Сочинение рассуждение на

Сочинение рассуждение на

В третьей части письменной части ОГЭ по русскому языку необходимо написать сочинение-рассуждение. Ученикам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Максимум баллов за третью часть – 9.

Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. На ОГЭ школьники пишут либо сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, либо объяснение своего понимания фраз из текста.

Сочинение состоит из следующих частей:

1. Вступление. Здесь затрагивается тема или проблема сочинения, выдвигается какой-либо тезис (то, что доказывается или объясняется) и поднимаются основные вопросы.

2. Основная часть. Она состоит из нескольких абзацев, в которых автор описывает свою позицию по вопросам, которые поднимались во вступлении.

3. Заключение. Здесь подводятся итоги и автор приходит к определенному выводу.

Вступление сочинения необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию написанного школьниками текста. При написании вступления могут быть использованы такие приемы, как:

1) небольшое обобщение, в котором демонстрируется актуальность темы сочинения;

2) цепь вопросительных предложений, с помощью которых фиксируется внимание читателя на ключевых понятиях и осуществляется плавный переход к основной части сочинения;

3) цитата в качестве введения. Цитированный фрагмент должен быть небольшим и иметь прямое отношение к теме сочинения.;

В ходе написания основной части сочинения школьники могут использовать следующие виды рассуждения:

1. рассуждение-доказательство. Главная цель – доказать истинность или ложность главной проблемы. Языковые средства, которые могут быть здесь использованы, это: вводные слова (например, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, следовательно), союзы (так как, поскольку, если) и речевые обороты (допустим, что, предположим, что, это позволяет предположить, об этом свидетельствует);

2. рассуждение-объяснение. Главная цель – объяснить содержание проблемы. В этом случае не нужно доказывать истинность или ложность заявленного тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение истинно. Для того чтобы обеспечить логическую связь между предложениями, следует использовать вводные слова (таким образом, например), слова-организаторы логических связей (поэтому, потому что, вот почему) и слова, которые резюмируют высказывание (это зависит от, это объясняется тем, что, это является следствием того, что);

3. рассуждение-размышление. Данный вид рассуждения включает в себя объяснение и доказательство, в котором требуется привести примеры и указать причинно-следственные отношения. Такое рассуждение строится в вопросно-ответной форме. Оно содержит в себе систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления выступают: речевые обороты (я полагаю, что, я могу с уверенностью сказать, что, можно сравнить, попытаемся разобраться, я согласен с тем, что) и вводные слова (на мой взгляд, по-моему, скорее всего, как мне кажется, очевидно).

Все виды рассуждения строятся по одной схеме: подведение к вопросу – тезис — доказательство тезиса — выводы.

Подведение к вопросу зачастую реализуется во вступлении. Тезис приводится в основной части. Также в основной части обязательно приводятся аргументы в поддержку тезиса. Для связи тезиса и его доказательств можно использовать такие словосочетания: это объясняется следующим, докажем это, об этом свидетельствует, это можно доказать так, доказательством служит, это можно доказать следующим образом.

Выводы приводятся в заключении сочинения. Эта часть должна быть небольшой по объему. Основная цель заключения состоит в подведении черты под основной частью и соединении аргументов, приведенных воедино. В этой части необходимо подтверждать аргументы, которые были приведены в основной части. В заключении желательно использование вводных слов.

План написания сочинения состоит из следующих пунктов:

1. введение занимает первый абзац сочинения и содержит общие сведения о проблеме. Данный пункт задает общий эмоциональный фон всему сочинению. Во введении школьники могут приводить цитаты из авторитетных источников;

2. постановка проблемы. В этой части школьники задают вопрос, уточняют, к какой части жизни общества относится проблема и к чему она побуждает. Проблема может быть морально-этической, социальной, политической, злободневной, философской, идеологической и т.д.;

3. комментарии к проблеме и описание позиции автора по данному вопросу. В этом пункте школьники отвечают на вопросы: насколько актуальна проблема и почему, как к проблеме относится сам автор произведения, на что обращает внимание читателей автор, существуют ли альтернативные точки зрения и какие. Оформление ответов на эти вопросы необходимо подкреплять цитатами и выдержками из текста;

4. личное мнение. Здесь ученики могут согласиться или не согласиться с мнением автора, привести несколько примеров из личной жизни или литературных источников, подтверждающих их мнение;

5. заключение. В данном пункте школьники в общей форме повторяют основную идею сочинения.

Рекомендации к подготовке:

— Начать подготовку к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку рекомендуется со знакомства с различными темами сочинений и подбора материалов по каждой возможной теме.

— Для написания сочинения на высокий балл школьникам рекомендуется отыскать в тексте интересные слова и выстроить аргументы на их основе. Также для аргументации следует подобрать глаголы.

— В ходе написания сочинения учащимся необходимо обращать внимание на такие лексические единицы, как синонимы, неологизмы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и строить доказательства на их основе.

— Кроме этого, выпускники могут отыскать в тексте лексические единицы, которые созданы на основе переносного значения слов (метафору, олицетворение, эпитет), на основе которых затем выстроить аргументацию.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?

Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Требования к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!»(3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

проблему оценки личности.

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.

  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица,»узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

4.Отражение позиции автора исходного текста. 1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

  • автор считает, что…

  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

5.Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. 1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Требования к сочинению-рассуждению

В сочинении-рассуждении нужно:

• сформулировать и прокомментировать одну из про­блем, поставленных автором текста (избегая чрезмер­ного цитирования);

• сформулировать позицию автора;

• высказать свою точку зрения;

• убедительно её доказать (привести не менее двух ар­гументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Приложение 3

Предупреждение распространенных ошибок

1. Избегайте речевых повторов. Употребление однокоренных слов на близком расстоянии называется тавтологией. Что­бы ее избежать, пользуйтесь синонимами, то есть словами близкими по значению. Например, чтобы не повторять имя А.С.Пушкина, его можно заменить такими словосочетания: знаменитый поэт, лирический герой стихотворения, ав­тор романа, «таинственный певец», «взыскательный ху­дожник» и т.д.

2. Вдумывайтесь в значение тех слов, которые вы употреб­ляете. Старайтесь представить, нет ли в ваших словах дву­смысленности. Например, выражение «писатель хотел этим показать» можно понять так: «писатель изо всех сил хотел кому-то что-то показать, да у него ничего не вышло». Пра­вильной фразой в этом случае является выражение: «В этом образе писатель запечатлел свои представления о том-то и том-то».

3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.

4. Помните, что настоящий анализ дол­жен быть объективным, поэтому местоимения первого ли­ца (я, мы), указывающие на субъективную оценку, пусть встречаются в ваших сочинениях как можно реже.

5. Избегайте резких нелогичных переходов типа: «А теперь обратимся к …». Если в сочинении необхо­димо перейти к анализу очередной микротемы, то следует по­строить этот переход на основе сходства или отличия предыдущей микротемы и последующей.

6. Старайтесь выражать свои мысли наиболее ясно и четко, избегая при этом длинных предложений и нанизывания на стержень одного предложения нескольких причастных и деепричастных оборотов. Умейте вовремя поставить точку, означающую конец мысли. Слишком растянутые фразы размывают смысл вашего высказывания и увеличивают риск пунктуационных ошибок.

7. Не увлекайтесь цитированием. Объем чужих слов не должен превышать 1/4 текста вашего сочинения.

8. Главное — оставьте достаточно времени на проверку.

Литература для учителя:

1. Пащук Н. От анализа текста – к сочинению (приложение к газете » Первое сентября»)

2. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. — ( приложение к газете «Первое сентября»)

3. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. — (приложение к газете «Первое сентября»

4. Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006 г.

5. Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001 г.

6..Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. — М.: Изд-во «Рольф» 2002 г

7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2002 г.

8. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

9. Грекова Е. Алгоритм сочинения.— М., 1995.

Литература для учащихся:

1. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

2.Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.

3. Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003. – 126 с.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *