Упражнение для памяти

Упражнение для памяти

Игры на развитие памяти детей

Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.

За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов.

В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

«Супермаркет»

Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.

Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

«Каждой вещи — своё место»

Цель: развитие долгосрочной памяти.

Материал: вещи, покупки.

  • Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.
  • Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро?

«Пряталки»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

  • Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.
  • Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.
  • Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки.

  • Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

«Карлсон расшалился»

Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти.

Материал: игрушки.

  • Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.
  • Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки.
  • Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.
  • «Запоминай-ка»

    Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.

    Материал: предметные картинки.

    • Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.
    • А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.
    • Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.
    • Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше.
    • Предложите ребенку каждую картинку представить, закрыв глаза.

    «Повторяй-ка»

    Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

    Материал: карандаш, бумага.

    • Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
    • Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.
    • Усложняем: постройте дом из кубиков: основание — куб, стены — кубики разного цвета, призма — крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

    «Узор из пуговиц»

    Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

    Материал: пуговицы, счетные палочки.

    • Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.
    • Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.
    • Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.

    «Хлоп»

    • Цель: развитие внимания.
    • Педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

    «Глаза открываем – стихи вспоминаем»

    • Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:

    Осень золотая в гости к нам пришла

    И с собою много красок принесла.

    Желтый, и зеленый, и бордовый лист,

    На тропинку нашу, падая, ложись.

    Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.

    Улетают птицы в небо высоко.

    Мы с собой корзинки разные возьмем.

    В лес мы по грибочки дружно все пойдем.

    • Итак, начинаем.
    • Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении.
    • Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д.
    • Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.
    • Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки.
    • Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака.
    • Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений, а в дальнейшем — до 10.

    «Узелки на память»

    • Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.
    • Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу.
    • Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге, в очереди.

    «Припоминалки»

    Цель: формирование наглядно-образного мышления.

    Материал: призы.

    1 Вариант

    • Как играем: в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое.
    • Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».

    2 Вариант

    • Вы собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое прогнозированное запоминание.
    • Закрепляем: в такую игру можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех наберет фишек, тот и победил.
    • Усложняем: спрашивать ребенка, что было вчера утром, днем, вечером.

    «Съедобное — несъедобное»

    Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.

    Материал: мяч.

    Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица — животное, живое — неживое, тихое — громкое и т. п.

    «Помнишь ли ты?»

    Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

    Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

    «Я знаю…»

    Цель: развитие памяти, внимания, моторики.

    Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков…» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

    «Я скажу, а ты — запомни»

    Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

    Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

    «Запомни и расскажи»

    Цель: развитие внимания, памяти.

    Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

    «Посмотри и сделай так же»

    Цель: развитие внимания.

    Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

    «Сделай, как я!»

    Цель: развитие памяти и внимания.

    Материал: счётные палочки.

    Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

    Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. Можно использовать не только счетные палочки, но и пуговицы, геометрические фигуры, карандаши и т.д.

    «Пуговица»

    Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

    Материал: игровое поле, пуговицы.

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

    Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

    «Запомни точки»

    Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

    Вывешиваются плакаты и предлагается задание — внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.

          «Разложи карточки»

          Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

          У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т.д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.

          «День и ночь»

          Цель: развитие памяти и внимания.

          Материал: предметные картинки.

          На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.

          Упражнение «Геометрические фигуры»

          Цель: развитие памяти и внимания.

          Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.

          Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

          «Радио»

          Цель: формирование умения детей по памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы, отгадывать по описанию товарищей; развивать память, активизировать речь детей.

          Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глаза и по памяти опишу ребенка нашей группы. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?

          Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас» — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки.

          «Запомни картинки»

          Цель: развитие памяти и внимания.

          Материал: карточки со следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

          Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

          Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

          «Какой игрушки не хватает?»

          Цель: развитие памяти и внимания.

          Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

          Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

          Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

          Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.

          «Художественный салон»

          Цель: формирование умения описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь.

          Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

          Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.

          «Кукловод»

          Цель: развитие двигательной памяти.

          1 вариант. Воспитатель — «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

          2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».

          3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

          «Зеркало»

          Цель: развитие двигательной памяти.

          Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

          Упражнение «Паровозик»

          Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.

          «Я положил в мешок»

          Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

          В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке.

          Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

          «Соберем букет»

          Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

          Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т.д.

          «Запоминаем вместе»

          Цель: развитие слуховой памяти.

          Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

          Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

          «Прогулка в картинках»

          Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

          Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.

          По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

          «Нарисуй фигуру»

          Цель: развитие осязательной памяти.

          Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.

          Ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».

          «Найди свой предмет»

          В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.

          «Круг, треугольник и квадрат»

          Цель: развитие осязательной памяти.

          Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.

          Задания:

          • Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.
          • «Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем — треугольник и квадрат».
          • Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?

          «Угадай-ка!»

          Цель: развитие логической памяти.

          Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

          «Чей силуэт?»

          «С какой ветки детки?»

          Показать детям ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.

          «Узнай, кто это»

          Показать детям части предмета и спросить, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.

          «Воспроизведение рассказа»

          Цель: развития смысловой памяти.

          Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

          Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

          Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

          Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

          Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

          При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

          • Что подарила мама детям?
          • Как играли дети?
          • Почему они перестали играть?
          • Кого позвали дети и зачем?

          «Запомни слова»

          Цель: развитие произвольной памяти.

          Детям предъявляются 6 картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.

          Упражнение «Найди нужную картинку»

          Детям предлагается из предложенных картинок найти такую, которая помогла бы запомнить данное слово.

          «Слова»

          Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова, связанными с ними по смыслу:

          Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (огород) Лодка (речка) Мех (шуба).

          «Вспомни слово»

          Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:

          окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец, дорога – машина и т. д.

          После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

          Подготовка к экзамену — это самый важный этап, без которого нельзя сдать ОГЭ и ЕГЭ. Для эффективной подготовки психологами было создано большое количество развивающих упражнений, которые способны улучшить такие необходимые навыки, как память, внимание и концентрация. В этой статье будут приведены факты, благодаря которым подготовка к ЕГЭ будет простой и эффективной.

          Развитие памяти и внимания

          Чтобы информация запоминалась проще и быстрее, нужна тренировка памяти. Для этого ученые и психологи создали многочисленные тесты и упражнения.

          Улучшают память с помощью разных мнемотехник. Например, банальное подчеркивание в тетради важных дат и обведение в рамочку формулы концентрирует мозг на этом выделении и помогает лучше на нем сфокусироваться.

          Развитие внимания — это пункт, без которого нельзя обойтись. На внимании основан успех запоминания большого объема информации.

          Особенности развития внимания и памяти

          Тренировку памяти лучше начать после прохождения теста, который бы показал насколько эффективно вы пользуетесь памятью, и какой вид памяти у вас лучше всего развит.

          Существует 4 вида памяти:

    1. Зрительная — это то, как вы запомнили информацию в образной форме, которую вы увидели.
    2. Слуховая — это запоминание услышанной информации.
    3. Двигательная — отвечает за ваши конспекты и ведение тетради. Люди с двигательной памятью хорошо запоминают информацию только, если запишут ее.
    4. Комплексная — это память, объединяющая в себе 2 или 3 вышеперечисленных вида.

    Особенности занятий заключаются в индивидуальном подходе к каждому виду памяти. Упражнения нужно открывать только после прохождения теста и выявления более развитого вида памяти у занимающегося. Таким образом человек может развить любой тип своей памяти.

    Виды внимания

    Внимание — это процесс мозговой активности, способность концентрации на чем-либо. Психологи выделяют 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Непроизвольное

    Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания. Оно не требует каких-то волевых усилий. Его еще называют пассивным или вынужденным вниманием. Примером такого вида можно привести ситуацию с громкими звуками, яркими вспышками, когда человек невольно и несознательно обращает внимание на подобные раздражители.

    Произвольное

    Произвольный — это вид внимания, когда человек подсознательно концентрируется на чем-либо. Произвольное внимание в основном требует волевых усилий. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ученик прикладывает усилия, чтобы не уснуть и доделать домашнюю работу.

    Послепроизвольное

    Послепроизвольный вид, как и произвольный, носит подсознательный характер, но при этом не требует особых волевых усилий. Управляется чаще интересом. Как пример, можно привести прочтение книги. Изначально человек концентрируется на сюжете с помощью волевых усилий, но затем интерес погружает индивида в чтение, и ему уже не нужно делать над собой усилия, чтобы закончить книгу.

    Упражнения на развитие внимания и концентрации

    Упражнение «Линия»

    Возьмите белый лист бумаги и начните медленно рисовать прямую линию. Все ваши мысли должны быть сосредоточены только на этой линии, если вы отвлекаетесь на что-то еще, то делайте маленькую черту вверх, как на кардиограмме. Высоким результатом концентрации будет результат, где в течение 3 минут вы не сделаете ни одной черты вверх.

    Упражнения на развитие памяти

    Упражнения, рекомендованные психологами и учеными.

    Для развития зрительной памяти

    Лучше всего подойдет игра «Найди 10 отличий». Достаточно простое развлечение, но для тех, кто не обладает достаточным вниманием и концентрацией, эта игра может показаться не такой уж и легкой. Доступность ее в виде приложения на гаджетах также является большим плюсом.

    Бросьте на пол 5 спичек и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте сделать точно такую же картинку из 5 других спичек.

    Упражнения для слуховой памяти

    Для этого упражнения понадобится музыкальное сопровождение. Нужно включить на плеере любую песню и прослушав какую-то часть, поставить на паузу. Затем попробуйте продолжить воспроизведение куплета у себя в голове. Отличным результатом будет возможность полностью мысленно прокручивать и останавливать любимую песню.

    Чтение вслух хорошо развивает слуховую память, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции и интонации. Читать нужно не торопясь в оптимальном разговорном темпе.

    Упражнения для двигательной памяти

    Расположитесь на табурете лицом к стене, предварительно повесив на уровне глаз лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте точку в любом месте листа. После положите руки на колени, досчитайте до 5 и постарайтесь нарисовать точку в том же месте, при этом не открывая глаза. Чем меньше расстояние между точками, тем лучше развита двигательная память. При частых повторениях промежуток между точками будет сокращаться.

    Выставьте перед собой обе руки, как будто держите 2 колеса. Начните вращать воображаемые колеса в разные стороны. Как только поняли, что получается, поменяйте направление.

    Упражнения на развитие мышления

    Мышление также имеет несколько видов: образное, абстрактное, логическое, творческое.

    Образное мышление — это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образ. Например, художник в деталях задумал картину и рисует ее.

    Упражнения:

    Вспомните несколько людей, с которыми вы сегодня общались: изобразите в деталях их одежду, прическу, цвет глаз.

    Изобразите каждый из перечисленных ниже предметов:

    • лицо человека;
    • друг детства;
    • бегущая собака;
    • ваша спальня;
    • закат;
    • летящий орел;
    • журчащий ручей;
    • капля росы;
    • перистые облака;
    • клавиатура компьютера;
    • дубрава;
    • снежная вершина;
    • зубная щетка;
    • ваша любимая пара обуви.

    Абстрактное мышление характеризуется тем, что человек вычленяет какие-то особые детали из полной картины. Такой вид мышления часто бывает полезным при решении задач ЕГЭ по математике, когда нужно обратить внимание на какую-то незначительную деталь и по ней прийти к ответу.

    Логическое мышление — это основа и способность человека рассуждать последовательно и без противоречий. Для развития логического мышления рекомендуют решать логические задачи. Но есть также и упражнения:

    1.Игра «Найди лишнее слово». Из нескольких наборов слов, например, «храбрый, злой, смелый, отважный» нужно найти лишнее. Игра достаточно простая, но она подходит для развития логики.

    2.Игра «Найди отличия в каждой паре слов»:

    • поезд — самолет;
    • лошадь — овца;
    • дуб — сосна;
    • сказка — стихотворение;
    • натюрморт — портрет.

    Творческое мышление — это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Например, хорошим творческим мышлением обладал французский писатель Жюль Верн, который в своих произведениях придумывал новую технику для того времени: самолеты, подводную лодку.

    Упражнения:

    1. Нарисуйте 9 точек, а теперь попробуйте соединить их 4 отрезками. Отрывать карандаш от бумаги нельзя, при этом линия может проходить через точку всего 1 раз.
    2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.

    Концентрация и устойчивость внимания

    На развитие внимания влияют многие факторы: генетика, окружающая среда, уровень концентрации и опыт. Поэтому если вы желаете развить внимание и концентрацию, то для этого предстоит выполнять несложные упражнения.

    Есть специальные таблицы Шульте, которые направлены на развитие концентрации. В них вразброс написаны числа от 1 до 25, которые необходимо быстро и последовательно находить.Возьмите 2 карандаша и начните рисовать ими одновременно. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Выполняйте это задание в течение минуты, чем больше получилось нарисовать, тем лучше.

    Игра «Не называй число» тоже влияет на развитие внимания. Надо посчитать до 100, но вместо каждого пятого числа говорить «я внимателен».

    Все эти упражнения помогут вам подготовиться к экзамену. Ваше внимание, память и концентрация дойдут до идеала, и вы уже не будете отвлекаться.

    Не забудьте про метод ассоциаций. Это первый способ запоминания информации, который необходимо освоить. Применение метода ассоциаций способствуют развитию творческого мышления и совершенствует механизмы запоминания. Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления. Например, на уроках русского языка данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа.

    Упражнение для развития «метода ассоциаций»

    Берутся любые 2 слова. Требуется связать их цепочкой слов-ассоциаций. Для связи следует использовать слова, между которыми есть что-то общее или, наоборот, что-то противоположное. Например, пара слов часы — облако. Из них можно сделать такую цепочку: «Часы — Время — День — Солнце — Небо — Облако». Главное в упражнении — это установить связь между словами.

    Итак, это и есть основные способы для подготовки к тестам и хорошей сдачи экзамена. Тренировка мозга и развитие внимания продолжаются и во время обучения. Выполнив все пункты, изложенные выше, можно рассчитывать на высокий балл ЕГЭ. И учеба, в свою очередь, станет даваться легче и интереснее.

    Зрение – самое важное из пяти человеческих чувств. Увидев предмет воочию, мы гораздо быстрее запомним его и поймем его предназначение, чем ощупав, понюхав или попробовав на вкус.

    Существует древняя индийская легенда о трех слепцах, которым предложили ощупать слона, и сказать, на что он похож. Один из них провел пальцами по слоновьей ноге, и сказал, что слон напоминает дерево или колонну. Тот, кому достался хобот, предположил, что слон – это толстая веревка. Третий зашел «с тыла» и, наткнувшись на хвост, согласился с тем, что слон похож на веревку, но не на толстую, а на тонкую, с кисточкой на конце.

    И только зрячий человек, увидев одновременно ноги, уши, хобот и хвост, поймет, что собой представляет и как выглядит слон, и запомнит его.

    Увиденное производит на нас гораздо более сильное впечатление, чем при любой другой форме восприятия – недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Поэтому зрительная память, ответственная за сохранение и воспроизведение/узнавание запечатленных в ней образов, является важнейшим видом памяти, облегчающим человеку адаптацию в окружающей среде. Она помогает ориентироваться на местности, запоминать особые приметы пейзажей, предметов, человеческих лиц и т.д.

    Такая память важна для представителей многих профессий: художников, путешественников, военных, полицейских.

    Специалисты выделяют следующие виды зрительной памяти:

    1. Иконическая – информация, полученная с ее помощью, сохраняется меньше секунды, и, не будучи использована в самое ближайшее время, забывается.
    2. Кратковременная – ею можно воспользоваться в течение полуминуты, затем всё увиденное уходит из памяти.
    3. Долговременная – память, сохраняющаяся надолго – на дни, недели, месяцы и даже годы. Для такого запоминания необходимо либо очень сильное впечатление, либо сосредоточенное внимание и усилие воли.

    В отдельный вид выделяется так называемая эйдетическая, или образная память, которая обычно свойственна творческим личностям – например, художникам, а также детям.

    У большинства взрослых людей эйдетическая память постепенно слабеет, по мере взросления и школьного обучения уступая место памяти на символы – буквы, цифры, формулы и т.д., то есть им проще запомнить и воспроизвести написанное буквами или цифрами, чем изображенное на картине.

    Великолепной эйдетической памятью обладал русский художник-маринист Иван Айвазовский. Он мог добиться почти фотографической точности при написании своих картин. Предполагая изобразить морской пейзаж, он рассматривал его около 5 минут, а потом, закрыв глаза, старался словесно описать в мельчайших подробностях.

    Принято считать, что такие черты, как хорошая зрительная память и внимательность, присущи людям от рождения. У кого-то память и внимание «цепкие» с детства, у кого-то – нет, и повлиять на это никак невозможно. Но такая точка зрения в корне неверна.

    На самом деле то и другое скорее можно сравнить с мускулатурой: наравне с мышцами, внимание и память поддаются тренировке, а без нее слабеют. Развить в себе эти качества человек способен в любом возрасте, и для этого, так же как и для физического тренинга, существуют специальные упражнения.

    Отлично тренирует зрительную память рисование, а также то, что можно назвать мысленным дневником. Ложась спать, нужно как можно точнее вспомнить все события минувшего дня.

    Вспоминать необходимо во всех подробностях, стараясь не просто фиксировать происшедшее, но и зрительно представлять себе всё, произошедшее за день.

    Кроме тренировки эйдетической памяти, такое упражнение является прекрасным способом справиться с бессонницей. Если, вспомнив весь сегодняшний день, вы не уснули, начинайте вспоминать события дня вчерашнего.

    Тренировка памяти и внимания при помощи картинок

    Еще одни способ тренировки зрительной памяти заключается в рассматривании необычных картинок. Он носит игровой характер, и будет интересен как детям, так и взрослым. Такие картинки тренируют концентрацию, стойкость и переключаемость внимания. Существует несколько типов подобных рисунков-загадок. Они делятся на картинки, основанные на:

    • иллюзии восприятия глубины изображения (двухмерное изображение воспринимается глазом как трехмерное):
    • иллюзии движения (неподвижная картинка, если в нее пристально всмотреться, кажется движущейся, «оживает»):
    • эффекте «перевертышей» – изображение меняется в зависимости от того, с какой позиции на него смотреть. При повороте картинки на 180 или 90 градусов на ней появляется другой рисунок. Примером может служить такая иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»:

    Картинка изображает ворону с куском сыра в клюве, но, перевернув ее «вверх ногами», мы увидим другую героиню басни:

    • эффекте «хамелеона» – в одном рисунке «спрятано» еще одно, два или более изображений, которое нужно умудриться рассмотреть: например, всмотревшись в лицо старика, можно увидеть всадника, а также лежащую человеческую фигуру, закутанную в покрывало.
    • оптической иллюзии – это понятие означает ошибочное зрительное восприятие изображения, подталкивающее мозг к неправильным выводам. В этом случае мозг видит на картине то, чего на ней на самом деле нет. например, при взгляде на эту картинку может показаться, что на ней изображен глаз, однако, присмотревшись, становится понятно, что первое впечатление неверно:

    Известные всем с детства загадочные картинки, на которых искомое изображение спрятано среди множества линий, начертанных, на первый взгляд, довольно хаотично (обычно под ними находится надпись типа: «Вот охотник. А где же заяц?»), также относятся к числу тестов для тренировки зрительной памяти и способности к концентрации и переключению внимания.

    Для большей интересности и усложнения заданий их выполнение можно ограничить определенным отрезком времени – например, найти пресловутого зайца за 1 минуту.

    Одним из способов тренировки внимательности является разглядывание рисунков с последующими ответами на вопросы, которые помогут определить, насколько внимательно вы их рассмотрели.

    Например, нижеследующая картинка изображает туристическую стоянку: палатка, костер с висящим над ним котелком, расстеленная на траве скатерть.

    Ответить на предлагаемые 9 вопросов не так уж и сложно. Количество столовых приборов на скатерти позволяет подсчитать, что туристов в лагере четверо.

    Паутина, свитая между стволом дерева и прикрепленной к нему растяжкой палатки, наводит на мысль, что приехали они сюда несколько дней назад. Весла, прислоненные к стволу, помогают догадаться, что они путешествуют на байдарке, а клюющая что-то курица подсказывает, что неподалеку находится село. Без ответа остались всего пять вопросов – ответьте на них.

    Ученые утверждают, что разные полушария мозга человека отвечают за различные формы интеллектуальной деятельности: правое «заведует» творческими способностями, фантазией, воображением и зрительной памятью, а левое – логикой и рациональным мышлением.

    Итого

    В прошлом оба полушария играли одинаковую роль в развитии мыслительных способностей человека, но из-за того, что в последние десятилетия упор в образовании постоянно делается на логическую деятельность, контролируемую левым полушарием, правое оказывается недостаточно загруженным и оттого недостаточно развитым.

    По этой причине страдает творческий потенциал, мышление зажато в тесных рамках логики и рационализма.

    Борьбу с этим следует начинать в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока в головах детей еще не сформировались шаблонные стереотипы мышления.

    Но даже когда речь идет о взрослом человеке, такие перекосы в восприятии окружающего мира поддаются корректировке. Развитие зрительной памяти и внимания является путем к их преодолению.

    Пять советов по запоминанию от Нельсона Деллиса

    В детстве Нельсон Деллис был обычным ребёнком. Он забывал даты дней рождения, списки покупок, имена и тому подобное. Если что-то можно было забыть, он обязательно забывал. Как-то раз его отец вернулся с работы и нашёл дымящийся на плите хот-дог. Нельсон забыл о нём. Но через много лет тридцатилетний Нельсон попал на чемпионат мира по памяти и добрался до последнего тура. В утреннем этапе Нельсон продул безжалостным конкурентам, молниеносно запоминавшим карты и цифры. Однажды Нельсону даже удалось побить мировой рекорд — он запомнил 201 имя за пятнадцать минут, но он все ещё отставал. В финальном туре Нельсону нужно было задействовать абсолютно все свои способности по запоминанию, чтобы у него был хоть малейший шанс на победу. Он должен был запомнить две колоды карт (104 карты!) в правильном порядке.

    У Нельсона Деллиса прекрасная память, потому что он много трудился над её развитием — он знает толк в том, как запомнить стихи, даты, речи, слова на иностранном языке и вообще что угодно. Мы попросили Нельсона поделиться с нами толикой своего мастерства, и он дал нам пять советов о том, как поместить информацию в память и надолго её запомнить. Вот они.

    Сконцентрируйтесь, будьте внимательны! Звучит банально, но штука именно в напоминании себе об этом. Скажите себе, что то, что вы собираетесь запомнить, важно. Это очень помогает. Как можно сильнее сосредоточьтесь на том, что собираетесь запомнить. Чем больше вы тренируетесь контролировать фокусировку внимания, тем лучше сможете сосредоточиться!

    Практика. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Это касается абсолютно всего на свете. Так что тренируйте память: запоминайте факты из курса биологии, списки дел, номера телефонов (людей это может порядком удивить, ведь почти никто больше этого не делает!) и тому подобное.

    Представляйте факты в виде образов. Запомнить образы намного проще, чем абстрактные факты. Превратите всё, что вы запоминаете, в образ. «Ваш мозг впитывает всё это словно губка», — говорит Нельсон. Если представите, что образ двигается, он запомнится вам ещё лучше. Одно дело — горилла, а совсем другое — горилла, танцующая танго.

    Храните информацию. Найдите способ привязать информацию к тому, что вы уже знаете. Найдите зацепку. Так вы сможете поместить образы в ту часть мозга, откуда их можно будет легко извлечь. Даже такая мелочь, как связывание имени нового человека с внешним видом вашего знакомого, уже станет хорошей зацепкой (к примеру, «его зовут Дэн — так же как моего дядю, хотя тот намного ниже ростом»). Есть и другие способы хранения информации, которые позволят вам её легко вспомнить. Мы приведём некоторые из них ниже.

    Вспоминайте. Вспоминайте. Вспоминайте. Все предыдущие шаги позволяют запросто поместить информацию в мозг. Но именно последний шаг — активное вспоминание (то есть повторное мысленное воспроизведение информации) — помогает надежно закрепить всё в долговременной памяти. Поначалу вам придётся вспоминать достаточно много, но со временем всё меньше и меньше. Тут вам помогут дидактические карточки. Их можно сделать самостоятельно, а можно воспользоваться приложением вроде Quizle (в нём также есть диктанты, переводы, тесты и игры для тренировки памяти). Как говорит сам Нельсон, если вам трудно сосредоточиться, практикуйтесь в запоминании. Это улучшит вашу способность фокусировать внимание и запоминать! Фокусировка и запоминание дополняют друг друга.

    Сегодняшним школьникам повезло родиться в мирное время, они счастливы уже потому, что видят спокойное небо над головой и улыбающиеся лица вокруг. Но как забыть тяжелые годы Великой Отечественной войны, трагедии, которая без исключения коснулась каждой семьи? Героизм и мужество всех, кто сражался за Родину, не может быть забыто. Память о тех, кто ценой собственной жизни отстаивал право будущих поколений на свободу, навсегда останется в наших сердцах. Уроки памяти воспитывают в нас мужество и стойкость. «Никто не забыт, и ничто не забыто»!

    Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» совместно с при поддержке и региональных краеведческих музеев провели всероссийскую патриотическую акцию «Уроки памяти».

    Цель акции: создать летопись из личных и архивных воспоминаний о деятельности школ и музеев в военное время, обратиться к изучению региональных аспектов истории периода Великой Отечественной войны.

    Лучшие народные истории и воспоминания о школах, музеях, учителях или школьных уроках в годы войны отобраны и опубликованы в специальном сборнике «Уроки памяти».
    Загрузить

    Подведение итогов:

    Конкурс для всех желающих:

    Сбор конкурсных работ: 17 апреля по 31 мая 2017 года

    Подведение итогов акции «Уроки памяти» в номинации «Для всех желающих» состоялось в прямом эфире 23 июня 2017 года.

    Имена трех победителей мы определены с помощью генератора случайных чисел. Всем победителям вручается денежный сертификат на покупку литературы на сайте book24.ru, а также дипломы победителей. Всем участникам корпорация «Российский учебник» вручает сертификаты.

    Имена победителей:

    • Лапазина Елена Степановна, Самарская область, «Наша школа во время Великой Отечественной войны»
    • Корноухов Павел Андреевич, Амурская область, стихотворение «С.П.Гудзенко»
    • Давыдова Кристина Алексеевна, Москва, «Я помню…»

    Списки участников конкурса для всех желающих вы найдете по

    Конкурс для учителей:

    Сбор конкурсных работ: 17 апреля по 31 мая 2017 года

    Работа экспертного жюри: июнь-июль 2017 года

    Итоги конкурса подведены 1 августа 2017 года.

    Имена победителей:

    I место: Александр Корнилаев (Саратовская область, Мунино) «Тайна бумажных треугольников»

    II место:

    • Дорофеева Ольга (г. Архангельск) «Держитесь, дети! В конце концов, вы ведь тоже петербуржцы…» (бинарный урок литературы и алгебры в 8 классе по произведению С.Арсеньева «Ленка — пенка»)
    • Зюбина Ирина Александровна (г. Волгоград) Исторический квест «Земля родная, сталинградская…»

    III место:

    • Морозова Елена Афонасьевна (деревня Горки, Калужская область) Методическая разработка урока «Сталинградская битва»
    • Кошеленко Ирина (г. Югорск, Ханты-Мансийский АО) Методическая разработка внеурочного мероприятия: брейн-ринг «Интересные факты о Великой Отечественной войне»
    • Фастова Елена Игоревна (г. Волгоград) «Человек на войне» (создание виртуального музея)

    Все победители получат ценные призы и дипломы. Все участники получат сертификаты.

    В рамках акции организованы два конкурса:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *