Выбрать лыжи

Выбрать лыжи

Выбрать пару, которая будет полностью удовлетворять лыжника — непростая задача. Необходимо учитывать множество факторов: район, где будут использоваться лыжи, стиль катания, уровень подготовки, вес и рост спортсмена, а также множество других нюансов. В этой статье рассмотрены основные моменты подбора лыж по антропометрических данным человека.

Беговые лыжи — X-COUNTRY — предназначены для передвижения по относительно равнинной местности и делятся по назначению на несколько категорий:

  • Гоночные лыжи — RACING; прогулочные лыжи — RECREATION, FITNESS; лыжи для туризма — BACK COUNTRY; лыжи для детей и подростков — JUNIOR/KID.

Гоночные лыжи предназначены для спортсменов, участвующих в соревнованиях по лыжным гонкам и другим подобным видам спорта: биатлон, зимнее двоеборье, ориентирование на лыжах. Они отличаются малым весом, особыми динамическими характеристиками (жесткость, распределение веса лыжника по длине лыжи), а также особым типом скользящей поверхности, обеспечивающим наилучшее качество скольжения в тех или иных погодных условиях.

Гоночные лыжи подразделяются на лыжи для конькового и классического хода, причем различия между этими видами лыж столь значительны, что использовать их можно только по своему прямому назначению. Передвигаться на гоночных лыжах можно только на специально подготовленных трассах, для передвижения по рыхлому снегу или мягкой лыжне они не предназначены. В этой категории лыж выделяются лыжи элитной серии RACING PRO — дорогие лыжи для профессиональных гонщиков и лыжи спортивной серии RACING — относительно недорогие лыжи для гонщиков-любителей.

Прогулочные лыжи (категория RECREATION) предназначены для любителей активного отдыха и лыжных прогулок. Это самая массовая категория потребителей, поэтому такие лыжи сравнительно недороги и вполне универсальны. На них можно передвигаться как коньковым, так и классическим ходом, по подготовленной трассе и по прогулочной лыжне, и даже по снежной целине. Эти лыжи немного шире и тяжелее, чем гоночные, но зато они более устойчивы, и начинающий лыжник чувствует себя на них увереннее.

В отдельную категорию следует выделить лыжи категории FITNESS, предназначенные для тех, кто не стремится участвовать в соревнованиях, но хочет поддерживать себя в хорошей физической форме с помощью активных упражнений на свежем воздухе. Эти лыжи изготовляются с применением передовых технологий и высококачественных материалов, поэтому их ценовой уровень приближается к гоночным моделям.

Лыжи для экстремального туризма (BACK COUNTRY) предназначены для любителей лыжных походов в условиях, где нет ни лыжных трасс, ни прогулочных лыжней. Они достаточно широки, чтобы на них можно было передвигаться по снежной целине, и отличаются особой прочностью. Это сравнительно дорогие лыжи, прошедшие целый ряд специальных тестов на надежность, поскольку от их качества зависит успех похода или экспедиции, а иногда и жизнь человека, бросившего вызов дикой природе.

Среди лыж категории JUNIOR / KID, предназначенных для детей и подростков в возрасте до 15 лет, можно найти как спортивные модели, приближающиеся по качеству к элитным гоночным моделям, так и недорогие прогулочные лыжи, в том числе и лыжи для детей в возрасте от 3 до 8 лет, делающих первые в жизни шаги по лыжне.

Прежде чем приступить к выбору лыж, определите свои задачи, оцените свои запросы и способности. В зависимости от того насколько удачно Вы выберете пару лыж, каждая прогулка на них может стать и несравнимым удовольствием и настоящим проклятием.

Как подобрать лыжи в соответствии с ростом и весом лыжника?

Если Вы остановили свой выбор на той или иной модели лыж, Вам необходимо прийти в наш магазин и подобрать пару лыж, которая подходит Вам по росту и весу. В этом Вам помогут опытные продавцы-ассистенты, прошедшие специальный курс обучения. Длина лыж должка соответствовать росту, а их жесткость — весу лыжника.

Подбор лыж в соответствии с ростом лыжника.

Правила подбора лыж по длине различны для коньковых и классических лыж. Лыжи для конькового хода должны быть на 10-15 см длиннее роста лыжника. Рекомендуемая длина лыж для классического хода — на 25-30 см больше роста лыжника. Прогулочные лыжи подбираются в диапазоне на 15-25 см больше собственного роста. При подборе прогулочных лыж лыжникам с относительно большим собственным весом рекомендуется придерживаться верхней границы диапазона, а с относительно малым — нижней границы. Кроме того, начинающим лыжникам следует помнить, что короткие лыжи легче в управлении, поэтому на них легче научиться кататься на первом этапе обучения. Уверенные в себе лыжники могут выбирать лыжи подлиннее, поскольку более длинные лыжи обеспечивают лучшее скольжение.

Если Вы хотите кататься как коньковым, так и классическим стилем, используя при этом одну и ту же пару, остановите свой выбор на комбинированных моделях (Combi). При отсутствии подходящей комбинированной пары лучше приобрести более короткие классические лыжи, чем коньковые. Это объясняется тем, что особенности конструкции коньковых лыж делают передвижение на них классическим стилем практически невозможным, в то время как на коротких классических лыжах вполне возможно передвигаться коньковым ходом.

Для удобства мы приводим таблицу подбора лыж по длине:

Подбор лыж в соответствии с весом лыжника

Жесткость лыж можно подобрать с помощью специального измерителя жесткости — флекс-тестера, на ровной поверхности или специальной доске для измерения жесткости лыж, а при достаточном опыте можно предварительно оценить жесткость просто сжимая пару лыж руками.

Предварительный подбор лыж с помощью флекс-тестера

Флекс-тестер — это специальный прибор для подбора лыж по жесткости в соответствии с весом лыжника. Подобрать лыжи с помощью флекс-тестера Вам помогут продавцы-ассистенты специализированных лыжных магазинов и специалисты сервис-центров.

Процедура подбора:

  1. Зафиксируйте в зажиме пару лыж и воспроизведите усилие, равное половине веса Вашего тела (с учетом веса одежды и ботинок), ориентируясь на показания динамометра. Убедитесь в том, что между лыжами остается значительный зазор (1-2 см по высоте и не менее 40-50 см по длине). Если зазор заметно меньше, Вам следует выбрать более жесткую пару.
  2. Затем увеличьте усилие зажима до величины, равной весу тела. При этом свободный зазор между лыжами под колодкой должен уменьшиться по длине до 10-15 см у гоночных лыж, а у прогулочных лыж практически исчезнуть. При слишком большом зазоре рекомендуем выбрать более мягкую пару.

Подбор гоночных лыж.

Лыжи для классического хода

При подборе гоночных лыж для классического хода требуется особая тщательность, поскольку от этого зависит насколько комфортно Вы сможете ездить на выбранной паре. При выборе лыж для классического хода надо учитывать, собственный вес, силу толчка ногой, погодные условия при которых предполагается использовать лыжи, ну и конечно личные предпочтения.

Лыжи для холодной погоды как правило выбираются мягче и эластичнее, чем лыжи для плюсовой погоды. В холод как правило не требуется нанесения толстых слоев мази и это позволяет взять более мягкую пару, а при плюсовых температурах или при небольшом минусе толщина наносимого слоя мази значительно больше и жесткость лыжи должна быть больше, что бы прогиб мог компенсировать разницу в толщине слоя мази особенно при использовании жидких и грунтовых смазок.

Спортсменам высокого уровня, обладающим мощным толчком, рекомендуется выбирать лыжи несколько жестче. На такой паре спортсмен может делать длительный прокат без контакта зоны держания со снегом. Для людей менее подготовленных рекомендуется выбирать более мягкие лыжи, на который легче получить надежное «держание» мази. К тому же на мягкой эластичной паре легче удержать равновесие во время проката.

Процедура подбора классических лыж состоит в оценке того, как они подходят Вам по жесткости, а также в определении зоны нанесения мазей держания.

Выбрав подходящую пару лыж с помощью флекс-тестера, найдите центр тяжести (линию
баланса) каждой лыжи, пометьте его маркером, поставьте лыжи на ровную поверхность
и встаньте на них так, чтобы носки Вашей обуви оказались на линии баланса.

Распределите вес тела равномерно на обе ноги и попросите ассистента провести под лыжей тонким листом бумаги или щупом толщиной 0,2 мм. При правильном подборе лыж по жесткости щуп или бумага должны свободно перемещаться под лыжей на расстояние до 25-40 см (в зависимости от длины лыжи) вперед от линии баланса, а также назад от линии баланса до конца ботинка (здесь допустимы отклонения на 1-2 см в ту или иную сторону).

Если щуп перемещается вперед на меньшее расстояние, возьмите более жесткую пару лыж. Если щуп перемещается назад дальше пятки ботинка на 3-5 см и более, возьмите более мягкую пару лыж.

Перенесите вес тела на одну лыжу целиком и попросите ассистента провести под лыжей тонким листом бумаги или щупом толщиной 0,2 мм. Щуп или бумага должны свободно перемещаться вперед от линии баланса на 10 — 15 см (в зависимости от длины лыж), а также назад от линии баланса примерно до середины стопы.

Перенеся вес тела на одну лыжу, приподнимитесь на носок, имитируя отталкивание. Попросите ассистента убедиться в том, что щуп или бумага зажаты полностью и не могут свободно перемещаться.

Если лыжи отвечают всем перечисленным выше требованиям, то они подходят Вам по жесткости. В зависимости от индивидуальных особенностей Вашей техники классического хода, лыжи могут быть чуть менее жесткими, чем это требуется в соответствии с рекомендациями, особенно если Вы не обладаете резким толчком или Вы не стремитесь к достижению наивысшего результата в лыжных гонках, но предпочитаете комфортное катание с надежным «держанием» лыж.

Разметка зоны нанесения мазей держания

Повторите процедуру, описанную в пункте 1 предыдущего раздела.

Сделайте отметку синим маркером спереди от линии баланса в той точке, где щуп перестал двигаться.

Повторите ту же операцию на другой лыже (отметка синим маркером), а затем на обеих лыжах со щупом толщиной 0,8 мм (отметки красным маркером).

Таким образом, вы отметите передние границы зоны держания для твердых (синяя линия) и жидких (красная линия) мазей.

Рекомендации по нанесению мазей держания:

В дальнейшем при подготовке лыж наносите твердую мазь от синей отметки до уровня пятки ботинка.

Слой жидкой мази не следует наносить шире, чем между красной линией и серединой
ботинка.

Лыжи для конькового хода

При подборе коньковых лыж не требуется такая тщательность измерений, как при подборе классических. При выборе коньковой пары лыж большее значение имеют личные предпочтения спортсмена. Коньковые лыжи должны быть более жесткими, чем классические. Но надо учитывать, что жесткие лыжи более требовательны к управлению и удержанию равновесия при прокате, поэтому при выборе лыж предназначенных для прогулок или легких тренировок лучше рассматривать более эластичные и мягкие лыжи. При проверке жесткости коньковых лыж следует пользоваться самыми тонкими щупами (0,1 или 0.2 мм) или тонким листом бумаги.

Основные критерии правильности подбора коньковых лыж:

При распределении веса тела на две лыжи зона свободного перемещения щупа должна составлять не менее 40 см вперед от линии баланса (для коротких лыж это расстояние может составлять 20-30 см) и около 10 см назад от пятки ботинка.

При загрузке одной лыжи эта зона должна уменьшиться, но не более, чем на 10 см спереди, при этом зазор не должен заканчиваться под пяткой ботинка.

При имитации отталкивания носком ботинка должен сохраняться зазор общей длиной от 30 до 40 см , при этом зона непосредственно под ботинком должна остаться не зажатой.

При выборе коньковых лыж для соревнований желательно учитывать погодные условия при которых будут использоваться лыжи.

Для мягкой лыжни со свежим снегом лучше подходят мягкие лыжи с эластичными носками.

Для жесткой и ледяной лыжни желательно использовать жесткие лыжи у которых жесткость начинается от самых носков.

Если выбираются лыжи для использования в холодную или сухую погоду надо обратить внимание на то, что бы носки лыж при сжимании пары не расходились в стороны. Это обеспечит равномерное распределение давление по всей скользящей поверхности лыжи.

И наоборот — у лыж предназначенных для использования «на воду» и на мягкий снег носки сжатых лыж должны слегка расходиться.

Подбор прогулочных лыж.

При подборе прогулочных лыж следует придерживаться тех же рекомендаций, что и при подборе лыж для классического хода. Отметим, что лыжникам с относительно большим весом нелегко будет найти пару лыж, полностью отвечающую приведенным выше требованиям, поскольку прогулочные лыжи (особенно недорогие модели) не обладают такой же жесткостью, как и гоночные лыжи. Поэтому таким лыжникам рекомендуется выбрать наиболее жесткую пару лыж из всех, имеющихся в наличии. Важно, чтобы при переносе веса тела на одну лыжу под колодкой оставался хотя бы небольшой зазор (по крайней мере, 10-15 см). Это имеет особое значение, если Вы приобретаете лыжи с насечкой против отдачи. Насечка под колодкой лыжи должна соприкасаться со снегом только при отталкивании ногой, а при свободном скольжении между насечкой и поверхностью снега должно оставаться свободное пространство. Если Вам не удается подобрать достаточно жесткую пару лыж, попробуйте выбрать пару немного длиннее. Во-первых, за счет большей площади соприкосновения лыжи с поверхностью снега загрузка лыжи под колодкой снижается, во-вторых, среди длинных лыж легче найти более жесткую пару.

Магазины «Спортивная Линия» оснащены оборудованием которое поможет правильно подобрать лыжи соответствующие Вашим запросам. А подготовленные специалисты, многие из которых являются действующими спортсменами, ответят на Ваши вопросы и помогут Вам.

Выбрать лыжные палки легче, чем лыжи или ботинки. Но в лыжных палках тоже есть свои особенности, о которых мы расскажем в этой статье: из какого материала, какой длины, какие ручки и темляки лучше выбрать.

Подбор лыжных палок по материалу

Палки для беговых лыж изготавливаются из нескольких материалов:

  • Алюминий. Алюминиевые лыжные палки прочные, дешевые, но тяжелые. У них есть один большой плюс – их почти невозможно сломать. Погнули, выправили и пошли дальше. Минусы – вес и недостаточная жесткость для спортивного катания. Если любите гулять по лесу вне подготовленных трасс, то выбирайте облегченные алюминиевые палки.
  • Cтеклопластик (пластик и стекловолокно) – легкий, дешевый, но мягкий и хрупкий. Стекловолокно по мягкости и вибрациям схоже с алюминием, а по прочности сильно уступает. Палки из стекловолокна не выдержат мощных отталкиваний, поэтому подходят только для прогулок на лыжах по подготовленным трассам.
  • Карбон (углеволокно) или его смесь – углепластик (пластик и карбон). Лыжные палки из карбона жесткие, легкие и прочные. Карбон легко сломать только при боковом ударе по палке. Существуют варианты из 100% карбона и смеси карбона с пластиком или стекловолокном. Приобретайте палки с содержанием карбона не менее 60%. Карбоновые палки выдерживают мощные отталкивания, поэтому подходят для тренировок и соревнований.

Цена на карбоновые палки начинается от 2500 р. Например, карбоновые палки Nordway Carbon или STC Avanti. У таких палок неплохое карбоновое древко, но ручки и темляки низкого качества.

Более качественные модели карбоновых палок будут стоить от 6000 р, например KV+ Viking или KV+ Tempesta – долговечные ручки и темляки, более 70% карбона, система быстрого отстегивания ремешков.

Самые легкие и жесткие гоночные карбоновые палки стоят от 10 000 р. Например, модели KV+ Elite, Tornado, Bora или Swix Quantum, Team и Triac – 100% карбон высокого качества, долговечные темляки и ручки, удобная система отстегивания темляков.

Ручки, темляки и лапки для лыжных палок

Ручки для лыжных палок обычно стоят соответствующие уровню палки. На совсем дешевых – пластиковые и резиновые, на хороших гоночных – пробковые.

Темляк для лыжных палок зачастую важнее, чем форма и материал ручки. Темляки-капканы – лучший вариант для спортивного катания. Они хорошо держат руку и позволяют освоить правильную технику – отпускать палку в конечной фазе отталкивания.

Простые темляки-ремешки подойдут только для неспешных прогулок, поэтому на гоночные палки они не устанавливаются.

Лапки для лыжных палок выбрать просто. Если катаетесь на подготовленных трассах, берите лапки поменьше. Для прогулок по целине – побольше, чтобы палки не проваливались.

Все компоненты лыжных палок – расходный материал и легко меняются своими руками.

Как подобрать лыжные палки по росту?

Правильно подобранные по росту лыжные палки важны для сбалансированной техники, особенно начинающим лыжникам. Слишком длинные палки приводят к дисбалансу – возрастает нагрузка на плечевой пояс, а ноги «проседают”. Низкие палки, наоборот, не позволяют задействовать плечевой пояс. Эти недостатки касаются как конькового хода, так и классического.

Как выбрать лыжные палки для конькового хода?

Стандартная рекомендация: рост – 15-20 см = длина палки. То есть, при росте 170, палки для конькового хода должны быть 150 – 155 см. Более точно, на наш взгляд, подбирать палки по формуле : рост х 0,9 = длина палки (до крепления темляка на ручке). При росте 170 длина палок 153 см.

Видео подбора лыжных палок для конькового хода от канала skate&classic

Как выбрать лыжные палки для классического хода?

Стандартная рекомендация: рост – 25-30 см = длина палки. Если рост 170, то палки 140 – 145 см. Официальная формула: рост х 0,83 = длина палки. Рост 170, длина палок – 141 см.

Подбирая палки по этой формуле, вы точно не нарушите официальные правила FIS по ограничению длины лыжных палок.

Длина лыжных палок по правилам FIS

По правилам FIS (Международной федерации лыжного спорта) действуют ограничения по длине лыжных палок:

  • для классического хода – не более 83% от роста лыжника
  • для конькового – не более 100% от роста лыжника
  • для классического хода на роллерах – не более 83% + 5 см.

Обратите внимание, что на палках пишут длину от одного конца палки до другого. Правильно (по официальным правилам) длина лыжных палок измеряется от наконечника до точки крепления темляка на ручке. А рост лыжника измеряется в лыжных ботинках.

Вот ссылка на документ: длина лыжных палок fis.

Лыжный спорт – одно из самыхпопулярных спортивных занятий в зимний период. Но перед теми, кто только решилпопробовать покататься, встает закономерный вопрос – как подобрать лыжи ипалки? Подбирать их необходимо по вашему росту.

Для началадавайте все-таки определимся, чем именно вы хотите заниматься — бегом по пересеченной местности илинаучиться спускаться по горам? Виды спорта далеко не одинаковые, сильноотличающиеся друг от друга, и параметры выбора спортивной амуниции в них тоже,соответственно, разные.

В лыжномспорте существует несколько способов хода, для каждого из которых предназначеныотдельные разновидности гоночных лыж. Прежде всего, это классический иконьковый способы. Также, в спортивных магазинах можно найти прогулочные лыжидля простых любителей активного отдыха. Теперь, разберемся с тем, как нужноподбирать их по вашему росту.

Если выпланируете серьезно этим видом спорта, то к вашим услугам лыжи дляклассического и конькового хода. Главное правило их выбора примерно таково: вслучае, если основным способом хода будет классика, то лыжи должны на 20-30 сантиметровпревышать ваш рост. Для конькового способа этот показатель примерно в два разаменьше. Что касается прогулочных лыж, то их размер должен быть на 15-20 сантиметровбольше вашего роста. Впрочем, чтобы вы не слишком путались в измерениях,приводим таблицу со всеми необходимыми значениями.

Таблица для подбора длины лыж

А что жепалки? Для них тоже существует отдельная классификация, по которой их следуетподбирать. Палки для классического хода должны быть на 25-30 сантиметровкороче вашего роста. Для коньковых лыж выбираются палки, которые меньшеспортсмена на 15-20 сантиметров.

Таблица для подбора длины палок

Если же высобираетесь поставить на лыжи ребенка, то стоит помнить, что методика подборалыж в данном случае несколько отличается от стандартной. Определяющую роль ввыборе спортивного инвентаря для детей массой до 40 килограмм являетсяне рост, как у взрослых, а вес. Если ваше чадо весит от 10 до 20 килограмм, то длянего подойдут лыжи ростом в 70-80 сантиметров. У ребят в весовой категории от20 до 30 килограммоптимальными являются лыжи длиной в 90 сантиметров. Длядетей весом от 30 до 40 килограмм следует покупать метровые лыжи. Что касаетсяпалок, то здесь все как у взрослых – они должны быть на 25-30 сантиметровменьше роста ребенка.

Говоря огорных лыжах, отметим, что их подбор зависит не только от ваших росто-весовыхпоказателей, но и от условий, в которых вы собираетесь их использовать. Для непрофессионалов производителиподразделяют лыжи на три категории: карвинговые, которые деляется нафан-карвинг(позволяют входить в поворот почти что лежа) и автокарв (обладаютоблегченной системой руления)., фрирайд и универсальные. Карвинговыепредназначены тем, кто катается на подготовленных склонах. Тем, кто любитпоездить по пересеченной горной местности, советуем брать лыжи класса фрирайд.Однако, катание на них новичкам практически недоступно ввиду своей сложности.Им подойдут так называемые универсальные лыжи, на которых можно ездитьпрактически где угодно.

Таблица для подбора горных лыж поросту

В последнеевремя в нашей стране появились широкие возможности для занятий горнолыжнымспортом детьми. Естественно, для ребенка также необходим тщательный подборинвентаря согласно его росту весу. Отметим, что детскими являются лыжи размеромот 70 до 120 сантиметров. Как правило, в отличие от взрослых, ониимеют упрощенную конструкцию, без усилителей управления и прочих штучек. Нижемы приводим примерную таблицу подборагорных лыж для детей.

Таблица для подбора горных лыж для ребенка

Первоначально лыжи изготавливались из цельных кусков дерева твердых пород, соответствующая технология сохранялась в Сибири до середины ХХ века, отдельные сибирские и чукотские мастера владеют ею и в наши дни. Древнейшие охотничьи лыжи имели длину около 150 см, ширину — 15-20 см; прогиб в средней части (весовой прогиб), по-видимому, не делался. Иногда изготавливали также лыжи с двумя узкими загнутыми концами и расширяющиеся в середине — такими, например, до сих пор пользуются ханты-мансийские охотники. В России применялись два типа лыж — «комосные», скользящая поверхность которых подбивалась стриженым мехом (не дававшим лыжам соскальзывать назад), и «голицы» (или «смолюхи») с просмоленной скользящей поверхностью. По-видимому, в Скандинавии также были известны оба типа лыж.

Вот как описывал В.Репнин изготовление лыж в Архангельске: «Для лыжей приготовленiя употребляютъ особливое искуство. Бревно вязовое ли буковое щепятъ на дрань до двухъ перстовъ толщины. Запариваютъ въ бане на ведро квасцовъ съ щелокомъ и гнутъ мягко подъ гнетомъ изъ ядеръ пушечныхъ, добавляя по надобности. Есть ли гнутье удачно, тогда сушатъ и подбираютъ подъ пару, что бы носокъ ровно вздернутъ былъ и по середине ровно продавлены. Смолятъ смолою и кладутъ знакъ, до мастера принадлежащiй».

Изготавливая лыжи из цельных кусков дерева лиственных пород, было очень сложно добиться их одинаковой упругости, к тому же, такие лыжи быстро коробились, трескались и приходили в негодность. Между тем, с древнейших времен были известны свойства клееных деревянных конструкций, с успехом использовавшихся, например, для изготовления луков, мебели, корабельного такелажа и т.д. В начале XIX века в Финляндии были, наконец, изготовлены лыжи, склеенные из отдельных деревянных пластин.

До середины ХХ века финские мастера пользовались непререкаемым авторитетом в области производства деревянных лыж, а их изделия имели мировую известность. Комбинируя разные породы дерева и располагая их волокна в определенных направлениях, изготовители добивались очень высокой прочности и упругости лыж. По сути дела, это нельзя было назвать промышленным производством, поскольку качество изделий целиком и полностью определялось искусством конкретного мастера.

В 1880 г. норвежские лыжные мастера до некоторой степени унифицировали технологию и даже начали экспортировать свою продукцию в Швецию и Германию, а уже в 1886 г. в Кристиании (Осло) открылась первая фабрика, начавшая промышленное производство лыж, склеенных из сосновых, буковых и ясеневых пластин. Для изготовления дорогих моделей использовалась также твердая древесина гикори, завозившаяся из Азии и Америки.

В начале ХХ века форма и размеры лыж были весьма разнообразны: например, в 20-е годы использовались беговые лыжи длиной до 4 м и горные — до 3 м; после того, как в 1928 г. австриец Р.Леттнер применил стальную окантовку краев, лыжи стали короче. К началу 30-х годов форма и размеры горных лыж постепенно определились, а окантовка появилась не только по краям скользящей поверхности, но и на обоих концах лыж. Уже в 1935-1936 гг. скользящую поверхность начали покрывать бакелитом, а в 40-е годы — целлулоидом, что обеспечивало хорошее скольжение и предохраняло дерево от сырости и повреждений. Тогда же вместо цельных боковых кантов стали применять отдельные звенья (прообраз мультиканта), что значительно улучшило ремонтопригодность лыж и увеличило их долговечность.

В 30-40-е годы австрийские и немецкие изготовители горных лыж существенно потеснили финнов и норвежцев, еще долго остававшихся лидерами в производстве лыж беговых. В этот период возникли многие фирмы, имеющие сегодня мировую известность (например «Volkl»), производство лыж осваивали также мелкие фабрики, ранее специализировавшиеся на изготовлении саней, лодок, телег и т.д. (такова, например, история фирмы «Atomic»). Надо отметить, что и скандинавские мастера не отказались полностью от производства горных лыж — так, некогда знаменитая фирма «Jarvinen» до самого конца 70-х годов ХХ века выпускала несколько оригинальных моделей.

Деревянные лыжи обладали двумя существенными недостатками: низкой ударной прочностью (от ударов дерево легко раскалывается) и малой торсионной упругостью (сопротивлением скручиванию). Если для беговых лыж эти недостатки не столь важны, то для горных они приобретают принципиальный характер.

Первые попытки сделать металлические лыжи предпринимались еще в 20-е годы ХХ века, однако лишь в 1945 г. американская авиационная фирма «Chance-Vough» разработала первую удачную модель. Было выпущено около 1000 пар, однако вскоре руководство компании отказалось от производства лыж. В 1947 г. несколько конструкторов из «Chance-Vough» основали собственную фирму «TEY», которая просуществовала почти 10 лет и выпустила более 10 тыс. пар металлических лыж. Модель из алюминия и дерева оказалась очень прочной, по своим динамическим свойствам не уступала деревянным лыжам, а на жестких ледяных склонах значительно их превосходила.

В том же 1947 г. американский инженер Х.Хед разработал еще одну конструкцию, состоящую из деревянного сердечника и двух металлических пластин. Через несколько лет конструктор усовершенствовал свои лыжи и начал производство модели «Blue Gun», быстро завоевавшей признание (небольшая мастерская Хеда впоследствие превратилась в знаменитую фирму «Head»). Успех «Blue Gun» объяснялся удачной комбинацией дерева и алюминия, обеспечившей хорошую продольную гибкость при очень высоком (по тем временам — фантастическом) сопротивлении кручению. Однако ведущие европейские фирмы, проявив здоровый консерватизм, не спешили осваивать новые материалы и продолжали выпускать деревянные лыжи, хотя и проводили исследования металлических сплавов и различных пластмасс. Так, например, фирма «Fisher» уже в середине 50-х годов испытывала лыжи, изготовленные целиком из стеклопластика (фибергласса), а «Kneissl» — модель из дерева, стеклопластика и металла.

К середине 60-х годов наибольшее распространение получили металлические лыжи — сначала клепаные, а затем и клееные; постепенно их конструкция усложнилась, в некоторых моделях использовались, например, слои резины, гасившие вибрацию. Производство металлических лыж было освоено во многих странах восточной Европы, в т.ч. — в Польше, Болгарии, Чехословакии и Югославии («Elan»). В СССР разработкой перспективных моделей металлических горных лыж занимался Всесоюзный Институт Легких Сплавов (ВИЛС); уже в начале 70-х годов были проведены испытания нескольких опытных образцов, однако в серийное производство была запущена лишь одна модель, причем, далеко не лучшая (хотя и очень прочная). Мукачевская лыжная фабрика выпускала еще одну модель, также разработанную на ВИЛС, но в дальнейшем приобрела лицензию австрийской фирмы «Fisher».

Основным недостатком металлических лыж являлась их низкая технологичность: металл, дерево, пластмасса и др. материалы образовывали слишком разнородную комбинацию, и при малейшем нарушении технологических режимов изделия деформировались или даже лопались прямо на конвейере. Кроме того, лыжники-любители жаловались на слишком большой вес лыж и необходимость ухода за ними, хотя, конечно, и не сложного.

На протяжении 60-х годов ХХ века производители горных лыж уделяли все большее внимание полимерным материалам, в том числе, разработанным для авиационной и космической отраслей: именно из оборонных производств пришли такие материалы, как кевлар, карбоновое волокно, титанал и т.д. Необходимо отметить, что лыжная промышленность до сих пор не отказалась от использования дерева, и в самых современных моделях часто имеются элементы из этого древнейшего материала.

Еще в 1946 г. в Англии были выпущены деревянные лыжи «Gomm», имевшие дополнительные силовые элементы из твердого пластика, однако динамические свойства конструкции оказались невысокими. В начале 50-х годов французский конструктор Д.Боссон разработал лыжи, полностью отформованные из стеклопластика (фибергласса), однако и эта модель не получила распространения. Наконец, в 1959 г. в Канаде началось серийное производству стеклопластиковых лыж, которые даже импортировались в Европу. В рекламе этой модели принимал участие знаменитый австрийский лыжник Антон (Тони) Зайлер.

Уже в 1970 г. пластмассовые лыжи производились всеми ведущими европейскими фирмами, однако настоящая революция свершилась лишь в 1980 г., когда была разработана полная математическая модель внутренней динамики лыж, чрезвычайно сложная, но позволившая, наконец, сделать изготовление лыж настоящей индустрией, обеспечивающей получение изделий с любыми заданными свойствами. Первенство в создании модели оспаривают почти все ведущие фирмы, однако, скорее всего, независимые группы исследователей, работавшие на каждой из них в обстановке строгой секретности, практически одновременно пришли к сходным результатам. По-видимому, для достижения этих результатов требовались определенные предпосылки (уровень развития химии, физики, материаловедения, вычислительной техники и т.д.), поскольку, например, исследования в области математического моделирования лыж, предпринимавшиеся фирмой «Atomic» в 60-е годы, окончились неудачей.

Авторам довелось видеть лыжи разных фирм, на которых, в числе прочего, было начертано: «The first computer-designed ski» («Первые лыжи, сконструированные с помощью компьютера»), и это отчасти подтверждает мысль об одновременном и независимом создании математической модели лыж.

Внутренняя динамика лыж чрезвычайно сложна, поскольку продольные, поперечные и торсионные нагрузки достигают значительных величин и очень быстро меняются в процессе скольжения. Многие лыжники старшего поколения сталкивались с совершенно невероятным явлением, когда металлические лыжи 60-х годов, необычайно прочные и надежные, вдруг обламывались от очень слабого удара, причем линия слома напоминала отпил. Современные пластиковые и металлические лыжи, сконструированные по формализованной модели, уже не подвержены подобным неожиданностям. Производство лыж на математической основе, как оказалось, может быть освоено любым предприятием, имеющим необходимые технологические условия — например, лыжи японской фирмы «Mizun», появившейся лишь в 80-е годы ХХ века, пользуются спросом и в традиционно лыжных странах.

Кстати говоря, в 1989 г. японские конструкторы разработали также лыжи «Volant», целиком отформованные из тонкого стального листа. К сожалению, финансовые трудности помешали освоению широкого производства этой необычной модели.

В период 70-80-х годов появились некоторые принципиально новые спортивные снаряды, развившиеся из лыж, но, по большей части, не получившие широкого распространения, например, «ски-боб» — подобие велосипеда на двух лыжах, до сих пор пользующийся некоторой популярностью в США. Неоднократно предпринимались попытки массового внедрения Pмонолыж разных видов — некоторые модели были снабжены приподнятой платформой для установки пары креплений, на других крепления разносились по длине, как на водных монолыжах. Некоторое признание завоевали «биг-футы» — очень короткие лыжи (40-70 см) для езды без палок, причем наиболее современные их модели отчетливо напоминают детский снаряд для катания с горок, массово выпускавшийся отечественной промышленностью в 70-е годы.

В последнее десятилетие ХХ века лыжное производство переживало кризис, вызванный быстро нарастающей модой на сноуборд и падением спроса на лыжи. В этом процессе сыграл свою роль главный недостаток горных лыж — сложность освоения: для сколько-нибудь полного изучения классической лыжной техники требуется не менее 4-5 лет, в то время как сноуборд можно в совершенстве освоить за 1-2 года. Выход из кризиса стал возможен благодаря появлению карвинговых лыж.

Еще в 50-е годы ведущие спортсмены освоили технику резаного ведения лыж, позволявшую выполнять повороты без бокового проскальзывания и, соответственно, без торможения. В основе этого приема лежит то обстоятельство, что след от закантованной и прогнутой в средней части лыжи Pпревращается в дугу. Поскольку радиус этой дуги тем меньше, чем больше разница в ширине середины лыж и ее концов, то производители лыж с начала 70-х годов пытались сделать более «приталенные» лыжи с широкими концами. Однако попытки создать то, что сейчас называется «карвинговыми лыжами», неизменно терпели крах, поскольку ни один из применявшихся в то время материалов не выдерживал механических нагрузок, возникающих при крутом резаном повороте. Лишь через 20 лет, в самом конце ХХ века, после внедрения следующего поколения материалов, появился новый спортивный снаряд — лыжи для резаного ведения, т.е. карвинга. Техника чистого карвинга весьма бедна и однообразна, однако по легкости изучения (конечно, на соответствующих лыжах) приближается к технике сноуборда и может быть освоена за 2-3 года почти в совершенстве. Надо отметить, что широкое распространение карвинговых лыж в определенной степени стимулировало интерес к технике резаного ведения со стороны лыжников, по тем или иным причинам предпочитающих классику.

По-видимому, как раз сейчас в производстве горных лыж происходит мини-революция: размеры и пропорции лыж, в основном остававшиеся неизменными почти 70 лет, начали меняться, ежегодно появляются и исчезают модели самых неожиданных очертаний. По-видимому, этот процесс поиска оптимальной формы горных лыж завершится к 2010-2015 году, когда неизбежно появятся новые технические приемы, а старые усовершенствуются.

Несмотря на уверения продавцов спортивных магазинов, в ближайшие 5-10 лет, по-видимому, будут выпускаться лыжи любой геометрии — от узких классических до радикально «приталенных». Конечно, мода заставляет производителей лыж делать основной упор на молодежные карвинговые модели, однако пока ни одна из ведущих фирм не отказалась от выпуска лыж, приближающихся по геометрии к классическим. Более того, фирмы «Salomon» и «Kneissl» продолжают производство чисто классических моделей (ширина носка менее 90 мм), на которые имеется узкий, но стабильный спрос; фирмы «Lacroix» и «Stokli» также производят чисто классические лыжи, хотя и очень дорогие.

PФорма лыж той или иной модели (геометрия) описывается тремя числами, определяющими ширину (в миллиметрах) носка, середины и задника, например 100-64-90; кроме того, иногда указывается и радиус кривизны бокового выреза, как правило, имеющего форму дуги параболы. Например, упомянутая выше геометрия (100-64-90) при длине лыж 190 см соответствует радиусу кривизны в 25 м. В 2000-2002 годах выпускались лыжи с радиусами от 7 до 51 м. В дальнейшем изложении мы будем пользоваться условным делением моделей лыж на классические (радиус более 35 м), карвинговые (15-35 м) и радикально карвинговые (радиус менее 15 м).

Малый радиус кривизны обеспечивает лыжам высокую маневренность, но лишает их устойчивости. Мягкие радикально карвинговые лыжи («фан-карвы») могут двигаться по прямой только по ровному склону и лишь при отсутствии закантовки — уже при небольшом давлении на один из кантов лыжа начинает поворачивать. Начинающие лыжники, еще не имеющие развитого чувства снега, часто сталкиваются с явлением «рысканья» карвинговых лыж, постоянно стремящихся разъехаться в стороны или наехать друг на друга.

Помимо обычных лыж различной геометрии промышленность выпускает и некоторые их специальные разновидности, например, широкие лыжи для фрирайда, иногда называемые «крузерами» (от англ. «cruiser» — крейсер). Такие лыжи обычно имеют большой радиус кривизны (40-60 м) и ширину в средней части до 9-10 см, что обеспечивает выход на глиссирование по целине при меньшей скорости.

Кроме того, производятся и другие виды лыж — уже упоминавшиеся «биг-футы», короткие карвинговые «блэйды» (длиной около 100 см) и столь же короткие «твин-типы» с двумя загнутыми концами, одинаковыми по ширине. С конца 90-х годов выпускаются специальные лыжи для входящего в моду «телемаркинга», имеющие классическую геометрию и повышенную продольную жесткость. Наконец, имеется «ски-борд» — лыжи, похожие на несколько уменьшенные сноуборды и предназначенные, по-видимому, для «стирания грани» между лыжниками и сноубордистами. Указанные спортивные снаряды предназначены для веселого катания без сложных технических приемов. Вместе с тем, разработаны методики обучения, предполагающие использование на начальных этапах именно коротких лыж (карвинговых «блэйдов» или классических мини-лыж) с постепенным переходом на нормальную длину.

На сегодняшний день существуют четыре основные конструктивные схемы лыж:

• Pсэндвич — многослойная композиция из пластмасс, металла, дерева, резины и т.д., в которой каждый слой выполняет определенную функцию. Эта схема является старейшей и восходит к деревянным клееным конструкциям XIX века, в последние годы используется все реже. Главное достоинство многослойных композиций — сохранение механических свойств при разрушении до 20% площади поперечного сечения;

• P3D-кап — профилированный несущий корпус из упругих полимеров или металлических сплавов, внутри которого находится какой-либо мягкий (или даже жидкий) заполнитель, поглощающий вибрацию, и устанавливаются дополнительные силовые элементы из дерева, металла или пластмасс; поперечное сечение корпуса может быть как прямоугольным, так и В-образным («бэта-профиль»), и стреловидным («дельта-профиль»). Несущий корпус уступает многослойным композициям по долговечности, поскольку при разрушении уже небольшого участка боковой грани конструкция теряет жесткость.

Дальнейшим развитием этой схемы является «энергетический пакет» («energy frame») — несущий корпус из многих слоев напряженного металлического листа, продольная упругость которого изменяется по сложному закону. Упруго изогнутый пакет сохраняет прогиб в течение некоторого времени после снятия изгибающего усилия, а затем резко и сильно разгибается, принимая свою исходную форму;

• Pторсионная коробка — один или два упругих элемента, образующие силовой каркас и обматываемые многими слоями искусственного волокна с каким-либо полимерным связующим, причем намотка каждого слоя осуществляется под строго определенным углом к оси лыжи. Подобная технология использовалась еще в 60-70-е годы ХХ века, когда на клееный деревянный сердечник, по сути дела — готовую лыжу, наматывали 100-300 слоев стекловолокна с полиэфирными смолами;

• Pсотовый каркас — металлический или пластмассовый прессованый несущий элемент, состоящий из многочисленных ячеек с тонкими перегородками, причем каждая из ячеек имеет строго определенную форму и ориентацию; сотовая конструкция с ячейками простой формы обычно называется «воздушным сердечником» («air core»). Такого рода материалы, обладающие очень необычными свойствами, до недавнего времени использовались только в аэрокосмической промышленности.

Имеются и другие концепции, пока не получившие распространения. Кроме того, иногда применяют сочетания различных схем, например, используют несущий корпус (3D-кап) для средней части лыжи и многослойный сэндвич для ее концов. Иногда внутри несущего корпуса устанавливаются дополнительные элементы торсионной упругости («torsion core»). В последние годы верхнюю поверхность лыж стали покрывать сложным рельефом, гасящим высокочастотные колебания и предохраняющим конструкцию от нарастания внутренних напряжений.

Фирмы-производители часто вносят в конструкции своих лыж различные «сенсационные» технические новшества, обычно оказывающиеся не более чем рекламными уловками, призванными привлечь внимание потребителей. Например, пьезоэлектрическая система гашения вибраций, иногда сочетавшаяся с сигнальными лампочками на концах лыж, исчезла так же внезапно, как и появилась — оказалось, что традиционный тонкий слой резины справляется с вибрацией ничуть не хуже. По-видимому, та же судьба скоро постигнет и широко разрекламированнык «распределители мощности», вынесенные на поверхность лыж и делающие последние похожими на детали космического корабля. Можно вспомнить также магнитные пластинки для сцепления лыж при транспортировке, воздухозаборники для поддува воздуха под скользящую поверхность, микропроцессоры для «управления» торсионной жесткостью и другие подобные казусы.

Вместе с тем, в последние годы появились и более серьезные новшества, действительно улучшающие потребительские свойства лыж. По нашему мнению, к таковым относятся, например, интерфейсы для установки креплений — заложенные в конструкцию лыжи гнезда, в которые вкручиваются крепежные шурупы или болты. Кроме того, имеются и более сложные подвижные платформы-интерфейсы (системы «Motion», «Flex-fix», «Railflex» и т.д.), позволяющие не только устанавливать крепления, но и легко передвигать их вдоль лыжи, изменяя центровку или подгоняя под размер ботинок. Подвижные интерфейсы, интегрированные в конструкцию лыж и не влияющие на их продольную упругость, выпускаются многими фирмами и, несмотря на довольно высокие цены, пользуются успехом. Более широкому распространению подобных конструкций мешает отсутствие у производителей креплений общих стандартов на размещение крепежных элементов (болтов, шурупов и т.д.) — соответственно, все современные интерфейсы (как гнезда, так и подвижные платформы) обеспечивают монтаж лишь строго определенных моделей креплений.

◊ ◊ ◊

На сайте имеется специальный раздел, посвященный подбору снаряжения, далее в той же главе обсуждаются некоторые вопросы ухода за ним.

Читатели, интересующиеся историей производства лыж и последними достижениями в этой области, могут посетить соответствующие ресурсы Internet, например, сайты фирм-производителей, содержащие много интересных сведений. Кроме того, много интересных исторических материалов можно найти на уже упоминавшемся сайте «Skiing History».

«идного клея (именно эпоксидного и никакого другого), что обеспечивает высокую прочность соединения и не дает шурупам разбалтываться (при необходимости, их можно вывинтить, предварительно прогрев, например, электрическим паяльником).

Как выбрать лыжные палки для конькового хода?

Стандартная рекомендация для подбора палок под конек: рост – 15-20 см = длина палки. То есть, при росте 170, палки для конькового хода должны быть 150 – 155 см.

Более точно и правильно, на наш взгляд, будет подбирать палки по формуле: рост х 0,9 = длина палки (до крепления темляка на ручке). При росте 170 длина палок 153 см.

Как выбрать лыжные палки для классического хода?

Стандартная рекомендация: рост – 25-30 см = длина палки. Если рост 170, то палки 140 – 145 см.

Более точная формула: рост х 0,83 = длина палки. Рост 170, длина палок – 141 см.

Подбирая палки по этой формуле, вы гарантированно не будете нарушать официальные правила FIS по ограничению длины лыжных палок.

Длина лыжных палок по правилам FIS

По правилам FIS (Международной федерации лыжного спорта) действуют ограничения по длине лыжных палок:

  • для классического хода – не более 83% от роста лыжника
  • для конькового – не более 100% от роста лыжника
  • для классического хода на роллерах – не более 83% + 5 см.

Рост лыжника измеряется в лыжных ботинках. Длина палок – от крепления темляка на ручке.

Таблица подбора лыжных палок по росту

Можно пользоваться формулой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *