Сверстник проверочное слово к букве т

Сверстник проверочное слово к букве т

Содержание

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

звёое, гро ый, поий, праик, прокаик, чуа, учаую Что интересного в обозначении звуков , , ?

На месте звуков могут быть буквы ств, вств.

На месте звуков , могут быть буквы зн, здн.

, , ?]

Рис. 3. Образец

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

(см. Рис. 4).

Рис.4. Образец

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

Рис. 5. Образец

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

, ?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

Рис. 6. Солнце и сердце

Скажем эти слова и послушаем звуки: со е, сее.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков . Старайтесь запомнить способы проверки.

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный – (каков?) вкусен

гласный – (что?) глас

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

небесный – (что?) небеса

чудесный – (что?) чудеса

прекрасный – (каков?) прекрасен

ужасный – (каков?) ужасен

напрасный – (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Заключение:

На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

    Необычная операция.

    Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

    Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

    В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

  2. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

    Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …

  3. Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

    1. Л.стопа., л.стопа.,

    Утопает в листьях са.,

    Листья груо ш.лестят. (А. Барто)

    2. День с утра ст.ял ненаый, Лужи серые везде.

    Так и быть, зв.рёк несчаый, Пом.гу твоей беде!

    (Е. Благинина)

    3. Вместе с Юрой на разве.ку

    Мы приходим в этот двор.

    Красят леичную клетку. Провода несёт монтёр.

    (А. Барто)

    4. Нар.дилась и рябинка

    В белый праичный наряд. (Е. Трутнева)

    5. К.тята за к.пустой

    Х.дили в ог.род.

    Там у к.пуых грядок

    Им повстр.чался крот.

    (И. Токмакова)

Примеры применения правила

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «грустный», «костный», «яростный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грустный — грустен, грустить, грусть;

костный — косточка, кость, кости, окостенеть;

яростный — в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свистнуть (свистеть), агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), звёздный (звезда), захолустный (захолустье), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), неизвестность (известие), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгласный, вкусный, гнусный, живописный, интриганский, искусный, искусница, интересный, живописный, небесный, косный (отсталый), кудесник, опасный, словесный, словесность, ужасный, ровесник, чудесный.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасный — опасен, искусный — искусен, интересный — интересен, ужасный — ужасен, вкусный — вкусен;

словесный — словеса, чудесный — чудеса, небесный — небеса, живописный — живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;
небо — небеса — небесный;
слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блеснуть (но блестеть, блёстки), плеснуть (но плеск), лестница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.

Например, в слове сердце непроизносимым является согласный звук , в слове местность — согласный , в слове здравствуйте — согласный , в слове солнце — согласный .

При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными , , , в корне требует проверки.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо.

Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.

Звёздный — звезда (после непроизносимого согласного звука идет гласный звук ), грустный — грусть (непроизносимый согласный звук слышится более ясно в конце слова).

Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.

  • существительное (в том числе с предлогом): счастливый — счастье, устный — уста, безжалостный — без жалости
  • прилагательное: сердце — сердечный
  • глагол: поздний — опоздать

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.

Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

Запомните: лестница (но лесенка), праздник, чувство.

Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним

Вестник — весть, весточка

Властный — власть

Гигантский — гиганты

Громоздкий — громоздить

Грустный — грусть, грустить

Доблестный — доблесть

Жалостливый, безжалостный — жалость, без жалости

Завистливый — зависть

Звёздный — звезда

Здравствовать — здравый

Злостный — злость, от злости

Известный — известие

Капустный — капуста

Костный — кость, косточка, окостенеть

Крестник — крестить

Местный — место

Наездник — езда, ездить

Ненастный — ненастье

Областной —область

Пастбище — пасти

Поздний, поздно — опоздать

Постный — пост, поститься

Прелестный — прелесть

Свистнуть — свист, свистеть

Радостный — радость

Сердце — сердечный, сердечко

Совестливый — совесть

Солнце — солнечный, солнышко

Страстный — страсть

Счастливый — счастье

Тростник, тростниковый — трость, тросточка, тростинка

Устный — уста

Участник — участие

Хвастливый — хвастать, хвастун

Хрустнуть — хруст, хрустеть

Частный — часть

Честный — честь

Шефствовать — шефы

Яростный — ярость, в ярости>Как проверить непроизносимую согласную?

Непроизносимые согласные в корне слова: примеры, правило. Непроизносимые согласные в корне слова: 3 класс

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненастье),

И я такая несчастная (несчастье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен — нет т).

Скорей бы снова стало ясно (ясен — нет т),

И засияло б солнце красное (красен — нет т),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен — нет т)!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце ( солнечный);
  • тростник ( тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница – ряд ступенек или перекладин;
  • праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники – люди одного возраста;
  • ровесники – синоним слова «сверстники».

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

  1. Подснежник — весенний вестник.
  2. Радостный вскрик оповестил о победе.
  3. Прелестные лепестки роз распространяли чудесный аромат.
  4. Прекрасный принц ждёт Золушку во дворце.
  5. Звёздное небо расстилается до самого горизонта.
  6. Бабочка-капустница является самым страшным врагом для огородников.
  7. Брат получил повестку из военкомата.
  8. Весна выдалась поздняя и холодная.
  9. В тростниках можно было без труда спрятаться.
  10. Мы проживали тогда в сельской местности.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).
  • На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).
  • Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со…це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния.

Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века.

Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию – составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».

Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:

  1. На школьном празднике я вижу радостные лица.
  2. Участникам концерта подарили прекрасные цветы.

  3. Красивую местность описал известный писатель в интересном рассказе.

  4. Появились подснежники – вестники весны.

  5. Поздней осенью всё вокруг имеет грустный вид из-за ненастной погоды.

Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Непроизносимые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных в сло­ве.

Что такое непроизносимые согласные?

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все соглас­ные.

В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных зву­ков:

  • вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
  • здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
  • ндск (гол­ландский, шот­ландский, фин­ляндский),
  • нтск (гигантский, дипло­мантский, диле­тантский),
  • стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
  • стн (доб­лестный, захо­лустный, яростный),
  • лнц (солнце),
  • рдц (сердце),
  • стск (расистский, наци­о­на­листский)

и дру­гие.

При про­из­не­се­нии таких слов выпа­да­ют соглас­ные зву­ки «в», «д», «т», «л».

Их назы­ва­ют непро­из­но­си­мы­ми.

Но в пись­мен­ной речи дан­ные соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо.

Как проверить непроизносимый согласный в слове?

В таких слу­ча­ях напи­са­ние сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки, так как, невзи­рая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в сло­ве.

Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчет­ли­во.

Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

При про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

  • груст­ный — гру­стен, гру­стить, грусть;
  • кост­ный — косточ­ка, кость, кости, око­сте­неть;
  • ярост­ный — в яро­сти, ярость.

Слова, в которых нет непроизносимых согласных

Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лек­се­мах:

без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудес­ный.

Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

  • Опасный — опа­сен;
  • искусный — иску­сен;
  • ужасный — ужа­сен;
  • вкусный — вку­сен;
  • сло­весный — сло­ве­са;
  • чудесный — чуде­са;
  • небесный — небе­са.

Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

  • Чудо — чудеса — чудесный;
  • небо — небеса — небесный;
  • сло­во — словеса — словесный, словесность, словесник.

Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • участвовать
  • чествовать
  • шествовать
  • яства.

Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

  • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверстник (оди­на­ко­вый по воз­рас­ту);
  • шество­вать (шествие) — шефство­вать (шефы);
  • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — явствен­ный (явь, явить­ся, явле­ние);
  • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
  • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — костный бульон (кости).

Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верста», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверстник».

урок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

Добавить сайт в избранное


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *