Заикание в 4 года

Заикание в 4 года

Специалист: Логопед-дефектолог
Описание заболевания
Виды логоневрозов
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение
Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.
Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.
На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.
Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.
Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина РощаДетская клиника м.МолодежнаяДетская клиника м.Чертановская

Справиться с заиканием у людей помогут певчие птицы. Учёные из США заявляют, что полностью расшифровали весь наследственный код амадины и выявили гены, активность которых заметно меняется, когда она поёт.

Теперь эти участки птичьей ДНК хотят сравнить с человеческими и найти новое средство против расстройств речи. Пока же заикание лечат традиционными методами. Кстати, вполне эффективно.

6-летний Паша чувствует себя превосходно и не видит никакого смысла идти к врачу. Но его мама другого мнения. Сын недавно начал немного заикаться. Что стало причиной этого, мама не знает. Возможно, ребёнок копирует речь сверстника из детского сада, который заикается сильно. Возможно, сам испытал какой-то стресс. Так или иначе, но с заиканием нужно бороться, решила она. Паше в этом году идти в первый класс, проблемы с произношением помешают ему учиться и могут сделать его объектом для насмешек.

Причиной заикания может стать что угодно. Каждый случай особенный. Но врачи сходятся во мнении, что чаще виной всему стресс, перенесённый в возрасте, когда речь только формируется. И именно в этом возрасте проблему и нужно решать. Чем быстрее, тем лучше. Ребёнка учат контролировать своё дыхание, произносить слова на выдохе. А лечение может быть представлено в виде занятной компьютерной программы или просто игры. Сначала малыш выдувает мыльные пузыри, а потом начинает правильно дышать и говорить.

Нина Обухова, логопед: «Дети заикаются в возрасте 3-4 лет довольно часто. Но после своевременного медикаментозного лечения, после объяснения родителям — как нужно себя правильно вести, особенно, особенно при заикании, которому 2-3 недели — оно проходит бесследно».

Владимир начал испытывать трудности с речью, когда был совсем маленьким, но до поры до времени это не доставляло ему большого дискомфорта. С годами заикание прогрессировало. Сейчас Владимиру 24 года и он вынужден был лечь в стационар, чтобы вернуть себе возможность говорить свободно. Многочасовые занятия с логопедом, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения — взрослому человеку приходится затрачивать гораздо больше сил и времени на борьбу с заиканием, чем ребёнку.

Владимир Желтов: «Затянул, обратился уже только во взрослом возрасте. В жизни часто так бывает. Придётся навёрстывать упущенное, исправлять ошибки».

Как бы ни было сложно исправлять ошибки, сделать это можно в любом возрасте, уверены врачи. Главное — заниматься упорно и систематично. На занятия в клинику патологии речи приходят только взрослые люди. И учатся говорить заново. По слогам, растягивая гласные, зато без запинок.

Рука, отбивающая ритм, помогает держать темп речи, говорить спокойно. Пройдёт какое-то время и эти молодые люди смогут говорить без помощи рук, прибегая к такой специфической жестикуляции только в крайнем случае.

Светлана Бондарева, логопед: «Соприкосновение пальчиков на определённый лад и ритм настраивает. И они сразу успокаиваются».

Студентка из Санкт-Петербурга Алевтина посещает эти занятия всего месяц. И уже отмечает разительную перемену в себе. Вместе с плавной речью к ней пришла уверенность в себе. Пока ещё она нарочито говорит чуть нараспев. Но зато не заикаясь, как это было совсем недавно. Она старательно занимается и верит, что успех не за горами.

Алевтина Васкевич: «Люблю разговаривать с незнакомыми людьми. Даже иногда специально, чтобы проверить свою речь, свои способности в этом деле. Я стала увереннее в себе и теперь не боюсь ни с кем разговаривать, не боюсь запинок, потому что знаю, что смогу».

Способов борьбы с заиканием придумано множество. От гипноза и специальных компьютерных программ до логопедического массажа и таблеток. Традиционная медицина настаивает на комплексном подходе к лечению, в котором занятия с психологом имеют не меньшее значение, чем с логопедом. Заикание сильнее всего бьёт по самооценке человека. Подарить пациенту уверенность в себе не менее важно, чем научить его говорить без запинок.

Алексей Белан, заведующий отделением патологии голоса и речи для взрослых ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»: «Чем увереннее чувствует себя человек, тем спокойнее он относится к заиканию. Есть даже такие направления в работе с заиканием, где говорить хорошо и не учат. Учат только вести себя хорошо, спокойно, уверено и заикаться с лёгким сердцем».

Гость в студии — МАРИНА СОКОЛОВА, логопед

Ведущий: Подробнее о таком изъяне речи, как заикание, мы поговорим с профессиональным логопедом Мариной Соколовой. Марина Борисовна, добрый день.

Гость: Здравствуйте.

Ведущий: Сумели ли ученые выяснить все причины, из-за которых бывает заикание?

Гость: Причин великое множество. И конкретно какую-то главную причину пока еще не выяснили. Заикание не передается по наследству, а предрасположенность по наследству передаваться может. Действительно, есть дети, у которых кто-то из близких страдает этим дефектом речи, и они находятся в группе риска.

Ведущий: Если человек находится в группе риска, то чего ему не стоит делать или что-то нужно предпринять для того, чтобы все-таки не начать заикаться?

Гость: Но здесь надо учитывать, что заикание — это детский дефект речи, который появляется в период становления речи. Если родители, зная о том, что в их окружении есть заикающиеся, заметили, что у ребенка появились какие-то изъяны, конечно, им надо срочно обратиться к логопеду. И не верить тем, кто считает, что, если это похоже на поломку в речи, что это заикание само собой пройдет. И как можно быстрее восстановить речь. Такие способы есть. И на самом первом этапе возникновения речевых судорог заикание легко исправимо.

Ведущий: А какие приемы? Как устраняют заикание?

Гость: Самый простой прием — это начинать говорить с ребенком очень медленно, просто по слогам. Это самый простой прием. И, в общем-то, бывает так, что этого достаточно для того, чтобы речь снова пришла в норму. Если так не получается, тогда мы предлагаем целую программу.

Ведущий: А в каком возрасте у детей выше всего риск появления заикания?

Гость: Всегда считалось, что это возраст с 3 до 4. Но этот период может колебаться. И сейчас заикание помолодело, и очень много малышей, которым едва исполнилось 2 года, уже начинают заикаться.

Ведущий: А у взрослых людей может появиться заикание? Никогда не было и вдруг ни с того ни с сего возникло.

Гость: Да. Это удел, видимо, тревожных мнительных людей. Это одна ситуация. Потом убыстрение темпа речи. Если я заговорю не своим темпом, то в моей речи будут неплавности. Если я, например, сегодня не готова рассуждать на темы, эта ситуация экзамена, на которые мне необходимо рассуждать, в этой ситуации я тоже не буду говорить плавно.

Ведущий: А может ли заикание в определенном смысле слова быть заразным? Допустим, брат заикается, и сестренка, глядя на него, тоже начнет так же не плавно говорить.

Гость: Иногда, если, например, тот старший брат, у которого есть заикание, большой авторитет в глазах у малыша, то этот малыш он может ему просто подражать, потому что он будет считать, что это красиво. Такое может быть.

Ведущий: Эта проблема может прогрессировать? То есть всё хуже и хуже, он будет обладать всё более и более напряженной, мучительной речью.

Гость: Конечно. Заикание иногда бывает настолько тяжелым, что, слушая человека, ты понимаешь, что заикание просто зачеркивает его жизнь, просто лишает его возможности нормально существовать. И как сложится жизнь человека с заиканием, тут зависит от многих факторов. От того, какой у него характер, от его окружения, от близких, от учителей. Ну поэтому заикание надо исправлять как можно быстрее.

Ведущий: Большое спасибо, Марина Борисовна. Опытнейший логопед Марина Соколова подковала нас знаниями насчет заикания. Вот что хорошо бы запомнить каждому.

Подобный дефект речи напрямую по наследству не передаётся. Но с генами мы можем получить предрасположенность к более лёгкому появлению таких проблем.

В группе особого риска дети 3-4 лет. В этом возрасте они начинают говорить быстрее и разнообразнее, неизбежно спотыкаются при произнесении сложных слов и фраз.

Тут родители должны проявить внимание и вынудить детей говорить помедленнее. А для этого сами не должны тараторить.

Если же изъян стал явным, да к тому же в роду есть заики, то, очевидно, что пора к логопеду.

Потерять плавность речи могут не только малыши, но и школьники, и даже взрослые люди. Испуг, тяжёлые переживания. Причин множество.

Заикание обязательно нужно устранять. Иначе речь быстро станет настоящим истязанием и спровоцирует глубокие психологические недуги.

На вопросы кубанцев отвечает Алексей Борисович Федоров, детский врач-невролог клиники «Будь Здоров».

Моему ребенку 5 лет, заикается, а когда волнуется или ему задают вопрос и нужно ответить, волнуется и заикается еще больше. В общении со знакомыми людьми это проявляется не так выраженно. Подскажите, эта проблема лечится? Можно ли обойтись без медикаментов? (Ольга, Краснодар)

— Здравствуйте Ольга, спасибо за хороший вопрос. Заикание (логоневроз), неприятные и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика: около 4% детей страдают заиканием, и такое же нарушение речи встречается у 1,5 % взрослых людей. Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникнуть различные сбои. Дефекты речи у детей можно разделить на два вида: врожденные и приобретенные факторы речевого развития. Врожденные факторы:

— патология беременности,

— проблемы при родах,

— генетика,

— индивидуальные особенности.

Приобретенные факторы:

— психологическая травма,

— физиологические процессы,

— перенесенные заболевания,

— ложные заикания (если в семье кто-то заикается),

— попытки переделать леворукость.

Главное – это определить причину вызванного состояния, независимо от того, удалось ли выделить первоисточник проблемы. Следует обязательно подойти к этой проблеме комплексно и обратиться к специалисту. Обязательно запишитесь на консультацию к детскому неврологу.

Сыну 4 года. Часто бывают странные приступы агрессии, прямо истерики закатывает – орет, падает на пол. Сначала пугались, потом старались не обращать внимания. Успокоить не всегда получается. Что нам делать? Это перепады настроения или заболевание? К кому обратиться? (Татьяна, Анапа).

— Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за ваш вопрос. Такое поведение вашего ребенка может быть обусловлено как издержками воспитания, так и неврологической патологией, которая проявилась только сейчас и может быть связана как с периодом вынашивания, так и самим процессом родов. Чтобы в полном объёме ответить на ваш вопрос, необходимо осмотреть ребенка. Поэтому вам необходимо записаться на прием к детскому неврологу.

Малышу 10 месяцев. Начинает ходить. Не ходит, а прямо бегает и часто на носочках. Переживали – что-то не так. Обратились к врачу, и нам поставили диагноз – синдром гипертензии. Выписали лекарства – винпоцетин, глицин и еще несколько. Подскажите – не много ли лекарств в таком возрасте? (Галина, Тимашевск).

— Здравствуйте, Галина. Спасибо за вопрос. Чтобы квалифицированно и в полном объеме ответить на ваш вопрос, мне нужно непосредственно осмотреть вашего ребенка и уже после этого определить адекватность предложенной медикаментозной терапии и тактику дальнейшего лечения. Количество и дозирование препаратов подбирается исключительно индивидуально для каждого маленького пациента. Жду вас на прием. Записаться можно по тел. 8 (861) 210-28-28.

Ребенок упал в детском саду и ударился головой о пол. С сильной головной болью поехали в больницу – поставили диагноз «Сотрясение головного мозга». Лекарства не выписали, сказали, что нужен покой и отправили на больничный. Опасаюсь, что без должного лечения могут быть какие-нибудь осложнения. Подскажите, может, нам обратиться еще к какому-то специалисту, чтобы пройти дополнительное обследование? (Анна, Темрюк).

— Здравствуйте, Анна. Последовательность оказания помощи детям при сотрясении следующая. Сотрясение головного мозга классифицируют как самый легкий вид черепно-мозговой травмы. Характерным ее признаком непосредственно после удара или падения является нарушение сознания, дезориентация в пространстве. Немного позже появляются такие симптомы, как вялость, сонливость головная боль, реже тошнота и рвота (у детей симптоматическая картина смазана из-за особенности ЦНС). В таких случаях обязательны осмотры специалистов — травматолога, невролога, нейрохирурга. С обязательной нейровизуализацией (КТ головного мозга или рентген обзорный черепа) Поэтому родителям крайне важно знать симптомы сотрясения мозга у ребенка, чтобы вовремя распознать. Кроме того, это поможет распознать более серьезную патологию, а при ее наличии своевременно провести лечение.

Ребенку 5 лет, ходит в детский садик. Воспитатель жалуется, что невнимательная, нет концентрации внимания, не запоминает, что говорят. Может, нам пройти какой-то курс лечения, как советует нам воспитатель? (Арина, станица Брюховецкая).

— Здравствуйте, Арина. Спасибо за ваш вопрос. В моей практике очень часто встречаются детки со схожими проблемами. Правда, первопричина всегда разнится. Нужен индивидуальный и комплексный подход. Поэтому, чтобы решить вашу проблему с ребенком, для начала надо определить, чем вызвано такое поведение и симптоматика. Для этого нужно записаться к детскому неврологу на прием. Обследовать ребенка. И только потом, когда мы с вами выясним корень проблемы, можно будет говорить о терапии.

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. На правах рекламы.

На приеме у логопеда

Консультант рубрики: учитель-логопед первой категории ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация», Е.А.Вялова

Как избавиться от заикания? С чего начать?

Заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

С чего начать? Прежде всего необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

Логоневроз, или невротическое заикание возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.

Неврозоподобное заикание в отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.

Кто и как лечит заикание? Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым Вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом, так как этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

— Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.

— Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.

— Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.

— Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

— Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

— Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.

— Меньше критикуйте, чаще хвалите даже самые маленькие успехи.

— Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Основные способы лечения заикания у детей

Логопедические занятия

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

Контроль правильного речевого дыхания: положить ладонь на область между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета. Аналогично выполнять это упражнение на материале других согласных звуков: С, Щ, Х, Ш, Ж.

2. Постепенно выдох удлинять, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10…

3. Со временем счёт заменяют на чистоговорки или короткие фразы.

Лечение с помощью дыхательных упражнений может быть дополнено релаксацией.

Релаксационная гимнастика (мышечное освобождение) — навык произвольно расслаблять мышцы отрабатывается путем упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение с последующим расслаблением. Длительность ежедневных упражнений 5-7 минут 2 раза в день.

Упражнения для мышц рук, ног, корпуса, шеи

«Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно. Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

«Сосулька». Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька «выросла”. После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Упражнения для мимических и артикуляционных мышц

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Для получения оптимального результата необходимо:

— соблюдать последовательность в расслаблении мышц рук, ног, корпуса, шеи и органов артикуляции;

— ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряжения к расслаблению;

— выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

— свободно дышать во время проведения упражнений.

Такой контроль позволит легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Точечный массаж

Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

Компьютерные программы

Для лечения заикания используются специальные компьютерные программы, позволяющие синхронизировать слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Прежде всего, не показывайте ребенку своей тревоги — это вызовет у него еще большее напряжение. И, естественно, не смейтесь над ним и не стыдите его. Не фиксируйте внимание на речи ребенка, не демонстрируйте ему свое недовольство и беспокойство, вызванные заиканием.

Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с ребенком и терпения. Зато, если есть цель, достичь ее – большое счастье.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое.

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов.
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи.

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания:

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям.
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи.

Причиной заикания у детей могут служить:

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма;
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие;
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни.

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму. В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Диагностика

Фото: childrens-dental-care.com

Для установления наличия заикания врач должен выявить следующие симптомы:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание звуков);
  • присутствие подобных движений (гримасы, тик).

Данные симптомы должны не проходить в течение 3х месяцев, чтобы врач мог выставить этот диагноз.

Помимо этого, врач беседует с родственниками и выясняет, были ли у ребенка в недавнем времени стрессовые ситуации, которые могли послужить причиной развития заикания. Также выясняется наличие заикания у родственников, проживающих вместе с ребенком. Дело в том, что дети любят подражать взрослым. Поэтому, возможно, ребенок в силу своего юного возраста повторяет манеру общения человека, у которого имеется заикание.

С целью исключения неврозоподобной формы заикания уточняется, как протекала беременность у матери, была ли родовая травма у ребенка.

Также для исключения органического поражения головного мозга выполняется МРТ и ЭЭГ головного мозга.

В случае подозрения наличия нейроинфекции назначают исследование крови или спинномозговой жидкости. Исследование направлено на выявление возбудителя, что необходимо для подтверждения заболевания.

Лечение

Фото: malenkaystrana.com

Чем раньше произошло обращение к врачу, тем успешнее будет результат лечения. Поэтому важно сразу, как только вы заметили первые симптомы у своего ребенка, обратиться к врачу за помощью. Доказано, что максимальный и быстрый эффект лечения достигается в том случае, если обращение к врачу произошло не позже 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если терапия началась в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет.

Лечением занимаются:

  • психотерапевт, который применяет гипноз и аутотренинг;
  • психолог (изучая индивидуальные особенности человека, помогает приспособиться к окружающей среде и обучает общению со сверстниками);
  • логопед (занятия с логопедом направлены на исправление речи);
  • невролог (занимается лечением заболеваний нервной системы с помощью медикаментозного лечения).

Занятия у логопеда дают хороший эффект. Они проводятся поэтапно и последовательно. Для начала детей учат правильному изложению текста. Важно, чтобы занятия проходили в комфортных для ребенка условиях, где он почувствует себя свободно и будет уверен, что никто не будет смеяться над его недугом. Постепенно ребенка учат рассказывать повествования без эмоциональной окраски. После того, как ребенку удалось перебороть этот барьер и без заминок читать рассказы и стихотворения, задача усложняется. Ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску: где-то повысить голос, где-то сделать нужную паузу, где-то выполнить акцент на определенные фразы. Важно хвалить ребенка за успехи и ни в коем случае не следует ругать за неудачи.

Часто применяется гипноз, который помогает установить глубинные причины заикания. Применяется исключительно у подростков, у маленьких детей данный метод не используется. При работе с хорошим специалистом устранение недуга достигается за 5-10 сеансов.

Медикаментозная терапия может назначаться дополнительно к вышеперечисленным методам лечения. Используются противосудорожные средства (для уменьшения судорог, которые часто наблюдаются при неврозоподобной форме заикания), анксиолитики (для устранения страха, беспокойства, тревожности, раздражительности), успокоительные средства (для стабилизации эмоционального состояния).

Что нельзя делать при заикании у ребенка?

Прежде всего, не следует акцентировать внимание на проблеме, стыдить малыша и требовать от него мгновенно исправить речь. Это способствует еще большему ухудшению состояния — ребенок становится замкнутым, старается как можно меньше говорить, избегает людей, может появиться агрессия. Не стоит в этот период перегружать детей чтением книг, заучиванием стихов, телепередачами. Для предотвращения развития заикания и успешного лечения необходима спокойная атмосфера, терпение, доброжелательность и выполнение рекомендаций специалиста.
Впоследствии даже при удачном лечении заикание может возобновиться в подростковый период (15-17 лет). С преодолением 30-летнего рубежа заикание уменьшается.

Лекарства

Фото: rethinkbreastcancer.com

Применение лекарственных средств помогает в устранении симптомов заикания, а также способствует улучшению психологического состояния ребенка.

Из анксиолитиков хорошо себя зарекомендовал такой препарат, как Тенотен детский. Это противотревожный, успокаивающий препарат, который применяется у детей с повышенной возбудимостью и нарушением внимания. Назначать препарат можно детям с 3х лет. Способствует улучшению поведения ребенка, облегчает процесс адаптации в детском коллективе, не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания.

Прием седативных (успокоительных) средств помогает перенести сложные стрессовые ситуации. Предпочтение отдается препаратам на основе природных трав, чтобы максимально снизить системное воздействие на организм химических веществ, тем самым, уменьшить риск развития побочных эффектов. Например, всем известный препарат на основе валерианы – валевигран. Этот препарат используется при психическом и физическом напряжении, беспокойстве, что сопровождается повышенной утомляемостью, невнимательностью, легкими формами нарушения сна. Оказывает успокаивающее и легкое снотворное действие, не вызывает зависимости и не угнетает психомоторную функцию.

К противосудорожным препаратам относится Эпилептал. Назначение этого препарата направлено на устранение судорог мимической мускулатуры лица и рук, которые выявляются при неврозоподобной форме заикания. В настоящее время назначение противосудорожных препаратов подвержено критике, так как эта группа препаратов имеет системное действие на организм и может спровоцировать множество неприятных побочных эффектов. Поэтому назначается данный препарат строго квалифицированным врачом в индивидуальных случаях.

Народные средства

Фото: gorlor.com

Для того, чтобы предотвратить развитие заикания у детей, следует быть внимательными к питанию ребенка, а также к режиму дня. Это важно для психического и речевого развития ребенка. Питание должно быть соответствующим возрастным потребностях. Также важно организовать режим бодрствования и сна. Следует приучить ребенка засыпать в одно и то же время, чтобы в дальнейшем сформировался режим засыпания. Не стоит разрешать ребенку перед сном просмотр телепередач, компьютерные игры.

Важно беречь ребенка от ситуаций, которые станут неожиданными и вызовут испуг.

Следует больше времени проводить с ребенком, рассказывать об окружающих вещах плавной и последовательной речью, играть в развивающие игры, читать вслух книги, чтобы у ребенка всегда была на слуху правильная речь

Если ваш ребенок тревожен и беспокоен, не нужно сразу бежать за таблетками, можно вспомнить бабушкины рецепты и приготовить чай из успокоительных трав. На сегодняшний день нет необходимости ходить по лесам и собирать травы, можно посетить ближайшую аптеку и купить необходимую траву или готовый сбор. Чаше используются такие травы, как ромашка, мелисса, мята, валериана. Если у ребенка есть аллергия на какую-либо траву, то следует внимательно читать состав готовых сборов или можно самостоятельно приготовить в домашних условиях с исключением аллергенного компонента.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *