Жить по совести

Жить по совести

Что значит – жить по совести и чести

10 ноября в Авсюнинской поселковой библиотеке мы собрались с ребятами, чтобы поговорить на тему – что значит – жить по совести и чести. Мероприятие было направлено на воспитание у школьников активной жизненной позиции, честности и порядочности, а также углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция. Проблема коррупции затрагивает интересы каждого человека. И очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться. В ходе беседы были рассмотрены причины возникновения и факторы, способствующие развитию коррупции, а также отдельные возможные случаи коррупции и обсуждены меры по нейтрализации или минимизации ее проявлений.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в согласии со своей совестью. Нельзя равняться на тех, кто поступает по-своему, кто пренебрегает моралью ради временной выгоды. Искушения современного общества, его строй и порядок очень часто склоняют людей к эгоизму, нечестным поступкам, аморальным действиям, а также к методам получения материальных ценностей путем обмана и бесчестия. Безусловно, всё это влечет за собой определенные последствия, а точнее, так называемые «угрызения совести». Чаще всего эти люди становятся замкнутыми, ассоциативными, порой агрессивными, так как внутри них начинается ежедневная борьба мнимого удовольствия и моральных, совестливых убеждений. Чтобы понять, как это происходит, нужно ответить на один простой вопрос: Что же такое совесть? Совесть — это прежде всего то, что заставляет задуматься над совершенными поступками, оценить их, проанализировать их последствия. Она живет в каждом человеке, у каждого она своя: кто-то не спит ночами, кому-то она нисколько не мешает, у кого-то она незапятнанная и чистая, у кого-то живет глубоко и не напоминает о себе, а в ком-то, наоборот настолько сильна, что не позволяет совершить аморальный проступок. Стоит сказать, что совесть – это нечто весьма положительное, доброе и светлое, находящееся внутри любого из нас. Это нравственность, справедливость, порядочность, воспитанность.
Главное, опускать руки не стоит, важно помнить, что каждому человеку своевременно придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно — то есть жить в доброте, по закону чести и достоинства, с верой в светлое будущее и в согласии с моралью, нормой и в ладу с собственной совестью. Ведь если руки чисты, то и совесть спокойна, а жизнь безгрешна.

Жить без совести легко?

1. ИРОНИЧЕСКИЙ ПАССАЖ.
Жить без совести легко …
Нет терзаний, нет сомнений,
И не ждешь ни от кого
Никаких ограничений.
Совесть — лишний атрибут,
Есть в истории примеры,
Фюрер нацию от пут
Оторвал, как от химеры.
И послал войска в поход
Под девизом «Drang nach Osten!»
На Восток. Ура, вперед!
На «прогулку», словно в гости.
В безграничной той войне
Ни за что погибли люди …
Нынче снова мы в огне,
И не ведаем, что будет.
Совесть — дружеский наказ
Для защиты от разврата,
Для отличия всех нас
От животного-собрата.
Только все наоборот,
Зверю лишнего не надо,
А двуногий, алчный род
Будет хапать до упада!
Хоть при жизни вся родня
Далека от людоедства,
Но потом, похороня,
Будет драться за наследство!…
Жить без совести легко,
Все дается, словно в сказке,
Но не нужно ничего,
Окромя душевной ласки.
Ложка, миска да бокал —
Для кормления утробы,
Был бы творческий запал
И Любовь высокой пробы!
2. ВЛАСТЬ.
Жить без совести легко …
В наше время, даже модно,
Коль поднялся высоко,
Говори, о чем угодно.
Как игрок крути-верти,
Изменяй по ходу масти,
Будь серьезным и шути —
Все дозволено во власти.
А работа, как метла,
Не заметишь о пропаже:
И порядочность ушла,
И приличия — туда же.
Затерялась в дебрях мысль,
Попадая под запреты,
Улетел и здравый смысл,
Словно дым от сигареты.
Спать на двух кроватях враз,
Плюс пяток машин ТОЕТА,
Шуб десяток напоказ —
Все непросто, но охота!
Блеск короны, власть и шик
Так по питерской несутся,
Что простецкий наш мужик
Может с легкостью свихнуться.
Оглядит свой важный трон,
Помолившись на икону,
И представит, будто он
Бога за бороду тронул …
У природы нрав крутой,
Пустоту не переносит,
Очень скоро на постой
Вредоносный хлам подбросит.
Слухи, сплетни, компромат,
Злоключения Фемиды,
И само собою, мат
На вершине пирамиды.
Честь исчезнет, как беглец,
Как случайная подружка,
Тут и личности конец,
Так захлопнется ловушка.
И развилка на пути:
Влево, вправо или прямо,
Что там будет впереди —
Возвышение иль яма?
3. РЕЛИГИЯ
Жить без совести легко …
Лишь бы, богу помолиться,
Не вдаваясь вглубь веков,
Свято веря в небылицы.
От начала до концов
Все религии — суть, сказки,
По велению жрецов
Были преданы огласке.
В древнем мире по молве
Люди вести познавали,
И без СМИ и без ТВ
Чудеса воспринимали.
«Непорочно был зачат» —
Появилась «новость» света,
В мир вошел, как Меценат,
Иисус из Назарета.
А другое из чудес
Было принято с восторгом:
Ведь, из мертвых он воскрес,
И отныне станет Богом.
И еврея-простака
Просто взяли и без спроса
Раскрутили на века
В бога нашего — Христоса.
Популярностью Христос
Превзошел всех звезд на свете,
И «раскрученный» Колосс
Водит нас и после смерти.
Двадцать огненных веков
Христианство процветает,
И людей других миров
В эту веру призывает …
На сегодня, спора нет,
В нашем двадцать первом веке
От религии «секрет»
Отразился в Человеке.
А когда кругом вода,
Тут совсем не до потехи …
Подбирается беда,
Коль религия — в Физтехе!
Но нельзя критиковать
Устаревшие догматы,
Могут запросто подмять,
Вычесть штрафы из зарплаты.
Учат жизни весь народ …
Но порой, в потоке прений,
Фарисейством отдает
От таких нравоучений.
Исцелит Христос всех нас
От болезней непременно …
Фильм про это в самый раз:
» Жизнь святого Иоргена».
Чтоб черту не заступить,
Выражаемся незлобно,
Но про Совесть говорить —
Как-то, даже, неудобно.
4. МИСТИЦИЗМ.
Жить без совести легко …
С мистицизмом, даже легче —
Плутоватый пасс рукой,
И успех вам обеспечен.
Всюду Мистика видна,
Но скрывается за «тучку»,
Марширует не одна,
А с Религией под ручку.
Ряд мистических идей …
И прикинувшись дубами,
Миллионами людей
Можно править, как рабами.
А они того и ждут,
То ли, в спячку, то ли, спьяну
На заклание идут,
Сами тянутся к обману.
Зная их благую цель —
Посвятить таинству души —
И лапшу, и вермишель
Людям вешают на уши.
Тут гадалки всех мастей
И шаманы в высшем ранге,
«Представители» чертей,
Колдуны, провидцы, ванги.
Производят «лабуду»,
Что сверкает, но не греет …
Вся система на ходу,
Как отлаженный конвейер!
Мессинг! Долго правил бал
Самый важный Маг планеты,
Даже Сталину давал
Эпохальные советы.
Покорил весь мир артист,
Чудеса творил на сценах,
Только был не очень чист,
Сам признался откровенно.
Не один он нес свой крест,
Получая комплименты,
Там сигналы с разных мест
Подавали ассистенты …
Всем знаком Телекинез —
Двигать мысленно предметы,
Вот, вам чудо из чудес,
Затаенные секреты!
Но! Остыньте, господа!
Это фокусы и трюки …
Не случалось никогда
Подтверждения в науке!
Послесловие-мораль:
Черной магии парады
Люди видят сквозь вуаль,
И обманываться рады.
5. НАРОД.
Жить без совести легко …
Церемоний стало мало,
Вся духовность высоко,
Репутация пропала.
Никаких тебе невзгод,
Коли так же, без печали
Власть, религия, народ
Совесть где-то потеряли.
Судьбам всем наперекор
Наш народ живет неплохо,
Он на выдумки хитер,
Обойдет любого лоха.
То подмена, то обвес,
То обмер на глаз, примерно,
То вагон-другой исчез —
Тут фантазия безмерна!
Погрузились в полутьму,
Захирело наше дело …
Что случилось? Почему
Беспорядкам нет предела?
Тут вредителей не счесть,
Есть мошенник настоящий:
Совесть, нравы, даже честь —
Все похитил зомбоящик.
Совесть вовсе ни к чему,
Словно падчерица, ныне,
Не мешая никому,
Проживает на чужбине…
Доля наша такова,
Жребий выпал не на шутку,
Мы, надеждами живя,
Будем ждать свою «маршрутку».
6. СЕМЬЯ.
Жить без совести легко …
И в семье житье простое —
Нет нужды на стариков
Тратить время золотое.
Дальше просто, парой фраз
Повторим за ними следом
Всей семье своей наказ
Их родительское кредо:
» Чтоб задор наш не поник
На пути к деньгам и славе,
Мы родителей своих
Можем дружески поправить.
Да! Молчанием своим
Потревожим их немного,
От стыда мы не сгорим,
Потому что верим в Бога.
Для детей другой настрой,
Диалектика простая:
Нужен мягкий Домострой
И религия святая.
Лучший друг — моя жена,
Признаю: она от Бога,
Нам измена не нужна,
Нас ведет одна дорога.
Может быть другой «компот» —
Легкий флирт в случайном раже,
Но куда он заведет?
Говорят, как фишка ляжет.
Совесть — это не удел,
Всем на свете очевидно:
Кто смелее — тот и съел,
Что естественно — не стыдно!…»
Но впоследствии, вдали,
Вы, же, будете виновны,
Что детей не сберегли
От «цепей» религиозных.
Коль жена раскроет рой
Всех романов ваших левых,
Берегись тогда, герой,
Гнева буйной королевы!
Может, серой жизнь была,
Споры шли неумолимо,
Радиация от Зла
Ухудшала общий климат?
Увлекаясь мишурой,
Находились вы в защите? —
Так случается порой,
Если Совесть в дефиците …
Будет старость и у вас,
Все былое отзовется,
И возможно, в тихий час
Бумерангом обернется.
7. ЖИТЬ БЕЗ СОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ!
Выше сказано все зря,
Хоть задиристо и смело …
Жить без Совести нельзя —
Так Природа повелела!
Совесть — есть души очаг,
Часто бьет она набатом,
И без совести никак
Не бывать вам Демократом!
Жить без совести нельзя,
Как больному без сиделок,
Значит, это тормоза
От нечестных, скрытых сделок…
Вы виновны, как Дантес,
Вот, и ждете, деловые,
Божьей кары от небес
За провинности былые.
Беспокойство, как беда,
Вас поставит на колени,
Не укрыться никуда
От кошмарных сновидений.
Жить без совести нельзя,
Будет некуда податься,
Где враги, а где друзья —
Самому не разобраться.
Вам, ли, битому не знать,
Что в бесчестном вашем деле
Могут близкие предать,
Как попутчики в борделе …
Вам покоя не найти,
И порою зря ликуем,
Ведь, по скользкому пути
Бег всегда непредсказуем!

Все знают, что надо жить по совести, и каждый человек снабжен этим внутренним нравственным критиком. Его отсутствие, а не бравада («нет у меня совести» или «моя совесть чиста – я ею не пользуюсь») всегда говорит о психическом заболевании. Угрызения некоего внутреннего цензора доводилось испытывать всем.

Почему же люди иногда поступают не по совести? Казалось бы, знаешь как правильно и неправильно, делай первое и не делай второго. Живи по совести, и тебе будет спокойно (религиозный вариант – получишь спасение).

Предлагаем рассмотреть, что представляет собой совесть, какие она задействует механизмы в нашем сознании, какие имеет критерии и зачем вообще нужна.

Совесть как явление

Для начала определимся в понятиях. Что означает и откуда взялось само слово «совесть», что под ним принято понимать, какие функции она выполняет, как проявляется, из чего складывается и каким образом осуществляет контроль.

Этимология слова

Слово «совесть» состоит из двух частей: приставки «со-«, означающей причастность (со-общество, со-дружество, со-бытие) и существительного «весть», которое в современном языке употребляется в смысле «сообщение», но в древности использовалось в значении «знание» (ведать, неведомо, Бог весть, невесть что, ведьма).

Ту же тенденцию мы видим в латинском варианте, из которого слово перешло, в частности, в испанский, итальянский, английский и французский языки. «Conscientia» на латыни обозначает осведомленность, сознание, понимание. «Conscience» в английском и во французском – совесть, сознание, высокая мораль. Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона говорит о том, что, помимо упомянутых, аналогичное происхождение слова «совесть» путем добавления приставки «с-» к существительному «знание» прослеживается в немецком (Gewissen) и греческом (συνείδησις) языках.

Таким образом, слово «совесть» формировалось как синоним слова «сознание», то есть сопричастность к знанию о самом себе. При этом знание личности о себе коррелирует с выработанными правилами морали и социальными устоями общества.

Личность анализирует свои поступки и дает им оценку. Эта оценка не зависит от стороннего мнения и дается как поступкам (обман, благодеяние, кража, помощь), так и непроизвольным реакциям (страх, трусость, гнев).

Определения

  • Большая Советская энциклопедия дает следующее определение: «Совесть – это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, угрызений С.)».
  • По определению Даля, совесть – это «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.»
  • Исторический словарь называет совесть нравственным чувством, сознанием и разумением человеческой души собственных убеждений и поступков.
  • Психологический словарь называет ее одним из выражений нравственного самосознания человека, которое проявляется как рациональное осознание этического значения совершенных действий и как эмоциональные переживания.

В философии под совестью принято понимать категорию этики, которая характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, основываясь на понятиях добра и зла, формулировать основы нравственного долга, следить за их выполнением, самооценивать совершенные поступки и нести за них ответственность.

Психология под совестью понимает субъективное качество личности, связанное с осознанием ею долга перед собой, отдельными индивидуумами и обществом и готовностью брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Функции и проявления

Основной функцией данного феномена является самоконтроль, который помогает:

  • соотносить свое поведение с нормами общественной морали;
  • соблюдать табу;
  • не совершать определенных действий, какими бы уместными и целесообразными они ни казались в данный момент;
  • преодолевать соблазны;
  • смотреть на ситуацию глазами другого человека и не посягать на его интересы.

Поступать по совести – значит соблюдать общественные моральные принципы, совпадающие с собственными, несмотря на сиюминутный личный интерес. Непрерывно оценивая наши мысли, совесть пресекает попытки оправдаться в собственных глазах, предупреждает и предостерегает.

Структура

Совесть складывается из трех составляющих:

  • умственной – осознание этической ценности совершаемого;
  • эмоциональной – переживание чувства вины, стыда, сожаления;
  • волевой – принуждение себя поступить достойно, несмотря на соблазны.

Следовательно, она работает сразу в трех направлениях – сознание, переживание, сила воли – помогая человеку реализовать себя как нравственную личность.

История возникновения норм поведения и контроль над ними

Существуют моральные принципы, с которыми человеку приходится соотносить свое поведение, разберемся, почему они возникли и как формируются. Человек – единственное живое существо, склонное к рефлексии, то есть к оцениванию себя. Отдельно взятая личность имеет собственный кодекс, руководствуется целесообразными для себя мотивами и настроена на удовлетворение личных потребностей.

Вместе с тем люди – социальные существа, так уж сложилось в процессе эволюции, что поодиночке им не выжить. Коль скоро они вынуждены вести совместное существование, то и правила должны быть общими.

А то, что получится: понравилось человеку что-то, принадлежащее другому, он видит целесообразность в получении данной вещи, но препятствием является владелец, не желающий расставаться с собственностью. Препятствие можно физически устранить, что вполне совпадает с внутренним кодексом конкретного человека, и таким образом община лишается важного, а может, незаменимого члена.

Выработку общественных правил и контроля над их соблюдением, наряду с объяснениями сил природы и попытками подчинить себе ситуацию, взяли на себя проторелигии – культы, предшествовавшие религиозным: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм и тому подобные. Процесс коррекции этических норм непрерывен: зародившись в глубокой древности, он продолжается и в наше время.

Религия (как древние прототипы, так и современные конфессии и их ответвления) регулирует поведение членов общества и следит за его соответствием общественным нормам, например, путем:

  • воспитания – с раннего детства членам религиозного сообщества прививаются знания, в том числе о моральных принципах;
  • осуществления культовых действий общественного характера – религиозные праздники, разрешающие действия, запрещенные или неодобряемые в иные дни, например, драки во славу воинственного божества или всеобщая любовь, прославляющая божество плодородия;
  • отправления религиозных обрядов индивидуального свойства – исповедь-искупление-отпущение;
  • изгнания из общины в древние времена, что означало верную смерть – изгои не в состоянии прожить в одиночку; либо отлучения от своего лона, анафемы в более поздний и современный период, что означало в разное время: фактическую скорую смерть, когда всякий имеет право убить человека вне закона, социальную смерть, когда общественные устои держались в большей степени на религиозных институтах, и уж точно отказ в вечном спасении души.

Другие средства контроля над соблюдением общественной морали

В светском обществе функции регулирования социального поведения имеет государство.

Оно предлагает нормы поведения – законы, осуществляет контроль – полицейские и судебные функции, предлагает систему искупления – штрафы, общественные работы, лишение свободы, конфискация имущества, располагает просветительскими институтами.

Как это работает – другой вопрос, первоначальная идея государства была именно таковой. Самый строгий блюститель этических норм – сам человек. Ведь в случае контроля над его поведением другой инстанции: государства, религии, незамеченный проступок остается на ее совести, но если человек полагается только на себя в вопросе соблюдения норм поведения, то и отвечать ему придется перед самым строгим судьей, от которого не скроешь ничего. И покаяние на себя накладывать придется самому.

Тот факт, что при разговоре с совестью человек беседует с самим собой, означает предельную откровенность. Обмануть совесть нельзя.Зато с ней можно найти компромисс, уговорить себя, что в произошедшем виноваты обстоятельства, найти себе оправдание. Но обстоятельства лишь дают нам выбор, а его критерием как раз и служит совесть.

Принимая во внимание вышеизложенное, не стоит считать, что совесть всегда права. Она всегда субъективна и зависит от картины мира человека, может ошибиться, не способна рассчитать перспективу и последствия поступка, которые могут быть нежелательными и отличаться от ожидаемых.

Человек, который живет по совести

Жить по совести – значит, прежде всего, жить в согласии с собой. Много ли таких людей? Не тех, кто никогда не совершает проступков, таких и нет вовсе, а тех, кто, оступившись, способен очистить свою совесть, не идя с ней на компромисс и не обманывая. Людей, обладающих настолько развитыми навыками психологической гигиены, очень мало. Большинство предпочитает самоедство, мучение от чувства стыда, вины, молчаливого раскаяния.

Все это грызет человека изнутри, мешает жить, приводит к психосоматическим заболеваниям и саморазрушению. Вот таких людей действительно много.

Совесть не должна вредить, она, подобно медицинским анализам, выявляет проблему, пусть уже существующую. А уж лечить ее или оставить как есть – решение пациента.

Правда, внутренний критик не только ругает за содеянное, он старается не дать совершить нежелательное действие, только вот услышать его не всегда возможно.

В момент гнева, раздражения, обиды, страха очень легко, сбросив легкую шелуху нравственности, проявить нутро, доставшееся от животного мира: струсить, обидеть, ударить, накричать, отомстить, солгать, а потом мучиться, заниматься самоуничижением, укорять себя и раскаиваться. Но и прощать себе свои слабости, обманывая совесть, тоже нельзя, ведь обмануть ее невозможно, если уж она выявила проступок и идентифицировала его как таковой. Информация об этом останется в подсознании, и когда критическая масса превысит уровень, начнутся психологические проблемы, а вслед за ними проблемы со здоровьем.

С чего начинать?

Замарав свою совесть неблаговидным поступком, человек должен постараться ее очистить, снять с себя вину и избавиться от стыда.

Для этого существует несколько способов:

  1. Извинение: социальный инструмент, дающий возможность признать свою вину и взять на себя ответственность за нее. Это позволяет восстановить социальные отношения. Целью извинения служит облегчение эмоциональной боли обиженного человека и получение его прощения. Приносить извинения следует таким образом, чтоб облегчить душу не только обидчику, но и обиженному им. Для этого извинение должно включать в себя: ясное выражение сожаления, признание того, что была нанесена обида, признание оскорбленных чувств обиженного, просьбу о прощении.
  2. Искупление: признание вины с последующим наказанием или необходимостью совершения добрых поступков. Представляет собой средство очищения и самосовершенствования. Человек, искупивший вину, становится достоин прощения. Еще одно средство искупления – пожертвования на благие цели, компенсация добром за причиненное зло, данная не обиженному, а кому-то другому.
  3. Раскаяние: сожаление о содеянном, просьба простить, переоценка своего поведения и решение больше не поступать подобным образом. Искреннее раскаяние обновляет и возвышает человека. Далее раскаявшемуся следует крепиться и призвать силу воли, чтобы не повторять ничего подобного.
  4. Покаяние: происходит перед богом, который простит, если человек отрекся от прежнего себя, который был способен на плохой поступок, глубоко раскаялся, произвел в себе серьезные перемены и фактически стал другим человеком. Поскольку покаяние – это не разговор с богом по телефону, а фактически тот же внутренний диалог с собой, то слукавить в этом случае невозможно, ибо «не покаешься – не спасешься». В отличие от бесед с совестью, покаяние предполагает вполне реальное наказание, назначенное от лица высшего существа, способного даровать прощение –священнослужителя, и готовность грешника это наказание принять с достоинством.
  5. Наказание себя: сознательное причинение себе вреда как физического, так и психологического. Не может быть эффективным средством само по себе, поскольку сосредоточено не на конкретных делах как позитивной компенсации за негатив, уравновешивании, а на негативных эмоциях, переживании, самоуничижении. Вместо исправления ошибки человек вредит себе в двойном размере: конкретные действия, направленные против себя и неискупленный проступок, оставшийся лежать в сознании тяжким камнем.

Те, кто не могут справиться сами, а таких подавляющее большинство, прибегают к услугам психолога. Другие находят утешение и наставление в лоне церкви, не умея справиться самостоятельно и ища поддержки в высшем существе. Есть такие, кто решает проблемы совести, прибегнув к помощи друзей или родственников в надежде получить дельный совет. Самостоятельно человеку почти невозможно разобраться с запущенными проблемами в силу того, что изнутри их разглядеть трудно, как стоматологу невозможно вылечить собственный зуб.

Невозможно всю жизнь прожить безгрешно. В ней случается всякое, и приходится совершать разные, в том числе не очень красивые и неблаговидные поступки. Совесть является мерилом нравственности.

Она выявляет скверну, а дальше уже дело человека, как он распорядится полученными знаниями. Очистится – хорошо, поленится – скверна, подобно гнили, будет разрастаться и съедать его изнутри. Решение лежит на поверхности – соблюдайте психологическую гигиену.

Позавчера со мной произошел исключительно удивительный случай. Нет, не то чтобы случилось что-то из ряда вон выходящее или даже чудесное. Абсолютно бытовая и житейская ситуация, в которой удивительного лишь то, что сначала я удивил людей, а потом люди удивили меня. Незнакомые люди. Обычные, но так дорогие моему сердцу, россияне.

Банальный вечер, банальный поход в магазин, расположенный неподалеку от моего дома, банальные покупки. На кассе небольшая очередь. Предпраздничный день всегда обостряет покупательский спрос. Рассчитываясь за покупки я начинаю понимать, что девушка на кассе просит у меня сумму несколько меньше той, которую я планировал заплатить за товар, уже любовно упакованный мною в пакет. Говорю ей о своих сомнениях и предлагаю пересчитать стоимость товара в большую сторону. Она настаивает на своей правоте, перечисляет мне товары по списку, и вручает сдачу. Простая такая, русская девушка, Анастасия, запомнил ее имя. Пытаюсь быть настойчивым. Очередь начинает волноваться. Беру чек, сдачу, продукты и выхожу на улицу. Покинув магазин рассматриваю чек и понимаю, что перечень товара соответствует тому, что у меня в пакете, а вот с количеством – беда. Просчет явно не в пользу магазина. Просчет, который не сделает меня богаче, но принесет неприятности девушке Насте, которой прийдется долго разбираться в пересортице и еще и компенсировать недостачу из своего кармана.

Возвращаюсь. Очередь, которая еще не успела рассосаться, смотрит на меня крайне настороженно. Громко, чтобы привлечь внимание кассирши, сообщаю ей о том, что она ошиблась, и даже называю точную сумму просчета. Она понимает что я, скорее всего прав, раз вернулся в магазин до этого покинув его, но в работе у нее уже другие клиенты. Я сообщаю что готов подождать, но к диалогу подключается заведующая магазином, которая закрывает эту кассу и переводит клиентов на другую. Путем несложных манипуляций мне удается убедить двух сотрудниц торговой сети что у меня неправильно взяли деньги за товар, и вручить им выданную мне ошибочно сумму. Они меня благодарят, искренне, благодарят так, что я начинаю понимать, что совершил что-то удивительное.

Искренность продавщиц мне в какой-то мере понятна. Наверное не каждый гражданин вот так вот вернется в магазин и отдаст лишнюю сдачу. Но самое удивительное начинается позже. Люди, с соседней кассы, начинают подходить ко мне, знакомиться и жать мне руку! Кто-то показывает меня детям и говорит, что с меня нужно брать пример. Я понимаю что совершил нечто выдающиеся, но при этом присутствует понимание того, что я не совершил НИ-ЧЕ-ГО! Я незатейливо в простой житейской ситуации принял единственно правильное и приемлемое для меня решение. Я поступил ПРАВИЛЬНО, поступил ПО СОВЕСТИ. Но почему это так удивило других посетителей магазина?

Анализируя ситуацию, произошедшую со мной в магазине, и оценивая реакцию других покупателей, я понял, что большинство из них, окажись они на моем месте, поступили бы точно так же. Но еще я понял, что хорошие поступки, правильные поступки, вызывают не только уважение, но и желание быть похожими на тех, кто поступает правильно. Я понял, что хорошим людям для того чтобы стать еще лучше, не хватает в повседневной жизни простых примеров. Примеров, которых раньше у нас было больше чем нам требовалось, а потом вдруг не стало вовсе.

Совсем недавно мы с Вами обсуждали вопрос национальной идеи, государственной идеологии, спорили о том, какой она должна быть и, зачастую, расходились в формулировках. Кто-то постоянно кивал в сторону власти и искал причину всех бед именно в ней, возводя смену строя в рамки национальной идеи, кто-то говорил, что в многонациональной России не может быть национальной идеи до тех пор, пока не устоится суперэтнос РОССИЯНЕ. Были те, кто утверждал, что нам еще рано думать об идеологии, им перечили те, кто говорил что это делать уже слишком поздно. Много мнений, много идей. Справедливость. Власть народа. Победа над коррупцией. Национализация недр. Сплочение перед лицом внешней угрозы. Патриотизм. И лишь единицы несмело заявили о том, что нужно жить ПО СОВЕСТИ. А ведь это возможно и есть ответ на вопрос, какой она должна быть, наша национальная идея? Жить по совести! Как это просто и в то же время глобально!

Я всегда старался жить по совести, но мне крайне трудно объяснить другому человеку что нужно проделать над собой, чтобы прийти к пониманию этого образа жизни. Если вернуться к описанному выше моменту, произошедшему со мной в магазине, то логики в нем нет. Что остановило меня? Страх перед ответственностью? Нет. Доказать что я положил себе в карман лишние деньги – невозможно. А если и кто-то сможет сделать это, то ответственность за данный поступок вряд ли наступит. Сумма убытка несущественна. Мне стало жалко продавщицу? Поверьте, я даже не успел так глубоко погрузится в свои эмоции. В общем, логического объяснения этому нет. Просто я поступил так, как должен был поступить. Без какой-либо корысти и личной заинтересованности. Поступил по совести, не взяв чужого даже при осознании своей полной безнаказанности.

Что может остановить человека и не дать ему совершить противоправный поступок или какое-либо деяние, способное нанести вред другому человеку? Закон? Страх перед наказанием? Нет. Если бы это было так, то тюрьмы в России сейчас бы пустовали. Закон учит нас не только тому, что делать нельзя, но и тому, как поступать, чтобы избежать суровой ответственности. Закон, а точнее страх перед неизбежным наказанием, учит тому, что если Вы совершили ДТП, в котором пострадал один или несколько человек, то нужно любыми правдами и неправдами «убедить» все заинтересованные стороны в том, что Вы были абсолютно трезв. Условный срок всегда приятнее реального. И несмотря на то, что закон запрещает управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, каждый третий садится за руль после возлияний. И Вас не останавливает ЗАКОН. Вас может остановить только устойчивое понимание того, что Вы поступаете НЕПРАВИЛЬНО. Это понимание превыше всех законов и заповедей. Только оно способно остановить человека и не дать ему совершить роковую ошибку. Это внутренний стрежень, который должен быть у каждого. И тогда нам будет не нужна идеология, а законы станут пустой формальностью. Потому что человек, который живет по совести, не способен поступать неправильно. Или скажите что я не прав и что понятие совесть, понятие растяжимое? Да нет, это понятие крепкое как гранит. Просто многие в себе еще не нашли эту самую СОВЕСТЬ. Живут абы как, точнее обитают в рамках законов и понятий, которые пытаются нарушить, но бояться сделать это открыто. К совести это не имеет никакого отношения.

Жить по совести я начал когда мне было лет четырнадцать. Я жил в бедной семье. Тогда все, в принципе, жили не важно, время такое, начало 90-х. Но нам было особенно трудно. Бабушка, пенсионерка, Дед, пенсионер с переломом шейки бедра, который навсегда приковал его к постели, мать, находящаяся в декретном отпуске по уходу за моим двухгодовалым братом, и собственно я, в то время еще ни на что не годящийся подросток. Главой семьи была бабушка. Мягкий но одновременно прагматичный человек, переживший все ужасы войны в сознательном возрасте, и послевоенное восстановление разрушенной Державы. Весь наш более чем скромный бюджет она держала в своих заботливых руках. И вот однажды, отправившись на рынок за покупками, она попала в ситуацию, которую можно назвать понятным и емким словом – КАТАСТРОФА. В автобусной давке ловкий вор-карманник вырезает у нее из сумки кошелек. Выйдя из автобуса и придя на рынок, она понимает что ее обворовали. Вместе с этим приходит понимание того, что как минимум две недели, до следующей пенсии, ее мужу-инвалиду, дочери, находящейся в декрете, и двум внукам, один из которых едва научился говорить, банально будет нечего есть. Кто помнит то время, может подтвердить, что занять денег у кого-либо в начале 90-х было очень не просто. И от подобного понимания ситуации она встала посредине рынка и разрыдалась. Разрыдалась от понимания вопиющей несправедливости, жертвой которой она стала, от осознания своей беспомощности и от отсутствия ответа на казалось бы такой простой вопрос «Что делать?». И в тот момент люди, наши уже российские но еще до сих пор советские люди, подошли к ней и выслушав о ее горе, помогли. Кто сколько мог. Буквально в считанные минуты незнакомые люди вернули ей все то, что украл у нее карманник. Мы выжили. Хотя наверняка выжили бы и без денег, но наверное озлобились бы, зачерствели.

В тот момент я понял что законы и все прочее, стоят в иерархии человеческих ценностей намного ниже чем абстрактное и мало понятное мне в то время понятие СОВЕСТЬ. Тот карманник, БЕССОВЕСТНЫЙ человек, понимал, что поступает неправильно, обворовывая беззащитную старушку. Он понимал, что скорее всего забирает у нее последнее, и знал о том, что нарушает закон, точнее Уголовный кодекс. И это его не остановило. Он принес людям горе, осознанно, потому что он не привык поступать по совести. А те люди, на рынке, которые вкладывали в руки моей бабушки свои кровные деньги? Как поступали они? Вот они поступали именно по совести. Потому что другого механизма, способного заставить человека добровольно достать из кармана что-то свое и отдать это совершенно незнакомому человеку, просто нет. Помогать людям, попавшим в беду, не может заставить ни один суд. Это решение сугубо добровольное. Это решение, которое способны принять люди, живущие исключительно по совести. И именно совесть является высшим мерилом человеческих поступков. СОВЕСТЬ, а не закон. Потому что многие готовы нарушать законы в каких-то мелочах, но далеко не все готовы пойти против совей СОВЕСТИ. В общем, в тот день, когда моя бабушка вернулась с рынка после того злосчастного происшествия, я сделал для себя единственно правильный выбор. Выбор, которому я остаюсь верен по сей день.

Вот так вот, не найдя ответа на глобальный и в какой-то мере философский вопрос о национальной идее, я нашел его совершенно случайно, пойдя в магазин за хлебом и водой. Точнее я даже не нашел его, я понял, что я знал ответ на этот вопрос много лет подряд, знал, но не мог понять, что истина лежит на поверхности. ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ. Жить в состоянии, в котором мерилом твоих поступков и высказываний служит даже не закон, а какой-то внутренний голос, четко знающий что правильно, а что неправильно. Голос, который не позволит тебе обворовывать бедных, пройти мимо нуждающихся, ударить слабого и беззащитного, промолчать при виде творящейся несправедливости, забыть свои долги и обещания, обманывать тех, кто доверяет тебе и унижать тех, кто волею судеб находится в твоей власти. И это превыше любых законов и заповедей! Этот голос, если он в тебе звучит, нельзя заставить замолчать и его невозможно обмануть. Нужно только разбудить его в себе, а потом безропотно к нему прислушиваться. Единожды начав, жить до конца дней своих исключительно ПО СОВЕСТИ.

Представьте себе, как измениться Россия, когда в ней большинство населения начнет жить по совести? Когда сдерживающим фактором станет не закон, который можно обойти, а некий внутренний стержень, не позволяющий отклониться ни на градус от сознательно выбранного образа жизни? Сколько грязи и несправедливости просто исчезнет из нашей повседневной жизни! Насколько мир станет чище и светлей! Скажите – утопия? Возможно. Но ведь я не призываю Вас раскрыть или развить в себе какие-то сверхспособности! Я говорю о том, что есть у каждого. Жить по совести это для нас так же естественно, как для рыбы плавать в воде, а для птицы – летать. Просто мы разучились это делать. Вернее у нас пропала необходимости оценивать свои поступки, анализируя правильно ли мы поступаем или неправильно. Для это есть масса органов, которые опираясь на законы, делают это за нас. Сегодня мы не несем ответственности за свои поступки. Точнее несем, но крайне редко, когда совершим что-то противозаконное. И узнаем мы о том, что поступили неправильно, исключительно от посторонних людей, на которых возложили те функции, которые изначально лежали на нашей совести. Но судя по всему, настало время вернуть себе право оценивать свои поступки. Настало время начать жить ПО СОВЕСТИ, оставив суды, полицию и прокуратуру для БЕССОВЕСТНЫХ, тех, кто навсегда или на время потерял человеческий облик.

Предвкушаю простой и ожидаемый вопрос. Вы наверняка спросите о том, как быть с теми людьми, порою властьимущими, которые не захотят жить по совести? Вы однозначно опасаетесь, что начав жить исключительно по совести, окажитесь во власти людей бессовестных, не готовых и нежелающих отказываться от своих привычек и принципов? Да, этот вопрос несомненно должен возникнуть у любого здравомыслящего человека. Но вместе с тем, Вы уже и сами знаете на него ответ. Скажите, а сможет ли человек, живущий по совести, промолчать, если увидит что кто-то где-то творит несправедливость? Это исключено! Совесть молчать не позволит! Те, кто примет для себя решение и начнет жить исключительно по совести, не только станет примером для окружающих, но и человеком, который объявит беспощадную войну тем, кто не хочет жить по совести, продолжая лавировать в законодательном поле, находя лазейки и используя их в своих корыстных целях. Если мы будем требовать чтобы все вокруг жили по совести и поступали исключительно правильно, то кто выступит против нас?

Вот такая в моей голове родилась картина, которая подбила меня к тому, чтобы я вынес на всеобщее обсуждение свой формат национальной идеи. Формат, который никто и никогда не сможет насадить декларативно, сверху, но который сможет объединить все население в единой порыве, будучи запущен снизу, добровольно и сознательно. Жить ПО СОВЕСТИ. Так легко и одновременно так сложно. Поступать ПРАВИЛЬНО. Всего-то… Казалось бы какие простые истины! А быть может в непонимании простых вещей и погоне за сложными и кроется наша основная проблема? Быть может именно в этих простых понятиях и кроется ключ к процветанию нашего государства?

Живите по совести, если сможете

Все знают, что надо жить по совести, и каждый человек снабжен этим внутренним нравственным критиком. Его отсутствие, а не бравада («нет у меня совести» или «моя совесть чиста – я ею не пользуюсь») всегда говорит о психическом заболевании. Угрызения некоего внутреннего цензора доводилось испытывать всем.

Почему же люди иногда поступают не по совести? Казалось бы, знаешь как правильно и неправильно, делай первое и не делай второго. Живи по совести, и тебе будет спокойно (религиозный вариант – получишь спасение).

Предлагаем рассмотреть, что представляет собой совесть, какие она задействует механизмы в нашем сознании, какие имеет критерии и зачем вообще нужна.

Замарав свою совесть неблаговидным поступком, человек должен постараться ее очистить, снять с себя вину и избавиться от стыда.

Для этого существует несколько способов:

  1. Извинение: социальный инструмент, дающий возможность признать свою вину и взять на себя ответственность за нее. Это позволяет восстановить социальные отношения. Целью извинения служит облегчение эмоциональной боли обиженного человека и получение его прощения. Приносить извинения следует таким образом, чтоб облегчить душу не только обидчику, но и обиженному им. Для этого извинение должно включать в себя: ясное выражение сожаления, признание того, что была нанесена обида, признание оскорбленных чувств обиженного, просьбу о прощении.
  2. Искупление: признание вины с последующим наказанием или необходимостью совершения добрых поступков. Представляет собой средство очищения и самосовершенствования. Человек, искупивший вину, становится достоин прощения. Еще одно средство искупления – пожертвования на благие цели, компенсация добром за причиненное зло, данная не обиженному, а кому-то другому.
  3. Раскаяние: сожаление о содеянном, просьба простить, переоценка своего поведения и решение больше не поступать подобным образом. Искреннее раскаяние обновляет и возвышает человека. Далее раскаявшемуся следует крепиться и призвать силу воли, чтобы не повторять ничего подобного.
  4. Покаяние: происходит перед богом, который простит, если человек отрекся от прежнего себя, который был способен на плохой поступок, глубоко раскаялся, произвел в себе серьезные перемены и фактически стал другим человеком. Поскольку покаяние – это не разговор с богом по телефону, а фактически тот же внутренний диалог с собой, то слукавить в этом случае невозможно, ибо «не покаешься – не спасешься». В отличие от бесед с совестью, покаяние предполагает вполне реальное наказание, назначенное от лица высшего существа, способного даровать прощение –священнослужителя, и готовность грешника это наказание принять с достоинством.
  5. Наказание себя: сознательное причинение себе вреда как физического, так и психологического. Не может быть эффективным средством само по себе, поскольку сосредоточено не на конкретных делах как позитивной компенсации за негатив, уравновешивании, а на негативных эмоциях, переживании, самоуничижении. Вместо исправления ошибки человек вредит себе в двойном размере: конкретные действия, направленные против себя и неискупленный проступок, оставшийся лежать в сознании тяжким камнем.

Важно! Получается, что жить без груза на душе и значит – жить по совести. Никогда ничем не запятнать ее просто невозможно, однако нужно находить с ней согласие, освобождать от балласта, который в какой-то момент станет непосильным.

Те, кто не могут справиться сами, а таких подавляющее большинство, прибегают к услугам психолога. Другие находят утешение и наставление в лоне церкви, не умея справиться самостоятельно и ища поддержки в высшем существе. Есть такие, кто решает проблемы совести, прибегнув к помощи друзей или родственников в надежде получить дельный совет. Самостоятельно человеку почти невозможно разобраться с запущенными проблемами в силу того, что изнутри их разглядеть трудно, как стоматологу невозможно вылечить собственный зуб.

Невозможно всю жизнь прожить безгрешно. В ней случается всякое, и приходится совершать разные, в том числе не очень красивые и неблаговидные поступки. Совесть является мерилом нравственности.

Она выявляет скверну, а дальше уже дело человека, как он распорядится полученными знаниями. Очистится – хорошо, поленится – скверна, подобно гнили, будет разрастаться и съедать его изнутри. Решение лежит на поверхности – соблюдайте психологическую гигиену.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *