Родительские установки

Родительские установки

Фото: lifehacker.ru

Недавно обратила внимание на случай. Он произошел в процессе общения с моими детьми. Несмотря на то что сама являюсь дипломированным психологом и, казалось бы, такого рода простые случайности пропускать не должна, тем не менее, в собственных детско-родительских отношениях, где я выступаю родителем, допустила промах. Этот случай повлёк за собой анализ общения в семьях моих друзей и родственников с их детьми, а затем я погрузилась в собственные детские воспоминания.

В результате родилась эта статья. Я надеюсь, что она обратит ваше внимание на то, как и что вы говорите своим детям. Может быть, вам станет понятнее, какие установки закладываете в подсознание ваших детей и какие «скрытые послания» от вас получают ваши дети. Все перечисленное выше влияет на развитие личности ребёнка как позитивно, так и негативно. И насколько больше будет позитивного в формировании ребенка, будет зависеть от того, что именно вы ему транслируете.

Итак, выходим утром из дома в школу. В лифте встречаются соседи-иностранцы, пара. Мы поздоровались, на выходе мужчина пропускает нас из лифта вперёд. Младшая дочь выходит молча, старшая, выходя, говорит «thanks», я – «спасибо».

Садимся в машину, и старшая дочь начинает поучать свою сестру: «Всегда здоровайся с людьми, когда они заходят в лифт». Я слушаю, про себя думаю: «Молодец». Она дальше: «Всегда прощайся с людьми, когда уходишь», я снова думаю: «Молодец». Старшая продолжает: «Всегда надо благодарить людей, и ты могла сказать мужчине «Thank you», а то он подумает, что ты некультурная». Я только было подумала: «Какая же всё-таки моя дочь молодец», как вдруг осеклась, что-то было в её словах «не то» и в то же время очень знакомое.

И я вспомнила: «Ужас! Это же мои слова!» Когда-то я учила старшую дочь: «Здоровайся, прощайся, благодари, потому что если не будешь этого делать, люди подумают, что ты невоспитанная и некультурная девочка». Это была неправильная установка, направленная на зависимость от чужого мнения. Если в общении с ребенком постоянно делать ссылки на возможную (!) негативную оценку со стороны совершенно незнакомого человека, то постепенно можно сформировать заниженную самооценку. А ведь на самом деле ребёнок должен уметь благодарить, здороваться и прощаться просто потому, что так принято в обществе, а не из опасения, что «могут подумать люди».

Я сразу же вмешалась в разговор и поправила детей. Было немного странным объяснять, что дело тут вовсе не в том, что подумает плохого сосед-иностранец, а в том, что они уже большие и воспитанные девочки, чтобы знать, что при расставании нужно прощаться. Если брать тоньше, то можно сказать, что в обществе принято обмениваться некими универсальными культурными кодами, которые позволяют общаться друг с другом людям из разных уголков планеты.

Давайте проанализируем, что мы говорим своим детям? По дороге домой я прокручивала в голове различные ситуации, вспоминала что, как и при каких обстоятельствах говорила своим детям, что говорят детям мои подруги и родственницы? Получилось три показательных примера, три токсичных высказывания, которые могут оказать негативное влияние на формирование вашего ребенка:

1. «Что подумают про тебя другие люди?»

«Зачем ты запачкала кофточку, вот теперь что подумает про тебя вон та тетя?» или «Не надо так громко плакать, услышат соседи». Знакомые фразы? Мне очень хорошо знакомы, потому что время от времени я использовала их в своем воспитательном арсенале, сама не осознавая до конца, что тем самым навязывала детям сценарий виновности и чувство стыда. Если подобные речевые обороты будут превалировать в общении с детьми, то они неизбежно при взрослении поспособствуют формированию у человека чувства неполноценности, неуверенности, заниженной самооценки и постоянной оглядки на авторитет.

2. «Не знаю. Нормально»

Я вспомнила, как у одной моей знакомой, будучи подростками, дети на все мои вопросы всегда отвечали: «не знаю», при этом невинно пожимали плечами. Например, я спрашивала: «Паша, как у тебя дела в школе?», Павел отвечал: «Нормально». Я дальше задавала вопросы: «А как дела в школе у твоего брата?» — «Не знаю». «А на какой-то спорт вы ходите?» — «Нет, не ходим» – «А хотите?» — «Не знаю» — «А почему не знаешь? Ничего не нравится?» — «Не знаю». Помню, что разговоры эти вызывали у меня легкое раздражение, потому что у детей должна быть яркая жизнь с большим количеством различных мнений, желаний и вопросов. «А тут, наверное, Павел был всегда уставшим и не расположенным со мной разговаривать», — успокаивала я себя. Но что интересно, сейчас парню уже за 20 лет и он до сих пор на мои вопросы отвечает: «не знаю» и «нормально».

Сегодня мне очевидно, что когда-то Павел был маленьким и любознательным, как все дети, ребенком, и задавал своим родителям много вопросов «почему?». И вот если родители, особенно мама, отмахивались на эти вопросы ответом «не знаю», то в итоге ребенок принял этот ответ за норму в любом общении. Этот ответ превратился в некую ширму, которой всегда можно прикрыться от навязчивых вопросов и нежелательного общения. О чем это говорит? О том, что страдает коммуникативная сфера личности у взрослого человека.

3. «Давай это сделаем попозже».

Дети часто подходят к родителям с различными вопросами и просьбами: «Мама, давай поиграем в пони?», «Включи мне на DVD сказку», «Давай завтра сходим в кино!». Родители, особенно папы, в среднем примерно каждую из трёх просьб отклоняют или стараются её отложить, перенести на другой день: «Давай сделаем это вечером?», «Сначала я посмотрю телевизор, а потом с тобой поиграю». Такие разговоры случаются во всех семьях. И это нормально. Просто мы, взрослые, должны обращать внимание на свои отговорки и не злоупотреблять ими. Мы должны понимать, что если откладывать детские дела слишком часто, то в будущем мы рискуем получить точно такие же ответы в свой адрес от повзрослевших детей. Например, вы попросите: «Сынок вынеси мусор», а в ответ услышим: «А давай, мамочка, я сделаю это завтра?». Сомневаюсь, что нам это понравится, особенно если такое встречное предложение будет звучать в ответ на каждую третью нашу просьбу.

Давайте проанализируем, что нам говорили в детстве наши родители? А что же в нашем детстве? Нужно вспомнить некоторые ситуации и высказывания родителей из детства, которые повторялись чаще всего и потому запомнились. Их и нужно проанализировать. Например, одному моему родственнику его мама часто говорила: «Не беги, упадёшь», «Не прыгай, разобьёшься». С тех пор он делает все стремительно быстро, всегда куда-то торопится и из-за этого часто падает и травмируется в прямом и переносном смысле. Его долго сдерживали в детстве, так что во взрослом возрасте произошла компенсация. Таких неприятных последствий можно избежать, если научиться трансформировать свое беспокойство за ребенка «упадёшь и разобьёшься», в позитивную установку: «Не бойся, беги», «Попробуй, прыгни. Осторожно, я тебе помогу». Не нужно запугивать ребенка, ни к чему «окошмаривать» его нормальное детское поведение.

Другая подруга как-то рассказывала, что у неё в семье часто звучала фраза: «Жизнь – не простая штука, вырастешь – сама поймешь». Девушка выросла с ощущением покорности судьбе и неумением сопротивляться жизненным трудностям. Можно представить, насколько легче и привлекательнее ей бы казалась жизнь, если бы в детстве родители говорили ей: «Жизнь – это захватывающее приключение. Тебя ждет столько нового и интересного!».

В моём случае «большой привет из детства» звучал так: «У всех дети как дети, а ты – как всегда». Эту фразу мама говорила мне чаще всего тогда, когда у меня что-то не получалось, и эта фраза лишала меня всякой мотивации и желания исправить ситуацию в лучшую сторону. Дефицит поддержки со стороны близкого человека приводит к чувству вины и заниженной самооценке. Поэтому очень важно давать детям позитивное подкрепление: «Ничего, что не получилось в этот раз. В следующий раз обязательно получится. Я в тебя верю». Эти слова я сейчас говорю своим детям.

Давайте проанализируем, как влияет личность родителя на формирование личности ребенка. Таким образом, родители имеют колоссальное влияние на своих детей. Самый первый и самый главный авторитет для ребенка – это его мама, а затем уже папа и другие члены семьи. Если мать в своем воспитании дает ребенку тепло, заботу и доброту и подтверждает это каждый раз своей речью, то ребенок будет расти и развиваться с сильным чувством защищённости, безопасности и целостности, что в последствии положительно повлияет на уверенность и самооценку. Если мать достаточно холодная, агрессивная, проявляет враждебность, то и развитие целостности маленького человека будет нарушено. В дальнейшем пострадают самооценка, самоощущения и коммуникативные навыки.

Отец также играет важную роль в становлении ребенка. Взаимоотношения с отцом отвечают за взаимодействия с внешним миром. Если у отца активная жизненная позиция, уверенная и открытая манера общения с окружающим миром за пределами материнской безопасности, то и ребенок будет воспринимать этот внешний мир, как приветливое и интересное место. Если отец недостаточно развит в личностном плане и испытывает сложности при взаимодействии с окружением, то и ребенок будет ожидать из вне неких агрессивных выпадов в свою сторону.

Родителям важно понять, что их установки играют огромную роль в эмоционально-личностном развитии их детей. Чем раньше сформируется установка, тем сильнее она будет проявляться в виде готовности к определенному виду деятельности или реакции на действие. Если негативная установка уже сформировалась, то оружием против нее может быть только контр-установка с постоянным положительным подкреплением со стороны родителей и других близких людей: «Все будет у вас хорошо и все у вас получится».

Дина Арганчиева

Влияние родительских установок на развитие детей.

Влияние родительских установок на развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала….», «Папа велел…» и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…».

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!».

«Горе ты моё!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…».

«Вот дурашка, всё готов раздать…».

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!».

«Не твоего ума дело!».

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?».

«Ты совсем, как твой папа (мама)…».

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!».

«Ничего не умеешь делать, неумейка!».

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!».

«Неряха, грязнуля!».

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!».

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!».

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!».

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

«Давай немного оставим папе (маме) ит.д.»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…».

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!».

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!».

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!».

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

«Смелее, ты всё можешь сам!».

«Всегда ты не вовремя подожди…».

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение.

«Давай, я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!».

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!».

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

· Я сейчас занят(а)…

· Посмотри, что ты натворил!!!

· Как всегда неправильно!

· Когда же ты научишься!

· Сколько раз тебе можно повторять!

· Ты сведёшь меня с ума!

· Что бы ты без меня делал!

· Вечно ты во всё лезешь!

· Уйди от меня!

· Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

· Ты самый любимый!

· Ты очень многое можешь!

· Что бы мы без тебя делали?!

· Иди ко мне!

· Садись с нами…!

· Я помогу тебе…

· Я радуюсь твоим успехам!

· Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

· Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. А.Я.Варга и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка (образа ребенка глазами родителей). Как следует из приведенных понятий, родительская позиция определяется следующими составляющими:
1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения;

2) особенностями родительского образа ребенка;

3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком. Это и есть структурные компоненты родительской позиции. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции:

1. Адекватность-неадекватность. Этот признак отражает степень ориентированности родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств.

2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности родительской позиции, её способности к изменению; степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним.

3. Прогностичность. Характеризует способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка, способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития. Важнейшей составляющей родительской позиции, как видно из её структуры, является когнитивный образ ребенка или образ ребенка глазами родителя.

Выделяют глобальный и дифференцированный образ ребенка: 1. Глобальный образ – образ, который отражает черты ребенка данного возраста, т. е. возрастные особенности ребенка. Мера адекватности глобального образа определяется степенью психолого-педагогической компетентности родителя и объемом воспитательного опыта. В отношении второго, третьего, четвертого и т.д. ребенка у родителя, как правило, возникает более адекватный глобальный образ.

2. Дифференцированный образ – образ, который характеризует индивидуаль-ноличностные качества ребенка (темпераментные, характерологические и др. особенности). Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Можно выделить следующие механизмы такого влияния:

1. Механизм создания «зоны ближайшего развития» и организация сотрудничества в её пределах. Родитель может видеть ребенка таким, каким он может стать в потенциале своих возможностей, т.е. ориентироваться в своем видении ребенка на «зону его ближайшего развития». 2. Механизм идентификации ребенка с предлагаемым родителями образом. Ребенок полностью отождествляет себя с предлагаемым образом, хотя может ему и не соответствовать (при неадекватной родительской позиции). 3. Механизм обусловливания. Родитель наказывает ребенка или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка и проявляемые качества соответствуют
50
родительскому образу. Таким образом, родитель направленно формирует у ребенка заданные в образе качества и свойства.

Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает феномен «мистификации». Г. Стерлин понимает феномен «мистификации» как навязывание детям неадекватной системы представлений о себе, как внушение детям того, кем они являются, каковы их потребности, интересы и ценности. В психологической литературе рассматривают следующие формы мистификации: 1. Приписывание ребенку определенных качеств: либо позитивных, либо негативных.

2. Делегирование. Эта форма мистификации предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения (достижения) родительских целей, планов, нереализованных самим родителем.

3. Инфантилизация. Эта форма мистификации отражает стремление родителя остановить развитие ребенка на детской стадии, когда ребенок был послушен, зависим и им можно было манипулировать.

4. Инвалидизация. Эта форма мистификации представляет собой принудительное обесценивание возможностей ребенка, его интересов и планов. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного; приписывает ему различные болезни или асоциальные качества.

Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Родительские установки имеют трехкомпонентную структуру.
1. Когнитивный компонент — совокупность знаний и идей, рассматривающихся в качестве достоверных и использующихся родителями для построения стратегии и тактики воспитания.
2. Эмоционально- оценочный — представляющий собой оценку ребенка и ситуации воспитания и определяющий эмоциональное отношение к ребенку.
3. Поведенческий, включающий в себя реализацию намерений вести себя определенным образом по отношению к ребенку, проявляющийся в конкретной практике, в стиле воспитания.

Таким образом, можно определить родительские установки как систему родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Родительские установки и ожидания включают три уровня:
«мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
«мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

«это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка).

Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида».На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д.

Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.
Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Основными факторами, определяющие родительские установки в семье выступают: разница в гендерных особенностях родителей. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального его принятия, мать своим образцом нежности и заботы демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей. Родительские установки влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, в будущем зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Виды родительских установок и позиций.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Виды родительских установок и позиций.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Виды родительских установок и позиций.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В соответствии с нормами статей 145-147 Семейного кодекса Украины фамилия ребенка определяется по фамилии его родителей, в случае нахождения отца и матери на разных фамилиях — по их выбору. Фамилия ребенку присваивается во время совершения записи в акте о рождении. Регистрация осуществляется сотрудниками РАГСа, когда между родителями достигнуто согласие. Несмотря на то, что фамилия присваивается на всю жизнь, законодательством предусмотрена возможность ее изменения. В частности, ст. 148 СК содержит основания для смены фамилии ребенка ее родителями:

  • изменение своей фамилии отцом и/или матерью
  • решение суда об усыновление (удочерение) ребенка
  • смерть одного из родителей или лишение его родительских прав
  • присвоение детям фамилии без учета пожеланий одного или обоих родителей
  • признание одного из родителей недееспособным или безвестно отсутствующим
  • отмена решения суда о признании отцовства (если этим обосновывались изменения)
  • добровольное признание отцовства по совместному заявлению отца и матери ребенка (при наличии в свидетельстве о рождении записи произведенной в соответствии со ст. 135 СКУ)

Обратите внимание, что для изменения фамилии ребенка, достигшего семилетнего возраста необходимо его согласие. При этом, несмотря на малолетний возраст, мнение ребенка является решающим, и родители не праве изменить его фамилию, поскольку этим нарушат право ребенка на индивидуальность. Более того, при возникновении спора между родителями и ребенком относительно смены фамилии, отец и мать не имеют права обратиться для разрешения конфликта в орган опеки и попечительства или в суд. Возможность обойти мнение детей предоставлена суду и то лишь в тех случаях, когда этого требуют интересы ребенка (часть 3 статьи 171 Семейного кодекса Украины).

В большинстве случаев процесс изменения фамилии детей зависит от их возраста. Чтобы не возникало вопросов относительно необходимости получения разрешения папы, мамы и ребенка на смену фамилии, приведем для наглядности таблицу:

Как поменять фамилию ребенка после развода?

В соответствии с законодательством Украины расторжение брака между родителями не влечет за собой смену фамилии детей. Тем не менее, тот из родителей, с которым после развода или признания брака недействительным остался проживать ребенок, имеет право изменить фамилию ребенка. Особенно это актуально для женщин, вернувших свою девичью фамилию после прекращения брака.

Однако, следует помнить, что расторжение брака не влияет на объем прав родителей, т.е. отец и мать по-прежнему равны в правах в отношении своих детей. Поэтому изменить фамилию несовершеннолетнего ребенка при расторжении брака в одностороннем порядке не получится.

Можно ли изменить фамилию ребенка без согласия отца?

Нередки случаи, когда после развода папа или мама перестают интересоваться жизнью ребенка, его воспитанием и финансовым благополучием, но при этом запрещают менять фамилию детям. Поменять фамилию ребенку без согласия отца можно при условии, что он был лишен родительских прав, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Одиноким матерям для изменения фамилии малолетних или несовершеннолетних детей разрешение отца не требуется.

Спор между родителями относительно изменения фамилии ребенка может решаться органом опеки и попечительства или судом (ч. 5 ст. 148 СК). При разрешении спора учитывается выполнение родительских обязанностей и прочие обстоятельства, подтверждающие целесообразность смены фамилии детей. В случае обращения папы или мамы в органы опеки для рассмотрения конфликтной ситуации вынесенное попечительским советом решение является обязательным к исполнению.

Как изменить фамилию ребенка в судебном порядке?

Судебная процедура изменения фамилии малолетнего или несовершеннолетнего ребенка производится на основании искового заиления. Подсудность дела определяется в соответствии с нормами ст. 109 Гражданского процессуального кодекса Украины, т.е. по месту жительства ответчика. Для рассмотрения дела, помимо иска, суду необходимо предоставить следующие документы:

  • копия паспорта истца и ответчика
  • справка о составе семьи (форма № 3)
  • копия свидетельства о рождении ребенка (обязательно)
  • справка о задолженности по алиментам (если таковая имеется)
  • копия свидетельства о браке / копия свидетельства о разводе (решение суда)
  • характеристика с места работы, места жительства (не обязательно, но желательно)

Кроме того, к заявлению можно прикрепить любые документы, подтверждающие обоснованность исковых требований. Также, не лишними в данной категории дел будут показания свидетелей.

Какая процедура изменение фамилии ребенка после лишения родительских прав отца (матери)?

Законодательством Украины, в частности ст. 166 СК, предусмотрено что лицо, лишенное родительских прав, теряет личные неимущественные права на ребенка и освобождается от обязанностей по его воспитанию. Смена фамилии малолетнего (несовершеннолетнего) ребенка относится именно к личным неимущественным правам родителей. В связи с этим отпадает необходимость в получении согласия отца или матери, лишенных родительских прав для изменение детской фамилии.

Смена фамилии ребенка осуществляется в соответствии с Правилами внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование, утвержденными приказом Минюста. Чтобы поменять детскую фамилию необходимо обратиться в ЗАГС с письменным заявлением о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния. Также потребуется наличие свидетельства о рождении и решения суда о лишении родительских прав папы (мамы).

Как поменять фамилию ребенку матери одиночки?

Порядок смены фамилии детей одиноких матерей аналогичен предыдущей ситуации и производится работниками отдела государственной регистрации актов гражданского состояния по заявлению мамы.

Может ли ребенок сам сменить фамилию?

Согласно статье 295 Гражданского кодекса с шестнадцатилетнего возраста ребенок имеет полное право самостоятельно (без учета мнения родителей и опекунов) изменить свою фамилию. Дети, достигшие 14 лет, наделяются правом инициировать процедуру замены собственной фамилии. Однако, для завершения процесса надо согласие родителей или того из них, с кем проживает ребенок.

Как поменять фамилию ребенка при получении паспорта?

Согласно законодательству каждый украинец, достигший четырнадцатилетнего возраста, обязан получить паспорт гражданина Украины (ч. 2 ст. 21 ЗУ «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее спецстатус»).

Напомним, ранее выдача паспортов производилась с 16 лет, в связи с чем процедура изменения фамилии ребенка могла проводиться одновременно с получением гражданского паспорта. При этом согласие родителей на смену фамилии не требовалось, поскольку с 16 лет ребенок самостоятельно принимает решения относительно изменения Ф.И.О.

Порядок оформление и получения паспорта на новую фамилию предусматривает предварительное обращение в РАГС по месту жительства ребенка. При этом, если ребенку уже исполнилось 14 лет, он самостоятельно подает заявление, если нет — заявку на изменение фамилии подают родители. К заявлению прилагается такой пакет документов:

  • фотография заявителя
  • свидетельство о рождении
  • согласие обоих родителей
  • справка с места жительства
  • квитанция об уплате госпошлины
  • согласие родителей на смену фамилии ребенка

Если условия обращения соблюдены и оснований для отказа в предоставлении разрешения на изменение фамилии нет, спустя установленный срок РАГС выдает заявителю «Свідоцтво про зміну імені». На основании этого документа оформление паспорта будет производиться на новую фамилию.

ББК 60.561.51+60.543.172

Т. К. Ростовская, Г. В. Заярская

СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ И СЕМЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Анализируются результаты социологических опросов, проведенных в 2009—2015 гг. среди студентов вузов. Выявлены основные представления студентов об идеальной семье, охарактеризованы их реальные семейные практики. Сделан вывод о необходимости активизации государственной поддержки студенческих семей с целью повышения их благополучия.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, семейные практики, государственная политика в отношении молодой семьи.

DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.7

T. K. Rostovskaya, Zayarskaya G. V. Family values

and family practices among present-day Russian students

Key words: family, family values, family practice, young family state policy.

Исследованию семьи, семейных ценностей, установок и практик в современной социологии посвящено немало работ. Объектом изучения выступают различные общности — демографические, профессиональные, территориальные и т. п. . Вместе с тем, если смотреть на данную тему с позиции государственной семейной и молодежной политики, большой интерес представляет студенческая семья. Отечественные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время семья остается привлекательной ценностью для студенческой молодежи, которая является главным субъектом общественного воспроизводства, так как именно в данной возрастной группе в основном сконцентрирован репродуктивный потенциал социума.

Как отмечал С. И. Голод, развитие и утверждение базового критерия оценки положения молодой семьи — показателя ее благополучия — напрямую связаны с определением роли молодой семьи как объекта и субъекта общественных отношений и социальных процессов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ возможностей поддержки и развития студенческих семей посредством государственной семейной политики позволяет выявить основные проблемы таких семей и векторы оказания им помощи, в том числе и на федеральном уровне. Однако студенческая семья как особая категория семьи не выделяется и специфика проблем семейных студентов на данном уровне не рассматривается .

Еще в 2007 г. Министерством образования и науки РФ была принята Концепция государственной политики в отношении молодой семьи . Данная Концепция утвердила модель благополучной молодой семьи, включающую в себя следующие признаки: наличие двух родителей и детей, экономическу обеспеченность, существование условий для самореализации супругов в различных сферах жизнедеятельности. При определении уровня благополучия молодой семьи важно помнить, что все показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи и ее уже нельзя считать благополучной .

В этой связи научный интерес представляет сопоставление семейных установок студенческой молодежи и реальных практик студенческих семей. Эмпирической базой нашего исследования выступили данные социологических опросов, проведенных при участии авторов в 2009—2015 гг. Посредством качественного контент-анализа студенческих эссе и анкетирования были изучены семейные установки студентов (опрошено 258 студентов в 2009 г.* и 121 студент в 2015 г.). Для определения реальных семейных практик студентов в 2015 г. было осуществлено анкетирование членов студенческих семей Забайкальского федерального университета (12 %), Казанского федерального университета (27 %), Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова (21 %), Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

* Исследование было инициировано старшим научным сотрудником Научно-образовательного и внедренческого центра по социальной работе с молодежью Российского государственного социального университета Г. В. Заярской. Выборка составила 258 студентов очной формы обучения на факультетах социальной работы, педагогики и ювенологии; социологии; социального управления; психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий (108 юношей и 150 девушек; 2-й и 3-й курсы).

(14 %), Пензенского государственного университета (5 %) и Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21 %). Выборочная совокупность составила 528 человек.

Обратимся к анализу семейных установок студенческой молодежи. Отметим, что под установкой мы понимаем готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту .

С целью изучения представлений студентов об идеальной модели будущей семьи, а также выявления особенностей и проблем функционирования российской студенческой семьи в 2009—2015 гг. авторами были проведены всероссийские межвузовские (вузовские) исследования. Важным элементом семейных установок являются репродуктивные установки личности. Они выступают психическим регулятором ее поведения, определяют предрасположенность личности, согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению конкретного числа детей .

Анализ студенческих эссе и данных, полученных в ходе опроса в 2009 г., позволил выявить характеристики семейных установок студентов.

Прежде всего мы можем сопоставить модель идеальной семьи, сформулированную в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи, и модель, сформировавшуюся в сознании самих студентов.

Идеальная модель семьи в представлении студентов:

— юридическая оформленность,

— полнота семьи,

— экономическая обеспеченность,

— тип взаимоотношений супругов,

— ценности,

— требования к партнеру (критерии его выбора),

— распределение социальных ролей,

— детность.

Идеальная модель благополучной молодой семьи в представлении государства:

— юридическая оформленность,

— полнота семьи,

— экономическая обеспеченность,

— социальная активность семьи,

— социальная направленность,

— детность.

Это сравнение позволяет сделать вывод, что для самих студентов, помимо базовых характеристик социального благополучия семьи, принципиально важными выступают такие характеристики, как распределение семейных ролей, взаимоотношения супругов, личностные особенности брачного партнера.

■ девушки ■ юноши

Детность

Официальная регистрация брака Взаимопонимание Экономическая независимость

Брак по любви Общие интересы Полный состав семьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уважение

Рис. 1. Ключевые характеристики идеальной семьи в зависимости от пола, % (К = 121)

Из данных, представленных на рис. 1, можно заключить, что для девушек обязательные черты идеальной семьи — это наличие детей (79 %), любовь (63 %), экономическая независимость (58 %). Регистрация брака стоит на 4-м месте и является хотя и необязательным фактом, но желательным для половины опрошенных (50 %). Юноши среди основных характеристик идеальной семьи назвали наличие детей (73 %), официальную регистрацию брака (60 %), полный состав семьи (60 %) и взаимопонимание (60 %). Таким образом, мы видим, что юноши в большей степени, чем девушки, обращают внимание на инструментальные характеристики семьи, девушек прежде всего интересуют ее эмоциональные аспекты.

Поскольку наличие детей и для девушек, и для юношей выступило важной чертой идеальной семьи, обратимся к анализу репродуктивных установок студентов.

Данные, представленные на рис. 2, в целом свидетельствуют о наличии в студенческой среде стремления к среднедетности. Репродуктивные установки юношей и девушек практически совпадают; отличие заключается в том, что юноши не готовы усыновить детей (0 %), а девушки не исключают этой возможности (4 %). Отметим, что взгляды молодежи могут со временем измениться, так как пятая часть респондентов еще не задумывались о предстоящем роди-тельстве и предполагаемом количестве детей в своей будущей идеальной семье. Однако стоит учитывать, что по мере взросления человека его представления об оптимальном числе детей в семье приобретают все более конкретный, личный характер, формируются практические компоненты репродуктивной установки. К моменту создания собственной семьи молодой человек представляет, сколько детей он хотел бы иметь в своей собственной семье и какой тип семьи по детно-сти для него был бы предпочтительнее .

Ш 79

■Ш 60

^^^ 63

I 25

38 40

девушки

1 ребенок

2 детей

3 детей

4 детей Не задумывались

Рис. 2. Планируемое количество детей в зависимости от пола, % (Ы = 258)

Обратимся теперь к анализу такой важной, по мнению студентов, характеристики идеальной семьи, как тип взаимоотношений будущих супругов.

девушки ■юноши

Патриархальный

Партнерский

Рис. 3. Предпочитаемый тип тендерного контракта в зависимости от пола, % (Ы = 258)

Из рис. 3 видим, что мнения юношей разделились поровну между традиционным (патриархальным) и партнерским (демократическим) типами гендер-ного контракта, тогда как две трети девушек выбрали патриархальный тип (61 %). 39 % девушек готовы выстраивать взаимоотношения в семье как партнеры, отдавая предпочтение демократическому типу гендерного контракта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные анкетирования подтверждаются высказываниями из эссе студентов. Мы видим желание девушек возложить лидерские позиции в решении

юноши

семейных проблем на мужа: Я бы предпочла отдать руководство семьей мужу. Выходя замуж, я хочу быть «за мужем», за его сильной спиной (Екатерина Н., студентка 3-го курса); Я просто грежу о патриархальном типе семьи, однако на равное партнерство я тоже была бы согласна (Виктория Г., студентка 2-го курса). Итак, опрос позволяет зафиксировать довольно устойчивое воспроизводство в студенческой среде патриархальных семейных установок, причем девушки чаще, чем юноши, ориентируются на то, чтобы роль мужчины в семье была ведущей: мужчина обеспечивает экономическую стабильность (зарабатывает деньги), а жена хранит семейный очаг и занимается воспитанием детей. 1/3 девушек рассматривают работу как хобби: ее наличие будет обеспечивать им чувство самодостаточности, но не являться одним из источников семейного дохода. Мнений студенток, в которых бы выражалось категорическое несогласие с ролью домохозяйки, не было выявлено.

Отметим при этом, что эгалитарные установки тоже имеют достаточную поддержку. Так, 2/3 опрошенных считают, что женщина должна работать (наравне с мужем), быть социально активной.

Чтобы уточнить ведущие семейные установки, в том числе и связанные с типом взаимоотношений между супругами, мы выяснили мнения студентов относительно ключевых ценностей, на которых должна строиться семья (табл. 1).

Таблица 1

Распределение мнений студентов относительно ценностей, на которых должна строиться семья, в зависимости от пола, % = 121)

Ценность Юноши Девушки

Взаимопонимание 60 32

Любовь 47 63

Взаимоуважение 40 25

Общность взглядов 40 25

Поддержка супругами друг друга 33 —

Счастье — 20

Семья как ценность 33 16

Совместный досуг 20 16

Гармония — 12

Доверие 7 12

Примечание. Вопрос задавался как множественный и предполагал выбор нескольких вариантов ответа.

Данные, представленные в таблице, подтверждают, что для юношей определяющими выступают такие инструментальные ценности, как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка. Для девушек ведущими ценностями являются в большей степени те, которые соотносятся с традиционной семьей, — любовь, счастье и т. д. Отметим также, что 17,5 % студентов хотели бы рассчитывать на помощь своих родителей в воспитании будущих детей. 10 % опрошенных считают, что семья их родителей, а чаще прародителей (дедушек и бабушек), идеальна, для них она пример для подражания.

Требования к личности будущего супруга не менее важный аспект в моделировании своей идеальной семьи. Какие личностные характеристики студенты

хотели бы видеть в будущих мужьях и женах? Какие качества для них являются наиболее значимыми? Ранжирование полученных данных приведено в табл. 2.

Таблица 2

Определяющие личностные характеристики будущего супруга в представлении

студентов, % ^ = 121)

Качества идеальной жены Количество Качества идеального мужа Количество

в представлении юношей студентов, % в представлении девушек студентов,%

Образованная, умная 40 Трудолюбивый 36

Хозяйственная, Ответственный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

умеет готовить 33 надежный 20

Младше по возрасту 27 Старше по возрасту 20

Хорошая мать 20 Сильный, смелый 16

Самодостаточная 20 Образованный, умный, эрудированный 12

Воспитанная, скромная 20 Самостоятельный 12

Верующая 13 Любящий 12

Без вредных привычек 13 Без вредных привычек 8

Привлекательная 1 Спокойный, уравновешенный 8

Примечание. Вопрос задавался как множественный и предполагал выбор нескольких вариантов ответа.

Образ идеальной будущей жены в представлении юношей — девушка младше по возрасту, образованная, хозяйственная, хорошая мать, воспитанная и скромная (без вредных привычек), верующая и вполне самодостаточная. Студентки видят идеального мужа трудолюбивым, надежным и ответственным, несколько старшим по возрасту, сильным, образованным и т. д.

Таким образом, проведенные опросы позволяют зафиксировать, что в представлении студентов сосуществуют две идеальные модели семьи: патриархальная и партнерская. Среди приверженцев модели традиционной патриархальной семьи преобладают девушки.

Обратимся теперь к анализу семейных практик студентов. Объектом исследования являлись члены студенческих семей, обучающиеся в указанных вузах.

Выборку составили 70 % женщин и 30 % мужчин. Возрастной контингент респондентов представлен преимущественно студентами 17—25 лет (88 %).

В ходе исследования выяснилось, что прежде всего под семьей молодые люди понимают «проявление любви к супругу (супруге)» (51,6 %). Кроме того, каждый десятый из опрошенных отмечает, что семья выступает для него «убежищем от стрессовых влияний внешнего мира». Данные ответы подтверждают, что основным мотивом для создания семьи и вступления в брак в современном мире является психологический. Люди нуждаются в любви, поддержке, чувстве сопричастности, и именно семья дает им возможность удовлетворить эти потребности. В то же время каждый четвертый респондент (26,7 %) полагает, что семья — это прежде всего «продолжение рода», для таких студентов при создании семьи наиболее значим социальный мотив. Им важно реализовать себя в детях, супруги хотят состояться как родители. Данный показатель необходимо

учитывать при осуществлении семейной и демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Крайне мало молодых людей рассматривают семью как «обузу», «помеху». Но, с другой стороны, только 6,6 % респондентов полагают, что семья — «место для самореализации, самовыражения». Это является подтверждением того факта, что в современном социуме господствующая система ценностей сориентирована на модель самореализации, самовыражения вне семьи, прежде всего в профессиональной деятельности. Молодые люди не связывают свой жизненный успех с семейной, брачной карьерой.

Значимость психологических функций семьи для современной российской молодежи подтверждают и ответы на вопрос: «Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семью?» (табл. 3).

Таблица 3

Мотивы вступления студентов в брак = 528)

Студенты вступают в брак, заводят семью. %

Чтобы обрести человека, который поддержит в любой жизненной ситуации, будет заботиться о тебе, а ты о нем 44,6

Чтобы всегда быть рядом с любимым человеком 30,0

Для продолжения рода, пока молодые и здоровые 12,6

Для постоянного сексуального контакта 8,6

Для того чтобы был благоустроенный быт и уют в доме 7,2

Потому что в браке узнаешь много нового, получаешь опыт 4,5

Чтобы не быть одинокими 3,9

Потому что это престижно 0,6

Затрудняюсь ответить 0,4

Другое 1,6

Примечание. Вопрос задавался как множественный и предполагал выбор нескольких вариантов ответа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы мы видим, что на первом месте, с большим отрывом, стоит ответ «… чтобы обрести человека, который поддержит в любой жизненной ситуации, будет заботиться о тебе, а ты о нем»: его дали 44,6 % респондентов. Людям в любом возрасте требуется поддержка, хотя одиночество пока не страшит студентов: «чтобы не быть одинокими», вступили в брак лишь 3,9 % респондентов. Мотивы вступления в брак для молодых людей достаточно романтичны, для трети молодых супругов при создании семьи прежде всего было значимо «всегда быть рядом с любимым человеком». Бытовая сторона жизни интересует молодежь гораздо меньше. Кроме того, ответы респондентов подтверждают вывод историков и социологов об автономизации сексуальной и семейной жизни: лишь 8,6 % молодых людей ответили, что вступили в брак «для постоянного сексуального контакта».

Отметим, что исследование, проводившееся среди несемейных студентов, выявило такую важную для них характеристику идеальной семьи, как наличие детей. Однако когда студенты создают семью, то к этому событию

в жизни они начинают относиться более взвешенно. Опрос показал, что только 24 % семейных студентов имеют детей, большая часть принимает решение отложить деторождение до окончания учебы. Среди причин основными являются учеба, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности, связанные с присмотром за ребенком.

Социальный статус и социальная активность студенческой семьи могут быть охарактеризованы как находящиеся на довольно невысоком уровне. По данным исследования, часть студенческих семей постоянно вынуждены прибегать к помощи со стороны вуза (14,9 %), из них 10,3 % получают социальную стипендию, 3,6 % имеют место в общежитии и 1 % семей обеспечены и тем, и другим. Отметим при этом, что жилищной программой для молодых семей пользуются только 2,7 % респондентов. 35,8 % опрошенных вовсе не знают о ней, 21,1 % утверждают, что ею невозможно воспользоваться, и 40,2 % знают о данной программе, но ею не пользуются. Это свидетельствует, на наш взгляд, о довольно низком уровне правовой культуры семейных студентов, а также о недостаточной информационной работе, проводимой среди этой категории населения органами управления, отвечающими за реализацию жилищной программы.

По мнению семейных студентов, статус молодой семьи могли бы повысить специальные законы, направленные на ее комплексную поддержку (59,2 %). Укажем также, что 79,4 % считают, что российская семья в настоящее время переживает кризис, проявляющийся в большом количестве разводов, снижении уровня жизни, увеличении количества незарегистрированных браков и в нежелании иметь детей.

Таким образом, опрос семейных студентов показывает, что их реальные семейные практики существенно отличаются от идеальных установок. Это выражается прежде всего в том, что студенческая семья в силу ряда экономических и бытовых сложностей вынуждена откладывать рождение ребенка. Недостаточное благополучие студенческой семьи можно объяснить и объективными трудностями, возникающими в силу студенческого статуса, и субъективными характеристиками, такими как низкий уровень правовой культуры и просвещенности в области мер социальной поддержки молодой семьи.

Подводя итоги статьи, отметим, что в студенческом общественном мнении одновременно сосуществуют как традиционные патриархальные, так и современные эгалитарные установки. Для студентов идеальная семья — это зарегистрированный в ЗАГСе союз любящих супругов, позволяющий самореализоваться каждому члену семьи, в том числе и как родителю (планируемое число детей — 2—3). На практике студенческая семья преимущественно бездетная, она представляет союз супругов, психологически поддерживающих друг друга и защищающих от стресса.

В целом можно сказать, что модель семьи, утвержденная в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи, достаточно полно соотносится как с семейными установками, так и реальными практиками студенческих семей, теми трудностями, которые они испытывают. Это позволяет полагать, что среди студентов сформировался вполне осмысленный запрос на поддержку молодой семьи со стороны государства. Принятие специальных мер даст им возможность приблизиться к идеальному типу семьи в реальной жизни, создать семью, благополучную и с позиции молодежи, и с позиции государства.

Библиографический список

Голод С. И., Харчев А. Г. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. 136 с.

Задворнова Ю. С. Дифференциация домашнего труда в российской семье: гендерные стереотипы и современные тенденции // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 52—58.

Ростовская Т. К. Создание студенческой семьи: мотивация и жизненные стратегии членов молодых студенческих семей: (итоги всероссийского межвузовского исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 73—80.

Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества. М.: ВАКО: Галлея принт, 2015. 372 с.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *