Советы стивена кинга начинающим писателям

Советы стивена кинга начинающим писателям

Стивен Кинг написал 55 романов и 200 рассказов, которые собирают армии фанатов. Один из самых популярных авторов в мире, который занимает 5-е место в списке Форбс среди высокооплачиваемых писателей, знает, как писать захватывающие истории. В работе «Как писать книги» Кинг даёт ценные советы для всех, кто создаёт тексты. Мы собрали 10 рекомендаций Стивена Кинга для начинающих авторов.

Содержание

Используй ёмкие описания

Да‑да, те самые, которые мы пропускали при чтении списка литературы в школе. «Описание начинается в авторском воображении, а заканчивается в читательском», – пишет Кинг. В вашей истории должны присутствовать ясные, краткие и выразительные описания, не будьте графоманом. Не умничайте: используйте простую лексику дабы не сбивать читателя с толку.

Фрагмент из романа «Оно»:

Кораблик нырял носом, кренился на борт, выпрямлялся, храбро проскакивал коварные водовороты и продолжал плавание вдоль Уитчем‑стрит к светофору на перекрестке с Джексон‑стрит. Во второй половине того осеннего дня 1957 года лампы не горели ни с одной из четырех сторон светофора, и дома вокруг тоже стояли темные. Дождь не переставая лил уже неделю, а последние два дня к нему прибавился ветер. Многие районы Дерри остались без электричества, и восстановить его подачу удалось не везде.

Не отвлекайся во время письма

«Пиши при закрытых дверях, переписывай – при открытых», – советует Кинг. Запрись дома, выключи телефон, письмо требует полной самоотдачи и сосредоточенности.

Не пиши как другие

Кинг верит в то, что «книга – не реактивный снаряд, её нельзя направить точно в цель». Самое важное для молодого писателя – не пытаться использовать приёмы, позаимствованные у других авторов.

Пиши каждый день

«Как только я приступаю к работе над книгой, я не останавливаюсь и не замедляюсь, если только нет абсолютной необходимости», – говорит Кинг. Если писать нерегулярно, восторг от изначального замысла может поблекнуть.

Сокращай

Многие писатели так наслаждаются своим текстом, что не могут убрать из него ни слова. «Уничтожь то, что тебе дорого, даже если это разобьёт твоё маленькое эгоцентричное сердце», – советует Кинг. Если слова, фразы, предложения мешают истории читаться просто и последовательно, убирайте их без сожаления, даже если они выглядят гениально.

Пиши обо всём, включая негатив

«Самое важное – то, о чём говорить сложнее всего, – отмечает Кинг, – мы стыдимся писать о главных вещах: кажется, что слова преуменьшают силу чувств». Вам не избежать сложных тем и неоднозначных моментов, если вы хотите делать честные и всеобъемлющие тексты.

Фрагмент из романа «Керри»:

Однажды, когда я ездила в Нью‑Йорк, я видела, как старый пьяница тащит по улице за руку маленькую девочку в голубом платье. Она так плакала, что у неё кровь пошла носом. У старика был зоб, и шея – будто велосипедная камера. Огромная красная шишка на лбу, прямо посередине, а на синем пиджаке из саржи длинная белая полоса. Но все торопливо шли мимо, потому что, если не обращать внимание, они скоро скроются из вида.

Много читай

«Если у тебя нет времени на чтение, у тебя нет времени и навыков для письма – всё просто», – считает Кинг. Первое, что должен исключить писатель из своей жизни – это телевидение. Источники вдохновения – это собственное воображение и мир вокруг, а телевидение – «отрава для творчества», считает автор. Стивен Кинг повсюду берёт с собой книги: он всегда читает во время еды. «Если хочешь стать писателем есть два совета: много читай и много пиши», – считает Кинг.

Избегай длинных параграфов

Параграфы должны соответствовать поворотам и ритму истории. Пользуйтесь правилом: один параграф – одна идея. «Важно не только то, что написано в параграфах, но и как они выглядят», – считает Кинг.

Не зацикливайся на грамматике

«Язык не всегда должен быть при параде», – советует Кинг. Для читателя на первом месте история, он не всегда обращает внимание на то, как она написана. Главное для автора – тщательная проработка сюжета, остальное второстепенно, в том числе и строгое соблюдение всех правил. Сначала история, а редактура после.

Фрагмент из романа «Сияние»:

Жизнь — штука жёсткая… ей на нас плевать. Не то, чтоб она ненавидела нас… нет, но и любить нас она тоже не любит.

Характеры персонажей должны быть правдоподобными

«Плохое письмо – это больше, чем проблемы с синтаксисом и ошибочными наблюдениями. Оно является следствием упорного нежелания рассказывать истории о том, чем занимаются люди на самом деле. Ведь даже убийцы иногда переводят старушек через дорогу», – пишет Кинг. Читателей интересуют персонажи, поэтому убедитесь, что они объёмны, их характеры многомерны.

Знаменитый писатель Стивен Кинг — автор более 50 книг, которые обожают читатели по всему миру.
В своих мемуарах «О том, как я писал» Кинг делится ценнейшим опытом и советами о том, как начать писать лучше. И он не пытается ничего преукрасить. «Я не могу притвориться и соврать, что плохих писателей не бывает. Увы, их полным полно».

Не хотите считаться одним из них? Вот 22 совета, которые дает Стивен Кинг в своей книге, и которые помогут выйти на новый уровень прозы.

Забудьте о телевизоре. Читайте как можно больше

Если вы только начинаете свои писательские опыты, первым делом, выбросьте пульт от телевизора. По собственному выражению Кинга, он «отравляет» творчество. Писатель должен заглядывать внутри себя и искать стимулы для воображения в реальном мире.

В этом немало поможет чтение. Кинг всегда и везде носит с собой книгу и читает даже во время еды. «Если вы хотите стать писателем, вы должны, прежде всего, научиться двум вещам: писать и читать как можно больше», считает Кинг. Читайте, как только представится возможность, и постоянно перечитывайте и шлифуйте ваши собственные тексты.

Будьте готовы к неудачам и критике (в намного большем объеме, чем вы ожидали)

Кинг сравнивает писательство с попыткой переплыть Атлантический океан в ванне. В обоих случаях существует «множество поводов усомниться в себе». И усомнитесь не только вы, но и множество других людей. «Если вы пишете (рисуете, танцуете, поете, не важно), всегда найдется кто-то, кто захочет, чтобы вы почувствовали себя неудачником», предупреждает Кинг.

Часто (очень часто) вам придется продолжать писать, даже если совершенно не хочется. «Прекращать работу над чем-то только потому, что это сложно – ментально или эмоционально – это очень плохая идея». Если вы потерпели неудачу, старайтесь не терять позитивного настроя: «Оптимизм – самый адекватный ответ на неудачу».

Не тратьте время на попытки угодить людям

Кинг считает, что совершенно не стоит бояться показаться грубым. «Если вы хотите писать максимально честно, ваши дни в качестве хорошо воспитанного члена общества сочтены», пишет он.

Раньше Кинг стыдился того что писал, особенно когда получал гневные письма, где его обвиняли в узколобости, гомофобии, кровожадности и даже психопатии.

К 40 годам он понял, что любого писателя в чем-то обвиняют. Так что Кинг решил смириться. Он пишет: «Если вам не нравится мое творчество, что я могу сделать? Пожать плечами. Больше ничего». Невозможно угодить всем читателям, так что лучше перестать переживать по этому поводу.

Пишите, прежде всего, для себя

Пишите, потому что это дает вам ощущение полноты жизни и удовлетворенности. Кинг пишет: «Я пишу для удовольствия. И, поскольку книги приносят мне радость, мне никогда не надоест писать».

Другой известный писатель, Курт Воннегут, приводит свой пример: «Найдите тему, которая вам небезразлична. Если вам действительно не все равно, если вы не просто играете словами, то вам стиль станет искренним и увлекательным».

Уделяйте особое внимание тому, о чем труднее всего писать

«Сложнее всего высказать самые важные вещи в жизни», считает Кинг. «Мы начинаем стыдиться, потому что слова как бы принижают наши чувства». Многие великие литературные произведения являются плодами многочасового обдумывания и сомнений. «Писательство – это отшлифованная мысль», считает Кинг.

Если вы столкнулись со сложной темой, копайте глубже. «Истории – это находки, как останки доисторических животных… Истории – это драгоценности, части таинственного древнего мира». Писатель – своего рода археолог, пытающийся откопать максимальное количество информации для своей истории.

Когда вы пишите, отключайтесь от всего мира

Писательская деятельность – занятие глубоко интимное. Поставьте стол в углу комнаты и старайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы – от телефона до открытого окна. Кинг советует: «Пишите за закрытой дверью, переписывайте заново – с открытой».

Отношения между вами и вашей работой должны оставаться совершенно личными. Первый черновик должен быть «сырым» текстом, над которым можно работать только за закрытой дверью. Ваша история в этот момент – почти обнаженная женщина, стоящая перед вами в носках и нижнем белье».

Нет претенциозности

«Одна из худших вещей, которая может случиться в писательстве – когда вы начинаете делать свой текст вычурным, ищете новые «умные» слова, потому что стесняетесь своего нормального языка», предупреждает Кинг.

Он сравнивает эту ошибку с одеванием домашнего питомца в вечерний костюм. И животное, и хозяин, оба смущены, потому что это чересчур неадекватно.

Знаменитый бизнесмен Дэвид Огилви когда-то написал памятку для своих сотрудников: «Забудьте словечки из модного сленга вроде «реконцептуализировать», «демасовизация», «установочный». Все это делает вас похожими на напыщенных придурков». Не используйте символы, если в этом нет необходимости. «Символизм нужен для украшения и обогащения текста, а не для создания ложного чувства «глубины», считает Кинг.

Избегайте деепричастий и длинных абзацев.

В своих мемуарах Кинг неоднократно напоминает о том, что «деепричастия нам не друзья». Он искренне считает, что «дорога в ад вымощена деепричастиями» и сравнивает их с одуванчиками, способными уничтожить ухоженный цветник. Деепричастия хуже всего вставлять после слов «он сказал» или «она сказала». Эти фразы должны оставаться как есть.
Не меньшее внимание стоит уделять длине абзацев. Они должны соответствовать поворотам сюжета вашей истории. «То, как выглядят абзацы, почти так же важно, как их содержание», пишет Кинг.

Не зацикливайтесь на грамматике

По мнению Кинга, литература больше связана с интригой, чем с точностью. «Язык не всегда должен быть «при галстуке и в отполированных ботинках». Цель литературы – не грамматическая правильность, а увлечение читателя и захватывающая история. Старайтесь заставить читателя забыть о том, что он вообще читает книгу.

Оттачивайте искусство описания

«Описание начинается в воображении писателя, но заканчивается в голове читателя», считает Кинг. Важно не написать достаточное количество текста, но остановиться там, где нужно. Визуализируйте то, что вы хотите, чтобы испытал читатель. Затем опишите это словами на бумаге. «Читатель должен ощутить мурашки узнавания от того, как вы описываете происходящее».

Секрет качественного описания – ясность, как в наблюдениях, так и в литературе. Образы должны быть четкими, а язык – простым, тогда читатель не устанет. «Часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что она кажется скучной, и причина именно в том, что писатель чрезмерно увлекся описаниями и потерял динамику рассказа в лингвистических дебрях», пишет Кинг.

Не переусердствуйте со справочными данными

«Важно помнить, что между лекциями и информацией для обогащения рассказа есть разница», считает Кинг. «Последнее и есть то, что нам нужно. Мы не читаем лекции». Убедитесь в том что детали, которые вы включаете в канву рассказа, действительно необходимы, и побуждают читателя погрузиться в повествование».

Если вам нужны научные данные, не позволяйте им затмить саму историю. Эта информация может быть лишь вспомогательной. Неважно насколько вам самим интересны эти открытия, читателям намного важнее персонажи книги и то, что с ними случится.

Рассказывайте о реальной жизни

«Плохие книги плохи не из-за пунктуации или неточностей, они плохи потому что основаны на упрямом отрицании того, что нужно писать о реальной жизни людей. Признать тот факт, что убийца вполне может перевести старушку через дорогу», пишет Кинг. Именно люди интересуют читателя в первую очередь, так что старайтесь максимально раскрыть их характер со всех сторон.

Рискуйте, не перестраховывайтесь

Прежде всего, откажитесь от пассивных оборотов. Это самый яркий признак страха. «Я уверен в том, что у корней плохой литературы стоит страх», пишет Кинг. Писатели должны научиться расправлять плечи, выпячивать подбородки и брать на себя ответственность.

«Попробуйте написать то, что вам нравится, не важно, кажется ли оно скучным или диким. Сработает – отлично. Не сработает – ну и черт с ним», советует Кинг.

Чтобы хорошо писать, не нужны наркотики

«Ошибочное представление, что креативность и творчество напрямую связаны с веществами, изменяющими сознание – одby из самых популярных псевдоинтеллектуальных мифов нашего времени». С точки зрения Кинга, писатели, злоупотребляющие стимулянтами – просто люди, злоупотребляющие стимулянтами. «Все, кто утверждает, что наркотики и выпивка нужны для притупления повышенной чувствительности, просто обманывают сами себя».

Не пытайтесь подражать

По словам Кинга, «Книга – не крылатая ракета». Когда вы пытаетесь подражать стилю другого писателя, вместо того, чтобы развивать собственный, результатом будет лишь «бледная копия». Не стоит и пытаться повторить то, как кто-то другой видит и ощущает истину, особенно если все, что у вас есть – это лексикон и сюжет.

Поймите, что писательство – это одна из форм телепатии

«Все виды искусства в определенной степени зависят от телепатии, но литература – в самом чистом виде», считает Кинг. Важнейшим элементом писательской работы является передача, перенос эмоций. Вы не просто пишете слова на бумаге, вы пытаетесь транслировать идеи, которые возникли у вас, вашим читателям.

«Слова – это всего лишь средство, осуществляющее трансляцию». Воннегут тоже советует писателям «использовать свободное время совершенно незнакомых людей, читающих вашу книгу так чтобы они не чувствовали, что время потрачено зря».

Относитесь к писательству всерьез

«Можно относиться к писательской деятельности с тревожностью, волнением, надеждой или отчаянием. Как вам угодно – но только не легкомысленно», пишет Кинг. Если вы не хотите всерьез относиться к писательству, оставьте книгу и займитесь чем-нибудь еще.

По мнению писательницы Сьюзан Зонтаг, «история должна задевать за живое – прежде всего, меня саму. Сердце должно начинать стучать быстрее при звуках первых же строчек. Меня просто трясет при мысли, что это может не сработать».

«Как только я начинаю работать над проектом, я не останавливаюсь и не снижаю темпа работы за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо», пишет Кинг. «Если я не буду писать ежедневно, персонажи начнут гнить у меня в голове… я потеряют контроль над сюжетом и динамикой истории».

Если вы не можете писать регулярно, ваши же эмоции по поводу книги начнут блекнуть. Когда писательская работа становится похожа на работу, это как «поцелуй смерти», по словам Кинга. Он советует двигаться от слова к слову.

Первая рукопись должна быть закончена за 3 месяца

Кинг предпочитает писать 10 страниц в день. За три месяца получается около 180 000 слов. «Первая рукопись книги – даже длинной – не должна занимать более 3 месяцев, как одно время года». Если вы пишете дольше, история начинает казаться странной и чужой

Когда вы закончили произведение, отложите его

Кинг советует восстанавливаться примерно 6 недель, и только после начинайте пересматривать написанное в поисках неувязок сюжета или недочетов в развитии образов персонажей. Изначальное восприятие автором собственного текста может быть таким же ошибочным, как и мнение читателя.

Кинг сравнивает процесс написания и редактуры с естественными циклами. «Когда вы пишете книгу, вы день за днем изучаете и разглядываете деревья. Когда книга окончена, сделайте шаг назад и постарайтесь увидеть лес», рекомендует Кинг. «Когда вы заметите свои собственные ошибки, не ругайте себя и не занимайтесь самоуничижением. Все мы несовершенны».

Не бойтесь сокращать текст

Писателям часто нелегко дается сокращение текста и удаление целых абзацев, на которые они потратили столько времени. Но, как настаивает Кинг, «нужно убивать этих деточек. Убивайте и убивайте, даже если это разбивает ваше маленькое эгоцентричное графоманское сердечко, безжалостно убивайте их».

Зачастую во время редактуры приходится жертвовать скучными частями текста, чтобы сохранить динамику истории. Воннегут советует: «Если предложение, не важно, каким бы совершенным оно ни казалось, не показывает описываемый предмет в новом и полезном свете, избавьтесь от него».

Женитесь, живите здоровой и счастливой жизнью

Кинг связывает свой успех с двумя факторами: физическим здоровьем и браком. «Сочетание здорового тела и стабильных отношений с самодостаточной женщиной, которой абсолютно ничего не нужно ни от меня, ни от кого-либо еще, позволило мне продолжать работать над книгами», признается он.

Важно поддерживать сбалансированный образ жизни, чтобы писательство не поглотило вас. Генри Миллер, писатель и художник советует в своих 11 заповедях писателя: «Оставайтесь людьми. Если есть настроение, встречайтесь с друзьями, путешествуйте, выпивайте».

Поделиться с друзьями

Весь этот год я поглощал книги с советами для писателей.

До сих пор самые лучшие советы, что я нашёл, изложены в книге Стивена Кинга «Как писать книги» . Кинг делится историями, которые определили его писательскую карьеру, и в то же время даёт практические советы писателям и другим творческим специалистам.

Внизу перечислены тринадцать лучших советов, которые я почерпнул из этой книги.

1. Используй неудачи как топливо

«Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылём, я продолжал писать», — Стивен Кинг

Кинг забил гвоздь в стену, чтобы вешать на него листки отказов от издателей. Каждый листок напоминал ему, что прорыв стал ещё ближе.

Каждый из нас сталкивается с неудачами. Каждый провал – это переломный момент, который разветвляет дорогу надвое: капитуляцию либо упорство.

Многие люди сдаются после первого поражения.

Однако мы должны благодарить неудачи, потому что они сокращают число паршивых овец в стаде. Сильнейшие из выживших только выигрывают в естественном отборе, потому что предпочитают упорствовать и раздвигать границы.

2. Исключите всё, что не является частью истории.

«Когда пишешь историю, ты рассказываешь её самому себе. Когда переписываешь, главная твоя задача – убрать всё, что к истории не относится», — совет Джона Гульда Стивену Кингу

Я страдаю «синдромом блестящих штучек», когда пишу. Начинаю я одной темой в голове, которая потом разрастается множеством прочих концепций. Затем я убеждаю себя, что эти прочие темы достаточно схожи, чтобы запихнуть их в одну историю, поэтому я втискиваю их туда, где им не место.

Это не только проблема писательского мастерства. Такое часто бывает и в бизнесе тоже. У продакт-менеджеров для этого даже есть термин: feature creep – нагромождение деталей.

Вы начинаете с определённого набора требований для новой характеристики компьютерной программы, но в процессе добавляете ещё больше характеристик. Конечным результатом становится Франкен-продукт, который содержит в себе мешанину рандомных характеристик.

Нагромождения в писательстве можно избежать, устраняя всё, что не движет основное повествование вперёд содержательным образом.

3. «Пишите с закрытыми дверями. Переписывайте с дверьми нараспашку».

«Твоё писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда поймёшь, в чём состоит история и расскажешь её правильно – насколько можешь, по крайней мере – она уже принадлежит тому, кто захочет её прочесть», – Стивен Кинг

Меня часто подмывает показать полусырые истории друзьям. Когда особенно что-то волнует, трудно удержаться и не поделиться этим со всем миром. Но затем я вспоминаю совет Кинга: «Пиши с закрытыми дверями».

По мне это высказывание означает, что я должен усердно потрудиться, чтобы создать что-то, прежде чем восторгаться по этому поводу. Говорить легко.

«Разговоры нас истощают. Разговоры и дела борются за одни и те же ресурсы», – Райан Холидэй

Только по завершению первого черновика я позволяю себе показать его другим и слушаю их отзывы.

4. Не перегружайте свой лексикон.

«По-настоящему испакостить своё письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть ещё более неловко», – Стивен Кинг

Иногда первое, что выходит из-под моего пера, выглядит скучным и неподходящим. Я слишком сильно стараюсь и вымучиваю то, что хочу сказать, вместо того чтобы писать в естественном стиле.

Когда ловлю себя на том, что изрыгаю профессионально звучащий текст на бумаге, я останавливаюсь и думаю, а как бы я рассказал об этой идее в повседневной жизни.

Нелепые фразы типа «моё пагубное желание выглядеть эрудированным» превращаются в «я хотел выглядеть умным».

Многие умные люди, которых я знаю, не расхаживают, разбрасываясь заумными словами. Вместо этого они используют короткие, но меткие слова. Мы должны поступать точно так же.

5. Избегайте наречий.

«Я считаю, что дорога в ад вымощена наречиями, и готов кричать об этом на стогнах. Говоря иначе, они вроде одуванчиков. Один одуванчик на газоне смотрится мило и своеобразно. Но если его не выполоть, то на следующий день их будет пять… потом пятьдесят… а потом, братие и сестры, газон будет полностью, окончательно и бесповоротно ими покрыт. Тогда-то вы поймёте, что это за сорняк, но будет – АХ! – слишком поздно», – Стивен Кинг

Кинговская юмористическая критика наречий помогла мне не только понять, что я слишком часто использую наречия, но и то, что я чаще всего использую их таким образом, что они отвлекают от того, что я хочу сказать.

Например, что звучит более убедительно: «я тебе верю» или «я полностью тебе верю»?

Прочитав «я полностью тебе верю», кто-то может подумать, что это сарказм. Либо читатель задастся вопросом, почему необходимо было намекнуть, что простых уверений не было достаточно.

Наречия не всегда во вред, но их нужно использовать только если они вносят ясность.

6. Абзацы – это карта предназначений книги.

«Даже не читая книги, можно сказать, лёгкая кинга будет или нет, правильно? В лёгких книгах абзацы короткие, в том числе абзацы диалогов, которые вообще могут состоять из пары слов, а пустого места много… Вид абзацев почти так же важен, как их содержание; они – карта предназначений книги», – Стивен Кинг

Этот принцип особенно уместен, когда пишешь в сети, как например здесь, на Медиуме (medium.com платформа, где писатели, мыслители и рассказчики историй делятся своими мыслями – прим. пер.). Короткие абзацы, подпункты, большие заглавия и цитаты сообщают любителям бегло просматривать контент о том, что статья достойна более глубокого погружения.

Маленькие абзацы говорят: «Ну давай, прыгай, вода отличная!»

7. Проза без обиняков подчас огорчает людей.

«Если вы намереваетесь писать настолько правдиво, насколько это возможно, то ваши дни члена приличного общества сочтены», – Стивен Кинг

Нерафинированная и личная проза – самая лучшая. Читатели хотят жизненные истории от реальных людей. Жизненные истории означают, что будут описываться события из реальной жизни; события с участием людей счастливых, или расстроенных, или раздражённых тем, что произошло в истории.

Например, я писал о людях, которых уволил, о людях, которых я не принял на работу и о людях, чей каждый шаг я, будучи руководителем, контролировал. И это только истории, связанные с работой, которые я написал. Скорее всего эти люди не очень-то рады быть героями этих историй, даже при том, что в историях я называю их по-другому.
Говорить правду нужно, но трудно. Не ждите, что все без исключения будут в восторге от того, что вы о них написали.

8. Существует неразрывная связь между чтением и писательством.

«Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Нет ни одного пути в обход этим двум вещам, который бы я знал», – Стивен Кинг

Не очень сильны в писательском деле? Прокачайтесь, читая Хемингуэя, Диккенса, Гладуэлла и Этвуд. Их труды помогут вам прийти в самую лучшую писательскую форму.

Чтение хороших книг помогает в тренировке писательской мышцы.

Стивен Кинг говорит, что учиться можно и на плохих примерах: «Каждая взятая вами в руки книга преподаёт вам урок или несколько уроков, и довольно часто плохая книга может научить вас даже большему, чем хорошая».

Хотите писать, читайте.
9. Лучшие истории не создают, а извлекают из земли.

«Истории – это реликты, остатки не открытого ранее существовавшего мира. Задача писателя в том, чтобы с помощью инструментов из своего ящика достать их из земли максимально неповреждёнными», – Стивен Кинг

Кинг описывает свой писательский процесс как «наблюдение» за своими героями и тем, что они делают. Он утверждает, что своим выбором они часто его удивляют.

Он просто человек, рассказывающий историю.

Стиль работы Кинга напоминает стиль Микеланджело, который отлично сказал, что его статуи уже находились внутри камня. А его работа состояла в том, чтобы отсечь всё лишнее, чтобы явить миру статую.

«Внутри каждого куска камня заключена статуя, и задача скульптора – раскрыть её», –Микеланджело

Лучше всего принцип работы Микеланджело «освобождения скульптуры» из камня отображён в статуях «Узники».

Наша работа писателя заключается в том, чтобы извлечь историю, которую нам необходимо рассказать. Для писателей художественной литературы это означает, что нужно поселиться в сознании героев, чтобы уже они рассказывали историю. Для писателей нон-фикшна это означает, что нужно извлечь историю из каждого жизненного события, каждой проблемы и каждого достижения из нашей жизни.

10. По окончании первого черновика чётко сформулируйте суть вашей истории.

«Когда вы пишете книгу, вы проводите день за днём, высматривая и выявляя деревья. По окончании вам нужно сделать шаг назад и взглянуть на лес… Мне думается, что каждая книга, по крайней мере стоящая книга, написана о чём-то конкретном. Ваша задача в том, чтобы во время или по завершении написания первого черновика решить, о чём же ваша книга. Ваша задача при работе над вторым черновиком, по крайней мере одна из них, сделать это «что-то» ещё более чётким. Это может повлечь за собой необходимость в больших изменениях и правках. Польза для вас и вашего читателя будет состоять в том, что фокус истории будет более чётким, а сама история будет более цельной. Это никогда не подводит», – Стивен Кинг

Кинг не верит в принцип планирования сюжета историй, и его истории приводят его в неожиданные места. После завершения первого черновика он разглядывает то, что сотворил, чтобы выявить суть, которую пытается донести.

Это в корне отличается от того, что большинство из нас думает о писательстве. Мы думаем, что должны разметить свой путь. Мы потворствуем совету «начинай писать, зная конец заранее».

Кинг же призывает нарушить этот принцип и посмотреть, куда нас ветер занесёт. В конце концов иногда единственным способом узнать, что мы хотим сказать — это начать это говорить.

11. Второй черновик = первый черновик — 10%

«Нужно сократить объём. Формула: второй черновик = первый черновик — 10%.» – редактор Стивену Кингу

Редактирование – это процесс дополнения путём вычитания.
Каждый раз, перечитывая свою работу, я нахожу ненужное. Вот мои самые частые ошибки:

• «Для того чтобы» → «Чтобы»
• «С целью того, чтобы» → «Чтобы»
• «На ежедневной основе» → «Каждый день»

Опускайте лишние слова и находите замену длинным фразам. Ваши читатели будут вам благодарны.

12. Найдите своего идеального читателя.

«Я думаю, что у каждого писателя есть свой идеальный читатель; про которого писатель по мере сочинения произведения думает: «Интересно, а что он/ она подумает, когда прочитает эту часть?» – Стивен Кинг

Идеальным читателем Кинга (которого он также называет «первым читателем») является его жена Табита. Он пишет, при этом думая о ней и о её первом впечатлении о книгах.

Образ идеального читателя помогает облегчить и конкретизировать процесс написания. Я весьма эффективно пользовался данной стратегией.

Как правило, если история отзывается в сердце идеального читателя, то и у сотни других людей она тоже отзовётся.

13. Старайтесь писать каждый день.

«Я стараюсь писать по десять страниц в день объёмом в 2 000 слов. Это 180 000 слов за три месяца. Неплохой такой объём для книги», – Стивен Кинг

У каждого хорошего писателя есть отточенный режим писательства. Кинг пишет по утрам. После обеда он дремлет и пишет письма, затем читает. А вечером проводит время с семьёй.

Я пишу по ночам, когда жена и весь город спит. Я могу сконцентрироваться на своей работе только в это время.

Время суток значения не имеет. Выделить время для писательства – вот, что имеет значение. Кинг советует новичкам стараться писать по тысяче слов в день, а затем потихоньку увеличивать объём слов.

Если вы до сих пор ещё не прочитали книгу «Как писать книги», то я вам настоятельно советую прочитать её. Она стоит вашего времени. А до тех пор, я надеюсь, вам понравилось это удобоваримое краткое изложение.

Счастливого писательства!

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Н. А. Тёрнер (N.A. Turner)

«Что такое писательство? Конечно, телепатия», — Стивен Кинг

В юности я безумно любил «Мизери» и видел Энни Уилкс в кошмарах.

Стивен Кинг — один из самых читаемых авторов в мире. Так что он делится своими взглядами на писательство, а мы слушаем. Я долго не мог приступить к чтению его мемуаров . Но этим летом я наконец за них взялся.

Эта книга позволяет читателю заглянуть в разум автора и увидеть его путь. Автор резок, но по-отечески. Он не любит тратить время впустую, да и я тоже, так что представляю вам список уроков, которые преподал мне Король ужасов.

#1: Пишите, прежде всего, для себя

Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе. Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится.

Пиши при закрытой двери, переписывай при открытой.

Сам Стивен услышал это от своего начальника – редактора еженедельной газеты Лисбона Джона Гульда.
Не позволяйте никому и ничему вмешиваться в вашу работу, когда вы пишете первый черновик своей истории. Позвольте себе писать, не взвешивая каждое слово, не оценивая текст. Будьте беспристрастны. А когда закончите писать – посмотрите на черновик с другой точки зрения и перепишите с открытым сердцем.

#2: Пишите каждый день

Как только я начинаю работать над проектом, я не останавливаюсь и не снижаю темпа работы за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо. Если я не буду писать ежедневно, персонажи начнут гнить у меня в голове… Я потеряю контроль над сюжетом и динамикой истории.

Время показало, что этот совет стал для меня самым важным. Я знал о важности ежедневной работы и до чтения книги, но тут она показалась мне более актуальной. Книга пришла ко мне в правильное время (как обычно и случается).

Сейчас я работаю над своим романом и поставил себе цель писать каждый день. Пару недель назад я был волонтёром и работал с детьми с задержкой в развитии.

Я не писал в течение этой недели, и Стивен Кинг был прав. Я потерял контроль над сюжетом и героями. Помимо этого, у меня появились сомнения.

Если посмотреть с другой стороны, эта ситуация позволила мне ещё раз проанализировать написанное и понять, чего я хочу. Так что в результате я решил ввести неделю структурирования, чтобы перечитать, поработать над деталями мира, сюжетом, и вообще над тем, что я хочу донести. Ситуация, казавшаяся катастрофой, обернулась благословением.

Сейчас я снова вошёл в ритм, но у меня ушло на это больше недели.
#3: Отпустите страх и желание произвести впечатление

Чтобы писать хорошо, необходимо избавиться от страха и притворства. Притворство, берущее своё начало в необходимости оценивать написанное как «хорошее» или «плохое», само по себе – продукт страха. Ещё, чтобы писать хорошо, нужно уметь выбирать инструменты, с которыми собираешься работать.

Страх – корень всего самого плохого в писательстве. Читатели умнее, чем кажется. Не утруждайте себя постоянными объяснениями из страха, что они неправильно поймут.

#4: Пишите

Часы, которые мы тратим на разговоры о писательстве, – это время, отнятое от собственно писательства.

Я не сказал бы лучше. Идите. Закройте эту статью (если это абсолютно необходимо ;)). Пишите!

Вы думаете о писательстве. Вы читаете о писательстве. Вы даже не заметили, как убрались на кухне (всё это время думая о писательстве). Все мы сталкивались с прокрастинацией.

Даже когда я смотрю на пустую страницу с мигающим курсором, каждый сантиметр моего тела пытается придумать что-нибудь, чем я мог бы заняться вместо этого. Но как только я пишу первую пару слов и преодолеваю эту границу, я открываю для себя новую зону. В ней не то чтобы комфортно, но она пленительна, и обычно мне не хочется её покидать.
#5: Читайте

Если у вас нет времени читать, то нет времени (или инструментов), чтобы писать.
Источник: Unsplash. Кейти Белчер (Katy Belcher)

Чтение поможет вам стать лучше в своём деле, и на то сотни причин. Можно читать для развлечения или чтобы удовлетворить жажду знаний.

Когда пишете художественную литературу, читая, вы учитесь у мастеров. Так учитесь! Учитесь, как лучше описать место или персонажа, как построить сюжет. Учитесь узнавать стиль, различайте тон и скорость повествования. Украдите приём и превратите его во что-то своё.

Обычно чтение книги в жанре, в котором я сейчас работаю, невероятно вдохновляет. Особенно если я читаю прямо перед тем, как начать писать.

#6: Напишите «хреновый» черновик

Пиши при закрытой двери, переписывай при открытой.

Кинг очень строг к себе, когда дело касается писательства. Его график просто бесчеловечный. Ну что ж, отлынивая, Стивеном Кингом не станешь, верно?

Он поставил себе цель — писать 2000 слов в день. Каждый день. Он утверждает, что работая в таком режиме, он может написать книгу в 180 тысяч слов всего за три месяца. Просто вываливая историю на страницы. За закрытой дверью он пишет только для себя, не тратя время на размышления.

Эта цель очень амбициозна, и для меня — недостижима. Я не могу писать целый день, у меня есть работа. Но мне нравится целеустремлённость Кинга, я вижу в ней смысл. Поэтому я решил писать по 1000 слов в день (утром, перед работой) исключительно моего романа. И я доволен, если выходит 500. Так я смогу написать первый черновик всего за полгода.

Ооо, насколько же хреновым он будет. Не обязательно сама история или идея, проблема будет в согласовании слов, грамматике, конечно же, глупых диалогах и так далее. Но это нормально. Я пишу, а не сомневаюсь. И слова уже написаны! Я смогу переставить их, переписать отдельные моменты, и отшлифовать работу позже.

#7: Примите свой словарный запас таким, какой он есть

Словарь положите на самый верх ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас.

Английский — мой второй язык, я учу его уже много лет, но всё ещё не могу говорить, как носитель. И это нормально.

Не пытайтесь улучшить свой словарный запас, не тянитесь за новыми сложными словами. Пишите своим языком.

Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое.

#8 Создайте удобное для писательства место.

Избавьтесь от всех отвлекающих факторов.

Устройтесь там, где вы сможете поймать вдохновение.

Кинг советует создать своё собственное писательское святилище. Место, где вы всегда сможете писать. В идеале — только одно.

Там не должно быть телефона, телевизора, видеоигр — всех этих отвлекающих вещей. Задёрните шторы.

Пишите каждый день в одном и том же месте в одно и то же время. Сделайте это своей привычкой.

В моём случае мешает работа, я должен ездить в командировки, так что пишу везде. В поездах, в кофейнях (не в тех, что в Амстердаме, хоть я и оттуда (в Амстердаме есть кофешопы, где можно купить как саму марихуану, так и производные — пирожки с гашишем, например — прим. пер.)), на верандах, за своим столом и на диване. Я в этом плане довольно гибок, потому что я должен таким быть. Несмотря на это, я всё равно пишу за своим столом каждое утро перед работой (ну, когда я дома).
#9: Будь собой

Напиши о том, что нравится, а потом сделай написанное уникальным, привнеся свой собственный опыт в жизни, дружбе, отношениях, сексе и работе.

Опыт делает каждого из нас уникальным. Не бойтесь быть собой, когда пишете. Именно это сможет зацепить, это будет выглядеть естественно, и я считаю, что для писателя это полезно.

Скорее всего, вы станете писать то, что любите читать. Начните там и продолжайте путь.

#10: Показывай, но не говори

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель.

Для писателя абсолютно необходимо уметь описывать персонажей, пейзажи, объекты, ситуации — и это далеко не всё.

Кинг считает, что хорошее описание состоит из пары тщательно отобранных деталей, которые сами за себя говорят. Не перебарщивайте. Оставьте кое-что воображению. Таким образом, читатель сможет сам заполнить пропуски.

Если вы сами читаете много художественной литературы, попробуйте проанализировать, как другие писатели работают с описанием. Что вам нравится? Что не нравится? Чтение работ других людей способно преподать вам самые полезные уроки.

Хорошее описание рождается, когда писатель чётко представляет себе то, о чём пишет, и переносит представление в не менее четкую письменную форму. Самое важное: показывайте, а не объясняйте.

#11: Когда вы закончили произведение, отложите его

Во время написания книги ты день за днём рассматриваешь каждое дерево в отдельности. Завершив, нужно отойти и взглянуть на весь лес целиком.

Что вы написали, что вы хотели сказать? О чём на самом деле ваша книга?

Дайте книге отдохнуть, переключитесь на что-нибудь другое. (Кинг советует брать перерыв минимум в 6 недель.)

Позднее, когда вы перепишите первый и будете работать над своим вторым черновиком, постарайтесь лучше донести, о чём книга.

#12: Совет по поводу редактуры

В моём случае, ответ — два черновика и отшлифованный конечный вариант.

По завершении своего первого черновика подождите, прежде чем возвращаться к нему. Время прошло — можно работать над вторым черновиком.

Стивен Кинг задаёт себе следующие вопросы:

• История связная?
• Что повторяется? Складывается ли из повторений определённая тема?
• О чём вообще всё это?
Формула: Второй вариант = первый вариант — 10%. Уф. Убей своих любимых.

Вырежьте лишнее, ответьте на свои вопросы, избавьтесь от ошибок и только потом полируйте получившееся.

Когда лоск наведён, можно открыть дверь и показать свою работу близким людям (например, пяти), которые захотят прочесть и поделиться своими мыслями.

Вот и всё! Ну, я бы, наверное, написал еще советов 5, но указанные здесь — самые важные для меня.
Какой из советов ваш любимый? Вам есть, что добавить? Расскажите!

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *