Жизнь война

Жизнь война

Сунь Цзы (544 г. до н.э. — 496 г. до н.э.) был китайский генерал, военный стратег и философ, который жил в весенний и осенний период древнего Китая. Он считается автором Искусство войны, очень влиятельная работа военной стратегии, которая затронула западную и восточную философию.

Тогда я оставлю все возможное предложения. Вас также могут заинтересовать эти фразы о войне.

-Высшее искусство войны — покорить врага, не сражаясь.

-Если вы знаете врага и себя, не стоит бояться исхода сотен сражений.

-Утомляет врагов, заставляя их быть занятыми и не давая им дышать.

-Беспорядок происходит из порядка, трусость возникает из смелости, слабость проистекает из силы.

-Оружие — это смертельные инструменты, которые следует использовать только тогда, когда нет альтернативы..

-Если вы заставите противников не знать место и дату битвы, вы всегда сможете победить.

-Если инструкции не ясны, а объяснения и приказы не поручены, виноват общий.

-Только когда вы знаете каждую деталь состояния местности, вы можете маневрировать и сражаться.

-Появляется неполноценность и стимулирует его высокомерие.

-Генерал охватывает добродетели мудрости, искренности, человечности, мужества и строгости.

-Никогда не атакуйте с гневом и в спешке. Желательно потратить время на планирование и согласование плана.

-Защита на времена нехватки, атака на времена изобилия.

-Возможность убедиться в поражении в наших собственных руках, но возможность победить врага дает он сам.

-Маневрировать с армией выгодно. Маневрировать с недисциплинированной толпой опасно.

-Что скорость ветра, а компактность, как лес.

-Интеллигентный боец ​​навязывает свою волю своему врагу, но не позволяет навязать ему волю своего врага.

-Тот, кто знает, когда он может летать, а когда нет, победит..

-Скорость — это сущность войны.

-Знай своего врага и знай себя, и ты можешь сражаться в сотне сражений без катастрофы.

-Нет примера нации, извлекающей выгоду из затяжной войны.

-Будьте чрезвычайно тонки даже до бесформенности. Будьте крайне таинственны даже до точки отсутствия звука. Таким образом, вы можете быть директором судьбы вашего оппонента.

-Победившие воины сначала побеждают, а затем идут на войну, в то время как побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся победить.

-Я слышал о военных операциях, которые были неуклюжими и внезапными, но я никогда не видел ни одного эксперта по военному искусству, который бы поддерживал кампанию в течение длительного времени.

-Считайте своих солдат своими детьми, и они последуют за вами в самые глубокие долины; смотрите на них как на своих любимых детей, и они будут на вашей стороне даже в смерти.

-Сражаться и побеждать во всех битвах — не высшее превосходство; высшее превосходство состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага, не сражаясь.

-Каждый человек может увидеть тактику, которую я использую, где я побеждаю, но то, что никто не может увидеть, это стратегия, которая окружает победу.

-Чтобы победить врага, у всего военного командования должно быть только одно намерение, и все военные силы должны сотрудничать.

-Запретить предзнаменованиям, чтобы избежать сомнений.

-Сотня побед в ста битвах не является периодом мастерства. Подчинение врага без боя является апогеем навыка.

-Непобедимость заключается в защите; возможность победы в атаке.

-Если ты далеко от врага, заставь его поверить, что ты рядом.

-Тот, кто благоразумен и ждет врага, которого нет, победит.

-Вы можете выиграть, когда никто не может понять в любое время, каковы ваши намерения.

-Противостоять им с уничтожением, и они выживут; погрузите их в смертельную ситуацию и они будут жить. Когда люди в опасности, они могут бороться за победу.

-Генерал, выигравший битву, делает много расчетов перед боем. Генерал, который проигрывает, мало вычисляет.

-Худшая тактика — атаковать город. Осаждение, поворот в городе осуществляется только в крайнем случае.

-В практическом военном искусстве лучше всего взять страну врага целой и невредимой; разбить его и уничтожить это не так хорошо.

-Хорошие бойцы прошлых лет сначала подвергаются риску поражения, а затем ждут возможности победить врага..

-Поэтому главное в войне — атаковать стратегию врага..

-Качество решения похоже на сводку ястреба, которая позволяет ему атаковать и уничтожать свою жертву.

-Когда приказы разумны, справедливы, просты, понятны и последовательны, существует взаимное удовлетворение между лидером и группой.

-Тот, кто прибывает первым на поле битвы, ожидает прибытия врага на бой. Те, кто опаздывает на поле битвы, должны спешить и прибывать в изнеможении.

-Важно искать агентов врагов, которые пришли, чтобы шпионить за вами и подкупить их, чтобы они служили вам. Дайте инструкции и позаботьтесь о них. Затем в два раза больше агентов набирается и используется.

-Если и ваш враг, и вы невежественны, тогда вы находитесь в точной опасности.

-Вы не можете получить правду от шпионов без тонкости.

-Если бой гарантирует победу, тогда вы должны сражаться, даже если губернатор запрещает это; Если бой не гарантирует победу, то вы не должны сражаться даже по приказу правителя..

-Генерал, который наступает, не желая славы, и уходит в отставку, не опасаясь несчастья, единственная мысль которого состоит в том, чтобы защитить свою страну и обеспечить хорошее служение своим государям, является жемчужиной королевства..

-Там никогда не было длительной войны, от которой страна выиграла.

-Пусть противники увидят то, что для вас обычное, как необычное; заставить их видеть как обычно то, что необычно для вас.

-Если мы знаем, что наши люди могут атаковать, но не понимают, что противник не готов к атаке, мы шли только к победе.

-Только просвещенные правители и мудрые генералы используют величайший интеллект армии, чтобы шпионить, и, следовательно, достичь больших результатов.

-Секретные операции необходимы в войне; через них армия основана, чтобы сделать все свои движения.

-Чтобы понять преимущества победы над врагом, они должны иметь свои награды.

-Если наши солдаты не покрыты деньгами, это не потому, что они ненавидят богатство; Если их жизнь не слишком долгая, это не потому, что они не склонны к долголетию.

-Когда заложников отправляют с похвалой, это признак того, что враг хочет перемирия.

-Просвещенный правитель внимателен, а добрый генерал полон осторожности.

-Никогда не перебивайте врага, когда он совершает ошибку.

-В страхе перед хаосом есть также возможность.

-Беспокойся об одобрении народа и ты станешь их пленником.

-Пусть твои планы будут темными и непроницаемыми, как ночь, а когда ты будешь двигаться, бей как молния.

-Вся война это обман.

-Кто хочет драться должен сначала знать стоимость.

-Если ваш враг злится на себя, постарайтесь раздражать его. Он притворяется слабым, так что он растет в высокомерии.

-Чтобы узнать своего врага, ты должен стать его другом.

-Возможности множатся по мере использования преимуществ.

-Вы можете быть уверены, что ваши атаки всегда бьют, если вы атакуете только незащищенные точки.

-Тот, кто может изменить свою тактику в зависимости от своего противника и таким образом добиться победы, может называться капитаном, рожденным на небесном роге.

-Можете ли вы представить, что бы я сделал, если бы я мог сделать все, что я могу?

-Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это звук, предшествующий поражению.

-Лидер ведет пример, а не силой.

-В численном превосходстве — экономия силы.

-Победа предназначена для тех, кто готов заплатить свою цену.

-Люди должны быть знакомы со стратегией, те, кто понимает ее, выживут, те, кто не погибнет.

-Во времена мира готовься к войне, во времена войны, готовься к миру.

-Самый мудрый воин избегает конфронтации.

-Атакуй, когда ты не готов, покажи себя, когда тебя не ожидают.

-Исследователь может быть быстрым, как ветер, шпион может молчать, как лес, а пехота — как гора. Но в отличие от них я побеждаю огнем.

-Не зависит от того, что противник не появляется, это зависит от того, насколько он к нему готов.

-Когда простые солдаты очень сильны, а их офицеры очень слабы, результатом является неповиновение.

-Если ты знаешь своего врага лучше, чем ты сам, исход битвы уже решен.

-То, что древние называли проницательным бойцом, — это тот, кто не только побеждает, но и отличается простотой..

-Тот, кто знает, не проповедует, тот, кто проповедует, не знает.

-Даже самые прекрасные мечи, погруженные в соленую воду, в конечном итоге будут ржаветь.

-Когда враг расслаблен, заставь его попробовать. Когда вы удовлетворены, заставьте его чувствовать себя голодным. Когда сидите, сделайте это.

-Если вы подождете у реки достаточно, трупы вашего врага пройдут перед вами.

-Можно знать, как победить, не будучи в состоянии сделать это.

-Особенность великого солдата в том, что он сражается на своих условиях или не сражается.

-Убедите своего врага, что он мало выиграет, если он нападет на вас, это уменьшит его интерес.

-Колеса справедливости вращаются медленно, но вращаются хорошо.

-По поведению простого человека можно узнать состояние целой армии..

-Тем не менее, существует не более пяти основных цветов, но сочетание дает больше нюансов, чем вы когда-либо видели.

-Искусство войны имеет жизненно важное значение для государства.

-Существует не более пяти музыкальных нот, однако комбинации этих пяти приводят к большему количеству мелодий, чем можно услышать.

-Порядок или беспорядок зависит от организации; мужество или трусость обстоятельств; сила или слабость положения.

-Вы можете обеспечить позицию своей защиты, если вы занимаетесь только позициями, которые не могут быть атакованы.

-Если вы отправите подкрепление везде, вы будете слабым везде.

-Большие результаты могут быть достигнуты с небольшими усилиями.

-Невидимый солдат, который выполняет свою миссию и возвращается домой.

-Мир — истинная цель войны

-Контроль над большими силами регулируется тем же принципом, что и контроль над несколькими людьми: это просто вопрос разделения их чисел.

СУББОТНИЙ ЛЕКТОРИЙ «ПЛАТФОРМЫ» НА ПЛОЩАДКЕ ИНСТИТУТА ВЦИОМ

Сунь Цзы в принципах управления и бизнес-кейсах

Ирина Гришина и Марк Завадский

Ирина: Сегодня мы будем говорить о Сунь Цзы, вообще о Китае и о социокультурном срезе современного китайского общества. И, если останется время, немного о факторах, влияющих на развитие креативности современных китайцев.

Я не знаю, есть ли среди нас профессиональные китаисты. Но если есть, тогда надеюсь на снисхождение. Потому что тема, о которой я буду сегодня говорить – я не могу сказать, что она для меня выстраданная. Но это то, что мне интересно, что так или иначе всегда присутствует на подкорке моих размышлений о Китае и что, собственно, связано с китайской средой.

Я думаю, в связи с тенденцией разворота на Восток стала заметна «сахарная вата» китайских речей и обещаний, в которой увязли как многие российские бизнесмены, так и, возможно, представители политической элиты. Тем не менее нужно сказать, что за лицом Конфуция, которое Китай любит показывать миру, из-за плеча этого благородного мужа со всем его человеколюбием, виднеется фигура раз Сунь Цзы с его знаменитым трактатом «Искусство войны». Трактат Сунь Цзы – во многом универсален и можно даже сказать, что там ничего особенного и нет – одни очевидные, объективные истины.

Есть несколько вариантов происхождения данного текста, но мы рассмотрим традиционный, в котором автором «Искусства войны» является Сунь У. О данной фигуре есть упоминания в различных китайских трактатах. Самое развернутое и забавное – в свитках «Весны и осени У и Юэ». Здесь рассказан небольшой случай, который характеризует личность этого персонажа.

Было такое царство У, и армия этого царства была ослаблена, но правитель был очень зол на правителя соседнего царства Чу. То была эпоха нестабильности и постоянных войн. Правитель понимал необходимость войны, но опасался послать свое войско на верную смерть. Военачальники горели желанием сразиться, но если все геройски погибнут, не достигнув своей цели, поход будет напрасен. И вот правителю царства У представили военачальника, которого мало кто знал. На тот момент, судя по известным нам текстам, он не участвовал в крупных сражениях. Но, тем не менее, был представлен ко двору и изложил свою теорию, то есть те принципы, о мы сегодня поговорим. Царь У сказал: да, эти стратагемы имеют смысл. Но можете ли вы доказать их эффективность каким-то простым и понятным примером?

Один из основополагающих принципов – управлять множеством так же просто, как управлять малым. При дроблении большого числа на малые группы и выстраивания взаимодействия между группами, во главе которых поставлены компетентные и верные люди, и при том, что сердца всех членов этого коллектива бьются, как одно сердце, то есть они в глубине поддерживают и одобряют устремления своего правителя, управление будет безупречным.

Образцовые маневры Сунь У предложил провести прямо в гареме правителя. Две любимые наложницы возглавили два небольших отряда. Сунь обучил их простейшим движениям, реакциям на сигналы, и так далее. Настало время показать, чего они достигли. Перед лицом правителя девушки развеселились и совершенно не покорялись приказам. Сунь У объяснял еще, снова отдавал свои приказы, но обратная связь была нулевой. Тогда он сказал: хорошо. Если войско не повинуется своему военачальнику, возможно, плох военачальник: неверно поставил людей и неверно объяснил им задачи. Но в нашем случае было сделано все возможное. Следовательно, проблема в самом войске. Двух полководцев, которые отвечают передо мной за действия войска, необходимо обезглавить. Сунь разъярился так, что у него порвались шнурки шапочки на голове. Правитель, естественно, отреагировал: давайте остановим этот эксперимент! Он не хотел терять своих любимых наложниц. «Пища будет мне не в радость», — воскликнул он. Но Сунь был тверд. Когда командующий понимает выгоду от принятия решения, он может не повиноваться приказам правителя, ответил он. И девушкам отрубили головы.

В трактате впервые, возможно, была озвучена идея о том, что в критических ситуациях полководец, если он считает верным свое решение и, естественно, если он обладает всеми необходимыми добродетелями — то он может не повиноваться приказам. Так что девушки были обезглавлены, и войско немедленно показало замечательные результаты. Правитель принял решение сформировать войско, вымуштровал его в соответствии с принципами Суня, отправил войско на войну и выиграл.

Самое интересное в этом коротком, афористичном тексте, что он вот уже две с половиной тысячи лет остается актуальным. И не столько для философской традиции, сколько для управленческой. На самом деле, менеджмент, искусство управления – весь его понятийный аппарат — был сформирован на Западе. Но с текстом Сунь Цзы произошла очень интересная трансформация. Практически он стал экспортным продуктом Китая для различных менеджерских и бизнес-школ на Западе. В китайских школах, институтах, университетах он также изучается. Когда я училась в китайской школе MBA, у нас был достаточно подробный курс о современной конкуренции в стране. В рамках этого курса специально анализировалось влияние тезисов «Искусства войны» на процессы конкуренции в Китае. А внутри Китая она очень жесткая.

И этот опыт перенимается, например, в Штатах есть целая школа, основателями которой являются американцы, которые разработали целую систему правил управления бизнесом и управления своей жизнью по Сунь Цзы. В духе американской бизнес-традиции: «10 шагов, как изменить свою жизнь к лучшему по Сунь Цзы», и так далее. Я думаю, все смотрели фильм «Волк с Уолл-стрит». Главный герой говорит, что каждая битва должна быть выиграна еще до ее начала. То есть в принципе можно сказать, что Сунь Цзы в Штатах – тоже своего рода мейнстрим, и уже достаточно долго.

Как я уже говорила, когда читаешь этот трактат в переводе, не создается впечатления, что это истины, которые претендуют на большую оригинальность. Мне кажется, любое действие можно подогнать под какие-то принципы из «Искусства войны». Но мы здесь не будем так поступать. Наверное, лучше я буду рассказывать о самих принципах, а Марк мне поможет с примерами бизнес-кейсов из практики «Алибабы» .

Нужно сказать, что многие российские компании, которые выходят на китайский рынок, уже испытали, а крупный бизнес также недалек от испытания определенного разочарования от сотрудничества с Китаем. Потому что мало какие ожидания сбылись, несмотря на огромное количество подписанных меморандумов о намерениях.

О китайцах думают, что они загадочные, никогда не говорят «нет», их сложно понять. На самом деле китайцев понять очень просто. Если они видят прямую выгоду от ситуации – они будут действовать. А если они выгоды не видят, они будут бездействовать. Оперативный покой, созерцательная пассивность. Нам нетрудно подписать очередной меморандум, думают китайцы, давайте его подпишем. Они не идут на открытую конфронтацию, потому что в споре можно потерять больше сил, чем если согласиться с какими-то предложениями. Ведь принципиальное согласие не обязывает ни к каким конкретным действиям, особенно если оно получено в условиях давления. То же самое касается подготовки аналитики по Китаю на основе открытых источников.

А причем здесь Сунь Цзы? Вот еще один эпизод, который нам это объяснит. После событий на площади Тяньаньмэнь на Китай были наложены очень серьезные санкции. Но Китай не ответил на эти санкции контрсанкциями. Никак не отреагировал. Инициатором выступили, естественно, Соединенные Штаты Америки. А на тот момент в Китае уже была провозглашена политика открытости. Китайцы подумали над своей стратегией: чего мы хотим добиться? Мы хотим продолжать реформы, мы хотим продолжать политику открытости. А введение контрсанкций способствовало бы продолжению изоляции. И тем самым не соответствовало конечной цели. По Сунь Цзы, сто раз сразиться, и сто раз победить – это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего – это победить, не сражаясь. И, соответственно, Китай, понимая, что какое-то время со Штатами ситуация будет не очень хорошей, стал развивать отношения со странами азиатско-тихоокеанского региона, налаживать отношения с Европой. Эта политика дала плоды. Спустя буквально два года Штаты тоже пошли на попятную. И уже санкции были не такими жестокими, и так далее. А Китай, он следовал своей стратегии, и по большому счету, добился цели. То есть стал интегрированным в глобальные процессы государством.

Искусство управления, о котором пишет Сунь Цзы в своем военном трактате – это умение соответствовать переменам. И быть разумным в китайском понимании – это значит, сообразовываться с текущим моментом. Вот отсюда проистекает практика, когда вы год согласовывали различные нюансы контракта, вроде бы все уже согласились, все исследования проведены. Но тут меняется ситуация, и ваш китайский партнер говорит: мы хотим пересмотреть условия еще раз. Хотя, предположим, подписание у вас через неделю.

Возможно, это такие китайцы, которые действуют по Сунь Цзы и отдают себе отчет, что есть такая тактика и стратегия. Но дело в том, что «Искусство войны» вплетено в культурный код и само мышление китайцев. Так что могут прямо и не соотносить свои действия с трактатом. Истина – она лежит на поверхности. И вот Сунь Цзы говорит, что войско, когда есть порядок, когда полководцы на своих местах, когда войско в едином порыве и согласно с тем, что думает полководец – тогда оно подобно потоку воды. А как можно контролировать поток воды?

Китайцы – они очень прагматичные люди. Они могут рассуждать о дружбе, сотрудничестве и так далее, но какие-то конкретные, какие-то очень простые, можно сказать, буржуазные ценности – для них являются очень важными. Да, у них такая длинная история, и традиции, и принципы уважения к старшим, и так далее. Но, тем не менее, у китайцев заметно пренебрежение к неизменным законам. Не в том плане, что они считают их совершенно беспочвенными и пустыми понятиями. Скорее, речь идет об интерпретации этих законов в соответствии с выгодой, которую в данной, конкретной ситуации ты можешь получить.

Вот у Марка есть бейджик «Алибабы». У них сформулированы четыре основных принципа, которыми должен отвечать сотрудник. И основное – это готовность к переменам. Даже не готовность к переменам, а возможность принять изменившуюся ситуацию. Предположим, вы выбрали стратегию. В нашей западной культуре менеджмента есть стратегия, определенные цели у руководства, эти цели спускаются ниже и делятся на подцели, дробятся, и достижение каждой из них, шаг за шагом, в итоге приводит к тому, что достигается глобальная цель, которая соответствует стратегии. Сотрудник, который обдумывает действие, которое, возможно, кажется ему верным и правильным, спрашивает себя: как это соотносится со стратегией? И если не соотносится, мы от него отказываемся. Но вот в «Алибабе», наоборот, приветствуется постоянная готовность к переменам.

Марк Завадский возглавляет российское подразделение компании «Алибаба», крупнейшего мирового интернет-трейдера.

Марк: Во-первых, спасибо за первую часть очень интересного выступления. На самом деле я не так хорошо знаю этот трактат, как Ирина, и, наверное, так над ним не рефлексировал. Но я теперь понимаю, глядя на свою работу в компании, что принципы Сунь Цзы действительно видны. И в day to day в менеджменте компании, и в том, как компания работает с сотрудниками и с партнерами. Как в ней устанавливаются цели, как они исполняются. И вот, действительно, у меня есть бейдж, на котором написаны основные принципы или ценности сотрудника. На третьем месте идет принцип, по-английски это – embrace changes. То есть, не просто быть готовым, а как бы принять, вобрать в себя изменения и стать их частью. На практике это значит, что принцип неопределенности лежит в основе работы компании. То есть в каждый момент у тебя нет четкой точки опоры. Человек должен быть готов к тому, что точка опоры может уйти.

Но при этом, тоже интересный момент, если первый принцип Сунь Цзы – готовность к изменениям, то другой важный момент – это необходимость фокусировки на основном. Казалось бы, их сложно объединить вместе, но это возможно. То есть у тебя всегда есть чувство полной неопределенности, и при этом есть четкая цель, которая может достаточно быстро меняться, но она всегда очень четкая и фокусированная. И ты никогда не распыляешь свои усилия. То есть, в каждый момент времени ты четко сфокусирован, ты – копье. Цель копья может меняться, но ты всегда на что-то устремлен, всегда на что-то нацелен. Неопределенность не равноценна расслабленности – это очень важно. Это полная мобильность и готовность в любой момент броситься в другую сторону, но с полной самоотдачей.

Ирина: В каллиграфии есть манера написание иероглифов — манера дрожащей кисти. Рука держит кисть и при этом она расслаблена, но в то же время все моменты бытия сосредоточены здесь. Когда достаточно долго кисть в напряженном состоянии, а потом в один момент неотрывным движением пишется иероглиф. И так достигается цель.

Давайте возьмем еще такой момент. Процитирую перевод Малявина. «Если знаешь врага – и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет. Если знаешь себя, а его не знаешь – один раз победишь, другой раз потерпишь поражение. Если не знаешь ни себя, ни его – каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение». Достаточно часто говорят о том, что есть недостаток китаистов в России. Но в Китае как раз Россию изучают и знают очень хорошо. Там очень большое количество различных think tanks. В данном случае, конечно же, «изучение врага» – не хочется говорить, но… китаисты нужны нашим власти и бизнесу. Китай нацелен на то, чтобы знать и себя. Не так давно Ли Кэцян, когда успокаивал глобальную общественность по поводу краха на фондовых биржах в Китае, объявил о восьми принципах, которые будут соблюдаться, чтобы привлечь в Китай иностранные инвестиции. Это такая китайская традиция – четко, коротко, ясно сформулировать основные положения своей стратегии, и как ни странно, потом их и придерживаться. И это действительно дает свои плоды и результаты.

У нас априори принято суждение, что понять Китай невозможно. Китайцы сами рады поддержать эту точку зрения. Когда у китайца истекают все аргументы, он может сказать: лаовай (кит.) – ты иностранец, ты не понимаешь. Все, на этом дискуссия окончена. И, в принципе, иностранец оказывается в вакууме, потому что он действительно думает: такая длинная культурная традиция – что я могу понять? Может быть, там за этим действием действительно что-то стоит. И это нас отличает. Например, русский человек, знающий много пословиц и поговорок, в нашей системе ценностей не считается носителем сакрального знания. Если мы будем беседовать, и на каждую вашу реплику я буду выдавать какую-то поговорку, скорее всего я сойду, в лучшем случае, за фрика. А в китайской традиции вопрос стоит несколько иначе. Речь идет, скорее всего, об идиоме из какого-то древнего трактата. Скажем, качество российских переводчиков определяется тем, сколько таких идиоматических выражений они знают. Здесь идет отсыл к культурной традиции. Если ты можешь квинтэссенцию сакрального древнего знания выразить в одной краткой формуле, да еще и к месту – это становится показателем уровня твоего образования и, в принципе, уровня развития, не побоюсь сказать.

А теперь про 5 качеств полководца. Это знание, доверие, доброта, мужество и строгость. На первый взгляд, они похожи на принципы Конфуция. Но с таким различием, что у Конфуция на первом месте стоит принцип человеколюбия. А здесь на первом месте стоит знание, рациональность. Рациональность, граничащая даже с цинизмом, потому что Сунь Цзы поощряет шпионаж. В трактате Сунь Цзы достаточно четко и подробно, возможно, впервые в истории военных трактатов, рассматривается вопрос подготовки и правильного использования шпионов. Там есть классификация шпионажа: ваш шпион, перевербовка шпиона противника, вербовка кого-то из стана противников, и дальше те выгоды, которые ты получаешь от работы с каждым типом шпионов.

Я думаю, ни для кого не секрет, что сейчас промышленный шпионаж – достаточно интересная тема при обсуждении Китая. Может быть, на этой площадке будет какой-то эксперт, который повернется к нам спиной и расскажет об этом что-нибудь интересное. Сейчас в Китае над проблемой IP, интеллектуальной собственности, бьется много умов. Китай предпринимает большие усилия, чтобы изменить свою репутацию фабрики по копированию всего на свете. Китайцы хороши очень в коммерциализации научных решений и технологических разработок – это действительно так, такой большой плюс. Но многих пугает репутация Китая: мы туда поедем, мы им все покажем, а они у нас все украдут. Для Китая преимущество такого положения дел в том, что это дешевый вариант. Зачем в RND вкладывать большие деньги и годы разработок, когда, в принципе, это можно просто взять готовым. Но что интересно. Хотя Китай серьезно работает над тем, чтобы система защиты прав интеллектуальной собственности действительно работала у них в стране, мое личное мнение, в глубине души китайцы не видят этического конфликта в копировании чьих-то идей. Для них это, опять же, своего рода стратегия, и это своего рода победа. И это коррелирует с Сунь Цзы.

Вот еще один тоже интересный такой принцип – правильно выбрать тактику и эффективно применять дипломатические приемы. На самом деле, основная идея трактата в том, чтобы не доводить до войны. Если ты можешь с помощью интриг, дипломатических приемов, заключения альянсов вывести ситуацию к тому, что война будет не нужна – то это и есть наилучший вариант развития событий. А если войны не избежать, то она должна быть очень короткой и победоносной, чтобы народ поддерживал по-прежнему правителя, и, соответственно, все было в порядке. В том же ряду, и видно на многих примерах, даже на недавних китайско-российских – умение следовать за противником, вынуждая его раскрываться и брать на себя инициативу в невыгодном для него положении.

Или вот как Марк говорил о том, чтобы находиться в постоянной мобилизации, готовности действовать. У Сунь Цзы есть интересный принцип – умение переключаться между состоянием действия и бездействия. Звучит просто, но достигается достаточно сложно. Потому что это значит, что ты в каждый момент, здесь и сейчас, готов предпринять решительное действие. Но наслаждаться не при этом процессом, а именно результатом. Нужно опережать противника, в нужный момент быть пассивным, заставляя противника раскрыть свои карты, а когда противник не ожидает, нанести удар. Или, наоборот, ублажать противника льстивыми речами, еще чем-то, чтобы он просто запутался в сахарной вате, и у него создалось такое впечатление, что все замечательно. Он расслаблен, он пассивен, он не готов к действию. И здесь нанести решающий удар.

Вот это мне лично в Сунь Цзы импонирует. Я просто такой человек, что не умею наслаждаться процессом, я всегда предвкушаю результат. Даже если процесс был приятен, но результат не достигнут – для меня это, честно скажу, такое разочарование. И, в принципе, у Сунь Цзы – то же самое. Если не был достигнут планируемый результат, то сам по себе весь этот процесс – он не имел смысла.

Сунь Цзы говорит о том, что для этого ты должен вести себя нестандартно. Вот, по поводу бизнес-кейсов, интересный пример из моей практики. Если ты провел одни переговоры с китайцами – считай, что 100 переговоров провел. Потому что все предсказуемо. Всегда есть главный у вас, главный у китайцев. Ты знаешь, как нужно всех рассадить. Сначала говорит тот, на чьей стороне проходит встреча, потом говорит другой, потом говорят все остальные, по рангу, и заключительное слово – опять же, по порядку. То есть, так как люди знают, как себя вести, что происходит – и все довольно расслаблены. Потому что все уже привыкли к церемониалу этих переговоров. Такие вот социальные поглаживания в известной вам обстановке. Но тут происходит что-то совершенно невообразимое. Младший менеджер со стороны китайской делегации начинает хамить. Например, задавать кому попало вопросы, размахивая руками, абстрактные вопросы, которые не относятся к теме. Естественно, это вносит некоторую сумятицу в процесс переговоров. А китайская сторона в это время просто сидит и наблюдает. И никто, даже руководитель этого человека, не делает никаких попыток его успокоить. Это как раз такой нестандартный ход, когда твои действия не могут предугадать, и в этот момент можно понять действительную реакцию противной стороны на то, что происходит. То есть, если у вас нет никаких других средств, то это средство – подходящее.

Это продолжение умения переключаться между ситуациями. Китайцы очень много сил тратят на то, чтобы действительно понять ситуацию: на таком тонком уровне, чтобы знать ее досконально. Помню интересный такой пример. Как и многие здесь, я изучала negotiation skills в программе MBA. Но я очень плохо торгуюсь. А в Китае это одна из основных характеристик, которыми должен обладать уважающий себя китаист. Я не обладаю ею, поэтому, наверное, и китаистом себя не считаю. Однако я получила самый высокий балл в классе по negotiation skills. Я была так горда собой, что подумала: ну, все, сейчас на китайском антикварном рынке, где продают милые подделки, я покажу класс. Подошла к продавцу и задала вопрос: сколько стоит эта птичья клетка? Он назвал цену. Я, в соответствии со всеми традициями, спросила его: а вам не кажется, что это несколько дорого? Он мне сказал: дешевле – на помойке. Вот на этом, соответственно, у меня закончился коммуникативный процесс. Человек использовал тот же принцип выведения меня из зоны комфорта. Они очень тонко чувствуют ситуацию и видят, когда ты уверен в своих силах, а когда – нет. Это происходит на таком, животном, что ли, уровне.

И я думаю, что мы должны вынести из этого всего важность изучения не только Китая, но и себя тоже. Потому что, когда мы плохо знаем себя, не можем четко сформулировать свою цель, изложить наши ожидания от сотрудничества с Китаем, это в итоге оборачивается на пользу китайской стороне. Тут нужно помнить еще один из принципов – превращение силы соперника в его слабость. И, конечно же, умение идти на компромисс, даже когда компромисс неявен и неочевиден. Я думаю, что на этом я закончу свою речь. А Марк некоторые положения проиллюстрирует парой примеров из «Алибабы».

Марк: Я приведу несколько анекдотов. Суббота, все-таки. Место иностранца в китайской компании бывает иногда довольно странным. Один мой хороший знакомый устроился на позицию вице-президента в компанию, которая работает на рынке как крупный девелопер. Они взяли одновременно 10 иностранцев. Первое задание, которое им дали – найти национальные костюмы и выступить на корпоративе, чтобы каждый спел песню своей страны. И после этого мой друг уволился из этой компании. Стало понятно, что их взяли на роль клоунов, развлекать китайский менеджмент.

Что касается пассивной мобильности и сладкой ваты, я могу привести историю «Алибабы» и eBay в Китае. В 2003 году eBay вышел на китайский рынок и сразу занял порядка 70% продаж в секторе B2C, то есть продаж от компаний напрямую покупателям через интернет. В то время у «Алибабы» был только бизнес, связанный с B2B, business to business, то есть продажами от компаний компаниям. И в «Алибабе» говорили: да, пришел большой игрок, ну как с ним конкурировать! А в это время в секретной обстановке группа сотрудников работала над новым проектом в области B2C. Четыре месяца об этом никто не знал, кроме этой группы из 30 человек. И совершенно неожиданно для eBay появился проект Taobao, который в течение четырех лет не брал комиссию с продавцов. И за 2 года доля eBay упала до 10%, а доля Taobao выросла до 70-80%.

Был вопрос по поводу моего бейджа, какие другие принципы компании на нем записаны. Так вот. Первый принцип: главное – это покупатель. То есть мы считаем, что работаем для покупателя, и вообще наша задача – сделать так, чтобы ему было максимально удобно и выгодно. Поэтому на самом деле все наши партнеры от нас стонут, мы их прожимаем очень сильно — именно для того, чтобы для покупателя в конечном счете выдать лучшее предложение.

Второй момент – это работа в команде. Вообще, в «Алибабе» без команды делать ничего невозможно. Как правило, это проектная работа. Потому что у тебя, как у единицы, практически нет своего ресурса. Вне зависимости от должности, которую ты занимаешь, ты вынужден опираться на своих коллег. Причем не только в том департаменте, в котором ты работаешь. Успешный проект внутри «Алибабы» -тот, который ты придумал сам и которым ты смог заразить коллег из других департаментов. Только тогда этот проект имеет шансы на успех. Потому что, например, у департамента, который занимается бизнес-развитием, нет технических ресурсов. Ты должен убедить инженеров и программистов, что у этого проекта есть будущее, что он принесет прибыль или оборот, или что-то другое. И если ты их убедишь, вы вместе сможете делать этот проект. Это то, о чем говорил Сунь Цзы: полководцу нужно заразить своей идеей всех вокруг, только тогда можно победить.

Директивного управления, как такового, к нас нет. Кстати, возвращаясь к Сунь Цзы – о том, что полководец может оспорить решение императора – в «Алибабе» нет четкой субординации. То есть ты можешь обратиться напрямую к начальнику твоего начальника и даже к начальнику начальника твоего начальника; ты можешь напрямую общаться с любыми департаментами вокруг. У тебя есть конечная цель. Она понятна и практична. Это оборот, это прибыль. Твой главный ресурс – это твое время. Через полгода ты должен добиться определенных показателей. И ты можешь идти проторенным путем, но сделаешь на тройку, а не на пятерку. А можешь рискнуть, и пойти инновационным путем, заразив этим коллег. Есть риск, что у тебя не будет вообще ничего, зато если у тебя получится, результат будет выше.

Следующий принцип – integrity по-английски, по-русски – цельность, честность, доверие. И к себе, и к компании. Пятый пункт – это энтузиазм. Ты должен действительно болеть за то, что ты делаешь, и в «Алибабе» это очень развито. Это сложная компания, когда ты в ней работаешь. Но у компании есть миссия, есть цель, и только когда ты их разделяешь, ты можешь справиться со сложностями, связанными с характером работы. Любое маленькое дело требует от тебя очень больших усилий. Просто потому что у тебя огромная внутренняя конкуренция. У тебя нет поддержки внутри изначально. Ты должен доказывать и внешнему миру, и внутри компании, что твой проект лучший. Потому что ресурсов всегда меньше, чем проектов. И последний принцип – это профессионализм. То есть ты должен разбираться в том, что ты делаешь.

А еще у нас как раз недавно сформулировали 4 новых принципа, по которым мы ищем новых сотрудников. Первый принцип – это ум. Второй принцип — человек должен быть устойчив к поражениям. Он должен быть готов там 5 раз упасть и 5 раз подняться. Это стойкость внутренняя. Упорство. Третий – это радость, оптимизм. Ты должен быть упорным и при этом веселым. Не уныло толкать работу вперед, а делать ее с радостью. И четвертое – это рефлексия. Ты должен каждую минуту, каждый день, каждую неделю думать о том, а все ли ты сделал? А что ты не сделал? А как можно было сделать лучше? Ты должен постоянно сам оценивать свои действия. Но эта рефлексия не может быть деструктивной. Потому что ты же весел. И если убрать в этой комбинации что-то одно убрать, то три оставшихся образуют страшное сочетание. Ты будешь унылым, упрямым и рефлексирующим. Или будешь веселым дураком, который упорно повторяет ошибки. Только эти четыре качества вместе дают человека, который нужен «Алибабе».

Но для философов, которые в большом количестве здесь присутствуют, веселость и рефлексия, мне кажется, вещи, трудно совместимые. Поэтому, наверное, я свою часть иллюстрационную на этом закончу.

СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ

Сунь-цзы, У Ци ле чжуань — Жизнеописание Сунь-цзы и У Ци 1

Сунь-цзы У («Воинственный») был уроженцем княжества Ци. Свой труд о законах ведения войны он представил на рассмотрение ускому вану Хэ Люю 2. Хэ Люй сказал: «Ваш 13 главах 3 я полностью рассмотрел. Нельзя ли устроить маленькую проверку вашего умения управлять войсками?» ответил: «Можно». Хэ Люй спросил: «Можно ли попробовать на обучении женщин?» ответил: «Можно». Тогда отдал соответствующие распоряжения. Вызвали из дворцовых покоев красавиц, их набралось 180 человек. Сунь-цзы разделил на два отряда, во главе каждого поставил одну из любимых наложниц вана и приказал всем взять в руки алебарды 4. Отдавая им распоряжения, спросил: «Знаете ли вы, ваше сердце, правая и левая рука, спина?» Женщины ответили: «Знаем». Сунь-цзы продолжал: «При команде «вперед!», обратитесь лицом туда, куда смотрит сердце; при команде «налево!» обратитесь в сторону левой руки; «направо!»- обратитесь в сторону правой руки; «назад!»-обратитесь в сторону спины». Женщины ответили: «Понятно».

Установив распорядок действий, поднял секиру 5 и подробно и тщательно все объяснил. Затем он подал барабанным боем сигнал «направо», но женщины рассмеялись. Сунь-цзы сказал: «Если распорядок неясен команды не усвоены- это вина военачальника». Он вновь подробно и тщательно все объяснил и подал барабанным боем сигнал «налево!», женщины снова рассмеялись. Сунь-цзы сказал: «Если распорядок неясен команды не усвоены-это вина военачальника, если распорядок уже ясен, но ему не следуют-это вина командиров». И решил казнить командиров правого и левого отрядов.

Уский ван, наблюдавший за происходящим с террасы дворца, очень испугался, увидев, что собираются казнить его любимых наложниц. Он поспешно послал вниз гонца с распоряжением: «Я уже убедился, что вы, полководец, умеете управлять войсками, но без этих двух наложниц мне еда не будет сладка. Я не хочу, чтобы их казнили». Сунь-цзы ответил: «Я уже назначен командующим. командующий находится в войсках, не все приказы правителя являются обязательными». Затем отрубил головы командирам отрядов в назидание и назначил командирами двух следующих наложниц. Тогда он снова стал отдавать распоряжения барабанным боем, женщины стали налево и направо, вперед и назад, становиться на колени и вставать в соответствии с распорядком, не осмеливаясь издать ни звука 6.

Тогда Сунь-цзы послал гонца доложить вину: «Войско уже приведено в порядок. Ван может спуститься для личной инспекции. Как бы правитель ни пожелал использовать его, оно пойдет в огонь и в воду». Уский ван сказал: «Вы, командующий, заканчивайте учение отправляйтесь домой, я не желаю спускаться для инспекции». Сунь-цзы сказал: «Вам, правитель, нравятся лишь рассуждения , вы не в состоянии применять их на деле». Тогда Хэ Люй понял, что Сунь-цзы умеет управлять войсками, и в конце концов назначил его командующим.

На западе разбили сильную чускую вступили Ин 7, на севере создали угрозу Ци и Цзинь. прославился среди чжухоу. Во всем этом есть заслуга Сунь-цзы 8.

Через 100 с лишним лет после кончины Сунь У жил Сунь Бинь 9. Бинь вырос недалеко от городов Э и Чжэнь. Бинь, очевидно, был отдаленным потомком Сунь У. Когда-то Сунь Бинь вместе с Пан Цзюанем изучал законы ведения войны. Потом служил в Вэй и был назначен командующим войсками Хуэй-вана 10, но по способностям считал себя не ровней Сунь Биню. И он тайно послал позвать Сунь Биня в Вэй. Когда Бинь прибыл, Пан Цзюань, опасаясь, что тот своими достоинствами затмит его, сумел так использовать законы, что Сунь Биню отрубили коленные чашечки, а на лицо поставили клеймо. Так надеялся упрятать его подальше, чтобы не смог попасть на службу. Когда циский посол прибыл в Лян 11, Сунь Бинь с помощью тюремного служителя тайно встретился с ним. дал советы цискому послу, который был поражен его и тайно вывез Сунь Биня в Ци. Циский военачальник Тянь Цзи счел его знающим и принял как почетного гостя.

Тянь Цзи не раз выставлял своих лошадей на скачки, соревнуясь с княжичами из циского дома. Сунь-цзы 12 заметил, что лошади военачальника по своим качествам весьма различаются. Среди них были хорошие, средние и слабые. Тогда Сунь-цзы сказал Тянь Цзи: «Когда вам придется соревноваться на скачках, я обеспечу вам выигрыш». Тянь Цзи доверился ему. Наступило время состязаний с княжичами 13 на приз в тысячу золотом. Перед самым соревнованием Сунь-цзы сказал : «Сначала поставьте вашу слабую лошадь против их лучшей лошади и выиграйте вашей лучшей лошадью у их средней лошади, а вашей средней лошадью-у их худшей лошади». Когда провели три заезда, Тянь Цзи один проиграл, а два выиграл в конце концов получил у ваш тысячу золотом. После этого Цзи представил Сунь-цзы Вэй-вану 14. Вэй-ван расспросил о законах ведения войны, после чего поставил его ши (наставником в военных делах).

после этого Вэй напало на Чжао 15. Встревоженный Чжао обратился за помощью к Ци. Циский Вэй-ван хотел поставить во главе войск Сунь Биня, Бинь, поблагодарив , отказался, сказав: «Искалеченный наказанием не может «. Тогда назначили командовать войсками Тянь Цзи, а Сунь-цзы сделали ши. сидел в повозке под балдахином и, следуя за войском, составлял планы.

Тянь Цзи хотел отправиться с войсками в Чжао, но Сунь-цзы сказал: «Тот, кто приводит в порядок спутанную пряжу, не пользуется кулаками; тот, кто разнимает дерущихся, не хватается за алебарду. Всегда следует бить по слабому месту противника, контролировать обстановку, -и вы будете хозяином положения. Сейчас Лян сражаются в Чжао, следовательно, молодые и хорошо вооруженные воины ушли за пределы княжества, остались лишь старые и слабые. Вам лучше во главе войск пойти спешным маршем на Далян, захватить пути снабжения, ударить по месту, которое у них в данный момент ослаблено. они непременно оставят Чжао и устремятся на помощь своей . Так мы одним ударом избавим от опасности Чжао и ослабим армию Вэй». Тянь Цзи последовал этому . Вэйцы действительно оставили Ханьдань схватились с Ци у Гуйлина (353 г.) 16, вэйская армия потерпела крупное поражение.

Через 13 лет 17 Вэй и Чжао напали на Хань 18. Хань обратилось за помощью к Ци. Ци направило туда войска под командованием Тянь Цзи, которые пошли прямо на Далян. Вэйский военачальник Пан Цзюань, услышав об этом, оставил Хань и повернул назад, циская армия уже пересекла и двигалась на запад. Сунь-цзы сказал Тянь Цзи: «Воины трех цзиньских княжеств отчаянно храбры, недооценивают Ци, называют цисцев трусливыми. Умелый военачальник, воспользовавшись обстановкой, с выгодой завлечет их. В законах ведения войны : «Те, кому перед сражением приходится проходить 100 ли, могут потерять старших командиров; у тех, кому приходится проходить 50 ли, может дойти половина войска» 19. Сделайте так, чтобы циские войска, вошедшие в Вэй, устроили 100 тысяч очагов , на следующий день-50 тысяч очагов, а на третий день-30 тысяч очагов». Через три дня похода Пан Цзюань радостно заявил: «Я был уверен, что циские воины-трусы: через три дня после вступления в наши земли больше половины их воинов командиров разбежалось». Тогда он оставил свои пехотные части и с легковооруженными отборными стал преследовать цисцев, двигаясь днем и ночью.

Сунь-цзы, рассчитав их движение, к вечеру должны достичь Малина 20. Дорога у Малина узкая, по обеим сторонам много естественных препятствий, можно расположить в засаде солдат. И тогда срубить большое дерево, очистить его от коры и сделать надпись: «Пан Цзюань умрет под этим деревом». Затем приказал десяти тысячам лучших лучников циской армии расположиться в засаде по обеим сторонам дороги. получили такой приказ: «Вечером, увидев огонь, стрелять всем разом».

Пан Цзюань действительно вечером дошел до срубленного дерева. Увидев, очищение от коры и надписано, зажег факел, чтобы осветить его. Но не успел он дочитать, как десять тысяч лучников циской армии выстрелили разом. Вэйская армия пришла в большой беспорядок, началась паника. Пан Цзюань понял, что положение безвыходное, а поражение неизбежно, и со словами «Слава таки досталась этому негоднику!» перерезал себе горло. Циские войска, воспользовавшись успехом, полностью разгромили его армию, взяли в плен вэйского наследника Шэня 21 и увели с собой. Благодаря всему этому имя Сунь Биня прославилось в Поднебесной, и из поколения в поколение стали передаваться его труды о военном искусстве 22.

У Ци был родом из Вэй 23, любил заниматься военным делом. Некогда учился у Цзэн-цзы 24, служил правителю Лу. Когда цисцы напали на Лу, Лу хотел поставить У Ци во главе войск, У Ци был женат на женщине из Ци, лусцы в нем сомневались. Тогда У Ци, стремясь утвердить свое имя, убил свою жену, тем самым демонстрируя, что у него нет привязанности к Ци. В конце концов луский правитель назначил его командующим войсками. повел войска в наступление на Ци и нанес ей серьезное поражение.

Среди лусцев некоторые сомневались в У Ци и рассказывали о нем: » Ци-хитрый бессердечный человек. Когда он был юн, в семье накопили тысячу цзиней . Но советником он так и не стал, а дом разорил. Односельчане стали смеяться над ним, тогда У Ци убил более 30 земляков и бежал из Вэй на восток. Прощаясь с матерью, , укусив в знак клятвы свою руку 25, сказал: «Я не появлюсь в Вэй, пока не стану цином сяном!» Затем он служил Цзэн-цзы. Через некоторое время умерла его мать, а он так и не вернулся . Цзэн-цзы стал презирать его и порвал с ним 26. Тогда Ци прибыл в Лу, стал изучать военное искусство, чтобы служить лускому правителю. правитель Лу сомневался в нем, Ци убил свою жену, чтобы получить командование войсками. Но Лу-маленькое княжество, и если у него будет репутация победителя, то чжухоу станут против него строить козни. К тому же Лу Вэй-братские княжества 27, и если правитель будет использовать У Ци, оттолкнет Вэй». Луский правитель счел все эти немаловажными и отказался от услуг У Ци 28.

В это время У Ци услышал, что вэйский Вэнь-хоу 29-достойный , и захотел служить ему. Вэнь-хоу спросил у Ли Кэ 30: «Что за человек этот У Ци?» Ли Кэ ответил: «Ци корыстолюбив и похотлив 31, но командует войсками так, что Сыма Жан-цзюй 32 не мог бы превзойти». Тогда вэйский Вэнь-хоу назначил его командующим. Тот нанес удар по Цинь захватил пять городов.

Будучи командующим, Ци одевался и питался, как простой солдат, спал, не подкладывая циновки. Во время похода он не ездил верхом 33 или в колеснице, сам носил в мешке необходимый провиант, деля с солдатами и командирами трудности и тяготы . Когда у одного из солдат образовался нарыв, Ци сам высосал из него гной. Мать солдата, узнав об этом, расплакалась. Ее спросили: «Твой сын- солдат, а тут сам главнокомандующий высосал гной нарыва, чего же ты плачешь?» Мать сказала: «Как же мне не плакать! В прошлом году У-гун (У Ци) высосал гной у его отца, который храбро сражался и был в конце концов убит в бою. А сейчас У-гун высосал гной у его сына, и это сулит ему гибель. Вот почему плачу».

Вэнь-хоу находил, что У Ци искусно управляет войсками, бескорыстен и справедлив, умеет расположить к себе сердца солдат. И он назначил его руководить обороной Сихэ 34, чтобы давать отпор Цинь и Хань.

У Ци, будучи управителем Сихэ, весьма прославился. в Вэй установили сяна и назначили Тянь Вэня. У Ци был недоволен обратился к Тянь Вэню: «Можно поговорить с вами о заслугах?» Тянь Вэнь ответил: «Можно». Ци спросил: «Кто из нас лучше командует тремя армиями, способен добиться того, чтобы солдаты и командиры были готовы умереть, враждебные княжества не смели замышлять ?» Вэнь сказал: » я уступаю вам». Ци сказал: «Кто из нас способен лучше навести порядок среди чиновников, быть близким к народу, наполнить склады и хранилища?» Вэнь сказал: » я уступаю вам». Ци продолжал: «Кто из нас лучше сможет держать земли Сихэ, чтобы циньские войска не смели двигаться в восточном направлении, а Хань и Чжао следовали за нами?» Вэнь ответил: » я уступаю вам». Ци сказал: «По всем этим трем вы ниже меня, почему же по положению вы выше меня?» Вэнь ответил: «Когда правитель мал княжество нестабильно, высшие сановники еще не поддерживают князя, а народ не доверяет ему, на кого в такое время надо возложить управление делами княжества-на вас или на меня?» Ци долго молчал и наконец сказал: «На вас!» Вэнь сказал: «Вот поэтому я и занимаю положение выше вашего». Тогда-то У Ци понял, что ему трудно равняться с Тянь Вэнем.

После смерти Тянь Вэня сяном стал Гун Шу. Возвысившись на вэйской принцессе, задумал навредить У Ци 41. Слуга Гун Шу сказал : «Устранить Ци легко». Гун Шу спросил: «Каким образом?» Слуга ответил: «У Ци-человек бескорыстный и гордый, дорожащий своей репутацией. Поэтому сначала вы скажите У-хоу следующее: «У Ци-достойный человек, но княжество ваше небольшое и к тому же граничит с могущественным Цинь. Я боюсь, что Ци не заинтересован в том, чтобы остаться». У-хоу спросит: «Как же быть?» На это вы скажете У-хоу: «Надо попробовать завлечь его с принцессой. Если Ци собирается остаться, то он непременно примет это , если не собирается остаться, то откажется. Так вы разгадаете его «. После этого призовите У Ци и передайте ему предложение правителя, но сделайте так, чтобы принцесса рассердилась и проявила неуважение . У Ци увидит, что принцесса ни во что его не ставит, и непременно откажется». Вскоре У Ци обнаружил презрительное отношение принцессы к нему и отказался вэйского У-хоу. У-хоу засомневался в нем и перестал ему доверять. У Ци, опасаясь опалы, бежал в Чу.

Чуский Дао-ван 42 был наслышан о достоинствах Ци и по прибытии назначил его сяном. ясными законы и продуманными указы, выгнал бесполезных чиновников, отменил кормление дальних родичей князя. В то же время он заботился о храбрых воинах, укреплял армию, устранял бестолковых болтунов-советников. В результате Чу усмирило племена наньюэ; на севере присоединило Чэнь и Цай, отразило нападение трех цзиньских ; на западе напало на Цинь. Чжухоу стали опасаться мощи Чу 43.

Однако чуская знать и родственники князя всеми силами стремились погубить У Ци. И когда Дао-ван умер, высшие сановники и родня взбунтовались и напали на У Ци. У Ци убежал от них и спрятался за телом князя. Преследователи закололи У Ци, повредив тело Дао-вана. После погребения Дао-вана, на престол взошел наследник, он приказал линъиню казнить тех, кто, убивая У Ци, потревожил Дао-вана. Из-за убийства Ци было истреблено свыше 70 родов.

Я, тайшигун, скажу так.

То, что принято называть военным искусством, описано в 13 главах труда Сунь-цзы и в «Законах ведения войны» У Ци; у людей много , поэтому я о них не рассуждаю, а рассматриваю дела и поступки этих . Говорят: «Способный действовать еще не обязательно способен говорить, способный говорить еще не обязательно способен действовать» 44. Сунь-цзы был так умен, что сумел разгадать планы Пан Цзюаня, но не смог уберечь себя от беды и был сурово наказан. У Ци убеждал У-хоу, что добродетель важнее природных условий и рельефа местности. Но ему пришлось бежать в Чу, где лишился жизни из-за собственной жесткости и недостатка милосердия. Как это прискорбно!

1. Фигуры крупнейших военных теоретиков Древнего Китая Сунь-цзы и У Ци (У-цзы) давно привлекают внимание ученых и военачальников в различных странах. В XX в. их трактаты были особенно популярны в военных академиях фашистской Германии, империалистической Японии и в некоторых других странах. Наиболее многочисленны переводы трудов Сунь-цзы и У-цзы на немецкий и японский языки; на русский язык полный перевод их трактатов о военном искусстве осуществлен академиком Н.И.Конрадом с соответствующим исследованием их доктрин (см. ). Классическим переводом трудов Сунь-цзы и У Ци на английский язык считается работа Г Джайлза . На немецком языке труд У-цзы наиболее известен в переводе А. Пфицмайера . Полный русский перевод гл. 65 Ши цзи выполнен В.А.Панасюком . Серьезную помощь в работе над главой оказали нам ее переводы на байхуа: Ван Босяна и Линь Жэнцяня ; на японский язык- Отаке и некоторые важные комментарии (Такигавы, Лян Юй-шэна и др.).

3. Вопрос о первоначальном числе глав Сунь-цзы рассмотрен в исследовании Н.И.Конрада . Считается, что трактат состоял, как и в настоящее время, из 13 глав, о чем упоминает и Сыма Цянь. Но в Хань шу указывается, что в него входило 89 главок (пянь) и 4 главы приложений (карт-ту) . Однако нигде следов столь обширного трактата не обнаружено, и это свидетельство ставится под сомнение. Наиболее ранним из авторитетных комментаторов Сунь-цзы считается вэйский Цао-гун (Цао Цао) (155-220 гг.).

4. Знак цзи может обозначать алебарду, бердыш или копье с широким лезвием.

5. Фу юэ-секира, боевой топор; здесь-символ власти командующего.

6. В примечаниях к тексту сочинения Сунь-цзы Н.И.Конрад отмечает, что предание о командовании женщинами скорее напоминает исторический анекдот. Но и это предание, и другие каноны «свидетельствуют о том, что в Древнем Китае право полководца на полную самостоятельность в пределах своей компетенции было общепризнанным» .

8. Характерно, что в Цзо чжуань имя Сунь У не упоминается, а вся слава разгрома Чу приписывается князю. Отсюда у некоторых позднейших комментаторов появились сомнения в правдивости тех сведений о Сунь-цзы, которые даются Сыма Цянем (об этом см. ). Но в других военных трактатах, и в частности в Вэй Ляо-цзы, автор которого жил во времена лянского Хуэй-вана (370-335 гг.), прямо говорится о военных заслугах Сунь-цзы.

9. Точная дата смерти Сунь У неизвестна. Лян Юй-шэн по боевым действиям (взятие столицы Чу, битва под Малином и др.) определяет интервал между смертью Сунь-цзы и появлением Сунь Биня в 166 лет . Знак бинь в его имени означает наказание в виде удаления коленных чашечек. Поскольку этот потомок Сунь-цзы был наказан именно таким образом, он и получил соответствующую кличку -Сунь Бинь, а его подлинное имя история не сохранила. Уцелели лишь предания о его делах и военных талантах (см. ).

10. Вэйский Хуэй-ван правил в 370-361 гг.

11. Лян (Далян)-тогдашняя столица княжества Большое Вэй. Находился на месте совр. города Кайфын в пров. Хэнань (см. карты 1, 3).

12. Далее Сунь Биня несколько раз именуют Сунь-цзы, что вряд ли является опиской, так как элемент -цзы употребляется с фамилией любого уважаемого лица (подробнее см. примеч. 2 к гл. 67).

13. В тексте стоит слово ди *** «младший брат». Так и перевел В.А.Панасюк: «братья вана» . Тайский Сыма Чжэнь приравнял это слово к дань *** «только», ограничивающее участвующих в состязании только княжичами. Подобное толкование принято и другими переводчиками текста. Но трактовка этого знака остается спорной. Считая слово ди ошибочно вставленным в текст Сыма Цяня, мы исключили его из перевода.

14. Напомним, что княжество Ци в период Чуньцю возглавлялось потомками рода Цзян (см.: Истзап, т. V гл. 32). Позднее, в V в., власть в Ци захватили представители рода Тянь, поэтому иногда в литературе встречается название двух княжеств Ци-цзянское и тяньское. Со времени правления Вэй-вана (378-343 гг.) это княжество вошло в число семи сильнейших (цисюн).

15. Чжао в период Чжаньго тоже входило в группу семи сильнейших княжеств. Его истории посвящена гл. 43 Ши цзи (Истзап, т. VI). Правители домов Чжао, Хань и Вэй в 403 г. разделили земли Цзинь и основали отдельные княжества. В Чжао, куда вошли северные земли бывшего Цзинь, стал править Ле-хоу по имени Цзи (408-400 гг.), его столицей был Ханьдань.

16. Гуйлин-вэйский город, расположенный приблизительно в 60 км к северо-востоку от Даляна (см. карты 1, 3). Битва под Гуйлином произошла на 18-м году правления вэйского Хуэй-вана, или на 26-м году правления циского Вэй-вана.

17. Как явствует из Хронологических таблиц, в 341 г., т.е. действительно через 13 лет, на 30-м году правления Хуэй-вана состоялась битва под Малином, в которой вэйцы потерпели поражение от цисцев. Однако в ряде средневековых списков Ши цзи указан (видимо, ошибочно) срок в 15 лет; Мидзусава упоминает об 11 таких списках, начиная с сунского времени . Накаи Сэкитоку же вообще принимает эти две битвы за одно событие .

20. Малин-циский город на р. Пушуй (см. карту 3).

21. Шэнь был наследником вэйского Хуэй-вана; попав в плен, он так и умер в Ци.

22. В Ши цзи книга Сунь Биня о военном искусстве даже не названа. Нет упоминаний о ней в сложившемся в XI в. «Семикнижии»-собрании классических сочинений по военному искусству древности и раннего средневековья. В их число, как известно, входят: Лю Тао, Сунь-цзы, У-цзы, Сыма бинфа, Сань люэ, Вэй Ляо-цзы и Ли Вэй-гун вэнь дуй (см. ). Бань Гу в гл. 30 Хань шу в числе 53 военных авторов его времени Сунь Биня не называет , хотя в гл. 23 упоминает его: «В Ци имелся Сунь Бинь» . Однако решающее слово в этом заочном споре сказали китайские археологи. В начале 70-х годов XX в. в Линьи (пров. Шаньдун) при раскопках ханьских захоронений были найдены фрагменты Сунь Бинь бинфа («Трактата о военном искусстве Сунь Биня»), пролежавшие в земле более 2 тыс. лет. Найденные 223 бамбуковые дощечки с нанесенными на них 5985 иероглифами представляют собой фрагменты восьми глав этого сочинения. В них приведены соображения автора относительно ведения боя и руководства армией, устройства позиций, его беседы с Вэй-ваном, с Тянь Цзи и т. д. (см. ).

24. Цзэн-цзы по имени Цань (или Шэнь) был родом из княжества Лу; один из самых видных учеников Конфуция, по конфуцианской традиции считался автором трактата Да сюэ (в переводе В.М.Алексеева — «Великая наука», в переводе Н.И.Конрада-«Большая наука»), был также известен как политический деятель.

25. Небэй — ритуал, когда человек, давая клятву, кусает себе руку выше локтя, как бы скрепляя обещание собственной кровью.

26. У Ци не поехал отдать прощальный долг матери, поскольку не хотел нарушать собственную клятву вернуться, лишь обретя знатность. По понятиям того времени такое поведение нарушало конфуцианский принцип сяо («сыновнего почитания родителей») и вызвало осуждение Цзэн-цзы и окружающих.

27. Основатели этих княжеств были выходцами из древнего клана Цзи (см.: Истзап, т. V, с. 17).

28. Н.И. Конрад отмечал: «Трудно судить о действительных причинах изгнания У-цзы… Весьма вероятно, что Сыма Цянь указывает правильный путь для толкования поступка князя. Кроме того, слава и влияние удачливого полководца в соединении с крутым и решительным нравом вызывали опасение знати» .

31. Биография У Ци плохо сочетается с такой характеристикой. На это же указывал Лян Юй-шэн .

32. О нем см. гл. 64.

33. Накаи Сэкитоку замечает, что во времена У Ци китайцы еще не ездили верхом; следовательно, данное место-более поздняя интерполяция .

35. Вэйский У-хоу правил в 386-371 гг. (Истзап, т. III, с. 807). В различных источниках даты его княжения не одинаковы.

38. Цзе — последний правитель дома Ся. В традиции считается глубоко порочным человеком, деспотом и тираном, уничтожившим многие роды (см.: Истзап, т. I, с. 278, примеч. 175 к гл. 2); традиционно годами его правления читают 1818-1766 гг. до н.э. Названные здесь географические ориентиры: гора Тайшань, расположенная к северу от луской столицы Цюйфу (см. карту I), относится к числу священных гор Китая; также почитаемая гора Хуашань расположена у крутого поворота русла Хуанхэ на восток (см. карты 1, 2); Ицюэ-горный проход на важнейшей дороге, связывавшей Цинь, Хань, Вэй и Чу (располагался в 50 км к югу от Лояна по левому берету р. Ишуй, притока р. Лошуй), Янчан-насоленный пункт и перевал в горах Тайхан.

39. Чэн Тан (или просто Тан) считался одним из основателей дома Инь (см Истзап, т I, гл 3), хотя обычно перечисляется ряд имен ванов и ди, правивших до него.

40. Чжоу Синь-последний иньский правитель, тиран и деспот, убитый чжоуским У-ваном. Гора Мэнмэнь находилась на востоке хребта Тайхан в совр. пров Шаньси. Гор с названием Чаншань в Китае несколько, поэтому определить местоположение той, что упомянута в тексте, мы затрудняемся.

42. Чуский Дао-ван по имени Сюн И правил в 401-381 гг.

43. Отметим что в гл. 40 Ши цзи события изложены несколько по-иному. Там говорится, что в 391 г. три цзиньских дома напали на Чу и нанесли поражение чуской армии у горного прохода Юйгуань и что Дао-ван заключил мир с правителем Цинь (а не напал на него) (см. Истзап, т. V, с. 202). Ничего не сказано и о роли У Ци в военных действиях. Подобный разнобой не часто встречается в Ши цзи. Обычно одна глава как бы дополняет материал другой, давая новый аспект видения событий. При этом возможны и накладки.

44. В переводе В.А.Панасюка это выражение отнесено к Лунь юю . Ни один из известных нам комментаторов подобной отсылки не делал. В Лунь юе действительно есть похожая фраза: «Высоконравственный непременно умеет хорошо говорить, но тот, кто умеет хорошо говорить, не обязательно высоконравствен» (ЧЦЦЧ т. I, с. 301). Однако по смыслу эти фразы все же разнятся, так что слово юй (***) мы не считаем аналогом Лунь юя и переводим по смыслу-«речь», «слова»

Легендарный трактат Сунь-Цзы в наглядных иллюстрациях от Джессики Хэги, автора бестселлера «Как быть интересным».
В книге «Искусство войны в иллюстрациях. Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках» переплелись мудрость бронзового века и визуальное мышление века информации.
С одной стороны, искусство войны Сунь-Цзы бессмертный трактат и главная книга о политике и стратегии на протяжении 2 тысяч лет.
А с другой — книга с иллюстрациями современного художника Джессики Хэги, автора бестселлера «Как быть интересным», чьи диаграммы, графики и схемы помогают миллионам людей лучше понимать разные идеи и концепции.
Результат, привлекательная иллюстрированная версия легендарной книги, доступная для всех: студентов, бизнесменов, художников, стратегов и любителей теории игр.
На каждой странице этой книги вы найдете диаграммы, схемы, графики и иллюстрации, простые, заставляющие размышлять, иногда забавные.
Книга «Искусство войны в иллюстрациях. Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках»:
Для всех поклонников классического труда Сунь-Цзы.
Для тех, кто любит иллюстрированные книги и оригинальные подарки.
Об авторе:
Джессика Хэги — блогер и художник. Автор лучшего блога 2008 года по версии читателей журнала Time.
Несколько лет назад Джессика опубликовала пост «Как быть интересным» на сайте Forbes, который собрал почти 2 миллиона просмотров. При этом читатели сильно просили Джессику написать о том, как быть интересным более подробно. Так из небольшого поста появилась книга с одноименным названием.
В ней Джессика рассказывает о 10 простых шагах, которые помогут по-другому взглянуть на жизнь, реализовать себя, жить полной и интересной жизнью. Она говорит о том, как важно быть по-детски непосредственным, не бояться рисковать и идти по непроторенным дорожкам.
Джессика уверена, что самые большие открытия ждут нас там, где мы еще не бывали. Главное правило, чтобы быть интересным, очень простое: «Будь собой. Никто не нормален. Каждый имеет свои причуды и особенности. Не нужно их скрывать: именно они делают вас интересным».
Оглавление книги «Искусство войны в иллюстрациях. Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках»
Вступление
как отравить кого-то, чтобы об этом не узнала полиция?
Эта сумка когда-нибудь опустеет?
ОТ АВТОРА:
Визуализируем метафору
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ:
Визуализируем стратегию
2 БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Визуализируем тактику
3 ВОЕННЫЕ УЛОВКИ:
Визуализируем линию поведения
4 ОБЛИК АРМИИ:
Визуализируем позицию
5 МОЩЬ:
Визуализируем ресурсы
6 ПУСТОТА И ПОЛНОТА:
Визуализируем возможности
7 МАНЕВРЫ:
Визуализируем конфликт
8 УЧЕТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ:
Визуализируем варианты
9 ВОЙСКО В ПОХОДЕ:
Визуализируем предварительные действия
10 ВИДЫ МЕСТНОСТИ:
Визуализируем окружающую обстановку
11 ДЕВЯТЬ ВИДОВ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ:
Визуализируем адаптацию
12 УСТРОЙСТВО ПОЖАРА:
Визуализируем эффективные средства
13 РАЗВЕДКА:
Визуализируем информированность
ПРИМЕЧАНИЯ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *