Цифры на покрышках

Цифры на покрышках

О чем говорят надписи и маркировки на шинах?

С конца 2012 года на шинах появились новые виды маркировок. Так называемые «евроэтикетки». Чтобы автолюбители не задавались вопросом, что обозначают «таинственные символы», поговорим об особенностях современных шин и обозначениях на них. Данные знания не будут лишними, т.к. любой автолюбитель хотя бы единожды сталкивался с покупкой шин. Ведь многие считают, что шины представляют собой однородно литое изделие, а значок «R» в маркировке — это обозначение радиуса. А уж, что обозначают новые цветные пиктограммы, большинству совсем невдомек. Так что же обозначают все эти таинственные символы, расположенные на боковой стороне шины и на этикетке?

Чтобы лучше понять, что собой представляет это неизменная составляющая любого автомобиля, остановимся на отличительных свойствах изделия и процессе его изготовления. А потом разберемся в маркировках, обозначениях и ярлыках, которые можно увидеть на современной шине.

Как и из чего это сделано?

Обычная шина представляет собой эластичную оболочку. Она служит для того, чтобы удерживать воздух, находящийся под высоким давлением внутри шины. Эта композитная конструкция изготавливается с применением современных технологий и состоит из набора материалов. Основной составляющей является каучук, который по-прежнему добывают старым способом. Сок гевеи — это натуральный каучук. Чтобы собрать его, делают надрез на дереве и сок стекает в подготовленные емкости. Потом его отправляют на производство. Дальнейший процесс состоит из смешивания натурального каучука с дополнительными компонентами: сажей, серой и соединениями кремния.

Все компоненты помещаются в миксер, где они измельчаются. Процесс смешивания всех компонентов достаточно сложный. Чтобы измельченные частицы превратились в однородную смесь, добавляются различные масла и химические соединения. После чего полученная тугая масса проходит через валы, в результате чего получается полотно из сырой резины.

В последнее время ведущие производители шин стали добавлять в резиновую смесь еще один элемент – силику. Силика — это осажденная кремниевая кислота, представляющая собой грязновато-белый порошок. Еще ее называют белой сажей. Силика была открыта сравнительно давно, однако широкого распространения при производстве шин она не получила, поскольку отличалась довольно высокой стоимостью. Кроме этого, чтобы усовершенствовать процесс резиносмешения, требовалось специализированное дорогостоящее оборудование.

В связи с развитием технологий и появления современных мощных автомобилей, а также изменений в экологических требованиях, использование силики стало необходимостью, так как она значительно повышает качество выпускаемой продукции:

  • увеличивает энергоэффективность (уменьшает сопротивление качению);
  • улучшает сцепление покрышки на мокром асфальте;
  • повышает эластичность шин, при низких температурах.

Результаты наблюдений последних 10 лет показали, что применение силики при производстве компаунда для шин позволило снизить показатели сопротивления качению до 25%, вследствие чего расход топлива может быть снижен до 5%. . Наличие силики в резине — показатель их экономичности и безопасности.

Современный процесс производства шин отличается постоянным усовершенствованием рецептур по изготовлению резиновой смеси, геометрии протектора. Кроме того, процесс сборки шины стараются полностью автоматизировать, хотя автоматические линии стоят недешево, поэтому не каждый производитель может позволить провести полную автоматизацию.

Надо отметить, что для производства такого, с первого взгляда простого изделия, как шина, недостаточно современного высокотехнологичного оборудования. Необходимы знания, выработанные годами традиции и большой опыт в разработке шин. Хорошим примером недостаточного опыта и наличия высококвалифицированных специалистов при хорошем оснащении производственных комплексов по изготовлению автомобильных шин являются изделия китайского производства. Китайские производства отлично оснащены и производят шины в большом количестве, но у них не хватает специфических знаний, наработок и опыта в производстве качественных шин. Точная копия известных брендов не поможет соответствовать также и их техническим характеристикам без «секретов» изготовления.

Закончим отступления и вернемся к процессу производства автомобильных покрышек.

Следующий этап производства — сборка, при которой происходит объединение всех элементов в единое целое:

  • Каркас представляет собой несколько слоев обрезиненного корда, крепящегося к бортовым кольцам с прослойками из резины;
  • Боковина — важная деталь шины, задача которой служить для защиты от повреждений с боковой стороны. Чем прочнее боковина, тем меньше шансов получить повреждение;
  • Борт изготовлен из нескольких витков стальной проволоки. Он обеспечивает крепление шины к ободу колеса, поэтому для повышения прочности имеет повышенную жесткость;
  • Протектор — часть, представляющая собой рисунок шины;
  • Брекер располагается между каркасом и протектором. Эта часть состоит из нескольких слоев корда или резины. Малозаметная, но необходимая деталь, служащая противоударной защитой каркаса в процессе движения автомобиля.

После завершения сборки шины наступает следующий процесс, называемый вулканизацией. Заключается данный процесс в том, что во время вулканизации достигается максимально прочное соединение всех деталей покрышки друг с другом, в результате чего шина приобретает конечную форму. О вулканизации впервые заговорили в первой половине XIX века. Основатель компании Goodyear, Чарльз Гудьир, сделал открытие, благодаря которому каучук превращается в резину.

Вулканизация оказывает большое воздействие на технические характеристики готовой продукции. Все зависит от времени вулканизации. С увеличением показателя предполагаемой нагрузки шины, соответственно увеличивается время вулканизации. Например, для шин, используемых при нагрузке до 14,5 т, процесс занимает более 3 часов, для машин, рассчитанных на нагрузку около 600 кг достаточно 15 минут. Изобретения Гудьира имеют специфическую особенность: нельзя изменять время, необходимое для вулканизации шин, так как в результате нарушения временного режима получится конечный продукт, не соответствующий необходимым техническим показателям. Даже достижения современных технологий не позволяют внести изменения в процесс вулканизации, сократив время. Даже химикаты, используемые для ускорения процесса, не меняют установившего порядка.

Что значат символы, нанесенные на шину?

Информация о примененной при изготовления шины технологии послужит для повышения общей эрудиции, а знание символов, ярлыков и пиктограмм, нанесенных на шине, и их значений понадобятся каждому владельцу транспортного средства. Разберемся, что они обозначают. Например, какие значения заключены в следующие показатели:

195/65 R 15 91 H TL

195 — ширина шины (в мм);

65 — процентное отношение высоты профия к ширине;

R — указание типа конструкции. Это радиальный тип конструкции;

15 — диаметр обода (в дюймах);

91 — показатель максимальной нагрузки на шину в кг. Каждому значению соответствует свой показатель в килограммах (например: 91 – 615 кг, 108 – 1000 кг и т.д.);

H — показатель скорости (максимальное значение скорости, при котором шина сохраняет свои потребительские качества);

TL (Tubeless) — обозначение бескамерного типа шины.

ТТ (Tube Type) – камерная шина.

Раньше предпочитали производить диагональные шины. Обусловленно это было, прежде всего, меньшими затратами на производство и простотой ремонтных работ. На данный момент предпочтение отдается в основном шинам с радиальной конструкцией, изобретенным еще в начале XX столетия. Отличительной особенностью двух типов конструкции шин: радиальной и диагональной является особенность направления нитей корда. При использовании радиальной схемы они проходят от одного конца борта к другому без перекрещивания, во втором — по диагонали перекрещиваясь.

Большой вклад в развитии серийного производства радиальных шин внесли европийские производители Michelin и Goodyear. Во многом именно благодаря им и началось массовое производство шин с радиальным типом корда.

Поскольку в следствии применения радиальной конструкции корда на шину воздействуют только радиальные нагрузки, это уменьшает их напряжение, а следовательно, можно сократить и количество слоев при производстве. Положительные моменты шин с радиальной конструкцией корда:

  • Улучшение отвода тепла, возникающего внутри шины во время движения.
  • Повышение коэффициента сцепления с дорогой. Этот показатель улучшается в результате увеличения площади пятна контакта с поверхностью дороги, и особенностей брекера, предотвращающего деформацию протектора;
  • Улучшение управляемости транспортного средства и повышение его боковой устойчивости;
  • Увеличение срока эксплуатации благодаря высоким износоустойчивым качествам. Доказательством качества шин радиальной конструкции является показатель пробега до 100 и более тысяч километров. Пробег шин с диагональной конструкцией, как правило, не превышает 40 000 км.

Маркировка TWI является еще одним символом, который часто встречается на шинах. Расшифровывается символ как «tread wear indicator» или «индикатор износа протектора». Обычно символ TWI расположен на боковине шины и его задача — указать на место нахождения индикатора износа на протекторе. А сам индикатор износа протектора — это небольшие бугорки, расположенные в продольных канавках.

D.O.T. – американская система сертификации. Наличие DOT говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation). Первые 2 символа – код предприятия-изготовителя, последующие 2 символа — размер шины и ее конструкция, следующие 4 символа относятся к кодировке производителя (могут нести информацию о модели и ее отличительных особенностях), последние 4 символа – неделя и год изготовления. Почти все ведущие производители имеют свои буквенные обозначения. Например, индекс L обозначает Uniroyal, E — Bridgestone и т.д.

При наличии ассимметричного ненаправленного рисунка протектора на боковой стороне шины наносится маркировка на английском языке, обозначающая внутреннюю и внешнюю сторону колеса (side facing inwards/side facing outwards или inside/outside).

При наличии направленного рисунка протектора, на боковину наносится маркировка rotation, указывающая на направление вращения шины для правильной установки на автомобиль.

Также из надписей на боковой части шины можно узнать конструкцию шины и количество слоев (надпись — plies), перечень материалов, которые были использованы при ее производстве. Вышеописанные символы встречаются на всех шинах.

Начиная с конца 2012 года, появились новые ярлыки на шинах, распространяемых в Европе. Появление новых обозначений вызвано требованиями ЕС. По европейским стандартам рассматриваются три показателя:

  • Сцепление шин с мокрой поверхностью дорожного полотна;
  • Установленный показатель расхода топлива авто на данных покрышках;
  • Уровень шума.

Этот показатель обозначается буквами. Самый высокий показатель обозначается буквой А, самый низкий — буквой G.

Топливная экономичность. А – наилучший показатель. G – наихудший. Для обозначения уровня шума используется пиктограмма с изображением колеса и волн. Количество закрашенных волн соответствует шумовому показателю. Одна волна является показателем низкого шума, две соответствует более высокому показателю, три соответствуют шумной шине. Дополнительно используется цифровое обозначение.

Основные требования по уходу и эксплуатации шин.

Постоянное измерение давления в шинах. Оно должно соответствовать установленным производителем показателям. Уровень давления проверяется до начала движения, пока она холодная. Как только автомобиль начинает движение, шина нагревается и соответственно увеличивается давление. Любое отклонение в большую или меньшую сторону от установленных показателей влияет на состоянии шины и уменьшает срок эксплуатации. Если уровень давления превышает норму, то это приводит к износу центральной беговой дорожки, снижает способность к сопротивлению к механическим воздействиям, вызывает дискомфорт при управлении автомобилем, приводит к быстрому износу деталей подвески, пружин и различных узлов соединения. Если низкое давление, то при этом страдают плечевые зоны, может наблюдаться отслоение в бортовой зоне, повреждение шины в месте соприкосновения с диском, пилообразные изменения на протекторах. Наблюдаются трудности в управлении транспортным средством: машину начинать кидать в процессе движения, ответная реакция на рулевое управление снижается. Поэтому под рукой всегда нужно иметь манометр, чтобы следить за уровнем давления.

Проводить постоянный осмотр шин. При появлении трещин на боковинах необходимо срочно менять шины. Так как боковая поверхность имеет более тонкий слой, то любая трещина может вызвать ее разрыв.

Не обойтись без замены шин, если на боковинах или протекторе (да, и такое бывает) появились пузыри (вздутия) или следы от порезов. Даже при малом сроке эксплуатации их нужно заменить.

Наличие изношенных внешних кромок на передних колесах говорит о вашей привычке быстро и не сбавляя скорости входить в поворот. Также это может говорить о недостаточном давлении воздуха в шинах. Напротив – изношенная внутренняя часть протектора говорит об избыточном давлении в шине. Если на протекторе появились изменения в виде зубчатой или перьевой формы, то стоит провести проверку углов развала/схождения колес транспортного средства. Любые непредусмотренные изменения рисунка протектора говорят о неполадках в различных узлах машины. Если на протекторе есть следы неравномерного износа, требуется проверка на балансировочном станке. Возможно нарушение геометрии шины или колесного диска.

Приобретая шины, надо покупать полный комплект, чтобы заменить шины на всех колесах. При замене одной, двух шин, возможно несоответствие марки и модели с оставшимися. Для того чтобы шины имели равномерный износ, раз в полгода меняйте местами задние и передние шины, или когда пробег авто на данных шинах достиг 10-12 тысяч км. Задние колеса обеспечивают устойчивость и сцепление автомобиля с дорожным покрытием, поэтому если вы приобрели неполный комплект, то лучше сначала произвести замену задних колес.

Расшифровка маркировки шин

Основные параметры маркировки приведены на следующем рисунке:

Пример: 195/65 R15 91 T XL

195 — это ширина шины в мм.

65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Например, можно рассмотреть две шины: первая — 195/70 R14 и вторая — 195/65 R14 и вычислить их диаметр (по сути, высоту). Общая формула следующая:

High

—— = Prop

Width

Подставляя два любых известных параметра, можно вычислить третий. Расчет для первой шины:

High

—— = 0.70

195

Откуда высота High = 0.70 * 195 = 136,5 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

Учтем, что диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

Тогда полная высота шины 195/70 R14 будет 136,5 * 2 + 355,6 = 628,6 мм

Расчет для второй шины:

High

—— = 0.65

195

Откуда высота = 0.65 * 195 = 126,75 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

Диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

То есть, полная высота шины 195/65 R14 будет 126,75 * 2 + 355,6 = 609,1 мм

Таким образом, высота над землей оси автомобиля будет различаться на (628,6-609,1)/2 = 9,75 мм. То есть, разница около 1 см.

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Что означают цифры и символы на автомобильных шинах?

При выборе автомобильных шин мало обращать внимание на стоимость и внешний вид, следует внимательно изучить, что написано на боковой стороне шины. Первое на что стоит обратить внимание, это размерность.

кликните по рисунку для увеличения

Например, обозначение 195/65 R15 говорит, что ширина шины составляет 195 мм, высота профиля шины 65% от ширины шины и R15 это монтажный диаметр в дюймах. Далее следует маркировка индексов скорости и индексов максимальной нагрузки. Приведенные ниже таблицы помогут расшифровать эти значения.

Таблица индексов максимальной нагрузки.

Индексы максимальной скорости

Например, обозначение 91Т информирует нас, что максимальная скорость для данной покрышки не должна превышать 190 км/ч, а так же, что максимальная нагрузка не больше 615 кг. Постарайтесь не экспериментировать с размерами шин, не зря производитель рекомендует определенные размеры. Ведь именно на них достигаются максимальные ходовые характеристики вашего автомобиля. При бортировании шины обязательно стоит учитывать направление вращения, обычно обозначается стилилизованной стрелкой.

Разные виды обозначения направления вращения

На зимних шинах будет присутствовать знак снежинки на фоне горы, а так же буквы M+S, М обозначает «грязь», S «снег»

Пожалуй, самое главное и малоприметное обозначение это дата выпуска шины. Обозначение наносится в формате «35.11», это значит, что шина выпущена в 35 неделе 2011 года. Следите, чтобы шина не была старше двух лет, ведь срок жизни покрышки пять лет, потом она теряет свои свойства.

Остальная информация несет в себе кодировку завода изготовителя и информацию для шиномонтажников. Например, цветные кружки и треугольники на шине. Правда, наши шиномонтажники особо не уделяют внимание на эти обозначения. Современная балансировочная техника позволяет точно отбалансировать колесо. Особого внимания на эти знаки уделять не стоит.

Балансировочные метки

Технологические метки

Красный цвет указывает на самую тяжелую часть шины, желтый напротив самую легкую, а белый на самую тонкую часть боковины шины. Продольные цветовые полоски на протекторе вопреки расхожим мнениям, указывают на тип заготовки резиновый смеси. Такая маркировка используется только для того, что бы на этапе производства рабочие не перепутали заготовки будущих шин.

Основная и дополнительная маркировка шин, классификация и расшифровка для легковых автомобилей

Шинная маркировка – условные знаки, цифры и буквы, нанесённые на боковинах. Содержит максимально подробную и всестороннюю информацию о покрышке. Позволяет определить свойства и технические характеристики автошины. Максимально ускоряет и упрощает процесс выбора для покупателя. Бывает европейской, североамериканской, японской и австралийской. На шинном рынке РФ принято использовать систему маркировки, разработанную в Старом Свете.

При наличии определённых знаний и опыта автовладелец легко расшифрует все обозначения, нанесённые заводом-изготовителем. Определит сезонность покрышки, тип конструкции, посадочный диаметр и т.д.

Видео: Обозначения и расшифровка на шинах

Основная маркировка

Для наглядности расшифруем шинную маркировку (европейскую) на конкретном примере. В качестве образца возьмём модель Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.

  • Cordiant – компания-производитель, один из лидеров по изготовлению автошин в Восточной Европе. Выпускает продукцию под 3 торговыми марками: Cordiant, Cordiant Professional и TyRex.
  • Sport 3 – летние шины с асимметричным протекторным рисунком и спортивным характером. Разработаны специально для активных и энергичных водителей. Одно из сильных мест – высокая сопротивляемость аквапланированию.
  • 225 – показатель ширины автопокрышки. Указывается в миллиметрах.
  • 65 – отношение высоты профиля к ширине. Указывается в процентах. Высота покрышки измеряется от посадочного обода до края шинного изделия. Умножив 225 на 0,65, получим 146. Это высота профиля в миллиметрах.
  • Буква R (также на боковинах наносится надпись Radial) является обозначением радиальной автопокрышки. Основная конструктивная особенность заключается в расположении нитей корда без перехлеста. Они направлены от борта к борту.
  • 17 – посадочный диаметр обода колеса. Указывается в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Данная характеристика должна быть одинаковой у дисков и шин.
  • 106 – обозначение индекса максимальной грузоподъёмности. Цифра бывает двух- или трёхзначной. Чем она выше, тем больше допустимая нагрузка у выбранной модели автошины. В нашем случае числовое значение 106 устанавливает максимум в 950 кг. Характеристика критична в первую очередь для грузовой резины, так как покрышки для легковых машин изготовляются с запасом.
  • H – скоростной индекс. Означает максимальную скорость, которую выдерживает автопокрышка при стандартной нагрузке, сохраняя первоначальные эксплуатационные характеристики. Скоростной индекс присваивается только на основе стендовых испытаний, проведённых шинным производителем. Указывается латинскими буквами. Для каждой из них установлено своё значение (в км/ч). H = не более 210 км/ч. Если на боковине покрышки отсутствует маркировка, то максимальная скорость езды на автомобиле не должна превышать 110 км/ч. Спортивные автопокрышки маркируются индексами W и Y (270 и 300 км/ч соответственно).

Читайте также: Какие секретки на колеса лучше?

Видео: Урок №20 -Колеса и шины. Советы при покупке.

Классификации шин

1. Диагональные и радиальные.

Главное отличие заключается в технологии натяжения нитей корда. В диагональных автопокрышках они перекрещиваются. Тянутся от борта к борту по диагонали, поэтому корд получается многослойным.

Радиальные автопокрышки – более современные изделия шинного производства. Нити располагаются без перекрещивания. Идут от борта к борту вдоль колеса. Имеют однослойную конструкцию корда, которая отличается надёжностью, повышенной жёсткостью и высокой степенью натяжения.

Основные преимущества радиальных автошин перед диагональными заключаются в следующем:

  • длительный срок эксплуатации;
  • более стабильные и сбалансированные сцепные и тормозные характеристики, что способствует лучшей управляемости и устойчивости автомобиля;
  • уменьшенное сопротивление качению (способствует экономии топлива);
  • высокий показатель теплопроводности каркаса, улучшенный отвод тепла.

Единственным недостатком автошин радиальной конструкции перед диагональными является меньшая приспособленность боковой части (боковины) к внешним механическим воздействиям.

99,9% современных шин для легковых автомобилей имеют радиальное расположение нитей корда. Маркируются буквой R и/или надписью Radial.

2. Камерные и бескамерные.

Камерные шины маркируются аббревиатурой TT или надписью Tube Type, бескамерные – TL или Tubeless. Вторые – более современные, отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками. Главные отличия бескамерных автопокрышек от устаревших моделей с камерами заключаются в конструкции шины, способе крепления на обод колёсного диска. В случае прокола бескамерная покрышка сдувается моментально. Авторезину без камеры можно быстро отремонтировать (без демонтажа, с помощью специальной пасты) при получении небольших повреждений.

Видео: Размеры шин — как правильно их понимать?

О дополнительной маркировке

  • дата изготовления;

Указывается 4 цифрами. Они обведены в овал или кружок. Первые две цифры означают неделю, вторые две – год изготовления. Например, 1816 – 18-я неделя 2016 года.

  • «погодные» обозначения;

AW, AS (All Seasons) – указание на всесезонные покрышки, использующиеся зимой и летом. Рекомендованы для эксплуатации только в южных широтах России. Для остальной части РФ лучше использовать специализированную летнюю и зимнюю авторезину.

M+S – маркировка зимних шин. Является свидетельством того, что они хорошо приспособлены к эксплуатации на заснеженных трассах за городом, на городских дорогах, где реагенты вместе со снегом образуют снежно-грязевую кашицу.

  • соответствие стандартам;

E17 – буквенно-цифровое обозначение. Ставится на боковинах покрышек, допущенных к эксплуатации и соответствующих европейским нормам безопасности. Другой вариант – DOT. Это буквенный код, указывающий на соответствие стандартам безопасности Департамента транспорта США.

  • указания на улучшенные эксплуатационные характеристики;

RF или надпись Reinforced – шинные изделия с увеличенной несущей способностью.

XL расшифровывается как Extra Load. Две буквы указываются после индексов предельной нагрузки и максимальной скорости. Обозначают повышенную прочность и увеличенную грузоподъёмность. Наносятся заводом-изготовителем на усовершенствованных моделях авторезины. Их индекс нагрузки увеличен на 4 единицы по сравнению со стандартными.

FR – покрышка с дополнительной защитой обода диска.

ROF (Run Flat у Pirelli, ZP у Michelin и т.д.) – автопокрышки, способные работать в случае прокола или другого повреждения. Имеют специальную усиленную конструкцию, противостоящую складыванию боковин. Позволяют комфортно и безопасно доехать до ближайшего шиномонтажа на средней скорости (максимальная – 80-100 км/ч).

  • символы и обозначения, упрощающие установку.

Надпись ROTATION и направляющая стрелка наносятся на автопокрышки с протекторным рисунком направленного типа. Облегчают процесс монтажа. Стрелка указывает на направление вращения.

Шинная маркировка – на первый взгляд, вещь достаточно сложная и запутанная. Ситуацию затрудняет большое количество надписей, дополнительных обозначений и символов. Однако если уделить время и разобраться в вопросе, то можно легко и непринуждённо «читать» маркировку, быстро определять технические характеристики автопокрышки. Это поможет при поиске подходящего шинного комплекта для автомобиля.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *