Творческое начало

Творческое начало

Как развить креативность — советы

Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂 ), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Читайте также: Простые способы развить уверенность в себе

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Пройдите тест на творческий потенциал

Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед

Романова Людмила Юрьевна, к.п.н., учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается ориентация российского образования на достижение общечеловеческих ценностей, мировую и национальную культуру с целью оказания помощи и поддержки развивающейся личности в ее культурном, нравственном самоопределении и саморазвитии. В этой связи в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в качестве стратегической задачи общего образования выдвигается задача развития человеческого капитала — подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных, конкурентоспособных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ образования и воспитания, должен быть представлен и метод креативности, который ориентируется на формирование творческой, конкурентоспособной личности школьника.

Среди учащихся был проведен опрос: «Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, исследовать, изобретать, выдумывать что-то новое?» Оказалось, что 15% школьников ничего из перечисленного не пытались сделать. «Не пытался, потому что все равно ничего не получится»; «Не нравится, поэтому и не пытался». Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога! Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей творчески, самостоятельно, независимо мыслить.

С 2013 года на базе МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района проходит конкурс чтецов «Звездный билет» с целью пропаганды чтения среди детей, расширения читательского кругозора школьников, возрождения традиций семейного чтения, повышения общественного интереса к творчеству русских писателей. Организаторы конкурса стараются не только ввести школьников в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, но и воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

Тон всем выступлениям обычно задают школьники гимназии №139, показывая музыкально-литературную композицию, в которой принимают участие как школьники, так и родители гимназистов. На секционных заседаниях в течение нескольких часов учащиеся городских школ состязаются в искусстве ораторского слова. Они читают вслух отрывки из прозаических произведений В.П. Аксенова и писателей-юбиляров. Многие ребята подходят к данному конкурсу творчески: готовят презентации, подбирают музыку, костюмы, реквизит. Качество представленных выступлений бывает очень высоким. В 2015 году звучали отрывки из произведений М. Ю.Лермонтова, В.П.Аксенова, А.П.Чехова, М.А.Шолохова. Выяснилось, что многие школьники любят читать, при этом многие из чтецов оказались одарены незаурядными актерскими способностями. Победителями и призерами стали учащиеся гимназии №3 с татарским языком обучения, №14, 27 с татарским языком обучения, 50, 52, 125, 139, 152, лицея №5, 149, школы СОлНЦе, № 9, 18, 20, 23, 24, 38, 47,79, 86, 97, 129, 167, 171, 175, лицея-интерната №2. По традиции перед конкурсом учащиеся посещают школьный музей Василия Павловича Аксенова, знакомятся с биографией нашего земляка. В 2013-2015 годах музей посетили свыше 2500 школьников Республики Татарстан, Российской Федерации, 14 преподавателей ВУЗов, 98 учителей общеобразовательных учреждений, 2 корреспондента газет «Республика Татарстан», «Учительская газета», более 200 представителей общественности (родители учащихся, ветераны Великой Отечественной войны). Можно сказать, что у музея живое дыхание. Он проводит регулярные тематические экскурсии на английском, татарском и русском языках, организовывает конкурсы для учащихся. «Наша страна гордится творчеством этого писателя. Ваш музей прививает вкус к хорошему чтению», — сказал Ильсур Метшин, посетив музей В.П.Аксенова.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Конкурентоспособный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но прежде всего — умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности. Ведущая цель работы учителя – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. Учительское счастье слагается из ученических побед. И от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности.

С 2009 года на базе гимназии №139 проходит Межрегиональный конкурс творческих и проектных работ «Династии России» с целью воспитания патриотизма у подрастающего поколения путём стимулирования научно-исследовательской, творческой деятельности, повышения интереса к истории родного края; привлечение учащихся к научно-поисковой работе, активизация научного подхода к проблеме с последующим практическим применением в рамках внедрения ФГОС. В конкурсе приняло участие около 1200 школьников 1-11 классов общеобразовательных учреждений г. Казани, Республики Татарстан и 5 регионов России. Работы представлялись на английском, русском и татарском языках. Особый интерес вызывают работы учащихся в номинациях » Семейный альбом рассказывает…», «Награды в моем доме», «История моей семьи в истории Республики Татарстан», «Учительская династия», «Рабочая династия», «Военная династия». Учащиеся не только исследуют, знакомятся со справочной литературой, но и сочиняют рассказы, сказки, стихотворения. оды. В Год Литературы на конкурс было представлено стихотворение, которое сочинил ученик 6 класса гимназии №139 Капралов Михаил.

Наш бесценный семейный архив…

Я к нему прикасался не часто.

Просто знал: там медали, там письма с войны,

Документы, какой-то паспорт.

Но сейчас мне одиннадцать лет,

О войне я немного знаю,

Про неё я в книгах читал,

А тут история своя, живая.

Попросил я бабулю рассказать об отце.

Кем он был? Как он жил? Воевал где?

Чем занимался он на войне?

Что за человек, мой прадед?

Вот раскрыта шкатулка-семейный архив.

Я смотрю, не дышу, жду рассказа.

А с пожелтевшего фото глядит,

Улыбаясь, Алим, мой прадед.

Я сжимаю в дрожащих руках

Пожелтевший листок анкеты.

На исписанных мелко листах

Жизнь проносится, радости, беды…

Сирота. Детский дом. Тяжкий труд.

Ну и сложной была дорога!

Школа, техникум, институт,

А работы как было много!

А потом началась война…

Что военный билет мне расскажет?

В сорок первом году дед ушёл воевать.

Инженером он был, капитаном.

Наводил он понтоны и строил мосты,

Тяжела была эта работа.

Иногда ночевал он в болотах, в грязи,

Приближая победу, как мог он.

Вот на снимке дед с друзьями сидит.

Это память с далёкого фронта.

Фото душу мою бередит,

И читаю я снова и снова.

Свою фотографию дед подписал:

«Победу над злом наш солдат одержал.

Помните, дети и внуки мои,

Не забывайте героев войны!»

Прадедушка был советский солдат.

В архиве я вижу много наград.

Ордена просто так на войне не давали.

Лишь с риском для жизни их получали.

Наград разных много, и все боевые –

Особенно ценны они.

Хранятся в шкатулке четыре медали

И орден «Красной звезды».

Вот я вижу открытку – новогодний привет

Из далёкого сорок второго.

Как и сотни других, верил мой дед,

Что закончатся ужасы скоро.

Если б знали бесстрашные люди страны,

Смертельно уставшие взводы,

Что до конца войны остались не дни,

А длинных четыре года.

А вот перевязаны тонкой тесёмкой

Прошлой жизни святые мгновенья,

Треугольники, письма войны,

Я читаю с огромным волненьем.

Им уж скоро семьдесят лет,

И местами истёрлись страницы.

Сколько нежности в них и любви…

Вот какая была переписка:

Да! Жестока была война!

Люди жили в разлуке от письма до письма.

Очень важные эти страницы.

Дедом, бабушкой буду гордиться.

А этот тонкий пакет не простой.

Дед вёз с фронта тетради домой.

В них вырезки из военных газет и стихи

Из них узнаю я тяжёлые будни войны.

Полустёртые строчки…

Едва разобрать…

Их писал дед в землянке,

Что хотел он сказать?

Что народ не сдавался, не унывал,

Анекдоты смешные и басни о фрицах писал,

Чтобы враг поскорее убрался с родимой земли,

Чтобы люди не знали больше войны!

Очень жаль, что деда уж нет.

Не могу я к нему прижаться.

Не могу расспросить о войне

И над шуткой его рассмеяться.

Но бесценный семейный архив,

Словно добрый, прекрасный волшебник,

Рассказал мне про целую жизнь

И судьбу того поколения.

Закрываю семейный архив.

Пусть хранит он связь поколений.

Много лет мы его бережём.

Он частичка нас, без сомнения.

В процессе создания проекта ученик развивает свои интеллектуальные умения, творческие способности; такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, формирует конкурентоспособную личность, что немаловажно в сегодняшнем мире. Конкурс привлек внимание общественности к проблеме возрождения семейных традиций, воспитанию патриотизма, любви к своей Родине.

Джеймс Алан Гарднер когда-то сказал: «Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми». Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

  • Сертификат:


  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *