Слух у новорожденного

Слух у новорожденного

Содержание

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.

Гусейнова Ирада

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, когда ребёнок начинает видеть и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребёнок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют звуки животных для детей. О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит. Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Особенности детей с нарушением слуха

Дети с этой патологией разной степени обладают рядом особенностей психоэмоционального развития. Нарушение получения и восприятия звуковой информации не дает им полноценно развиваться и приобретать необходимые для жизни навыки.

При проблемах со слухом в первую очередь страдает навык развития речи. То, насколько будет выражено отклонение речи, определяется степенью нарушения слуха. Дети, которые глухи с рождения, без специальной подготовки не могут овладеть навыками речи.

Центр слуха тесно связан с речевыми процессами. Без слухового центра понимание языка становится невозможным.

У слабослышащих детей речевое развитие сильно страдает, и они значительно отстают от сверстников. Отсутствие слуха и, как следствие, речи приводит к формированию определенных особенностей ребенка:

  • трудности с восприятием абстрактных понятий;
  • нарушение связи между причиной и следствием;
  • нарушение возможности делать выводы от общего к частному и наоборот;
  • нарушением памяти;
  • эмоциональная заторможенность.

Частичная изоляция от окружающего мира из-за отсутствия слуха и затруднения речевого общения приводят к сложностям в социализации и к трудностям адаптации в обществе и среди сверстников. Это объясняет важность своевременного раннего выявления нарушений слуха и их коррекции с помощью различных методов.

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Такие методы можно выполнять в состоянии сна, и они являются объективными в большинстве случаев, т.е. не зависят от настроения, состояния и личности испытуемого.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Сам прибор представляет собой датчик с электродами, который присоединен к компьютеру, где обрабатывается и визуализируется полученная с датчика информация.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Что такое аудиоскрининг

Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование — скрининг новорожденных.
Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.
Повторный аудиоскрининг проводится:
— в 1 месяц,
— в 4 месяца,
— в 6 месяцев.
При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования.
К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.

Как проверяют слух новорожденным

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.
Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).
Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.

При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.
Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:
— новорожденный — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 1 месяц — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;
— 4 месяца — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;
— 6 месяцев — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.
Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки.
Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать.
Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.
Запись должна выглядеть следующим образом:
Аудиоскрининг: D (+); S (+)
или D=S (+).
В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.

Результаты аудиоскрининга у детей с нормальным и нарушенным слухом

Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

Второй аудиоскрининг у детей

У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте. Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после. Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике. Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.

Как проходит аудиоскрининг в поликлинике

Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.
Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза. Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.

Группы риска по слуху

При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.
Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.
Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.
Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.

Дополнительные обследования, если новорожденный не прошел тест на слух

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Дополнительные методы проверки слуха

Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры:
1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.
2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).
3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком — это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.
4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.
5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.
6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.
На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях?

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может гулить и ворковать, что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *