Tesla

Tesla

В 2003 году Илон Маск вместе с группой талантливых инженеров основали стартап по разработке и производству машин с электрическим двигателем. Свое детище они назвали Tesla Motors (сейчас Tesla Inc.) в честь великого ученого Николы Теслы. Именно он более 100 лет тому назад придумал схему двигателя, которая используется в современных электромобилях — до сих пор остается загадкой, как ему удалось сделать это на заре развития современной физики. Впрочем, это далеко не единственная тайна, связанная с изобретениями и биографией ученого.

Никола Тесла родился 10 июля 1856 года в сербском селе Смиляны, входившем тогда в состав Австрийской империи. Ему с детства была предназначена стезя служителя Бога, поскольку отец и дед по материнской линии были священниками. Никола с ранних лет проявлял большой интерес к точным наукам и грезил стать инженером, но собирался поступать в семинарию, поскольку боялся опечалить родителей своим выбором. Шанс воплотить свою мечту в реальность выпал во время эпидемии холеры. Видя изможденное от болезни лицо сына, отец не только разрешил ему следовать зову сердца, но и пообещал помочь поступить в лучшее учебное заведение в Европе.

В 1875 год Тесла поступил в Высшую техническую школу в Граце. Именно эту дату он считает началом своей жизни. Никола пребывал в восторге от учебного процесса и занимался словно одержимый. Он стал одним из самых лучших на курсе. Преподаватели стали ставить в пример Теслу другим студентам, что вызвало сильную неприязнь среди однокурсников, впоследствии переросшую в травлю. Находясь в отчаянии, Тесла решил попробовать вести ту же самую жизнь, что и большинство студентов: ходить по пивным и играть в азартные игры. Началось все с бильярда, а закончилось картами. Естественно, что с каждым днем на учебу оставалось все меньше и меньше времени. В итоге в декабре 1878 года за неуспеваемость и плохое поведение он был исключен из учебного заведения. Однако столь резкий поворот событий ни на секунду не остановил серба от падения в пропасть.

Неизвестно чем бы все закончилось, если бы в марте 1879 года его, подобно бродяге, не выслали домой по полицейскому протоколу. Об этом времени в своих дневниках Тесла вспоминает с горечью и стыдом, ведь он не только забросил непонятно ради чего любимое дело, но и вогнал семью в долги. После серьезного разговора вначале с отцом, а затем с матерью, беспутный игрок и выпивоха умер в нем навсегда. «Мое отвращение к азартным играм стало таким сильным, что когда я видел карты, бильярдный стол или кости, то испытывал то же самое чувство, которое появляется у меня при виде нечистот», — писал ученый.

Жизнь в Европе и первые изобретения

Покончив с прежней разгульной жизнью, Тесла, вновь одержимый жаждой знаний, отправился в Прагу для продолжения своего образования. Через год один из родственников по материнской линии предложил ему работу на строительстве телефонной станции в Будапеште — там требовались знающие и энергичные инженеры. Молодой человек с радостью принял предложение, поскольку был неудовлетворен условиями обучения в Пражском университете. Служба в компании показалась Николе довольно легкой: благодаря невысоким темпам работ у него оставалось время для прогулок по Будапешту и размышлений на научные темы.

Здесь Тесла сделал свое первое полноценное изобретение — телефонный усилитель. Весть о нем быстро распространилась по всей Европе и создала хорошую репутацию начинающему ученому, поэтому по окончании строительства телефонной станции в 1882 году Тесла довольно легко устроился в Континентальную компанию Эдисона в Париже. В столице Франции он занимал должность инженера по монтажу и ремонту электрических установок.

В 1883 году Николе Тесла доверили вести работы по запуску новой электростанции на железнодорожном вокзале в Страсбурге, пообещав в случае успеха огромное вознаграждение по тем временам в размере 25 000 долларов. Дело в том, что во время первой попытки открытия вокзала в присутствии высокопоставленных лиц возник пожар из-за короткого замыкания на вокзальной подстанции и обрушилась стена, поэтому новую электростанцию необходимо было запустить в кратчайшие сроки. Тесла блестяще справился с этой непростой задачей, однако глава местного отделения Континентальной компании Эдисона отказался выплачивать обещанную премию. Оскорбленный начинающий изобретатель, несмотря на практически полное отсутствие сбережений, решил уволиться.

Мысли о России и переезд в Америку

Безработный Никола Тесла оказался перед сложным выбором, что делать дальше. Он серьезно задумывался о переезде в Россию. Его привлекали высокий уровень подготовки и пытливый ум русских инженеров, с которыми ему доводилось встречаться в Париже. Один из его знакомых, Алексей Жаркевич, даже подготовил рекомендательное письмо профессору Московского университета Николаю Любимову. Однако сотрудник Континентальной компании Эдисона отговорил Теслу от этой затеи, предложив поработать в Америке у Томаса Эдисона, который в тот момент был кумиром для молодого изобретателя. Условия, которые были предложены, показались Николе вполне приемлемыми. В итоге 6 июля 1884 года Тесла ступил на американскую землю.

Работа в компании Эдисона

Оказавшись в Америке, Тесла не верил своему счастью. Позади где-то далеко остались парижское разочарование и долгое мучительное плавание на корабле, а впереди его ждала работа в качестве инженера по ремонту электродвигателей и генераторов постоянного тока у одного из лучших изобретателей того времени Томаса Эдисона. Тесла с энтузиазмом приступил к своим обязанностям. Он довольно легко и быстро устранял все мыслимые и немыслимые неполадки в существующих изобретениях компании.

Видя талант и горящие глаза молодого инженера, Эдисон стал давать все более сложные и сложные задания сотруднику. Однажды он даже пообещал Николе 50 000 долларов, если у того получится конструктивно улучшить электрические машины постоянного тока, запатентованные компанией, — они довольно часто выходили из строя. Тесла успешно справился с этой задачей и представил 24 новые версии приборов, после чего поинтересовался насчет обещанной премии. Эдисон рассмеялся в ответ и сказал, что серб плохо понимает американский юмор — никакой премии не будет, максимум, на что может рассчитывать Никола, так это на увеличение своего оклада на 10 долларов в неделю. От столь унизительного предложения вновь обманутый Тесла отказался и уволился.

Через тернии к собственной лаборатории

Работая в компании Эдисона, Тесла приобрел известность в определенных кругах. Довольно быстро нашлись люди, которые предложили создать новую собственную компанию, связанную с вопросами электрического освещения. Идея Тесле пришлась по душе. Он начал заниматься исследованиями в новом направлении, в результате которых стало изобретение дуговой лампы для освещения улиц.

Помимо ламп, Никола предложил компаньонам заняться изучением переменного тока, но те отказались, впрочем, как и выплатить причитающиеся деньги ученому за проделанную работу, точнее они предложили в качестве компенсации ничего не стоящие акции компании. Поняв, что договориться не удастся, псевдотоварищи избавились от Теслы, при этом оклеветав и опорочив его. Никола снова остался без работы и денег, но на этот раз еще вдобавок с подорванной репутацией, так что никто не хотел брать его на работу.

Помещение под офис Тесла снял на Пятой авеню, вблизи конторы Эдисона, тем самым стремясь показать своему бывшему работодателю и обидчику, что, несмотря ни на что, жив и процветает. Репутация изобретателя начала восстанавливаться. Им заинтересовался президент Американского института электроинженеров. В мае 1888 года по его приглашению Тесла прочитал лекцию перед группой ученых о своей системе двигателей и трансформаторов переменного тока.

Эта лекция способствовала знакомству Николы с известным промышленником Джоржем Вестингаузером, который выкупил у Теслы более 40 патентов, а также пригласил изобретателя на должность консультанта на свои заводы в Питтсбурге, где разрабатывались промышленные образцы машин переменного тока. Никола с радостью принял это предложение, поскольку после нескольких лет безуспешных попыток убедить всех в перспективности машин переменного тока наконец встретил единомышленника. Промышленник был готов не только вложить деньги в его разработки, но и обеспечить ученого всем необходимым для работы. Сотрудничество продлилось около года, после чего Тесла вернулся к себе в лабораторию в Нью-Йорк, поскольку из-за проблем с коллективом работа на Вестингауза не приносила ему удовольствия и отнимала много времени, лишая возможности размышлять над новыми изобретениями.

Война токов

Существуют два вида тока: переменный и постоянный. Переменный ток имеет два главных преимущества перед постоянным: возможность передавать электрическую энергию на большие расстояния с минимальными потерями, а также простоту и надежность машин — генераторов и двигателей. Однако еще в конце XIX века в это мало кто верил, поскольку главный авторитет в науке того времени промышленник, Томас Эдисон, утверждал обратное. В 1890 году в США работало более сотни электростанций постоянного тока. Эдисон собирался значительно увеличить эту цифру и покрыть сетью своих электростанций всю страну от Аляски до Флориды.

Однако на его пути встали Вестингауз и Тесла, которые делали ставку не на постоянный, а на переменный ток. Наступило великое противостояние между физиками, которое получило название «война токов». Согласно мемуарам Николы Тесла, чтобы победить в этой нелегкой схватке, Эдисон стал пускать в ход «черный» PR, например начал распространять слухи об опасности переменного тока для жизни, в отличие от постоянного. Он даже способствовал принятию закона о казни на электрическом стуле, где использовался переменный ток, чтобы настроить общество против переменного тока. Однако в 1893 году Тесле с Вестингаузом удалось одержать победу и получить огромный заказ на 200 000 ламп для Всемирной выставки в Чикаго.

Тесла наконец-то получил возможность спокойно работать. Он активно занимался изучением токов высокой частоты и возможностью получения света посредством колебаний высокой частоты в лампах накаливания. Как утверждает ученый, первая половина 1890-х стала самым продуктивным периодом, но 13 марта 1895 года случилась беда: в лаборатории на Пятой авеню произошел пожар. Самые последние достижения изобретателя: механический осциллятор, стенд для испытаний новых ламп для электрического освещения, макет устройства для беспроводной передачи сообщений на дальние расстояния и установку для исследования природы электричества — сгорели дотла, так же как и здание. Многие обвиняли Эдисона в причастности к случившемуся, но сам Тесла это утверждение опровергал.

Беспроводная передача сигналов

Во время пожара сгорели три первых образца дистанционно управляемых машин, но Тесла довольно быстро по памяти смог их воссоздать. Для демонстрации на Электрической выставке в Нью-Йорке он решил выбрать радиоуправляемую лодку. К сожалению, общественность холодно приняла новинку. Заинтересовались ей лишь военные, поскольку могли использовать ее как средство для обстрела торпедами кораблей противников, однако высокая стоимость проекта сразу отбила у них интерес. Слава же первооткрывателя в области передачи электрической связи на расстояния незаслуженно досталась изобретателю Гулельмо Маркони, который на той же выставке продемонстрировал взрывающиеся по радиосигналу мины.

В 1900 году итальянец планировал запатентовать в США свое открытие по передаче радиосигналов на расстояние, но патентное бюро ему отказало, поскольку ранее этот патент был получен Теслой. Это не остановило Маркони, и в 1905 году он добился того, чтобы патентное бюро аннулировало выданные Тесле свидетельства и отдало пальму первенства в этом направлении итальянцу.

Поговаривают, что это произошло не без помощи Эдисона. Правда восторжествовала лишь после смерти Теслы. В 1943 году Верховный суд США вынес вердикт, что все-таки первым, кто открыл, что электрическая связь может осуществляться без проводов был Никола Тесла. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в разных странах изобретателем радио считаются разные ученые, например в России — физик Александр Попов.

Мировая система

Помимо беспроводной передачи связи и радиосигналов, Тесла занимался изучением беспроводной передачи энергии. Свой проект он назвал «Мировая система». Для его реализации требовалось возвести 30 башен-резонаторов в разных частях земного шара. Установленные на башнях излучатели вызывали бы колебания определенной частоты в атмосфере, под башнями в земле должны были располагаться заполненные маслом каналы, в которых с помощью насосов создавались колебания, которые передавались бы земле. Таким образом, получалась замкнутая система, в которой можно было бы отправлять на большие расстояния энергию и радиосвязь. В поисках инвестора Никола Тесла обратился к Джону Моргану, но рассказал лишь про одну из будущих функций Мировой системы — передачу радиосигналов за океан.

Промышленный магнат согласился, но довольно быстро прекратил финансирование проекта, когда, глядя на мощнейший фундамент, обнаружил, что башня в первую очередь предназначена для чего-то еще, а не для передачи радиосигналов. Морган заявил, что его обманули. В прессе разразился бурный скандал. После этого найти других инвесторов Тесле не удалось. Изобретатель вложил в проект все свои сбережения, но этой суммы оказалось недостаточно, чтобы завершить начатое. Недостроенная башня простояла до 1917 года, после чего была взорвана властями, которые опасались ее использования в шпионских целях.

Несмотря на сильное душевное потрясение после неудачи с Мировой системой, Тесла продолжал активно трудиться и патентовать свои изобретения. В последние годы жизни он занимался разработкой безлопастных турбин, устройств для радиообнаружения подводных лодок, а также изучением возможностей получения сверхвысоких напряжений. Умер Никола Тесла в Нью-Йорке в ночь с 7 на 8 января 1943 года. Урну с прахом сначала установили на местном кладбище в Нью-Йорке, позже перенесли в Музей Николы Теслы в Белграде.

Вернуться

Компания Tesla стала одним из самых дорогих автопроизводителей в мире, она обогнала автоконцерн Volkswagen и теперь стоит в два раза больше, чем он. MC.today рассказывает, с чего начиналась история Tesla, как Илон Маск вывел ее из кризиса и кто был настоящим основателем компании.

Что случилось

В начале июня цена одной акции Tesla впервые превысила $1 тыс. (по состоянию на 25 июня акции стоят $960 за штуку – прим. ред.).

Bloomberg пишет, что рыночная капитализация компании составляла более $190 млрд. Дороже стоила только Toyota – $210,5 млрд. При этом в первом квартале этого года Tesla продала примерно 103 тыс. автомобилей, а Toyota – 2,4 млн.

По данным из других источников, Tesla и вовсе стала самой дорогой компанией-автопроизводителем в мире – все зависит от того, как считать.

Компанию Tesla основал не Илон Маск

Сейчас название автопроизводителя Tesla тесно связано с миллиардером Илоном Маском. Но на самом деле основал компанию вовсе не он.

Илон Маск

Инженер-электротехник Мартин Эберхард и компьютерный разработчик Марк Тарпеннинг в начале 2000-х хотели создать новый быстрый спортивный автомобиль, который при этом не сжирал бы топливо.

Тогда Эберхард присоединился к AC Propulsion (калифорнийская компания, специализирующаяся на технологиях для электромобилей – прим. ред.), которая тогда разрабатывала спортивный электрокар Tzero. Тот был быстрым, но стоил запредельно дорого – $220 тыс. за автомобиль.

Эберхард его доработал: Tzero разгонялся до 100 километров в час всего за 3,6 секунды, мог развивать скорость до 480 км/час, а весил всего 230 кг (для сравнения: автомобиль Tesla Model 3 весит в среднем 1,7 тыс. кг – прим. ред.). Но AC Propulsion отказались запустить прототип Tzero в производство.

Тогда 1 июля 2003 года Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали Tesla Motors. Они хотели производить электрокары с литий-ионными батареями и асинхронным двигателем, которые уже опробовали на Tzero.

Первые инвестиции

У Эберхарда и Тарпеннинга не было денег на развитие Tesla. Общими усилиями они привлекли несколько миллионов долларов, но этого было мало для создания первой модели.

Тогда они вспомнили о знакомстве с Илоном Маском. На тот момент он уже продал PayPal за $1,5 млрд и был привлекательным инвестором. Он вложил в Tesla Motors $7,5 млн и стал председателем совета директоров компании.

Так Tesla начала расти и разрабатывать свой первый автомобиль The Roadster. В мае 2006 года первая версия была готова. Ее показали инвесторам и получили еще $40 млн. Из них $12 млн вложил сам Маск, остальное – венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners и несколько частных инвесторов (в числе последних были даже основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин).

В 2006 году Tesla провела большую презентацию The Roadster в Санта-Монике, на которую пригласили 350 человек – политиков, миллиардеров и кинозвезд. После этого за две недели компания продала 127 автомобилей за $100 тыс., и о ней заговорили.

Tesla The Roadster

Кризис в компании

В 2006 году между Илоном Маском, Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом случился конфликт. В прессе Маска называли «ранним инвестором», но сам он утверждал, что наравне с основателями принимал участие в разработке концепции The Roadster.

Одновременно с этим разошлись взгляды руководителей и по многим другим вопросам. Из-за постоянных споров выпуск электрокара затягивался. Штат компании рос, бухгалтерия и управление становились все запутаннее. Эберхард не справлялся с управлением автоконцерном.

Из-за неэффективных зарубежных партнеров, нечеткой бухгалтерии и ошибочных расчетов себестоимость машины была почти $200 тыс. – притом что Tesla собиралась продавать ее по $85 тыс.

Маск считал, что именно Эберхард просчитался в управлении компанией, когда позволил ценам комплектующих так сильно вырасти. Кроме того, Маск был уверен, что тот скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству.

Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед ассоциацией автожурналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. По телефону он сказал, что тот покидает пост руководителя компании.

Команда Tesla

Как Илон Маск вывел Tesla из кризиса

После Эберхарда Tesla примерно год управляли сперва Майкл Маркс, а затем Зеев Дрори. Но Илон Маск все сильнее погружался в управленческие процессы компании, пока в октябре 2008 года не стал генеральным директором.

Forbes пишет, что Маск сразу предстал перед работниками компании жестким и агрессивным, но эффективным руководителем.

Первым делом он выступил с речью перед сотрудниками и заявил, что отныне все будут работать по выходным и спать прямо на работе, пока не добьются успеха. Когда ему возразили, что люди и так работают на пределе, Маск сказал: «У вас будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся».

Теперь все должны были работать над снижением себестоимости каждой детали. Если человек не мог решить задачу, он терял работу. Если не мог обосновать цифры, его тоже увольняли. Маркетологов Маск заставлял убеждать журналистов исправлять негативные статьи, хотя особых аргументов для этого у них не было.

Финансовый директор Tesla Motors Райан Поппл говорил, что хотя Маск и бывал деспотичным и вспыльчивым, он всегда был готов выслушать чье-то обоснованное мнение и изменить свое, если найдутся веские доводы.

Несмотря на жесткую политику внутри компании, деньги все равно заканчивались. Разработка Roadster обошлась в $140 млн, притом что в 2004 году в бизнес-план заложили на это всего $25 млн. Маску пришлось вложить еще несколько десятков миллионов долларов из личных средств.

В марте 2008 года Tesla запустила серийное производство The Roadster. Машина разгонялась до 100 км/час за 3,6 секунды и могла проехать 350 км без подзарядки. Ее максимальная скорость составляла 200 км/час.

К 2012 году Tesla изготовила и продала 2,6 тыс. таких автомобилей.

Прототип второй модели Tesla, Model S, представили в 2009 году. В 2012-м автомобиль сошел с конвейера. Он мог разгоняться до 100 км/час за 3,1 секунду. Одного заряда аккумулятора хватало на 426 километров.

В 2015 году Tesla начала серийный выпуск своего первого полноразмерного кроссовера — Tesla Model X, а в 2017 году выпустила самую экономичную из своих моделей — Tesla Model 3.

В 2017 году компания представила грузовик Tesla Semi. На одном заряде он может проехать до 800 километров, а полная зарядка занимает 40 минут. Без груза машина разгоняется до 100 км/час за 5 секунд, при полной загрузке (36 тонн) — за 20 секунд. Производство планируют начать в этом году.

В 2019 году презентовали еще два автомобиля: внедорожник Tesla Model Y и электропикап футуристической формы Tesla Cybertruck.

За что Tesla любят

Издание Business Insider пишет, что уровень любви владельцев автомобилей Tesla к своим машинам один из самых высоких в этой сфере.

Издание Consumer Reports в прошлом году выпустило рейтинг автомобилей, которыми их владельцы довольны больше всего. Tesla Model 3 заняла первое место. По 100-балльной шкале ее оценили так: 99 баллов за опыт вождения, 84 балла за комфорт и 67 баллов за ценность. 92 % опрошенных заявили, что готовы купить ее снова.

Вот несколько преимуществ Tesla, которые отличают ее от других автомобилей.

Автопилот. В автомобили Tesla встроена система автопилота. Они могут самостоятельно ехать по центру полосы, подстраивать круиз-контроль, парковаться, менять полосы движения.

Также водитель может вызывать Tesla из гаража или парковочного места через приложение. Инженеры компании сейчас работают над усовершенствованием системы: они хотят сделать так, чтобы автомобиль реагировал на дорожные знаки и светофоры.

Безопасность. Автомобили компании являются одними из самых безопасных в мире. В прошлом году модель Tesla Model X получила высший балл за безопасность от организации Euro NCAP, которая занимается оценкой безопасности новых автомобилей.

Машина набрала 94 % по шкале обеспечения безопасности пассажиров в целом и 98 % за безопасность взрослых пассажиров. Таким образом, Model X стала главным претендентом на звание лучшего автомобиля года в своем классе.

Дизайн. Tesla выглядит очень стильно. Главный дизайнер компании – Франц фон Хольфцхаузен. Раньше он работал в компаниях Volkswagen и Mazda. В 2015 году журнал Automobile включил Хольцхаузена в число 25 величайших автодизайнеров всех времен.

В 2008 году Илон Маск лично переманил его на работу в Tesla. В частности, Франц разработал дизайн Tesla Model S, Tesla Model X и Tesla Model 3.

«Фишки». В автомобилях Tesla много дополнительных функций, которые напрямую не влияют на производительность, скорость и качество самого автомобиля, но однозначно радуют владельца.

Кроссовер Model X, например, может «танцевать» под музыку: он открывает и закрывает двери, поворачивает зеркала заднего вида и мигает фарами. Или другой пример: через планшет внутри машин Tesla можно выбрать режим марсохода, где вместо карты местности будет поверхность Марса, а вместо автомобиля – марсоход.

07:00, 24.03.2019 Сюжет: Истории брендов

Новый воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок

Фото: flickr.com/photos/gsfc/

1 июля 2019 года компания по производству электрокаров Tesla отметит свой 16-й день рождения. Ее капитализация уже достигла отметки $50 млрд, однако за все время существования Tesla ни разу не завершала год с чистой прибылью, убыток только за минувший 2018-й превысил $970 млн. Тем не менее Tesla — бренд, доказавший всему миру, что электрические автомобили нужны не только на поле для гольфа, а для бензиновых двигателей уже давно зарезервировано место на музейной полке. О грандиозной подмене Илона Маска, идейных разработчиках Кремниевой долины и скандальных твитах — в материале «Реального времени».

В начале XX века Генри Форд покупал для своей жены электрокары

Начиная рассказ об электромобилях, нельзя не вспомнить о том, что этот рынок существовал и некоторое время даже процветал задолго до Tesla, Мартина Эберхарда, Марка Тарпеннинга и тем более Илона Маска. С начала XX века электрокары уже вовсю бороздили улицы Америки. По данным The Washington Post, в 1901 году примерно 38% автомобилей в Соединенных Штатах были электрическими, 40% — работали на паровых двигателях и лишь 22% — на бензине. Уже в то время улицы многих крупных городов избавлялись от тонн навоза — непременного «спутника» конных экипажей, а бензиновые авто считались слишком грязными и тяжелыми в управлении.

Автоледи с автомобилем производства Anderson Electric Car Company. 1910 год

К 1915 году в Вашингтоне насчитывалось 1 325 электромобилей, примерно столько же было в Детройте, свыше 4 тысяч — в Чикаго и свыше 3 тысяч — в Нью-Йорке. Как писали тогда американские газеты, настоящим лобби электромобилей были женщины: электрооборудование было чище, тише и в разы легче в управлении, чем паровое и тем более бензиновое, которое извергало едкие пары и запускалось с помощью рукоятки. Станции подзарядки для электрокаров располагались преимущественно в многочисленных городских автосалонах. К 1909 году авто на электродвигателях на одной подзарядке могли преодолевать расстояние до 80 миль (около 120 километров).

По-настоящему модными электрические авто в Штатах сделали первые лица Америки. Первой электрический автомобиль начала водить супруга 27-го президента США Уильяма Говарда Тафта — Хелен, чем спровоцировала настоящий бум продаж. Генри Форд, на тот момент производивший свои бензиновые автомобили в Детройте, покупал электрокары для своей жены Клары Джейн — она предпочла их машинам, которые производил ее муж.

Модель The Detroit Electric производства Anderson Electric Car Company, на которой ездила супруга 27-го президента США Уильяма Говарда Тафта

В то время выпуском электрокаров занималось сразу несколько американских компаний, среди которых Baker Motor Vehicle Co., Milburn Wagon Co., Anderson Electric Car Company. Электроавтомобилям прочили большое будущее на мировом рынке, но в ближайшее столетие этому не суждено было сбыться.

Конец эпохе электрокаров положила «Жестяная Лиззи» — авто Ford Model T на бензиновом двигателе, выпущенное Ford Motor Company в 1908 году. Революционная модель Форда впоследствии стала первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. «Жестяная Лиззи» благодаря упрощенной конструкции и низкой себестоимости просто обвалила рынок: Ford Model T продавалась за 650$, тогда как цена сопоставимого по характеристикам электрокара доходила до 1 750$.

«Жестяная Лиззи» — модель Ford Model T на бензиновом двигателе, выпущенная Ford Motor Company

Точку в развитии электрических авто поставил техасский нефтяной бум 1920-х годов: в стране появилось большое количество дешевого топлива, автозаправочные станции строились на дорогах по всей Америке, включая сельские районы, не имевшие доступа к электричеству. К 1930-м годам электромобили практически исчезли.

Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг — начало

История Tesla начинается в 1990 году — с момента знакомства молодого инженера-электротехника Мартина Эберхарда с компьютерным разработчиком Марком Тарпеннингом. На момент первой, случайной встречи обоим было чуть больше 30, и у обоих за плечами был довольно внушительный профессиональный опыт. Оба основателя Tesla родом из Калифорнии, в то время уже зараженной магией Кремниевой долины. Их юность пришлась на время колоссальных прорывов в развитии компьютерных, мобильных и энергетических технологий.

Марк Тарпеннинг родился 1 июня 1964 года в Сакраменто. Получив степень бакалавра в области компьютерных наук в Университете Калифорнии, он начал свою карьеру в конгломерате Textron в Саудовской Аравии. Мартин Эберхард родился 15 мая 1960 года в Беркли, получил степень бакалавра вычислительной техники и магистра электротехники в Университете Иллинойса, после чего занимал должность инженера-электрика в Wyse Technology (производитель систем облачных вычислений до 2012 года). Во время очередной отлучки из королевства в родную Калифорнию в 1990 году Тарпеннинг, заглянув в офис Wyse Technology к старому другу Грегу Ренду, и повстречал Эберхарда.

Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг во время выступления в дискуссионном клубе Стэнфордского университета

Они были полными противоположностями, возможно, поэтому их деловой союз и стал успешным, пишет Business Insider. Тихий, скромный и вдумчивый Марк Тарпеннинг сразу же обратил внимание на гиперэнергичного и харизматичного Мартина Эберхарда, который имел привычку завладевать всеобщим вниманием, как только входил в комнату. Очень быстро из приятельских их отношения переросли в деловые. Инженеры начали проводить совместные консультации для производителей портативных накопителей энергии, работая с зарождающимися формами мобильных компьютеров — ранними мобильниками и ноутбуками. Оба молодых человека понимали, что наступает идеальное время для того, чтобы воспользоваться технологическим импульсом и монетизировать свой опыт.

В 1997 году выбор был сделан. 15 апреля Эберхард и Тарпеннинг основали первую совместную компанию — NuvoMedia. Уже через год предприниматели вывели на рынок одно из первых в мире портативных устройств для чтения — электронную книгу под брендом Rocket eBook. Разработчики не прогадали. В 2000 году начинающие бизнесмены получили одно из тех предложений, от которых не отказываются: медиакомпания Gemstar — TV Guide International предложила за NuvoMedia девятизначную цифру. Вскоре стартап был продан за 187 млн$. К концу 2000 года теперь уже обремененные некоторым состоянием компаньоны начали думать над созданием новой компании. В это время Мартин Эберхард переживает развод.

Мартин Эберхард с электронной книгой Rocket eBook. Фото: businessinsider.com

«Я думал, что должен сделать то, что делает каждый парень после развода, — купить спортивную машину, — рассказывал Эберхард Business Insider в 2014 году. — Но я не мог заставить себя купить машину, которая, проходя 18 миль, съедала галлон топлива, в то время как на Ближнем Востоке шли нефтяные войны, а аргументы в пользу глобального потепления становились все более неоспоримыми».

Ставка AC Propulsion не сыграла, породив Tesla Motors

Эберхард перебрал все возможные варианты энергопотребления, составив сводную электронную таблицу с источниками энергии: водородные топливные элементы, различные вариации бензина и дизельного топлива, природный газ, несколько типов аккумуляторов. Результаты удивили разработчика — в гонке показателей энергоэффективности безусловным лидером стал электрокар. Ученый решил углубиться в вопрос и вышел на компанию AC Propulsion — крупнейшего производителя электроавтомобилей, на тот момент уже выпустившего запредельный по стоимости спортивный электрокар Tzero (по характеристикам Tzero с оригинальной свинцово-кислотной батареей не уступал Lamborghini, было выпущено всего три машины).

Tzero стал живым доказательством того, что электрокар не должен быть медленным. После тест-драйва Эберхард был восхищен, но прекрасно понимал, что автомобиль себестоимостью $220 тысяч никогда не выйдет на рынок. Он решил стать частью команды AC Propulsion, одним из разработчиков Tzero. Главная его цель состояла в том, чтобы сделать из люксового электрокара электромобиль серийного производства. Разработчик заменил свинцово-кислотные батареи на литий-ионные аккумуляторы, аналогичные тем, что используются для ноутбуков. Год от года они становились все дешевле и по характеристикам нисколько не уступали оригинальным батареям Tzero.

Автомобиль Tzero, выпущенный компанией AC Propulsion. Фото: youtube.com

К сентябрю 2003 года, за шесть месяцев, Эберхард завершил доработку Tzero. Теперь машина могла разгоняться до 480 километров в час, весила всего 230 килограммов и разгонялась до 100 километров в час всего за 3,6 секунды. Разработчик предложил основателю и генеральному директору AC Propulsion Тому Гейджу и Алану Коккони запустить прототип нового Tzero на литиево-ионном двигателе в производство, но получил отказ. 1 июля 2003 года Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали Tesla Motors, чтобы заняться коммерциализацией электрокаров с литий-ионными батареями и асинхронным двигателем, уже апробированными на Tzero.

При чем тут Илон Маск?

Как нетрудно догадаться, товарный знак бренда Tesla родился как дань памяти изобретателю Николе Тесле, чью разработку — асинхронный двигатель переменного тока — Эберхард и Тарпеннинг намеревались использовать в своих авто. Первый офис Tesla Motors они открыли в офисном центре калифорнийского города Менло-Парк. В течение всего 2003 года компаньоны будут дорабатывать свою идею и формировать коммерческое предложение, которое могло бы заинтересовать потенциальных инвесторов. Начать разработчики решили с производства двухместного спорткара, после чего постепенно осваивать более массовые сегменты.

Машина должна была обеспечить все преимущества и вобрать в себя все характеристики спортивного автомобиля высокого класса, притом при более низких затратах для клиента и более низкой стоимости ресурсов для планеты. План был таков: разгон до 100 километров в час за 3,9 секунды, ноль выхлопных газов и отпускная цена ниже половины стоимости самого дешевого спортивного автомобиля. В качестве основы нового электрокара решено было использовать модель Elise британского производителя гоночных машин Lotus, некоторые комплектующие Tesla заимствовала у Tzero. К началу 2004 года все соглашения были подписаны, Эберхард и Тарпеннинг могли начать поиск инвесторов.

Илон Маск Фото: https://twitter.com/elonmusk/media

Совместными усилиями от венчурных фондов, семьи и друзей партнерам удалось собрать несколько миллионов долларов, но этого было слишком мало. Ключевой инвестор все никак не находился. Эберхард и Тарпеннинг вспомнили о своем знакомстве с Илоном Маском в 2001 году на конференции Mars Society в Стэнфорде, где тогда уже известный соучредитель PayPal Inc. выступал в качестве основного спикера, заражая всех «космическими» идеями. В 2002 году PayPal Inc. была продана eBay за $1,5 млрд.

Сделка превратила 31-летнего Илона Маска в состоятельного бизнесмена и перспективного инвестора. В мае 2002 года он основал еще одну компанию Space X, которая разрабатывает, производит и запускает передовые ракеты и космические аппараты, провозглашая своей миссией «сокращение расходов на полеты в космос» и «открывая путь к колонизации Марса». После презентации Маск согласился вложиться в Tesla Motors и стал председателем совета директоров компании Эберхарда и Тарпеннинга. По данным Business Insider, первый раунд инвестиций составил $7,5 млн.

Размолвка Маска с Эберхардом: так не могло продолжаться вечно

«Тесла» была неслыханным стартапом. Эберхард и Тарпеннинг замахнулись на выпуск машины, которая должна была доказать всему миру — электрокары нужны не только на поле для гольфа. При этом они были очень далеки от сферы автомобилестроения, все для них было в новинку. Это не могло не сказаться на сроках выпуска первой модели — буквально всему приходилось учиться с нуля, в проблему превращалась каждая мелочь, вспоминал спустя годы Тарпеннинг.

Эскизы-финалисты конкурса дизайна для The Roadster. Фото: businessinsider.com

Tesla продолжала расти и разрабатывать свой первый автомобиль — The Roadster. Компания открыла собственное производство во Фремонте, на фабрике площадью 5,5 млн квадратных футов, которая раньше принадлежала Toyota и General Motors. К 2006 году штат компании состоял уже из сотни с лишним сотрудников. В мае был готов первый прототип нового гоночного электрокара — EP1. На втором инвестраунде было собрано порядка $40 млн. По информации Forbs, $13 млн инвестировал Илон Маск, остальная сумма была собрана из взносов крупнейших американских венчурных фондов Valor Equity Partners, Compass Technology Partners, VantagePoint Capital Partners и бизнес-ангелов, сооснователей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Стало очевидно, что Tesla Motors должна выходить в информационное поле. Компания подписывает соглашения с несколькими рекламными агентствами. 19 июля 2006 года Tesla провела большую презентацию прототипа The Roadster в Санта-Монике. В список из 350 приглашенных гостей вошли крупные политики, кинозвезды и миллиардеры, в числе гостей был даже на тот момент губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Целью презентации было формирование «Списка ста» — ста первых покупателей автомобиля The Roadster. Гостям предлагалось взять на вечеринку чековую книжку, провести тест-драйв прототипа и купить эксклюзивную модель со специальной табличкой с подписью Эберхарда, Тарпеннинга и Маска за $100 тысяч.

Арнольд Шварценеггер на презентации Tesla. Фото: wikipedia.org

После тест-драйва EP1 проявилась новая волна проблем и недоделок The Roadster. Вся команда Tesla Motors вновь взялась устранять несовершенства. Тем временем пиар сделал свое дело. В течение двух недель после презентации Tesla продала 127 автомобилей. О компании заговорили — публикации начали появляться в The Washington Post, The New York Times и других вестниках Америки. Правда, не все из них устраивали Илона Маска.

2006 год считается датой начала конфликта главного инвестора Tesla с ее основателями — Эберхардом и Тарпеннингом. Маск был возмущен своей ролью «раннего инвестора Tesla», которую ему приписывали журналисты и общественность. Он настаивал на том, что наравне с основателями принимал участие в разработке концепции The Roadster. Забегая вперед отметим, что позже Маск станет задним числом именовать себя сооснователем компании, спровоцировав путаницу.

Производство Tesla. Фото: http://tesla-forum.ru

Непонимание в верхушке Tesla накапливалось. Параллельно кипела работа над The Roadster, вопросы оставались незакрытыми буквально по каждому направлению — от серийного проектирования до приобретения деталей и тестирования надежности, утверждал Эберхард в разговоре с Business Insider. Стоило команде завершить работы над какой-либо деталью, как поступали все новые предложения по оптимизации. Выпуск электрокара затягивался. Штат все рос, бухгалтерия огромного предприятия становилась все более запутанной, и Эберхард больше не мог совмещать все менеджерские функции с работой над The Roadster. Остро встал вопрос о поиске нового гендиректора, который смог бы разгрузить Эберхарда.

Ответственность за срыв сроков выпуска первой модели Tesla во многом лежит и на Илоне Маске, сходятся во мнении американские СМИ. Он всегда отличался собственным взглядом на стиль The Roadster и часто вносил конструктивные предложения, но редко присутствовал в офисе, а это означало, что его предложения всегда создавали хаос. Маск и Эберхард проводили часы за спорами о «начинке» и эстетике электрокара, а новый гендиректор Tesla так и не был найден. Эберхард же перестал справляться со всеми административными обязанностями.

Производства комплектующих и деталей для The Roadster располагались в десятках стран Европы и Азии, из-за недостатка внимания к выбору зарубежных партнеров, нечеткой бухгалтерии и ошибочных расчетов себестоимость машины возросла с предполагаемых $85 тысяч до почти $200 тысяч. Существуют разные точки зрения относительно виновника первых неудач The Roadster. Мы не будем углубляться в гипотезы, но, как бы то ни было, по настоянию совета директоров Tesla 8 августа 2007 года Эберхард подал в отставку, получив пост президента по технологиям. О решении совета основателя компании известил по телефону Илон Маск.

Производство Tesla. Фото: http://tesla-forum.ru

Расставание Эберхарда с Tesla было грязным: судебные разбирательства о клевете и размере выходного пособия длились несколько лет. Временно руководящий пост в компании занял бывший генеральный директор производителя электроники Flextronics Майкл Маркс. Уже 27 ноября 2007 года Маркс был заменен Зеевом Дрори, бывшим гендиректором автопроизводителя Clifford Electronics. Илон Маск же все глубже погружался в дела Tesla. К тому моменту его управленческие навыки уже не вызывали ни у кого вопросов. Он заработал славу жесткого, агрессивного, временами даже тираничного, но эффективного управленца. За год Маск фактически выстроил заново всю систему управления Tesla, существенно перетасовав штат. В конце 2007-го компанию покидает Тарпеннинг, не смирившийся с нововведениями.

Поехали!

Жесткое управление Маска давало свои результаты: еще до выхода The Roadster о Tesla знал весь мир. К 2008 году компания, наконец, была готова выпустить свой первый электрокар. Правда, к тому моменту, проведя контрольную ревизию, Tesla пришла к неутешительным результатам: разработка машины обошлась в $140 млн, в пять раз превысив изначально заложенный бюджет. Нельзя было игнорировать и падающий рынок автомобилей — ведущие мировые автоконцерны один за другим объявляли о банкротстве, а Tesla выводила в свет The Roadster. Чтобы спасти компанию, Илон Маск вкладывает еще несколько десятков миллионов долларов из личного бюджета и вновь обращается к инвестфондам. После того как ситуацию удается уравновесить, в октябре 2008 года Маск становится гендиректором Tesla.

Салон Tesla. Фото: autotesla.ru

В марте было запущено серийное производство The Roadster. Модель оказалась успешной — уже к 2012 году количество сошедших с конвейера машин составило 2 600 единиц. Характеристики электрокара превзошли все ожидания — машина разгонялась до 60 миль (100 км) в час за 3,6 секунды и могла проехать 220 миль (350 км) без подзарядки, The Roadster разгонялся до 125 миль (200 км) в час и фактически стал первым в мире доступным полностью электрическим автомобилем. Поскольку контракт Tesla с Lotus на поставку 2,5 тысячи машин истек в конце 2011 года, в 2012 году модель перестала продаваться.

Прототип второй модели Tesla — Tesla Model S — был представлен в 2009 году в Германии на Франкфуртском автосалоне. Второй электрокар Маска вышел с конвейера в 2012 году. На одном заряде аккумуляторов модель S может проехать 426 километров. Время полной зарядки аккумуляторов было снижено до 30 минут. В самой дорогой комплектации автомобиль способен разгоняться до 100 километров в час за 3,1 секунды. Цены на Model S начинаются от $75 тысяч. В 2015 году Tesla начинает серийный выпуск своего первого полноразмерного кроссовера — Tesla Model X, способного преодолеть на одном заряде порядка 500 километров.

Со временем Маску удается приблизить реальность к миссии, заявленной Tesla: стоимость электрокаров снижается, а характеристики не уступают машинам на бензиновых двигателях. В 2017 году компания выпускает свою самую экономичную модель — Tesla Model 3, цена стандартной версии которой не превышает $35 тысяч. Модель была представлена публике 1 апреля 2016 года. Презентация прототипа состоялась годом ранее, и уже за первую неделю предпродаж машину зарезервировали 325 тысяч человек.

Электрогрузовик Tesla Semi Фото: wikipedia.org

Но на этом Маск не останавливается: 16 ноября 2017 Tesla провела презентацию электрогрузовика Tesla Semi, поставки которого начнутся в 2019 году. Без подзарядки аккумулятора Tesla Semi может преодолеть расстояние до 800 километров. Без груза машина разгонятся до 100 км/ч за 5 секунд, а при полной загрузке в 36 тонн время разгона составит 20 секунд. Аккумулятор электрического тягача полностью заряжается всего за 40 минут. Любопытно, что уже в 2017 году компания получила заказы на Tesla Semi от мировых корпораций. Известно, что только PepsiCo забронировала 100 электрогрузовиков для собственной логистической службы.

В марте 2019 года Tesla провела презентацию своего первого внедорожника, шестой по счету модели, Model Y. Серийный выпуск машин начнется только осенью 2020 года. Model Y обладает запасом хода без подзарядки в 370 км и до 100 километров в час разгоняется за 5,9 секунд. Максимальная скорость автомобиля составит 193 километра в час. В базовой комплектации авто обойдется в $39 тысяч.

В 2014 году капитализация Tesla, по данным Forbes, составляла $28 млрд, за минувшие 5 лет она достигла отметки $50 млрд. Хотя многие эксперты и сейчас называют компанию Маска «мыльным пузырем», который вот-вот лопнет. В 2018 году выручка Tesla составила $21,4 млрд, но за все время существования компания ни разу не завершала год с чистой прибылью, убыток за минувший 2018-й превысил $970 млн. Сам Илон Маск за годы у руля Tesla прославился своими неосторожными и сомнительными, часто противоречивыми высказываниями в Twitter. В своем аккаунте соцсети он не раз был уличен в даче несбыточных обещаний о наращивании выпуска авто, получении прибылей и выкупе акций Tesla, находящихся в свободном обращении с целью сделать компанию частной. Американская комиссия по ценным бумагам обвинила бизнесмена в мошенничестве и попытке поднять курс акций. После судебных разбирательств в сентябре 2018 года Маск был отстранен от должности председателя совета директоров, заплатил штраф в $20 млн и был вынужден согласиться согласовывать свои посты в соцсетях.

Интернет-газета «Реальное время» Бизнес

Уже со следующей недели известный программист и разработчик одного из самых популярных языков программирования Swift Крис Латтнер начнет работать на компанию Google. Если быть точным, Латтнер присоединится к команде разработчиков исследовательского подразделения Google Brain, специализирующегося в основном на ИИ и смежных технологиях. О новом месте работы Латтнер сообщил в своем твиттере.

Отметим, что за этот год, который, к слову, еще далек от завершения, Латтнер менял работу уже несколько раз. В начале года он оставил должность руководителя подразделения Developer Tools Department в компании Apple, которой отдал 11 лет своей жизни ради поста главного разработчика автопилота электромобилей Tesla. Но не успев проработать на новом месте и полгода Латтнер в начале этого лета сообщил о своем уходе из компании Илона Маска, поскольку Tesla, как он выразился, ему «совсем не подходит».

Латтнер не сказал, чем конкретно будет заниматься в Google Brain, но дал смелое обещание сделать ИИ «доступным для всех». В то же время источники Bloomberg сообщают, что на новой должности Латтнер займется развитием TensorFlow, свободной программной библиотеки для машинного обучения. В идеале опыт Латтнера должен помочь упростить создание систем на базе TensorFlow и обеспечить их плавную работу на ПК и даже смартфонах. Разумеется, нет никаких гарантий, что Латтнер сделает TensorFlow столь же успешным, как Swift, но потенциал, безусловно, тут все же имеется.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *