Текст с описанием

Текст с описанием

Какие бывают типы текста?

Каждый ребёнок, изучающий русский язык, знает, в чём разница между текстом и простым набором предложений.

Признаки текста

Текст — это предложения, взаимосвязанные между собой. Их соединяет смысл, целостность. Только текст может иметь определённую структуру, в которой все предложения служат одной общей мысли. Различают устный и письменный вид текста. Одно предложение не может считаться связным текстом. Их должно быть, как минимум, два. Идея и тема составляют смысл всех собранных воедино предложений. Каждый текст имеет своё композиционное строение, которое включает традиционные три части: вступление, основная часть и вывод. Главная мысль, тема текста, проблемы раскрываются в первой части. Основная часть содержит развитие событий.

Чтобы перейти к вопросу о типах текста, сначала стоит сказать несколько слов о стилях речи. Их два: разговорный и книжный. Второй имеет несколько подвидов:

  • научный,
  • публицистический,
  • официально-деловой
  • художественный.

Автор выбирает для создания своего текста определённый тип речи, который и будет создавать свой особый стиль изложения текста для раскрытия поставленной цели.

Типы текста

Выделяют три основных типа текстов:

  • повествование,
  • описание,
  • рассуждение.

«Повествование» — это рассказ о событиях, связанных между собой последовательно по времени. Отличительный признак повествования проявляется в структуре: завязка событий, их развитие и развязка. Повествование ведется от третьего лица и от первого. Используются глаголы в совершенном виде прошедшего времени.

Тип «описание» имеет последовательную характеристику и изображение предметов, событий, людей. Наблюдается перечисление свойств и характерных особенностей, которые принадлежат описываемому персонажу. В описании могут присутствовать предложения с однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Используются метафоры, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности языка. Основная задача такого типа текста – создание представления об описываемом предмете.

Тип текста «рассуждение» содержит изучение и исследование отдельно взятых предметов, происходит выявление их связи друг с другом. В рассуждении есть определенная схема и логически грамотно выстроенная структура. Во вступлении содержится главная мысль, высказывается предположение или формулируется тезис. В качестве подтверждения или опровержения приводятся яркие доказательства и аргументы. Выводы содержатся в концовке текста.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если тип речи ясно не определяется?

Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.

Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1. Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2. На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).

3. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2. Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru

1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

← Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

Сохранить и поделиться ссылкой на эту страницу (ещё можно добавить её в закладки):

Тема №11. Текст. Понятие о тексте. Способы построения текста

Текст — это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности, реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю или слушателю.

К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории:

1. категория информативности, реализующаяся в формах актуальной, тематической, концептуальной (смысловой) и жанр о воспецифической информации;

2. категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи, обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов и положений в тексте;

3. категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя;

4. категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста к определенной речевой ситуации и через нее — к тому или иному конкретному типу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формы которых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные и воспроизводимые;

5. категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальными границами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов и концовок текстов.

По степени самостоятельности тексты разделяют на:

• первичные — текст-оригинал;

• вторичные — тексты, созданные на основе содержания первичных (например, конспект, пересказ, аннотация, реферат и т.д.);

• первично-вторичные — обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.

По способам развертывания содержания тесты относят к моноперспективным, если

основой структурной организации содержания текста является одна какая-нибудь

перспектива. Полиперспективным называется текст, если основой структурной организации содержания текста являются несколько перспектив сразу. Таких текстов, естественно, больше.

К перспективам развития темы относят приемы и средства развертывания содержания текста. Текст-автобиография, например, развертывается во временной и пространственной перспективе, текст-описание картины — в пространственной и т.д.

Единицами, из которых строится целое, в языкознании считаются такие элементы, которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.

Точкой отсчета в этом смысл является текст и его признаки: связность, смысловое и

стилистическое единство и другие категориальные признаки текста.

Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые и отчасти — предложения.

Рассмотрим подробнее абзац.

Очень важным для структуры текста является абзац. Абзац — это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема. Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.

Тематическое предложение в абзаце позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

3. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.

Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.

Концептуальное предложение абзаца — это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Способы распространения темы или мысли в абзацах могут быть представлены следующими наиболее распространенными приемами:

1. Детализация.

Например: «Сражение началось. Восемь тысяч африканских всадников с левого фронта обрушились на правый фланг римлян и рубили их конницу. После этого, промчавшись в тылу легионов, они рассеяли конницу противника на левом фланге» (По А. Митяеву).

2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом предложении.

3. Сопоставление и противопоставление.

4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом или концептуальном предложении.

Например: «Вулканы здесь не причиняют вреда людям. Города и поселки построены на почтительном расстоянии от огнедышащих гор, да и сами извержения стали более редкими и перестали быть сюрпризами — ученые научились довольно точно их предсказывать» (По А. Шилову).

5. Причинное обоснование соДержания тематического преДложения.

6. Указание на слеДствие из соДержания тематического преДложения абзаца.

7. ОпреДеление понятий, ввеДенных тематическим преДложением.

Например: «некоторые люди смешивают слова аффект и эффект. Между тем это два разных понятия. Дадим их определение. Аффект — это нервно-психологическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного торможения деятельности коры головного мозга. А эффект — это 1) действие какой-либо причины, силы, результата, следствие чего-либо; 2) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо.

8. Аналогия — распространение темы путем указания на аналог.

9. ВыДеление из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.Д., обозначенных в тематическом преДложении абзаца, оДного какого-нибуДь с послеДующей его Детализацией.

10. Формулирование вывоДа из соДержания тематического преДложения.

Например: «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и вы посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называется счастьем, — а цель жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. И чем охотнее и полнее вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждениям, отняв у него цель жизни, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете» (По К.Д. Ушинскому).

11. Вопросно-ответный способ распространения тематического преДложения в абзаце.

12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом преДложении абзаца.

13. Нагнетание, усиление темы абзаца.

14. ПоДтвержДение главной мысли абзаца.

15. ПреДположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального преДложения абзаца.

Например: «Справедливо говорят, что в языке отображается мудрость народа. Вероятно, поэтому он покоряет чувствительностью и логичностью, щедростью и бережливостью, поражает своей, если хотите, своеобразной находчивостью» (По Г. Клаусу).

16. Указание на условие осуществления или истинности утвержДения (отрицания), сДеланного в тематическом преДложении абзаца.

Например: «Но что может помешать человеку добиться своей цели в науке, если он этого очень хочет? Ничто! Если есть одержимость и работа до самозабвения» (По В. Макарову).

Довольно часто в тексте абзацев есть слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы. Такими словами и словосочетаниями могут быть следующие:

Речевые подсказки способов распространения темы

…вот почему…

…так, например, …

…сравним…

…привеДем в поДтвержДение…

…объясним это тем, что…

…укажем Детали…

…как и…, зДесь мы обнаруживаем

Способы распространения темы

указание на следствие приведение примеров сопоставление и противопоставление подтверждение объяснение детализация аналогия

По функции — назначению в тексте — можно выделить два вида абзацев: самостоятельные, служащие для передачи фактуальной и концептуальной информации, и служебные, которые можно разделить на однонаправленные (суммирующие или резюмирующие содержание того или иного фрагмента текста) и двунаправленные (суммирующие и резюмирующие

содержание предшествующего фрагмента текста и одновременно переводящие к новой теме). Категория отДельности текста

Текстовый зачин

Зачин — начальная часть текста. Назначение зачина во многом совпадает с функцией экспозиции: он содержит указание на время и место действия, называет персонажей, а в текстах нехудожественных жанров вводит фоновые сведения, необходимые для незатрудненного понимания основной информации о предмете речи.

Самыми распространенными типами зачинов являются следующие их виды:

1) фактуальные;

2) тематические;

3) концептуальные.

Фактуальный зачин

Фактуальный зачин представляет собой такой тип зачинов, в котором:

1) текст начинается с сообщения фактов, тем или иным образом сгруппированных в опреДеленной послеДовательности;

2) текст начинается с истории вопроса или ввеДения фона Для основной информации.

Фактуальные зачины представлены на практике различными фоновыми сведениями,

призванными способствовать незатрудненному восприятию основной информации.

Фактуальные зачины такого типа характеризуют либо время, отраженное в произведении, либо историю вопроса, либо различные совокупности фактов, так или иначе (по смежности, по ассоциации и т.д.) связанных с основным содержанием.

Концептуальный зачин

Концептуальные текстовые начала представляют собой такой тип зачинов, в котором:

1) формулируются основные положения текста;

2) привоДятся цитаты, соДержащие такие концептуальные положения, которые становятся главной мыслью (иДеей) текста;

3) ввоДятся сентенции (какие-либо общеприемлемые жизненные обобщения) или оценки, которые затем Детализируются в тексте;

4) формулируются гипотезы, которые становятся преДметом обсужДения.

Тематический зачин

Тематический зачин представляет собой такой тип начальной части текста, в котором:

1) осмысляется, уточняется или переформулируется тема, названная в заголовке текста;

2) опреДеляется преДмет или аспект обсужДения темы;

3) устанавливаются проблемы, которые составляют соДержание и объем темы.

Функции текстовых зачинов В литературе отмечаются следующие функции зачинов:

1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:

• создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете и аспектах обсуждения темы;

• дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном в сфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;

• констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующим выделением предмета речи.

2. Констатирующая функция — функция, служащая констатации фактов, которые

определили оценки и интерпретационные версии того или иного художественного

произведения.

3. Функция создания текстового ожидания (т.н. катафорическая функция)

4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя;

5. Проспективная функция, характеризующая зачины, упреждающие основную часть текста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем темы текста.

Использованная литература

Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 296с.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А. Ипполитовой. — М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 440с.

I Вопросы для самопроверки

Каковы основные текстовые категории?

Почему абзац является важным элементом структуры текста? Какие виды зачинов можно выделить?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте развернутый план по тексту теоретического материала.

ТЕСТЫ

Тест 1. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

«Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное

сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и

начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями» (По

В.Макарову).

a) усиление темы абзаца;

b) подтверждение темы абзаца;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Тест 2. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

» В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки- студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (По Н.Волкову).

a) формулирование вывода;

b) приведение примеров;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Тест 3. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца?

Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай — хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).

a) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b) 6, 1, 4, 3, 2, 5.

c) 6, 2, 1, 4, 3, 5.

d) 5, 2, 1, 3, 4, 6.

Тест 4. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается: Это был чудесный день.

a) приведение примеров.

b) детализация.

c) определение.

d) сопоставление или противопоставление.

Тест 5. Какой порядок предложений будет правильным для получения правильно построенного абзаца?

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.

b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.

c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.

d) 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1.

Тест 6. Если абзац начинается со следующего предложения, какой способ его распространения предполагается:

Теперь разрешите, прежде чем мы перейдем к дальнейшему вопросу, разъяснить, что мы понимаем под термином «демократическое государство».

a) предположение.

b) подтверждение главной мысли абзаца.

c) вопросно-ответный способ.

d) определение понятия, введенного тематическим предложением.

Тест 7. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

«Из сказанного вытекает, что однородность хода времени можно проверять по тому, насколько точно выполняется закон сохранения энергии» (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 9. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

» А это и был особый знак, на котором пробовал сейчас писать Джордж Буль. И если бы посторонний заглянул в тот момент к нему в книжку, она наверняка показалась бы ему сплошной сеткой иероглифов, — зашифрованные письмена. Так что лучше уже сразу сказать, что подразумевал Джордж Буль своими буковками и значками» (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 9. К какому типу абзацев по функции относится следующий:

«Пусть символ единицы означает весь мир или всякий мыслимый класс предметов, которые

действительно существуют: Х, У… — члены разных классов или понятий. Скажем, Х — класс людей, У — класс смертных. Тогда предложение «Все люди смертны» можно выразить как Х=У.» (Пути в незнаемое).

a) констатирующий.

b) суммирующий.

c) связочный.

d) подводящий к новой теме.

Тест 10. Какое из предложений абзаца будет тематическим (требующим расширения)?

«1) Под действием процессов, происходящих в глубинах земной коры, осадочные и магнитные породы испытывают сильное нагревание и сжатие. 2) В результате этого они изменяются и приобретают новые свойства. 3) Например, известняк превращается в кристаллическую породу — мрамор, песчаник — в кварцит, гранит — в гнейс. 4) Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называют метаморфическими.»

a) 2.

b) 3.

c) 4

d) 1.

Тест 11. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

«Современное состояние науки позволяет ученым мечтать о решении такой сложнейшей проблемы, как моделирование человеческого мозга. Об этом много говорят и пишут. Однако насколько реально это сейчас и насколько необходимо?» (Эврика-79).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

Тест 12. Ключевыми в следующем абзаце являются слова:

«В спорте, как ни в какой области человеческой деятельности, всегда точно, четко решается вопрос: кто победил, кто потерпел поражение. Здесь есть критерии. Именно в спорте люди учатся уважать бесспорную истину, честную борьбу. Победа в спорте — результат очевидной истины». (Ю. Алянский).

a) спорт, вопрос, победа, поражение.

b) область деятельности, критерии, истина, борьба.

c) точно, критерии, бесспорная истина, победа.

d) спорт, вопрос, честная борьба, очевидная истина.

Тест 13. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

«В последние годы ученые и инженеры пытаются решить проблему перевода автомобильного транспорта на новый вид энергии путем замены двигателя внутреннего сгорания электродвигателем с химическими источниками тока. Чем объяснить интерес научной общественности к электромобилям? В чем трудности их создания? Какие перспективы сулит новый двигатель?» (Эврика-79).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

Тест 14. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

«Разумная жизнь в далеких мирах. Одно только установление существования внеземной цивилизации будет величайшим открытием, обещающим немыслимые блага. Тема космических братьев по разуму не сходит со страниц научных и научно-популярных изданий вот уже более пятидесяти лет. Чем вызван этот интерес землян к..? И так ли уж ..? рассмотрим ряд вариантов этой возможной ситуации.». (Эврика-87).

a) сопоставление.

b) кульминация.

c) призыв представить что-либо.

d) подведение к вопросу.

Тест 15. В зачине, приведенном ниже, используется следующий прием конструирования:

«Дует легкий ветерок. Стелется, гнется ковыль. не оторвать взгляда. Эх, уйти бы за седым ковылем далеко-далеко по необозримой степи. Здесь так хорошо! И грустно.» Эти строки — начало одного из рассказов новой книги татарского писателя Амирхана Енакиева. Уроженец Башкирии, выросший.., писатель рассказывает о .».

a) цитата.

b) кульминация.

c) парадокс.

d) подведение к вопросу.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

  • Определение типов речи
  • Виды типов речи
  • Задачи типов речи
  • Помощь с домашней работой или рефератом по стилям текста (для ленивых)

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда, тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).


  • Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
    Копирование запрещено.
    Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

    Текст и их типы

    57. Текст и их типы

    ТЕКСТ — это речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности.

    Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.

    У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура). Она состоит из зачина (вступления), основной части и заключения. Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения — факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

    По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:

    • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
    • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
    • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).

    Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному коммуникативному типу речи. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим.

    Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи. В зависимости от этого выделяют тексты:

    • разговорные (используются в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме; ха- растеризуются наличием предложений, простых по своему составу, и особой разговорной (а иногда и просторечной) лексикой);
    • официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой);
    • публицистический (используются в средствах массовой информации и их основная цель — привлечение интереса читателей или слушателей, а также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста);
    • научные (используются в различных сферах науки, существуют в основном в письменной форме (хотя немало и устных научных выступлений); характеризуются достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов),
    • художественные (могут совмещать в себе разные виды текстов в зависимости от целей автора)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *