Во взрослой жизни

Во взрослой жизни

Предисловие

Обычно во вступлениях к своим книгам я описываю психологическую сущность интерактивных игр и основные принципы работы с ними. Здесь же я хочу пойти по иному пути. Поскольку взаимное недопонимание и натянутые отношения между взрослыми и подростками встречаются слишком часто, я считаю наиболее уместным во введении к книге, посвященной работе с проблемами юношества, описать важнейшие психологические особенности этого возраста. Возможно, эта информация поможет вам лучше понимать подростков, с которыми вы будете работать и которые являются адресатами представленных в этой книге психологических процедур.

Я ставлю в центр внимания психологические особенности подросткового возраста как одного из важнейших этапов жизни человека потому, что мне самому интересно рассматривать свою собственную жизнь с исторических позиций — то есть как смену разных этапов, каждый из которых решает свои специфические задачи. Кроме того, работая с разными людьми, я понял, что моя помощь гораздо более эффективна, когда я понимаю, какие нормативные возрастные задачи стоят в данный момент перед моим клиентом.

Юность как переходный период

Наиболее простая и понятная схема развития человека такова: его жизненный цикл включает в себя три переходных периода. В первый раз мы изменяем биологический и социальный статус, когда переходим из грудного возраста в детский, затем — когда превращаемся из детей во взрослых, и наконец, когда из взрослого возраста переходим в старческий.

Каждый переходный период несет в себе свои сложности. Мы переживаем по поводу того, что теряем часть достижений предыдущего периода, и при этом не уверены, что в полной мере доросли до требований новой фазы жизненного цикла и сможем научиться всему необходимому для того, чтобы справиться с новой реальностью. В каждый переходный период мы переживаем внутренний конфликт между потребностью развиваться и желанием оставить все, как было раньше, в старые добрые времена. И поскольку наше реальное положение не соответствует статусу, к которому мы стремимся, то наше самоуважение находится под угрозой.

Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые.

В частности, для чувства собственного достоинства подростков весьма болезненным является осознание факта, что по сравнению с ними родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни, и осознают, что нет никаких гарантий того, что когда-либо они смогут насладиться плодами взрослой жизни. Довольно часто они испытывают досаду по поводу возникающего в этой связи чувства страха; с другой стороны, именно это чувство является той «занозой», которая заставляет их продвигаться дальше по сложному пути психологического развития.

Дилемму переходного состояния подростка можно сформулировать следующим образом: в первую очередь он стремится стать взрослым и лишь во вторую — остаться подростком.

Каждый подросток неизбежно сталкивается с жизненными трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать следующие задачи:

1. Он должен развить бóльшую независимость. Это значит, что необходимо научиться самостоятельно принимать решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести ее с важнейшими целями общества; найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального признания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учебе и работе. Подросток должен научиться справляться со всевозможными трудностями, мириться с многочисленными противоречиями собственного положения, самокритично судить и оценивать себя, отказаться от снисхождения, проявляемого по отношению к детям.

2. Он должен развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться все более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.

3. Он должен поставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твердо идти к ним.

4. В своих действиях он должен научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

С необходимостью решать эти задачи в большей или меньшей степени придется столкнуться всем подросткам, и хорошо, если мы, взрослые, можем помочь им в этом. Точкой соприкосновения может служить пробуждающийся у подростков интерес к собственной личности и к своим чувствам.

Таким образом, подростковый возраст — это не только время переживания кризиса, но и время повышения собственной самооценки. Вновь, как в кризисе раннего детства, актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности.

Все взрослые, работающие с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких людей и референтной среды. Общий знаменатель всех этих требований выглядит примерно следующим образом: «Привыкай к тому, что ты сам за себя отвечаешь, что ты должен суметь на определенном этапе сам себя прокормить. Развивай с этой целью все свои способности». Чтобы удовлетворить этим требованиям, подросток должен снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников и учителей, среди сверстников, с которыми он общается в свободное время. При этом происходит примерка перенятых у родителей жизненных норм и проверка их применимости. В дальнейшем подросток либо отказывается от них, либо видоизменяет или расширяет их.

В связи с этим психологические интерактивные упражнения чрезвычайно способствуют развитию подростков. Благодаря тому, что важные жизненные вопросы поднимаются в кругу сверстников, при этом обсуждаются различные случаи, мнения и цели, у подростка появляется возможность сравнить свою точку зрения с позицией других. Он не только сталкивается с привычными и понятными ему взглядами, но и получает возможность спросить себя: что еще возможно в этой ситуации, что применимо в жизни, что я хочу и что я могу?

Основные разделы этой книги содержат описание психологических процедур, направленных на решение некоторых жизненно важных проблем подросткового и юношеского возраста.

Ценности, цели и интересы

Ребенок обычно разделяет ценности и жизненные установки родителей из чувства преданности, так как именно в семье он чувствует себя защищенным и любимым. Принятие родительских ценностей является своеобразным актом благодарности, скрепляющим связь между «всемогущими» родителями и «несовершенным» ребенком.

В подростковом возрасте ребенок начинает пересматривать свои взгляды на родителей. Они теряют в его глазах свой ореол, подросток начинает видеть их и слабые, и сильные стороны. Критике подвергаются и семейные ценности: подросток должен найти свои собственные обоснования для их сохранения. На смену моральному абсолютизму ребенка постепенно приходит более гибкое сознание подростка, воспринимающего собственные интересы так же серьезно, как и требования других. Чем человек становится старше, тем больше он стремится к равному партнерству в межличностных отношениях. Поэтому подростки отказываются от свойственного детям эгоизма и ожидания, что мгновенно и в одностороннем порядке будут удовлетворяться только их желания. Подростки становятся чрезвычайно чувствительны к неискренности и нечестности, они постоянно перепроверяют, насколько люди соответствуют тому, что они говорят, насколько реальные поступки следуют провозглашаемым ценностям.

Содержащиеся в данной главе упражнения частично основаны на анализе системы ценностей — методике групповой работы, разработанной в США сторонниками гуманистически ориентированной педагогики. Описываемые процедуры поочередно выдвигают на передний план один из трех важнейших аспектов процесса ценностного анализа. В большинстве упражнений речь идет о проверке и выборе ценностей, то есть о выработке у подростков умения видеть различные ценностные альтернативы, тщательно анализировать их и выбирать некоторые из них. В других упражнениях во главу угла ставится тренировка умения отстаивать перед другими определенную ценность и обосновывать ее значимость. И во всех упражнениях ставится вопрос о том, насколько подростки уже действуют или готовы действовать в соответствии с определенными ценностями и к каким последствиям это может привести. Так как выработка системы ценностей является одной из важнейших задач подросткового возраста, я специально подобрал побольше упражнений по этой теме.

Школа и учеба

Школа является прежде всего учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения с целью сохранения культурной преемственности. Кроме того, она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков. При этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и умений, новых способов решения проблем, школа подрывает монополию родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый — учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания, или наоборот, отвержения.

Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания и умения — в том числе в областях, к которым у них нет естественного интереса. Они вынуждены общаться с разными людьми — в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен.

Наконец, перед школой стоит задача передать подростку достаточно специальных знаний, которые позволили бы ему подготовиться к профессиональной деятельности. Школа — это своеобразный трамплин от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической самостоятельностью.

Для подростков учитель и одноклассники являются важнейшими партнерами в учебном процессе. Учителя они воспринимают в трех ролях: как помощника в освоении нового психологического статуса, как друга и как противника. Обычно учитель занимает значимое место в жизни подростка и существенно влияет на нее. Его авторитет возникает позже авторитета матери и отца, и взаимоотношения с ним даются подросткам легче, если учителю удается не занимать родительскую позицию в общении с ними; если он уважает достоинство и чувства подростков; если он не использует свои более обширные и глубокие знания и более высокое социальное положение для дисциплинарного воздействия на подростков.

Учителя могут добиться лучших результатов в своей работе, когда им удается выработать совместно с учениками рациональные и функциональные правила игры на основе взаимных обязательств и когда они сами являют собой достойный пример. Подростки оценивают взрослых по их делам не менее, чем по их словам.

Чтобы воздать должное той важной роли, которую играют учителя в жизни подростков, в этой главе мы привели ряд упражнений, в которых речь идет о взаимоотношениях между учителями и учениками, о взаимных ожиданиях и об обратной связи.

Помимо взаимодействия с учителями, для каждого подростка очень важной является и сфера взаимодействия с одноклассниками. К сожалению, атмосфера в школе, особенно в старших классах, пропитана соперничеством и неприязнью в не меньшей степени, чем пониманием и поддержкой. Так как признание и принятие сверстниками очень важны для развития самооценки подростка, мы приводим здесь ряд упражнений, направленных на поддержку отдельных участников группы.

И наконец, целый ряд упражнений посвящен самой учебе. По сравнению с детьми подростки мотивированы в учебе не столько стремлением кому-то понравиться, сколько желанием развивать свои способности, самостоятельно определять цели и качество обучения и решать интересующие их задачи. Предлагаемые упражнения помогают подросткам лучше осознать свое внутреннее отношение к учебе, понять, что для них наиболее важно в учебном процессе, и выработать стремление докапываться до истины.

Работа и досуг

Как и учеба в школе, работа большинства подростков имеет все еще некоторый переходный характер. Часто подростки работают не в той области и не на том уровне профессиональной компетенции, к которой они стремятся. Конечно, в глазах подростка работа по сравнению с учебой обладает рядом преимуществ. Например, за работу подросток получает деньги, и таким образом в собственном сознании является более самостоятельным, нежели его сверстники, занятые только учебой. Кроме того, трудовая деятельность часто дает подростку больше, чем это могла сделать школа, достоверной информации о его профессиональных возможностях, на работе он получает трезвую оценку своих деловых качеств, сильных и слабых сторон своей личности. Первый трудовой опыт позволяет ему внести коррективы в свои дальнейшие профессиональные планы, понять свои требования к коллегам и руководителям. Разочарования и успехи, большие затраты времени на работу заставляют подростка более тщательно, нежели это было в школе, определить собственное отношение к труду, профессиональные надежды и ожидания.

Подобранные в данной главе упражнения предназначены в первую очередь для тех подростков, которые сразу после школы приступили к трудовой деятельности в качестве практикантов или учеников. Они дают им возможность прояснить свое отношение к работе, рассмотреть типичные проблемы, возникающие в ходе трудовой деятельности.

Небольшое количество упражнений затрагивает вопросы распределения времени и организации досуга.

Что такое «Взрослая жизнь»?
Чуть меньше чем через месяц мне исполнится 17 лет, а через 1 год и 1 месяц уже 18 лет. И начнется у меня так называемая «Взрослая жизнь»?
А что это вообще такое? И почему все считают, что она начинается сразу же в день совершеннолетия? Обязана ли я вообще вступать в нее?
1. Начнем пожалуй с определения.
Итак, взрослая жизнь-это полная ответственность за себя и свои поступки, ответственность за других людей, ответственность за все. Это просто куча ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
2. Что за дурацкий стереотип, что «Взрослая жизнь» начинается ровно в 18 лет?! Почему родители говорят своим детям о том, что в день совершеннолетия они превратятся из детей во взрослого человека. Что это за магическое свойство?
Почему я должна в один миг стать ответственной за Все? А если я не хочу?!
Если я хочу побыть подростком еще год или вообще всю жизнь быть легкомысленным и беспечным ребенком. Кто мне это запретит?
Правильно, НИКТО.
3. Ладно, может быть я переборщила с тем, чтобы всю жизнь быть ребенком. Но почему общество подавляет желание побыть им еще чуть-чуть? Зачем говорить глупые реплики в адрес человека, который хочет пожить немного для себя без всякой ответственности и хочет пробовать что-то новое, что интересно именно ему?
«Почему ты бросил финансовый университет ради того, чтобы писать книги, это безответственно и вообще ты взрослый человек, а ведешь себя как ребенок!»
Или
«Что? Тебе уже 25 лет, а у тебя нет жены и детей? Ты же взрослый человек у которого уже должна быть семья! Вот посмотри на…»
СТОП!
Почему все считают, что возраст определяет кто взрослый, а кто нет? Почему в 25 лет у меня уже должно все быть?
4. Многие говорят:»Ах, взрослая жизнь-это прекрасно! Ведь ты становишься самостоятельным и никто тебе ничего не запрещает».
Да, но с этим приходит еще и много разочарований, предательств, потерь, лжи… Думаю, вы сами сможете продолжить дальше этот список.
Я не имею ничего против «Взрослой жизни», но каждый должен сам придти к ней и без разницы сколько ему лет 16, 18 или 50.
5. И я не спорю, что во взрослой жизни много плюсов.
Но не забывайте, что везде есть и минусы. И не каждый к этому готов.

Психолог объясняет, почему пауза после окончания школы — не трагедия.

Степан Новосельский, ученик столичного лицея № 2, год назад уже был героем «Чырвонкi. Чырвонай змены». В поле зрения СМИ он попал благодаря своей победе на конкурсе Sосiаl Wееkеnd. Социальный проект Степана и его партнера ТееnKach вышел в финал и получил материальную помощь от спонсора. Ставка была сделана на организацию интересного и полезного досуга для подростков: совместных тренировок, пеших квестов и батутных вечеринок. Но на этом юноша не остановился: после того как команда распалась, у него появились новая бизнес-идея и новый бизнес-партнер. Проект TeenStart сконцентрировался уже на проведении образовательно-профориентационных мероприятий. Его целевая аудитория — заинтересованные в своем будущем подростки.

TeenStart — это лекции и конференции о предпринимательстве, полезных навыках, знакомство с профессиями с приглашением интересных спикеров из самых разных сфер. И темы, которые предлагаются, — на самый разный вкус, например «Креатив и бизнес: как зарабатывать на творчестве?», «Борьба со страхами и мнением окружающих», «Как навык продаж и переговоров открывает дверь во взрослую жизнь?», «Как придумать бизнес-идею, если тебе 15 лет?». «На наши встречи приходят ребята, заинтересованные в своем развитии и новых знакомствах. Идеальное окружение», — говорит Степан.

Кстати, несмотря на свой юный возраст, парень уже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Поэтому встреча с ним на консультации у профориентолога в репетиторском центре «Адукар» стала для нас в некотором смысле неожиданностью. Анна ИСАЕНКО, психолог авторской группы «Референт», специалист по профориентации с 25-летним стажем, хорошо знает парня — познакомилась с ним еще во время конкурса Sосiаl Wееkеnd, который фактически дал старт его бизнес-карьере.

Деньги под ногами

Фото Анастасии Валуй

— Я отговаривала Степана от консультации несколько раз, потому что для меня его дальнейший путь — абсолютно очевиден, — улыбается Анна. — У него отлично получается создавать и запускать стартапы. Обычно выпускников, которые не могут определиться со своим будущим, ко мне приводят родители. И большая редкость, когда молодой человек приходит сам со своими сомнениями. Тогда, как правило, можно услышать просто невероятную впечатляющую историю.

Степан по психологическому развитию намного опережает свой физиологический возраст. Я считаю, что это самостоятельный взрослый человек, способный ставить цели и уверенно к ним идти. Тем не менее, он решил, что мнение специалиста для него не будет излишним, и сам заплатил за консультацию, не обращаясь к родителям.

— Есть много разных дорог, и ты должен понимать, какую из них выбрать. Главная магистраль для меня — это сфера предпринимательства. Но есть также много «скилов» (умений и навыков. — Авт.), которые нужно развивать, чтобы стать успешным, — объясняет свои мотивы Степан. — Я пришел, чтобы убедиться в правильности своего выбора, мне придали уверенности, и, конечно, что-то новое о себе тоже узнал. Я учусь в лицее, поэтому мои одноклассники — довольно мотивированные, но во многих случаях вижу, что выбор профессии они делают под влиянием родителей, и это, как правило, какая-то перспективная сфера, а не то, к чему лежит душа. На меня родители никогда не давили. Даже когда я им в 10-м классе заявил, что не собираюсь поступать в вуз, они это восприняли спокойно. Я всегда чувствовал их поддержку. Свои первые деньги заработал, будучи еще шестиклассником. Меня очень зацепил бестселлер Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Мы с родителями были в Турции, и у меня возникла гениальная, как я на тот момент считал, идея — приобрести несколько блоков жевательных резинок Love is, чтобы потом продавать их одноклассникам с накруткой в 300 процентов (смеется. — Авт.). Мама с папой меня не остановили, а положили те блоки в свои чемоданы…

— Такое поведение было проявлением предпринимательской одаренности, — уверенно заявляет Анна. — У меня был недавно подобный случай. Пришла на консультацию семья: парень и двое родителей. Взрослые в панике: в десятом классе сын не знает, кем быть. А тот спокойно говорит: «Это их проблема, а не моя, я давно все знаю». В процессе разговора выясняю, что летом семья отдыхала в Крыму. Родители преимущественно загорали, но их сына такое времяпрепровождение мало интересовало. Он прошел по морскому берегу, собрал плоские камешки, раскрасил их, сделал композиции, написал «Алушта-2019» и стал на входе на пляж, чтобы их продать. К вечеру все сувениры разобрали. Вот именно так и проявляется предпринимательская одаренность — когда ты делаешь деньги из того, что нашел буквально под ногами. Но далеко не все родители готовы поддержать своих детей в нем стремлениях и поисках. Степану в этом плане очень повезло.

Кондитер или скульптор?

По словам Анны, есть разные виды одаренности: академическая, художественная, практическая, духовная, коммуникативная, эмоциональная… Поэтому педагоги, как и родители, должны быть внимательны к любому проявлению одаренности.

— У меня есть любимый вопрос к детям, которых родители приводят как «совершенно безнадежных», — говорит она. — Что ты будешь делать, если останешься дома один и никто не будет отвлекать твое внимание? Что тебя вдохновляет? Вот тут и надо искать ответы, в каком направлении дальше развиваться.

Приведу еще один пример. Девочка родилась в простой рабочей семье, ей не разрешили идти в десятый класс и отправили в кулинарный колледж. Но она была настолько талантлива, ярка и коммуникабельна, что нашла себе оплачиваемую практику в кафе. И вот тут она «сломалась». Пирожные, которые делала кондитер, были настоящим шедевром искусства. Но ведь их судьба — быть съеденными. Это просто ужас! Ей трудно было смириться с таким положением дел. Так она поняла, что хочет делать «нетленку» и что ей нужно быть на самом деле скульптором. Часто требуется какой-то разговор, толчок, чтобы понять, как увлечения можно преобразовать в профессию и достичь успеха. Мне, как спутнику в поезде, которого ты видишь первый и последний раз в жизни, можно рассказать о себе все. Но я — только инструктор по вождению, а поворот руля делает все равно молодой человек самостоятельно…

Его Величество Случай

— Если ребенок на момент окончания школы еще не определился с профессией, многие родители воспринимают это по меньшей мере как трагедию…

— Скорее, это проблема для ребят в том плане, что их могут призвать на службу в армию. Но, например, для Европы нормальная практика, когда после окончания школы молодой человек не сразу определяется с учебным заведением, а пытается найти себя в разных сферах деятельности, — рассуждает Анна. — Моя дочь, будучи волонтером Белорусского детского хосписа и студенткой медуниверситета, заметила, что среди волонтеров в детском лагере были всего три белоруса, 12 немцев и 23 британца. И что ее английская подруга, хоть и обучается тоже на втором курсе, но гораздо старше — ей 26 лет. В Великобритании на медицинские специальности люди поступают позже, чем у нас. Для того чтобы убедиться, что эта нелегкая профессия — твоя, нужно не один год поработать волонтером. Есть специальный английский термин — gap year — это некий тайм-аут между школой и вузом, когда человек участвует в волонтерских проектах.

Чем, например, занимаются добровольцы, работая с тяжелобольными детьми? Надо их и покормить, и помыть, и помочь переодеться, и первую помощь оказать… Когда человек, имея такой опыт, входит в медицинскую профессию, он знает и ее обратную сторону: что больные люди могут быть капризны, они плохо пахнут, требуют к себе внимания. И надо быть к этому подготовленным. Просто когда ты выбираешь медицину, посмотрев сериал «Доктор Хаус», то тебя ждет сильное разочарование. Как мы приобретаем себе платье? Сначала по внешнему виду. Да, оно красивое. Затем мы его примеряем. Если нам комфортно, то покупаем. Вот так приблизительно надо и профессию выбирать — сначала примерить ее на себя, а не ориентироваться только на внешние критерии вроде престижная/непрестижная, высокооплачиваемая или не очень. В Европе очень хорошо развиты стажировки для подростков: можно поработать чернорабочим на археологических раскопках, курьером, официантом, на кухне в точках быстрого питания…

Со своими детьми я дважды прошла путь, когда с выбором профессии они меня поставили перед фактом. Дочь, оказавшись в 2011 году на месте трагедии в метро, решила для себя, что ее интересует медицина катастроф, хотя я была уверена, что ее будущее — это писательство, блоггинг, написание сценариев, копирайтинг. Ее сочинения зачитывали всей гимназии. А она поставила себе цель, добрала за год нужные знания и поступила на лечебный факультет. И вот представьте такую ситуацию. Идут практические занятия по хирургии — планируется операция по ампутации конечности. Парни рассуждают о скорости вращения пилы, девушки смотрят, как медсестра ловко делает анестезию. А моя дочь, как Мать Тереза, рассуждает: «Бедная бабушка, как она будет теперь жить без ноги?» Ее интересует прежде всего человек, как он будет бороться с физическими ограничениями. Это писательская черта. И не могу сказать, что она может помешать, как и человеколюбие. Ни Булгакову, ни Чехову медицина не помешала стать хорошими писателями. Это бездонный источник сюжетов.

Для сына толчком к выбору вуза стал также Его Величество Случай. Он просто встретил «вкусную» тему для эссе, которую предлагала написать австрийская бизнес-школа «Миграция из Африки и Азии в Европу — это угроза или возможности?». Написал, прошел во второй тур, а потом мама услышала: «Я тут поступил в австрийский вуз. Хочешь — препятствуй, но это мое решение». И сказано было так, что я поняла — лучше его поддержать. Если ты уважаешь своего ребенка, нужно принимать его решения. Если твои сын или дочь решили не выбирать сразу после окончания школы учебное заведение, а прислушаться к себе, взять паузу, это их решение. Они уже взрослые! Искать себя — это нормально. Молодость дается, чтобы понять, что тебе нравится.

План «В» и план «С»

— Но в наших школах воспитывают страх перед ошибкой… А тут еще и родители говорят: «Иди, получи сначала хоть какую-то профессию, а потом самовыражайся». Как к этому относиться?

— Детей на самом деле отучают допускать ошибки, — соглашается Анна. — Часто ли можно увидеть на научной конференции для школьников работу, в которой ребенок предложил бы гипотезу и в итоге опроверг ее, убедившись в ее ошибочности? Но исследование не становится от этого менее ценным. Ошибки — это одна из составляющих успеха. И люди, которые чего-то добились в жизни, не скрывают, что один успех приходится на десять ошибок.

Это очень распространенный посыл: мы пришли к вам на консультацию, потому что боимся ошибиться. Просто классика! Начинаю объяснять, что из Минска в Турин можно проехать как минимум тремя дорогами: через Австрию, Швейцарию и Словению. Главное — знать свои сильные стороны и стараться их реализовать: хоть через медицину, хоть через предпринимательство. Надо тянуть себя за волосы, как барон Мюнхгаузен, из точки А в точку В. Важно понимать, что ты туда доберешься, и неважно, каким путем. В прошлом году я встречалась со своими одноклассниками: после окончания школы прошло 35 лет. И, как я еще раз убедилась, наибольшего успеха в жизни добились не отличники, которые шли по ковровой дорожке, а те, кому пришлось преодолевать, приспосабливаться и переучиваться. У меня половина одноклассников пошли поступать на исторический факультет, потому что у нас был очень яркий и талантливый учитель. Это одна из ошибок — выбирать профессию под влиянием обаяния и харизмы человека. Нельзя переносить отношение к представителю какой-то профессии на саму профессию. Потом были непростые судьбы…

— Степан, а твое отношение к получению образования не изменилось? Ты будешь брать паузу после окончания лицея, учитывать форс-мажор с пандемией?

— У меня на сегодня есть три варианта: БГУ, Высшая школа экономики в Москве и вуз в Литве. У каждого есть как свои плюсы, так и минусы. Например, вариант с получением образования в Литве привлекает меня возможностью досконально овладеть английским языком. Пока что его знание не является моей сильной стороной, — констатирует парень. — К централизованному тестированию я полгода готовился, поэтому точно буду его сдавать. Если что-то пойдет не так, это не страшно, потому что я не ставлю свое будущее только на поступление. И даже, если поступлю, буду и дальше развивать свои проекты. Одно другому не мешает. Очень далеко не заглядываю, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Да, определенные планы в рамках TeenStart есть. Также мы с партнером помогаем теперь другим образовательным проектам делать свои запуски и выстраивать маркетинг.

— Как видите, ставка делается только на себя. Есть и план «В», и план «С». И даже если будут меняться правила игры и условия для поступления, это неважно, — комментирует Анна. — Важным является психическое здоровье, вера в себя, право на ошибку, из которой ты вынесешь правильные уроки. Когда Алексей Леонов выходил первый раз в космос, где людей еще не было, несмотря на все теоретические расчеты, он сильно рисковал. Вот и вступление во взрослую жизнь можно сравнить с выходом в космос. Здесь нет однозначно правильных решений. Есть задачи, которые нужно решить. Есть разные способы и нет единственного правильного ответа, который в конце учебника можно подсмотреть. И подогнать решение под правильный ответ нельзя. И ответственность за выбор лежит ни на матери, ни на отце, ни на министре образования, а на том человеке, который это решение принимает.

Условия задачи будут изменяться непосредственно в процессе ее решения. Это называется турбулентностью, кризисом, рецессией… Поэтому приглашаю во взрослую жизнь без иллюзий!

Надежда НИКОЛАЕВА

Отрочество: подготовка к взрослой жизни

ПРЕДСТАВЬТЕ, что с тропического острова вы попали на Северный полюс. Едва сойдя с самолета, вы почувствовали, как вас сковывает холод. Сможете ли вы адаптироваться к новому климату? Конечно, но для этого надо будет кое-что предпринять.

Подобная ситуация возникает, когда ваши дети становятся подростками. Словно в одночасье все меняется. Сын, который ни на шаг не отходил от вас, теперь предпочитает компанию сверстников. Дочь, которой раньше не терпелось рассказать, как прошел день, нынче бросает вам лишь короткие фразы.

— Как дела в школе? — спрашиваете вы.

— Хорошо.

Молчание.

— О чем ты думаешь?

— Ни о чем.

Снова молчание.

Что же произошло в жизни вашего ребенка? Как отмечается в одной книге, совсем недавно, «казалось, у вас был пропуск за кулисы. А теперь вы в лучшем случае сидите в зале, и к тому же место у вас не самое выигрышное» (Breaking the Code).

Значит ли это, что вам нужно смириться с таким прохладным отношением? Вовсе нет. Сохранить теплоту и доверие возможно и тогда, когда дети вступают в подростковый возраст. Просто сначала вам нужно понять, что происходит, когда у ребенка начинается пора отрочества — время неспокойное и все же интересное.

Преддверие взрослой жизни

Раньше ученые утверждали, что к пяти годам мозг ребенка уже практически полностью сформирован. Теперь они считают, что, хотя с тех пор размер мозга мало изменяется, этого нельзя сказать о его функциях. В пору полового созревания в организме начинается гормональная перестройка, меняющая мышление человека. Например, если маленькие дети воспринимают мир однозначно, ни в чем не сомневаясь, то подростки начинают мыслить абстрактно, стараясь вникнуть в суть вещей (1 Коринфянам 13:11). У них формируются убеждения, и они не стесняются их высказывать.

Паоло из Италии заметил эту перемену в своем ребенке. Он говорит: «Когда я смотрю на своего сына-подростка, мне кажется, что передо мной уже не мальчик, а маленький мужчина. И это не только физиология. Больше всего меня поражает то, как он мыслит. Он не боится выражать свою точку зрения и отстаивать ее!»

Происходит ли нечто подобное и с вашими детьми? Возможно, когда ваш ребенок был младше, он просто делал то, что ему говорят. Фразы «Потому что я так сказал» ему было вполне достаточно. Теперь, повзрослев, он хочет знать, почему надо поступить именно так, а не иначе, и даже ставит под сомнение ваши нравственные ценности. А порой его настойчивость становится похожей на мятеж.

Но не стоит заключать, что ребенок хочет ниспровергнуть ваши ценности. Возможно, он просто борется за то, чтобы усвоить их и найти им место в своей жизни. Представьте, что вы переезжаете в новый дом и перевозите туда свою мебель. Легко ли каждая вещь из старого дома впишется в новый интерьер? Вряд ли. Но несомненно одно: вы не выбросите ничего из того, что для вас ценно.

Сейчас ваш ребенок оказался в подобной ситуации: он готовится ко времени, когда «оставит отца и мать» (Бытие 2:24). Конечно, этот день наступит не так уж скоро, ведь ваш ребенок еще подросток. Но в каком-то смысле он уже собирает свои вещи. В юные годы он анализирует ценности своих родителей, решая, какие из них он возьмет с собой во взрослую жизнь.

Мысль о том, что ваш ребенок должен принять такое важное решение, может вас пугать. Но, бесспорно, вступая во взрослую жизнь, он возьмет от вас только то, что сам посчитает ценным. Поэтому сейчас, пока ребенок еще живет вместе с вами, ему важно как следует обдумать принципы, по которым он собирается жить (Деяния 17:11).

И сделать это просто необходимо. Ведь если он сейчас будет слепо перенимать ваши жизненные принципы, то впоследствии может слепо перенять и взгляды других людей (Исход 23:2). В Библии сказано, что у юноши, которого легко соблазнить, «нет разумного сердца» (Притчи 7:7). Это означает, что такому человеку, кроме прочего, недостает проницательности. А молодых людей без убеждений часто «бросает, словно волнами, и носит всяким ветром учения посредством человеческой хитрости» (Эфесянам 4:14).

Как уберечь своего ребенка от такой беды? Для этого позаботьтесь о трех составляющих успеха.

1. ОБУЧЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Апостол Павел писал, что зрелые христиане «научили свое восприятие отличать хорошее от плохого» (Евреям 5:14). Вы, возможно, скажете: «Я уже давно учу своего ребенка различать, что хорошо, а что плохо». Безусловно, ваши старания уже принесли свои плоды и подготовили его к периоду взросления (2 Тимофею 3:14). И все же Павел говорил, что свое восприятие нужно обучать. Если маленьким детям достаточно просто знать, что хорошо, а что плохо, то подросткам нужно становиться взрослыми «в способности понимать» (1 Коринфянам 14:20; Притчи 1:4; 2:11). Хочется, чтобы юные не просто слепо повиновались, но могли разумно мыслить (Римлянам 12:1, 2). Как их этому научить?

Прежде всего побуждайте их выражать свои мысли. Не перебивайте и старайтесь не реагировать слишком остро на их слова, даже если они говорят то, что вам неприятно слышать. В Библии написано: «Всякий человек должен быть скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19; Притчи 18:13). Также Иисус Христос сказал: «От избытка сердца говорят уста» (Матфея 12:34). Если вы будете выслушивать ребенка, то поймете, что же его действительно волнует.

В разговоре старайтесь вместо категоричных утверждений использовать вопросы. Иисус часто спрашивал: «Что вы думаете?» — желая вычерпать мысли не только своих учеников, но и противников (Матфея 21:23, 28). Вы тоже можете так поступать, даже если мнение ребенка отличается от вашего. Например:

Если ребенок говорит: «Я сомневаюсь, что Бог есть».

Вместо ответа: «Мы учили тебя совсем другому. Конечно, ты веришь в Бога!»

Вы могли бы сказать: «Почему ты так считаешь?»

Зачем вычерпывать мысли ребенка? Вы слышите, что́ он говорит, но вам нужно узнать, что же он думает (Притчи 20:5). Возможно, вопрос касается больше норм Бога, чем его существования.

Например, если подросток испытывает давление со стороны тех, кто не признает нравственные нормы Бога, он может пытаться убедить себя в том, что Бога не существует (Псалом 14:1). Он может рассуждать так: «Если Бога нет, то зачем жить по библейским принципам?»

В случае, если у вашего ребенка появляются подобные мысли, ему полезно поразмышлять над вопросом: «Уверен ли я в том, что принципы Бога идут мне на благо?» (Исаия 48:17, 18). Если он считает их полезными, помогите ему понять, что ради собственного благополучия стоит прилагать усилия (Галатам 5:1).

Если ребенок говорит: «Это ваша религия. Но это еще не значит, что она моя».

Вместо ответа: «Нет, это и твоя религия, потому что ты наш ребенок и будешь верить в то, во что скажем мы!»

Вы могли бы сказать: «Серьезное утверждение. Если ты не согласен с нашими убеждениями, у тебя должны быть свои. Какие у тебя убеждения? Как ты считаешь, по каким принципам нужно жить?»

Зачем вычерпывать мысли ребенка? Такие рассуждения помогут ему разобраться в собственных мыслях. Возможно, он удивится, узнав, что у него те же убеждения, что и у вас, хотя его заботы совсем другие.

Может быть, он не знает, как объяснить свои убеждения другим (Колоссянам 4:6; 1 Петра 3:15). Или его привлекает человек противоположного пола, не разделяющий его веру. Найдите корень проблемы и помогите это сделать своему ребенку. Чем больше он обучает свое восприятие, тем лучше подготавливается к взрослой жизни.

2. РУКОВОДСТВО ВЗРОСЛЫХ

Сегодня в некоторых культурах подростки не испытывают «тревог и волнений», которые, по мнению психологов, присущи этому возрасту. Согласно исследованиям, в таком обществе юноши и девушки рано взрослеют. Они работают вместе со старшими, общаются с ними и наделяются серьезной ответственностью. Там нет таких понятий, как «молодежная культура», «подростковая преступность» и даже «отрочество».

В противоположность этому подростки во многих странах учатся в переполненных школах, где на них прежде всего влияют сверстники. Когда они приходят домой, дома никого нет. Мама и папа на работе. Родственники далеко. Зато рядом с ними всегда оказываются другие молодые люди. Осознаете ли вы, насколько опасна подобная ситуация? И дело не только в дурной компании. Ученые доказали, что даже самые примерные юноши и девушки склонны поддаваться вредному влиянию, когда они оторваны от мира взрослых.

Обществом, в котором молодежь не изолировалась от взрослых, был древний народ Израиль. Например, в Библии говорится, что Озия стал царем Иуды еще в юном возрасте. Что помогло Озии справиться с таким ответственным делом? По всей видимости, не последнюю роль в его воспитании сыграл взрослый человек по имени Захария, который, по словам Библии, «учил его бояться истинного Бога» (2 Летопись 26:5).

Есть ли у вашего ребенка взрослые наставники, разделяющие ваши принципы? Если да, не стоит ревновать его к ним, ведь они влияют на него положительно и помогают ему поступать правильно. В Библии сказано: «Кто ходит с мудрыми, станет мудрым» (Притчи 13:20).

3. ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В некоторых странах закон запрещает молодежи работать больше определенного количества часов в неделю или выполнять некоторые виды работ. Эти ограничения были призваны защитить детей от тяжелых условий труда — последствий промышленной революции XVIII—XIX веков.

Однако законы, запрещающие детский труд, не только защищают детей от эксплуатации, но и, по мнению некоторых специалистов, ограждают их от ответственности. Как пишется в одной книге, у многих молодых людей развилось «чувство, будто им по праву положено то, что они получают без всяких усилий» (Escaping the Endless Adolescence). По словам авторов, такая тенденция «кажется закономерным результатом того, что сегодняшнее общество в основном нацеливает молодежь на развлечения, не ожидая от нее какой-либо отдачи».

В противоположность этому в Библии рассказывается о молодых людях, которым с ранних лет была доверена большая ответственность. Например, Тимофей, по всей видимости, был еще подростком, когда познакомился с апостолом Павлом — человеком, оказавшим на него большое влияние. Павел призывал Тимофея: «Напоминаю тебе как огонь разжигать дар Бога, который есть в тебе» (2 Тимофею 1:6). Тимофею, вероятно, было около 20 лет, когда он покинул отчий дом и стал путешествовать с апостолом Павлом, помогая ему организовывать собрания и укреплять братьев. Прослужив десяток лет с Тимофеем, Павел писал о нем христианам в Филиппах: «У меня нет никого с подобным настроем, кто бы искренне позаботился о ваших делах» (Филиппийцам 2:20).

Часто подростки с удовольствием берут на себя ответственность, особенно когда это дает им чувство удовлетворения от выполненного доброго дела. Это не только помогает им стать ответственными людьми, но и раскрывает в них все самое лучшее уже сейчас.

Адаптация к новому «климату»

Как упоминалось в начале статьи, если ваши дети — подростки, вы, возможно, чувствуете, будто за последние годы все изменилось и вы попали в условия нового «климата». Не сомневайтесь, что вы сможете к нему адаптироваться, как вы смогли приспособиться к переменам и в более ранние периоды жизни вашего ребенка.

Смотрите на это время как на возможность: 1) помочь ребенку обучить свое восприятие, 2) предоставить ему руководство взрослых и 3) привить ему чувство ответственности. Так вы сможете подготовить своего ребенка к взрослой жизни.

В одной книге взросление подростка называется «долгим прощанием». Больше информации можно найти в журнале «Сторожевая башня» от 1 мая 2009 года, страницы 10—12. Издана Свидетелями Иеговы.

Развлечения, ориентированные на подростков, укореняют в них склонность общаться лишь со сверстниками и внушают мысль о том, что у молодежи своя субкультура, которую взрослые не могут ни понять, ни принять.

Слово «подросток» не встречается в Библии. Вероятно, среди народа Бога в дохристианскую эпоху и во времена Христа молодежь начинала взрослую жизнь раньше, чем это принято во многих культурах сегодня.

«ЛУЧШИХ РОДИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Свидетели Иеговы и словом, и делом учат своих детей жить в согласии с библейскими принципами (Эфесянам 6:4). Причем они не заставляют детей это делать. Они понимают, что каждый ребенок, повзрослев, должен сам решить, как ему жить.

Эйзлин 18 лет. Она поняла, что нравственные ценности ее родителей самые лучшие. Эйзлин говорит: «Моя вера для меня не просто то, чему я посвящаю один день в неделю. Это моя жизнь. Вера затрагивает каждое мое решение: с кем дружить, какие предметы в школе выбрать или какие книги читать».

Эйзлин очень ценит христианское воспитание, которое ей дали родители. Она делится: «Лучших родителей представить невозможно. Я счастлива, что они развили во мне желание быть Свидетелем Иеговы. Мои родители всю жизнь будут для меня примером!»

Позвольте ребенку высказаться

Взрослый наставник хорошо повлияет на ребенка

Плодотворный труд помогает юным стать ответственными людьми


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *