Счастье во мне

Счастье во мне

Что такое счастье?

Администратор

Сетевой журнал «Педагогический поиск» — Литература

Кожевникова Ирина Ивановна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Урок — диспут «Что такое счастье?» 8 класс

ЦЕЛЬ: совершенствование навыков в написании сочинения публицистического стиля; обучение рассуждению на морально-нравственную тему, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитание гражданственности, ответственности за свои поступки и поведение.

ЭПИГРАФЫ: Так ли живу, как надо?
Так ли верю, люблю?
Те ли упреки, награды
Счастливый человек – Сердцем открытым ловлю?
это человек, в жизни Задумываюсь часами,
которого осуществлялись Держа в руке карандаш…
лучшие его мечтания, Ведь жизнь – такой экзамен,
лучшие его надежды. Который не пересдашь!
М.Горький Р.Солнцев

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты с высказываниями известных людей о счастье.

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Перед вами высказывания, призывающие к раздумью, к рассуждению. В них содержатся ответы на два вопроса: «Что такое духовная культура?» и «Что такое счастье?» Задумайтесь над ними и вы.

НА ДОСКЕ: ИЗ СЛОВАРЯ:

М О Р А Л Ь –
1) совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу; нравственность;
2) нравственный вывод, урок из чего-либо;
3) нравоучение, наставление ( читать мораль).

Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь –
1) совокупность норм поведения человека в коллективе, обществе;
2) моральные качества человека (человек высокой нравственности).

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вот катится по жизни «колобок», » обтекаемый человек». Чтобы избежать острых углов и неприятных столкновений, всем поддакивает. И где доброе скажут – поддакивает, и где злое, несправедливое – тоже поддакивает. И где черное за белое выдают – соглашается. Подпевает и другу, и недругу, лишь бы для всех быть приятным…
Спроси своего друга (себя самого): доверился бы он в серьезном деле такому человеку?

— Желание нравиться всем – это хорошо или плохо?
— Каково ваше отношение к таким «обтекаемым» людям?
— Как вы назвали бы это их качество: доброта, трусость, вежливость, беспринципность?
— Можно ли довериться таким людям в серьёзном деле?
— Какие качества в человеке представляются вам основными, главными?

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЯ Г.БАКЛАНОВА.

Сегодня и всегда.
Сегодня человек, только он один, отвечает за все на земле. Тысячи лет он боролся с природой, как с врагом. А теперь поступки его должны быть разумны и человечны.
Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.
Все будущие государственные деятели, все великие ученые, писатели, философы, имена которых сегодня никому неизвестны, все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом.
Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы.

— Как вы понимаете «разумное и человечное» отношение к природе?
— В чем оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?
— Согласны ли вы с утверждением писателя: » Кто не
воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы»?
— Как вы воспитываете в себе чувство ответственности?

4. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛЬВА КАССИЛЯ.

Что такое счастье?
Много я слышал разных споров о счастье.
Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось лучше, легче, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купишь.
Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех. Кто любит людей, того и они уважают и любят. Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

— Какие две точки зрения на счастье выражены в этом отрывке?
— Каково ваше отношение к первой точке зрения?
— Ваш взгляд на вторую точку зрения?
— Как вы понимаете, что такое счастье?
— Как приходит к людям настоящее счастье?
— Как происходит духовное обогащение человека?

5. ДИСПУТ. ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНИКОВ.

— По — моему, у каждого свое представление о счастье. Для одних смысл существования в труде, для других главное – любовь, для третьих – здоровье и безболезненная смерть. И все они правы, если речь идет о большом счастье, смысле целой жизни. Но бывает, что сделал доброе дело, кому-то приятное, получил или подарил подарок, просто заработал хорошую оценку – и уже на душе радость, маленькое счастье сегодняшнего дня. Счастье – неуловимая птица. Сегодня оно есть, а завтра ускользнуло. Я ещё не знаю, что такое настоящее, взрослое счастье. Для меня сейчас счастье – это здоровье и спокойствие моих близких, когда всем вокруг хорошо. На эту тему трудно рассуждать, да много и не скажешь. В старом фильме «Доживем до понедельника» один мальчик написал в сочинении только одно предложение: «Счастье – это когда тебя понимают». Я с ним полностью согласен.

— Что такое счастье? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь в этом слове скрыто много разных понятий, то есть каждый человек может ответить по-разному. Одни утверждают: счастье – это жить и видеть, что тебя окружает, любоваться природой, радоваться солнцу, ясному небу. Другие скажут: счастье в семье, в детях. Третьи – в интересной работе, карьере, таланте. Некоторые считают, что оно в здоровье и долголетии. Споры о счастье долгие. Я лично счастлив, что у меня есть родители, что, просыпаясь утром, я вижу свою маму, могу обнять её, поделиться своей радостью или печалью, могу радоваться каждому новому дню, наслаждаться жизнью.

— Разные точки зрения бывают, ведь сколько людей, столько и мнений. Наверное, возраст тоже имеет значение при ответе на этот вопрос. Когда мы молоды, у нас вся жизнь впереди – это счастье. В зрелые годы счастье ищут в семейном благополучии, работе, детях. Думаю, что в преклонном возрасте, подводя итоги прожитых лет, люди счастливы, если они не одиноки.

— Я считаю, счастье – это удовлетворенность от достигнутых успехов. Рабочие, выполнившие трудное задание, счастливы. Спортсмены, выигравшие соревнование, счастливы. Банкиры, совершившие выгодную сделку, счастливы. Даже воры, ограбив кого-нибудь, счастливы. Мне нравится утверждение А.Сент-Экзюпери: «Смысл жизни в том, на что она потрачена».

— По моему мнению, счастье – это благополучие, которое включает в себя и деньги, и власть, и здоровье. Работа – тоже счастье, так же, как и свобода. В жизни всего надо добиваться самому. В России мало счастливых людей, потому что нет ни работы, ни свободы, ни денег, а властью обладают исключительно политические деятели. Человек полностью счастлив тогда, когда он богат и материально, и духовно.

— Для меня счастье – это понимание, искренность, откровенность друзей, чувство удовлетворения, успех, удача во всем. Человек – сам творец своего счастья. У каждого должно быть упорство, терпение, а главное – желание добиться чего-то в жизни.

— Вопрос о смысле жизни раньше или позже встанет перед каждым человеком. На мой взгляд, жизнь дается для того, чтобы понять, что такое счастье, любовь, дом, семья, любимое дело. Построить дом, посадить дерево, вырастить сына – вот необходимый минимум человеческих свершений. Смысл жизни без счастья и счастье без смысла жизни – это не счастье для человека.

— Я думаю, счастье заключается в совокупности моральной удовлетворенности, душевного покоя и материального благополучия.

— Наверное, у каждого свое счастье. Для меня важно, чтобы не было стыдно потом, когда человека уже не станет, за то, что я была груба, чтобы не мучиться от чувства вины. Нужно быть честной перед собой и близкими, любящими тебя людьми.

— Мне кажется, человек не может быть полностью счастлив без домашнего очага. Только семейное благополучие может сделать нас по-настоящему счастливыми, окруженными теплотой и заботой близких.

— Конечно, огромное счастье, что меня окружают мои друзья, но самое главное – это мама. Я рада, что у меня такая умная, ласковая, заботливая, доброжелательная, нежная и любимая всеми мама. Я могу рассказать ей все, что произошло, и только она может меня поддержать и утешить, посоветовать, как поступить, как сделать лучше.

— Для меня счастье – это моя семья, здоровье моих близких. Когда у старшей сестры родился сын, я даже подпрыгнул и заорал: «Ура!» Это было мое самое сокровенное желание. Мир и лад в семье – это счастье.

— Я не помню, чьи это слова, но они мне запомнились, потому что очень точно передают мои собственные мысли: «Счастье — это не станция назначения, а способ путешествовать». И правда, жизнь – это дорога со всеми её сюрпризами. То она тянется в гору, то бежит под нами ровно, то внезапно сворачивает. Счастье, по-моему, — это сознание уверенности в завтрашнем дне. Когда я знаю, что моя семья – надежный тыл, где меня всегда примут и поймут, что бы ни случилось, я счастлива. Когда рядом со мной добрые, милые люди, с которыми приятно общаться, я счастлива. Когда у меня есть верные друзья, которым я могу доверить все свои тайны, которые поддержат меня в любой трудной ситуации, с которыми я могу проводить время, не притворяясь и не напрягаясь, за которых я могу искренне порадоваться и за которых всегда переживаю, я счастлива.

— Например, один купил самолет, а другой достал денег на еду. Оба счастливы, но по-разному. И несчастливы бывают тоже по-разному, как в пословице: «Кому супчик жидковат, кому жемчуг мелковат». Кто-то радуется дорогой покупке, кто-то рад, что наступил новый день, светит солнце, жизнь продолжается. Некоторые думают, что счастье в том, чтобы всегда было весело, но я согласен с мнением Гёте: «Праздная жизнь – преждевременная старость».

-Я сочувствую тем, у кого нет семьи. Я дорожу своей семьей, рад, что у меня есть люди, с которыми я могу поделиться проблемами, которые меня поймут. Если у человека есть семья, то остальное всё можно заработать своими руками.

— Моя бабушка говорит, что счастье — мирное небо над головой, и я считаю, что самое важное, чтобы в мире не было войн, чтобы никого не убивали, чтобы не сжималось сердце от страха за любимых людей.

-Описать понятие «счастье», я считаю, невозможно. Можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Или же «откровенное» счастье, когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю. Бывает счастье, когда получил то, чего давно желал, а бывает, когда увидел закат в невероятных красках или радугу в полнеба. Человек – странное создание. Он может годами помнить плохое, а хорошее забыть на следующий день. У другого человека, казалось бы, ничего нет, он не оброс материальными ценностями, не устроил свой быт, но душа его поёт, он открыт, он вмещает весь мир и готов поделиться тем, что доступно всем, надо только уметь видеть и чувствовать.

— Счастье доступно в любом возрасте, главное – не бездействовать. Даже старость выглядит по-разному. Один пожилой человек вечно в суете, заботах, ему интересно жить, он и выглядит молодо, от него заряжаешься энергией. А другой – пенсионер, брюзга, в вечной зависти к молодости, что ничего не успел, недоделал, недостроил, недолюбил. Насколько богат внутренний мир человека, настолько разнообразно и ощущение счастья. Счастье, по-моему, должно быть объёмным. Если оно касается тебя одним боком, то другим соединяет с тем, что вызывает радость. Чем больше люди охвачены счастьем, тем богаче они будут проживать свои жизни, делясь им с окружающими.

— Думаю, счастье – это возможность видеть счастливыми дорогих тебе людей.

6. ОБОБЩЕНИЕ. УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЁТОВ.

7.ВСПОМНИМ СКАЗКУ ВАЛЕНТИНА КАТАЕВА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК».

— На какие желания девочка Женя потратила лепестки волшебного цветка?
— Исполнение какого желания принесло девочке истинное счастье?

8. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЭДУАРДА АСАДОВА.

Что такое счастье?
Одни говорят – это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных,
В трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –
Это большое участие,
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мнению четвертых, это —
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение,
Поиск, мечты, работа
И дерзкие крылья взлета.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

9. ВЫВОД НА ДОСКЕ: ИЗ СЛОВАРЯ:

С Ч А С Т Ь Е –
1) состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое человеком;
2) успех, удача (счастье в игре, военное счастье);
3) участь, доля, судьба ( всякому свое счастье – пословица);
4) хорошо, удачно ( Счастье твое, что тебя там не было).

10. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

11. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Право на личное счастье – святое право каждого человека. Разбор №4
«Человек рождён для счастья, как птица для полёта,»- утверждал В.Г.Короленко. Схема предложения.
— Какие пословицы и поговорки о счастье вам известны?

Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не в деньгах счастье.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Нет худа без добра.
Всякому свое счастье.
Будет и на нашей улице праздник.
Счастливые часов не наблюдают (А.С.Грибоедов).
А счастье было так возможно. Так близко!.. (А.С.Пушкин).

— Перед вами несколько высказываний. В какой речевой ситуации, по-вашему, они могут прозвучать?
— Каков стиль этих высказываний?
— Какой тип речи вы изберёте для своего сочинения?
— Каким стилем воспользуетесь?
Подумайте о тезисе и его аргументировании. Помните, что побудительные, вопросительные предложения помогут вам усилить выразительность текста, приблизят к читателю, а вводные слова помогут выстроить аргументы, присоединить вывод.

12.Написание сочинения.

Совершенно непонятно, что же считать счастьем на самом деле?! В какой момент, ответив на вопрос знакомых о своем душевном состоянии, можно абсолютно уверенно ответить: «Я счастлив (а)!»

Какие мысли прокручиваются в голове, когда мы размышляем об этом состоянии?! Счастье — это мера финансового благополучия… или нет, пожалуй, здоровье, хотя… может, радость детей, …ну конечно же, любовь! Самое великое счастье — любить и быть любимым! А какая любовь без денег? А если есть деньги и любовь, но подводит здоровье или дети оказались в плохой компании?!

Идеальным представляется вариант, когда все перечисленное находится в гармонии. Однако совсем немногие могли бы похвастаться отличным результатам во всех этих областях одновременно. Такова жизнь! Получается, что в огромном мире большинство людей не могут назвать себя счастливыми?! Конечно же, нет!

Любой человек, независимо от окружающих обстоятельств, может быть счастливым. Этот вопрос является лишь осознанным выбором каждого. Нам всегда чего-то не хватает: денег, личной привлекательности, образования, возможностей, из серии «…а у соседа трава зеленее!». Так устроен человек. Но все зависит от того, что мы наделяем смыслом, а что оставляем за гранью необходимости. Таким образом, то, на чем мы заостряем свое внимание, является важным, и наоборот. Значит, все мы в любой момент времени можем пересмотреть свое отношение к жизни и почувствовать себя абсолютно счастливыми.

Одним из способов достижения духовного равновесия является отказ от привычки сравнивать свою жизнь с поступками окружающих. Причем это сделать очень легко, осознав, что все мы видим только имитацию уверенности, благоденствия, материального достатка и незначительных трудностей других людей. Каждый старается преподнести себя лучше, чем он есть на самом деле. Разница в действиях человека, который уверен, что находится в помещении один, и того, кто понимает, что за ним наблюдают, огромная! Истинного положения вещей никто не знает. Поэтому глупо считать кого-то более удачливым и думать, что за подобную удачу это лицо не расплачивается другими сторонами своей жизни. Просто решите, что вы счастливее!

Можно определить себе наиболее важные аспекты жизни. Этот пункт очень индивидуален и зависит от особенностей конкретного индивидуума. Для кого-то осознание толстого кошелька дает стабильность в завтрашнем дне, они уверены, что возможно в случае необходимости «купить» здоровье, дружеское общение, личную привязанность. Другой верит в любовь и считает, что она дает крылья, дополнительные силы, чтобы творить, работать, радоваться жизни, третий черпает силы в здоровье. Если придать акцент именно благополучию в приоритетной области, вполне возможно ощущение полного счастья.

Кроме того, почувствовать себя счастливым легко, осознав, что осуществил давнюю мечту. У каждого из нас есть желание, мысль о котором с определенной периодичностью преследует уже несколько лет. Да все как-то не получается. Часто мы отодвигаем наши грезы на задний план, жертвуем положительными эмоциями ради чего-то, как нам кажется, необходимого и более значимого. Забывая, как однажды загорелись купить маме путевку в Турцию, увидеть Эйфелеву башню, поставить новые диски, завести собаку, посадить цветы на собственной даче или просто уехать за город и лежать в поле целый день, любуясь голубизной неба…

А теперь представьте чувство гордости и значимости от верности собственному слову, испытанное после осуществления давнего плана! А быть в гармонии с собой, понимать, что ты достойный и свободный человек, сам строящий свою судьбу и улучшающий жизнь близких — разве не счастье?!

Мы сами ежедневно строим свою жизнь, только от нас зависит реакция на любое жизненное явление, и каждый лично выбирает ответ на вопрос: «Счастье есть?!»

«Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать». (А. Солженицын).

Теги: жизненные позиции, самоанализ, жизнь, счастье

СЧАСТЬЕ – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В.Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское sъčęstь̂j восходит к древнеиндийскому su «хороший» и čęstь «часть», что означало «хороший удел», по другой версии – «совместная часть, доля»; древнегреческое εὐδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом – с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем – с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т.к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем – аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели – это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), а в стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристотелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно – в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся киники, стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто иное, чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать евдемонизм в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это различение, в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения категории счастья в системе моральных понятий. Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье – цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья – прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами – εὐδαιμονία и μακαρίτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л.Фейербаху, евдемонизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе – такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

Философия древности и Средних веков в целом этизировала проблему счастья или, что то же самое, рассматривала этические проблемы в связи со стремлением человека к счастью. В Новое время ситуация меняется, и этика уже не направлена на осмысление человеческой жизни в терминах счастья, что получило обоснование у Канта. Он развел понятия морали (добродетели, долга) и счастья, выдвинув два основных аргумента: а) хотя счастье в качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности; б) соединение морали со счастьем создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием. Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию счастья. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, но имеет иной источник и иную природу, чем нравственный долг.

В современной этике проблематика счастья растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных евдемонистических моральных учений, проблема счастья не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека.

О СЧАСТЬЕ

• Счастье — это такое состояние души, когда все окружающее дарит человеку радость. Покой, здоровье, творчество, достаток и благополучие в семье — это и есть слагаемые подлинного счастья. Все остальное — только миражи, в чем рано или поздно убедится всякий, кто за ними гонится.

• Ощущение счастья почти никогда не приходит извне, ибо это должно быть в самом восприятии жизни.

• Счастье — это особенное качество души, помноженное на хорошее здоровье. Стать счастливым способен лишь тот человек, кто умеет понять и увидеть добро в основных проявлениях жизни, вкладывать счастье в каждое мгновение бытия. Это всего лишь общие слова, но ведь иного просто не дано, ибо рецепта счастья, подходящего для всех, не существует.

• Всякое человеческое существо желает быть счастливым. Право на счастье каждый человек имеет от рождения. Люди десятилетиями ждут его, не понимая, что такое счастье и что его нельзя достичь, ибо оно даруется любому через радость бытия и обретается посредством осознания этого. Люди наивно ищут атрибуты счастья и лишь в конце пути, оглянувшись назад, понимают, что по-настоящему счастливы были лишь в годы, которые и не считали счастливыми.

• Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми людьми.

• Как мало нужно человеку, чтобы жить счастливо!

• То, что каждый имеет в себе, многократно важней для его собственного счастья, нежели то, что он имеет у себя.

• Жизнь тем и интересна, что полна событиями, от которых человек не станет ни счастливей, ни несчастней. Для этого он должен что-то сделать сам.

• У счастливого много причин для веселья.

• Если бы счастье можно было покупать за деньги, его давно бы продавали в магазинах.

• Счастье — это способность испытывать радость по всякому доброму поводу.

• Между людьми и счастьем нет иных препятствий, кроме непонимания ими простых вещей.

• По-настоящему счастливый человек светится счастьем изнутри, а притворяющийся облицован им, словно отделочным материалом.

• Идеально счастливая жизнь невозможна уже потому, что была бы смертельно скучна.

• Всякий счастлив лишь когда здоров, а его жизнь проходит в радости желанного труда, семейного тепла и интересного досуга.

• Основа счастья — крепкое здоровье и веселый нрав.

• Люди жаждут того, что они понимают под счастьем, потому-то на свете так мало взаправду счастливых людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *