Российский боевик

Российский боевик

Жестокость

В фильме и вправду действуют сильные, мужественные герои — моряки с «Нежина». Но зададимся вопросом: а в чем их сила? В духовности? В душевности? В человеколюбии? В интеллекте? В сознании нашей правды? В убежденности? Все это, увы, в фильме только «условие задачи». На деле же нам не остается ничего иного, как принимать эти качества на веру, априори, потому что на пространстве фильма они проявляются не очень-то внятно.

На экране сила наших моряков — в их ловкости, тренированности, владении приемами каратэ.

Конечно, советские моряки и пираты антиподы: одни — благородны, они стоят на стороне права и справедливости; другие — махровые подлецы и преступники. Но эта их полярность есть только исходная данность; она проявляется лишь в сюжетных установках, а не в личностной определенности положительных героев. Почему так? Прежде всего потому, что сама ситуация в картине банальна и социально бессодержательна, она не раскрывает реальный смысл явления. Потому-то в ней и не раскрывается внутренний мир героев.

Главные персонажи расставлены в фильме по закону симметрии. Так, на протяжении всего фильма капитан Иван Ильич ведет как бы личный поединок с «мастером» пиратов, а стармех Сергей — с Салехом.

Но во всех ситуациях авторы ограничиваются только тем, что и как герой делает; внутренний мир его для нас, зрителей, — за семью замками, впрочем, нет, не так: за семью замками — значит этот внутренний мир все-таки есть, только он скрыт от нас, а тут мы понятия не имеем, что герой думает и чувствует, поступая так, а не иначе; какие резервы ума, души ему приходится мобилизовать.

Вот, скажем, вторая пара антиподов: стармех Сергей — Салех. Оба сильные, ловкие, беспощадные, мужественные, бесстрашные. Почему же Сергей берет верх над Салехом, профессиональным террористом, которого разыскивает Интерпол за угон «Боинга-747» и уничтожение пассажиров? Чем он его превосходит? Силой, ловкостью тренированностью, хладнокровием? Судите сами.

Кому удается освободиться от пут, выбраться из каюты, когда уже взорванный «Нежин» тонет, и спасти всех оставшихся в живых? Старшему механику. Кто обезвреживает пиратского радиста, засевшего в радиорубке с огромным запасом патронов? Ясно, он же. Кто под водой ищет фарватер среди мин? Стармех. Кто, наконец, вплавь добирается с катера на остров, со скалы прыгает на пиратский «Меркури», безоружный, принуждает Салеха дать радиограмму с координатами пиратской базы, затем убивает Салеха, еще троих пиратов и, наконец, приводит «Меркури» к катастрофе? Стармех-супермен, и никто иной.

«Пираты XX века» — жестокий фильм. Сцены жесточайшего насилия следуют в нем одна за другой. Что же, не будем ханжами: мы живем в жестокий век — более жестокий, чем век Бенвенуто Челлини или Даниэля Дефо. Жестокость зачастую становится нормой в отношениях не только между людьми, но и между государством и его гражданами, все чаще — между государствами. И искусство не только вправе, но обязано отражать и исследовать реальность — всякую реальность. Чтобы готовить зрителей к ситуациям, в которых они по вине пиратов от большой политики, не дай бог, могут оказаться.

Однако нам не безразлично, как, для чего и во имя чего изображает художник убийство, насилие, кровь. Наше общество основано на принципах гуманизма, человек для нас — высшая ценность, начало всех начал. Именно поэтому мы должны воспитывать личность «от мира сего», личность, которая трезво отдает себе отчет в реальностях этого мира и сумеет, если понадобится, оборонить добро от сил зла и жестокости. Ответить силой на силу. Победить в открытом — и жестоком! — бою. Но именно поэтому мы традиционно против того, чтобы показывать на экране жестокость ради жестокости.

А в фильме Говорухина и Дурова наши моряки, как и пираты, убивают легко, словно бы шутя-играя, без всяких эмоций и рефлексий. Будто всю предыдущую жизнь они только и делали, что убивали, и убивать для них стало делом привычным, не требующим никаких экстремальных мобилизаций их душевных резервов.

Припомните, как старший механик сообщает капитану, что он прикончил пиратского радиста. «Радист готов», — говорит он как-то даже мельком, словно о чем-то совершенно незначительном. Но он ведь убил опасного врага, который сам стрелял и убивал, возразите вы. Все так. Но речь идет не об удовлетворенности бойца тем, что он выполнил свой долг — свой опасный долг. Речь — о человеческой реакции на убийство. О естественной реакции человека, нормального нашего человека, для которого отнять жизнь у другого — всегда, в любом случае не может не быть событием психологическим, отзывающимся на всем его нравственном составе. Еще можно было бы понять героя фильма, если бы он доложил об уничтожении негодяя с бравадой — бравада нередко лишь прикрытие испытанного потрясения. Но стармех Сережа, как и другие герои ленты, убивает вовсе без всяких эмоций. Кровь в фильме, думаю, льется слишком красиво и легко. А убийства так эффектны и опять же красивы, что надо, нельзя не спросить себя: а нравственно ли преподносить юным зрителям, завороженно впивающимся в экран, такие вот острые ощущения? Щекотать им кровавыми сценами нервы во имя самой щекотки? Да, конечно, так достигается увлекательность и зрелищность фильма. Но какой ценой?

Итак, прошел, прошумел по экранам фильм «Пираты XX века», завоевав очевидный для всех успех. Теперь надо этот успех расчленить на все его составные части и трезво проанализировать. Кое в чем успех этот радует. Прежде всего потому, что фильм аккумулировал зрительскую потребность в героях сильных, дееспособных, мужественных, волевых, победоносных. Жажду романтики далеких путешествий, опасных приключении, океанских просторов и экзотических стран.

Но успех этот, увы, далеко не однозначен. И уж во всяком случае он мог быть качественно иным — то есть много глубже, социально и воспитательно действеннее, весомее с точки зрения общих нравственных задач, стоящих перед всем нашим искусством.

Вот уже не один месяц прошел после премьеры «Пиратов», а все настойчивее охватывает мысль о будущем жанра. Не только «узкопиратского», если можно так выразиться, но — шире: любимого публикой, притягательного для зрителя всех возрастов и уровней приключенческого кино в целом. Оно должно двигаться вперед. Но, надо полагать, оно сможет двигаться, развиваться, только питаясь идеями нашего времени, отвечая потребностям этого времени, в созвучии с ним, в нерве эпохи. Черпая материал из живой жизни, а не пытаясь оживить старые, хотя и не потерявшие своей эффективности, сюжетные схемы.

Надо думать о том, чтобы опыт «Пиратов XX века» не был оставлен втуне, но не просто повторен, а обязательно развит, поднят на новую и высшую ступень. Не может быть у нас цели снять ленту позабористей и поэффектней. Нам важно научиться соотносить занимательный приключенческий сюжет с жесткими реалиями современности, организовать в кадре не условный мир придуманных страстей и только функционально, сюжетно задействованных героев, а работающую жанровую модель, которая позволила бы кинематографисту, берущемуся за современный приключенческий фильм, открыть глаза — свои и зрителя — на современность.

«Пираты XX века» — не этап на этом пути, но — опыт. Опыт, где, не станем спорить, есть и свои достижения, но есть много упущенных возможностей.

Это сокращенный и отредактированный вариант текста Владимира Ишимова «После успеха», впервые опубликованного в журнале «Искусство кино» (1981, №7).

Читайте также другие советские рецензии:

  • «Иван Васильевич меняет профессию»
  • «12 разгневанных мужчин»
  • «Апокалипсис сегодня»

В нашем интернет-кинотеатре можно смотреть онлайн подборку русских боевиков, в которой представлены работы лучших российских режиссеров и актеров. Они выгодно отличаются от зарубежных аналогов тем, что, показывая криминал и российскую действительность, оказываются куда ближе и понятнее нашему зрителю, не уступая при этом ни сюжетом, ни зрелищностью, ни актерской игрой. Многие из этих картин были и остаются культовыми, а некоторым только предстоит таковыми стать.

Это не голливудские боевики, где зрителя перегружают хоть и красивыми, но не очень интеллектуальными спецэффектами. Ленты, в частности военные фильмы, отражают русский менталитет, показывая сложное и опасное противостояние героя с враждебной ему средой или его противниками. При этом зло, в отличие от зарубежных фильмов, не столь явно и заставляет зрителя задуматься над вечными проблемами. Подборку лучших русских боевиков, среди которых такие фильмы, как: «Брат» и «Брат-2», «Сестры», «Бумер», «Параграф 78: фильм первый» и «Параграф 78: фильм второй», «Код апокалипсиса», «Московская жара», а также русские боевики 2015 года стоит смотреть онлайн.

Русские боевики новинки

Категория, которую предлагает Ruskinogo.net, в первую очередь будет весьма интересна мужскому контингенту. Мы уверены, что вы точно скучали по драйву, приключениям и настоящему, что ни есть «экшену»! Динамические сюжеты, сила, характер и стальная выдержка героев – все это точно относится к жанру боевиков в русском духе. Про русские боевики можно слагать легенды, ведь такая сила воли может быть присуща только русской душе. В основе любого сюжета русского боевика всегда лежит криминал и опасность, жизнь и смерть, победы и тяжкие провалы и разочарования. Нас уже давно не цепляют зарубежные боевики, подкупающие других яркостью и красотой искусственно наложенных спецэффектов и удачно подстроенных ловких трюков каскадеров. Жизненность и реальность сюжета русского кино – вот что по настоящему может заставить нашего зрителя, пусть даже самого сильного погрузиться в атмосферу настоящей дружбы, любви и опасности, а может быть даже и проронить скупую мужскую слезу.

Мы приготовили для вас подборку самых лучших односерийных фильмов и сериалов всех возрастов и поколений в лучшем HD качестве. Фильмы, которые доступны к просмотру в нашем профиле зачастую совсем не имеют временных границ. Непревзойденная «Бригада», «Брат», «Бой с тенью», «9 рота» и многие другие шедевры российского кинематографа, которые можно пересматривать время от времени без тени надоедливости и равнодушия. Однако, не стоит забывать и про новинки текущих лет, которым также предстоит стать очередными легендами.

С нами, смотреть российские боевики станет намного атмосфернее и запоминающе. Смотри и вдохновляйся! Отсутствие рекламы, спама, регистрации и платы – делает наш контент еще более привлекательным и незаменимым в своем использовании. Просто заходи и выбирай любимый фильм или сериал. Для вашего удобства мы добавляем описание к каждому фильму, а также предоставляем возможность оставлять свои комментарии и отзывы к любому фильму. Собери свою реальную компанию в нашем онлайн-кинотеатре и добавь в копилку памятных моментов с любимыми фильмами. Вам понадобятся стальные нервы для просмотра жанра: русские боевики 2020. Пробуди свое мужское «я» и приготовься к просмотру самого лучшего российского кино! Здесь место только настоящим мужчинам!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *