Творческие люди

Творческие люди

Способность быть открытым и восприимчивым к миру, окружающим людям и к себе самому, помогает достичь не малых результатов в жизни. Открытый миру человек воспринимает все происходящее с ним, как возможность для развития, тогда как закрытый человек, при тех же обстоятельствах, может не заметить возможностей.

Удивительные, уверенные, очаровательные, харизматичные, сильные духом, ответственные и позитивные. Такую характеристику можно дать всем творческим людям. Делают ли эти черты характера их более успешными и в чем их секрет? Что именно отличает их от других людей и можно ли стать творческим человеком?

Содержание

Чем уникальны творческие люди

Конечно, как любой процесс саморазвития, это не так просто, но при желании вы можете изменить себя, чтобы стать более открытым миру и творческим человеком.

Творческие люди в душе всегда остаются детьми

Именно способностью сохранять ощущение детства внутри себя уникальны творческие люди. Это позволяет им оставаться немного наивными и мечтательными. В таком состоянии они могут более ярко наслаждаться красотой этого удивительного мира. Причина такого поведения и принятие их позиции в том, что творческие люди делают все, чтобы избежать скуки, которая отдаляет нашего «внутреннего ребенка» от нашей личности.

Творческие люди не отвечают ожиданиям других людей

Наши родители, братья, сестры и партнеры всегда пытаются научить нас, как жить. Творческий человек использует возможность игнорировать чужие ожидания и вместо этого следует за своими собственными интересами. Такой человек никогда не станет, врачом или учителем, просто потому что этого хотят его родители. Но он приложит все усилия, чтобы стать, к примеру, музыкантом, даже если родители не в восторге от этой идеи.

Для творческого человека сердце имеет большее значение, чем его разум

Эти люди склонны прислушиваться к глубоким чувствам, словно детские сердца, когда они должны принять чрезвычайно важное решение, особенно если речь идет о дружбе, семье и любви. Например, если открытая творческая девушка должна сделать выбор между богатым бизнесменом, которого она находит скучным, и романтичным парнем, к которому она испытывает теплые чувства, без сомнения, она выберет любовь, а не деньги. Ее логический ум может говорить обратное, но это не имеет значения, потому что ее чувства всегда имеют более важное значение.

Творческий человек много мечтает

Открытые миру, творческие люди всегда мечтают. Вам может показаться, что они не внимательные и не слушают вас в беседе, но они, наиболее вероятно, находятся в полете бесконечного мира мечты в своем воображении. Мечта помогает думать по-другому и, благодаря ей, человек может сделать самые непредсказуемые выводы в обычных ситуациях. Вы тоже можете попробовать больше мечтать и в ближайшее время вы будете удивлены позитивным изменениям вашего мышления.

Творческим людям часто бывает скучно

Люди этого типа, как правило, довольно часто скучают. Это происходит так, потому что они ненавидят делать то, что навязывают им другие. Они больше предпочитают тратить свое драгоценное время на то, в чем они заинтересованы. Все усилия по привлечению таких людей к некоторой скучной повседневной работе, может не дать вам положительных результатов. Старайтесь не заниматься скучными делами, которые вам не нравятся, и больше следуйте своим пристрастиям. Только в таком случае вы сможете освободить свой разум и стать открытым человеком.

Творческие люди не любят своих творений

Уникальны творческие люди и своим довольно странным отношением к собственной работе. Как правило, когда они заканчивают свои создания, то часто остаются недовольными результатом, от чего расстраиваются. Сложно объяснить, почему так происходит, но эти люди начинают любить результаты своей работы лишь спустя некоторое время. Это на самом деле хорошо, когда неудовлетворенность становится толчком, что делает их работу сложнее и интереснее.

Творческому человеку неведомы границы

Если вы хотите, чтобы творческий человек следовал вашим правилам и придерживался определенных рамок, то вы никогда не добьетесь успеха в решении этой задачи. Такие люди любят свободу действий, а также свободу мышления. Они не признают каких-либо границ или запретов. Творческая личность всегда знает, что ей делать и не видит перед собой преград, которые могли бы помешать.

Творческие люди гордые и скромные одновременно

Эти люди прекрасно сочетают в себе гордость и робость. Творческий человек не выставляет на показ свои идеи и достижения. Но, если кто-то начинает говорить о его талантах и навыках, он проявит всю свою гордость за эти положительные характеристики.

Когда творческий человек работает, он полностью поглощен процессом

Удивительно, но уникальны творческие люди и своей привычкой слишком много работать. Как правило, эти люди являются трудоголиками. Когда творческий человек создает что-то с вдохновением, то здесь его больше нет, он теряется во времени и пространстве. Не существует больше других вопросов для него, за исключением задачи, которую он пытается выполнить.

Когда вы спите – творческий человек работает, когда вы работаете – он спит

Творческие люди говорят, что муза приходит, когда она хочет. Она посещает вас, не спрашивая разрешения, и нет никаких шансов для вызова ее, всякий раз, когда вам это нужно, она появляется непредсказуемо. Чрезвычайно важно уметь видеть возможность и поймать вдохновение, когда оно приходит. Когда обычный человек живет по заданным рабочим часам, творческий человек может начать создавать свои творения даже в середине ночи, если он вдруг чувствует, что настало время для творчества. Он не следует рабочему плану, так как на самом деле не имеют его. Творческие люди склонны работать спонтанно.

Творческие люди превращают проблемы в возможности

У таких людей никогда не возникают проблемы. Это может показаться невозможным, но на самом деле секрет именно в том, чтобы переводить все неприятности в возможности. Они не паникуют, когда что-то идет не так, но они знают, что это хороший шанс получить полезный опыт и стать сильнее. Этот простой, но вместе с тем нелегкий способ, чтобы избежать стресса и депрессии.

Творческие люди не любят точных наук

Даже несмотря на то, что творческий человек — это всегда талантливая личность, которая имеет множество положительных характеристик, он плохо понимает математику и испытывает нелюбовь к числам. Начиная со школы, эти люди не особо дружат с точными науками. Этим людям не нравится строгий порядок и правила, которые требуют чисел. Это еще одно качество, благодаря которому уникальны творческие люди. Они способны находить абсолютно неожиданные пути решения поставленных перед ними задач.

Творческие люди крайне наблюдательны

Эти люди являются идеальными наблюдателями по своей природе. Они внимательно смотрят на мир и замечают даже самые мелкие детали, которых не могут увидеть другие люди. Эти вещи вдохновляют их и становятся их музой. Абсолютно все, что они видят может привести к некоторым прекрасным творениям.

0 (0)

Каждый вид деятельности имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки. Люди занимаются разными делами, а потому формируются соответствующим образом. Каждый вид труда оставляет свою печать на характере человека, на его личности, таким образом делая жизнь этого человека сложнее или проще. Чаще всего люди задумываются о том, какая судьба у людей творческих профессий.

Говоря о творческих личностях, можно вспомнить некоторые особенности, как негативные, которые делают этот вид деятельности более сложным, так и положительные, способствующие упрощению жизни творческого человека. Любое творчество требует вдохновения. Человек не может справиться с теми или иными проблемами или делами творческого характера, если у него нет вдохновения ​​ими заниматься.

Люди, интересующиеся искусством, хотят видеть в произведениях душу автора, его искреннюю отдачу, они хотят увидеть любовь автора к его труду. Если вдохновения нет и такой любви нет, если автор занимается творчеством, заставляя самого себя, то вряд ли у него получится что-то красивое и такое, что может поразить ценителей искусства.

Еще одной отрицательной стороной творческой деятельности является то, что творчество часто не является доходной деятельностью. То есть человек творчества очень быстро может столкнуться с ситуацией, когда на его работу просто нет спроса, а потому он не может ее продать и обеспечить себя продуктами первой необходимой. По этой причине столь часто можно видеть творческих людей, которые действительно живут достаточно бедно.

Безусловно, есть аспекты, которые делают жизнь творческой личности более простой, чем у остальных людей. Во-первых, собственный интерес человека к своему занятию делает его деятельность более простой, в то время как обычные люди часто ходят на работу, делают какие-то мелкие дела каждый день и со временем испытывают усталость от рутины и чувствуют отсутствие интереса к своей работе.

Творческий же человек вовлечен в процесс созидания, он действительно его волнует и восхищает. Еще одним плюсом является то, что, если у человека действительно хорошо получается, он может стать по-настоящему успешным, тем самым достигнув одного из величайших благ на земле — получение настоящей радости от дела, которое одновременно с тем приносит и доход.

Любая деятельность имеет преимущества и недостатки, но творческая деятельность при этом имеет свою специфику. Творческий человек чем-то напоминает игрока: если ему повезет, он может стать по-настоящему успешным и счастливым. Если же нет, он будет обречен на жалкое существование, а плоды его творчества будут никому не нужны.

Творческая личность и ее жизненный путь

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, – сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь.

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…). Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» .

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатый век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и другие.

Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Единственная проблема: кого считать гением, кого не считать таковым?

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно».

Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих.

Что касается колебаний настроения, то еще Вильям Гирш отмечал их наличие у гениев , а многочисленные исследования выявили взаимосвязь креатизма с нейротизмом. Заметим, что нейротизм в меньшей мере определяется генотипом, чем другие черты темперамента .

Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, продолжительность творческого периода жизни.

Гегель в «Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и о научных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности к мышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, а как бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет более правомерным сказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенного дарования»

То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом (то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения. Именно тогда в связи с интересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов. Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в начале XIX века и, как «миф», похоронен в XX веке.

Однако несомненно: в отличие от «просто креативов», «гений» обладает очень мощной активностью бессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен к крайним эмоциональным состояниям.

Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:

гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Наконец, приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихся ученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий, хрупкий, но изумительно симметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Первый, в общем, имеет все, кроме физической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу… Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом. Такие низкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и, следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительной интеллектуальной мощью» .

Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественнонаучный подход к изучению психических особенностей творческой личности.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отражены в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод – неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. И так далее .

Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. А. М. Матюшкин на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а мотивации достижений.

Правда, возникает вопрос, а являются ли «творческие работники» бывшего СССР действительно творческими?

Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте .

Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики).

Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности. Хотя гуманистические психологи «во весь голос» утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.

Согласно приведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений . То же относится и к детям с IQ выше 180 баллов.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности . На мой взгляд, здесь перепутаны причины и следствия, нейротичность есть побочный результат творческой активности.

Если связь нейротизма и креативности обнаружена во многих исследованиях, то по отношению к такой базовой характеристике темперамента (в большей мере зависящей от генотипа), как экстраверсия, однозначный вывод сделать трудно.

Однако в исследовании А. М. Петрайтите , проведенном в 1981 году на мужчинах и женщинах 20-35 лет, выявлены положительные корреляции между креативностью, социальной экстраверсией и интроверсией. Причем для тестирования креативности использовались субтесты теста Э. П. Торренса («Употребление предметов», «Незаконченные рисунки», «Невероятное событие»), а перцептивная интроверсия выявлялась посредством теста Роршаха: преобладание кинестетических ответов над цветовыми характерно для интровертов.

Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным «бесконтрольным» мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.

Талант, креативность – это не только большой дар, но и большое наказание.

Приведем результаты еще нескольких исследований, целью которых было выявление личностных особенностей творческих людей.

Наиболее часто в научной литературе упоминаются такие черты творческих личностей, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку.

К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одаренных детей пришел к выводу, что, на взгляд окружающих, они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура.

Одно из наиболее основательных исследований по выявлению личностных черт творческих людей было проведено под руководством К. Тейлора и Р. Б. Кэттелла. Оно было посвящено изучению сходств и различий креативного поведения в науке, искусстве и практической деятельности.

В качестве основной диагностической методики авторы использовали известный специалистам опросник 16 PF Кэттелла.

В одной из серий исследования сравнивались профили личностных черт известных ученых и инженеров (36 человек), музыкантов (21 человек), художников и обычных студентов последних курсов университетов (42 человека). Авторы не обнаружили никаких значимых различий между учеными и художниками по предложенному ими комбинированному индексу креативности. Однако удалось выявить значимые различия между этими группами по отдельным шкалам 16 PF.

Профили обеих групп творческих личностей значимо отличались от профиля группы студентов.

Из чего складывался «индекс креативности»? Было высказано предположение, что креативное поведение описывается двухфакторной структурой (результат вторичной факторизации чисел 16PF на выборке креативов). Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными (А-), они более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению (В+), склонны к лидерству (Ет), более серьезны (F-), являются более практичными или свободно трактующими правила (G-), более социально смелы (Н+), более чувствительны (J+), обладают очень богатым воображением (М+), они либеральны и открыты опыту (Q1+) и самодостаточны (Q2).

В более поздних исследованиях Гетцельна выявились различия между деятелями искусства и учеными по шкалам 16PF: у первых было более развитое вображение (фактор М), и они имели низкие баллы по фактору G.

Для исследования личностной составляющей креативности был разработан тест-опросник «Что вы за личность?» (WKPY – «What kind of person are you?»). Результаты заполнения этого теста коррелировали с данными, получеными с помощью 16PF. При исследовании 100 художественно одаренных студентов было выявлено 5 значимых факторов, коррелирующих с индексом креативности по WKPY: Ql(+); E(+); Q2(+); J(+); G(-).

Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео– и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды.

Двухфакторная модель креативного поведения проверялась во множестве исследований. Выявлено, что факторы не являются ортогональными: r = 0,41.

В одном из исследований на выборке 590 человек проверялась модель, предложенная К. Тейлором: он выделил 8 областей проявления креативности. Использовался опросник ASAS («Artistic and Scientific activities survey»). Он предназначен для выявления различий между новичками и профессионалами и призван охватить разнообразные сферы проявления творческой активности: 1) искусство, 2) музыку, 3) театр, 4) науку и инженерию, 5) литературу, 6) бизнес, 7) дизайн одежды, 8) видео– и фотодизайн. Результаты, полученные с помощью AS AS, коррелируют с показателями тестов креативности по Торренсу. Шкалы считаются консистентными (а Кронбаха от 0,8 до 0,68), общая согласованность – 0,69 .

В результате эмпирического исследования вновь выявлены два фактора креативного поведения. В первый фактор вошли изобразительное искусство, видео-и фотодизайн, музыка, литература, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объединились наука, инженерия и бизнес. Причем корреляция между факторами равна 0,32.

Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений творческого поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям), потом с деятельностью художника, артиста, литератора и т. д.

Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.

Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.

Остановимся и сделаем некоторые выводы.

Можно рассмотреть приведенные выше результаты исследований с точки зрения отношений уровня интеллекта и креативности у конкретной личности.

В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и пр. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

По крайней мере, заметно, что различные исследователи, приписывая совершенно противоположные черты творческим личностям, имеют дело с различными типами людей (по классификации Когана и Воллаха) и переносят выводы, справедливые для одного типа, на всю совокупность творческих людей прошлого, настоящего и будущего.

Являются ли творческие люди с высоким уровнем интеллекта настолько уравновешенными, адаптивными и самореализующимися, как это кажется некоторым исследователям?

Возможно, борьба двух одинаково сильных начал: сознательного (интеллектуального, рефлексивного) и бессознательного, (творческого) – переносится из экзопсихического плана в эндопсихический (иначе – интрапсихический):

С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой…

Возможно, эта борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и смерть.

Творчество конечно во времени. Результаты десятков исследований, посвященных анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет.

Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделил в своей книге «Возвращенная молодость» великий русский писатель М. Зощенко. Воспользуемся результатами его труда в дальнейшем изложении .

М. Зощенко делит всех творцов на две категории: 1) проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей».

Воистину: «Задержимся на цифре 37», – как пел В. Высоцкий, жизнь которого остановилась на второй роковой дате – 42 года, как и жизни А. Миронова, Дж. Дассена, А. Богатырева и других.

Почти все перечисленные композиторы, писатели, поэты, художники – принадлежат к «эмоциональному типу», может быть, за исключением российских критиков – Добролюбова и Белинского. Зощенко ставит однозначный диагноз: их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой. Он пишет: «Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля и др.) не доказывает его случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью» .

Зощенко разбирает ряд случаев гибели и самоубийств поэтов и приходит к выводу, что в каждом случае имело место следствие переутомления от творческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, он указывает, что А. С. Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли: «настроение искало объект». По мнению Зощенко, здоровье поэта с 1833 года изменилось очень резко, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности – главная причина смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т. д.

Творчество конечно во времени. Жизнь многих творцов продолжается и после того, как творческий источник иссякает. И Зощенко приводит еще один «мартиролог», список «мертвецов при жизни», разумеется – творческих мертвецов. Глинка, Шуман, Фонвизин, Дэви, Либих, Буало, Томас Мур, Вордсворт, Кольридж, прожив долго, перестали творить еще в молодые годы. Творческий период, как правило, завершается длительным упадком сил и депрессией. Это касается как поэтов, так и ученых. Великий химик Либих к 30 годам испытал полный упадок сил, а в 40 лет окончил работу, как и Дэви (жил до 53 лет, творческую активность окончил в 33 года). Аналогично: поэты Кольдридж в 30 лет оставил поэзию по болезни, Вордсворт окончил творческую деятельность к 40 годам и так далее. Депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева.

Циклы творческой активности имеют глубокую психофизиологическую причину. И. Я. Перна, проанализировав биографии нескольких сот ученых, пришел к выводу, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный», спад творческой активности.

Возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия? По мнению Зощенко, и с ним трудно не согласиться, те люди, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно потому, что их жизнь подчинена ими же созданному строгому распорядку. Рецепт творческого долголетия – точность, порядок и организация. Для того чтобы максимально продлить творческую активность (нерегламентированную по своей природе), нужно максимально регламентировать жизнедеятельность.

Другой автор, польский литературовед Я. Парандовский приходит к аналогичному выводу, анализируя жизнь творческих людей. Хотя творчество основывается на вдохновении и ведет к непрерывной («взахлеб») работе (Лейбниц не вставал из-за стола по несколько суток, Ньютон и Ландау забывали обедать и т. д.), но с годами приходят регулярность и дисциплина занятий, и творчество превращается в труд. Однако никто из творцов с регулярной деятельности не начинает. Может быть, парадокс ранней смерти многих творцов и заключается в отсутствии психологических предпосылок для саморегуляции. С годами творческие и жизненные силы иссякают и для их восстановления и сохранения требуются внешние (регламент) и внутренние (саморегуляция) усилия.

Мысль, а точнее – высокий интеллект, продлевает жизнь. Если жизнь не прерывает война или концлагерь.

Эмпирическая психология также не осталась в стороне от этой проблемы. Продуктивность научного творчества стала предметом исследования не так давно. По мнению многих авторов, начало наукометрического подхода к проблеме возрастной динамики творчества связано с работами Г. Лемана.

В монографии «Возраст и достижения» (1953) он опубликовал результаты анализа сотен биографий не только политиков, писателей, поэтов и художников, но и математиков, химиков, философов и других ученых.

Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова: 1) подъем от 20 до 30 лет; 2) пик продуктивности в 30-35 лет; 3) спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); 4) к 60 годам утрата творческих способностей. Качественное снижение продуктивности предшествует количественному спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на молодой возраст. Выводы Лемана о значимости вклада личности в культуру базировались на подсчете числа строк, посвященных им в энциклопедиях и словарях . Позже Е. Клег анализировал словарь-справочник «Американцы в науке» и пришел к выводу, что спад творческой продуктивности у наиболее выдающихся ученых начинает наблюдаться не раньше 60 лет.

Среди российских ученых впервые (задолго до работ Лемана) к проблеме возрастной динамики творчества обратился И. Я. Перна. В 1925 году он опубликовал работу «Ритмы жизни и творчества». По данным Перна, пик творческого развития приходится на 35-40 лет, именно в это время крупный ученый публикует обычно свою первую работу (средний возраст – 39 лет). Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), затем – представители других естественных наук и физики-экспериментаторы (35-40 лет), позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. За пиком следует неминуемый спад, хотя при этом чередуются взлеты и падения продуктивности .

Одно из последних исследований возрастной динамики творческой продуктивности ученых провели Л. А. Руткевич и Е. Ф. Рыбалко . Они основывались на анализе биографий и творческих достижений ученых. Были выделены две группы: в группу А вошли 372 самых знаменитых, по мнению авторов исследования, ученых и деятелей искусства; в группу В – 419 известных, но не столь знаменитых представителей «творческих профессий».

В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он наблюдался во всех профессиональных группах (особенно – в группе представителей точных наук). Представители группы А дольше учатся, чем представители группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значительно продолжительнее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше начинают творческую деятельность, чем менее выдающиеся.

Многие авторы считают, что существуют два типа творческой продуктивности в течение жизни: первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце четвертого десятилетия жизни с последующим спадом после 65 лет.

У наиболее выдающихся деятелей науки и искусства не наблюдается и установленный во многих исследованиях типичный спад творческой активности перед смертью.

Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества, присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отношению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом.

Подведем итоги. Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, а в наших терминах – субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта – определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Доминирование креативности над рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени жизни. Время дороже денег, поскольку его дается человеку в обрез.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Олеся Ахмеджанова

Есть мнение, что управлять творческими людьми так же сложно, как дрессировать кошек. Так ли это? Разбираемся вместе с нашей новой книгой «Укрощение тигров» и экспертом.

Пять мифов о творческих людях

Вокруг творческих людей — тех, кто пишет, рисует, придумывает, мастерит — сложилось множество мифов. Попробуем в них разобраться.

Укрощение тигров

Миф № 1: творческим людям нужна полная свобода


Источник

Многие уверены, что творческие люди стремятся стереть границы и действовать в условиях полной свободы. На самом деле креативщикам и выдумщикам нужны ограничения. Чистое поле — не лучшее место для творчества. Четкие границы помогают сосредоточиться творческим работникам на том, что они умеют делать лучше всего.

Миф № 2: творческим людям важна лишь «крутизна» идеи


Источник

Еще один непобедимый миф — будто творцов не волнует результат. Якобы им просто хочется работать над крутым и модным проектом, в котором есть где показать себя. Большинство творческих людей очень профессионально относятся к своей работе. А вот что их на самом деле расстраивает, так это выбор самого простого и очевидного решения — часто это приводит к упущенным возможностям.

Миф № 3: у творческих людей слабо развиты аналитические способности


Источник

Творческих сотрудников, как правило, просят приносить идеи, а вот стратегию и реализацию отдают другим отделам. Всё потому что креативщики часто применяют для решения своих задач неочевидные пути, рассматривая разные грани проблемы одновременно. Часто они способны понять то, что упускают из виду другие. И это может стать невероятно ценным для компании.

Миф № 4: творческие люди либо самовлюбленные, либо закомплексованные

Источник

Тут важно не путать действия с чертами характера. Многие творческие люди действительно встают в позу и начинают защищать свои интересы в ситуациях, когда в важный проект неожиданно вносятся изменения. Но для многих — это лишь инстинкт самосохранения. А для руководства — тревожный «звоночек» о том, что в коллективе не все в порядке.

Миф № 5: творческие люди непостоянны и капризны

Источник

Одно из самых частых заблуждений о творческих личностях — будто они будут отдавать все силы работе, когда проект им интересен. А как только любопытство ослабнет, станут филонить. Парадокс в том, что большинство творческих людей очень преданны проектам. Да, креативщики более восприимчивы, но можно превратить это в преимущество: чуткость и способность видеть неявные закономерности могут принести компании огромную пользу, если направить их в нужное русло.

Мы спросили про стереотипы о творческих людях профессионала — директора по развитию «Апостроф-медиа» Татьяну Ананьеву.

Татьяна Ананьева уверена, что творчество — это не так легко. За ним стоит обучение и практика

— Мне кажется, что самый несправедливый миф — это про то, что творческие люди делают какую-то «фигню» и берут за это много денег. Миф о легкости творческого труда самый обидный, потому что за той легкостью, с которой творческие люди рождают гениальные тексты или дизайн, стоит огромный пласт обучения и практики.

Что делать, если всё не вовремя?

— Во-первых, если людям сложно уложиться в срок, — рассказывает Татьяна, — нужно помочь конкретному сотруднику поэксперементировать с техниками личной эффективности. Сначала познакомьте человека с базовым планированием: определением приоритетов, разделением большой задачи на части. И только потом можно пробовать разные техники самоорганизации.

Во-вторых, важно научить творческих людей входить в состояние потока, найти свои ритуалы и ключи к этому состоянию.

Тогда сдача творческих работ вовремя более вероятно. И, наконец, ориентируйтесь на лучших творцов. Они не ждали вдохновения, а начинали свою работу и именно упорным ежедневным трудом и проложили себе путь в вечность. Вдохновение и радость придет, если делать работу стабильно и каждый день.

План действий: что нужно вашей команде

Вместе с книгой «Укрощение тигров» составили краткий обзор, что нужно каждой творческой команде.

Направление и границы

Источник

Вы должны четко сформулировать свои ожидания от команды. Даже если сами не уверены в том, как всё будет развиваться. Когда у руководителя нет четкого видения, то он начинает уходить от ответа. В творческой работе такое поведение — поцелуй смерти. Если хотите добиться от команды выдающихся результатов, ясно укажите ей, куда двигаться.

Стабильность

Если в команде четко прописаны все условия и правила, это помогает грамотно двигаться к цели. Проверьте:

  • четко ли обозначены условия, на которых сотрудник участвует в проекте,
  • есть ли система выполнения заданий,
  • хорошо ли прописан ход процессов и принципы сотрудничества в команде,
  • понятно ли людям, что вы имеете в виду, или ваше восприятие реальности не стыкуется с фактами?

Ценности

Источник

Команда должна знать важные вещи: ценности, задачи, ожидания от работы и вознаграждение. Нет ничего более неприятного, чем работать несколько недель над проектом, который вы считаете очень важным, чтобы потом узнать, что это была лишь периферийная для команды задача.

Защита

Когда сотрудники уверены, что на вас можно положиться, они смело идут на риски и выполняют поставленные задачи. Вы должны защищать своих подчиненных. Принимать удар на себя, если команда встретить необоснованную критику. Не позволять загружать их дополнительной работой и красть драгоценное время и энергию.

Новые вызовы

Источник

Творческие люди обожают вызовы. Они развиваются, когда сталкиваются с задачами, требующими новых навыков. Люди в вашей команде должны знать, что вы ждете от них экспериментов и самых безумных решений. Если они не почувствуют, что вы одобряете такой курс, они будут постоянно оглядываться и сомневаться. И в результате вас будет ждать посредственная, неоригинальная работа.

Критика

Самая продуктивная рабочая атмосфера — та, в которой поощряются конструктивная критика, вопросы и инициативность. Когда в коллективе потенциально конфликтные вопросы выносят на всеобщее обсуждение, создаются прочные узы взаимного доверия.

Рабочий процесс — это миллион непредсказуемых событий, тектонических сдвигов или просто трудных клиентов. Ваша задача — попытаться сделать всё максимально хорошо и не позволять внешним факторам переворачивать мир команды с ног на голову. Идеальная формула успешной работы выглядит так: Сложные вызовы + Высокий уровень стабильности = Процветание

По материалам книги «Укрощение тигров»
Обложка отсюда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *