Успокоить ребенка

Успокоить ребенка

Малыш может плакать по разным причинам. Плач — это его способ показать родителю, что ему что-то нужно. Ребенок может быть голоден, у него может быть полный подгузник или ему просто нужно внимание. Если плачущего ребенка нельзя успокоить, проблема может быть в коликах. Из этой статьи вы узнаете, как помочь малышу при коликах.

Что такое колики?

Когда говорят, что у малыша колики, подразумевается, что он много плачет и его трудно успокоить. Дети при коликах ведут себя беспокойно, но при этом набирают вес и в целом развиваются нормально. Если вы обеспокоены коликами у вашего ребенка, обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что нет никакого заболевания.

В каком возрасте детей беспокоят колики?

Колики, как правило, начинаются, когда малышу 2-4 недели. У большинства детей они проходят к 3-4 месяцам. Но у некоторых могут длиться и до 6 месяцев.

Как понять, что у ребенка колики?

1. Ребенок много плачет, от 3 до 5 часов день. Между периодами плача он спокоен.

2. Плач предсказуем, каждый день случается примерно в одно и то же время. Чаще это происходит во второй половине дня, ближе к вечеру.

3. Малыша могут мучить газы. При этом он поднимает или вытягивает ножки.

Как помочь малышу при коликах

Есть разные способы, как успокоить ребенка при коликах:

1. Запеленайте ребёнка — так он почувствует себя в безопасности.

2. Положите малыша на левый бок или на животик, потрите ему спинку. Если он начнет засыпать, обязательно переверните его на спину.

3. Напомните малышу, как комфортно и безопасно было в утробе. Для этого используйте успокаивающие звуки: запись сердцебиения, шум вентилятора (или фена, пылесоса, вытяжки, стиральной машины), белый шум телевизора.

4. Имитацию утробы также поможет воссоздать слинг. С его помощью прижмите ребенка к себе, ходите и тихонько покачивайте. Поищите в интернете, какие слинги бывают — шарфы, рюкзаки. Слинг-шарф можно сделать своими руками, в сети множество инструкций.

5. Старайтесь не перекармливать ребенка, выдерживая интервал между кормлениями в 2-2,5 часа.

Причины детского плача: чеклист

Ребенок может плакать не только из-за колик. Убедитесь в этом, изучив все возможные причины плача:

1. Он голодный

Следите за тем, чтобы перерывы между кормлениями соответствовали возрасту малыша и не были слишком долгими. Первые признаки голода — малыш тянет руки в рот и облизывает губы.

2. Ему холодно

Ребенок должен быть одет в столько же слоев одежды, что и вы сами.

3. Проверьте подгузник

Вероятно он грязный или мокрый. Особенно в первые месяцы жизни подгузники пачкаются очень быстро, смена подгузника может требоваться 10-12 раз в сутки.

4. Срыгивание

Малыши иногда беспокойны после кормления из-за состояния, которое называется гастроэзофагеальный рефлюкс (GER), а проще говоря — им просто нужно срыгнуть.

5. Малыш болен

Измерьте температуру, и если обнаружится ее повышение, вызовите врача.

6. Перевозбуждение

Малыш недоспал или у него слишком много впечатлений за короткий отрезок времени.

7. Ему скучно

Попробуйте развлечь малыша игрой, песней или прогулкой.

Женщина не могла успокоить своего маленького сына, который капризничал, но помощь пришла с самой неожиданной стороны. В этот момент рядом проходила работница почты, разносившая письма по домам. И женщина придумала милый способ, как успокоить плачущего ребёнка.

28-летняя Шарлотта Беннет из Англии возвращалась домой с маленьким сыном, которого забрала из садика, пишет Daily Mail. Видимо, малыш не наигрался и настолько сильно не хотел идти домой, что устроил истерику прямо посреди улицы. На уговоры мамы мальчик реагировать никак не хотел, поэтому твёрдо стоял на своём и не собирался никого слушаться. Однако такое поведение ребёнка девушку не вывело из себя, ведь она уже привыкла к подобного рода истерикам.

Шарлотта Беннет с мужем и детьми

У её ребенка присутствуют поведенческие проблемы, из-за которых Кори (имя сына) устраивает скандалы и истерики на пустом месте. Такие резкие изменения часто удивляют незнакомых людей, но сама Шарлотта говорит, что со временем это пройдёт, а малыш вырастет и станет спокойным. Однако на данном этапе ей, конечно, приходится с трудом воспитывать такого непослушного сынишку.

Кори может стать сложным малым и начать проявлять своё агрессивное поведение, где бы мы ни находились.

В тот день свидетелем истерики Кори стала почтальонша, которая разносила письма на соседней улице. Женщина услышала громкий детский плач, а потом, пройдя немного вперёд, увидела, как Шарлотта бегает вокруг своего ребёнка и пытается его успокоить, но у неё ничего не получается. Судя по всему, сотрудница почты оказалась очень доброй дамой, потому что недолго думая она подошла к маме и ребёнку.

Кори

Женщина представилась Джиной, а потом обратилась к Кори и довольно милым тоном спросила у малыша, почему он плачет. Ребёнок рассказал ей, что не хочет идти домой, а хочет ещё погулять, но мама запрещает. В голове почтальонши сразу родился отличный план. Она придумала, как успокоить ребёнка и сделать так, чтобы он оказался дома. И сделала сыну Шарлотты отличное предложение, от которого тот не смог отказаться.

Джина и Кори

Джина попросила его, чтобы он помог разнести ей письма по домам. Конечно, такое новое и увлекательное занятие полностью поглотило Кори, так что через пару минут ребёнок уже не плакал, а радостно смеялся, бегал и опускал почтовые конверты в ящики жильцов. Маршрут почтальонши как раз проходил мимо жилья миссис Беннет, поэтому вскоре капризный сынишка оказался около ворот своего дома.

На прощание Джина даже заплатила Кори за работу один фунт (80 рублей), а потом поблагодарила за помощь. Шарлотта теперь благодарна женщине за то, что она не осталась равнодушной, а предложила свою помощь, причём не самым обычным способом.

Он был так счастлив и взволнован. Это позволило мне отвести его домой без лишних проблем. Я так благодарна.

Другой почтальон из США тоже отличался своей добротой и отзывчивостью, поэтому, когда он уходил на пенсию, ему устроили грандиозную тусовку. На протяжении всего дня мужчина получал обнимашки и приятные слова, а пользователи Сети так прониклись его историей, что решили собрать деньги на осуществление мечты пенсионера.

Часто бывает, что слава настигает людей уже после того, как они вышли на пенсию. Так, 84-летний мужчина из Японии работал учителем в школе, но стал известным благодаря одной фотографии.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят «звездочку с небес», то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих «нужд» на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то «прилепетывать», тапа «а-ха, а-ха, а-ха». Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа «не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску» (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что «это верный путь к резиновой женщине», но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне «тупеет», он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно («Ему было так приятно, а мне ничего не стоило»). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях — это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках «норме»). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо, то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью — почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали, то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано «туалетными» делами. В этот период «дела» у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам «веселую» ночь с покаками и «подготовкой» перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.

Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы «скоро будем» и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

«Девять месяцев в мамке, девять — на мамке». Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша «не быть одному». Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении «по требованию». Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся, потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, «мамой» может быть другой ухаживающий член семьи — бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в «Непослушном дитя ноосферы» есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш «бдит» мое присутствие каждую минуту, «не отпускает» даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты «по делам». Один из малышей заорал сразу, другой — через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: «Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции». Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем «коврике», у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда — мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: «Ваш малыш, наверное, никогда не плачет». К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к «хозяйственной» жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения, не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный «кокон» безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать. Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения «халявности» слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он «сбрасывает» лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт «тело к телу». В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим «делам», а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились «большие») и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу «купаем малыша в большой ванне». Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал — если не проходит кормление и высаживание — в ванну — отдохнул — в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша («Помоги мне уснуть!»)

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он «потерялся» и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности «не видны», а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное — просто укачать на руках или на фитболе.

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто «берет ритмом». Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке, потому что это разгружает спину.
Муж (Саша) когда укачивает, танцует. Он берет динамичную музыку (типа «7-40») и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально «в лягушечке» на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) «отключает» или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более «востребовано» детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине. Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если «поукачивать» на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон «охранять» не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.

Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что «градус нервозности» в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или «проветрить» малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее — потеплее — дома в одежде — дома без одежды — на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и «просит», чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: «Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету». Для нас решение очевидно — зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. «О чем ты с ним говоришь?» — спросили меня друзья и семейные. «Конечно, о прошлых жизнях,» — сказала я — «прошу его, чтобы он побольше запомнил.»
Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме «радио, которое вещает само по себе», а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.
Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут «отработал», «отпахал», как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы…

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец — самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает «ругаться» и «нервничать», если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец — идеальный детектор лжи. Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через «мутную» тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми — снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться «перед тем как» взрослые заскандалят, а также «после того» как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию. Хочет грудь — получает. Хочет писать или какать — высаживают. Хочет спать — укладываем. Хочет «гулять» — даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали — плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые «просьбы», тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш — из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

По вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.

Педиатр с 30-летним стажем Роберт Гамильтон из Санта-Моники (Калифорния) решил поделиться с родителями своим секретом

Фото: YouTube

Они плачут. Громко вопят. И иногда не потому, что им плохо, а просто, кричат, чтобы поговорить, внимание привлечь… Но этот плач может свести с ума. Как успокоить плачущего младенца? Кто-то качает, крепко прижав к груди, кто-то поет песенки и танцует польку, кто-то накрывает пледом, кто-то пеленает… В этом родительском деле все средства хороши.

Педиатр с 30-летним стажем Роберт Гамильтон из Санта-Моники (Калифорния) решил поделиться с родителями своим секретом, своей тайной техникой — как успокоить плачущего младенца за пару секунд.

В своем мини-фильме Роберт рассказывает, что важно сложить ручки ребенка у него на груди крест-накрест. И еще очень важно держать малыша под углом 45 градусов. Не держать прямо! Иначе голова новорожденного может откинуться назад.

Итак, вот 4 пункта:

1. Возьмите одну ручку ребенка и положите ее на вторую ручку, крест-накрест.

2. Держите левой рукой его ручки вместе. Держите крепко.

3. Своей правой рукой возьмите малыша под памперс.

4. Покачивайте, покручивайте, потряхивайте, но главное — держите кроху под углом 45 градусов, чтобы голова не «падала».

Все движения выполняйте очень медленно, нежно, осторожно. Никаких резких движений!

В таком положении малыши, которых держал доктор Гамильтон, успокаивались за несколько секунд и переставали плакать.

И все же Робер Гамильтон предупредил:

— Если ребенок не успокаивается, проверьте два момента: возможно, он плохо себя чувствует, он заболел или он просто голодный.

Эта техника подходит для младенцев первых двух месяцев жизни. Потом малыш подрастает и становится тяжелым, его уже будет трудно так удержать.

Если проверите технику доктора Гамильтона на своих малышах, обязательно напишите нам, получилось ли у вас успокоить ребенка?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Все детские психологи сходятся во мнении, что чем реже ребенок плачет, тем более уравновешенным, спокойным и здоровым он вырастет. Но иногда очень трудно понять, что именно вызывает у ребенка такую бурную реакцию и почему чуть что – он сразу бросается в слезы. Попробуем в этом разобраться.

Почему ребенок плачет?

Чаще всего слезы ребенка сигнализируют о том, что ему необходимо сочувствие и помощь – именно поэтому, когда взрослые не обращают внимание на его тихий плач, очень скоро он перерастает в настоящую истерику с громким ревом, криками, топаньем ногами, валянием на полу, а иногда и с попытками ударить родителя.

Хоть раз в жизни каждому из родителей приходилось иметь дело с капризами малыша, когда ребенок устраивает истерику дома или в магазине из-за отказа взрослого в покупке новой игрушки или шоколадки.

Несмотря на то, что плач у ребенка может быть вызван совершенно разными причинами: обидели в детском садике или школе, не сводили в парк аттракционов, хотя обещали, подарили на день рождения совсем не ту игрушку, которую малышу бы хотелось – взрослым в любом случае следует относится к детским слезам не просто как к плохому настроению или беспочвенным капризам своего чада, а как к знаку, что ребенку требуется помощь. Только внимательные и чуткие родители смогут воспитать отзывчивого и доброго человека. Тем же, кто старается игнорировать детские слезы, воспринимая их как нечто, что пройдет само собой, если не обращать на это внимания, вероятнее всего придется с столкнуться с ситуацией, когда плач и истерики превратятся во вредную привычку ребенка или способ шантажа родителей.

Найдите причину детских слез!

Если ребенок плачет, как вам кажется, без видимой на то причины, это вовсе не значит, что ее на самом деле нет. Взрослым часто кажется, что проблемы малыша надуманы и повода бросаться в слезы попросту не существует, однако это совсем не так. То, что порой для взрослого человека не имеет никакого значения, для ребенка может представляться крайне важным.

К примеру, вы собирались поехать на выходные в гости к бабушке и дедушке, бывать у которых ребенку очень нравится, потому что у них есть собака или кот, с которым вашему чаду очень нравится играть. Поездка по какой-то причине не сложилась, и вы решили перенести ее на следующую неделю. Вам кажется, что ничего страшного нет, однако ребенок с того момента, когда вы только упомянули о том, что собираетесь с ним туда поехать, мог с нетерпением считать дни до выходных и каждый вечер ложиться спать с мыслями о том, что очень скоро он увидит любимого кота или собаку. И естественно, что после того, как вы сообщаете ему об отмене поездки, он сильно расстроится.

Если ребенка обидели в садике, вы иногда не сразу можете понять, почему он заплакал только тогда, когда вы с ним вернулись оттуда домой. На самом деле малыш вполне мог побояться заплакать в присутствии своего обидчика (если это, к примеру, была воспитательница), и дал волю своим чувствам только оказавшись в безопасном месте рядом с близкими людьми.

Причиной истерики, устроенной в магазине, может стать вовсе не сам ваш отказ в покупке какой-то вещи или игрушки, а невнимание, с которым вы отнеслись к его просьбе. А быть может, ребенок успел похвастаться в детском саду кому-то из друзей тем, что его родители ему купят новую машинку и пообещать, что он ее принесет на следующий день, чтобы показать всем (особенно если вы действительно когда-то обещали своему чаду купить эту игрушку). Естественно, если он придет в садик без обещанной машинки, другие дети запросто смогут начать его дразнить врунишкой.

Самое главное – разобраться, почему малыш плачет на самом деле. Проявите внимание, поговорите с ним, попросите его подробнее рассказать, чем вызваны слезы. Напомните, что вы – самый близкий ему человек и все сможете понять, обнимите его, поцелуйте, скажите, что вы его любите. Пообещайте, что не будете ругаться, если причина, по которой ребенок плачет, на самом деле вызвана его плохим поступком (к примеру, если он завязал драку с другим малышом в детском саду). Ребенок должен вам доверять, не боясь вашей реакции на его слова – только тогда вы действительно сможете выйти на нужный уровень понимания.

Как успокоить ребенка?

Если вы выяснили причину слез, в первую очередь проанализируйте ситуацию вместе с ребенком. Вероятнее всего он отвлечется на ваш рассказ и перестанет плакать. Если дело в том, что у малыша произошел какой-то конфликт со сверстниками, воспитательницей в детском саду или школьной учительницей, постарайтесь подробно рассмотреть ситуацию, представить ее ребенку как бы со стороны. Поясните ему поведение того, кто его обидел, расскажите, почему так могло произойти, а если виноват в конфликте именно ваш малыш – спокойно и без упреков попытайтесь объяснить ему, в чем была его ошибка и почему так больше поступать не следует.

Если причина слез – отмена прогулки, похода в кино или поездки в парк аттракционов, которую вы ему обещали, стоит спокойно и подробно объяснить, почему не получилось туда отправиться. Объясните ему подробно о своей работе, если дело было в вашей занятости, пообещайте, что обязательно сходите в кино или парк в другой раз, и попробуйте придумать причину, почему эта отложенная прогулка будет даже лучше, чем та, которая не сложилась. Например, скажите, что вы сможете погулять не два часа, как собирались сегодня, а целых четыре, а если отменилась поездка в гости к бабушке с дедушкой, пообещайте ребенку, что в этот раз он сможет остаться там с ночевкой, хотя если бы вы поехали сегодня, то провели бы в гостях только вечер.

Если ваши доводы на ребенка не действуют, и он продолжает плакать, придумайте какое-нибудь важное дело, ради которого можно отложить плач. Можно предложить ребенку нарисовать для бабушки рисунок, который обязательно возьмете с собой, когда туда поедете, или предложить малышу вместо неудавшегося похода в кино сходить в парк и покормить уток в пруду. Можно попытаться отвлечь ребенка его любимой игрой, книгой или совместным приготовлением какого-нибудь вкусного блюда, например, торта или пиццы. Очень часто дети легко идут на такие уступки.

Не теряйте чувства юмора, пытайтесь шутить, но не делайте объектом шуток самого малыша. Если плач не прекращается, попробуйте использовать эффект неожиданности: находясь на улице можно отвлечь ребенка фразой «Смотри, какая красивая птичка сидит на дереве!» или «Посмотри, какая смешная кошка пробежала!».

Если ребенок хотя бы на минуту отвлекся от плача – значит, вам удалось овладеть ситуацией. Главное – не игнорировать настроение ребенка, и вовремя проявлять участие к его проблемам.

Виктория Викторовна


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *