Успешные дети

Успешные дети


Екатерина Ушахина

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что человек считает себя успешным, когда становится профессионалом, имеет крепкую семью и друзей, на которых можно положиться.

И соответственно многие родители задаются вопросом — что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам в этом непростом деле.

Содержание

Чем раньше — тем лучше

В возрасте от рождения до 5 лет ребенок очень легко и быстро усваивает новую информацию. Поэтому важно начинать занятия с ним как можно раньше. При этом они не должны быть тяжелыми и утомительными, вызывать искренний интерес у ребенка и строиться по принципу от простого к сложному.

Именно на этих правилах основана знаменитая программа обучения по тетрадям Kumon. Они появились в России лишь в позапрошлом году и сразу завоевали признание родителей. Сегодня по ним обучаются 4 млн детей в 47 странах.

Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить новые навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха. Он сможет не только приобрести определенные навыки, но станет внимательнее, самостоятельнее, приобретет уверенность в своих силах. А сами занятия доставят ему немало удовольствия.

Учитесь, играя

Скука — главный враг успешного обучения. Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его. Пусть все занятия содержат игровые элементы. Именно играя, ребенок лучше всего запоминает информацию. На самом деле через игру можно рассказать о чем угодно и обучить самым разным навыкам. Сегодня есть немало пособий, которые помогают понять, как превратить процесс познания в игру. На этом принципе построены и занятия по методике Kumon. Например, вырезая веселые пазлы-аппликации, ребенок развивает мелкую моторику и пространственное мышление.

Относитесь к негативным эмоциям детей спокойно

Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко.

Если у вашего ребенка что-то не получается, и он злится и огорчается по этому поводу, не игнорируйте его чувства. Лучше откровенно обсудите проблему и попытайтесь вместе найти выход. Психолог Джон Готтман в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» утверждает: «Если вы раз за разом будете объяснять детям, что их чувства неуместны или необоснованны, они вырастут с уверенностью, что с ними что-то не так». Их самооценка будет занижена, они станут испытывать больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, будут с трудом преодолевать проблемы. В сравнении с другими детьми им будет сложнее концентрировать внимание, учиться и находить общий язык со сверстниками.

Чтобы избежать этого, старайтесь с уважением относиться к даже к самым сложным эмоциям ребенка.

Предоставляйте ребенку выбор

Родители должны понимать, что чем раньше ребенок научится высказывать свои предпочтения и делать правильный выбор, тем лучше.

Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку. Ребенок, которому родители постоянно ограничивают выбор, получает сообщение: «Ты не только маленький, твои желания не имеют большого значения». Такой ребенок может вырасти послушным и будет сотрудничать, но чувство собственного «я» останется в нем неразвитым.

Если же пожелания ребенка выполняются, он получает сообщение: «Мои желания имеют значение, то, что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора.

Уделяйте время совместным занятиям

Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка. Такое отношение не должно становиться нормой, ведь чем больше вы занимаетесь с ребенком, тем эффективнее будет процесс обучения.

Особенно это важно в освоении таких сложных дисциплин, как, например, математика. Сегодня существуют специальные пособия, которые помогают родителям самим восполнить пробелы в знаниях и помочь своим детям в освоении предмета. К таким относится книга «Как объяснить ребенку математику». В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, а также разбираются начальные темы геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории вероятности. Благодаря наглядным схемам и иллюстрациям вы вместе с ребенком без проблем разберетесь с задачами, которые вызывают у него сложности.

Меньше запрещайте

Помните, что ваш ребенок не станет успешным, если с детства не обращать внимания на его желания и чувства. Здесь в некоторой степени, нужна «здоровая» свобода в познании окружающего мира. Не стоит все постоянно запрещать. Если малыш хочет потрогать клавиатуру или желает изучить пульт от телевизора, то непременно потратьте на это время.

А чтобы не возникла ситуация вседозволенности — просто установите правила, которые будут объяснять, что можно и что нельзя.

Развивайте фантазию и воображение ребенка

Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство. Учите ставить цель и достигать ее.

Развивайте целеустремленность

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите.

Многие развивающие книги предусматривают специальные вкладки с грамотами или систему баллов. Например, в тетрадях Kumon есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется постараться. Но наградой за это будет его счастливое будущее.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они не доверяют взрослым

Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.

Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.

У них могут быть проблемы с границами

Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.

В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.

Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7–8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.

Иллюстрация: Рита Морозова

У него есть биологические корни, их нужно принять

Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.

Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.

Им труднее сформировать привязанность

Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.

Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они привыкли к подаркам

Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.

Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.

Им нужны понятные правила и рутина

Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они будут проверять вас на прочность

После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».

Они будут бороться за ваше внимание

В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.

Подготовила Ксения Петрова

Аудиоверсия материала:

Смотрите или читайте новости вместе — и обсуждайте их

Дети должны хоть немного разбираться в актуальных проблемах — от политики до изменения климата. «Родителям стоит смотреть новости вместе с детьми, чтобы те были в курсе вопросов, которые могут обсуждаться в классе. Разговоры о важных событиях помогут школьникам сформировать собственное мнение и развить навыки критического мышления», — отмечает Кэтрин Палмер, учитель в Калгари, Канада.

Покажите, как справляться с неудачами

Многие ощущают разочарование при неудачах, но способность продолжить работу — важный навык для учеников. «Родители способны помочь детям достичь успеха, выработав вместе с ними подход к образованию, основанный на росте мышления. Он научит школьников понимать, что ошибки являются частью обучения, и их не нужно стыдиться», — считает Эрин Томсон, онлайн-преподаватель средней школы Compass Charter School в Калифорнии.

Прививайте хорошие черты характера

Когда дети в раннем возрасте начинают стремиться к тому, чтобы быть хорошими друзьями и окружать себя достойными людьми, они с большей вероятностью будут поступать так же и во взрослой жизни. «Каждый день говорите детям о необходимости быть добрым к окружающим, помогать учителю, замечать на детской площадке ребенка, который выглядит грустным или одиноким, и составлять ему компанию», — советует Карл Робертс, региональный координатор школы Compass.

Сделайте использование интернета позитивным

«Если ваш ребенок пользуется соцсетями, научите его оказывать на них положительное влияние», — говорит детский психолог Рина Б. Патель. Она предлагает использовать аббревиатуру THINK («думай»): прежде чем разместить в соцсети запись, школьник должен спросить себя, является ли она T (true — «правдивой»), H (helpful — «полезной»), I (inspiring —»вдохновляющей»), N (necessary — «необходимой») и K (kind — «доброй»). Если это не так, то он должен пересмотреть содержание поста или вовсе отказаться от его публикации.

Хвалите за усилия

По словам Брайана Гэлвина, учителя Varsity Tutors в Сиэтле, исследования показывают, что подарки за хорошие оценки не слишком влияют на учеников. «Когда родители вознаграждают усилия, энтузиазм и готовность попробовать что-то новое (и, возможно, потерпеть неудачу), дети с большей вероятностью будут стараться», — указывает он.

Подкрепляйте свои слова действиями

«Поддержка со стороны родителей помогает молодым людям найти собственный источник силы. Но он не появляется в виде подарка, его нужно обрести самостоятельно. По этой причине родителям необходима смелость, чтобы позволить детям учиться на своих ошибках. Направить школьника поможет собственный пример, вербальные сообщения менее эффективны», — говорит Мэри Джо Подгруски из Академии здоровья подростков.

Создайте рабочее место для выполнения домашних заданий

Установите время и место для выполнения домашних заданий. «Ученики прогрессируют, когда у них есть режим, и они могут мысленно подготовить себя к работе», — отмечает Фрэнсис Квеллер, нью-йоркский эксперт по поступлению в колледж. Он рекомендует заниматься в хорошо освещенном месте без отвлекающих элементов.

Фото: Unsplash

Позвольте детям учить вас

Когда вас что-то волнует, вы хотите рассказать об этом миру — то же самое происходит и с детьми. «Разрешение быть ″учителем″ позволит школьнику не только рассказывать, чему он научился в школе, но и радоваться полученным знаниям. Празднуйте каждое достижение вашего ребенка, независимо от того, большой он или маленький», — говорит Эйприл Дж. Лиссабон, школьный психолог из Вирджинии.

Придавайте большое значение играм

Сколько раз вас просили вспомнить, каково это — быть ребенком? У этого есть причина. «Игра — это детская работа, именно так дети познают мир. Они должны выйти из раннего периода жизни с любовью к учебе и игре, а также умением задавать вопросы и находить ответы на них. Когда дети занимаются тем, что им нравится, они будут с большим энтузиазмом подходить к более формальному обучению и личным проблемам», — убежден Бенджамин Ньютон, соучредитель нью-йоркской компании по уходу за детьми Vivvi.

Не забудьте позаботиться о себе

Уход за собой — это не просто модная фраза, это то, что родители должны практиковать ежедневно. «Вы можете не осознавать этого, но ваше собственное беспокойство влияет на взгляд ребенка на мир. Часто забота о себе — лучшее, что вы можете сделать для детей», — отмечает Алисса Остерн, психолог из Нью-Джерси.

Позвольте детям переживать негативные эмоции

Родители часто пытаются уберечь детей от любых негативных эмоций. Обычно это стремление продиктовано любовью — трудно видеть своего ребенка расстроенным. «Когда родитель говорит закаляться и не плакать или утверждает, что все будет хорошо, ребенок может понять это как необходимость отказаться от негативных эмоций. Но дети должны научиться справляться с целым рядом переживаний», — добавляет Остерн.

Сделайте упор на правильное питание

Пища может зарядить нас энергией или истощить, поэтому важно подходить к выбору еды для детей с умом. «Помогая детям развивать здоровые отношения с едой, мы также учим их важным жизненным навыкам, таким как умение исследовать, быть открытыми для нового и быть готовым к риску. Я считаю, что питание влияет на лидерские качества детей на протяжении всей их жизни», — заключает Саския Сорроса, основатель и CEO Fresh Bellies.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *