Рыбная кость

Рыбная кость

Фишбоун – это прием методики обучения, который широко используется на многих уроках. Его ценность в том, что он помогает проанализировать информацию и представить ее в более удобной форме. С помощью фишбоуна ребенок научится решать проблемные ситуации и прослеживать связи между явлениями действительности.

Что такое фишбоун

Метод фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Такое название он получил за внешний вид схемы, которая похожа на скелет рыбы. Это упрощенный вид диаграммы Исикавы, японского ученого, который занимался вопросами критического мышления.

Фишбоун развивает у детей умение критически мыслить через наглядно-содержательную форму, поэтому широко используется на многих уроках. Кроме того, с помощью этого приема ученики:

  • приобретают навыки работы в парах и группах;
  • отслеживают причинно-следственные связи;
  • определяют значение различных факторов и ранжируют их;
  • учатся оценивать явления окружающего мира.

«Скелет рыбы» позволяет не только упорядочивать данные и качественно обрабатывать информацию для запоминания, но и поможет найти решение для любой проблемы. Этот прием часто используется для «мозгового штурма».

Составление

Использовать схему фишбоун можно по-разному в зависимости от поставленных целей: заполнить ее вместе с учениками или предложить рассмотреть уже готовый вариант.

Также существуют разные варианты расположения самого «скелета»:

  • прием фишбоун в начальной школе удобнее использовать в игровой форме в горизонтальном расположении, т.к. оно больше напоминает форму рыбы;
  • со старшеклассниками можно пользоваться вертикальным расположением – так в схему получится уместить больше информации.

Важное значение имеет каждая часть «скелета рыбы»:

  • голова нужна, чтобы обозначить проблему или вопрос;
  • на косточках с одной стороны (сверху или справа) отмечаются причины или основные понятия какого-либо явления или проблемы;
  • косточки с другой стороны (снизу или слева) подтверждают информацию соответствующими фактами;
  • хвост служит для обобщения вопроса и главного вывода по проблеме.

Самые важные понятия и факты обычно располагаются ближе к голове, т.е. начинают всегда с самого важного. Фишбоун помогает не только систематизировать информацию, но и учит четко и лаконично выражать свои мысли – для длинных записей на скелете рыбы просто не хватит места.

Применение метода фишбоун на уроке

Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков. Но более эффективным он будет на уроках обобщения и систематизации знаний. Так ученики смогут систематизировать всю полученную информацию, проследить взаимосвязи между компонентами и фактами схемы, а также устранить пробелы в знаниях.

Важно научить детей представлять результаты такой работы и объяснять свою точку зрения. Если делать предположения по разным вопросам большинству учеников легко, то с поиском и приведением аргументов и фактов часто возникают сложности. В повседневной жизни тоже не все удается подтвердить, поэтому нестрашно, если нижняя часть скелета рыбы остается пустой.

Особое внимание нужно обращать на хвост рыбы, чтобы вся проделанная работа имела итог. Если дети затрудняются, то вывод может помочь сделать учитель. А в младших классах, когда школьники еще учатся заполнять фишбоун, можно предлагать готовый вариант хвоста.

Формы работы на уроке

Технология фишбоун может занимать различное место в уроке: быть одним из его этапов (как закрепление или индивидуальная работа детей) или стать стратегией на протяжении всего урока (хорошо вписывается в уроки литературы для анализа произведений).

Составлять «рыбий скелет» можно несколькими способами:

  • индивидуально (каждый ребенок работает со своей схемой, заполняя ее 15-20 минут, а затем обсуждает и сравнивает результаты со всем классом);
  • в группах (каждая группа получает свою схему и учебный материал, который нужно проанализировать, а затем представляет итоги работы другим ученикам);
  • фронтально (весь класс совместно с учителем заполняет один фишбоун на доске или на готовом шаблоне большого формата, обсуждая все нюансы).

Эта технология может применяться также в качестве:

  • домашней работы;
  • опорного конспекта;
  • зачетной работы по проверке усвоения темы;
  • проектной работы.

Метод фишбоун можно применять в различных вариациях, меняя сложность работы и подстраивая его под уровень класса. Можно делать следующее:

  • указать проблему, все верхние и одну нижнюю косточку (в качестве примера);
  • оставить заполненными проблему и лишь верхние косточки;
  • прописать только проблемный вопрос;
  • предложить детям самим поставить вопрос и заполнить всю схему.

Примеры использования технологии фишбоун на уроке

Использование технологии фишбоун на уроке позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять главное, искать причины явлений, устанавливать связи между ними, а также работать в парах и группах.

Наиболее успешным будет использование «скелета рыбы» на уроках истории и литературы. В творческой форме можно разобрать самые сложные темы. Чтобы лучше разобраться с тем, что такое фишбоун, рассмотрим примеры.

На уроке истории

В 6 классе на уроке истории ученики разбирают сложную тему: «Феодальная раздробленность на Руси». Чтобы лучше разобраться в понятии и причинах распада Древней Руси, дети составляют фишбоун.

Голова (явление) – причины распада Древней Руси.

Верхние косточки (причины) – не было порядка наследования престола; территории сильно отличались по природно-хозяйственным условиям; натуральное хозяйство; рост и развитие городов.

Нижние косточки (факты) – междоусобные войны и борьба за престол; усиление экономики отдельных земель; отсутствие постоянных торговых связей между княжествами; города хотят самостоятельности.

Хвост (вывод) – раздробленности на Руси избежать было невозможно.

На уроке литературы

В 5 классе при анализе произведения И. С. Тургенева «Муму» детям предлагается заполнить фишбоун, который поможет проанализировать главного героя. Ученики должны разобраться со сложным вопросом: «Что может толкнуть покорного человека на бунт?»

Голова (проблема) – Герасим – покорный бунтарь.

Верхние косточки (причины) – он хозяйственный; крепостной крестьянин; бунтарь (освобождающийся).
Нижние косточки (факты) – любит порядок, хорошо исполняет свои обязанности; топит Муму, потому что обязан это сделать; самовольно уходит от барыни.

Хвост (вывод) – если постоянно унижать человека, то даже самый покорный рано или поздно взбунтуется.

Шаблон схемы фишбоун

Скачать готовый шаблон схемы фишбоун для заполнения на уроках можно .

Прием фишбоун не только развивает критическое и творческое мышление, но и помогает ученикам разобраться в сложном материале через анализ информации и ее представление в упрощенной форме. Дети учатся определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение и с уважением выслушивать позицию одноклассников.

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Галина Морозова работает на этом предприятии. Она рассказала, что в унитарном муниципальном предприятии «Вариант» уже выявляли нарушения в работе. Женщина обращалась в прокуратуру с этой проблемой и в ответ получила результаты проверки Роспотребнадзора. Там сообщалось, что специалисты управления проводили в декабре 2018 года в унитарном муниципальном предприятии «Вариант» плановую проверку, в ходе которой выявили нарушения по перевозке, приемке, хранению, переработке и качеству пищевых продуктов. Проверяющие потребовали утилизировать готовую продукцию – почти 10 килограммов. Директору был назначен административный штраф. Все нарушения предприятие должно устранить до 10 июня.

Галина полагает, что подобное недопустимо на предприятии, поставляющим еду в школы.

На кадрах, предоставленных амурчанкой, можно рассмотреть, как неизвестная женщина готовит рыбный фарш, действительно используя и мясо, и кости рыбы. Галина Морозова рассказала, что она даже купила котлеты из этой партии и хотела их сдать в санэпидемстанцию. Но продукцию не приняли.

Директор УМПОПиТ «Вариант» Тамара Рудич рассказала корреспонденту ИА «Амур.инфо», что видео о приготовлении фарша с рыбьими костями ей известно. Галина Морозова сама прислала его руководству. Была создана комиссия по внутренней проверке, которая изучила этот случай.

«Мы собрали объяснительные со всех, кто к этому был причастен, – рассказала Тамара Валентиновна. – Выяснили, что видео было снято после 17 часов. В это время не может идти речи о готовке продукции для школ. Котлеты и всё питание отправляется учащимся второй школы в 9 часов. Женщина, которая попала на видео, написала, что, да, она молола на имуществе предприятия, но делала это для своих нужд – она молола кости на корм для своих птиц».

Директор пояснила, что, вероятно, корни всего этого разбирательства кроются в конфликте, который ранее возник у Галины Морозовой с заведующим производством.

«У нас есть объяснительные и от учителей второй школы, и от родителей учеников, – добавила Тамара Валентиновна. – Они ели эти рыбные тефтели и проглотили их: никакая кость нигде не застряла».

О проверке Роспотребнадзора Тамара Рудич также рассказала. «Это видео автор отправила в разные инстанции, в том числе в Роспотребнадзор. Оттуда мне пришло предупреждение о неукоснительном соблюдении санитарных норм и правил. А в декабре 2018 года Роспотребнадзор проверил все подразделения нашего предприятия. Замечания были, как и везде, но не до такой степени, чтобы кости молоть в продукцию для детей».

Каким образом – рассказывает эксперт Максим Якубович.

– Начнем с моего любимого инструмента – диаграммы Исикавы. Как вы поняли,
назвали диаграмму в честь того, кто ее придумал.

На главной оси откладывается потенциальная проблема – например, срыв сроков
проекта. На больших «костях» диаграммы откладываются источники возникновения
риска.

Затем по каждому источнику риска проводится «мозговой штурм» относительно
последствий, связанных с этим источником, которые могут привести к проблеме.
Последствия записываются на вертикальных «косточках».

Все записи на диаграмме – это и есть риски проекта, которые, однако, надо еще
правильно сформулировать. Правильная формулировка должна включать в себя
описание условия возникновения риска и его последствия.

К примеру, на диаграмме есть запись такого последствия, как «Болезни членов
команды». Как правильно сформулировать риск?

Можно сформулировать так:

Эпидемии инфекционных заболеваний в зимний период приведут к болезням членов
команды проекта.

Или так:

Жаркое лето вызовет необходимость использования кондиционеров в офисе, что
приведет к болезням участников проекта.

Как видим, последствие у риска одно, а условия возникновения – разные.

Давайте сформулируем риски «Изменения требований» для источника «Заказчик
проекта»:

1. Недостаточно глубокая проработка требований на старте проекта приведет к
необходимости изменения требований по ходу проекта.
2. Сложность понимания заказчиком требований к продукту проекта приведет к
частым изменениям требований по ходу получения первых результатов.

Последующая работа с рисками сводится к поиску возможности воздействовать на
причину (условие) возникновения риска, поэтому, чем точнее описана причина, тем
проще найти «противоядие».

Если нарисовать диаграмму Исикавы для четырех аспектов проекта: сроков,
бюджета, целей и качества, получим внушительный материал для идентификации
рисков.

Диаграмма Исикавы – базовый инструмент для поиска причинно-следственных связей
по рискам. С ее помощью мы заставляем себя думать о рисках и искать причины их
возникновения.

Еще один простейший способ поиска рисков – изучение документов по проекту,
таких как иерархическая структура работ (ИСР) проекта, техническое задание на
продукты проекта, поиск аналогичных проектов в архиве компании. Если
руководители похожих по содержанию проектов вели «Журнал проблем» в проекте или
хотя бы написали «Усвоенные уроки» – это уже хороший источник для идентификации
рисков.

Следующий способ – это поиск и изучение отраслевых классификаторов рисков.
Это, по сути, отрефлексированный опыт отрасли. Такие классификаторы очень
полезны – ничего выдумать не надо, риски из отраслевого классификатора
рассматриваем как риски нашего проекта.

Хорошим примером классификатора рисков я считаю документ, выпущенный SEI
(Software Engineering Institute) под названием Taxonomy-Based Risk
Identification. Документ описывает три класса рисков для софтверных проектов,
каждый класс декомпозируется на элементы и атрибуты.

Если вы управляете проектом не в ИТ-сфере, а в строительстве, тоже нужно
искать таксономию отраслевых рисков. В русскоязычном интернете мне ничего
похожего найти не удалось, но, думаю, в англоязычном – должно быть что-то на
тему рисков строительных проектов.

Обнаруженные на этапе идентификации риски заносятся в документ «Реестр рисков»
(он может иметь и другое название). В документе важно прописать формулировку
риска и примерное время его наступления. А что с ними делать дальше, я расскажу
в одной из следующих статей.

Думайте о рисках.

Максим Якубович, www.probusiness.by

В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов (следствия). Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии и получила название диаграммы Исикавы, которая чаще звучит как диаграмма «рыбьи кости» или диаграмма «причины и следствия».

Цель:изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода: Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Общий вид диаграммы показан на рисунке 8.

1 — система причинных факторов;

Рисунок 8 — Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьих костей»)

Следствие является «хребтом» скелета и в то же время результатом различных причин (факторов), причины А, В, С и т. д. На рисунке они обозначены стрелками, которые называются «большими костями». Эти причины являются в свою очередь, следствием других причин: Al, A2, …(для следствия A); Bl, B2, … (для следствия В), обозначенные соответствующими стрелками («средние кости»). Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины и т. д.

План действий:В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. При построении диаграммы «рыбьи кости» необходимо осуществить:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

  • ранжирование их внутри каждого блока;

  • анализ получившейся картины.

Общие правила группового построения диаграммы:

1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

2. Изучаемая проблема записывается с правой стороныв середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).

3. Наносятся главные причины(причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом». Для обозначения главных ветвей можно использовать самые общие заголовки (например, «персонал», «оборудование»). Пример построения диаграммы Исикава для определения, что влияет на показатели качества продукции, показан на рисунке 9.

Рисунок 9 — Пример причинно-следственной диаграммы («рыбий скелет»)

4. На следующем шаге готовится, а затем проводится мозговая атака по правилам мозгового штурма с целью выявления, сортировки всех возможных и существующих причин проблемы по каждой категории главного уровня (ребра рыбы)

5. Далее необходимо рассмотреть, чем вызываются причины, определенные в процессе мозгового штурма — причины, записанные под заголовками главных уровней, теперь рассматриваются как следствия. На диаграмму наносятся вторичные причины(причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

6. Анализу диаграммы должен предшествовать этап «инкубации идей» — этап обдумывания. Диаграмму размещают на видном месте, где все участники смогут ее увидеть и при необходимости внести в нее добавления.

7. Анализ диаграммы. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так какцель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.Причины (факторы) оцениваются иранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на исследуемую проблему. Для оценки главных причин можно использовать принцип Парето.

В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование проблемы; имена участников; дата и т. д.

Рекомендации.В процессе конструирования диаграммы «рыбьи кости» следует6

  • обдумать рассматриваемую проблему в самом широком аспекте,

  • рассмотреть окружающую среду как внутри организации, так и вне ее: политические моменты (например, политику правительства); проблемы персонала организации; внешние факторы, такие как состояние местной или национальной экономики;

  • важно обратить внимание на то, чтобы в процессе определения причин различных уровней были четко указаны реальные связи между различными причинами. Для этого после окончания мозгового штурма и после построения диаграммы ее надо проанализировать и при необходимости по-другому сгруппировать причины.

Итак, процесс построения диаграммы «рыбьи кости» состоит из шести шагов:

1. Точно определить следствие и записать его.

2. Согласовать основные заголовки проблем и подписать их над основными «ребрами».

3. Повторить правила мозгового штурма и прикрепить их на видном месте.

4. Методом мозгового штурма определить причины и записать их на соответствующих местах диаграммы.

5. Осуществить «инкубацию» идей, представленных на диаграмме.

6. Используя принцип Парето, оценить главные причины, о которых группе следует собрать информацию.

Все причины, связанные с исследуемой проблемой детализируются в рамках этих категорий:

  • причины, связанные с человеком включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
  • причины, связанные с методом работы заключают в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.
  • причины, связанные с механизмами – это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
  • причины, связанные с материалом – это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.
  • причины, связанные с контролем – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.
  • причины, связанные с внешней средой – это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

Диаграмма Исикавы может быть построена следующим образом:

1. Определяется потенциальная или существующая проблема, требующая разрешения. Формулировка проблемы размещается в прямоугольнике с правой стороны листа бумаги. От прямоугольника влево проводится горизонтальная линия.

2. По краям листа с левой стороны обозначаются ключевые категории причин, влияющих на исследуемую проблему. Количество категорий может изменяться в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, используются пять или шесть категорий из приведенного выше списка (человек, методы работы, механизмы, материал, контроль, окружающая среда).

3. От названий каждой из категорий причин к центральной линии проводятся наклонные линии. Они будут являться основными «ветвями» диаграммы Исикавы.

4. Причины проблемы, выявленные в ходе «мозгового штурма», распределяются по установленным категориям и указываются на диаграмме в виде «ветвей», примыкающих к основным «ветвям».

5. Каждая из причин детализируется на составляющие. Для этого по каждой из них задается вопрос – «Почему это произошло»? Результаты фиксируются в виде «ветвей» следующего, более низкого порядка. Процесс детализации причин продолжается до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина. Для детализации может применяться и метод мозгового штурма.

6. Выявляются наиболее значимые и важные причины, влияющие на исследуемую проблему. С этой целью может использоваться диаграмма Парето. По значимым причинам проводится дальнейшая работа, и определяются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

Пример

Диаграмма Исикавы построена для определения причин неравномерной толщины покрытия, наносимого гальваническим способом на металлические детали.

Исследуемая проблема – неравномерность толщины покрытия. Причины распределяются по пяти ключевым категориям – человек, метод, материал, механизмы, контроль.

Наиболее значимые причины выделены красным цветом.

Диаграмма Исикавы обладает следующими преимуществами:

  • позволяет графически отобразить взаимосвязь исследуемой проблемы и причин, влияющих на эту проблему;
  • дает возможность провести содержательный анализ цепочки взаимосвязанных причин, воздействующих на проблему;
  • удобна и проста для применения и понимания персоналом. Для работы с диаграммой Исикавы не требуется высокая квалификация сотрудников, и нет необходимости проводить длительное обучение.

К недостаткам данного инструмента качества можно отнести сложность правильного определения взаимосвязи исследуемой проблемы и причин в случае, если исследуемая проблема является комплексной, т.е. является составной частью более сложной проблемы. Другим недостатком может являться ограниченное пространство для построения и прорисовывания на бумаге всей цепочки причин рассматриваемой проблемы. Но данный недостаток может быть преодолен, если диаграмма Исикавы строится с применением программных средств.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *