Во сколько начинает говорить ребенок?

Во сколько начинает говорить ребенок?

Консультация для родителей
«Когда ребенок начинает говорить…»

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Речь — одно из главных отличий человека от представителей животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить

и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на проблемы в развитии.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Первые месяцы и годы жизни ребенка полны достижений. Ваш малыш начал держать головку, сел, пошел, освоил горшок и, наконец, — заговорил! Первое слово ребенка… Но за ним последуют второе, третье, десятое… И вот вы уже начинаете тревожно прислушиваться и гадать, а не много ли звуков он глотает? А не поздновато ли начал говорить? А нормально ли, что никто, кроме родных, ребенка пока не понимает? А…

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого свой темп развития, поэтому кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Из случайно услышанного разговора папы и сына на улице. Папа вздохнул и сказал: «Ах, какое это было счастливое время, когда ты лежал в кроватке и молчал! И как я этого не понимал?!» :)). Так что, не волнуйтесь, рано или поздно все равно ваш ребенок заговорит :). Тем не менее, конечно, есть некие среднестатистические выкладки, на которые можно ориентироваться, но, пожалуй, не более того. Итак, что и в каком возрасте должен уметь ребенок?

В три месяца ваш малыш начинает произносить отдельные гласные звуки, к которым чуть позже присоединится и звук «м». Он тянет их, будто поет, всячески варьируя интонацию. К шести месяцам из звуков рождаются слоги: ма, ба, да. А где-то к году ребенок уже произносит первые слова: мама, баба, папа. К тому же он старательно и весьма громко копирует услышанные звуки и интонации.

На втором году жизни кроха уже знает некоторые имена и названия предметов. Его активный словарный запас состоит примерно из 50—70 слов — в основном, существительных. К двум годам это число возрастет до 200—400 слов. Он уже начинает составлять простые предложения: «Мама, гулять!», «Баба, дай, дай!» Еще не умея спрягать глаголы, малыш часто будет употреблять их в неопределенной форме. Точно также, не понимая смысла местоимения «я», какое-то время о себе он будет говорить в третьем лице, называя себя по имени: «Папа, пить Саше!» Речь карапуза в этом возрасте активно дополняется жестами и звуками, не зная названия нужного предмета, он просто тыкает в него пальчиком.

Трехлетний ребенок уже может построить сложное предложение. «Я люблю Рекса, потому что он большой и хороший.» Он сумел более-менее разобраться с основными правилами употребления времен, предлогов, окончаний. Научился обозначать самого себя словом «я». Освоил практически все звуки, может только за исключением таких «неподдающихся» как «р», «ц», «щ» — их очередь придет годам к четырем. Малыш уже гораздо меньше глотает звуки, хотя незнакомые длинные слова все еще вызывают у него большие трудности в произношении. Лексический запас слов такого «большого» человечка равняется приблизительно тысяче слов.

К этому времени, по мнению специалистов, заканчивается активный период обучения речи. В дальнейшем полученные ранее навыки и знания лишь обрастают дополнительной информацией, происходит их шлифовка и обработка. То есть, например, в год ваш малыш впервые выговорил «мама», вскоре понял, что это слово относится к вам и уже уверенно начал звать вас именно так. К двум годам он уже знал, что вы — мама Лена, а это — папа Коля, а еще есть баба и деда. Он мог позвать каждого из вас и попросить есть, спать, играть, сводить в туалет, гулять и т.п. В три года любому желающему он мог бы сообщить, что «это — мама Лена, а это баба — мама мамы» и рассказать, как мама любит бабу, а баба — маму, и какие они все «холосые» и как все вместе любят маленького Сашу. А в четыре, используя все, выученное ранее, малыш может без умолку болтать о том, как зовут каждого из членов семьи, как они все выглядят, где живут, что любят делать, что подарили Саше и т.п.

Вывод из этого следует один — все основные речевые навыки необходимо постараться привить ребенку до четырех лет. Как это сделать? На самом деле не так уж и сложно. Прежде всего — говорить. Мы знаем, что понимать и произносить слова родного языка малыш учится, вслушиваясь в звучащую вокруг него речь. Поэтому, чем чаще, четче и выразительней вы будете говорить с ребенком, тем проще ему будет ответить вам. Многие специалисты советуют начинать подобное общение еще до того, как ваш кроха появится на свет. И они, конечно, правы. Ведь уже давно известно, что малыш, находясь в материнской утробе, может слышать, а с седьмого месяца от момента зачатия даже начинает думать и что-то понимать. Будущей маме активно советуют ходить по музеям, слушать хорошую музыку, но не так уж часто вспоминают о том, что ей надо прежде всего разговаривать со своим крохой. Пусть пока он просто слушает ваш голос, интонации. А вот то, что с ребенком надо говорить сразу же, после его рождения, вообще ни у кого не вызывает сомнений. Только, как с ним говорить?

Прежде всего ясно, четко, с выражением, меняя интонацию. Можно петь, рассказывать сказки, читать стишки. Не ждите первого дня рождения, чтобы начать учить своего малыша словам: мама, папа, деда, баба. Называя новое слово, обязательно показывайте, что это или кто это такое. Будьте терпеливы — ни в коем случае не позволяйте себе расстраиваться, раздражаться. Не нужно сюсюкаться с ребенком! Если только вы не хотите потом переучивать ребенка произносить слова правильно. Неужели вы не найдете других способов выразить свою нежность? Не переходите на детский язык, не употребляйте упрощенных словечек — авав, бибика, бобо, бай-бай. Пусть до поры до времени в устах крохи это и будет звучать «бабака», «масина», «бойно» и «пать». Выправить произношение и освоить недостающие звуки легче, чем учить старые слова заново. Те же самые «ав-ав» и «мяу-мяу» пригодятся, когда года в полтора-два вы начнете учить свое чадо, какие звуки произносят различные животные. «Кто говорит «хрю-хрю»? Правильно, свинка. А как говорит лошадка?»

С этого же самого времени пора начать заниматься речевым массажем. К сожалению, ни все родители знают, что развитие мелкой моторики (движения) рук способствует и общему развитию ребенка, и освоению им речи. Само понятие «речевой массаж» звучит настолько научно, что сразу возникает представление о кабинете врача, о специальных знаниях и инструментах. На самом деле все гораздо проще. Самым известным примером речевого массажа служит старинная детская игра «Сорока-воровка». Мама водит своим указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, затрагивая основание большого пальца. При этом рассказывает сказку. Кроха приятно и интересно, он ждет, что же будет дальше. Потом мама загибает по очереди каждый пальчик ребенка. Малыш уже начинает понимать смысл, смеется, пытается спрятать тот самый ленивый мизинчик, которому не достанется каши. Выучив эту игру, ребенок сам начинает играть в нее — с мамой, дедушкой, плюшевым медвежонком, сам с собой. При этом он развивается, активизируется, готов к дальнейшему общению.

Таких игр можно придумать множество. Например, каждый из пяти пальчиков — член семьи: мама, папа, бабушка… И вот каждый из них целует малыша — большой пальчик — сгибаясь и образуя «колечко». Или «мальчик-с-пальчик» — одна рука ловит каждый из пальчиков на другой. Или — одна семья (правая рука) пришла в гости к другой (левой руке), и вот они здороваются и обнимаются. А еще из кисти каждой руки можно изобразить зверька: средний палец — голова, остальные — ноги. Эти зверьки умеют бегать, сидеть, лежать, знакомиться друг с другом.

Нельзя забывать и об артикуляционной гимнастике. Это тоже совсем несложно. Научите малыша вытягивать губки, складывать язык трубочкой, надувать щечки, фыркать, как ежик, цокать, как лошадка, шипеть, как змея, дуть, как ветер. Позже, также подражая, он будет учить не поддававшиеся ранее звуки — «р», «щ», «ц».

Если вы взялись пополнять словарный запас ребенка, то помните: ему очень тяжело выучить слово, оторванное от изображения, смысла. Такое слово как бы висит в воздухе и ни за что не хочет запоминаться. Крохе нужен наглядный материал — интересный и понятный. Таким образом, если на повестке дня стоит изучение слова «свинка», прежде всего покажите, как выглядит это животное на картинке, найдите «ее» в ящике с игрушками, почитайте сказку о трех поросятах, посмотрите мультфильм, а отправляясь в зоопарк, загляните в детский уголок — пусть ваш малыш сам с гордостью обнаружит там старого знакомца. Позже надо выучить, как говорит свинка, кто такой «поросенок», что значит «свинья» и т.п. Долго? Но зато интересно и уж наверняка запомнится.

Точно так же советуют учить цвета — бывает, что их названия нелегко даются ребенку. Учим слово «желтый»? Желтый — это цвет солнышка, песка в песочнице. «Сейчас мы рисуем желтым карандашом. А еще есть желтый фломастер и желтый мелок, где они? А теперь давай-ка пройдемся по квартире, видишь ли ты что-нибудь желтое?» Желтый ковер на полу, желтый игрушечный бегемотик, желтая губка в ванной. А в холодильнике живут желтый лимон и желтое яблоко. «Скажи «желтый». Не получается? А как жужат жуки? Правильно, ж-ж. Желтый!»

Еще одна трудность, которая может возникнуть — проблем с глаголами. Малышу трудно их запоминать, трудно произносить. Поэтому лучше всего начать обучение с существительных и уже потом переходить к глаголам. » Что это? — Солнышко. — Солнышко что делает? — Светит».

Раздумывая, что бы такое подарить крохе, остановите выбор на развивающих играх. Сейчас в магазинах вы можете найти всевозможные их варианты: игры, помогающие выучить буквы, цифры, цвета, названия животных и растений. Игры, обучающие правильному употреблению времен, приставок, окончаний. Игры, тренирующие память и внимание. Игры, развивающие ассоциативные ряды и логическое мышление. Все они состоят из деревянных пластинок с различными изображениями, сделанных по аналогии с паззлом — то есть, складывая их вместе, ребенок может сам себя проверить. Такие игры, разных степеней сложности, будут сопровождать вашего ребенка от двух лет вплоть до поступления в школу. К тому же, заглянув в магазин, не забудьте раздобыть там пластилин, цветные карандаши, конструктор, набор для вышивания. Еще раз напомним, что все занятия, в которых активно задействованы кисти рук — лепка, рисование, создание аппликаций — способствуют своевременному и правильному развитию речи.

Четырехлетний малыш, вполне овладевший языком, обычно бывает очень общительным. Всячески поощряйте его в этом. Старайтесь пореже говорить: «Подожди! Помолчи немного. Мне некогда. Я устала». Расспрашивайте его обо всем, что он делал, видел, интересуйтесь его играми, самочувствием любимой куклы или мягкой игрушки. Пусть теперь он сам рассказывает вам стишки, сказки.

Подходит пора учить ребенка чтению? Нынешнее поколение детей учат читать способом, отличным от того, который осваивали мы. То есть теперь начинают не с букв, а со слогов. Сперва ребенок запоминает по нарисованным вами карточкам все слоги на «-а»: ба, ва, га, да… Потом — так же на «е», «и», «о» и так далее. После из выученных слогов складывает слова: мама, рама, папа, нога. Сложно сказать, насколько этот способ совершенней, но современные родители пользуются им — и весьма успешно.

Надеемся, что этот краткий курс освоения речи поможет и вам, и вашему малышу. Удачи вам и, главное, терпения!

Первыми проявлениями речи у детей является агуканье. Когда они немного подрастают, то начинают произносить простейшие звукосочетания и слова (например, «мама», «папа» и т.д.). Следующее достижение в развитии речи ребенка – его способность составлять из слов простейшие предложения. Но когда же ждать от ребенка того или иного достижения в развитии речи? Рассмотрим, как дети начинают разговаривать, как помочь им развить эти навыки и какие отклонения в развитии речи могут возникнуть у ребенка.

Как дети учатся говорить

Дети учатся говорить постепенно, проходя в этом процессе несколько этапов. Как это ни удивительно, но первый этап проходит еще в утробе матери. Исследования показали, что в участках мозга плода, отвечающих за речь, активность проявляется еще на 7-м месяце беременности. Она проявляется каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, или медленно и выразительно проговаривает слова. Эксперты считают, что такая смена манеры речи является для ребенка своего рода языковым уроком.

К концу беременности плод уже может слышать слова. Новорожденные дети обладают немногочисленными, но важными знаниями, например, способностью отличать родную речь от иностранной. Тем не менее, развитие речи ребенка происходит шаг за шагом.

Когда дети начинают говорить

Дети начинают агукать в возрасте около двух месяцев. Эти звуки лежат в основе дальнейшего речевого развития. В возрасте четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Развитие продолжается, и в двенадцать месяцев ребенок обычно начинает говорить простейшие слова. В два года ребенок произносит слова осмысленно, а в три – начинает разговаривать с окружающими. Как и развитие любой другой сферы, речевое развитие ребенка проходит определенные этапы.

Этапы речевого развития ребенка

В определенном возрасте дети достигают различных показателей речевого развития. Рассмотрим их подробнее.

Возраст

Показатель

Первый этап:

1–3 месяца

Ребенок агукает и издает различные звуки разным тоном.

Второй этап:

2–6 месяцев

Ребенок подражает звукам окружающего мира, произносит сочетания гласных звуков и отдельные согласные (, , и др.).

Третий этап:

до 12 месяцев

Ребенок произносит первые слова: «папа», «мама», «баба», междометия «о», «оу» и т.д. для выражения эмоций.

Четвертый этап:

до 18 месяцев

Ребенок может произнести 10 и более слов, связать несколько слов в простое предложение, говорит «нет».

Пятый этап:

до 24 месяцев

Ребенок составляет предложения из 4–5 слов, говорит простые фразы (например, «дай еще»), такие слова, как «привет», «до свидания», «пошли». Его словарный запас составляет около 50 слов.

Шестой этап:

до 36 месяцев

Ребенок может называть предметы, которые видит вокруг, различает имена, пол и возраст, может поддерживать простую беседу.

На каждом этапе у ребенка есть свои показатели развития. Рассмотрим их подробнее.

1–3 месяца

  • Ребенок начинает агукать. Это первые звуки, которые он произносит. Ребенок экспериментирует с голосовым аппаратом, используя звуки, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Ребенок издает звуки, означающие, что ему комфортно. Часто родители могут услышать, как он произносит звуки или . Так он показывает, что ему комфортно, или успокаивает себя.

2–6 месяцев

  • Ребенок лепечет и подражает окружающим звукам. Ребенок лепечет, произнося произвольные звуки. Чаще всего, таким образом он подражает звукам, которые слышит вокруг. Путем подражания ребенок усваивает новые слова.
  • Ребенок произносит гласные и иногда согласные звуки. Гласные звуки ребенку произносить легче, поскольку при этом ему не приходится делать сложных движений языком. Определенные согласные звуки (например, , ) произносить легче, чем остальные, поэтому дети обычно произносят их одними из первых.

До 12 месяцев

  • Ребенок произносит первые слова. К первому году ребенок говорит первые слова с легким для произношения набором согласных – «мама», «папа», «баба». Сначала ребенок произносит эти слова произвольно, не вкладывая в них значение. Постепенно он учится правильно адресовать эти слова.
  • Ребенок произносит звукосочетания для восклицания. Вы можете часто слышать от ребенка «ой», когда он роняет на пол игрушку. Междометия – часть словарного запаса ребенка, он начинает их употреблять к годовалому возрасту.

12–18 месяцев

  • Ребенок произносит несколько слов. Первые слова, которые произносит ребенок, – названия предметов, которые он видит вокруг (игрушки, бутылочка, одежда и т.д.). Ребенок называет предмет, который он хочет использовать в данный момент, например, он может сказать «бутылочка», когда голоден.
  • Ребенок говорит «нет». Ребенок может качать головой и говорить «нет». Использование слова «нет» означает лучшее взаимодействие между языковыми и познавательными навыками.

18–24 месяца

  • Ребенок повторяет слова. К двум годам ребенок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. В младшем возрасте он просто лепетал, подражая речи окружающих, не пытаясь произносить слова правильно.
  • Ребенок произносит до 50 слов. Его словарный запас включает в себя слова «привет», «пока», «пошли» и т.д. По мере увеличения словарного запаса ребенок учится составлять простые предложения, состоящие из 4–6 слов.

24–36 месяцев

  • Ребенок использует в речи местоимения. Это означает, что он понимает языковые правила употребления 1-го и 3-го лица.
  • Ребенок поддерживает разговор. Теперь вы можете полноценно разговаривать с вашим ребенком. Достижение этого показателя означает, что ребенок полностью освоил все речевые навыки, которые он может достичь в дошкольном возрасте.

Ребенок лучше всего развивает речевые навыки, получая достаточно поддержки от родителей.

Как родители могут помочь ребенку научиться говорить

Рассмотрим несколько способов ускорить речевое и языковое развитие ребенка.

1. Как можно раньше начните говорить с ребенком на его языке. Язык ребенка – это детский способ произносить слова и составлять предложения. Он более прост и понятен для ребенка. Разговаривайте с ним как можно раньше, и он сможет усваивать язык на простом уровне. Исследования показывают, что дети, с которыми родители с раннего возраста говорили на их языке, имеют к трем годам больший словарный запас, чем их сверстники.

2. Читайте и пойте. Это повышает интерес ребенка к новым словам и предложениям. Читайте ребенку книги, подходящие для его возраста, и пойте ему. Это будет стимулировать его речевое развитие.

3. Поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. Позволяйте ему повторять ваши слова в меру своих возможностей. Сначала речь ребенка будет невнятной, но, когда ребенок станет старше, он будет более точно повторять за вами слова. Это создаст основу для осмысленного составления предложений.

4. Описывайте людей и предметы. Показывайте ребенку различные предметы и называйте их. Знакомьте ребенка с родственниками, называйте их имена и степень родства. Чем больше вы используете существительные, тем сильнее ребенок ассоциирует предметы с их названиями и развивает словарный запас.

5. Задавайте ребенку вопросы и поддерживайте с ним разговор. Когда ребенку исполнится 3 года, задавайте ему вопросы, если он хочет что-то или столкнулся с какой-либо проблемой. Вопросы заставляют ребенка искать ответы. Также в возрасте трех лет вы можете вести продолжительные разговоры с ребенком, чтобы развивать его речевые навыки.

6. Если вы владеете несколькими языками, говорите с ребенком на своем родном языке. Эксперты советуют родителям говорить с ребенком на наиболее удобном для себя языке. Так ребенок будет лучше усваивать язык, а родителям будет легче следить за прогрессом малыша.

Рассмотренные способы помогут ребенку быстрее и легче развить речевые навыки. Однако на этом пути вы должны устранить все возможные преграды.

Как обеспечить ребенку правильное речевое развитие

Следуйте приведенным ниже советам, чтобы обеспечить ребенку правильное речевое развитие.

1. Позволяйте ребенку экспериментировать. Давайте ребенку столько времени, сколько потребуется для того, чтобы выучить новые слова. Позволяйте ему экспериментировать в сочетании согласных звуков – это поможет ребенку развить его речевые навыки.

2. Устраните источники фонового шума. Когда вы читаете или поете ребенку, выключите телевизор и радио, а также устраните все возможные источники фонового шума. Это поможет ребенку сконцентрироваться и не отвлекаться.

3. Ограничьте время, которое ребенок проводит за экраном телевизора или компьютера. Эксперты отмечают, что современные дети до трех лет слишком много времени проводят за экранами телевизоров, компьютеров, планшетов и т.д. Исследования показывают, что это замедляет их речевое развитие. Лучше посвятить это время живому общению с ребенком.

Иногда у детей возникают те или иные проблемы с речевым развитием. Родители могут помочь ребенку справиться с ними.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Иногда родителям кажется, что их ребенок отстает в речевом развитии. Но небольшая задержка не должна быть поводом для беспокойства. Задержка развития речи не обязательно является симптомом какого-либо расстройства. Просто некоторым детям требуется больше времени, чтобы начать говорить, чем остальным. Запаситесь терпением и поддерживайте ребенка.

В некоторых случаях могут возникнуть такие проблемы:

  • дети, рожденные преждевременно, могут начать говорить позже. Помните, что у преждевременно рожденных детей речевые навыки обычно развиваются позже, чем у остальных, но со временем они наверстывают упущенное.
  • заболевания, которые ребенок переносит в утробе или при рождении, могут приводить к задержкам речевого развития. Инфекции, перенесенные матерью в период беременности, заболевания, перенесенные ребенком при рождении, побочные последствия приема лекарств и даже слабое здоровье и недостаточный вес ребенка при рождении – все это может привести к задержкам речевого развития. При этом дети медленнее достигают прогресса в развитии общих речевых навыков.

Если вы сомневаетесь в том, что речевое развитие ребенка проходит в нормальном темпе, вам следует обращать внимание на ряд признаков, свидетельствующих об этом.

Сигнал опасности в речевом развитии ребенка

У детей с задержками речевого развития проявляются следующие симптомы:

  • В 12 месяцев ребенок не агукает, не может произнести «папа» или «мама».
  • В 18 месяцев ребенок предпочитает жесты вербальной коммуникации, его словарный запас составляет всего 3–4 слова.
  • В 24 месяца ребенок не может повторять слова за взрослыми, даже если они повторяют их несколько раз. Также он не отвечает на простые вопросы.
  • В 36 месяцев ребенок не может называть предметы и имена ближайших родственников, не общается с родителями, разговаривает необычным тоном, его словарный запас не развивается.

Эксперты утверждают, что задержки речевого развития встречаются примерно у 20 % всех детей. В большинстве случаев эти задержки временны, и ребенок преодолевает их по мере роста. Так или иначе, если вы столкнулись с задержкой речевого развития ребенка, прежде всего вы должны понять, что ее вызвало.

Причины задержек речевого развития у детей

Рассмотрим факторы, которые могут прямо или косвенно мешать речевому развитию детей:

1. Расстройства аутистического спектра. Младенец с таким расстройством может иметь маленький словарный запас, трудности с пониманием многозначных слов. Ребенок с расстройством аутистического спектра не может поддерживать разговор. Однако не все случаи расстройств аутистического спектра приводят к задержкам развития речи, при некоторых — речевое развитие проходит нормально.

2. Расстройства слуха. Поскольку ребенок учится речи, слушая ее, любые нарушения слуха могут отрицательно повлиять на речевое развитие. Это и врожденные заболевания органов слуха, и травмы, приводящие к тому, что ребенок не может слышать речь окружающих.

3. Неврологические расстройства. Различные неврологические проблемы (ДЦП, врожденная умственная отсталость и т.д.) могут стать причиной задержек речевого развития. Большинство этих расстройств также приводит к нарушению способности слышать. При таких расстройствах, как речевая апраксия, работа мозга не нарушена, но возникают сбои работы нейронов, которые контролируют движения челюстей.

4. Проблемы с поведением. Некоторые дети проявляют расстройства речи только в определенной обстановке (например, школе). Это расстройство называется избирательной немотой. Ребенок может быть здоров и нуждаться всего лишь в укреплении уверенности в себе, чтобы начать говорить нормально. Такое расстройство встречается довольно редко – примерно у 1 % детей.

Если вы подозреваете задержку речевого развития у своего ребенка, вам следует немедленно обратиться к педиатру.

Как определить задержку речевого развития у ребенка

Если у педиатра возникнет подозрение на проблемы с развитием речи у ребенка, он направит ребенка на обследование к специалисту по речевым патологиям, который сможет определить задержку в речевом развитии. При этом исследуются такие параметры речи ребенка:

  • слух. Нарушения слуха могут влиять на развитие навыков речи. Поэтому прежде всего при подозрении на задержку речевого развития исследуется слух ребенка;
  • физические дефекты. Деформации нёба или губы могут препятствовать речи. Ребенка исследуют на предмет физических дефектов верхних дыхательных путей, которые могут потенциально вызвать задержку речевого развития;
  • восприятие речи. Исследуется, насколько ребенок может понимать и интерпретировать речь;
  • выразительность речи. Исследуется, как долго ребенок может поддерживать разговор и сколько слов он знает. Также берется во внимание ясность речи ребенка;
  • использование жестов. Предпочитает ли ребенок жесты словам? Это может быть признаком того, что у ребенка есть проблемы с развитием речи. Во время осмотра врачи обращают внимание на этот симптом.

После осмотра врач определяет диагноз ребенка. Если у ребенка обнаружится какое-либо заболевание, ему назначат соответствующее лечение.

Лечение задержек развития речи у детей

Для лечения врачи используют речевую терапию. Процедуры, задействованные в этом процессе, могут различаться в каждом отдельном случае. Однако есть общепринятые процедуры, используемые в лечении задержек речевого развития у детей:

  • хирургическое лечение дефектов органов слуха или речи. Если причиной задержки развития речи у ребенка являются физические дефекты, используют хирургическое вмешательство. После этого можно переходить к следующим этапам лечения;
  • развитие речевых навыков. Ребенка учат с помощью музыки, песен, разговоров и книг. Специалист проводит с ребенком занятия, направленные на то, чтобы развить у него речевые навыки, соответствующие его возрасту. Разговоры с ребенком способствуют тому, что его произношение совершенствуется;
  • укрепление речевого аппарата. Для развития правильного произношения ребенок выполняет упражнения, направленные на укрепление мышц нижней челюсти. Врач может порекомендовать упражнения, которые ребенок должен выполнять во время приема пищи, чтобы развить правильные движения челюсти.

Длительность лечения и процедуры зависят от конкретной проблемы с развитием речи, с которой столкнулся ребенок. Родители также могут помочь ребенку справиться с этими проблемами.

Как родители могут помочь ребенку справиться с задержками развития речи

Чтобы помочь ребенку преодолеть задержки речевого развития, психологи рекомендуют родителям предпринимать следующие меры:

  • разговаривайте с ребенком. Маленькие дети не понимают значения слов, но они слышат и реагируют на звуки. Говорите с ребенком с самого раннего возраста, повторяйте звуки, которые он произносит. Это может оказаться бессмысленным занятием, но это является основой для дальнейшего развития речи;
  • считайте и называйте ребенку предметы. Например, когда ребенок складывает башню из кубиков, считайте вслух их количество, чтоб ребенок вас слышал. Указывайте на предметы и называйте их. Называйте людей, находящихся с вами в одной комнате, по имени;
  • задавайте вопросы. Дети понимают вопросы, поэтому спрашивайте ребенка, что он хочет. Если он плачет или впадает в истерику, спросите, что случилось. Вопросы мотивируют ребенка использовать слова вместо жестов, чтобы заявлять о своих потребностях;
  • читайте ребенку. Психологи рекомендуют читать ребенку с самого раннего возраста. Для чтения выбирайте книги с картинками: показывайте ребенку картинки и называйте, что на них изображено. Когда ребенок станет старше, позвольте ему самому выбирать книги для чтения;
  • пойте ребенку детские песенки. Не стоит недооценивать детские песенки. Они могут показаться вам несерьезными, но на самом деле они помогают ребенку развивать речь. Пойте ребенку песенки, читайте детские стихи, и вскоре он начнет повторять за вами. Маленькие дети повторяют за родителями отдельные звуки, дети постарше пытаются произносить целые слова. В любом случае это помогает развивать речь ребенка.

У родителей обычно возникает много вопросов по поводу развития речи ребенка. Попробуем разобраться с наиболее распространенными из них.

Распространенные вопросы о развитии речи у детей

1. В каком возрасте ребенок может начать разговаривать?

Ребенок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев. Однако осознанно он начинает произносить слова только после 1 года.

2. Чем отличаются речевое и языковое развитие?

Речь – это способность общаться с помощью вербальных средств коммуникации. Язык включает в себя как вербальные, так и невербальные средства, а также письменную речь. Дети не умеют писать, поэтому новорожденные чаще всего используют невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация – это показатель прогресса в развитии ребенка.

3. Когда дети начинают говорить бегло?

Навыки, необходимые для беглой речи, обычно развиваются у ребенка в возрасте около 4–5 лет. В 5 лет ребенок обычно говорит бегло.

4. Как педиатры оценивают задержки речевого развития детей?

Педиатры используют специальные процедуры, чтобы определить, как ребенок реагирует на слова и вопросы. В результате таких тестов они определяют уровень речевого развития ребенка и возможные проблемы.

5. Как лечатся задержки речевого развития у детей?

Это зависит от причины, вызвавшей задержку. Например, в случае аутизма не существует способа лечения задержки речи, но с ней можно успешно справиться, изменив стиль жизни ребенка. Такие расстройства, как апраксия, лечатся психотерапевтическими методами. В любом случае успешному лечению расстройств речевого развития способствуют раннее определение проблемы и вмешательство.

Дети от природы склонны учиться говорить. Ученые утверждают, что они имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако родители могут стимулировать ребенка развивать речь в более быстром темпе. Давайте ребенку говорить и следите за тем, чтобы он вовремя достигал показателей речевого развития. Приложите немного усилий – и через несколько лет вашего ребенка нельзя будет заставить замолчать.

Оцените публикацию


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *