Выжить в океане

Выжить в океане

Что случилось с 10-летним мальчиком

Как сообщает ВВС, инцидент произошел в городе Скарборо, что в британском Йоркшире. 31 июля британский школьник отдыхал на море. Ребенка отнесла волна в открытое море, а в опасной ситуации мальчика спасла документальная лента «Спасение жизни в море».

Смотрите также 7 интересных киноляпов, которые смог бы увидеть только внимательный киноман

Ребенок вспомнил, что не стоит пытаться преодолеть волну, а лечь на воду, расставив руки и ноги. Мальчик сделал это и на протяжении более часа громко звал на помощь. Продрейфовать ребенку пришлось через весь залив, пока спасатели не нашли его.

«Как оказалось, он смотрел документальный фильм BBC «Спасение жизни в море» и использовал совет оттуда. Мы восхищаемся этим парнем, ведь он сумел сохранить спокойствие и строго следовать советам по безопасности в страшных и стрессовых обстоятельствах. Если бы он этого не сделал, результат мог бы быть совсем другим», – рассказал спасатель Ли Мертон.

Что известно о ленте

Это многосерийный проект, который создали для информирования британцев об опасности на воде. Главными героями документального фильма являются спасатели Королевской станции RNLI. В каждом эпизоде они отправляются на помощь людям и рассказывают, как спастись в различных ситуациях.

Если человека унесло волной в море, специалисты в фильме рекомендуют:

  • Не паниковать и оценить шансы выплыть на берег. Если волны на море мощные, стоит сопротивляться инстинкту плыть против течения и лечь на воду, как это сделал 10-летний мальчик. Если же плыть, вы можете быстро устать и в конце концов утонуть.
  • Громко кричите о помощи.
  • Если волной отнесло надувной матрас, нужно осторожно стать на него и махать чем-то ярким людям, которые виднеются на берегу. Для этого сгодится парео, шляпа или же даже купальник.
  • Если возможно, защититесь от солнечного удара и ждите помощи.

Новое тематическое исследование основано на невероятной истории выживания дайвера в открытом океане

Алекс Хатчинсон

В феврале 2006 года Роберт Хьюитт занимался подводным плаванием у побережья Новой Зеландии. Хьюитт был опытным инструктором военно-морского флота с 20-летним стажем работы, и он сказал своему приятелю по дайвингу, что сам доберётся до берега. Но когда он в следующий раз всплыл, сильное течение отбросило его на несколько сотен метров. Водолазный катер уплыл дальше, и Хьюитт остался один, волны отбрасывали его все дальше и дальше от берега.

В недавнем выпуске журнала «Дайвинг и гипербарическая медицина» группа исследователей во главе с физиологом Хизер Мэсси из Университета Портсмута в Великобритании подробно изучили то, что произошло дальше: прогрессирующее ухудшение Хьюитта в течение следующих четырех дней и трех ночей, как он выжил и что произошло после его спасения. Это интересный взгляд на область экстремальной физиологии, с которой большинство из нас, скорее всего, никогда не столкнутся.

(Интерес Мэсси не является чисто теоретическим. В настоящее время она готовится переплыть Ла-Манш, что потребует длительного погружения в прохладную воду. Девушка также имеет золотую медаль чемпионата мира по плаванию подо льдом в прошлом году, где температура составляет всего несколько градусов, а также принимала участие в подготовке пловцов к Олимпиаде в Рио).

Самой насущной проблемой, с которой столкнулся Хьюитт, была температура воды от 61 до 63 градусов по Фаренгейту (от 16 до 17 градусов по Цельсию), что значительно ниже температуры тела. Согласно физиологическим моделям, когда температура воды составляет 59 градусов по Фаренгейту (15 градусов по Цельсию), среднее время выживания составляет от 4,8 до 7,7 часа. Удивительно, но Хьюитт провел следующие 75 часов в воде, дрейфуя взад и вперед на расстоянии почти 40 миль, прежде чем его заметили и спасли друзья-ныряльщики из ВМФ.

Реакция организма на погружение в холодную воду проходит в четыре этапа. Во-первых, это «шоковая реакция на холод», которая вызывает «неконтролируемую гипервентиляцию, гипертонию и повышенную нагрузку на сердце». Если вы не готовы к этому, реакция на шок может заставить вас погрузиться воду и утонуть, а также чревата сердечной аритмией. У Хьюитта было два ключевых способа защититься от шока: пятимиллиметровый гидрокостюм по индивидуальному заказу и опыт более чем 1000 предыдущих погружений, что в конечном итоге притупляет первоначальную реакцию на шок.

После холодового шока, который достигает максимума в течение 30 секунд и уменьшается через несколько минут, следующей стадией является охлаждение периферических мышц. На каждые 1,8 градуса по Фаренгейту (1 градус Цельсия), которые охлаждают ваши мышцы, максимальная мышечная сила падает примерно на 3 процента. Это означает, что вы очень быстро можете потерять способность плыть. Хьюитт действительно столкнулся с подобным во время своего испытания — иногда из-за потери сознания — но у него был компенсатор плавучести, который держал его голову над водой.

Третий этап — глубокое охлаждение тела, которое влияет как на физическую, так и на психическую функцию, и в конечном итоге приводит к потере сознания и смерти. Никто не измерял температуру Хьюитта, пока он не оказался спасён. На тот момент температура воздуха была 96,3 градусов по Фаренгейту (35,7 градусов по Цельсию), что не является особенно низким. У него были некоторые признаки дезориентации, которые свидетельствовали о надвигающейся гипотермии, но в этом трудно быть уверенным.

Одним из ключевых факторов, которые помогли предотвратить переохлаждение, был тот факт, что Хьюитт (по словам исследователей) «крупный мускулистый мужчина», обладавший при этом большим количеством жировой прослойки. Фактически, каждый процент жира снижает скорость потери тепла на 0,18 градуса по Фаренгейту (0,1 градуса по Цельсию) в час. Это сложная задача при экстраполяции до 75 ч. Хьюитт также пытался сохранить позу эмбриона, что сводит к минимуму потери тепла и продлевает время выживания в холодной воде.

Четвертая и последняя стадия – если вы, конечно, сумеете продержаться до неё — фаза «спасения». Люди, видимо, довольно часто теряют сознание во время спасения, частично благодаря изменению давления, когда вы выходите из воды, и сильной реакции нервной системы на идею спасения. Помня об этом, спасатели Хьюитта поместили его в горизонтальном положении, чтобы поддерживать приток крови к мозгу, и обеспечивали «словесную поддержку», чтобы он продолжал бороться за жизнь.

Конечно, холодная вода была не единственной проблемой этого случая. Несмотря на воду, которая в буквальном смысле находилась повсюду, обезвоживание было серьезной проблемой — сжатие гидрокостюма и давление воды направляют кровь к мочевому пузырю, что стимулирует мочеиспускание, даже если вы уже обезвожены. Практический совет в таких ситуациях заключается в том, что вам следует избегать употребления алкоголя в течение первого дня; это вызовет изменения гормонов, которые заставят ваше тело начать экономить воду. После этого стремитесь набирать пол литра в день. Хьюитт использовал свою маску и куртку гидрокостюма для сбора дождевой воды, но не обеспечивала его потребностей. Когда его спасли, он выпил полтора литра воды, а затем получил еще шесть литров внутривенно.

Длительное нахождение в морской воде вместе с трением от гидрокостюма и плавников очень сильно повредило кожу Хьюитта. Когда его нашли (вот сейчас отложите свою ложку на мгновение), «его тело было покрыто морскими вшами, питающимися его кожей». Кроме того, на третий день он размышлял (без особого энтузиазма) о способах покончить с собой, но ему удалось продолжать борьбу.

Можем ли мы извлечь какие-то уроки из испытания Хьюитта? Что ж, ношение гидрокостюма и жировая прослойка определённо могут помочь, хотя сами по себе и не являются гарантией выживания. Хорошей идеей оказалось оставаться в положении эмбриона. В конечном счете, самый острый урок, на котором настаивает Хьюитт, заключается в том, что в подобную ситуацию просто не стоит попадать. Вместо того, чтобы заниматься дайвингом в одиночку, он должен был прервать погружение и присоединиться к другой группе или, по крайней мере, использовать буй для разметки поверхности, чтобы обозначить свою позицию.

Тем не менее, дерьмо иногда случается. И если это произойдет, другой важный урок, который стоит помнить, заключается в том, что вопреки всем физиологическим моделям, Роб Хьюитт выжил поразительных 75 часов один в холодной воде. Если вы окажетесь в подобной ситуации – не сдавайтесь.

1 248

Полет над морем в случае аварийной ситуации может привести к падению в холодную, темную, не прощающую ошибок среду. Для подготовки летных экипажей к подобной экстремальной ситуации на базе Школы оперативного искусства ВМС Германии уже длительное время действуют курсы «Выживание на море».

«Выживание на море» – становление

Подготовка к выживанию на море началась в 1965 г. Поводом послужили факты гибели членов экипажей воздушных судов в авиационных происшествиях над морем вследствие неправильного обращения со спасательным снаряжением. В тот период обучение проходило на базе 1 эскадры морской авиации (Marinefliegergeschwader 1, MFG 1). Практические занятия проводилась частично в бассейне в г. Лист на острове Зильт (Зюльт), а также в море к востоку от острова.

После завершения строительства павильона для тренировок на воде в г. Нордхольц (Nordholz) в ноябре 1969 г. состоялись первые демонстрационные курсы ВМС «Выживание на море» (Überleben auf See, ÜaS). Качество подготовки и существующая инфраструктура побудили в 1970 г. ВВС, а в 1972 г. сухопутные войска присоединиться к подготовке.

Эмблема курсов «Выживание на море»

Развитие организации и инфраструктуры

Подчинение курсов (далее, также ÜaS) изменилось в 1993 г. Первоначально подразделение перешло в состав 3 эскадры морской авиации «Граф Цеппелин» (MFG 3 «Graf Zeppelin», MFG 3 GZ). В дальнейшем, в рамках передислокации 5 эскадры морской авиации (MFG 5) из Киля в Нордхольц ответственность за подготовку морских летчиков по программе ÜaS с 2012 г. возлагалась на это соединение.

Содержание подготовки оставалось неизменным. Но к этому времени уже было решено, передислоцировать курсы «Выживание на море» на базу Школы оперативного искусства ВМС Германии (Marineoperationsschule, MOS) в г. Бремерхафен (Bremerhaven). Там уже началась работа по строительству нового большого, двухсекционного крытого плавательного бассейна. Использовавшийся с 60-х годов оригинальный зал в г. Нордхольц обветшал и требовал замены. Инициаторы структурных реформ в бундесвере видели подразделение ÜaS, как чисто учебное заведение. Вследствие чего, интеграция в состав школы в г. Бремерхафен представлялась очевидной.

После подготовки нового зала курсы «Выживание на море» в течение 2014-15 гг. провели свою передислокацию. С тех пор они в оперативном и организационном отношении полностью включены в состав MOS. В структуре командования авиации ВМС Германии за ÜaS отвечает управление A7 «Подготовка».

Зал курсов «Выживание на море»

Организационная структура курсов

Начальнику курсов подчинены: учебная группа, служба водолазов, специалисты по плаванию, отделение технической подготовки спасательного оборудования (оперативного и учебного), а также отделение административное и планирования (штаб).

Учебная группа включает начальника потока и руководителей учебных групп. Последние, в свою очередь, различаются по типам авиационной техники: реактивные системы (Jet), винтовые самолеты (Prop) и вертолеты (Hub).

Общая численность военнослужащих и гражданского персонала курсов составляет 37 чел. Две должности заняты представителями ВВС, а именно: руководитель аудиторий реактивной авиации и авиационный механик (унтер-офицер).

Подготовки сегодня

Учебные курсы ÜaS способствовали становлению скоординированной системы, которая базируется на десятилетиях опыта учебной подготовки. Система постоянно адаптируется к новым требованиям, вытекающим из принятия на вооружение новых систем авиационной техники и современного спасательного оборудования.

Разновидности курсов «Выживание на море»

В зависимости от категорий обучаемых, целей и задач подготовки проводится три вида курсов:

  • Единый базовый курс (Grundlehrgang) для всех летных экипажей вооруженных сил. В нем единожды даются знания о воздействии и влиянии окружающей среды на тело человека, базовые знания о личном и связанном с моделью летательного аппарата спасательном оборудовании и снаряжении для выживания. Отрабатывается необходимая методика действий. Курс длится 4 дня.
  • Курс повторения (Wiederholerlehrgang) предназначен для углубления навыков, полученных в базовом курсе. Методика обучения похожа на базовый курс с незначительным сокращением ее интенсивности. Этот курс длится 3 дня и в зависимости от вида ВС проводится в интервалах от 3 до 5 лет для каждого летного экипажа бундесвера.
  • Курс подтверждения квалификации (Refresherlehrgang) проводится исключительно для летных экипажей ВМС в годы между курсами повторения. Курс длится один день и служит для подтверждения знаний личного состава в отношении спасательного оборудования и соответствующих инструкций.

Практическая тренировка в море

И базовый, и курс повторения включают практическую тренировку в открытом море (Open-Sea-Survival-Training, OSST), которая завершает обучение. В ходе OSST, в последовательном, непрерывном упражнении в реальных условиях отрабатывается полный набор действий, изученных в теории и на практике в учебном бассейне. Со слушателями имитируется аварийное приводнение или аварийный отказ над морем, эвакуация экипажа, вход в воду, действия с личным снаряжением для выживания, а также подъем на борт спасательного вертолета.

Тренировка в открытом море

В качестве платформы для транспортировки преподавателей и слушателей курсов в район практического занятия преимущественно служат морские буксиры «Вангерооге» (Wangerooge) и «Шпикероог» (Spiekeroog). Из них обучаемых высаживают в открытое море, наблюдают за их действиями и снова принимают на борт. Спасательный вертолет, предоставляется либо MFG 5 ВМС, либо федеральной полицией Германии. Он с помощью лебедки поднимает обучаемых из воды, снимает с аварийных надувных лодок или плотов и затем снова опускает на палубу буксира.

Вертолет «Sea King» и спасательное судно обеспечения

Целью OSST является приобретение участниками курса навыка необходимых действий, а также выработка уверенности в себе после попадания в непредсказуемую и всегда стрессовую чрезвычайную ситуацию. Одновременно, практическое занятие эффективно демонстрирует слушателям надежность используемого бундесвером спасательного снаряжения в реальных условиях.

Возвращение обучаемого на борт Wangerooge

В исключительных случаях, когда нет возможности задействовать морские буксиры, практическое занятие проводится на реке Везер с использованием собственной лодки МОS или судов Немецкого общества спасения при кораблекрушениях (Deutschen Gesellschaft zur Rettung Schiffbrüchiger, DGzRS), таможни или национальной полиции. Обучаемые, в таких случаях, высаживаются в воду в спасательном плоту. Вертолет поднимается их на лебедке, а затем опускает на борт судна. Экипажи судов, при этом, отрабатывают своих действий при взаимодействии с вертолетом.

Тренировка на реке Везер

Такой способ проведения практической тренировки считается вторичным, альтернативным решением. При таком варианте помехой для занятия служит течение реки, а также отсутствуют условия для проведения части учебной программы: отработка действий по освобождению от подвесной системы парашюта.

Подготовка попутного персонала

В дополнительном курсе, отличающемся от курсов для летного персонала, подготовку проходит личный состав летающий совместно. К этой категории относятся бортовые специалисты, военнослужащие сил специального назначения (СпН) ВМС, командования СпН сухопутных войск, подразделения федеральной полиции GSG 9 и другие пассажиры с соответствующими задачами. По оценкам специалистов, необходимость участия перечисленных категорий лиц в курсе «Выживание на море» высока.

Парашютисты 31 пдп тренируются на METS

Тренировки проводятся на макете вертолета Mk88A «Си Линкс» (Sea Lynx), который предусматривается использовать еще в течение нескольких лет в качестве вертолета ВМС. В процессе подготовки отрабатывается наихудшее развитие событий при аварийном приводнении: опрокидывание вертолета и относительно быстрое его погружение. Выйти из машины в таких условиях, особенно ночью, считается чрезвычайно сложным. Поэтому в правилах полетов ВМС закреплено, что летающие сотрудники во время ночных полетов в вертолетах Sea Lynx над морем должны иметь соответствующую подготовку ÜaS.

Для всех других полетов над морем, дневных полетов или полетов на других моделях авиационной техники ВМС требуемая, при необходимости подготовка, из-за плотности тренировок на курсах строго масштабируется.

Средства обучения

При прохождении курса «Выживание на море» принято, что каждый экипаж должен иметь подготовку на оборудовании, которое он или они используют в обычных полетах. Соответственно для применения в процессе подготовки пригодны почти все спасательные средства, используемые в авиационных системах бундесвера.

Модульный подводный тренажер

Исключительно в ВС Германии основным обучающим оборудованием курса «Выживание на море» является модульный симулятор обучения выходу (Modular Egress Training Simulator, METS). Этот подводный тренажер может адаптироваться под конфигурацию кабины различных авиационных систем. Такая универсальность позволяет проводить реалистичные тренировки всех способов аварийного выхода. Одновременно, гарантируется безопасность и экономическая эффективность обучения.

Модульный симулятор обучения выходу (METS)

До восьми обучаемых могут одновременно тренироваться и погружаться на учебном месте согласно типу конкретной авиационной системы. При первом погружении в воду бассейна их действия оцениваются и страхуются инструкторами, закрепленными по одному на каждого слушателя. При последующих повторениях или на курсах подтверждения квалификации число инструкторов может уменьшаться. В бассейне всегда находятся водолазы. Они вне тренажера под водой наблюдают за погружениями и страхуют обучаемых.

Контролируемый выход под водой из тренажера

Другие учебные задачи

Помимо «полетов» в METS слушатели ежедневно в зале для водных упражнений отрабатывают целую серию других задач.

Прыжок в воду с 5 м платформы, на которую предварительно поднимают с помощью лебедки. Во время подъема обучаемого обдувает поток воздуха, сила которого равна скорости ветра от вертолета.

Действия на вышке

Отработка действий в воде после приводнения на парашюте с использованием тянущего парашютного тренажера. Выправление неправильно развернувшегося в воде надувного спасательного плота. Разнообразные упражнения с личным спасательным оборудованием.

Отработка действий при протаскивании парашюта

Экипажи вертолетов ВМС бундесвера, помимо того, тренируют обращение с прибором кратковременного аварийного дыхания. В настоящее время это «STASS» (Short Term Air Supply System) – в перспективе «SEA MK2». Прибор встроен в личный спасательный жилет и в случае погружения под воду предоставляет воздух для дыхания в течение до 2 мин.

Международное сотрудничество

Наряду с военнослужащими бундесвера подготовку в рамках курсов «Выживание над морем» проходит личный состав ВС Австрии и Швейцарии. Несмотря на то, что эти страны не имеют выхода к морю, тем не менее, они также совершают над ним полеты (например, при участии в международных учениях). ВС Австрии перевели эту часть подготовки своих пилотов полностью на базу курса ÜaS и ежегодно отправляют 70-80 чел.

В отношении ВС Швейцарии имеет место тесное сотрудничество с национальным учреждением, которое проводит собственную подобную подготовку. Она дополняется тренировками на немецком модульном тренажере, а также возможностью практической тренировки в открытом море. С этой целью 40-50 швейцарцев ежегодно отправляются в МOS. Организован также обмен опытом, для чего специалисты бундесвера выезжают в недельную командировку в г. Пайерн (Payerne, Швейцария).

Кроме того, существует ежегодный обмен опытом с французским «Морским выживанием» (Sea Survival) учебного заведения CESSAN в г. Брест. В ходе взаимного участия в учебных курсах проводится обмен опытом.

Вывод немецких экспертов по результатам многолетнего активного сотрудничества заключается в том, что обучение выживанию на море практически не имеет различий на международном уровне. Влияние среды на человека, а также необходимое поведение после аварийного приводнения одинаковы для всех. Используемые методики схожи. Поскольку реальные аварии редки, опыт, полученный после их разбора, предоставляется инструкторам всех стран-партнеров. Это обеспечивает качество подготовки экипажей, независимо от их происхождения.

Перспективы развития

Курсы «Выживание на море», как учебное подразделение, постоянно адаптируется к новым требованиям, обусловленным дальнейшим развитием оперативного опыта и внедрением новых систем вооружения или спасательного оборудования.

В публикациях, в качестве примера дальнейшего развития приводятся, в основном, два проекта. Считается, что они демонстрируют актуальность и востребованность курсов на ближайшие несколько лет, а также подчеркивают общевойсковое значение этого учебного подразделения.

Во-первых, в рамках закупки вертолета NH90 NTH «Си Лайон» (Sea Lion) запланировано приобретение дополнительного тренажера METS. Новый тренажер обеспечит перераспределение учебных ресурсов, что даст синергетический эффект. Появится возможность подготовки экипажей для всего парка вертолетов NH90 бундесвера, включая модель NH90 TTH сухопутных войск. В то же время, подразделения курсов, готовящие экипажи винтовой и реактивной авиационной техники, смогут более точно конфигурировать свои тренажеры и сократить время между разными курсами.

Во-вторых, до сих пор только экипажи вертолетов ВМС используют прибор для кратковременного дыхания. Командования СВ и ВВС сообщили, что намерены также расширить подготовку в этом отношении по крайней мере части экипажей их вертолетов. Вероятно, реализация данного проекта начнется с 2019 г., после принятия решения относительно тяжелого вертолета-преемника для ВС Германии.

Видео. Краткий сюжет о курсах «Выживание на море» ВМС бундесвера.

По материалам журнала «MarineForum»

Человек в открытом море

В морях и океанах ежегодно терпят крушение десятки, а то и сотни больших и малых судов. При этом зачастую гибнут даже те люди, которые оказались на спасательных шлюпках и плотах и имели достаточное количество воды и пищи. Какова главная причина смерти человека, еще не находящегося в действительно смертельных условиях? Какие наибольшие опасности ожидают в море потерпевшего кораблекрушение? В мире накоплен большой опыт борьбы с морской стихией, а также опыт выживания в самых жестких условиях мореплавания. Так, французский врач Ален Бомбар совершил в 1952 г. одиночное плавание через Атлантический океан на надувной резиновой лодке. Трудно переоценить подвиг Бомбара и практическую ценность его трансатлантического рейса, в ходе которого была доказана огромная важность для выживания психологического или морального фактора. Он писал: «Жертвы кораблекрушения, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха… Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы может и должен сохранять надежду. Внезапно он поставлен перед дилеммой: жить или умереть, и он должен собрать все свои силы, всю волю к жизни, все мужество для борьбы против отчаяния». Намеренно поставив себя в крайне тяжелые условия, Бомбар в течение 65 дней питался тем, что давало ему море – рыбой и планктоном. В течение 14 дней он утолял жажду морской водой, а 43 дня пил сок, выжатый из рыбы. Периодически, когда появилась такая возможность, он употреблял и дождевую воду. Врач из Либерии Ханнес Линдерман, так же как и Бомбар, пересек Атлантический океан в одиночку, непрерывно ведя наблюдение за состоянием своей психики и организма в столь непривычных условиях. Так же, как и Бомбар, он пил морскую воду: ежедневно по пол-литровой кружке. Уже на второй день ее воздействие сказалось негативно: у него опухли ноги. Массаж, специальные упражнения – ничего не помогло. Самочувствие стало скверное, появилась апатия. Реакция организма на употребление океанской воды, в литре которой растворено примерно 35 граммов солей натрия, магния, кальция и многих других элементов, совершенно естественна. Резкое увеличение концентрации солей в крови и тканях губительно, и смерть может наступить даже раньше, чем от обезвоживания организма.

Во время плавания Линдерман на собственном опыте убедился, что даже если совершенно истощенный человек не потерял мужества и будет бороться до конца, то у него есть шанс на спасение. Сам Линдерман использовал метод самовнушения. Стараясь совершенно отключиться от внешнего мира и погрузиться в собственные мысли, он говорил себе, что обязательно добьется цели. «Не сдаваться!» – этот лозунг должен быть моральным «спасательным кругом» каждого потерпевшего кораблекрушение, утверждает Линдерман. Ученый также доказал, что в океане потерпевшему кораблекрушение не так трудно заполучить килограмм рыбы в день. Этой пищи (около 1000 калорий) достаточно, чтобы надолго предотвратить истощение, и человек, оказавшийся за бортом не по своей воле, получает возможность бороться за жизнь.

Запомните и строго соблюдайте десять заповедей выживания на море:

1. Не отправляйтесь в морское путешествие без специальной подготовки.

2. Будьте волевым, уверенным в себе человеком.

3. Защищайте себя от холода (риск переохлаждения).

4. Защищайте себя от жары (риск обезвоживания).

5. Рационально используйте пресную воду.

6. Избегайте лишних движений на воде.

7. Не употребляйте спиртного.

8. Не ешьте, если не хватает питьевой воды.

9. Не пейте морскую воду.

10. Умейте переносить неудобства и приспосабливаться к экстремальным обстоятельствам.

Помните, что облака в небе являются наиболее верными признаками присутствия земли среди водных просторов. Небольшие облачка держатся над атоллами, коралловыми образованиями и скрытыми рифами. Неподвижные облака или их гряды часто стоят вокруг вершин гористых островов или над побережьями материков. Их легко распознать, так как остальные облака движутся мимо них. Другими признаками наличия земли являются вспышки молний и отражение света в небе. Молнии, наблюдаемые в определенном районе в ранние часы, указывают на наличие поблизости горного района. Особенно явно это выражено в тропиках. В полярных районах четко обозначенные яркие участки на сером небе являются признаком плавучего или прибрежного льда среди открытого пространства. Лед прибрежных заливов обычно бывает более гладким, плоским и белым, чем паковый лед. Такой гладкий и белый лед, особенно когда льдины находятся в сжатом состоянии, говорит о наличии поблизости входа в залив.

Китайский спецназ на учениях

Звуки, по которым можно судить о близости земли, – это постоянные крики птиц, доносящиеся с одного и того же направления, звук сирен судов или сигнальных буев и т. д. Признаками близости земли являются также увеличение числа птиц и насекомых, наличие водорослей, произрастающих в мелких водах. Близость земли можно определить по запахам, которые ветер может разносить на очень большие расстояния. Этот факт имеет особое значение, если движение плота или лодки происходит в тумане или ночью. На близость земли указывает также увеличение количества проплывающей древесины и земной растительности, изменение цвета воды, которая становится более грязной, приобретает зеленоватый оттенок. Шансы потерпеть аварию в открытом море у самолета такие же, как у корабля. На борту тех и других имеются резиновые плоты. Необходимо уметь обращаться с ними. Как правильно надуть плот? Если основные камеры плавучести надувные, пользуйтесь насосом или надуйте их ртом. Надуйте также расположенные крест-накрест надувные сиденья, если среди спасшихся нет пострадавшего, которому необходимо лежать. Основные камеры надувного плота должны быть четко округлыми, но не натянутыми. В жаркие дни стравливайте воздух, так как в камерах он расширяется. Если есть необходимость оставаться поблизости от места кораблекрушения или аварии самолета, или вам необходимо выдерживать направление, используйте морской якорь. В крайнем случае сделайте водный тормоз из чехла плотика или водоотливного ведерка. Следите за тем, чтобы фал от якоря не протирал стенки надувного плота. Во время шторма якорь позволит выдерживать курс и диаметральную плоскость плота по ветру. Держите плот по возможности сухим. Во время штормовой погоды сооружайте защитные приспособления от ветра и брызг. Чтобы держать плот в равновесии, основной груз располагайте в центре. Если на плоту находятся два человека или больше, самый тяжелый из них должен находиться в центре плота. Никогда не держите оба нижних конца паруса одновременно привязанными, иначе внезапный порыв ветра может опрокинуть плот. Обеспечьте возможность раздернуть один из парусных шкотов или держите его в руках.

Все находящиеся на плоту, кроме раненых и больных, должны нести вахту наблюдения. Организация вахты должна предусматривать ее непрерывность. Ее продолжительность – не более двух часов. Наблюдатель должен следить за появлением признаков земли, а также трущимися местами на плоту и за появлением течи. Вахтенный должен быть надежно привязан к плоту. Плот будет дрейфовать по ветру и течению. Пользуйтесь этим, если дрейф идет в нужном направлении. Для использования силы ветра надуйте сильнее плот, выньте из воды морской якорь и поставьте парус. В качестве руля используйте весло. Если направление ветра нежелательное, отпустите морской якорь и лягте на дно плота, чтобы уменьшить площадь сопротивления ветру. Не поднимайте парус до тех пор, пока не будете уверены в том, что земля близко. Морские течения не представляют проблемы, так как в открытом море они редко имеют скорость более 9–12 км в сутки. Принимайте все меры предосторожности, чтобы плот не перевернулся. В штормовую погоду спустите якорь с носа плота и сидите низко. Не вставайте и не делайте резких движений. На случай очень сильного шторма имейте запасной морской якорь, который вы сможете бросить в случае утери первого. Если плот все-таки перевернулся, перебросьте трос восстановления положения (который имеется на всех многоместных плотах) через днище плота. Подплывите к другой стороне плота, упритесь одной ногой в плавучую камеру и тяните за переброшенный трос. Если подобного троса нет, взберитесь на плот и ухватитесь за леер на противоположной стороне плота. Медленно соскользните обратно в воду и потяните плот назад и вверх. Большинство плотов на днище имеют специальные ручки, помогающие восстанавливать положение. Двадцатиместные плоты не имеют подобных приспособлений, так как их надводная и подводная стороны абсолютно одинаковы. Забираться на одноместный плот надо с узкой стороны, по мере возможности сохраняя горизонтальное положение. Таким же образом один человек должен забираться на многоместный плот. Если на воде несколько плотов, то лучше связать их вместе. Привяжите корму первого плота к носовой части второго и спустите морской якорь с кормы второго плота. Соединительный конец между плотом и морским якорем должен быть примерно 7,5 м длиной, отрегулируйте его длину так, чтобы в момент, когда плот будет на гребне волны, морской якорь оставался бы во впадине между волнами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *