Сочинение по картине

Сочинение по картине

Как писать сочинение по картине?

Алексеева Анна Алексеевна

Как же трудно современным детям писать сочинение… Казалось бы, что пришло на ум, то и пиши! Но получается набор предложений, хорошо, если без речевых и орфографических ошибок. Но ярких, интересных работ немного. Как же научить писать сочинение?

Чтобы понять, как написать сочинение-описание картины, которое будет отличаться от других, необходимо знать правила, которые характерны для разных жанров картин. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок умел различать жанры живописи.

Натюрморт — это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. д.

Пейзаж – это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзажная картина дает художнику возможность выразить своё отношение к миру. Художник — пейзажист не только воспроизводит на картине понравившийся ему уголок, но часто видит в природе то, чего другие не замечают.

Портрет – один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нем воссоздается облик определенных людей. Но художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Пейзаж

1.Найдите информацию о том времени, когда была написана картина, и что происходило с автором в те времена. Тогда вы сможете точнее понять эмоции художника картины в момент ее написания Хорошо, если в сочинении будут ваши впечатления об увиденном.

2.Опишите свои чувства, как будто бы вы находитесь там. Пишите свои мысли простыми словами, тогда не будет казённых фраз.

3.Отметьте детали, которые вы заметили на картине. Ведь в пейзажах это очень важно. Не стоит бояться делать предположений о том, что хотел сказать художник своей картиной.

4.В конце своего сочинения сделайте выводы о том, как художник передал свои чувства в пейзаже.

Портрет

1.Для начала присмотритесь к картине. Опишите взгляд, эмоции персонажа, изображённого на полотне.

2.Если на портрете изобразили даму из высшего общества, то обратите внимание на одежду и предметы туалета. Подчеркните то, что художник красиво нарисовал ткань. Хорошо бы знать названия и вид основных тканей (шёлк, атлас, бархат, кружева).

3.Если на портрете изображен историческая личность, то вспомните что-то из его биографии (хорошо бы указать не только род занятий, а несколько исторических фактов). Лучше, если эти сведения подчеркнут те черты личности, которые хотел изобразить на холсте художник. Но не перегружайте работу большим количеством исторической информации.

Описание портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица? Что можете сказать о его настроении (весел, безмятежен, уставший, грозен и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки, блеск глаз, приподнятый волевой подбородок и т.д.) указывают на черты характера героя.

Сочинение по историческим картинам

Конечно же, необходимо владеть исторической информацией. Что изображено, главные действующие лица, интересные исторические факты. Уделяйте свое внимание при написании сочинения незаметным вещам. Но всё же постарайтесь решить, что вас интересует, а что оставляет равнодушным в этом творении искусства. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события. Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).

Напишите несколько фраз-рассуждений о том, почему, по вашему мнению, художник выбрал именно такую тему для своей картины, что он хотел сказать этим.

И в заключение, несколько общих рекомендаций для сочинений по картине:

1.Приём «увеличительное стекло»

Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Ничего не описывая, расскажите, что изображено на переднем плане картины, что является фоном. Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). Влияет ли на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине?

2. Описываем — последовательно.

На первых этапах анализа картины используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, то есть центр композиции картины), верх картины (фон, небо).

3. Цвет = чувства

Колористика картины (цвет передаёт чувства автора, героев, иногда способствует выделению главного).

4.Три части, три части, три части!

Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал.
5. Нет шаблонам!

Продумайте, как можно начать сочинение, лучше не стандартными фразами «Перед нами картина художника…», а так, чтобы показать свой взгляд на изображённое. Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней. Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.
6.Всё в картине имеет значение.
Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят. Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность. Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение.
7. Эпиграф – почему нет?

Постарайтесь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины, в этом поможет эпиграф. Стихотворение можно поместить и в конце текста.
«Решено, что мы едем в Эдем — это значит, мы едем в Эдем,
занимайте места, господа вояжеры! Таков эпилог.
(Или, может, эпиграф? Не все ли равно?)
Я их, знаете, путаю: префикс один,
да и корни, по смыслу, считай, заодно.
Ох, уж эти мне эллины! Этот язык!
Уж и как не вникал я в него, а не вник —
между тем, не последний, по общему мнению, был ученик
Михаил Щербаков
Все эти рекомендации вряд ли получится сразу реализовать с учениками начальной школы, лучше начать с трёх (например: структура — цвет – чувства). Ещё лучше, если «открывать» их вместе с детьми, постепенно добавляя новые.

После написания лучшие работы зачитываются, на примере удачных работ приходит понимание того, как можно писать лучше. Ошибки разбираются без указания «автора». Важно, чтобы дети не боялись описать свои мысли и чувства.

На уроке написания ребёнок может получить помощь учителя. Но лучше, чтобы не было готовых решений.

И что важно для меня, все работы дети пишут в классе, самостоятельно. Чего нельзя сказать про домашние сочинения.

Конечно, многое зависит от начитанности ребёнка, от его владения языком, интеллекта и эрудиции, но ведение работы в системе даёт свои положительные результаты.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *