Сжатое изложение

Сжатое изложение

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
• Исключение повторов.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
↓↓↓
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
• Исключение одного или нескольких из синонимов.
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
↓↓↓
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
• Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
↓↓↓
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
• Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
↓↓↓
Почему Куприн так часто менял свои профессии?
Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех.
• Исключение однородных членов при обобщающем слове.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
↓↓↓
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
• Исключение одного или нескольких предложений.
Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
↓↓↓
Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
2. ОБОБЩЕНИЕ.
• Замена однородных членов обобщающим наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
↓↓↓
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
• Замена прямой речи косвенной.
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины.
↓↓↓
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
• Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
↓↓↓
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
3. УПРОЩЕНИЕ.
• Слияние нескольких предложений в одно.
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
↓↓↓
Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
• Замена предложения или его части указательным местоимением.
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.
↓↓↓
Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.
• Замена сложноподчинённого предложения простым.
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
↓↓↓
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.
• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
↓↓↓
Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
↓↓↓
Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
в) сокращение количества частей сложного предложения.
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными.
↓↓↓
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания.
Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ.
Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
↓↓↓
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
Последовательность проведения изложенияСжатое изложение проводится в следующем порядке. Организатор в аудитории даёт возможность экзаменуемым дважды прослушать аудиозапись исходного текста. Прослушивая аудиозапись в первый раз, участники экзамена могут делать записи в черновике. После первого прослушивания девятиклассникам даётся время (3-4 минуты) на осмысление исходного текста и работу с черновиками. Затем организатор в аудитории ставит аудиозапись второй раз – последний. Прослушав исходный текст, участники экзамена приступают к написанию сжатого изложения, используя основные приёмы сжатия.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

👓

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

📢

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Баллы
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. 0

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Слияние нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

  • последовательность изложения;
  • три микротемы в трёх абзацах;
  • ключевые слова.

Что можно исключить при сжатии текста:

  • примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • прямую речь — её передаём косвенной;
  • пространное описание природы, чувств и настроений.

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста Баллы
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Баллы
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена,
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
но допущена 1 логическая ошибка
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки
и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

Микротемы Ключевые слова
1 Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2 Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3 Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу.

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • переданы все три микротемы;
  • все три микротемы сжаты;
  • текст чётко разделён на три абзаца;
  • нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

сжатый пересказ

Смотреть что такое «сжатый пересказ» в других словарях:

  • выборочный пересказ — См.: сжатый пересказ … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Изложение (пересказ) — вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится … Педагогическое речеведение

  • Жакерия — Вводный раздел этой статьи слишком длинный и не обобщает её содержимое. Пожалуйста, напишите вводный раздел этой статьи, сделав доступный сжатый пересказ ключевых положений … Википедия

  • Реховот — Не следует путать с Рехобот. Не следует путать с Рехобот Бич. Город Реховот רְחוֹבוֹת Герб … Википедия

  • Великая держава — Великая держава условное, неюридическое обозначение государств (держав), которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно правовых отношений». Понятие «великая держава»… … Википедия

  • Григорий Чудотворец — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

  • Одесская оборона (1941) — Одесская оборона 1941 года Великая Отечественная война … Википедия

  • Дженкинс, Флоренс Фостер — Флоренс Фостер Дженкинс Флоренс Фостер Дженкинс … Википедия

  • Асессор — (лат. assessor «заседатель») в Древнем Риме и средневековой Европе должностное лицо, облеченное судебной властью. В Российской империи должность, соответствующая 8 классу в «Табели о рангах» (коллежский асессор), должность… … Википедия

  • Экономический пузырь — (также называемый «спекулятивным», «рыночным», «ценовым», «финансовым») торговля крупными объёмами товара или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены. Как правило, ситуация характеризуется ажиотажным… … Википедия

Как сократить статью? 3 способа

Как умньшение статьи повлияет на качество? Можно ли уменьшить исходник для статьи. Как использовать большой исходник при написании уменьшенной статьи? Как делать рерайтинг с сокращннием, а не увеличнием текста, как сократить статью быстро? Как определить, что можно убрать из статьи, а что нельзя? Как убрать из него все лишнее, а важное оставить? Повлияет ли уменьшение на уникальность статьи и как одновременно сокращать текст и делать рерайт? Как делать рерайтинг с уменьшением статьи, если в ней и так нет воды. Что делать, если заказчик просит сократить его, ничего из него не убирая? Как правильно выполнять пересказ с уменьшением, и повлияет ли на смысл статьи изменение объема. Как делать глубокий рерайт с уменьшением объема, как получить качественный текст в результате рерайта с уменьшением? Какое сокращнние можно считать полезным, а какое вредным, и что общего между переписыванием и уменьшением рерайтинга? Как может повлиять уменьшиение статьи на результат, и сколько стоит пересказ с урезанием статьи? Что такое рерайт с уменьшением, может ли сокращение объемов навредить написанному. Как отразится изменение объема на читаемости, и как сделать статью после уменьшения лучше, чем была до него. Стоит ли удалять из написанного все уточнения, если без них текст обретает другой смысл, и как убрать лишние слова, чтобы статья не потеряла красочность и осталась интересной. Как качественно и грамотно сократить статью, чтобы не сделать из нее урода? Какие правила уменьшения статей существуют. Есть ли лучшие методы для изложения с урезанием? Существуют ли программы по автоматическому уменьшению объемов написанного? Как получить пересказ с сокращением быстро? Какие есть бесплатные способы получить уменьшенный вариант написанного? Как сократить текст, чтобы он не потерял в качестве. Как сделать изложение быстро, простым сокращением исходного текста. Какой исходник лучше подходит для такого уменьшения? Как выбрать технику урезания объемов статьи? Сколько стоит пересказ с изменением объемов? Что такое уменьшение написанного, и как его сделать самостоятельно. Какой способ уменьшения самый быстрый, а какой — самый качественный, и как выполнить переписывание исходника с уменьшением за несколько минут? С какой скоростью можно делать рерайт с урезанием. Повлияет ли изменение объемов написанного на его содержание? Каких ошибок лучше избегать при выполнении пересказа с существенным изменением количества символов. Как уменьшить временные потери и делать пересказ быстрее, чем обычно? Может ли рерайтинг с умалением объемов заменить копирайтинг. Где используется изложение с приуменьшением объемов, в каких случаях он предпочтителен. Какие виды рерайтинга еще бывают, в чем разница? Какова цена на переписывание с уменьшением объемов? Где разница между ним и обычным рерайтом, и как делать изложение с приуменьшением объема играючи. Какие программы помогут сократить написанное без труда, что из себя представляет урезание объемов статьи и как его правильно делать? О важных моментах сокращения текстов пойдет речь в этой статье.

Это парадокс, но сегодня мало кому удается писать коротко. По опыту своей работы с начинающими авторами наблюдаю любопытное явление. Человек замахивается на текст – и из страха, что нечего сказать, сотворяет почти роман. Или настолько вживается в свою историю, что хочется рассказать ВСЕ! И еще вот это!… А потом вон то!..
Да и чего уж там греха таить: сама очень части грешу лонгридами.
Поняв, насколько актуальна проблема, я решила сегодня собрать несколько советов для авторов, которым не дает слава Льва Николаевича.
Итак, как сделать текст короче?
1. Дайте тексту отлежаться.
Очень часто то, что при написании кажется вам существенной частью содержания, пару дней спустя теряет свое очарование. И вы четко видите, что в тексте – «мясо», а что – «шелуха».
2. Вычеркните первый абзац текста
… и посмотрите, что получилось. Очень часто это приводит к более четкому и отточенному началу, а текст «теряет в весе» 5-6 лишних строк.
3. Выверяйте смысл.
У вашего текста наверняка есть авторская мысль, которую вы хотите донести до читателя, верно? Придирчиво прочитайте ваш текст – все ли, что вы сказали, относится к основной мысли? Нет ли ненужных «лирических отступлений» и мыслей «про другое»? Если так – может быть, это тема для совсем другого текста?
4. Дайте прочитать текст «подопытному кролику».
Сторонний глаз скорее найдет в вашем тексте нестыковки и лишние фрагменты. Автору же, особенно впервые родившему текст, очень жалко бывает кромсать свое «дитя».
5. Долой все вводные и неуверенные слова.
Все это » в общем», «вообще», «кажется», «наверное» – чаще всего словесный мусор, ничего не дающий содержанию, зато прибавляющий объема тексту. Внимательно прошерстите ваш текст и повычеркивайте лишние слова. Скорее всего, текст ничего не потеряет в смысле, зато приобретет в плотности и чёткости повествования.
6. Упрощайте.
Навороченные сложноподчиненные, да еще и с осложняющими элементами предложения – тоже путь к удлинению. Мало того, что они запутывают и автора, и читателя – они часто также создают лишний объем. Переделайте ваше сложноподчиненное в 2 простых – и вы увидите, что текст сократился.
7. Выводы и обобщения.
Не устаю повторять мысль У.Зинсера: «Если вам нечего больше сказать – ставьте точку» (не поручусь за точность цитирования, но мысль именно такая). Иногда выводы и обобщения просто не нужны, и текст стоит завершить на «острой» точке.

1 Как писать сжатое изложение – первое прослушивание текста

До начала первого прослушивания необходимо подготовить черновик и ручку. Во время первого прослушивания текста необходимо определить основную мысль текста, его тему, стиль написания и все микротемы в тексте (темы абзацев). Также во время первого прослушивания текста:

  • записывайте на черновике важную информацию. Сокращайте слова, используйте обозначения, например, слово “время” можно обозначать и заменять “t”, как в формулах на физике;
  • обычно между абзацами текста будет небольшая пауза. Отмечайте ее в черновике.Так Вы сможете определить темы каждого абзаца, что в дальнейшем станет планом для изложения;
  • не стоит спешить записать абсолютно все. Главное – услышать и уловить основную информацию. Каждый абзац, тему или событие можно записать в виде словосочетания или небольшого предложения. Между названиями микротем на черновике, оставьте место, чтобы во время второго прослушивания добавить детали и ключевые слова;
  • выделенные микротемы во время прослушивания станут планом для изложения. Это и есть одна из основных задач первого прослушивания – создать план краткого изложения;
  • в перерыве между прослушиваниями допишите на черновик информацию, которую Вы запомнили к каждому абзацу, который вы выделили.

Урок развития речи в 7 классе Подготовка к написанию сжатого изложения.

Урок развития речи в 7 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения

Цели:

Образовательная: формировать умения и навыки написания сжатого изложения

  • отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части),

  • сокращать текст разными способами,

  • правильно и логично излагать свои мысли,

  • точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы будем писать изложение по тексту, который посвящен космонавтике.

Кто скажет, почему тематика именно такая? С чем это связано? А что вы знаете о космонавтике, космонавтах, космосе?

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Согласно древней мудрости, две вещи поражают нас больше всего — звезды над головой и совесть внутри нас …

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?» Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра — эра освоения космоса, а 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин.

  1. Организационный момент, сообщение целей урока. Беседа.

Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Вспомните, пожалуйста,

  • что значит «сжато пересказать текст»?-указать основное

  • чем сжатое изложение отличается от подробного?-в упрощении

В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, то есть как бы сжимать его. При этом мы должны уметь

  • отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части),

  • сокращать текст разными способами,

  • правильно и логично излагать свои мысли,

  • точно использовать языковые средства при обобщенной передаче материала.

  1. Работа с памятками (памятки находятся на столе у каждого учащегося).

Ребята, прежде чем мы обратимся непосредственно к тексту изложения, давайте вспомним основные этапы работы написания изложения и способы сжатия текста, обратившись к памяткам для учащихся..

Памятка № 1

«Как писать сжатое изложение»

1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании — начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении — общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
6. Выделите микротемы и составьте план.

7. Отметьте существенное в каждой части.

8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение.
— нет ли у вас грамматических ошибок,
— не нарушена ли связь слов,
— не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь — замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Конечно же, основной момент при написании сжатого изложения – это умение его сжать. Какие способы сжатия вы знаете?

Памятка № 2

Способы сжатия текста

  1. На уровне содержания:

  • Разделение информации на главную и второстепенную — исключение подробностей, деталей

  • Свертывание исходной информации – обобщение единичных явлений

  • Сочетание исключения и обобщения

  1. На уровне языка:

А) Слияние нескольких предложений в одно

Б) Исключение

  • повторов,

  • фрагментов предложений,

  • одного или нескольких синонимов

В) Замена

  • простого предложения второстепенным членом предложения

  • части предложения местоимением

  • однородных членов обобщающим словом

  • фрагмента предложения синонимом

  • сложного предложения простым

  • прямой речи обычным предложением

  1. Первое прослушивание (прочтение) текста.

В школе космонавтов

В космосе полная тишина. Космонавту долгие дни, недели и месяцы придется быть вдали от Земли, от людей. Космонавтов надо подготовить к этому испытанию. Вот в Центре подготовки космонавтов и устроили «класс тишины».

Маленькая комната: три шага в длину, три шага в ширину. Снаружи она похожа на рубку корабля, а изнутри — на кабину самолета. Дверь у кабины тяжелая, стальная, звуков не пропускает. Для космонавта подготовлено все необходимое: одежда, продукты питания. В кабине достаточное освещение. На стенках полки с книгами, в правом углу умывальник, на столе часы. Космонавт может говорить, его снаружи услышат, а он никого услышать не может.

По другую сторону двери в просторной светлой комнате трое дежурных внимательно слушают каждое слово космонавта, смотрят на экран телевизора, следят за каждым движением.

Не знает космонавт, сколько времени ему предстоит провести в «классе тишины». Читает, занимается, выполняет задания. Так проходят дни.

Трудное это испытание. Но в «классе тишины» провел долгие недели каждый наш космонавт.

  1. Беседа после первого прочтения.

  1. О чем этот текст? Какова его тема?

(о школе космонавтов)

  1. Определите главную мысль текста. Каков замысел автора?

(Чтобы космонавт смог долгое время находиться без общения с людьми, его готовили к этому трудному испытанию, поместив в «комнату тишины»)

  1. Определите тип речи.

(описание с элементами повествования)

  1. Выделите микротемы:

  • Школа космонавтов

  • «Класс тишины»

  • Под наблюдением

  • Трудное испытание

  1. Написание изложения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *