Выражение эмоций

Выражение эмоций

Человек должен развиваться всегда и во всем. Тогда почему бы не поработать над мимикой нашего лица? Хорошо развитая мимика жизненно необходима не только актерам, но и тем, кто часто выступает перед аудиторией.

С помощью мимики вы сможете привлечь внимание к себе и еще сильнее завлечь слушателей. И если вам предстоит в ближайшем будущем выступление перед публикой, скажем, с докладом, то вам стоит уделить немного времени упражнениям, представленным ниже.

Вот несколько эффективных упражнений, ежедневно выполняя которые вы свободно будете владеть всеми мышцами лица:

  1. Нахмурьте лоб, словно вы рассердились. Следите, чтобы при этом не двигались губы. Расслабьте лицо.
  2. Поднимите брови, словно вы удивились. Следите, чтобы при этом не двигались губы. Расслабьте лицо.
  3. Улыбнитесь, не показывая зубы. Следите, чтобы при этом мышцы лба оставались не подвижны. Расслабьте лицо.
  4. Улыбнитесь как можно шире, обнажив зубы. Следите, чтобы при этом лоб по-прежнему не двигался . Расслабьте лицо.
  5. Поднимите брови как можно выше и улыбнитесь как можно шире. Расслабьте лицо.
  6. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед. Следите, чтобы при этом не двигались губы, лоб, брови, глаза. Расслабьте лицо.
  7. Откройте рот, как можно ниже опуская челюсть. (ВНИМАНИЕ! Это движение нужно выполнять очень аккуратно и не спеша. При малейших болевых ощущениях стоит немедленно прекратить движение челюсти вниз и осторожно закрыть рот!) При выполнении движения следить, чтобы не работали брови, лоб и голова не опускалась вниз. Закройте рот. Расслабьте лицо.
  8. Сложите губки бантиком или «уточкой». В таком положении прокручивайте губки 5 раз вверх и 5 раз вниз.
  9. Губы оставляем в положении «уточка» и в воздухе ими рисуем, выводим восьмерку. Упражнение следует проделать 5 раз.
  10. Не разжимая губ, делаем круговые движения языком. 8 в одну сторону и 8 в другую. Теперь можно и отдохнуть.

Выполняя эти легкие, но эффективные упражнения, вы будете мастерски владеть мимикой своего лица и станете незаменимым оратором.

Еще хотелось бы подбросить вам пару видео, которые помогут быстрее освоить нужные техники и тренировать мышцы лица эффективнее.

Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице

Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать — замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит «оживлять» персонажей с помощью выражения лица!

Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий — и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции…

Совет: Если вы еще неуверенно рисуете мультяшные лица, пройдите мой предыдущий курс. А если вас интересует более реалистичный подход к рисованию эмоций, обратите внимание на этот потрясающий курс, созданный Настасией Питерс.

Выражения лица человека

Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.

Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?

Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова «спокойное» и «расслабленное».

Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? — у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.

Примитивные эмоции

Примитивные эмоции — это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.

Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:

  • Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки «нависают» на глаза.

Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.

Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.

  • Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
  • Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.

«С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?» — Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.

Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета, и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:

Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали. Здорово, не правда?

Родственные эмоции

Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!

Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: «Блин!» и «Вонь!») Ниже еще один пример:

Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: «изумлен», «опасается».)

На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: «изумлен» «в замешательстве»).

Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:

Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: «сонный», «влюбленный»).

Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.

Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали.

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: «жара»):

Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!

Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей — можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, — ничто иное как страх. Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

Сила эмоций и дополнительные элементы

Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:

Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: «шок», «огромный шок!»)

Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй — высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.

Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству — панику!

Мы увеличили размер глаз и «заставили» персонаж прикрыть свое лицо — в результате получился потрясающий эффект»! Поздравляю! (Подпись под картинкой: «напуган до смерти»).

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в «неудобное» положение. Это придаст сцене больше динамики.

Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы «заставляем» его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом

Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.

Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, — и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.

Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.

Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.

Дополнительные элементы меняют контекст сцены.

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими «знаками». Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример «обмена сигналами». Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка «строит глазки», благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.

Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?

Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это — попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.

Выражение эмоций и чувств в мультипликации — обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.

Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются — это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!

Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились — прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице — так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.

Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, воспитанным, коммуникабельным и многого добился в жизни. Родители стараются всесторонне развивать детей, чтобы раскрыть их способности. Но никакие интеллектуальные или карьерные достижения не сделают человека счастливым, если он не умеет жить в ладу с собой и строить гармоничные отношения с людьми. А для этого нужно научиться правильно распознавать и выражать свои эмоции, а также управлять ими. И лучше сделать это в детстве.

Как часто мы слышим, как маленькому мальчику, который расстраивается и плачет, говорят: «Ты же мужчина, а мужчины не плачут!» Тем самым взрослые подавляют эмоции внутри малыша, и в следующий раз, вместо того, чтобы выплеснуть обиду или злость наружу, он будет терпеть и сдерживаться. Ребенок должен понимать, какие эмоции он переживает, чтобы научиться ими управлять и выражать их правильно. Например, малыш не может справиться со злостью – он ломает игрушки, кидает книги, кричит и закатывает истерики. И происходит это не потому, что маленький человек растет с плохим характером. Он просто не понимает, что в данный момент испытывает и что с этим делать.

Для ребенка очень важно получить искреннее сочувствие родителей, понять, что они переживают с ним вместе его собственные эмоции. Например, малыш потерял свою любимую игрушку. Не стоит говорить: «Ничего страшного, у тебя ведь много мягких игрушек, выбери другую», «Пойдем в магазин, купим тебе нового зайца». Ребенку нужно пережить эмоцию, поэтому бросаться решать проблему взрослым точно не нужно, как и игнорировать ее. Маленький человек плачет, значит, есть причина для его слез. Задача взрослого – посочувствовать, успокоить, обнять, выслушать, подобрать правильные слова, чтобы в следующий раз ребенок пришел за помощью именно к нему. Таким образом формируются доверительные отношения между родителями и детьми.

Научиться распознавать, выражать и контролировать свои эмоции поможет необычная продукция издательства «Робинс» – энциклопедия с окошками «Что такое эмоции и чувства» и Набор карточек-пазлов «Эмоции и чувства».

Почему мы радуемся или злимся? Сколько всего разных эмоций и чувств существует? Что делать, если тебе страшно или грустно? Ответы на эти и другие вопросы содержатся под 40 секретными окошками книги из серии «Самые первые вопросы и ответы». Рассматривая яркие крупные иллюстрации и заглядывая под окошки, малыш узнает, что делает нас счастливыми, из-за чего мы грустим, беспокоимся и злимся и как жить со всеми этими эмоциями и чувствами.

Карточки-пазлы «Эмоции и чувства» – это обучающая и развивающая игра на развитие эмоционального интеллекта. Из 21 карточки можно выложить цепочки — «истории» про 14 зверят, их эмоции и чувства: РАДОСТЬ (овечка), УДИВЛЕНИЕ (лягушонок), ЛЮБОВЬ (лисёнок), ИНТЕРЕС (белый мишка), ГОРДОСТЬ (поросёнок), СПОКОЙСТВИЕ (обезьянка), УДОВОЛЬСТВИЕ (слонёнок), СТРАХ (зайчонок), ЗЛОСТЬ (тигрёнок), ОБИДА (щенок), ВИНА (котёнок), ОТВРАЩЕНИЕ (крокодил), ГРУСТЬ (ёжик), СКУКА (пингвинёнок). Карточки изготовлены из плотного ламинированного картона и прослужат долго, подходят как для индивидуальной игры дома и на улице, так и для групповых занятий в детских дошкольных учреждениях.

Энциклопедия с окошками «Что такое эмоции и чувства» и карточки-пазлы «Эмоции и чувства» предназначены для детей от 3 лет и способствуют развитию эмоционального интеллекта, а также внимания, речи, логического мышления, памяти, воображения и мелкой моторики. Пособия в игровой форме научат ребенка выражать и контролировать свои эмоции, что в дальнейшем позволит ему принимать верные решения, а не прятаться от себя или решать проблемы с помощью физической силы.

Безумно обрадоваться абсолютно бесполезной безделушке, подаренной вам на день рождения, изобразить вселенскую печаль при начислении зарплаты, — да мало ли где вам придется симулировать эмоции! Поэтому читайте, становитесь перед зеркалом и тренируйтесь…
Какую бы эмоцию вы ни демонстрировали, вам нужно научиться контроливать мышление. Если изображение печали сопутствует глубокая задумчивость, то крайнее удивление с задумчивостью выглядит неубедительно. Кстати, об удивлении. Чтобы изобразить удивление, вам нужно:
Высоко поднять брови «домиком» так, чтобы образовались горизонтальные морщины на лбу. Не навсегда, конечно.
Раскрыть глаза настолько, чтобы белок над радужной оболочкой стал виден. Взгляд расфокусирован, эмоция направлена внутрь, то есть вы захвачены ею полностью, в это время восприятие окружающего затруднено.
Чуть приоткрыть рот. Чем шире — тем сильнее удивление. Не усердствуйте, а то иногда у некоторых получается такой вид, будто человек не удивлен, а имеет проблемы с психикой.
Если добавить частую смену поз и низкоамплитудные движения согнутыми руками, то удивление приобретет оттенок замешательства.
Заканчивать проявление этой эмоции можно, либо переходя к другой, либо сымитировав попытку самообладания. Руками с развернутыми вниз ладонями сделайте движение вниз, будто кладете ладони на стол, при этом сделав продолжительный выдох через рот.
Печаль изображается так:
Края бровей, напряжены, стягиваются к переносице и чуть приподнимаются.
Уголки губ, напротив опускаются. Печаль с навертывающими слезами сопровождается дрожащими губами, причем верхняя губа должна чуть выпячиваться.
Если в первом случае позы предлагается менять часто, то в данном случае — наоборот: поза должна быть одна, закрепощенная.
Разговаривать как бы нехотя, приглушенным низким голосом. Басить, конечно, не надо.
Остальные мышцы лица расслаблены.
Кстати, если какую-либо эмоцию трудно воспроизвести по инструкции, подключите эмоциональную память, вспомнив ту или иную ситуацию, которая вызывает сильную эмоцию.
Страх по своему исполнению не менее сложен, чем печаль.
Глаза сильно расширены, внешние уголки глаз напряжены так, что появляются морщинки.
Уголки губ сильно опущены, а рот раскрыт, в зависимости от силы эмоции. Должна получиться гримаса.
Легкий тремор (дрожание) конечностей и губ приветствуется, только нельзя переигрывать.
Дыхание частое, но только не доводите себя до обморока.
Высший «пилотаж» — это побледнение лица и даже появление испарины.
Отвращение не путайте с презрением. Презрение имеет оттенок раздражения и эмоция больше проявляется наружу, в то время как отвращение больше ощущается внутри себя. Отвращение вызвать достаточно просто: съешьте что-то очень для вас невкусное. И смотрите, чтобы:
Верхняя губа была приподнята до проявления носогубной складки.
Уголки губ были оттянуты и напряжены.
Появились складки и морщинки на переносице и вдоль носа.
Усиливается отвращение подачей тела назад. Сохраняйте чувство меры.
Гнев. Ивана Грозного, возможно, вам и не нужно демонстрировать, однако показывать «зубы» тоже надо уметь.
Опущенные и сведенные брови — основной признак гнева.
Губы сжаты или просто напряжены, слегка обнажая зубы. Рот сжат или раскрыт.
Дыхание преимущественно грудью, поверхностное и частое.
Пальцы либо выпрямлены и напряжены (легкий гнев), либо сжаты в кулак (угрожающее состояние гнева).
Ну, а теперь о той эмоции, которую мы все хотим испытывать всегда. Счастье. Самое главное, это:
Улыбка до появления носогубных морщин.
Взгляд «замерзший». Уместен и плавно переходящий с предмета на предмет счастливый взгляд.
Прищуренные глаза, когда в их уголках появляются морщинки.
Но не думайте, что счастливую эмоцию легко выразить. Многие настолько привыкли строить, не играя, гримасы гнева, отвращения и других негативных эмоций, что выразить счастье — многих сил стоит. Но учитесь, и у вас получится обязательно! Надеемся, ваше актерское мастерство будет совершенствоваться настолько, что сам Станиславский бы сказал: «Верю!».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *