Уловка 22 1970

Уловка 22 1970

Philipe Antonello / Hulu

17 мая на американском сервисе Hulu и 18 мая в российском Videomore.ru выйдет мини-сериал «Уловка-22» — новая экранизация антивоенного романа Джозефа Хеллера 1961 года, снятая Джорджем Клуни. Кинокритик Егор Москвитин считает, что есть как минимум три причины его посмотреть.

Это кино про войну с антивоенным посылом

Место действия — солнечный остров Пьяноса в Средиземном море. Идет Вторая мировая, 1944 год. Расквартированные на острове американские летчики каждый день бомбардируют позиции фашистов. Многие из героев давно выполнили норму боевых дежурств и получили право на увольнение, но вернуться на большую землю у них не выходит — командование постоянно увеличивает количество боевых вылетов. Герои надеются демобилизоваться, заявив о своем безумии. Тут-то и вступает в силу хитрая «Уловка-22»: человек, который осознает грозящую смертельную опасность, не может быть сумасшедшим; безумца нельзя отправить домой без заявления о том, что он безумец — но написать его способен лишь здравомыслящий человек.

Поэтому герои продолжают вариться в военном и бюрократическом аду. Отчаявшийся летчик Джон Йоссарион встречает самых удивительных персонажей: майора с именем и фамилией Майор Майор, врача, который придумывает себе диагнозы, чтобы не скучать, или живого человека, которого бюрократы признали мертвым. В палатке героя лежат вещи солдата, погибшего, напротив, до того, как его успели приписать к авиаполку — формально он ни жив, ни мертв. Избавиться от его вещей без письменного заявления покойника невозможно. Так они и лежат, напоминая Йоссариону о гибели незнакомца. Впрочем, война есть война, и даже в сатирическом сериале льется немало крови — так что переживать об одном трупе скоро перестаем и мы, и Йоссарион.

Уловка-22 | Catch-22 | Русский трейлер more

Это похоже на фильм братьев Коэн

Джордж Клуни — не только лицо этого сериала, но продюсер и сорежиссер. Любой, кто видел поставленный им (и написанный братьями Коэн) «Субурбикон», знает о его абсурдном и мрачном чувстве юмора. Герои Клуни — переоценивающие себя прохиндеи, идиотизм которых приводит к плачевным последствиям. Авиационный полк в «Уловке-22» — это целый остров таких несчастных дураков. И поступки, которые поначалу кажутся безобидными или странными, здесь ведут к смертям. Но «Уловка-22» — это не напряженный триллер или душераздирающая драма. Те несколько серий, которые уже показали прессе, сложно назвать чем-то большим, чем остроумной сатирой.

Мягкий юмор и стилистическая выверенность превращают историю в упоительное зрелище. И хотя это рассказ об американцах, в нем можно найти меткие отсылки и к российской современной жизни: люди измотаны бюрократией; отрицательная селекция, основанная на продвижении лояльных и нахальных, ведет к катастрофам; двоемыслие становится нормой. В 1961 году автор романа «Уловка-22» Джозеф Хеллер заработал на родине репутацию провидца, предсказавшего войну во Вьетнаме. Некоторые его наблюдения пугают до сих пор.

Впрочем, новый сериал принесет радость и тем, кто устал от отсылок к надоедливой реальности. «Уловка-22» умеет развлекать и веселить — иногда кажется, что в основе этого мини-сериала лежит не американская классика, а знакомое многим россиянам «Крутое пике».

Philipe Antonello / Hulu Philipe Antonello / Hulu

Это незаурядный актерский состав

Если в фильме играет Кайл Чандлер, значит перед нами умное и симпатичное авторское кино: таким была и «Операция «Арго»» Бена Аффлека, и «Супер 8» Дж. Дж. Абрамса. Хью Лори в роли капризного и жестокого командира, обожающего вкусно поесть, напоминает разом и Грегори Хауса, и самого себя из «Ночного администратора»: он снова циник, но теперь опасный. Кристоферу Эбботу отлично удается герой, который одновременно находится на пике формы (Йоссарион молод, профессионален, умен и хорош собой) и чувствует себя беспомощной букашкой, которую вот-вот раздавит военная машина.

Смотря на Джорджа Клуни в «Уловке», вспоминаешь персонажа Федора Бондарчука в сериале «Год культуры». Оба актера устали играть лощеных ловеласов — и охотно потешаются над собой. Для Клуни «Уловка-22» — не первый фильм, в котором он выступает против войны в комедийном амплуа: до этого были авантюрные и циничные «Три короля» Дэвида О. Рассела и престранный «Безумный спецназ».

«Уловка-22» — симпатичный сериал, которому, судя по первым трем эпизодам, не удастся стать таким же громким заявлением, как оригинальный роман. Но он может ненадолго вернуть зрителя во времена легендарного сериала «Чертова служба в госпитале Мэш». Те, кто еще не привык к большим звездам и богатой режиссуре на малом экране, оценят сериал: у него есть и харизма, и бюджет, и юмор, и стиль. А главное, этот мини-сериал точно конечен — новые вылеты в новых сезонах зрителям никто не навяжет.

Егор Москвитин

  • Напишите нам

«Средние века так и не смогли примирить идеалы рыцарства и христианства, и современный мир тоже не сумеет вполне объединить свободу и равенство. И это не подлежит исправлению. Такие противоречия — обязательный элемент любой человеческой культуры. Это двигатель креативности, динамического развития нашего вида. Подобно тому как два мотива, сталкиваясь в контрапункте, подвигают вперед развитие музыкальной темы, так и разногласие наших мыслей, идей и ценностей побуждает нас думать, критиковать, переоценивать. Стабильность — это заповедник для тупиц.
Поскольку неразрешимые дилеммы, напряженность, конфликты — соль любой культуры, человек в любой культуре вынужден сочетать противоречивые убеждения и разрываться между несовместимыми ценностями. Это вездесущее состояние, и оно давно получило имя: когнитивный диссонанс. Многие считают когнитивный диссонанс фатальным изъяном человеческой психологии, но на самом деле — это важное свойство человека. Если бы человек не мог сочетать противоречивые убеждения и ценности, то едва ли было бы возможно создание и развитие какой бы то ни было культуры.
Чтобы по-настоящему понять, например, соседа, который ходит в мечеть на углу вашей улицы, не докапывайтесь до фундаментальных ценностей, дорогих сердцу каждого мусульманина, а ищите в исламской культуре «ловушку-22″, те точки, где правила сталкиваются друг с другом и стандарты накреняются. Когда вы увидите, как мусульмане разрываются между двумя абсолютными императивами, тогда-то вы и начнете их понимать.»
А вот яркий образец сапиенса, попавшего в такую «ловушку» — член-корреспондент РАН и диакон РПЦ Сергей Кривовичев.

Мини-сериал по одноименному сатирическому роману Джозефа Хеллера 1961 года. За показ отвечает стрим-сервис Hulu.

Сюжет сериала Уловка-22 / Catch-22

Главный герой антивоенной сатиры — капитан Йоссариан во время Второй мировой войны служит пилотом в бомбардировочном полке ВВС США, расквартированном на острове Пианоза в Италии. После гибели своего товарища во время налета на территории, контролируемые немецкими войсками, он начинает ненавидеть саму идею военного противостояния и пытается самыми абсурдными способами «откосить» от службы, притворяясь умалишенным.

Но Йоссариан раз за разом терпит фиаско: ему мешает «Уловка-22» — некая таинственная поправка в уставе, в которой говорится, что если человек отказывается воевать, то он уже не может считаться сумасшедшим, поскольку, наоборот, тем проявляет здравомыслие.

Из-за постоянных отказов от заданий капитану грозит позорный трибунал, но командование предлагает ему сделку. Если он сможет выполнит ее условия, то его с почетом оправят на родину. Однако чем дальше, тем больше абсурдных ситуаций видит перед собой главный герой.

Производство сериале Уловка-22 / Catch-22

Шестисерийный телепроект Джорджа Клуни, разрабатываемый Paramount TV и Anonymous Content, станет уже второй полноценной экранизацией «Уловки 22». Первая была снята Майком Николсом в 1970 году с Аланом Аркином, Ричардом Бенджамином, Джоном Войтом, Энтони Перкинсом, Мартином Шином и Орсоном Уэллсом в главных ролях. Через три года после этого предпринимались попытки снять сериал с Ричардом Дрейфуссом, но проект закрыли после получасового пилота, поставленного Ричардом Куайном.

Джордж Клуни выступит не только как режиссер сериала совместно со своим давним соратником Грантом Хесловом («Операция «Арго», «Доброй ночи и удачи») и Эллен Кёрас («Озарк», «Легион»), но и примет участие в продюсировании проекта наряду с Люком Дэвисом («Лев»), Дэвидом Мишо («Машина войны») и другими. Дэвис и Мишо также выступят в качестве сценаристов. Клуни, в свою очередь, сыграет роль полковника Кэткарта.

Позднее стало известно, что Кэткарта сыграет Кайл Чандлер («Манчестер у моря», «Огни ночной пятницы»), а Клуни примерит на себя образ лейтенанта Шейскопфа.

В начале апреля 2018-го к актерскому составу мини-сериала присоединился Хью Лори, который перевоплотится в майора де Каверли, любителя джаза и культурного досуга. Главную роль — капитана Йоссариана — исполнит Кристофер Эбботт («Грешница», «Девочки»).

Создатели сериала Уловка-22 / Catch-22

Режиссеры: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Эллен Кёрас
Сценаристы: Джозеф Хеллер, Люк Дейвис, Дэвид Мишо
Продюсеры: Ричард Браун, Джордж Клуни, Люк Дейвис, Стив Голин, Грант Хеслов, Эллен Кёрас, Дэвид Мишо
В ролях: Кристофер Эбботт, Кайл Чандлер, Джордж Клуни, Мартин Делани, Рафи Гаврон, Джанкарло Джаннини, Герран Хауэлл, Хью Лори, Грэхэм Патрик Мартин, Дэниэл Дэвид Стюарт, Джей Полсон, Джампьеро Ротоли, Пико Александр, Джексон Бьюз, Джош Болт, Тесса Феррер, Шай Мэтисон, Харрисон Остерфилд, Льюис Пуллман, Джон Рудницкий, Энтони Скорди, Остин Стоуэлл

Это программа из цикла «Истории слов» VOA, в котором мы рассказываем о речевых оборотах в американском английском. Я Анна Маттео и сегодняшнее выражение — Catch-22.

Вот ситуация: вы хотите найти работу. И вы находите работу, которую, как вы думаете, вы могли бы выполнить хорошо. Вы проситесь на работу, но вам говорят, что вы ее не получите. Причина? Вы не делали эту работу раньше.

Выражение Catch-22 происходит от названия книги, написанной в 1960-х годах Джозефом Хеллером. Catch-22 — это история о капитане Джоне Йоссариане, вымышленном летчике ВВС США, воевавшем в Европе в последние месяцы Второй мировой войны.

Йоссариан чувствует злость, потому что очень много людей, с которыми он никогда и не встречался, пытаются убить его. Он должен летать изо дня в день, чтобы сбрасывать бомбы на нацистов, которые стараются сбить его самолет. Его командир продолжает увеличивать количество вылетов, которые его люди должны совершить, прежде чем они смогут выйти в отставку и уехать домой.

Йоссариан ищет способ, чтобы прекратить летать. Он находит пункт устава ВВС, в котором говорится, что солдат может быть отстранен от полетов, если он безумен. Йоссариан решает, что любой солдат безумен, если он готов подвергать свою жизнь опасности, продолжая совершать опасные полеты.

Он полагает, что нашел способ спасти свою жизнь. Но он выясняет, что в этом пункте есть «уловка» – хитрое условие. Любой, кто просит отстранить его от полетов, потому что он больше не желает подвергать свою жизнь опасности, не может претендовать на безумство. Он должен продолжать летать.

Конечно, в книге «Уловка-22» («Catch-22») есть много других примеров безвыходных ситуаций (Catch-22). Однажды проститутка, женщина, которая занимается сексом за деньги, говорит Йоссариану, что она не может выйти за него замуж, потому что он сумасшедший. Она говорит, что никогда не выйдет замуж за сумасшедшего. И она считает любого мужчину, который женился бы на женщине, у которой уже был секс … сумасшедшим.

Это замкнутый круг (Catch-22), потому что, как только мужчина соглашается жениться на ней, он переходит в разряд сумасшедших, так как хочет жениться на женщине, которая уже занималась сексом. Таким образом, она не может выйти за него замуж. Она останется незамужней, пока не изменит нелогичное условие, которое держит ее в созданном ею замкнутом круге (Catch-22).

That is what happens in a Catch-22 situation — no way out.

Вот что происходит в ситуации Catch-22 — выхода нет.

Вот еще один простой пример из реальной жизни. Вы хотите одолжить машину у своих родителей на вечер. Вы просите об этом свою мать. Она говорит: «Я не возражаю. Но сначала тебе нужно получить разрешение от отца».

But when you ask your father, he says, «It is fine with me. But you must first get permission from your mother.»

Но когда вы просите разрешение у своего отца, он говорит: «Я не возражаю. Но сначала ты должен получить разрешение от матери».

In other words, you are caught in a classic Catch-22, a trap used by some parents.

Другими словами, вы попали в классическую ситуацию Catch-22, ловушку, которую используют некоторые родители.

But you are not caught in Catch-22 if you want to learn English. Simply listen to VOA Learning English.

Но вы не находитесь в ситуации Catch-22, если хотите изучать английский язык. Просто слушайте программы VOA.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *