Тим бертон все фильмы

Тим бертон все фильмы

«Битлджус» (1988)

Начало творческого пути Бертона проходило в студии Уолта Диснея, где Тим был дизайнером персонажей, а затем аниматором. Работа в корпорации ему откровенно не нравилась (позднее он сравнивал ее со службой в армии), однако, даже уйдя из Disney и уже добившись статуса большого режиссера, мультипликатором Бертон быть не перестал — в большинстве его произведений отголоски «мультяшного» прошлого видны невооруженным взглядом. И особенно сильно это заметно в «Битлджусе», первой по-настоящему крупной работе кинематографиста.

Реклама

Картина, в которой снялись Алек Болдуин, Джина Дэвис, Вайнона Райдер и, конечно же, Майкл Китон, рассказывает о семейной чете Мейтленд, погибающей в автокатастрофе, превращающейся в призраков и вынужденной с горечью наблюдать, как в их любимый дом заселяется пара из Нью-Йорка.

С целью изгнать чужаков призраки нанимают профессионала — «специалиста в экзорцизме живых» по имени Битлджус.

Лента уникальна тем, что даже спустя 30 лет после премьеры она не выглядит глупой, дешевой и откровенно устаревшей — с «фильмами детства» подобное, как известно, нередко случается. А уж местные шутки и вовсе кажутся едва ли не эталонным: юмор тут и черный, и массовый, и действительно смешной.

«Бэтмен» (1989)

«Бэтмен» Бертона — абсолютная классика жанра и настоящая сенсация своего времени. Это сейчас фанаты комиксов должны едва ли не жить в кинотеатре, чтобы поспевать за всеми тематическими новинками, а в конце 80-х качественное супергеройское кино было чем-то из ряда вон.

Получив в своем распоряжение гениальный актерский состав (Китон, Джек Николсон и Ким Бейсингер), режиссер каким-то образом сумел не просто экранизировать хитовую историю о Брюсе Уэйне, но еще и не изменить себе — этот «Бэтмен» ни с чем не спутать именно из-за бертоновской мрачной сказочности и характерной для кинематографиста картинки. Фильм имел огромный коммерческий успех, удостоился «Оскара» за декорации, а уже в 2015-м косвенно победил на премии еще несколько раз — создатель «Бердмэна» Алехандро Гонсалес Иньярриту должен был выслать Бертону как минимум половину одной из статуэток за возможность наполнить драму чудесными отсылками.

«Эдвард руки-ножницы» (1990)

Первая совместная работа Бертона и Джонни Деппа, главного актера в карьере кинематографиста (тезис работает и в обратную сторону).

История о существе с огромными ножницами вместо рук — это идеальная во всех смыслах сказка, одновременно и ни на что не похожая, и отвечающая всем канонам жанра.

Фильм, учитывая по-настоящему страшные внешние характеристики его главного персонажа, имел бы все шансы стать ужастиком для категории «18+», однако в волшебных руках Бертона превратился в произведение, обязательное к просмотру всем детям земли, ведь у этого кино точно есть душа. А еще это последняя роль культового актера Винсента Прайса, кумира юности режиссера — параллельно со съемками «Эдварда руки-ножницы» Бертон работал над документальной лентой «Разговоры с Винсентом», но из-за смерти Прайса она так и осталась незавершенной.

«Эд Вуд» (1994)

Комедийная драма о жизни одного из самых одиозных (и худших) режиссеров Голливуда, снятая по биографической книге Рудольфа Грея «Кошмар экстаза», откровенно провалилась в прокате, однако пришлась по душе многим критикам и ценителям авторского кино. Это тот нечастый случай, когда картина, не зарабатывающая в кинотеатрах и трети собственного бюджета, гремит на «Оскаре» — у «Эда Вуда» сразу две статуэтки.

Приятная глазу черно-белая картинка, тончайшие детали жизни индустрии 50-х годов и яркие исполнители ведущих ролей (Депп, Мартин Ландау, Билл Мюррей и Сара Джессика Паркер, еще ни разу не Кэрри Брэдшоу) создают эффект полного погружения в то время и заставляют сопереживать главному герою: непонятому бездарю, очень сильно любившему кино.

«Сонная лощина» (1999)

«Сонная лощина», вольная адаптация романа Вашингтона Ирвинга о терроризирующем людей всаднике без головы — это одно из самых минорных произведений Бертона.

Здесь практически нет кривляний персонажей и классического юмора режиссера, зато хоть отбавляй по-сказочному гнетущей атмосферы печали и всеобщего ужаса.

Согласно доброй традиции, фильм буквально пышет громкими именами — все тот же Депп, молодая красавица Кристина Риччи и Кристофер Уокен. Последний, к слову, сыграл в готической истории абсолютно бесплатно: просто чтобы сняться у гениального кинематографиста.

«Крупная рыба» (2003)

Пожалуй, самая светлая и теплая работа режиссера, настоящее семейное кино в лучшем смысле слова, после которой более-менее все захотят быть чуточку добрее.

Это очередная великолепная сказка за авторством Бертона, однако в отличие от многих других его фильмов она — несмотря на обилие характерных для жанра персонажей — очень легко сопоставляется с реальностью, что делает ленту еще более уникальной и созидательной.

«Крупная рыба», к слову — первая картина из списка с участием Хелены Бонем Картер, на данный момент уже бывшей супруги Тима, с которой он прожил в браке почти 15 лет.

«Труп невесты» (2005)

Здесь вполне бы мог оказаться не «Труп невесты», а уж точно не менее гениальный «Кошмар перед Рождеством», однако в оном Бертон, будучи автором сценария, был вынужден уступить режиссерское кресло из-за плотного графика, тем самым недодав произведению частичку себя.

В 2005-м, к счастью, кинематографист все-таки сумел выделить время для мультфильма о жизни и смерти — и сделал из него очередной шедевр. Помимо превосходной анимации, произведение (по классике Бертона) поражает легко уживающимися в кадре противоречиями: радость и грустью, надеждой и тоской, добрыми мертвецами и злыми людьми. Нельзя не отметить и то, что «Труп невесты» стал первым в истории фильмом, созданным с помощью цифровой фотокамеры.

Краткая биография

Родился 25-го августа 1958-го года. Детство будущего культового мастера, воплотившего на экране самые невероятные образы и истории, и ставшего главным творцом мрачных, стильных и ироничных картин, прошло в небольшом городке в Калифорнии. Родители режиссера были далеки от искусства, хотя его брат — Дэниэл Бертон также прославился, став известным художником.

Уже в раннем детстве Бертон, который по его собственному признанию чувствовал себя одиноким ребенком и общению со сверстниками предпочитал походы в кино да панк-музыку, увлекался рисованием. Восприятие родного города мастером нашло отражение в фильме «Эдвард руки-ножницы».

После окончания школы он поступает в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации, где продолжает рисовать и придумывать истории для мультипликационных и художественных фильмов. Вместо написания учебных работ Бертон занимается созданием короткометражных фильмов. Большинство его задумок и работ, созданными в период учебы в школе и университете, считаются утерянными.

После получения диплома об окончании университета, художник получает приглашение от студии Уолта Диснея на должность дизайнера персонажей, а затем и аниматора. Работая на студии, откуда его несколько раз увольняли и приглашали вновь, Бертон принял участие в создании таких работ, как «Властелин Колец» и «Трон». Но позднее он сравнил работу в студии «Дисней» со службой в армии.

Первый фильм режиссера «Франкенвини», созданный в 1984-м году, не был выпущен в прокат, так как руководители студии посчитали его слишком мрачным и не попадающим в привычный формат мультфильмов студии «Дисней». Несмотря на это, «Франкенвини» в виде промо-копий для студий попал в руки комику Полу Рубенсу, который оценил талант и нестандартный взгляд Бертона на окружающую действительность. Именно благодаря Рубенсу Бертон получил заказ на съемку своего первого полнометражного фильма снять «Большое приключение Пи-Ви».

Примечательно, что все дальнейшее творчество Тима Бертона делят на два больших периода, которые характеризуются присутствием в его жизни подруг, ставших музами режиссера. За время совместной жизни с художницей, танцовщицей стриптиза и актрисой Лизой Мэри Бертон снял такие шедевры как «Эдвард руки-ножницы», «Эд Вуд», «Марс атакует» и «Сонная Лощина», закрепившие тандем Бертон-Депп на кинематографической «аллее славы». Джонни Депп снялся в большинстве фильмах режиссера и воплотил на экраны много запоминающихся образов.

В этот период Тим Бертон работает над огромным количеством проектов, что помешало ему принять участие в ряде фильмов, ставших в последствии знаменитыми.

Первый большой успех пришел к Бертону с фильмами «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.), возродившими «бэтмениаду» как культурное явление 1990-х годов.

В 2001-м году на съемках фильма «Планета обезьян» у Бертона начинается роман с известной британской актрисой Хеленой Бонэм Картер. За 10-летие с 2001-го по 2012-й год режиссер снял такие фильмы, как «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Примечательно, что «Крупную рыбу» критики и зрители посчитали неудачей режиссера и даже начали говорить о творческом кризисе мастера, несмотря на глубокий сюжет и блестящий актерский состав. Тем не менее, фильмы, вышедшие в мировой прокат после «Крупной рыбы», в том числе ожидаемый поклонниками мастера, фильм «Алиса в стране чудес», только подтвердили статус Бертона как одного из самый необычных и ярких режиссеров современности.

Мрачный сказочник: Тим Бертон празднует 60-летие Тим Бертон Фото из открытых источников 17:3025.08.2018

Блог о Кино

Редакционный блог

Чаще всего в своих работах режиссер исследует темы смерти и ненормальности. Причем делает это с непревзойденной легкостью и иронией

Визитная карточка сегодняшнего именинника – странность. Именно ею пропитано все творчество Тима Бертона, начиная от первых короткометражек и заканчивая последней вышедшей картиной (имеющей, к слову, довольно символическое название) «Дом странных детей Мисс Перегрин». И даже его «Алиса в Стране чудес», которая в принципе описывает причудливый мир сновидений, получилась экстравагантней привычного. О ней и других фильмах этого безусловно талантливого и мрачного сказочника мы и предлагаем поговорить по случаю его юбилея.

Большое приключение Пи-Ви (1985)

Семейная комедия о приключениях чудаковатого, но бесконечно доброго и оптимистичного юноши по имени Пи-Ви стала для Бертона настоящим прорывом. До этого он неоднократно выпускал любительские короткометражки и даже снял с друзьями один полный метр (авангардистский сборник «Луау – вечеринка по-гавайски»), однако большую часть времени посвящал работе на студии Disney, с которой у него складывались сложные и противоречивые отношения. Тем не менее именно там он создал свою 30-минутную пародию на ужасы «Франкенвини», благодаря которой его заметили. В том числе и комик Пол Рубенс – автор идеи и главный герой «Приключений Пи-Ви».

Битлджус (1988)

Контракт с Disney предполагал еще одну работу для студии. Ею стал ужастик «Битлджус», изначально имеющий все шансы остаться на задворках кинематографа. Однако талантливая постановка Бертона и возникший к автору интерес позволили комедии о приключениях семейной парочки привидений не только достучаться до широкой аудитории, но и получить «Оскар» за лучший грим.

Бэтмен (1989)

Не все знают, но не обошел сказочник своим вниманием и супергеройскую тему. Задолго до возникновения современных комиксных киновселенных и даже до того, как появилась на свет знаменитая нолановская трилогия о Бэтмене, Тим рассказал о нем свою историю. Брюса Уэйна в ней сыграл Майкл Китон, а его главного соперника Джокера (прославленного последующими исполнителями) – уже на тот момент оскароносный Джек Николсон. К слову, и сам фильм удостоился чести получить аналогичную статуэтку в категории «Лучшие декорации». Тремя годами позже Бертон создал продолжение («Бэтмен возвращается») – чуть более зрелое, но в такой же степени готическое кино, собравшее хорошую кассу и отзывы.

Эдвард руки-ножницы (1990)

Между упомянутыми работами режиссер успел снять картину, позволившую без всякого преувеличения заговорить о нем как о состоявшемся авторе с собственным выразительным стилем и кинематографическим языком. Пропитанная меланхолией и некой фатальностью, эта повесть о человекоподобном существе с ножницами вместо рук получила уже привычную для сказочника номинацию на «Оскар» в категории «Лучший грим» и прочно закрепилась в различных списках мировых киношедевров. Любопытно также и то, что именно «Эдвард» стал первым совместным проектом Тима с Джонни Деппом, сотрудничество с которым, как известно, стало причиной появления огромного количества великолепных и захватывающих фильмов.

Эд Вуд (1994)

А в этой любопытной драматической комедии, главную роль в которой тоже исполнил Депп, Бертон решил поведать о реальной личности. А именно – о голливудском деятеле Эдварде Вуде, получившем впоследствии звание худшего режиссера всех времен. История этого необычайного и в чем-то скандального человека, рассказанная постановщиком со свойственным ему гротеском, но все же в несколько сдержанной манере, получила два «Оскара» и еще несколько премий. Однако в прокате, к сожалению, не окупилась.

Сонная Лощина (1999)

Спустя пять лет и пару других проектов Тим решил вернуться к своему любимому жанру – мрачной мистической сказке. Вооружившись рассказом популярного американского писателя Вашингтона Ирвинга и собрав отличный актерский состав, он предложил зрителю свою версию страшилки о всаднике без головы. В ней постановщик традиционно много внимания уделил визуальной и музыкальной составляющим, за что был щедро вознагражден – на счету картины как минимум один тематический «золотой болванчик» и еще пара престижных призов.

Крупная рыба (2003)

А эту фантастико-философскую мелодраму без преувеличения можно назвать одной из лучших работ автора. Она не заработала заметных кинонаград, зато долгое время входила в топ-250 фильмов по версии IMDb. Да и сейчас регулярно попадает в разного рода тематические рейтинги. «Крупная рыба» поднимает важные вопросы взросления и семейных отношений, на конкретном примере показывая, что в жизни всегда есть место чуду. Лента пропитана не самым типичным для Бертона оптимистичным настроением, что делает ее еще более выразительной и символичной.

Труп невесты (2005)

«Труп невесты» – еще одно замечательное творение Тима, которое может похвастаться пятой позицией в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. Более того, именно эта работа принесла режиссеру первую персональную номинацию на «Оскар» (в категории «Лучший анимационный фильм»). В ней он вновь поднимает тему загробной жизни, однако делает это в довольно светлой (несмотря на всю потенциальную мрачность) манере. Анимация наполнена большим количеством музыкальных номеров и черного юмора и во многом перекликается с мультяшным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством» (1993), в котором Бертон выступил сценаристом и продюсером.

Алиса в Стране чудес (2010)

Размашистая бертоновская экранизация культовой сказки Льюиса Кэрролла также может похвастаться местами в рейтингах, правда на этот раз денежных – самых дорогих и, более того, прибыльных фильмов в истории кино. Так, при бюджете в 200 миллионов долларов лента собрала в мировом прокате рекордную сумму – больше миллиарда. Несмотря на это, «Алису» сложно назвать лучшей работой в фильмографии режиссера – кто-то ругает ее за несоответствие литературному источнику, а кто-то за чрезмерную сумбурность. И все это, увы, небезосновательно. Впрочем, как и тот факт, что Тиму все равно удалось создать захватывающий и объемный мир, в который хотя бы единожды стоит окунуться каждому.

Франкенвини (2012)

За последние годы постановщик выпустил еще несколько заметных проектов, выделить из которых хочется «Франкенвини» – полнометражный мультфильм, в основу которого легла его же ранняя работа. В мультфильме Бертон в своей причудливо-ироничной манере обыгрывает историю знаменитого доктора Франкенштейна и его творения, правда, воскрешая не человека, а пса. Анимация получила очень хорошие отзывы критиков, номинацию на «Оскар» и вместе с «Трупом невесты» вошла в десятку самых кассовых кукольных мультфильмов.

Татьяна Ахапкина

25 августа американскому режиссеру Тиму Бертону исполняется 62 года. В начале карьеры его несколько раз увольняли из студии «Дисней», а потом звали обратно. Первую короткометражку Бертона руководство его студии вообще запретило к показу: тогда казалось, что мультфильм напугает маленьких зрителей. Впрочем, то, что тогда возмутило работодателей Бертона, затем стало его фирменным стилем, полюбившимся миллионам зрителей.

Режиссер снимает в фильмах своих возлюбленных, в честь которых исследователи называют периоды творчества Бертона. На рубеже веков закончился период Лизы Мари, началось время Хелены Бонем Картер. Правда, и этот период кончился в 2014 году: после 13 лет совместной жизни пара объявила о расставании. Кажется, его вечной музой останется только Джонни Депп.

В честь дня рождения великого и ужасного Тима Бертона редакция собрала 9 самых ярких картин режиссера.

«Битлджус» (1988)

Beetle Juice

кадр: The Geffen Company

Молодая семейная пара Адам и Барбара Мейтленды после нелепой автокатастрофы становятся привидениями. В загробном мире бюрократии не меньше, чем в мире живых: очередь из усопших, ждущих своего распределения, исчисляется миллионами. Герои оказываются заперты в собственном доме на полтора века. Все бы ничего, но в уютное гнездышко Мейтлендов въезжают новые эксцентричные хозяева и превращают его в в сюрреалистичную галерею. Наличие в доме двух призраков нисколько не смущает семейку, а их дочь-гот Лидия даже умудряется подружиться с ними. Выжить ненавистных хозяев помогает биоэкзорцист Битлджус, изгоняющий все живое на радость мертвым.

«Бэтмен» (1989) кадр: Warner Bros. Pictures

В раннем детстве Брюс Уэйн стал свидетелем убийства своих родителей. Со временем он принимает решение бороться со злом — так появляется Бэтмен, спасающий Готэм от преступности. Уэйн не обладает суперспособностями, но его главным оружием становятся технологии. Бэтмену предстоит сразиться с мечтающим отравить весь город Джокером, в котором герой узнает убийцу своих родителей.

«Эдвард руки-ножницы» (1990)

Edward Scissorhands

кадр: 20th Century Fox Film Corporation

В замке на холме живет Эдвард, созданный и воспитанный ученым. Молодой человек с ножницами вместо рук попадает в небольшой город, где быстро завоевывает известность. Он стрижет кусты, домашних животных и благородных дам и даже строит планы по открытию собственной парикмахерской. Главный герой влюбляется в местную девушку Ким, молодой человек которой подставляет своего противника. Спасая от машины младшего брата возлюбленной, Эдвард ранит мальчика. Разгневанные жители готовы вершить самосуд, а Эдвард — первый, кто попадает под подозрения.

«Сонная Лощина» (1999)

Sleepy Hollow

кадр: Paramount Pictures

В небольшом поселении совершена серия ужасных преступлений: три человека лишились головы при загадочных обстоятельствах. Местные жители уверены, что причиной всему неупокоенный дух всадника без головы. Легенда гласит, что во времена освободительной войны Гессенский всадник был обезглавлен в Сонной лощине. Расследовать преступление отправляется констебль Крейн из Нью-Йорка. Главный герой отрицает существование потусторонних сил и пытается объяснить происходящее с научной точки зрения. Но расследование доказывает, что призрак действительно существует, как существует и тот, кто разбудил дух всадника.

«Планета обезьян» (2001)

Planet of the Apes

кадр: 20th Century Fox Film Corporation

Астронавт Лео Дэвидсон обучает шимпанзе пилотировать космические модули на станции. Во время одной из тренировок подопечный астронавта пропадает в электромагнитной аномалии, капитан Дэвидсон отправляется за ним. Он приземляется на неизвестной планете земного типа. Всем на ней управляют обезьяны, которые охотятся на людей и продают работорговцам. Астронавт попадает к Ари, дочери сенатора, которая разделяет убеждения «Общества защиты людей». Организовав побег, главный герой добирается до места, где сокрыта тайна происхождения обезьян. К своему удивлению, астронавт обнаруживает там находится древнюю космическую астрофизическую базу ВВС США «Оберон».

«Труп невесты» (2005)

Corpse Bride

кадр: Warner Bros. Pictures

Накануне своей свадьбы Виктор сбегает в лес: он репетирует слова брачной клятвы и надевает обручальное колечко на сук дерева, который оказался пальцем мертвой невесты. Герой попадает в подземный мир, где ему рассказывают историю его новой жены. Молодой аристократ убил и обокрал Эмили, которая доверилась его обещанию жениться на ней. Очнувшись уже привидением, девушка поклялась ждать свою настоящую любовь. Виктор обманом выбирается из загробного мира и узнает, что его невесте уже пророчат другого жениха. Виктору придется разрушить брачные обязательства, данные по неосторожности, чтобы вернуться к своей настоящей невесте.

«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

Charlie and the Chocolate Factory

кадр: Warner Bros. Pictures

Маленькому Чарли Бакету случайно достается один из золотых билетов, которые дают право посетить шоколадную фабрики и выиграть главный приз. В компании еще четверых детей мальчик отправляется к Вилли Вонке. Злоупотребляя гостеприимством, один за другим дети выбывают из соревнования. Победителем хозяин фабрики назначает скромного Чарли и предлагает ему отдать шоколадную фабрику, при условии, что мальчик оставит своих родных. Несмотря на тяжелое финансовое положение семьи, мальчик отказывается от такого щедрого подарка.

«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007)

Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street

кадр: Warner Bros. Pictures

Бенджамин Баркер возвращается в Лондон. Пятнадцать лет назад он был обвинен по сфабрикованному делу судьей Терпиным и его помощником Бамфордом, которым герой жаждет отомстить. В городе никто не узнает Баркера, а потому он называется Суини Тоддом. Владелица пекарни миссис Ловетт рассказала, что после отбытия героя на каторгу жену героя насилует судья, а после ищет благосклонности у его подросшей дочери. Тодд одержим местью: он решает вновь открыть цирюльню, в надежде, что его посетителем станет Терпин. Миссис Ловетт помогает герою скрыть тела убитых: пироги с мясом стали пользоваться небывалой популярностью.

«Франкенвини» (2012) кадр: Walt Disney Pictures

Погнавшись за мячом, щенок Спарки попадает под машину. Его хозяин, мальчик Виктор Франкенштейн, решается на отчаянный эксперимент: при помощи сильного грозового разряда он возвращается пса к жизни. Мальчик старательно прячет щенка от окружающих, однако скоро о его тайне узнают родители и одноклассники. Дети решают воспользоваться открытием Виктора и на кладбище оживляют своих бывших питомцев. Один из них, летучий монстр Мистер Кискис, похищает племянницу бургомистра. Первым подозреваемым становится пес Спарки, которого общественность готова сжечь заживо.

Биография

Тим Бертон – американский режиссер, работающий в стиле макабрической готики и отдающий предпочтение сказочным сюжетам с элементами трагикомедии и черного юмора.

Тимоти Уолтер Бертон, более известный нам как режиссер и мультипликатор Тим Бертон, появился на свет в августе 1958 года в калифорнийском городке Бербанк. У него было не очень радужное детство, но именно эти годы и оставили решающий отпечаток на творчестве Бертона, привнеся в него черный юмор и макабрические элементы.

Режиссер Тим Бертон

В, казалось бы, благополучной семье Бертонов, где, кроме Тима, подрастал младший сын, а родители имели неплохой стабильный заработок, мальчик был одинок и обособлен. Он не любил шумных компаний. Время проводил в своей комнате, где почему-то были замурованы и превращены в узкие щели окна. Тимоти читал Эдгара Аллана По и посещал кинотеатр, где смотрел преимущественно фантастику и «ужастики».

Неподалеку от дома Бертонов было муниципальное кладбище. Кроме него, по соседству с жилищем Тима располагались офисы киностудий «Уолт Дисней», «Коламбия пикчерз» и «Уорнер бразерс». Можно сказать, это и была аллегорическая «картинка» всего дальнейшего творчества режиссера, создавшего «Эдварда Руки-ножницы».

Тим Бертон в молодости

В 1976 году Тим Бертон покинул неуютный городок и отправился в Санта-Клариту – калифорнийский город, где располагался институт искусств, основанный Уолтом Диснеем. Здесь будущий режиссер и мультипликатор постигал азы и тонкости профессии.

В 1979 году Бертона приняли в студию «Дисней», где он несколько лет работал аниматором и дизайнером мультипликационных персонажей.

Фильмы

Кинематографическая биография Тима Бертона началась после того, как он снял свои дебютные короткометражки. Это были 6-минутный мультфильм «Винсент» и короткометражный анимационный фильм «Франкенвини». Последний студия не решалась выпускать на экраны, посчитав его несовместимым с имиджем «Уолта Диснея».

Тим Бертон (слева) на съемках фильма «Большое приключение Пи-Ви»

В этот период Тим Бертон также был претендентом на роль режиссера популярного ужастика «Гремлины», но Люк Бессон не рискнул нанимать режиссера практически без опыта работы.

Бертон отправил копии «Франкенвини» в разные студии и сумел привлечь внимание известного американского продюсера и артиста-комика Пола Рубенса. Тот доверил Тиму снять полнометражную картину «Большое приключение Пи-Ви». Фильм имел немалый успех, в том числе коммерческий. Во время работы над ним молодой режиссер познакомился с Дэнни Элфманом, композитором, впоследствии постоянно сотрудничавшим с Тимом Бертоном.

Тим Бертон на съемках фильма «Битлджус»

Первый успех режиссера подтолкнул компанию «Уорнер Бразерс» доверить Бертону экранизацию комикса о Бэтмене. В этот период Тим также снимает фильм-сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и детективный фильм ужасов «Горшок».

В 1988 году на экраны выходит фильм ужасов с элементами мистики «Битлджус», вошедший в 500 лучших «ужастиков» мира. Картина получила «Оскар» за лучший грим. Фильм показывает классический для ужастиков сюжет: призраки, прикованные к дому, пугают новых хозяев жилья, но необычность картине придает нестандартная точка зрения. Главные герои фильма – не новые жильцы, страдающие от полтергейстов, а старые хозяева, недовольные тем, что родной дом перестраивают. Есть в фильме и обращение к экзорцисту, но обращаются к нему сами призраки, а экзорцист специализируется на изгнании живых из дома.

Тим Бертон на съемках фильма «Бэтмен»

В следующие 2 года зрители увидели новые творения от Тима Бертона, которые принесли ему мировую славу. Это «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». Названные фильмы положили начало возрождению «бэтменианы» в кинематографе и создали славу режиссеру как лучшему создателю голливудских блокбастеров.

В десятилетие, завершившее ХХ век, кинематографическая биография Тима Бертона развивается стремительно, достигая вершин кино-Олимпа. Также именно в этот период у режиссера появляются свои любимчики среди актеров. Это Хелена Бонэм Картер и Джонни Депп.

Тим Бертон на съемках фильма «Эдвард Руки-ножницы»

В 1990 году на экран выходит кинохит «Эдвард Руки-ножницы», первый фильм Тима Бертона с Джонни Дэппом в главной роли. Фильм снят в жанре фантастической притчи. Обрамляющим сюжетом является сказка, почему идет снег, которую бабушка рассказывает внучке. Внутренний сюжет показывает жизнь искусственно созданного человека с ножницами вместо пальцев рук.

Сюрреалистичная сказка пронизана проблемами принятия, жестокости общества и другими социальными проблемами. При этом у фильма нет явного хэппи-энда.

Тим Бертон на съемках фильма «Сонная Лощина»

В 1999 году Тим Бертон снова снимает Джонни Деппа в собственном фильме – на этот раз в готическом фильме ужасов «Сонная Лощина». Сюжет фильма основан на знаменитом рассказе «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, но достаточно вольно обходится с содержанием новеллы. Депп исполнил роль молодого констебля, который приезжает в деревню Сонная Лощина расследовать убийства, якобы совершенные мистическим Всадником без головы.

В 2001 году режиссер снял в своем кино и собственную жену, в фантастическом боевике «Планета обезьян» Хелена Бонем Картер исполнила роль Ари. Но не стоит считать, что Тим Бертон дал женщине роль только из-за связывающих отношений. На момент съемок «Планеты обезьян» Хелена Бонем Картер уже была успешной актрисой и звездой с мировым именем, популярность которой принесла роль Марлы в вышедшем за два года до этого психологическом триллере «Бойцовский клуб».

«Планета обезьян» также вольная экранизация, основой для картины выступил роман «Планета обезьян» французского писателя Пьера Буля.

В новом веке Бертон продолжает радовать своих поклонников новыми хитами: на экраны выходят признанные зрителями и критиками фильмы с полюбившейся «бертоновской» атмосферой мрачноватого безумия.

В 2005 году на экраны вышла комедия «Чарли и шоколадная фабрика», где главную роль уже привычно сыграл Джонни Депп. Фильм основан на одноименной повести Роальда Даля. В картине рассказывается о чудесной шоколадной фабрике и ее эксцентричном владельце, который вкладывает в шоколадки пять золотых билетов – пропуск на уникальную экскурсию по фабрике. При том, что фильм снят как сказка и обладает совершенно сказочной моралью о важности семьи в жизни каждого человека, картина изобилует достаточно жестокими сценами.

Еще более мрачным и жестоким стал следующий шедевр — мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», снятый в стиле макабрической готики. Фильм основан на литературе 19-го века, но споры о том, жил ли Суини Тодд на самом деле или является полностью вымышленным персонажем, до сих пор ведутся.

Суини Тодд – бывший заключенный, который был осужден по ложному обвинению. Герой возвращается в родной город, где открывает цирюльню, под прикрытием которой жестоко убивает тех, кто был причастен к клеветническому суду.

В 2010 году Тим Бертон презентовал новый мрачный шедевр – фэнтези «Алиса в Стране чудес». Фильм основан на знаменитых повестях Льиса Кэррола, но показывает период времени через годы после событий книг. Алиса Тима Бертона – молодая девушка, которая возвращается в Страну чудес, чтобы преломить ход битвы с ужасным чудовищем.

Хелена Бонем Картер исполнила здесь роль Красной Королевы, Джонни Депп появился в роли Безумного Шляпника, а главная роль Алисы досталась Мие Васиковской.

В 2012 году вышел новый фильм режиссера – готическая трагикомедия «Мрачные тени». Фильм получил средние и низкие оценки, картину не спас ни Джонни Депп в главной роли, ни знаменитый мрачный стиль режиссера, ни комедийные моменты, связанные со встречей древнего вампира с реалиями современного мира.

В 2014 году режиссер удивил поклонников и снял биографическую драму «Большие глаза», в которой не содержалось ни потусторонних сил, ни черного юмора, ни трагикомедийных нот. Фильм рассказывал о жизни американской художницы Маргарет Кин и борьбе женщины за то, чтобы ее признали автором собственных картин.

Мультфильмы

Сегодня Тим Бертон – звезда и легенда Голливуда. Но имя режиссеру сделали не только игровые фильмы. Часть поклонников творчества Тима Бертона уверены, что главные шедевры режиссера – это мультипликационные проекты.

Главными мультипликационными работами Бертона, породившими целый художественный стиль, стали мультфильмы «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством».

Первый рассказывает о незадачливом женихе, который во время репетиции свадебной клятвы случайно женится на призраке мертвой девушки и попадает вместе с невестой в мир мертвых. Герой второго – Джек Скеллингтон, повелитель Хэллоуина. Мрачный скелет страдает, что у него только один праздник, и решает занять место Санта-Клауса.

Личная жизнь

Биографы режиссера сходятся во мнении, что на творчество Бертона огромное влияние имели женщины, в разные периоды жизни находившиеся рядом. Первой супругой Тима была фотограф Лена Гейске. Но этот брак оказался коротким: пара прожила вместе лишь 2 года.

Тим Бертон и Лиза Мэри

Второй женой режиссера оказалась стриптизерша Лиза Мэри, с которой он обручился в 1992 году и прожил до 2001-го. Режиссер находил роли супруге практически во всех фильмах, которые снимал в этот период. Лиза Мэри появилась в хитах «Эдвард Руки-ножницы», «Эд Вуд», «Сонная Лощина» и других.

Во время работы над проектом «Планета обезьян» в 2001 году личная жизнь Тима Бертона уходит на новый виток. Он влюбляется в актрису Хелену Бонэм Картер. Режиссер расстается с бывшей женой, выплачивая ей более $5 млн.

Хелена Бонем Картер и Тим Бертон

Осенью 2001-го Тим и Хелена Бонем обручились. Спустя 2 года у них родился сын Билли Рэй, крестным отцом которого стал Джонни Депп. А в 2007-ом на свет появилась дочь Нелл.

В конце 2014 года Тим Бертон и Хелена Бонем Картер, прожившие вместе 13 лет, расстались.

Творчеству режиссера посвящены ряд аккаунтов в «Инстаграме», но сам режиссер не ведет там страницу.

Тим Бертон сейчас

В конце 2016 года на экраны вышел последний на сегодня фильм Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин». Фильм рассказывает о приюте для детей, наделенных сверхъестественными способностями. В основу картины лег сюжет одноименного романа Ренсома Риггза.

В 2018 году режиссер вошел в состав жюри секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

На 2019 год запланирована премьера нового фильма режиссера – игровой экранизации диснеевского мультфильма «Дамбо» о приключениях слоненка. Главные роли в фильме исполнят Ева Грин и Майкл Китон.

Фильмография

  • 1988 — «Битлджус»
  • 1989 — «Бэтмен»
  • 1990 — «Эдвард Руки-ножницы»
  • 1992 — «Бэтмен Возвращается»
  • 1994 — «Эд Вуд»
  • 1996 — «Марс атакует!»
  • 1999 — «Сонная Лощина»
  • 2001 — «Планета обезьян»
  • 2005 — «Чарли и шоколадная фабрика»
  • 2007 — «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
  • 2010 — «Алиса в Стране чудес»
  • 2014 — «Большие глаза»
  • 2016 – «Дом странных детей мисс Перегрин»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *