Стратегия достижения успеха

Стратегия достижения успеха

Что такое стратегия достижения цели? Это набор базовых принципов, которые определяют план действий, по достижению выбранной цели. Стратегия определяет то, как вы будете достигать нужный результат.

Если вы выбрали целью похудеть, то план действий будет один, отличный от цели – разбогатеть. Но стратегия достижения цели подойдет для многих целей, и еще на этапе ее постановки может помочь разработать детальный план, как достичь нужного результата.

Надписи на кубиках: стратегия = обмозговать + спланировать + управлять (действовать)

Стратегия достижения цели

Изучить цель тщательно. Понять ее

Изучите тщательно вашу цель, вдоль и поперек. Соберите о ней максимум информации. Чем больше будете знать свою цель, тем лучше сможете ответить на вопрос, как ее достичь.

Определить препятствия на пути к достижению цели

Проведите мозговой штурм, чтоб выяснить все преграды, что мешали бы сейчас (или мешали в прошлом) вам приступить к реализации цели. Составьте список из всех таких препятствий на пути к ней.

Способы достижения цели

Никогда не доверяйте одному способу достижения цели. Всегда ищите максимальное число таковых. Узнайте, составьте максимально большой список того, как можно достичь данную цель.

Определить самые действенные способы достижения цели

Когда будет дюжина способов, как добиться успеха, из всех выбрать самые эффективные. (Бритва Оккамы в помощь)

Гибкость в планировании

Если одни и те же усилия приводят к одним и тем же плачевным результатам, то не пора ли изменить сами усилия. Может стоит делать что-то по другому?

Если вы уже добивались данной цели и результат вас не порадовал, вернее его отсутствие, то стоит уделить внимание другим способам достижения цели, еще раз вернуться к п.3 и п.4.

В общем, нельзя быть кудрявым барашком, который вставился на новые металлоконструкции (ворота), слепо следовать плану и быть упертым. Мир меняется и план придется корректировать не раз. Важно об этом помнить и учитывать заранее.

Наличие ресурсов для достижения

Нужно знать все то, что понадобиться, чтоб достичь желаемого результата. Это как материальные возможности, так наличие времени, желания и знаний.

Например, глупо ставить цели для реализации которой может не быть времени.

Согласованность цели и окружения?

А окружение способствует достижения успеха в выбранном деле? О том как оно влияет на нас, и зависимости от него успеха, читайте детально в это статье: окружение и успех.

Обучиться новым навыкам или привычкам, согласно цели

Новые цели часто требуют от нас новых навыков. Чему нужно будет обучиться? Что новое узнать?

Взять ответственность за результат достижения на себя

Если брать ответственность на себя, это значит контролировать движение к цели, и вовремя корректировать курс, если движетесь не туда.

Не сдаваться

Пока не чувствуете себя побежденным – вы непобедимы, ни смотря ни на что!

1. Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат. Так как результат, к которому мы стремимся, играет одну очень значимую роль в организации поведения. Он позволяет выстроить все многообразие человеческий действий в такой поведенческий рисунок, который становится в итоге картиной успеха. Влияние представления о будущем результате на наши повседневные дела можно сравнить с воздействием магнита на рассыпанные на бумаге железные опилки. Вероятно, все в школьные годы проделывали этот опыт, и видели, как выстраиваются железные опилки на бумаге вдоль магнитных линий.

1. Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат. Так как результат, к которому мы стремимся, играет одну очень значимую роль в организации поведения. Он позволяет выстроить все многообразие человеческий действий в такой поведенческий рисунок, который становится в итоге картиной успеха. Влияние представления о будущем результате на наши повседневные дела можно сравнить с воздействием магнита на рассыпанные на бумаге железные опилки. Вероятно, все в школьные годы проделывали этот опыт, и видели, как выстраиваются железные опилки на бумаге вдоль магнитных линий.

Четкая формулировка результата особенно важна при решении каких-то технических задач или в делах, связанных с бизнесом. Однако, порой, однозначный результат просто нецелесообразно формулировать. Допустим, в области межличностных отношений, которые всегда зависят не только от желаний и устремлений одного человека.

2. Формирование сильной мотивации достижения результата. Будущий результат должен вызывать положительные интенсивные переживания. Это становится возможным, если человек сумеет связать цель, к которой стремится с какой-либо из своих личностных ценностей. Причем, чем более значима эта ценность, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив. Очень часто удается связать будущий результат сразу с несколькими личностными ценностями. Это позволяет мотиву получать энергию из двух-трех, а то и более внутренних источников. Данное положение является своеобразной страховкой от неожиданного угасания мотива в связи с обнаруженной по ходу дела невозможностью реализовать какую-либо одну из личностных ценностей.

Все что человек делает, он делает лишь при наличии соответствующего мотива. Обычно процесс мотивации протекает стихийно и не контролируется сознанием. Внешне это выглядит, как взвешивание положительных и отрицательных сторон того или иного поступка, выяснение необходимых усилий для достижения цели и т.д. В действительности, в этот момент и происходит формирование мотива.

3. Добавление цели до одного шага осуществляется сегодня. особенно это важно, когда будущий результат предполагает большой объем работы.

Процедура добавления цели позволяет, во-первых, начинать действовать прямо сегодня, а не откладывать это на неопределенный срок. Во-вторых, деление предстоящей работы на отдельные части дает возможность определить необходимые ежедневные усилия. В третьих, регулярная работа создает определенный ритм деятельности. Этот ритм, с одной стороны, выполняет роль своеобразной «инерции», а с другой стороны, данный ритм, вернее его соблюдение, начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности.

4. Получение доступа к ресурсному состоянию. В данном случае ресурсом будут все те положительные переживания, которые как-либо связаны или могут быть связаны с выполняемой работой. Все, что помогает каждый день осуществить очередной шаг к намеченному результату. Любая работа имеет какие-то формы осуществления, протекает в определенных условиях. Вот эти детали и используются для получения доступа к ресурсному состоянию.

Важно подчеркнуть, что всегда можно потратить немного времени и найти вариант утилизации неожиданно возникшего затруднения на пути к результату. Это очень ценная способность. Научите себя обращать препятствия в трамплины для новых прыжков к цели.

5. Установление качественной обратной связи. Речь идет об умении воспринимать результаты своей деятельности, о способности увидеть, услышать и почувствовать все, что происходит с нами и вокруг нас. К сожалению, люди часто пренебрегают обратной связью. И в этом причина неконструктивности, ригидности многих человеческих поступков.

Без качественной обратной связи невозможен эффективный контроль за успешностью продвижения к намеченной цели. Качество обратной связи определяется наличием достаточного объема информации для оценки результатов деятельности и определения необходимых дальнейших шагов. Качественная обратная связь помогает найти приемы, позволяющие подключить к намеченному делу наиболее сильные стороны своей личности. Если это удается, то можно считать, что вы на полпути к успеху.

6. Оценка результатов сделанного за один день происходит на основе сравнения с достижениями предыдущего дня. Такой механизм сравнения позволяет подчеркнуть продвижение вперед к цели. даже если сделанное сегодня — это всего лишь одна написанная строка или единственный кирпич, уложенный в стену будущего дома. Любой шаг к цели связан с позитивными переживаниями. Важно не заглушать, а усиливать эти переживания. предложенный механизм сравнения как раз и направлен на поддержание положительного отношения к работе.

Сравнение же результатов отдельного шага с конечной целью деятельности — одна из наиболее распространенных тактических ошибок на пути к задуманному. Обычно устремления человека предполагают достаточно большой объем работы. На этом фоне сделанное за один день просто теряется и начинает казаться слишком незначительным. В итоге человек впадает в уныние, достигнутые результаты перестают приносить радость. Снижается мотивация деятельности. В этом случае продолжение работы, как правило, требует дополнительных волевых усилий.

7. Хвалите себя за КАЖДЫЙ сделанный шаг к цели. Вы чего-то достигли сегодня — значит, есть причина порадоваться. Успех связан не только с конечным результатом, но и сделанное в течение дня это тоже успех. Вы приложили усилия, проявили свои способности, у вас что-то получилось и это хорошо.

Вы узнаете из этой главы об особенностях поведения мужчин и женщин в разных обстоятельствах, например при конфликтах и фрустрирующих ситуациях, о том, какова у мужчин и женщин стратегия преодоления трудных жизненных ситуаций, какие способы психологической защиты используют те и другие, каковы установки мужчин и женщин на взаимоотношения с внешним миром, как мужчины и женщины распределяют свой бюджет времени, какую роль играет мода в жизни мужчин и женщин, какие пагубные пристрастия типичны для представителей того и другого пола, кто из них чаще проявляет отклоняющееся и преступное поведение.

8.1. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях.

Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р. А. Березовская, 2001; И. В. Грошев, 1996).

С. Нолен-Хоксма (S. Noelen-Hoeksema, 1990) показано, что женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение.

И. В. Грошев (1996) тоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

М. А. Круглова (1999), изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.

По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек 1-5-х классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще — к стратегии «дразню кого-нибудь». Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу». Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.

Несколько иные данные получены Ю. М. Чуйковой (2001): при преодолении конфликтов у мужчин больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин — приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания, по ее данным, была выражена у мужчин и женщин одинаково.

Во время ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в «воображаемой» (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Например, девочки, как отмечает И. М. Никольская, часто используют такие приемы, как «говорю сама с собой», «молюсь». Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем. Л. Френсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин «фемининный» личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с «фемининным мировоззрением».

Эльзасская пословица>

Половые различия в производственных конфликтах, по данным И. В. Грошева, выражаются в следующем. Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями. По данным Р. А. Березовской (2001), мужчины значимо чаще используют такие стратегии, как анализ ситуации и систематизация рабочего времени.

Изучение типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин И. А. Юровым (1981) показало, что в частоте проявления типов реакций (O-D — с фиксацией на препятствии, N-P — с фиксацией на удовлетворении потребностей, E-D — с фиксацией на самозащите) особых различий нет, а по направленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант E (внешнеобвинительные реакции), а у женщин — вариант M (безобвинительные реакции — табл. 8.1).

Таблица 8.1. Средние значения типов и направленности фрустрированности мужчин и женщин, процент случаев

Испытуемые
Тип реакции
Направленность реакции
O-D
E-D
N-P
E
I
M
Мужчины
33,7
47,5
18,7
44,2
22,0
33,7
Женщины
34,0
48,5
17,5
38,5
23,0
38,5

В социально-фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапунитивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А. И. Винокуров, 1996).

Половые различия в выраженности видов психологической защиты. По данным Е. Ф. Рыбалко и Т. В. Тулупьевой (1999), имеются достоверные различия между юношами и девушками по выраженности некоторых видов психологической защиты (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Средняя выраженность различных видов психологической защиты в юношеском возрасте (в процентном отношении от максимально возможной)

У девушек больше выражен защитный механизм по типу компенсация, реактивное образование, регрессия и проекция, у юношей — вытеснение и отрицание. Поскольку реактивное образование подразумевает подмену негативного импульса или чувства на социально одобряемый, то можно полагать, что девушки чаще скрывают от самих себя мотив собственного поведения. У юношей этот вид защиты имеет наименьшее значение, в то время как у девушек на последнем месте в качестве способа защиты стоит вытеснение.

М. Д. Петраш (2001) на взрослых (работники «скорой помощи») выявила во многом сходные факты. Женщины чаще, чем мужчины, предпочитают такие защитные механизмы, как проекция, регрессия, реактивное образование, а мужчины чаще, чем женщины — вытеснение и интеллектуализацию (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Профиль доминирующих механизмов психологической защиты у мужчин и женщин

«Когда марсианин расстроен, он никогда не скажет, что его беспокоит. Он ни за что не станет обременять другого марсианина своими проблемами, кроме тех случаев, когда дружеская помощь необходима. Вместо этого он становится очень тихим и замыкается в себе, чтобы обдумать свою проблему и найти решение.

Если он не может найти решение, то пытается забыть о проблеме, читая газету или играя в какую-нибудь игру. Перестав думать о проблеме, он может постепенно расслабиться. А если стресс очень тяжелый, то марсианину необходимо заняться чем-то серьезным. Например, покататься на машине, принять участие в состязании или заняться альпинизмом.

Расстроенная или подавленная обитательница Венеры, чтобы почувствовать облегчение, находит кого-то, кому доверяет и рассказывает о своей проблеме в мельчайших подробностях. Когда женщина делится переполняющими ее чувствами, ей становится легче (с. 483). Чем дольше и эмоциональнее они (женщины) говорят, тем лучше им становится. Так действуют женщины, и ожидать от них другого, значит просто не признавать то, что они — женщины… Тогда как мужчина в стрессовой ситуации сосредоточивается на одной проблеме и забывает обо всем остальном, женщина склонна перегружать себя всеми проблемами разом… Обсудив одну проблему, она остановится на минутку и затем перейдет к следующей. Таким способом женщина продлевает разговор о проблемах, тревогах, разочарованиях и трудностях.

Причем все это логически не связано и рассказывается абсолютно беспорядочно. Если женщина чувствует, что ее не понимают, она расстраивается еще больше — ведь к ее проблемам добавилась еще одна (с. 484).

…Мужчины сразу начинают предлагать решения, когда женщины говорят о своих делах. Когда женщина простодушно делится с мужчиной своими горестями или бурно рассказывает о проблемах дня, мужчина ошибочно воспринимает это за потребность в совете компетентного человека. Он надевает шляпу Мистера Всезнайки и принимается давать советы, причем это является способом… искреннего желания помочь.

…Однако та все равно расстроена — и мужчине очень трудно слушать ее, потому что предложенное им решение отвергнуто и он чувствует себя бесполезным. Он даже не представляет, что может оказать поддержку просто интересом и сочувствием. Он не знает о том, что на Венере разговоры о проблемах не являются просьбой дать совет» (Дж. Грей, 2001, с. 480).

Стратегии достижения цели. А. Монтуори (A. Montuori, 1989) отмечает, что мужское отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на самоконтроль. Для того чтобы отделиться от мира, необходимо манипулировать кем-то из окружения, убеждаясь, таким образом, в своей независимости. Мужчины в большей степени сосредоточены на задаче, поэтому мужской стиль описывается как аналитический и манипулятивный. Мужская психология сконцентрирована вокруг доминантных, подчиняющих ритуалов и иерархий, где всегда есть победитель и проигравший. Мужчина убежден, что стоять на вершине ситуации — необходимое условие для выживания. Эта установка не признает альтернативы партнерского стиля, свойственного женской психологии.

Эти различия в мужской и женской психологии отметил еще Мак-Клеланд (1975), обнаруживший, что для девочек взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы, чем для мальчиков, которые предпочитают продвигаться вперед самоуверенно, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг них.

Не случайно поэтому сложилось мнение, что мужчины более самолюбивы, чем женщины. Вот какие занятные размышления по этому поводу имеются в книге Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой (1978): «Женщина может быть умнее и способнее многих мужчин и прекрасно это сознавать, но ей хочется (это психологическая потребность), чтобы конкретный ее избранник был все же по этим признакам выше ее, хотя бы немного. Во всяком случае, никакая женщина ничего против этого не имеет, в отличие от мужчины. И если какая-либо женщина умнее своего мужа, то скорее ей приходится быть умнее, чем она специально стремится к этому.

…Если для мужчины достижение или успех другого человека обычно является как бы посторонним, не его личным успехом (при самой положительной оценке этого успеха), то женщина может испытывать от успеха любимого человека не меньшее удовлетворение, как если бы это был ее личный успех…

В результате этого, при прочих равных условиях, женщина уступает или склонна уступать мужчине пальму первенства, и может создаться впечатление, что у мужчины есть для этого реальные основания. Поэтому необходимо различать ситуацию, когда женщина должна решить какой-то вопрос в присутствии мужчины или надеясь на его содействие и когда она вынуждена действовать совершенно самостоятельно. Результат действия мужчины и женщины в аналогичной ситуации в подавляющем большинстве случаев будет одинаковым, но поведение женщины в обоих случаях — различно. Отдельные же мужчины сознательно используют это для того, чтобы утвердиться в мысли о собственном умственном превосходстве» (с. 25).

Не правда ли, женщина выступает в представлении этих авторов (а может быть, только одного?) как мать, которая имеет дело с неразумным, но самолюбивым дитем, подыгрывая ему и действуя по принципу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало? Откровенно такую позицию обозначила Г. Майзель-Гесс: «…это последнее убежище бедняги, на которого другие мужчины смотрят сверху вниз, ибо если не женщина, то кто же тогда будет глупее, чем он?» (Ф. Пробст, Г. Майзель-Гесс, 1909, с. 126).

Возрастные изменения стратегий поведения. Начиная с К. Юнга, некоторые ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (D. Gutmann, 1975) «магическая власть»; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять «мужские» черты: властность, агрессивность и практичность.

Таблица 8.3. Гибкость поведения мужчин и женщин, баллы

Пол
До 25 лет
26-40 лет
41-55 лет
Старше 55 лет
Мужчины
5,5
5,1
4,3
3,7
Женщины
5,0
4,4
4,0
3,5

Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей. Как отмечают И. А. Дуберштейн и Э. Э. Линчевский (1980), для большинства покупателей-мужчин характерно стремление не показаться мелочными, побыстрее принять решение, они придают большое значение приветливости продавца и чувствуют себя обязанными, если им была оказана помощь при выборе товара. Женщины дольше выбирают, чаще возражают, лучше, чем мужчины, разбираются в моде, поэтому их обслуживать труднее.

Возможно, большая покладистость мужчин в роли покупателей вызывает ответный отклик у продавцов и делает их тоже более покладистыми в торгах с мужчинами, а не с женщинами. Например, Дж. Айрз (J. Ayres, 1991) установил, что машины были проданы 90 дилерами дешевле мужчинам, чем женщинам.

Женщина обычно заведует семейным бюджетом и значительно свободнее, чем мужчина, расходует деньги не только на то, что ею намечено заранее, но и на товары, покупка которых не входила в ее непосредственные планы.

По данным английских психологов, необходимость стоять в очереди приводит большинство мужчин в ярость. При покупке вещи мужчины в основном обращают внимание на ее практичность, удобство, а женщины — на стиль, модность.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *