Штатив для фотоаппарата как выбрать

Штатив для фотоаппарата как выбрать

Как правило, штатив состоит из следующих частей:

  • Голова
  • Ручка к голове
  • Тренога
  • Растяжка (паук)

Голова в видео-штативе — это самая важная деталь и, как правило, голова отдельно от остального штатива стоит 2/3 стоимости штатива в сборе. Её отличие от фото головы в том, что у видео головы обычно 2, а не 3 оси вращения, но основное отличие все же в плавности панорамирования за счет гидро-демпфирования. Если оператор не может плавно начать движение, вести и так же плавно остановить, значит — это не видео голова, либо она сломана.

У более дорогих голов помимо стопоров горизонтального и вертикального движения присутствует регулировка плавности хода, как правило — от 3 до 10 градаций. Эти регуляторы настраиваются исходя из характера съемки: снимая рок концерт или спортивное мероприятие оператору нужно иметь возможность быстро позиционировать камеру, даже в ущерб плавности. И наоборот, снимая концерт симфонического оркестра любое дрожание или резкое движение в кадре это брак.

Еще одно отличие видео головы от фото — это наличие контрбаланса. Система контрбаланса представляет собой две пружины, которые направляют головку в нулевое (горизонтальное) положение. У более продвинутых головок контрбаланс регулируется. В идеале контрбаланс настраивается так чтобы в любой момент оператор мог отпустить ручку штатива, и камера застыла в этом положении. Достаточно часто при выборе штатива оператор рассматривает более «тяжелую» голову, чтобы иметь запас прочности и штатив послужил подольше, так вот: поступать так имеет смысл только если штативная голова имеет регулируемый контрбаланс, который в минимальном своем значении будет меньше, чем вес вашей камеры с аксессуарами.

Ручка штативной головки большого значения не имеет, разве что для очень аккуратных и плавных движений желательно чтобы она была телескопической. К большинству штативов, как правило, можно добавить опционально еще одну ручку.

Тренога — вторая по важности деталь в штативе, и стоит обратить внимание при выборе на следующие детали:

  • Количество звеньев. Как правило, 2 или 3. Для стационарных съемок предпочтительнее 2-звенные ноги, поскольку они жестче и крепче. Для выездных же съемок стоит обратить внимание на 3-звенные, так как они компактнее в сложенном виде и выше в разложенном.
  • Конструкция зажимов треноги. Защелка удобнее для оперативных съемок. Винтовой зажим надежнее фиксирует ноги. У известных производителей, как правило, предусмотрена система корректирования зажима, так как со временем зажимы ослабевают, и при профилактике стоит иметь возможность поджать фиксатор.
  • Материал. Большинство ног изготовлены из алюминия, однако встречаются и треноги, выполненные из углеродного волокна, которые легче и крепче алюминия, что в теории может быть важно при репортажной съемке. Но поскольку основной вес штатива приходится на голову, то я прихожу к выводу, что это скорее маркетинговый ход, хотя и не бесспорный.
  • Растяжка или паук – могут быть выполнены как в напольном, так и в среднем уровне. В теории, напольная растяжка более удобна при репортажной съемке, где скорость играет очень большую роль, а средняя удобнее при частых съемках на неравномерном покрытии(ступени, камни, грунт). На практике же, это скорее вопрос привычки оператора, и, желательно, просто чтобы у треноги была возможность установить ту или иную растяжку или для установки на долли (тележку).

Какого производителя выбрать?

На сегодняшний день, несмотря на огромное предложение и активность рынка китайских товаров, отсутствуют китайские (дешевые) и при этом — качественные штативы. Вероятнее всего, причина в высоких требованиях к прецизионной механике при производстве. В бюджетном сегменте стоит обратить внимание на такие бренды как: Libec и Manfrotto. В среднем бюджете к Libec и Manfrotto добавится Сartoni и Miller. В верхнем диапазоне особенно популярен Sachtler, Oconnor, Vinten, Cartoni.

Но какого бы производителя вы не выбрали, будет не лишним попробовать его в нашем шоуруме и сделать правильный выбор!

шарнир равных угловых сторостей

Всем известно, что двигатель с коробкой передач достаточно жестко закреплён относительно кузова. Через сцепление (или гидромуфту) шестерёнки коробки передач (или фрикционы) крутящий момент в итоге оказывается на фланцах . А вот колёса относительно того же кузова, можно сказать, гуляют сами по себе. Они меняют и высоту и угол поворота.И расстояние между фланцами и ступицами постоянно меняется. Для передачи крутящего момента должны использоваться привода с возможностью изменения длины и угла, но без потерь передачи усилия. Для этих задач используется ШРУС- шарнир равных угловых скоростей.

У большинства автовладельцев наверняка при упоминании этого термина всплывает перед глазами вполне конкретная конструкция. Но на самом деле их несколько видов, и к ШРУСам можно смело отнести даже крестовины карданного вала. На современных автомобилях они, конечно, не применяются в трансмиссиях, но на самых распространённых двух типах, используемых в наших автомобилях, остановимся.

тот, что слева, называется триподом. Очевидно, название связано с количеством рабочих элементов, их три

в то время как в более распространённой конструкции используется шесть шариков

Неисправность классического ШРУСа чаще всего вызывается разрушением поверхности внутренней и наружной обойм

или разрушением сепаратора

В триподе чаще всего разрушается ролик

в НЕоригинальных триподах очень часто изнашивается и корпус. Например, вот ЭТО произошло за 2000 км

в «классическом» ШРУСе за счёт бОльшего количества рабочих элементов (шариков) нагрузка распределяется более равномерно, и появление раковин на обойме проявляется не сразу. В то время как разрушение роликов в триподе моментально определяется сильной вибрацией при движении.

Да, тема нашей сегодняшней статьи — «Штатив для фотоаппарата». Какие штативы бывают, чем отличаются друг от друга, какой штатив стоит выбрать? Вы узнаете, что такое монопод и для чего он используется. Мы поговорим о том, для чего нужны мини-штативы. Ну, и конечно, поговорим о главном – о классических триподах.

+ Для тех, кто предпочитает чтению просмотр видео, я подготовил небольшой материал, в котором освещены основные моменты данной статьи. Видео можно найти в самом низу.

Для чего нужен штатив?

Прежде всего давайте скажем, а зачем вообще нужен штатив? Может в нём нет никакой необходимости? На самом деле, штатив – одно из основных приспособлений, облегчающих жизнь фотографу. Штативы в фотосъемке используют чтобы:

  • Исключить шевелёнку. Шевелёнка – это микросмаз. Понятнее не стало? Тогда немного подробнее. Когда вы делаете фотографию, то ваши руки не находятся в состоянии покоя. Фотоаппарат занимает нестабильное положение, во время спуска затвора происходит небольшое дерганье камерой. На фотографии это не отразится, если выдержка была короткой. Но если вы снимаете при недостаточной освещенности, то выдержка по отношению к фокусному расстоянию может быть на критичных значениях, и в этот момент вы можете получить микросмаз. Грубо говоря, если вы снимаете портрет на полнокадровую камеру на 85mm и выдержке 1/60, то смаз возможен. Смаз можно исключить, установив камеру на штатив.
  • Второе, для чего используют штатив – съемка на длинной выдержке. То есть, вы хотите снять ночной город, или хотите запечатлеть текучесть воды, снять фейерверк – вот тогда вам нужен штатив. Со штативом можно снимать на любых выдержках, которые позволяет устанавливать ваша камера. Хоть 2 секунды, хоть 30.

Итак, теперь, когда понимание того, для чего нужен штатив, к вам пришло, поговорим о видах штативов. Вообще, разделить их можно по разным параметрам. Прежде всего, штативы различаются по видам: моноподы, триподы и мини-штативы.

Что такое монопод?

Монопод – это штатив с одной ногой. Это понятно уже из названия. Основной плюс такой конструкции – мобильность. Монопод можно переносить с места на место вместе с камерой, и это не напрягает.

Минус монопода – невозможность снимать на длинных выдержках. То есть, по сути, монопод позволяет избежать шевеленки, но снять сюжет на длинной выдержке с ним не выйдет, так как положение камеры с ним лишь чуть более устойчиво, чем без него.

Вообще, монопод больше подходит для любителей видеосъемки. По сути, моноподом можно заменить (или дополнить) стабилизатор изображения в видеокамере.

Монопод обычно гораздо легче классических штативов, хотя для его изготовления используют аналогичные материалы. Сказывается количество ног. Минимальный размер монопода обычно от 40 до 50 см, а максимальная высота съемки с использованием монопода порядка 160-170 см. Всё это дело очень удобно раскладывается и складывается. Фотоаппарат прикручивается путем вращения монопода вокруг своей оси.

Что такое мини-штатив?

Мини-штатив — это очень маленький трипод (о триподах поговорим чуть ниже), штатив на трех ногах, весом обычно до 200 грамм, и высотой до 30 сантиметров (в максимально разложенном положении). Для чего вообще нужны подобные конструкции?

Во-первых, мини-штатив всегда можно взять с собой, потому что в сложенном виде он занимает очень мало места, а его вес сравним с весом мобильного телефона.

Во-вторых, в путешествиях, особенно если вы путешествуете вдвоем со своей второй половинкой, всегда можно сделать совместный снимок, просто установив камеру на миништатив и включив съемку по таймеру. То есть, подведу итог: миништатив полезен в путешествии, в походе и в любом другом месте, куда вам не хочется брать полноценный штатив.

Трипод — классический штатив

Ну, и наконец, штативы-триподы. Самый распространенный вид штативов. Триподов сейчас огромное количество. Друг от друга они отличаются по материалам изготовления, наличию съемной головы, виду этой самой головы.

Что касается материалов, то указанный в спецификации материал, это то – из чего сделаны ноги штатива. Это может быть: алюминий, магний, титан, сталь, пластик и углепластик. Самый распространенный из вариантов – алюминий. Это прочный, легкий и недорогой материал. В штативах любительского уровня он встречается чаще остальных.

Профессиональные штативы часто сделаны из углепластика (он же карбон). Эти штативы, пожалуй, самые дорогие. Особенно выделяется фирма Gitzo, чьи штативы стоят как хорошая зеркальная камера. Другие фирмы, штативы которых считаются качетсвенными, это Manfrotto, Benro. Есть и другие, но конкретно эти две меня не разочаровали, когда я пользовался их продукцией, поэтому о них и говорю.

Сам по себе штатив состоит из следующих частей: тренога и голова. Высота штативов достигает 2 метров. Фотоаппарат присоединяется с помощь специальной площадки, которая с помощью винта прикручивается к фотоаппарату, и только потом устанавливается на голову.

Я писал о том, что штативы также различаются по виду штативной головки. Штативные головки бывают 2D, 3D и шаровые. 2D означает, что эти головки регулируются в 2-х плоскостях. Чаще всего эта конструкция используется для видеосъемки. 3D головки позволяют регулировать наклон во всех трех плоскостях, но при этом, обычно, для изменения положения в каждой отдельной плоскости имеется свой рычаг. Это основное, чем отличается 3D голова от шаровой. Последняя – самая продвинутая версия штативной головки. Также способна менять наклон в трех плоскостях, но регулируется всё это одним фиксатором, а сама голова вращается на шарнире.

Казалось бы, плюсы шаровой головки очевидны. И для дорогих штативов выбор закономерен – обычно в приоритете именно шаровая головка. С дешевыми штативами всё не так просто. Дело в том, что сама по себе конструкция 3D головки надежнее. Поэтому в случае с любительскими штативами приходится выбирать между надежностью и удобством использования.

Что касается штативной головы, то я уже упоминал, что она может идти в комплекте с треногой, а может продаваться отдельно. Скажу даже больше. У дешевых вариантов голова и тренога чаще идут комплектом, который при этом невозможно разъединить. А вот у профессиональных штативов голова почти всегда съемная. Таким образом, можно подобрать штативную головку независимо от треноги и наоборот.

Итак, сегодня мы с вами поговорили о том, какие штативы бывают и чем они различаются. Вам остается выбрать по потребностям. А сегодня на этом всё, делайте правильный выбор!

На создание этого руководства Гэвин Хардкасл, фотограф из Канады, решился после одного печального случая. Он уже садился на короткий рейс из Бангкока в Камбоджу и стюардесса подавала ему полотенце, когда вспомнил про трипод. Штатив, отличный карбоновый штатив с шаровой головкой, остался в камере хранения аэропорта, куда положено складывать вещи перед прохождением таможенного контроля. Полночи фотограф провёл в Бангкоке в поисках своего отеля, и вот результат. Ожидая посадки на рейс, он забыл о ценнейшей части оборудования. Гэвин понял, что никогда больше увидит свой любимый трипод.

Поэтому в Камбодже автору пришлось искать себе новый. Конечно, страна развивается, но Сием Рип остаётся чёрной дырой, если речь идёт о выборе штатива. Всё, что удалось найти, — пластиковый трипод для видеокамер с длинной ручкой, которая норовит ткнуться в глаз во время съёмки.

Gavin Hardcastle/digital-photography-school.com

Следующие четыре дня Гэвин провёл, пытаясь справиться со своим гневом. Казалось, что прошлое вернулось, и теперь он вынужден работать со своим первым триподом, купленным без опоры на опыт. Приобретённый штатив требовал в пять раз больше времени для настройки, чем потерянный. И если бы не влияние спокойного авторикши, фотограф не выдержал бы, сломал пластиковый штатив об колено и бросил под колёса автобуса.

Неудивительно, что начинающие фотографы не любят использовать трипод для съёмок.

Хороший трипод полностью меняет дело

Если, покупая трипод, вы погонитесь за дешевизной, то с вами обязательно случатся две вещи:

  1. Вы так долго провозитесь с настройкой позиции камеры, что к моменту, когда будете готовы сделать снимок, потеряете интерес к жизни.
  2. Вы поймёте, что те 45 долларов, которые вы потратили на покупку, можно было вложить в приобретение нормального трипода, который всё равно теперь придётся покупать.

Естественно, что новичкам трудно выложить $400 за штатив, но у мастеров сердце кровью обливается, когда они видят, как начинающие фотографы мучаются, настраивая свои триподы. Стоит такому «чайнику» поработать с нормальным штативом, как он видит луч света в тёмном царстве. И приходит к выводу, что дешёвый трипод — это наполнитель для свалки.

Вы можете считать, что раз используете штатив для удержания камеры, то у вас полно времени, чтобы найти фокус для кадра. Иногда это так, иногда нет. Декорации меняются быстро, особенно если вы снимаете природу. Погодные условия и представители фауны не станут ждать, пока вы отрегулируете штатив.

На что обратить внимание при покупке трипода и аксессуаров к нему?

Как быстро раскладываются ноги штатива

Я терпеть не могу резьбовые фиксаторы ног штатива, которые нужно ослаблять и закручивать. Предпочитаю замки-защёлки, которые быстро открываются и позволяют быстро изменить длину ног трипода. Закрепление телескопической конструкции в развёрнутом виде производится одним движением большого пальца. Так что если у вашего трипода четыре секции ног с резьбовыми фиксаторами, то вы будете устанавливать штатив для снимка, когда я уже перейду на другое место съёмки.

digital-photography-school.com

Как быстро регулируется шаровая головка

Как только трипод установлен и закреплён, самое время выбрать позицию для камеры. Я предпочитаю те, в которых для блокировки камеры используется один винт. Это означает, что, повернув рычаг два раза, я могу закрепить камеру в нужной позиции.

flickr.com

Также важно купить головку, которая позволит быстро переключиться со съёмки пейзажа на портретную съёмку. Многие дешёвые модели головок снабжены ручками-зажимами, которые нужно ослабить, чтобы повернуть камеру, а затем снова закрепить. Ужасное ощущение, когда ты провозился с камерой, пытаясь найти нужное положение, а твой фиксатор меняет позицию камеры от лёгкого движения ветерка.

Простое крепление аппарата на штативе

До белого каления в дешёвых триподах меня доводит штативная площадка, с помощью которой камера крепится на головке.

Крепление камеры к штативу должно быть простым и быстрым. Когда будете покупать трипод, попросите консультанта в магазине продемонстрировать процесс установки камеры и попробуйте сделать это самостоятельно несколько раз, пока не будете уверены, что эта модель вам подходит.

Насколько тяжёлым может быть трипод

Это только личный выбор, который зависит от ваших потребностей и способностей к переносу тяжестей. Всегда приходится искать компромисс между портативностью и стабильностью. Тяжёлые штативы будут смеяться в лицо ветру, в то время как суперлёгкие триподы из углеродного волокна дадут ощутимую вибрацию. Но вы можете повесить сумку с камнями на крюк для груза, чтобы увеличить устойчивость.

Насколько большим должен быть трипод

Тут снова всё зависит от ваших планов. Наученный горьким опытом потери в аэропорту, я предпочитаю покупать штатив, который можно сложить в сумку для камеры. Конечно, небольшой трипод не всем подходит, но если вы не собираетесь снимать в экстремальных погодных условиях, не гонитесь за размерами и массивностью, то…

flickr.com

Сколько стоит потратить на штатив

Важно решить, на что вы готовы. Если вы, как и я, не слишком бережно обращаетесь со штативом, не выкладывайте в магазине всё, что можете себе позволить. Я издеваюсь над триподом съёмками в океанах, реках, пустынях и горах. Если повезёт (и я не забуду его в камере хранения), то штатив продержится у меня года два. Нет смысла платить огромные деньги, если я могу купить приемлемый трипод с хорошей шаровой головкой в пределах 400 долларов.

Нужно ли покупать уровень

Это необязательное условие, но хорошо бы иметь по уровню на самом триподе и на головке. Если у вас камера с цифровым уровнем, то пузырьковый уровень на штативе нужен будет редко. Но если у вас всё оборудование без уровней, купите один и установите в разъём вспышки.

А зачем вообще нужен трипод?

Хотите делать снимки с большой глубиной резкости и максимально возможным качеством изображения, привыкайте к мысли, что трипод станет частью вашей анатомии. Для снимков с долгой выдержкой штатив обязателен. Но если вы снимаете свадьбы, события, портреты, то трипод может мешать передвижению.

Каким брендам отдавать предпочтение?

Не могу советовать какого-то определённого производителя, но постарайтесь попробовать максимально возможное количество штативов и головок от разных брендов. Чтение обзоров помогает сделать выбор, но чтобы найти идеальную комбинацию из штатива и головки, нужно подержать их в руках. Ищите в специализированных магазинах фототоваров, где есть большой выбор любительских и профессиональных штативов.

В защиту дешёвых штативов

Чтобы быть честным по отношению к тому штативу за 45 долларов, который я купил в Камбодже, следует сказать, что своих денег он стоил. Он не сломался, был лёгким. И сделан был для съёмки видео, а не для статичной работы.

Прежде всего, необходимо понимать, что идеальных штативов не существует. Есть три основных характеристики — устойчивость, легкость и умеренная цена, но одновременно штатив может сочетать не более двух из них. То есть во всех случаях вы вынуждены будете идти на компромисс. Кстати, именно поэтому профессионалы обычно имеют несколько штативов на разные случаи.

1. Материал

Здесь мы выбираем между алюминием и углеволокном. Алюминиевые штативы дешевле, устойчивее и тяжелее. Карбоновые — существенно легче, обычно менее устойчивы и стоят дороже. Меньшая подверженность ветру у алюминиевых штативов как раз и определяется их большим весом. Зато карбон эффективнее поглощает вибрацию, а значит, лучше себя ведет с телевиками.

Не менее важно то, насколько далеко и долго вам предстоит носить штатив на себе. Не переоценивайте свои силы.

Manfrotto 055 carbon fibre 3-section tripod view

Количество секций

Варьируется от 2 до 5. Само собой, что чем больше секций, тем компактнее штатив в сложенном виде. Но стоит понимать: каждая дополнительная секция ухудшает его устойчивость. К тому же, штатив с большим количеством секций уступает в надежности. Но бывают случаи, когда важнее всего компактность.

Manfrotto 117B Video/Movie tripod Inox Legs

Диаметр ног

Диаметр самой широкой части штатива — принципиально важен с точки зрения устойчивости. Чем больше диаметр, тем выше устойчивость. По неведомой причине этот параметр обходят стороной и продавцы, и покупатели. И напрасно.

Manfrotto Digi Mini 4-Section Tripod with Quick Release plate

Производитель

Их, в общем-то, великое множество. В основном китайских. Но, дабы минимизировать ошибку при покупке, рекомендуется обращать внимание только на три — Gitzo, RRS и Manfrotto. Скорее всего, именно на последний, так как штативы Manfrotto наиболее известны и лучше всего представлены в магазинах. Хороший штатив не может стоить дешево: действительно качественные модели китайских производителей стоят ненамного дешевле упомянутой «большой тройки». Поэтому нет смысла рисковать, покупая дешевый штатив сомнительного качества.

Manfrotto Super Professional Tripod Mk2

Центральная колонна

Если коротко, то центральная колонна удобна в ситуациях, когда прежде всего важна высота, а не устойчивость. Например, в студии. А вот когда важно, чтобы штатив был установлен надежно и крепко, например, при архитектурной или пейзажной съемке, центральная колонна будет просто-напросто мешать. И даже поворотная колонна не решит проблему, поскольку это лишний вес, а практической пользы для большинства любителей она не несет. Опять же, она будет мешать при попытке опустить камеру как можно ниже. Поэтому целесообразно рекомендовать в качестве единственного и универсального штатив без центральной колонны.

Manfrotto MTT2-P02

Высота штатива и съемки

Это важные параметры, которые определяют диапазон работы в вертикальной плоскости. Высота непосредственно штатива важна в первую очередь для высоких людей и в тех случаях, когда вам, например, нужно снять портрет «глаза в глаза». В других ситуациях — это скорее лишний вес и проблемы при транспортировке. Кроме того, при наличии режима LiveView и поворотного дисплея не так уж и нужно непременно наклоняться к видоискателю. Со штатива как раз удобнее фокусироваться по дисплею.

Manfrotto Triman Camera Trpod black without Head

А вот минимальная высота критична при макросъемке или пейзажной фотографии. И, по сути, она определяется пределом раскрытия ног штатива (а также наличием той самой центральной колонны). Если планируется регулярно снимать пейзажи, то стоит убедиться в минимальном значении высоты съемки с конкретного штатива. К слову, если уж вы остановились на штативе с центральной колонной, то присмотритесь к моделям, допускающим ее поворот, ибо это прямо влияет на минимальную высоту кадра.

Настольный штатив Manfrotto Table Top Tripod

Диаметр основания для штативной головки

Как правило, на этот параметр мало кто обращает внимание. Между тем, он может порядочно осложнить работу. Маленький диаметр основания (особенно если он меньше будущей штативной головки) плохо сказывается на устойчивости, а слишком большой может стать препятствием при повороте камеры на штативе на 90 градусов — камера просто упрется в основание. Так что основание и головку нужно выбирать одновременно и весьма вдумчиво.

Manfrotto Neotec

Размеры штатива в сложенном виде

Малоприятно будет приобрести штатив и обнаружить, что в сложенном виде он не очень компактный, и с трудом помещается даже в крупный чемодан. Между тем, штатив в путешествии — вещь небесполезная, поэтому если вы планируете регулярно брать его с собой, то учтите размеры.

Manfrotto M-Y Carbon Fibre Tripod

Им оснащены многие штативы, и это очень заметный плюс. Такой крюк не только позволяет повесить фотосумку вместо того, чтобы оставить ее лежать на земле, но и увеличивает устойчивость благодаря дополнительному весу. Так что при прочих равных условиях выбирайте модель с крюком. Пригодится.

Manfrotto Pocket Support Small

Наконечники ножек

Они бывают разные: резиновые или стальные; шипы или площадки, а также комбинированные модели. Использование того или иного типа наконечников определяется условиями съемки: втыкать шипы в паркет не очень принято, а резиновые площадки будут менее устойчивы на мягком грунте. В общем, для мягких покрытий лучше шипы, а для твердых — резиновые наконечники.

Замок на ногах штатива

Замок не очень существенно влияет на качество съемки, зато весьма значим для вашего удобства. Есть три типа замков.

1. Замок-защелка — примитивно, зато быстро и удобно раскладывать и собирать штатив. Правда, защелки еще и не очень надежно зажимают ноги штатива. В целом, не лучший вариант, несмотря на максимальное удобство.

2. Кольцевой замок — не имеет выступающих частей, так что весьма удобен в транспортировке. Надежно зажимает ноги штатива. Но, увы, штатив с ним — самый неспешный в раскладывании.

3. Барашковый замок — очень неудобен в транспортировке, так как он часто за что-то цепляется. Зато он считается самым надежным по степени зажима ног штатива.

Manfrotto MPRO Carbon Fibre 3-Stage Video Tripod

Уровневая площадка

Очень приятная вещь. Ее назначение — принципиально ускорять установку камеры параллельно плоскости поверхности. Буквально одним движением. Это весьма полезно при пейзажной или архитектурной съемке. Вроде бы очевидная идея, а реализуется, к сожалению, не так часто. Впрочем, уровневую площадку можно докупить отдельно, так что если вы планируете активно снимать окружающий мир, то очень рекомендуем приобрести этот полезный дополнительный аксессуар.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *