Ценности современной молодежи

Ценности современной молодежи

Базовые ценности жизни человека

Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:

Любовь к себе. Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
Ближний. Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
Семья. Счастливая семейная жизнь – высшая ценность для большинства людей.
Супруг или супруга. Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
Любовь к детям.
Родина. Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
Работа. Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
Друзья. Отношения в коллективе и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
Отдых. Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.

Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.

Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке цели в жизни и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.

Список возможных ценностей жизни человека

Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.

Оптимизм. «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение. «Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете добиться поставленных целей. Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность. «Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность. «Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.

Примеры жизненной ценности

Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.

Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам.

В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:

Останьтесь наедине с собой. Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
Вспомните важные события в своей жизни. Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
Изучите общечеловеческие ценности, ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
Наблюдайте за собой. Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить. Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.

Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий конфликт личности, которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.

Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека. Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!

Представления о современной молодежи, ее целях и ценностях, имеющие сегодня хождение в российском обществе, во многом обусловлены отношением россиян к социально-экономическим изменениям, произошедшим в стране запоследние 10 лет, – ведь молодое поколение в значительной мере воспринимается ими как продукт этих изменений.
Практически все респонденты в один голос говорят, что ценностные ориентации и цели нынешних молодых людей кардинально отличаются от идеалов и целей молодежи 70 — 80-х годов.
Главным отличием современной молодежи участники опроса считают ее индивидуализм и прагматизм, пришедшие после упразднения идеологического воспитания на смену идеалам коллективизма.

  • ‘У той молодежи были идеалы…’
  • (ДФГ, Москва).

  • ‘Мы воспитывались на коллективных подходах к решению проблем своих, аони – на индивидуальных’
  • (эксперт, Брянск).

  • ‘Больше личностного, меньше общественного’
  • (эксперт, Владимир).

  • ‘Какая-то отчужденность человека от коллектива, от общества. Более такие индивидуалистические устремления, прагматизм ранний, ну и цинизм’
  • (эксперт, Самара).

Несмотря на то, что практически все респонденты отмечают данное отличие, оценивают они его по-разному. Для одних индивидуализм и меркантилизм означают в первую очередь деградацию: нынешняя молодежь отказалась от высоких идеалов, ставит перед собой приземленные задачи.
Для других и индивидуализм, и меркантилизм – это абсолютно нормальная реакция молодого поколения на изменение социально-политических условий встране, вполне уместная в настоящее время.

  • ‘У нее <молодежи> значительно большая ориентация, чем была в последние годы Советского Cоюза, на материальные ценности. Идейных ценностей стало значительно меньше… Я думаю, что это плохо. Это приведет к бедам…’
  • (эксперт, Санкт-Петербург).

  • ‘Они считают, что для них личный интерес выше общественного. И поэтому выстраивают свою жизнь по этому принципу. Это очень хорошо. Общественный интерес у них возникает только тогда, когда человек идентифицировался в жизни, кем-то стал. А пока личные интересы, к счастью, превыше всего’
  • (эксперт, Рязань).

  • ‘Если старшее поколение всегда рассчитывало и ориентировалось на государственный патернализм и этим и живет, то нынешняя молодежь как раз ориентирована на то, чтобы самим создать необходимые условия’
  • (эксперт, Санкт-Петербург).

  • ‘Сначала надо удовлетворить материальные потребности, есть и одеваться, а потом уже удовлетворять духовные’
  • (ДФГ, Новосибирск).

Многие опрошенные полагают, что ценностные ориентации молодежи изменились под воздействием в первую очередь внешних, объективных факторов.

  • ‘В нашей стране изменился государственный строй, следовательно, изменилась и среда, в которой находились родители до 1985 года и дети, которые родились после 1985 года. Они живут в разное время и в разных условиях. Исходя из этого, у них разные взгляды на жизнь, отношение к работе, семье’
  • (эксперт, Пенза).

  • <Нынешняя молодежь> Ничем не отличается <от своих родителей>. Попадая в разную среду, она по-разному рефлексирует, воспитывает свой характер и потом проявляет его в жизнь. Человек по сути своей, как биологическая особь, не изменился. В разной среде он ведет себя по-разному’
  • (эксперт, Вологда).

В сегодняшних условиях основной целью молодежи стало достижение материального благополучия. Именно так на открытый вопрос: ‘Какие жизненные цели, по Вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодежь?’ ответили 53% респондентов:

  • ‘Обогащение, повышение своего благосостояния’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Все хотят стать миллионерами’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Главная цель – материальное обеспечение
  • (открытый вопрос).

  • ‘Устроить себе безбедное существование’
  • (открытый вопрос).

Хотя большинство опрошенных считают стремление хорошо зарабатывать основной отличительной чертой сегодняшней молодежи, 53% респондентов полагают, что современная молодежь не любит работать и работает плохо, и только 30% придерживаются противоположной точки зрения. По мнению многих, молодые стремятся получить деньги максимально легким путем, по возможности не работая вообще, или, по крайней мере, не особо утруждая себя.

  • ‘Получение денег любыми путями. Но наиболее легкими. То есть один из наиболее легких – это рэкет и те же самые бандитские группировки’
  • (ДФГ, Самара).

  • ‘Молодежь не хочет работать, хотят стоять… на стоянках,.. на заправках, и не напрягаясь получать большие деньги!
  • (ДФГ, Москва).

  • ‘Найти легкую работу за большие деньги’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Заработать, не прикладывая особых усилий’
  • (открытый вопрос).

Среди самой молодежи только 44% опрошенных считают, что молодые не любят работать и работают плохо, и 41% придерживается противоположной точки зрения.
Примечательно следующее: респонденты в возрасте 18 — 35 лет считают материальное благополучие основной целью молодежи (несмотря на то, что часто относятся к этому негативно) даже чаще, нежели представители старших поколений.
Вопрос: Молодые люди ставят перед собой разные жизненные цели. Какие цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодежь?

Все опрошенные (%)

18 — 35 лет

35 — 50 лет

Старше 50 лет

Материальное благополучие, обогащение

Опрошенные также отмечают стремление молодежи получить образование (19% ответивших на открытый вопрос), сделать карьеру (17%) и самореализоваться, проявить себя (4%).

  • ‘В основном они хотят получить образование – это уже говорит о том, что они хотят чего-то достичь в жизни
  • ‘ (ДФГ, Воронеж).

  • ‘У них сейчас один жизненный приоритет – это успех. Только все по-разному его воспринимают’
  • (эксперт, Рязань).

  • ‘Получение высшего образования и поиск высокооплачиваемой работы’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Получить образование, определиться в жизни’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Добиться в жизни поставленной цели, занять какую-то ступень’
  • (открытый вопрос).

Но и достижение этих целей многие связывают в первую очередь с хорошим материальным положением.

  • ‘Мне кажется, они стремятся достичь самоутверждения через деньги, на первом месте – это деньги, любой путь’
  • (ДФГ, Воронеж).

  • ‘Сейчас идут учиться не из-за того, что хотят чего-то знать, а те, у кого деньги есть. Из-за того, чтобы получить высшее образование… просто получить высшее образование и пойти к папочке на фирму работать… и получать бешеные деньги, хотя сам он ничего знать не будет’
  • (ДФГ, Москва).

По мнению определенной группы опрошенных, интересы сегодняшней молодежи ограничиваются исключительно выпивкой, курением и тунеядством: о том, что основной жизненной целью молодежи является безделье, говорят 6% опрошенных, удовольствия и развлечения называют 4%.

  • ‘У него цель – покурить, набить морду — в радость’
  • (ДФГ, Москва).

  • ‘Пиво, сигареты, гулянки, деньги промотать’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Напиться и покурить’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Где-то выпить, покурить, отдохнуть’
  • (открытый вопрос).

Именно этому образу чаще всего противопоставляется образ спортивной, организованной и воспитанной молодежи советского периода.

  • ‘На моей памяти я не помню, чтобы было много таких «шалостей», как сейчас – в подъезде колются, пьют… Мальчикам и девочкам тогда не было <времени>заниматься такими пустяками, они занимались делом’
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).

Оценивая жизненную позицию современной молодежи, 44% респондентов отмечают, что большинство молодых людей предпочитают плыть по течению, 32% — что преобладает целеустремленная молодежь, и 16% — что тех и других — равное количество. При этом, как обычно, молодые люди несколько выше оценивают целеустремленность своего поколения:
Вопрос: ‘Среди современной молодежи есть люди, которые ставят перед собой какие-то цели и стремятся их достичь, а есть такие, кто просто живет, плывет по течению. Каких, по Вашему мнению, больше?’

Все опрошенные

18 — 35 лет

36 — 50 лет

Старше 50 лет

Первых

Поровну

Вторых

Затрудняюсь ответить

Что же касается ценностных ориентаций молодежи 70 — 80-х годов, то 75% респондентов уверены, что тогда большинство молодых людей были целеустремленными, и только 12% — что большинство плыло по течению.
Примечательно, что, как свидетельствуют результаты фокус-групп и интервью с экспертами, под целеустремленностью молодежи советского времени значительная часть респондентов подразумевает наличие определенных идеалов, а под целеустремленностью современных молодых людей – ориентацию на достижение конкретных результатов, прежде всего – сугубо практических.

  • ‘У нас тогда были идеалы, цели’
  • (ДФГ, Москва).

  • ‘У нынешней молодежи этих высоких целей нет. Только личностные’
  • (ДФГ, Москва).

  • ‘Мне кажется, что целеустремленность и стремление добиться большего сильнее, чем было в предыдущем поколении. Потому что от этого напрямую зависят материальные блага…’
  • (ДФГ, Новосибирск).

Отвечая на открытый вопрос: ‘Почему большинство молодежи сегодня плывет по течению?’, 6% респондентов говорят о безработице, 4% – о невнимании государства к проблемам молодежи, и 4% – о плохом воспитании в семье, излишней опеке родителей.

  • ‘Государство не помогает молодежи встать на ноги’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Жизнь такая, не дает возможности трудиться. А потом они уже и сами не хотят’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Не могут устроиться на работу, не могут себя обеспечить’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Нет рабочих мест, нет перспективы’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Молодежи хорошо живется за спиной у родителей’
  • (открытый вопрос).

  • ‘Привыкли на иждивении родителей быть’
  • (открытый вопрос).

В противовес традиционному мнению, что ‘старики’ обычно ругают ‘молодежь’, результаты фокус-групп показали: молодые люди часто достаточно критично относятся к своему поколению.

  • ‘Духовные ценности сейчас утрачены’
  • (ДФГ, Воронеж, 26 лет).

  • ‘Большинство сегодня тех, кто плывет по течению: те, кто учится, учатся часто не очень хорошо, потому что не думают, что это им необходимо. Я думаю, что в основном молодежь не ставит целей, а если ставит, то большинство не добивается. И не стремятся добиться’
  • (ДФГ, Новосибирск, 27 лет).

В то же время, многие представители старшего поколения дают положительные оценки поколению подрастающему, и здесь чаще всего речь идет о предприимчивости и целеустремленности молодежи.

  • ‘Я считаю, что сейчас больше людей, которые ставят перед собой цели и добиваются их воплощения в жизнь, и их будет еще больше’
  • (ДФГ, Новосибирск, 50 лет).

  • ‘Сейчас более масштабно мыслит молодежь. Вот мне было 19 лет, и я работал на станке, одиночка, жил в общежитии. А сейчас – недавно лежал в больнице – 19 лет парню, работает на железной дороге, шпалы носит, в армию не ходил, а мечтает машину купить уже. Пусть не новую, а поношенную. Но все равно, за 15 тысяч — самому собрать при бедной матери. Он уже как настоящий хозяин жизни получается’
  • (ДФГ, Самара, 65 лет).

Впрочем, один из молодых людей, с мироощущением хозяина жизни, позволяющий себе говорить от имени поколения (‘мы’), находит иное, возможно, более точное, нежели ‘целеустремленность’, слово для определения этой отличительной черты своих сверстников:

  • ‘Целеустремленность тесно связана с амбициозностью. Может быть, мы менее целеустремленные, чем 10 лет назад, но более амбициозные. Поэтому главное – что у меня есть желание, а добьюсь я чего-то или не добьюсь – это уже второй вопрос’
  • (ДФГ, Новосибирск).

«Доверие»

Как только люди поймут, что ценности и взгляды

человека формируются средой,

манипулировать ими станет намного сложнее.

Жак Фреско

Ценностные ориентации подростков на современном этапе развития российского общества определяются кардинальными социально-экономическими изменениями в России конца XX и начала XXI веков. Противоречия развития, свойственные подростковому и юношескому возрасту, значительно усилились в современной социальной ситуации развития (Собкин B.C., Кузнецова Н.А., 1998; Подольский А.И. и др., 2003; Фельдштейн Д.И., 1999). Современное российское общество характеризуется как кризисное, нестабильное, «переходное», «трансформирующееся» (Андреева Г.М., 2000; Дилигенский Г.Г., 1998; Ядов В.А., 2001 и др.).

Проявление отклонений в поведении подростков в современном обществе связано, в первую очередь, с кризисной социализацией. Кризисы могут породить разочарование,конфликт с обществом, социальной группой. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров. С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, подростковый возраст – это возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме.

Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Ценность является продуктом жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом. Преломляясь через призму социальной жизнедеятельности, ценности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации её поведения. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида .

По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценностидостаточно очевидным образом относятся к классу описанных Е. Ю. Патяевой устойчивых мотивационных образований, или источников мотивации, по А. Г. Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности.

Ценности проявляются в различных формах (целях, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» .

Существует множество определений ценностей, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса.

В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность. Понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями».

Ценность – базовые представления о том, что определённые идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д.Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим .

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков.

Подростковый возраст – это возраст «второго рождения личности» (Леонтьев А.Н.). Выделим то основное, что усваивается в ходе подросткового возраста и кризиса подросткового возраста. «У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным» .

Общепринятым, теоретически обоснованным и подтвержденным данными эмпирических исследований является тезис о сензитивности ребенка данного возраста к усвоению системы норм взаимоотношений в обществе, в частности и моральных норм. Ценностные ориентации определяют направленность личности молодого человека на цели и средства деятельности и выражают ее отношение к миру. Таким образом, ценностные ориентации рассматриваются как элемент мировоззрения формирующейся личности. Мировоззрение представляет собой систему претворяемых в жизни, в деятельности человека философских, политических, нравственных убеждений, идеалов и ценностных ориентации, отношений к природному и социальному миру, осознание субъектом своего назначения.

Подростковый возраст – это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных ориентаций. Качественно новый уровень самосознания, характерный для подросткового возраста (Выготский Л.С, Якобсон С.Г. и др.), является определяющим психологическим условием формирования ценностных ориентаций. В отечественной психологии вопрос о времени формирования ценностных ориентаций и в настоящее время остается дискуссионным. Можно выделить две точки зрения. Часть исследователей считает периодом формирования ценностных ориентаций юношеский возраст, то есть возраст 17 – 19 лет (Истошин И.Ю., Надирашвили Ш.А.). Сторонники другой точки зрения считают временем формирования ценностных ориентации более ранние периоды, период подросткового возраста (Сайко В.Д.) и даже период младшего школьного возраста (Накохова P.P.). Возможно, верны обе позиции исследователей. Развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социализации.

Таким образом, подростковый возраст рассматривается как сензитивный период для присвоения системы ценностей общества, построения картины мира, отражающей конкретно-исторический фон и особенности социальной ситуации развития подростка.

Современные подростки среди терминальных ценностей отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства».

Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для подростков 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего . Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Обобщая их, можно сделать вывод, что современные подростки ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя».

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

С. Т. Сулейманова (2006) в своей диссертации показывает, что российское общество сегодня находится в состоянии аномии, причем криминализация общества привела к тому, что сегодня стирается грань между социально-позитивным и негативным поведением. Подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией. Следствием трансформационных изменений является то, что многие подростки сегодня относятся к так называемой маргинальной среде. Особенно опасным является то, что у некоторых подростков вырабатывается особая система ценностей, с присущей ей глубокой враждебностью к существующим общественным институтам, крайними формами социальной неприспособленности и непринятием всего существующего .

В работе Сулеймановой С. Т. отмечается, что высокая динамика поведения несовершеннолетних связана с тем, что негативные особенности трансформационного российского общества накладываются на переходные изменения, происходящие при становлении личности современного подростка, что, в свою очередь, приводит к высокой динамике девиантных проявлений среди подростков; особенно возрастает динамика крайних проявлений – делинквентного поведения подростков .

В настоящее время криминальная активность подростков достаточно высока. Этому способствует и то, что культура большинства населения заменяется своеобразной субкультурой, при которой в норму возводятся нормы криминального, противоправного поведения. Сегодняшнего подростка-преступника отличает такая черта, как эгоизм, когда постановка собственных интересов преобладает над интересами других людей; у подростков-преступников также выделяют отсутствие такого качества, как эмпатия; отторжение от усвоенных позитивных социальных ценностей или изначальное их искажение при усвоении. Большинство подростков сегодня культивируют антисоциальные установки; в современном обществе они не способны контролировать свое импульсивное, ориентированное на поиск удовольствия поведение, а одобрение и толерантное отношение к делинквентному поведению подростков со стороны общественности не способно сдерживать их антисоциальное поведение .

Особо угрожающей является ситуация с наркоманией подростков. Период становления личности, приобретение базовых профессиональных навыков, социальной адаптации прерывается с момента приобщения подростка к наркотикам. Отношение общества к тем или иным социальным группам предопределяет не только настоящее и будущее положение этих групп, но и само их наличие. С одной стороны, проблема наркомании осознана обществом, однако в обществе сформировалось такое отношение к наркоманам, которое не способствует сокращению их количества.

Негативная динамика характеризует и развитие такого вида делинквентного поведения, как проституция. В настоящее время особую тревожность вызывает наличие у молодого поколения ценностных ориентаций, которые сами по себе являются девиантными. Сегодняшние подростки считают приемлемой данную форму поведения, которая приносит хоть какой-либо материальный доход.

Особым фактором, влияющим на формирование ценностей делинквентного поведения подростков, является, по мнению С. Т. Сулеймановой, негативное влияние СМИ. Исследования показали, что современные подростки в среднем 4 часа в день проводят за телевизором и компьютером .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1. Ценностные ориентации являются важной составляющей в развитии личности, именно они выступают ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого.

2. В современном обществе среди молодого поколения наблюдается развитие ценностных ориентаций в негативном направлении. Данный негатив выражается в развитие делинквентного поведения подростков, негативная ситуация наркомании несовершеннолетних, внедрение криминальной субкультуры, постоянное присутствие в быту подростков виртуального общения, Интернета, неорганизованность досуга несовершеннолетних, которые проявляются в снижении мотивации достижения успеха, сужение кругозора подростка, не умение планирования своего режима дня.

Н.О. Красильникова, педагог-психолог

ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
  2. Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.– М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. – 647 с.
  3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
  4. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.
  5. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. / А.Ю. Стойлик // – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143 – сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование.
  6. Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (22.00.04). / С.Т. Сулейманова // – Пенза, 2006. – 25 с. – Режим доступа: URL: http://www.pnzgu.ru – сайт «Пензенский государственный университет».
  7. Ценностные ориентации подростков. Психологический словарь на azps.ru//http://azps.ru/handbook/c/cenn541.html – сайт «А. Я. Психология».
  8. Цилуйко М. В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков / М.В. Цилуйко // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – 1. – С.75-87.

Семья как ценность у современной молодежи

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Наши предположения о том, что в настоящее время низкая готовность молодых людей к вступлению в брак связана с распространением мнения о приоритете свободы от обязанностей, свободы отношений, материальных ценностей, подтвердились. Например, одним из крупнейших событий последнего времени в формировании семьи является рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Проведённое исследование подтвердило эту тенденцию. Так, абсолютное большинство опрошенных студентов (64%) относятся к так называемым гражданским бракам положительно. О растущем одобрении гражданских браков свидетельствует также тот факт, что многие респонденты выказали готовность самим вступить в гражданский брак. Доля таких респондентов составила также две трети всех опрошенных. Одна треть респондентов считает для себя недопустимым состоять в гражданском браке. В результате исследования было выяснено, что 60% респондентов считает возможным для себя рождение ребенка в гражданском браке, 40% — считает не допустимым. Также одной из важных проблем в современных семьях является проблема лидерства. Мы предполагали, что решения теперь чаще принимаются на демократической основе, т.е. совместно. Но данная тенденция не прослеживается. Всего треть опрашиваемых сказали, что супруги должны действовать совместно, а две трети придерживаются точки зрения, что должен в семье быть лидер, причем из них примерно 6% считают, что это должна быть женщина и 94% сказали, что главой семьи должен быть мужчина. Отсюда мы можем сделать вывод, что и для современных семей характерна традиционная установка: мужчина — глава в семье. Существует стереотип, что при принятии решений в семье главную роль играет материальный фактор: тот, кто больше зарабатывает, имеет больше власти в семье. В итоге мы выяснили, что около половины (44%) опрошенных считают, что содержать семью обязан муж, 4% респондентов придерживаются мнения, что мужчина и женщина должны зарабатывать одинаково и большинство (52%) сказали, что для них не имеет значения, кто зарабатывает больше. Тем не менее, на вопрос «Для Вас имеет значение социальное положение вашей половины?» две трети респондентов ответили, что социальное положение второй половины для них имеет значение и только 24% ответили, что для них это не важно. В современных условиях механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений, стал фактор развода. Развод становится ординарным событием. На основании данных о разводах и их мотивах в определённом смысле можно судить о роли брака в совместной жизни людей, о прочности семьи в обществе. Как показывает статистика, именно молодые браки наименее стабильны. Социологические исследования показывают, что на первом месте среди причин разводов стоит психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни. На втором месте — пьянство одного из супругов, чаще всего — мужа. Причем пьянство одного из супругов может быть и причиной, разрушающей семейные отношения, и следствием ненормальных отношений между супругами. На третьем месте — супружеская неверность.

Мы попытались выяснить, каково отношение юношей и девушек к супружеским изменам. На вопрос «Что бы Вы сказали о мужчине, который изменяет жене?» в целом 64% респондентов высказались, однако доля таких респондентов среди юношей оказалась в два раза меньше, чем девушек. То, что его не следует осуждать, сказали 24%. На вопрос «Что бы Вы сказали о женщине, которая изменяет мужу?» также 64% респондентов, из которых поровну девушек и юношей, ответили, что она заслуживает осуждения, но только 16% сказали, что ее не следует осуждать. Мы можем сделать вывод, что юноши в большей степени, чем девушки, склонны оправдывать супружескую измену мужа сложившимися обстоятельствами, и девушки тоже несколько более снисходительны к изменам жены, по отношению к изменам мужа, но все же, их позиция по данному вопросу не столь разительно отличается, как у юношей.

Таким образом, сегодня происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Особо уязвимой в новых условиях оказалась молодая семья.

Однако в целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Таким образом, в отношении культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды юношей и девушек сходны. Что касается распределения социальных ролей в семье, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки — хранительницами домашнего очага.

Относительно того, какие черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, то можно сказать следующее: девушки в партнере ценят такие качества, как доброта, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами партнерши по браку считают доброту, понимание, скромность, заботливость, привлекательность, сексуальность.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Среди доминирующих мотивов вступления в брак девушки указывают беременность, любовь, желание отделиться от родительской семьи и лишь затем — материальная выгода, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни. Мотив молодежи вступления в брак в связи с беременностью у современной молодежи, возможно, связан с тем, что молодежь предпочитает свободные отношения и, как это не печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а беременность.

Данные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство юношей и девушек, 86%, в будущем видят себя родителями, только 4% не хотят иметь детей вообще и 10% на данный момент об этом не задумывались. Большинство из тех, кто хочет иметь детей, планируют иметь не менее двух детей. Около 36% девушек и 15% юношей планируют при создании семьи иметь трех детей.

Признаки благополучия в семейных отношениях девушки видят в общении, приносящем радость и духовное удовольствие; гармонии между мужчиной и женщиной (духовна и физическая); во взаимной любви и уважении; продуктивном и согласованном планировании жизни; преданности.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Сочинение Ценности в жизни человека

Для того, чтобы понять, что значит «ценности» в жизни, необходимо понимать, что для каждого, живущего на этой планете человеке, существуют свои особенные ценности. Каждый человек — отдельная личность ни от кого не зависящая и ценящая собственные моменты. Таким образом, невозможно сказать в точности, для каждого, что значат «ценности» для каждого в жизни.

Эта статья будет отражать мои собственные ценности. Именно для меня, очень важно ценить каждый прожитый день, независимо от того несет он в себе отрицательные или положительные эмоции. Каждую минуту может произойти что-то особенное, что сможет поменять жизнь в корне. Некоторым нравится проживать жизнь от одного особенного дня, до другого, я считаю это не правильным, ведь нужно проживать каждую минуту дня, жизнь дана для того, чтобы наслаждаться и вкушать любые минуты, которые предоставлены для людей.

Каждый сезон года нужно проживать как последний. Не нужно думать, к примеру о том, что вам не нравится зима, ввиду холодного климата в нашей стране. Каждый может найти занятие для удовлетворения своих потребностей даже в самый нелюбимый период времени. Надо наслаждаться и получать удовольствие от любого момента, который жизнь принесла именно вам.

Ценности жизни заключаются не только в одних моментах, подаренных жизнью, но и людьми, которые присутствуют каждый день в вашем сердце. Надо дорожить своими родителями, которые подарили жизнь, ведь благодаря им вы обрели чувство свободы и счастья. Не только родители — ценности вашей жизни, но и все близкие люди, без которых жизнь приобрела бы темную полосу.

Многим людям, живущим с нами на одной планете, нравится проживать дни напролёт, даже и не задумываясь о том, что надо ценить каждую секунду, прожитую вместе с нужными людьми. Часто, случается так, что эти люди оставляют огромное состояние после себя. Зачастую они являются творческими людьми, пишут стихи, рисуют картины и таким образом оставляют след о себе для будущего поколения. Даже после того, как такие люди оставят этот мир, о них все равно останется память, как о великих людях, о них будут часто упоминать в своих беседах. Они прожили свою жизнь не зря, оставив творческое наследие после своего ухода. Для многих это и есть ценность жизни.

Вариант 2

Для каждого из нас жизнь имеет собственный неповторимый смысл. Приоритеты, которыми руководствуется человек, формируются в нем еще с детства благодаря усилиям мамы и папы, бабушек и дедушек, а так же школы и даже окружения друзей. В период взросления жизненные ценности человека могут так или иначе меняться, приобретать новые формы и краски, но суть будет той, которую вложили в душу в глубоком детстве все те, кто нас окружал. Поэтому очень важно прививать правильные жизненные ценности ребенку.

Сейчас на просторах Интернета и в реальных разговорах в обычной жизни можно наткнуться на мнение о том, что правильных и неправильных ценностей нет. Якобы все, что ценно для одного, может быть пустышкой для другого, а истинность того или иного приоритета каждый определяет для себя сам. Я же считаю, что такое мнение не совсем верно.

Все-таки миллионами поколений создавались общепринятые нормы поведения, законы в обществе, а вместе с ними правильные жизненные ценности. В их число входят забота о родных и близких, создание семьи, верность Отчизне, уважение к другим людям и животным, сострадание к бедным и больным, доброта и искренность в отношениях. Все это является обязательными атрибутами в жизни каждого хорошего человека. Каждое из этих приоритетов должно служить ценностью.

Многие молодежные субкультуры, а так же представители аморального образа жизни видят ценность своей жизни в свободе, риске, удовольствиях, разврате и полном отсутствии всякого уважения к другим и ответственности за себя и свою деятельность. Они пропагандируют аморальность и ненужность таких ячеек общества, как семья и брак. Свобода для таких людей ни что иное как дозволенность. А вместе с ней унижение других людей, хамство в отношении их, наглость и беспредельное чувство собственной невиновности. Аморальный образ жизни, распутство, может быть даже злоупотребление одурманивающими веществами – все это не может быть ценностями в жизни. Это лишь признаки слабого ума, недостойного сердца и безнравственности души.

Другими словами, все, что несет пользу, что можно назвать добром, что поистине спасает человеческие души, можно назвать истинными ценностями жизни. Все, что оскверняет человеческий статус, все, что приравнивается ко злу и несет за собой вред, быть ценностями жизни не может.

Вопрос о ценностях человека очень важен и актуален во все времена. Легко запутаться в собственных приоритетах, трудно обрести истинные ценности, не видя примера. Потому каждого из нас учат этому еще с детства посредством добрых книжек и рассказов.

Сочинение 3

Если говорить о материальном капитале, каком-то имуществе, то легко понять, чем являются ценности. Такими ценностями могут быть драгоценности, антиквариат или произведения искусства.

Совершенно понятно, когда речь идет о ценностях жизненных, то такие явно не претендуют на основные. Хотя, бывает по-разному. К примеру, есть люди, которые ценят только деньги и для таких людей они будут основным вектором собственного существования, соответственно, различные материальные предметы будут действительно цениться.

Когда речь идет о ценностях в более понятном и, скажем так, человеческом смысле, то подразумеваются какие-то элементы личности, которые представляют собой особое значение. Например, человек может годами выработать определенное понимание действительности и придерживаться соответствующих моделей мировосприятия и поведения. Если в основе всего этого лежат ориентиры, имеющие нравственную основу, то они называются ценностями.

Наиболее распространенными примерами ценностей являются: друзья, семья, карьера, собственное дело, иногда развлечения. Все эти сферы представляют собой не только материальные носители, к примеру развлечения – не просто бар или дискотека, где так приятно собираться для того чтобы получить удовольствие, но и определенная ориентация на пребывание в подобных пространствах, но соответствующее поведение. Для кого-то наоборот ценностью является учеба и для него выбором является не дискотека, а библиотека, которая соответствует внутренней установке на получение знаний.

Определяют ли ценности существование человека? В какой-то степени, но они могут меняться и становиться временными. Когда-то человек склонен к развлечениям, после этого стремится создать семью, а потом основной ценностью остается только кряхтеть на скамейке у парадной и вспоминать былые времена, как говорится, Sic transit gloria mundi и со славой мира проходят и ценности.

Учитывая потенциал такого внутреннего феномена как ценности, нужно пользоваться этим и искать возможность выбрать для себя оптимальный набор. Есть так называемые общечеловеческие ценности, но они крайне размыты, вне конкретной ситуации навряд ли кто-то скажет чем является доброта (хотя идеал доброты существует) да и для разных людей выборы так называемой доброты в этой ситуации могут быть противоположными. Поэтому следует искать ценности, которые действительно ценны, такие, с которыми не стыдно жить и о которых не стыдно вспоминать.

Сочинение на тему Ценности в жизни человека

Сегодня говорим о жизненных ценностях. Тема на самом деле непростая, философская и каждый понимает ее в меру своего воспитания, собственных взглядов и мыслей.

Что такое ценности жизни? Для каждого человека они свои. Невозможно сказать, что то, что представляет ценность в жизни для одного, будет так же расцениваться другим человеком.

Для кого-то основная жизненная ценность – это жить ради себя, не замечая никого вокруг. Для кого-то ценность жизни – это делать все ради своей семьи, не обращая внимания на себя. В этой теме невозможно дать один правильный ответ. Но общие для всех людей ценности жизни все-таки существуют.

Например, это человеческие отношения. Отношения людей между собой представляют ценность. Ведь без искреннего, душевного и дружеского общения невозможно себе представить свои будни. Другой вопрос состоит в том, насколько правдивы и чисты эти отношения. Но в любом случае определенную ценность в жизни каждого человека они составляют.

Очень важная жизненная ценность – это умение оставаться человеком, не смотря ни на что. Это означает, что большинство людей все-таки выбирают позитивный способ мышления и оптимистичный взгляд на жизнь. И это правильный подход. Жить нужно стараться так, чтобы не стесняться и не бояться смотреть кому-то в глаза. А это значит, не обманывать, не бросать и не предавать других людей.

Есть еще одна важная жизненная ценность. Это умение любить. Любовь – это сила, которая способна на многое. В любви рождаются семьи и дети. В любви приходит мечта. Невозможно представить себе счастливую и достойную жизнь без любви.

Такие ценности жизни, как честь и достоинство вообще присущи не каждому. Но все-таки люди с такими чертами характера встречаются. И это главное. Без чести и достойного поведения везде и всюду жизнь пройдет немножко не в том русле, не в том векторе.

Каждый человек сам выбирает, какие ценности ему присущи. Некоторым вообще нравится или приходится заниматься беспределом. У таких людей все ценности жизни стерты и забыты. Большинство же людей понимает и старается в себе эти ценности удержать, пережать своим детям и воспитать из них тоже достойных людей!

Другие сочинения: >Ценности в жизни человека


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *