Скрайбинг, что это?

Скрайбинг, что это?

Что такое скрайбинг?

Скрайбинг — новейшая техника презентации (от английского «scribe» — набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный».

Ручной — классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке.

Апликационный скрайбинг

Компьютерный скрайбингнамного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe. И все равно: ручная работа ценится особенно, хотя и требует больших затрат.

ГДЕ?

Тематика скрайб-презентаций совершенно разнообразна: это бизнес-ролики, видео на социальные темы, рекламные видеосюжеты, сообщения по теме (замена Power Point), рассказы о книгах, самопрезентации и прочее, и прочее.

Скрайбинг-аппликация на социальную тему

Большая часть скрайб-презентаций создана на темы школьной программы: это видеосюжеты по истории, обществознанию, этнографии, психологии, английскому языку. С помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки.

Длительность видеосюжетов зависит от задумки авторов и колеблется от 45 секунд до 10 минут. Тут как в психологии: действует правило «7-плюс-минус-два». Наилучшая продолжительность скрайб-презентации — от 5 до 9 минут.

Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.

Найдется место скрайбингу и в библиотеке. Например, можно создать рекламный ролик о библиотеке или ее отделе. В виде скрайбинга можно представить публичный отчет библиотеки, провести конкурс, организовать лекцию по информационной культуре. На сайте библиотеки с помощью скрайбинга можно оформить анонсы мероприятий, представить информацию о библиотечных акциях и конкурсах.

Таким образом, практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга: начиная поздравительной открыткой и заканчивая мультфильмом.

ЗАЧЕМ?

Главное в понятии скрайбинга: он служит для ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ. В этом смысле его можно поставить в один ряд с инфографикой, например. Задача скрайб-презентации — донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.

Визуализованная информация

Для этой цели создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Если рисунки подобраны в меру и правильно, это не составит особого труда. Поэтому важно не КАК рисовать, а ЧТО рисовать.

Что первично? «Голос за кадром» или рисунки? Конечно, «голос за кадром»! Без устного рассказа не было бы и самой скрайб-презентации. Аудиоряд, на мой взгляд,— главный элемент скрайбинга. Четкая дикция говорящего за кадром, хорошее звучание усиливают зрительный эффект. «Озвучка» (голос диктора) ведет за собой весь изобразительный ряд, а музыка становится эффектным дополнением презентации. Четкость, краткость, понятность — секрет успеха любой скрайб-презентации.

Что изучают участники курса Марины Павловой «Основы визуализации и с…крайбинга»? 7 дней программы 💫 https://clck.ru/NZDxb В первую очередь — это практический курс. В процессе участники не только знакомятся с теорией, но и отрабатывают на практике навыки визуализации. Для этого необходимы бумага и маркеры. Каждый урок занимает от 40 до 60 минут. Всего их в курсе — семь. А главный плюс видеокурса: вы можете двигаться в изучении — с комфортной для вас скоростью! ✅ На 1 занятии Марина рассказывает о видах визуализации и скрайбинга, показывает материалы, которые нужны визуализатору и учит основам рисунка. Уже на первом уроке участники переходят к практике и получают первое домашнее задание. ✅ На 2 занятии участники разбираются в понятиях «образ» и «пиктограмма», узнают зачем скрайберу «визуальная библиотека» и как превратить профессиональные термины — в картинки. Начинается работа над собственной визуальной библиотекой. ✅ 3 занятие. Что такое «скетчноутинг»? Как нарисовать визуальную заметку, чтобы это было интересно и содержательно. Участники пробуют создать визуальную заметку по отрывку из книги. ✅ 4 занятие. Как превратить конкретный текст — в картинку? Вместе с Мариной участники читают Льва Николаевича Толстого — и убирают все «лишнее» для визуализации. ✅ 5 занятие. Персонажи! Как персонажи передают смысл? Как нарисовать человека — разные варианты пиктограмм и визуальных подходов. Как рисовать эмоции? ✅ На 6 занятии участники разбирают основы работы с флипчартом и текстом. Разные стили и расположение заголовков, шрифты и композиция. ✅ 7 занятие. Введение в скрайбинг. Как фиксировать смыслы в режиме реального времени и превращать в визуальные образы? Еще немного о композиции. Практика работы с отрывком выступления. Если вам интересно попробовать себя в визуализации или интересно научиться пользоваться не только словом, но и визуальными образами, присоединяйтесь к видеокурсу Марины! Подробнее о курсе и программе: https://clck.ru/NZDxb See More

Всем привет! Итак про #скрайбинг.

Долго думала, с чего начать, честно скажу. И знаете, я не буду рассказывать, что такое скрайбинг, что рисовать может каждый и талант художника не нужен и т.д. Про это много информации, и вы легко ее найдете в интернете (Посмотрите эту статью, если еще не читали).

Я расскажу о приемах скрайбинга и о том, как их можно применять при решении ежедневных задач.

«Иногда меня спрашивают, кто такой «педагогический дизайнер» и я частенько отвечаю: «это дизайнер, который не про красиво, а про понятно». Вот и скрайбинг так — это рисунки не про красиво, а про понятно.»

Чем же хорош скрайбинг с точки зрения нагрузки на мозг?

Часть 1

В этом посте я говорила, что держать в голове много информации тяжело и затратно для мозга, т.к. в этот момент работает префронтальная кора — самая прожорливая часть мозга. Чтобы снизить нагрузку на нее, можно привлечь к обдумыванию другие менее прожорливые части — визуальный центр, например. Он появился раньше, и механизм его работы лучше оптимизирован в ходе эволюции: он тратит меньше энергии, когда работает.

То есть, когда вы зарисовываете свои мысли, вы:

  • Освобождаете часть ментальной сцены, т.к. не держите в голове все эти кусочки информации — она у вас перед глазами!
  • Эти ресурсы вы можете потратить на более сложные процессы: на поиск взаимосвязей между этими элементами, анализ и синтез.
  • Решаете задачи чуть быстрее и легче, благодаря перераспределению ресурсов вашего мозга.

Кстати, это же работает и для ваших зрителей, если вы используете скрайбинг для объяснения своих мыслей, гипотез, сложных схем. Вы экономите ресурсы мозга ваших слушателей: ведь им тоже не надо держать в голове все кусочки информации, они их видят. А учитывая, что для ваших слушателей эта информация новая (в отличии от вас в данном случае), то снижение нагрузки на префронтальную кору будет еще бОльшим плюсом.

Очень удачно совпало, что у Елены Тихомировой вышла статья про обучение новому — прочитайте для полного погружения, рекомендую.

Обобщу:

  • Скрайбинг помогает вам освободить место в краткосрочной памяти — так как у вас все перед глазами.
  • У вас остается больше ресурсов на такие процессы, как анализ и синтез информации, с которой вы работаете.
  • Вы экономите свои ресурсы.
  • А еще ресурсы своих слушателей: вы не кидаете их в сложную схему сразу, а постепенно вместе с ними рисуете её, выстраиваете всю систему и логику.

И вот вам зарисовка на тему «когда хорошо применять скрайбинг”:

Часть 2

Чем скрайбинг хорош для ваших зрителей? Давайте рассмотрим:

История и общий бэкграунд.

Вам когда-нибудь приходилось разбираться в проекте, который сделал другой человек? В презентации, коде, тексте? Помните, как тяжело было понять, «откуда растут ноги», как все организовано, какая тут логика? У меня так каждый новый проект, каждый раз, когда читаю материал эксперта — потому, что это готовый продукт, со своей историей, поисками и решениями, пробами и провалами — но я всего этого не знаю. Я вижу только конечный продукт.

Так и с нашими слушателями: чаще всего мы презентуем уже готовый продукт, с которым мы уже прожили какое-то время, а наши слушатели впервые его видят. И им тяжело без этой истории, без проб, ошибок, поисков. Что делать?

Вы когда-нибудь видели ролики «История за N минут»? (Если нет, то вот вам пример)

Не знаю, как насчет точности фактов, но наглядность и эпичность присутствуют)

⚡️Догадались? Да, в скрайбинге можно использовать такой же принцип!

Вы своим зрителям в ускоренном темпе за 5 минут рассказываете историю своего проекта (идеи, схемы): как все начиналось, как видоизменялось и к чему пришло. Благодаря этому ваша аудитория понимает, откуда возникли те или иные решения, как появились определенные взаимосвязи и пр.

То есть, они вместе с вами проживают историю вашего проекта и теперь у вас вместе более близкое понимание, как происходила эволюция проекта. То есть для них это уже не просто «результат-непонятно-откуда», а результат понятных последовательных решений.

Вот пример интерактивного скрайбинга, где вы увидите не просто, что батарейки вредно выбрасывать, но и почему.

Совместное созидание.

Но что, если вам надо не презентовать готовый проект, а сделать его вместе с участниками? У вас мозговой штурм, стратегическая сессия, просто встреча, где надо решить определенные вопросы.

Принцип тот же:

  • Вы и ваша аудитория не держите в голове все, что «нагенерили»,
  • Всегда можно «откатиться» на шаг назад, если зашли в тупик — все шаги зарисованы,
  • Вовлечение аудитории: нам всегда интереснее видеть результат своих действий сейчас, а не в отложенной перспективе: в данном случае скрайбинг — это как раз один из видов этого результата.

Кстати, если вы делаете в скрайбинге только первые шаги, посмотрите *метод ментальных карт*. Это поможет вам разогреть руку и потренировать навык систематизации мыслей в режиме реального времени.

Напоминалка.

Скрайбинг — как напоминалка о прошедших событиях. По сути, и в 1, и во 2 случае рисунок можно забрать с собой и использовать, как то, что позволит вам восстановить события встречи и нить обсуждения.

Но я выделила это отдельно потому, что скрайбинг может идти параллельно обсуждениям: например, когда вы скрайбите во время мероприятия выступления участников, результаты мозговых штурмов и групповых обсуждений. Как например, недавно было на встрече Digital learning.

Рисунок отражает только основные мысли, но этого уже вполне достаточно, чтобы через неделю, месяц, полгода восстановить в памяти цепочку событий и основные выводы. Эдакий take away для ваших участников.

А, ну еще всегда приятно смотреть, как другие работают

Часть 3

Как бы ни был скрайбинг хорош, везде есть свои ограничения. Как раз и поговорим сегодня про них!

  1. История и общий бэкграунд. У того, кто не был на мероприятии или встрече с вами, когда создавался скрайбинг, не появится этой истории. Скрайбинг будет просто «еще одним готовым продуктом», в который также надо вникать. А это не самый удобный вариант.
  2. То же и с совместным созиданием: для человека, который не участвовал, это будет уже готовым решением, а не результатом понятных шагов.
  3. С напоминалкой может и сработать, кстати. Но важно, чтобы человек, который не был на мероприятии, был хотя бы в курсе проблемы или обсуждаемой темы. Если же нет — то это будут, как бусины без нитки: разбегаться в стороны. А вот если у него есть необходимый бэкграунд, то есть шанс, что он сможет связать эти бусины воедино. Но я бы не делала на это ставку, честно говоря: мало кто захочет тратить на это свои ресурсы.

Что делать?

Вариантов не так много:

1. Не выбирать скрайбинг как основной инструмент. В том случае, когда часть заинтересованных лиц-участников встречи или мероприятия на этом мероприятии присутствовать не будут. А будут смотреть презентации после, читать отчеты и пр.

2. Сопровождать скрайбинг текстовыми пояснениями. На самой картинке, или просто отдельно текстом — не столь важно. Главное, чтобы было понятно, как элементы скрайб-рисунка связаны между собой, какая логика и почему выбраны именно эти решения.

Виктория Болотина
Педагогический дизайнер, консультант по проектированию обучения
Канал в Телеграм
Сайт

Мифы и заблуждения

Вы уже поняли, что скрайбинг может действительно оказаться чем-то интересным и перспективным, но находите тысячи причин, которые не дают вам попробовать его в деле?

Мифы и заблуждения всегда тревожат новичков, но, как правило, рассеиваются так же быстро, как и появляются, нужно просто научиться смотреть на них в нужном ракурсе.

Миф 1. «Я не умею рисовать». Именно эта мысль чаще других останавливает начинающих скрайберов. Неудивительно, ведь в школе нам ясно дали понять, что рисовать способны лишь избранные – те, кто может похвастаться талантом, и те, кто знает, что рисунки непременно должны быть красивыми. Как вдруг – новость. Можно, оказывается, совершать ошибки, неправильно рисовать и искажать установленные каноны красоты. А ведь главное преимущество скрайбинга как раз в этом и заключается: изображение должно быть понятным. Поставив перед собой цель нарисовать красивую, детально проработанную картинку без права на изъяны, мы зачастую упускаем суть – то, почему мы выбрали именно ее. В скрайбинге главную роль играет смысл, красота вторична.

Отличный пример для новичков приводит в своей книге «Визуальные заметки» Майк Роуди. Он на простых примерах показывает, что достаточно использовать пять базовых элементов рисования, чтобы изобразить картинку, понятную любому человеку: квадрат, круг, треугольник, линию и точку. Взяв за основу простые фигуры, можно нарисовать что угодно. С этого и начинается скрайбинг.

Миф 2. «Я думаю, это слишком сложно и доступно только профессионалам». Профессионалы тоже с чего-то начинали, не позволяя себе увязнуть в заблуждениях. Мы надеемся, что, прочитав эту книгу, вы поймете, что тоже можете начать применять скрайбинг не откладывая.

Миф 3. «Мою работу могут плохо оценить». Негативные комментарии и насмешки способны изрядно подпортить любые начинания. После первых неудачных демонстраций на публике, получения отрицательных откликов о работе и недоумевающих взглядов в сторону взрослого человека, который рисует странные картинки, может прийти разочарование, желание все бросить. Но чье-то мнение не должно ничего решать или менять. Начните рисовать для себя, заведите личный блокнот – скетчбук – для первых эскизов и набросков. Поймите, что в скрайбинге важна не красота картинки, а смысл, который она несет.

Миф 4. «Я взрослый человек, а мне предлагают рисовать детские картинки». Вспомните еще раз, что, рисуя, дети лучше понимают себя и окружающий мир. Жаль, что, вырастая, многие забывают об этом. Но когда вы освоитесь в скрайбинге и начнете применять его в работе, вы убедитесь, насколько хорошо вас стали понимать другие люди и насколько многие из них стали более понятными и приятными для вас.

Миф 5. «Я не силен в монтаже и не смогу создать видеоскрайбинг на компьютере» – заблуждение тех, кто не знаком с огромным перечнем специализированных программных продуктов, которые способны довести процесс монтажа практически до автоматизма. Освоить их не сложнее, чем Microsoft Word, стоит лишь попробовать. Но если и это кажется вам непростой задачей, есть вариант еще проще – снять процесс отрисовки и озвучивания на телефон.

Миф 6. «Я не понимаю, зачем мне это нужно». Когда вы откроете для себя скрайбинг, вы с удивлением обнаружите, что его можно применять каждый день, даже в обычной жизни. Попробуйте для начала сделать на бумаге небольшие зарисовки своих планов – визуализировать все, что предстоит успеть за день. Вы увидите, что так проще запоминать и продумывать детали, да и сам процесс планирования из рутины превращается в интересное развлечение – тренажер для воображения и интеллекта.

Особенности восприятия

Любое восприятие информации – процесс в первую очередь физиологический. Глазами, или, говоря медицинским языком, через зрительный канал, мы получаем ее в наибольшем объеме – от 70 до 90 %. Поэтому очевидно: чтобы научиться адекватно воспринимать не только окружающий мир, но и самих себя, свою внутреннюю составляющую, нам нужно развивать внутреннее зрение – воображение.

Скрайбинг с легкостью справляется с этой задачей. Вам даже не придется прикладывать дополнительных усилий – развитие воображения происходит синхронно с процессом творчества, создания эскизов, набросков. Они невозможны друг без друга.

Получается, что в процессе скрайбинга мы активно задействуем оба полушария мозга: пока правое отвечает за визуальное и эстетическое восприятие, левое определяет наше логическое мышление. В результате мы начинаем более четко и структурно воспринимать информацию, а благодаря знакам и образам – без труда запоминать ее.

В процессе визуализации мы выстраиваем логические связи и формируем иерархию, а когда получаем конкретную картинку, можем не просто оценить конечный результат, но и впоследствии вернуться к нему, детально воспроизводя все моменты, которые видели в процессе отрисовки. Эти детали становятся своего рода опорными точками, по которым в дальнейшем проще понять и воспроизвести информацию.

То, как мы, сами того не осознавая, ориентируемся в пространстве, тоже влияет на формирование общей картины. К примеру, оказываясь в незнакомом помещении, человек сначала воспринимает верх-низ окружающего пространства, а потом рассматривает то, что находится слева и справа от него. Знание физиологии позволяет нам выстраивать общую картину в скрайбинге – правильно продумывать композицию (где расположить ключевые детали, какой для них допустим размер и как выстроить остальные блоки, чтобы их без труда можно было считать), заранее планируя, как будет двигаться рука, делающая зарисовки в кадре, или как сделать привычное глазу воспроизведение текста. И если мы учитываем эти особенности в работе, то в результате получаем целостное видение будущего проекта.

Знаки, образы и символы

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков и символов, которые мы считываем.

Образы окружают нас повсюду: дорожные знаки, бирки на одежде, информационные символы в кафе и ресторанах. Основная часть этих знаков понятна нам без слов и специальных знаний, это универсальный язык общения, с которым мы можем столкнуться в любой день и в любой стране. Например, дорожный знак пешеходного перехода имеет одно и то же значение и изображение. А вот образ человека на нем может отличаться стилистикой исполнения.

Но чаще всего мы безошибочно определяем значение знака, не обращаясь к путеводителям или справочникам, ведь его смысл, равно как и привязка к человеку, остается неизменным, как бы нам ни изобразили последнего.

Так и в скрайбинге: рисунки складываются из уже известных образов, символов и знаков, вне зависимости от того, как мы их нарисуем. И человек по-прежнему останется человеком в нашем восприятии, даже если мы изобразили его просто в виде рисованного смайла.

Но здесь важно научиться различать знаки, образы и символы, абстрагируясь от эзотерики и метафизики.

Знаки отражают присущее им выражение. В широком смысле рисунок – тоже знак, а цифры – знаки чисел. Знаки, как правило, отражают устойчивые ассоциации. Можем опять привести в пример дорожные знаки, которые предупреждают нас без лишних слов. Они понятны и не теряют смысл, даже если их вырвать из контекста (если, конечно, не будут восприниматься как образы).

Образы – материя более тонкая. Если человечек – это знак, то человечек в костюме – уже образ. Образы нельзя назвать дословным отражением действительности, это лишь ее подобие. И если знаки обычно имеют одно значение, то образы могут трактоваться шире, а значит, и форма у них более художественная и эмоциональная, чем у знаков, которые ограничиваются утилитарной оболочкой.

Образы бывают простыми и сложными. Простые ассоциируются у нас с конкретными явлениями, а сложные используются для построения более комплексных логических цепочек. Расшифровка такого образа – непростая творческая задача. И важно понимать, что это процесс индивидуальный, ведь у каждого человека свое восприятие.

На стыке знаков и образов находятся пиктограммы – простые образы или сложные знаки. Красный крест, характерные треугольники туалетных комнат – все это пиктограммы. Они используются для схематического изображения легко узнаваемых характеристик объекта, понятны и легки в восприятии, потому что толкуются всегда однозначно.

А вот с символами дела обстоят не так просто. В литературоведении, например, есть специальные словари символов, согласно которым одно и то же слово у разных поэтов, живших в разные эпохи, может означать совершенно разные понятия. Казалось бы, обычная бабочка – но для одного она будет символом легкости, красоты и беззаботности, для другого станет олицетворением скоротечности жизни, а для третьего превратится в символ распущенности и безволия. И здесь решающую роль вновь сыграет индивидуальность восприятия, хотя, конечно, в этой ситуации на нее в значительной степени повлияет смысл, заложенный автором произведения, и контекст.

Символ – это тайный язык, который расшифровывается только в интерпретации.

Он может быть легким, как, например, профиль А. С. Пушкина, фасад Кремля или масонский знак. Или сложным, когда изображение не так просто расшифровать, а сам символ содержит образ, но не сводится к нему.

В скрайбинге важное значение в вопросах сходства и различия между знаками, образами и символами имеют еще и цели, для достижения которых художники планируют их использовать.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *