейший.
Рисовать начал чуть ли не с пелёнок, а потому учёба в ленинградской Средней художественной школе при Академии художеств, а потом в самой Академии, где он выбрал для себя графику, была закономерностью. Коренной ленинградец, Беломлинский вплоть до прыжка через океан в 1989-м востребован был невероятно: сначала как плакатист, потом в разных издательствах, но с особым удовольствием – в «Детской литературе». Я помню, как охотилась за иллюстрированными им книжками Даррела, Каралийчева, а уж особенно – Толкиена. Интересно – прообразом Хоббита стал для художника бесконечно добрый и мудрый Евгений Леонов. На выставке эти совершенно очаровательные, полные доброго юмора изобретательные графические миниатюры, разумеется, представлены.
«Ура! Мы едем в Америку!» Эта серия весёлых динамичнейших картинок занимательна чрезвычайно. Америка встретила не то чтобы с барабанным боем, но работа и в газетном, и в книжном оформительстве нашлась быстро. Ещё бы! Такой художник!
А начало нового тысячелетия стало для Беломлинского знаковым – он пришёл в «Русский базар».
Конечно же, читая нашу газету, вы обратили внимание на кинжально точные, сдобренные юмором, остро социальные, неожиданные по замыслу и его воплощению рисунки Беломлинского. И всегда это остроумно шаржированный, вплетённый в ткань статьи или очерка рисунок-рассказ, рисунок-отпечаток жизни, рисунок-парадокс.
А выполненные Беломлинским высокохудожественные и оригинальные, бегущие в авангарде событий обложки «Русского базара»! Я уже не говорю о том, что рисованную заглавную (американцы называют её заявочной) страницу даже просматривая многие американские газеты вы увидите нечасто. Между тем она куда выразительней, привлекательней, а главное — целенаправленней самого умелого фотоколлажа. Вдобавок у Беломлинского это ни в коем случае не компиляция, а самостоятельное, очень интересное, зачастую интригующее, законченное произведение искусства. Припомните-ка одарившую хорошим настроением предновогоднюю газету ушедшего года или эдакий сгусток остроумия – потрясающая по задумке, по композиции, по образности заглавная страница с шагающим по бордвоку Обамой!
А Беломлинский ещё и пишет! Его полные очарования рассказы-миниатюры (как, например, «Ворошиловский стрелок», «Центральный разворот», «Восточные ласки») – это квинтэссенция остроумия. Я их собираю, чтобы прочитать в трудную минуту. Действует получше всякого антидепрессанта.
Долго стою перед портретами молодой, поражающей какой-то нездешней красотой женщины. Это единственноая любимая художника, его муза, его всепонимающая жена. Одна – на всю жизнь. Вика училась в школе-студии МХАТ, потом в ленинградском театральном. Работала на студии научно-популярного фильма. Стала писать ёмкие по мысли рассказы и книги, две из них были выдвинуты на Букеровскую премию и вышли в финал. «У всего есть предел, – писал Бродский, – горизонт у зрачка, у отчаяния – память». Вика ушла, оставив в сердце художника неумирающую память. И двух, теперь уже взрослых дочек, тоже людей творческих.

А с Иосифом Бродским Беломлинских связывали долгие годы знакомства. Миша часто и много рисовал его. Один из портретов понравился поэту особо, издателям – тоже. Он-то и стал логотипом многих поэтических сборников Бродского и книжек о нём. Как-то Бродский, бывший способным рисовальщиком, умевшим распознать характер модели, отобрал у Миши любимый его цанговый карандаш и набросал его портрет. «Мишеньке с нежностью от Иосифа». Это было в 1995-м, а в январе 1996-го Беломлинский рисовал Бродского в гробу в похоронном доме на Бликер стрит в Нижнем Манхэттене.
А какие замечательные, часто непредсказуемые, полные тонкой иронии шаржи создал Беломлинский! Нет в них трагических нот, хотя сомнения, неудовлетворённость, несбывшиеся надежды, излишний апломб, но более всего талант и характер высвечены выразительнейше, а язык метафор многообразен и звучен. Взгляните на эти живые, играющие, сплетающиеся и размыкающиеся линии: способный сыграть всё Евстигнеев; монументальный известный наш Неизвестный; совершенно потрясающий, осиянный вдохновением Барышников – в полёте; и совсем другой, страдающий Нуриев – в лаконичном наброске читается его обречённость. Магомаев – будто озвучен. Владимир Войнович сделал на своём портрете надпись: «Автору от улучшенного персонажа».
Шаржей, портретов, жанровых картинок множество, и у каждой своё лицо, и каждая стоит того, чтобы рассмотреть её внимательнейше. Побывать на этой выставке не просто нужно, а нужно непременно. Она продлится до 30 марта. Адрес библиотеки: 2115 Ocean Ave за углом от Kings Highway. Поезда метро Q, B до остановки Kings Highway.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *