Выйти за пределы

Выйти за пределы

— C помощью ума можно понять, что ум бессилен, и тем самым завершить развитие этой своей составляющей.

С помощью ума это сделать невозможно. Ум не в состоянии понять то, что невозможно понять умом и для него не существует то, что понять нельзя. Это становится таковым только тогда, когда человек вышел за пределы ума. Тогда он способен увидеть ограниченность ума. До этого, всё это не более чем красивые слова.

Мы можем увидеть только то, чем мы не являемся. Поскольку мы не ум, то мы можем его осознать и увидеть.

Ум не может ничего постичь, что выходит за его пределы, это просто невозможно. А выход за пределы ума — это не развитие в прямом смысле этого слова, а просто просыпание. Мы просыпаемся и отпускаем свое отождествление с тем или тем. Мы не обретаем нечто новое, это уже в нас есть — наша осознанность. Просто она большей частью спит. Осознанность не имеет к уму никакого отношения.

Если человек реально пробуждается и начинает осознавать свой ум, пребывая вне его, то он осознаёт, что он не ум. Использовать ум такой человек продолжает, но это более не он, а его инструмент.
Если же человек полагает, что он одновременно в уме и вне его, то он на 100% в уме. То, что он полагает — вне ума — это некое представление его ума.

— Когда человек выйдет за пределы ума, как будут соотноситься его ум и его сознание?

Так же как человек понимает, что его одежда — это не он. Она полезна, нужна, иногда жизненно необходима, но это не он сам. Для человека постигшего себя за пределами ума, ум определяется как нужный и необходимый механизм. Иначе как общаться, жить, действовать? Сознание не имеет отношения к уму. За пределами ума видно, что человек всегда был этим сознанием, но только преломляясь через ум, человек наделял ум сознанием. Сознание есть у всего живого — у дерева, у комара, у кошки и у человека. Только у человека развит механизм, который позволяет сознанию проявиться полнее и у человека сознание более «проснувшееся».

Можно сказать так:

  1. Камень — это как человек в глубокой коме, делай с ним что хочешь, человек принципиально не воспринимает, но все признают, что человек живой.
  2. Растение — как человек в глубоком сне. Если тронуть его за ногу, он может ее повернуть или перевернуться на другой бок. Он не осознает происходящего вокруг, но уже способен реагировать.
  3. Животное — как человек в сновидении. Всё происходящее во сне не подвергается никакому критическому анализу, всё есть так, как есть. При этом, очень легко изменить направление сновидения. Помахай рядом веером — навеются одни сны, рука подвернулась неловко — другие сны. Кто-то что-то говорит рядом — во сне это отдается эхом своими видениями.

Человек всегда может сонастроиться с камнями, растениями и животными. Достаточно только умственной тишины и все виды сознания вокруг (и в себе) становятся доступны для восприятия, поскольку человек обладает ими всеми.

Ум и сознание не связаны. Как Рамакришне не помешало полное отсутствие образования, полная неразвитость, говоря современным языком, так Эйнштейну (или Канту) не помогла его развитость ума.

Выход за пределы ума совершается не с помощью ума. Это невозможно. Это как поднимать самого себя за волосы. Но поскольку мы изначально не наш ум, потому и способны проснуться или, обычным языком, выйти за пределы ума. Можно провести ещё аналогию. Когда мы утром просыпаемся, то не благодаря тому, что постарались для этого во сне, что мы во сне прилагали определенные усилия, проводили некоторые тренировки для того, чтобы проснуться. Мы просыпаемся, потому что выспались. Так каждый из нас обязательно проснется от нахождения в уме. Это не вопрос каких-то усилий или деланий. Просто одному раньше надоест «сидеть» в уме, другому позже, один на это потратит немного жизней, другой столько, что и представить невозможно.

Возникает вопрос, а что, теперь ничего делать не нужно? А как же так называемое духовное и прочее? А пусть человек попробует не делать то, что он делает! Человек может делать только то, что делает. Постепенно, человек устает от всякого делания, точнее не от самих действий, а от привязки к ним, постепенно он начинает всё более и более расслабляться внутренне и перестает держаться за то или за сё. Однажды, он отпускает всё, он перестает быть делателем. Дела по-прежнему идут. Пока человек жив, что-то да будет происходить, но человек перестает держаться за результаты всяких дел и оказывается за пределами ума. Это синоним пребывания за пределами ума. Это ум держится за что-нибудь, он не может иначе принципиально.

Но пока мы хоть чуть-чуть держимся за что-либо, мы в уме. Не имеет значения объект держания. Либо это материальное, либо это духовное, без разницы. Не важен ни объем держания и ни объект держания.

Мы уже едины. Мы цельны, это ум вносит восприятие о разделенности. Но мы не являемся умами. Ум — это не часть нас, это то, с чем мы себя ассоциируем. Можно привести такую аналогию. Когда прозрачный кристалл кладут на красную ткань, он становится красным, другой кладут на зеленую — он становится зеленым. Эти кристаллы могут решить, что один из них красный, другой зеленый, они могут держаться своих цветов, спорить и т.д. Но суть в том, что они оба только отражают внешнее и оба не имеют цвета. И пока они держатся представлений о своих цветах, они не постигнут сами себя. Как только кристалл осознает, что он только отражает внешний цвет, так у такого кристалла всякие споры о том, какой цвет лучше, надо ли улучшать свой цвет, надо ли «расти» в своем цвете, пропадут. Он поймет, что это бессмысленно.

Так и ум. Не важно каков он. Тренирован или нет, ум академика или бомжа. Это только наше отражение внешнего, это наше держание за тот или иной тип ума. Но это не мы.

Естественно ум есть. Так же как и тело и всё прочее. Только мы не ум, не тело и не прочее, а то, что в этом живет и настолько тесно, что не отделяет себя от этого. На востоке называют майей не то, что обычно думают. Обычно под этим подразумевают, что мир-майя — это значит мир нереален, иллюзорен.

Мир реален, но вот наше видение мира через призму ума не реально. Чтобы увидеть мир таковым каков он есть необходимо выйти за пределы ума, а точнее, проснуться, перестать отождествляться с умом. Тогда будет виден и сам ум, как таковой. А пока мы видим не ум, а его представления о самом себе и о мире.

Мы не то, что мы способны увидеть или как-то обнаружить. Иными словами, всё, что мы видим, нами не является. Мы не видим только самих себя. Так же как кожа, к примеру. То, что я не кожа на моем теле, это очевидно. Даже можно сделать пересадку и ничего, я останусь по-прежнему собой. Но чья кожа на мне? Как одежда на мне моя, но не я сам. Я это всё использую, но этим не являюсь. Хотя на уровне взаимодействий мы воспринимаем взаимодействующие части как источники взаимодействия. Т.е. эмоции, мысли, мы воспринимаем собой, делая этим подмену. Это всё не я, это всё инструменты для проявления меня.

Так же и ум. Мы способны его увидеть и обнаружить, но пока мы находимся в нем, мы не можем осознать (большая часть людей) себя вне ума. Один из инструментов для выражения функций ума — мозг. Но это только инструмент, как горло — инструмент для речи, но не источник её. Вопрос об источнике мыслей сложней, но и его можно обнаружить, поскольку это не мы.

Далее пойдет то, что наукой не принимается.

  1. Физическое тело. Фокус осознания на уровне минерала, камня. И у камней есть своя осознанность, но очень небольшая.
  2. Эфирное тело — источник базовых эмоций. Базовые эмоции — эмоции связанные непосредственно с выживанием. Фокус осознания растений.
  3. Астральное тело — вторичные эмоции и логическое/линейное мышление. Фокус осознания животных.
  4. Ментальное тело — еще более развитые эмоции и абстрактное мышление. Фокус осознания людей.
  5. Кармическое тело — за пределами эмоций и мыслей. Фокус осознания человека, вышедшего за пределы ума. И т.д.

До предела и за пределы

Мы живем в эпоху стремительного наращивания научных знаний и постоянного пересмотра всех и всяческих границ, понимания невозможности какой бы то ни было определенности и в то же время — поиска неких ориентиров, системы координат, «точки сборки». И именно этот комплекс проблем стал лейтмотивом текущего выпуска журнала.

Так, статья, освещающая главную тему номера — «Пределы разумного» Дугласа Фокса, — рассматривает вопрос пределов развития человеческого интеллекта. Судя по данным большинства современных исследований, на пути у дальнейшей эволюции нашего разума стоят законы физики, и мы вряд ли сможем стать умнее, чем есть. Зато мы способны достичь новых интеллектуальных высот как общность: развитие технологий от письма до Интернета позволяет нам расширить наше сознание за пределами тела.

Хочется надеяться, что этот «коллективный интеллект», гораздо более мощный, чем умы единиц, поможет нам справиться с глобальным системным кризисом, угрожающей нашей цивилизации. Для того чтобы выжить, человечеству необходимо создать новую ноосферу — и о том, как это возможно, рассказывает статья Михаила Ковальчука и Олега Нарайкина «Науки и технологии, объединяйтесь!»

С другой стороны, если говорить о физике, оказывается, что атомы нашего тела, возможно, когда-то побывали в межгалактическом пространстве. Мы — лишь часть грандиозного цикла преобразований барионов, происходящего во Вселенной. Так что, если смотреть на проблему оптимистически, пусть возможности нашего мозга и ограничены, и мы не можем не только понять того, субстанции какой природы составляют 96% нашей Вселенной, но и как следует разобраться с оставшимися 4%, уже само то, что человечество возникло, — огромная удача. Подробнее — в статье «Потерянные галактики» Джеймса Гича.

Отвлекаясь от космических масштабов, мы не можем не признать, что на Земле наши успехи несомненны. Об этапах покорения человеком гидросферы можно прочесть в статьях Александра Емельяненкова «Человек под водой», «Постижение глубины» и «За «Русью” — «Консул”». О стремительном развитии высоких технологий повествует материал Валерия Чумакова «А тележка и говорит…», рассказывающий об эволюции RFID-меток, которая вскоре должна привести к возникновению «умных магазинов», обходящихся без обслуживающего персонала.

Несомненны и серьезные проблемы, которые сопровождают развитие цивилизации. Так, в спорном вопросе глобального потепления постепенно начинают приходить к общему знаменателю и приверженцы этой гипотезы, и отъявленные скептики, хором предостерегая о том, что процесс действительно наблюдается, и что масштабы его несопоставимы ни с одной климатической катастрофой из происходивших ранее (подробности — в интервью с Робертом Мюллером «Я принадлежу науке» и в статье «Последнее великое глобальное потепление» Ли Кампа).

Так что, поскольку оставить Землю и переселиться на другую планету мы пока не можем, способности же органично соответствовать природным законам (как, например, герои статей Кеннета Катаньи и Питера Форбса) уже тоже давно лишились, выход у человечества один: совместными усилиями гармонизировать ноосферу.

Редакция журнала «В мире науки»

Содержание
Сентябрь 2011

Главные темы номера

Нейронауки

Пределы разумного
Дуглас Фокс
Превращению человеческого мозга во все более мощную думающую машину вполне способны воспрепятствовать законы физики

Космология

Потерянные галактики
Джеймс Гич
По самым последним оценкам, наблюдаемая часть нашей Вселенной содержит 200 млрд галактик. Астрономы удивлены: почему галактик так мало?

Науковедение

Науки и технологии, объединяйтесь!
Михаил Ковальчук и Олег Нарайкин
Для того чтобы выжить, человечеству необходимо создать новую ноосферу

Изменение климата

Последнее великое глобальное потепление
Ли Камп
Современные исследования показывают, что темпы самого резкого доисторического потепления кажутся медленными на фоне сегодняшнего

Глобальное потепление

Я принадлежу науке
Интервью: Майкл Лемоник
Почему в Палате представителей Ричард Мюллер не сказал скептикам то, что они хотели услышать

Гидрокосмос

Человек под водой
Александр Емельяненков
Хроника достижений и перспективы развития мировой гидронавтики

За «Русью» — «Консул»
В распоряжение Военно-Морского Флота РФ переходят обитаемые подводные аппараты с глубиной погружения до 6 тыс. м

Постижение глубины
Освоение Мирового океана подводными аппаратами

Нанотехнологии: будущее сегодня

А тележка и говорит…
Валерий Чумаков
Сегодня практически все эксперты солидарны во мнении, что уже к концу этого десятилетия RFID-технологии завоюют мир, и тогда человечество вступит в новую эпоху — эру моментальной идентификации

Поведение животных

Прирожденные убийцы
Кеннет Катанья
Смертельно ядовитые щупальценосные змеи используют удивительную тактику ловли рыбы

Естествознание

Мастера маскировки

Питер Форбс
Способность животных к мимикрии поразительна и интересна тем, что обеспечивает уникальные возможности по изучению процесса эволюции

Здравоохранение

Дьявольский рак
Менна Джонс и Хэмиш Маккаллум
Возможно ли появление контагиозного рака, грозящего полным уничтожением знаменитому тасманийскому сумчатому дьяволу, в человеческой популяции?

Науки о здоровье

О маммографии — и не только о ней
Нэнси Шут
Традиционные методы обследования молочных желез, направленные на выявление новообразований, далеки от совершенства. Есть ли альтернатива?

Многоликое горе
Вирджиния Хьюз
Когда тоска по умершему близкому человеку становится душевным заболеванием, требующим медицинской помощи?

Даже если ты погружен в духовные практики,
даже если сами боги являются твоими учителями,
даже если ты находишься на небесах,
свободы нет, кроме как через отказ от всех понятий.
Йога Васиштха

Никакое понимание не лучше любого другого, так как любое понимание существует лишь на уровне ума, а Реальность лежит за его пределами. Ты, как Высшая Реальность, всегда за пределами всего проявленного и доступного восприятию, за пределами любого знания или незнания, понимания или непонимания. Ты есть до, во время и после всего, что может быть воспринято; вне времени, пространства и чего-либо еще.

Всё, что ты «знаешь» и «понимаешь» – это временное знание, временное понимание, всего лишь концепция, мимолетное верование, точка зрения, проекция ума. Это всё ложно. Как и весь этот мир. Это изменчивые вещи. Они меняются, приходят и уходят; Ты – нет. Реальность вечна и неизменна.

Откуда ты воспринимаешь любое знание? Ведь ты же его воспринимаешь. Выйди за пределы ума: сделай «шаг назад», в свою истинную природу, в незнание, в Источник, и осознай, что ты всегда смотрел «оттуда», просто смотрел через призму ума. Конечно же, Источник – это не место, как мы уже разобрали в главе «Поиск Источника», но это лучше любого места, это сама вечность, непроявленность, тотальная свобода. Это за пределами ума, за пределами умственного знания, за пределами всех представлений, концепций, верований.

Ум боится этого, потому что ему нужна точка опоры, и в качестве опоры сойдет любое знание, любое представление, любое верование, любая идея. Ум боится провалиться в пустоту Брахмана, Чистого Сознания, потому что там он исчезнет, так же внезапно, как и появился. Но тебе как Брахману какое до этого дело? Это не твой страх. Это не твоя проблема. Это вообще не твоя забота. Все страхи имеют умственную природу и связаны с объектами (телами, вещами, событиями), но ты не объект, и тебе на самом деле не о чем беспокоиться.

Божественное Незнание – это Свобода

Нет какого-то знания, которое является Истиной и дает свободу. Любое знание существует лишь на ментальном уровне и состоит из иллюзорной энергии, поэтому это уже связанность, несвобода. На самом деле, не существует «уровней правильного знания», все знания – это проявление неведения. Настоящая свобода находится за пределами любого знания (опыта, веры, переживания) и проявляется как искреннее признание: «не знаю». Это Божественное Незнание, в котором нет никакого знающего или не-знающего, нет никаких разделений, понятий и чего-либо еще. Это Чистое Сознание, которое и есть изначальный вечный Ты, Брахман, То, которое в основе всего.

На простом обыденном уровне, незнание – это отсутствие слепой веры в то, что воспринимаемое является высшей реальностью, а умственные объяснения воспринимаемого являются истинными. Это не означает, что ты занимаешь позицию «я в это не верю», это не отрицание воспринимаемого. Скорее, ты просто понимаешь: «я не знаю, как всё есть на самом деле. Да, это выглядит таким-то, и ум говорит, что это устроено так-то и так-то, но абсолютного доказательства этому у меня нет, поэтому я не знаю». Это можно практиковать, и такая практика будет искоренять слепую веру, избавлять от ложного знания и иллюзий, которые ранее казались истиной.

Всё воспринимаемое, включая любые знания – это проекции ума, поток восприятий, не более того. И ум тебе не друг. Он скорее фокусник, который постоянно дурит тебе голову. Ум создает проекцию мира и описания его устройства, и это выглядит очень реальным. Почему мир выглядит таким реальным? Просто потому, что он воспринимается. Ты как Брахман (статика) не воспринимаешь себя, поэтому любое восприятие (кинетика) кажется реальнее, чем Ты. Это удивительно и парадоксально, непостижимо и необъяснимо. А все объяснения, выдвигаемые умом – лишь красивые концепции для развлечения ума, для бесконечных игр сознания.

И до тех пор, пока ты веришь уму, считая его проекции и объяснения истинными, ты не можешь осознать Истину. Только отказавшись от ложного знания, или хотя бы поставив все знания под сомнение, ты сможешь осознать, как всё есть на самом деле. Но это осознание – не очередное умственное понимание, это скорее интуитивное постижение.

Откуда я воспринимаю?

Нужно выйти за пределы ума, за пределы ложного умственного знания, и вернуться в божественное неведение. Это можно сделать, просто спрашивая себя «Откуда я воспринимаю всё это?» и помня, что любые ответы – от ума, поэтому являются ложными. На любой ответ спрашивай себя «Откуда я воспринимаю это (этот ответ)?», и в конце концов все ответы закончатся, и ты выйдешь за пределы ума, погрузишься в блаженное незнание, в свою истинную природу, чистое сознание. На самом деле, в этом незнании никого нет (нет никакого «тебя», нет объектов, нет двойственности), никто оттуда не выходил, и никто туда не возвращается. Просто исчезают ложные восприятия – «себя», «других» и «мира». Ты всегда был «там», ты всегда был Тем, ты всегда смотрел «оттуда», но ум создавал иллюзию, будто это не так. Осознав Источник, ты больше не «поведешься» на уловки ума, хотя кажущийся мир и продолжит свою видимость существования.

Для тех, кто еще не может успешно практиковать «Откуда я воспринимаю всё это?», впадает в замешательство или вообще не понимает, о чем речь, есть более понятные способы выйти за пределы ума – путем систематического очищения ума от всего скопившегося там мусора, который базируется на ложной двойственности. Эти проработки занимают какое-то время, но результат того стоит, судя по сотням отзывов на форуме.

В божественном незнании растворяются все верования, концепции и «знания». И потом, когда тебе встречается какая-то концепция, это выглядит как набор слов, как лепет ребенка, как красивые забавные сказки. Тебя это больше не обманывает, скорее развлекает. Это действительно забавно, наслаждайся этими играми сознания, этим снящимся фильмом жизни.

Незнание дает полный покой, свободу и блаженство. В незнании исчезает даже незнающий, и больше не остается никакого «я». Это и есть Полная Свобода, просветление.

Обсудить на форуме

Следующая глава: Нужна ли религия и духовная практика

Предыдущая глава: Поиск Источника

Оглавление книги «Просветление за полчаса»

Распространяя материалы сайта Самопознание: путь к просветлению, ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *